Введение
Взрослея, каждый ребёнок сталкивается с рядом проблем, на которые самому очень сложно найти ответ: есть ли настоящие друзья, как вести себя в обществе, что делать, если тебя никто не понимает. Художественная литература даёт ответ на эти вопросы. Главное найти «свои» книги и «своих» героев. Исследование художественных текстов помогает проникнуть в тайны человеческой природы и понять себя. Литература - это верный источник информации, который сможет дать ответ на поставленный вопрос: какими были мои ровесницы много лет назад, о чём думали, о чём мечтали, какими были их увлечения.
Актуальность:
Для такого исследования я выбрала две свои самые любимые книги: повесть Люси Мод Монтгомери «Энн с фермы Зелёные Крыши» и повесть «Поллианна» Элинор Портер. Сравнению двух художественных образов – главных героинь этих произведений – посвящена эта работа.
Цель: сопоставить художественные образы ровесниц в литературных произведениях.
Задачи:
1. Перечитать повесть Люси Мод Монтгомери «Энн с фермы Зелёные Крыши» и повесть «Поллианна» Элинор Портер.
2. Составить сопоставительного анализа художественных образов.
3. Сделать презентацию.
Объект исследования: художественные произведения Люси Мод Монтгомери и Элинор Портер.
Предмет исследования: образы Энн и Поллианны.
Гипотеза: у всех девочек-подростков похожие мечты и переживания, независимо от того, где и в какое время они жили.
Методы:
1. Выборочное чтение.
2. Сопоставительный анализ художественных образов.
Основная часть
Энн-главная героиня повести Люси Мод Монтгомери «Энн с фермы Зелёные крыши».
Её имя обозначает «милость Божья» и связано с силой, храбростью и благодатью. Полное имя главной героини Энн Ширли. Она - сирота. Родители её погибли, и она воспитывается у чужих людей, которые вскоре её удочерили. Так девочка обрела новый дом в семье брата и сестры Хатберт. Поллианна - главная героиня повести Элинор Портер тоже сирота, только её опекуном стала родная тётя - мисс Полли.
Сближает этих девочек и то, что они не были желанными в приёмных семьях. Мэтью и Марилла хотели усыновить мальчика, чтобы он помогал им по хозяйству. Но произошла ошибка, и девочку не смогли вернуть обратно в приют. Мисс Полли не скрывает своего недовольства, связанного с появлением в доме племянницы. Но долг для неё прежде всего. Обе героини страдали из-за того, что были не желанными.
Энн выделялась среди других детей, так как у неё были рыжие, как морковка, волосы, зелёные глаза, всё её лицо было в веснушках. Также она была очень худенькая, из-за этого над ней очень часто издевались.
Поллианна своей лучезарной улыбкой и жизнерадостностью поражает каждого, кто её видит впервые.
Ещё одно сходство героинь в том, что они всегда счастливы. Поллианна играет в Игру, которой научил её папа: радоваться всему, даже когда вместо куклы тебе подарили костыли. Сначала эта Игра была не понятна окружающим. Но в итоге играл весь город, и даже те, кто совсем разочаровался в жизни, в том числе строгая мисс Полли. Энн тоже жизнерадостная девочка. Её любимая фраза: «Я очень рада».
В речи Энн очень много сложных, иногда даже не понятных взрослым людям слов: «… если у вас большие идеи, то вы должны использовать большие слова, чтобы выразить их…». Кроме этого, девочка мыслит образами. Обычному проспекту, который поразил Энн своей красотой, она дала название - «Белый путь Восторга», а пруд Барри - «Озеро Сияющих Вод». Речь Поллианны также полна восторженных слов. Например, когда она посещает прикованную болезнью к кровати мисс Сноу, она восхищается красотой её волос, делает ей причёску, которую украшает живым цветком.
В свободное время Энн любит задумываться и мечтать, а Поллианна просто жить. А жить в понимании девочки - это значит «…играть на улице, читать про себя, лазить по скалам, болтать с Нэнси или со старым мистером Томом в саду, или узнавать всё, что можно, о домах и обо всём другом».
У Энн есть одна подруга Диана. Они дали друг другу клятву, что будут вместе вечно, даже если их разлучит расстояние. «…Если весь мир будет ненавидеть тебя и считать дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдешь друзей», - в этих словах выражено отношение Энн не только к дружбе, но и к самой себе.
Среди друзей Поллианны в основном взрослые люди: служанка Нэнси, мисс Сноу, мистер Пендлтон. И лишь один герой её ровесник - мальчик-сирота Джимми Бин. Его мечта - обрести семью. Он готов на всё ради еды и постели. Поллианна и эту проблему смогла решить: Джимми Бин скрасил одиночество мистера Пендлтона, став членом его семьи.
Семья Хатбертов попала в сложную ситуацию. Из-за нехватки денег на аренду они могли лишиться своей фермы, где жили и работали. Энн и Марилла сдали все ценные вещи в антикварную лавку, в том числе часы Мэтью, которыми он очень дорожил. Энн принимает решение отдать свою любимое платье с буфами, чтобы вернуть часы обратно.
Поллианна и Энн – девочки-подростки, совсем ещё дети. Но они решают проблемы, из которых не всегда удаётся найти выход взрослым.
Заключение
Таким образом, проанализировав художественные образы двух героинь, можно сделать следующий вывод. У всех девочек-подростков похожие мечты и переживания, независимо от того, где и в какое время они жили. Судьба Энн, как и судьба Поллианны, трагична. Обе остались сиротами в раннем возрасте. Обеим приходилось самостоятельно отстаивать своё право на счастье. Но при всей трагичности их судеб, им удалось не только сохранить свою жизнерадостность, но и заразить ей других.
Использованная литература
1. Люси Мод Монтгомери. «Энн с фермы Зелёные Крыши» [пер. с англ. Н. Чернышовой-Мельник]: Киров: Издательство Качели, 2020. -352с.
2. Литература: 5-й класс: учебник: в 2 частях/ В.Ф.Чертов, А.А.Трубина,
Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова; под ред. В.Ф. Чертова. - Москва: Просвещение, 2022.
3. Элинор Портер. «Поллианна» [пер. с англ. А. Иванова и А. Устиновой]: Москва: ЭНАС-КНИГА, 2016. -224с.
Приложение №1
План-характеристика художественного образа
Место героя среди других персонажей |
… - главный герой повести … … - главная героиня одноимённого романа |
Анализ имени |
Имя героини обозначает… Имя главной героини связано с … На самом деле полное имя главного героя ., но… |
Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей |
Внешность девочки ничем не примечательна: … Она выделялась среди других детей, так как у неё были… Окружающие отмечали, что … была очень милой… (Здесь можно использовать цитату - описание внешности) |
Речевая характеристика |
В речи героини много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами… Много восклицательных предложений… Присутствуют вежливые слова… Речь героини меняется в зависимости от ситуации: … |
Семья, полученное воспитание, история жизни, род занятий. |
Героиня из очень обеспеченной семьи, в которой большое внимание уделяется воспитанию детей. Героиня из многодетной небогатой семьи, где родители озабочены лишь тем, как прокормить детей. Она - сирота и воспитывается в семье близких родственников. Девочка учится в … классе о обычной школе. |
Черты характера |
Она очень добрая… Характер героини меняется под влиянием… Её поступки говорят о любви ко всему живому, уважении к старшим… |
Любимое занятие |
В свободное время она любит… |
Взаимоотношения с окружающими: родителями, друзьями, неприятелями. |
У неё много друзей… У неё есть друг… Девочка очень страдает от того, что у неё нет друзей. Отношения с родителями - доверительные… |
Как герой выходит из сложных ситуаций? |
Из конфликта с … она выносит урок: … Во время… Она понимает, что… |