Роль семьи в становлении личности подростка (на основе повести Д. Сабитовой «Где нет зимы»)

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль семьи в становлении личности подростка (на основе повести Д. Сабитовой «Где нет зимы»)

Нигодяева А.А. 1Мирзоерова Н.Д. 1
1МОАУ Лицей № 6 8г
Любимова Н.Н. 1
1МОАУ Лицей № 6
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Семья - это огромный мир, в котором человек получает опыт взаимодействия с людьми, приобретает навыки поведения и общения. Именно семья на протяжении длительного времени играет определяющую роль в формировании личности подростка: каким быть, как научиться уважать не только себя, но и окружающих, как справиться с жизненными трудностями.

В 14 – 15 лет подростку нелегко найти равновесие между желанием свободы, независимости, самоопределении и потребностью в поддержке, поэтому ему так необходимо понимание со стороны родителей. Понимание междуродителямии подростками - важнейшее условие счастливой семейной жизни.

Осознание важности семьи и ее роли в становлении и развитии личностиподросткапозволилообратитьсякданнойтемемногихписателей,в том числе и Д.Р.Сабитову.В современном мире семья часто сталкивается с вызовами, особенно в отношениях с подростками – иногда сложными, болезненными, поэтому в повести «Где нет зимы» автор хочет подготовить юных читателей к непростым жизненным испытаниям, раскрывая отношения героев, которым посвящено данное исследование.

Повесть актуальна для современных подростков, так как всегда будут волновать читателей проблемы общения родителей и детей, любви и понимания в семье.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что написание данной работы позволило обогатить уже имеющийся запас знаний об особенностях периода взросления, отношениях с родителями, ответственности за свои поступки и поступки других.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в качестве дополнительного материала при изучении литературы о формировании характера подростков под влиянием взрослых, способности понять самого себя, строить общение со всеми членами семьи.

Новизна исследования состоит в раскрытии особенностей взаимоотношений, нравственных ценностей, жизни детей в современном мире.

Актуальность изучения внутреннего мира героев повести предопределила выбор темы, цели, задач исследования.

Была выдвинута гипотеза: в становлении юношей и девушек, в их подготовке к жизни, по мнению Д.Сабитовой, имеют большое значение основанные на любви и заботе о близких отношения в семье, которыев современном мире «могут датьзащитувсем людям,но в первуюочередьтем, кто еще не вырос».

Цель исследования – проанализировать повесть Д.Сабитовой «Где нет зимы» и раскрыть ценность семьи как опоры на пути жизни юных героев в период взросления.

Для достижения указанной цели в работе были определены и решены следующие задачи:

  1. ИзучитьбиографиюД.Р.Сабитовой.

  2. Прочитатьповесть«Гденетзимы».

  3. Раскрыть образ Павла, проследив развитие отношений Павла и Гуль, Павла и матери, Павла и Миры; образ дома.

ОбъектомисследованияявляетсятворчествоД.Р.Сабитовой. Предмет исследования – повесть «Где нет зимы».

Вработеиспользовался учебникшкольногокурсалитературы,научные статьи, информация сети Интернет.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы и приемы: прогнозирование, классификация, анализ, обобщение.

Входеработыбылсозданбуклет«Рольсемьивстановленииличности подростка (на основе повести Д. Сабитовой «Где нет зимы»)», с которым вы можете познакомиться в Приложении 1.

  1. ОСНОВНАЯЧАСТЬ

2.1. ТЕМАСЕМЬИ,ЕЕРОЛИВВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ В ТВОРЧЕСТВЕ Д.Р.САБИТОВОЙ

2.1.1.Особенностиподростковоговозраста

Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте.

Основная особенность подросткового возраста – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников, поэтому родителям важно сохранить крепкую связь с детьми- подростками.

Семья - один их основных факторов социализации ребенка, с нее начинается воспитание личности, развитие еѐ индивидуальных качеств. Чем больше подросток окружен заботой, вовлечен в различные видыдеятельности и общения, чувствует одобрение и поддержку своих родителей, тем успешнее происходит усвоение им морально-нравственных норм поведения и общечеловеческих ценностей, жизненных установок. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка всем образом жизни. Основополагающими принципами построения семейных отношений являются взаимопонимание, ответственность, уважение, сотрудничество, забота, внимание.

Семья,ж.

  1. а) Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.

б) перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.

  1. перен.Род,поколение.

ЕфремоваТ.Ф.Толковыйсловарьрусскогоязыка

Сотрудничество с родителями, взаимоуважение, доверительные отношения способствуют полноценному социальному развитию личности подростка.

2.1.2.БиографияД.Р.Сабитовой

Д. Р. Сабитова родилась 24 мая 1969 года в Казани, в семье технической интеллигенции. Росла девочкасреди двух культур. Ее мама русская по национальности, а папа – татарин.

Дома всегда было много книг. Мама любила творчествоА.С.Пушкина, а папа читал исторические произведения. Старшая сестра Д. Р. Сабитовой научила ее читать в три года, а в четыре года у девочки в библиотеке был уже собственный читательский формуляр. В школе Д. Р. Сабитова была отличницей, много времени посвящала чтению, кроме этого, ей нравилась математика, она посещала математический кружок, а затем физико- математическую школу при университете.

Какое-то время Д. Сабитова сомневалась: стать филологом или математиком. Но никогда не думала, что станет писателем, хотя в детстве – лет с восьми – сочиняла разные истории и стихи. Литература, любовь к книгам взяли верх над точными науками, и она поступила учиться на филологический факультет Казанского университета. Позже успешно защитила кандидатскую диссертацию. В течение десяти лет Д. Сабитова преподавала в Казанском университете на кафедре прикладной лингвистики.

В 2002 году с семьей переехала в Подмосковье, там появились друзья из писательско-литературной среды. Это окружение способствовало осуществлению ее давней мечты: она стала писать для двух своих сыновей сказки, которые периодически появлялись на страницах журналов «Книжное обозрение», «Кукумбер».

Когда в семье появилась приёмная дочь, Д.Сабитова опубликовала первую книгу. Дебютное произведение было удостоено премии «Заветная Мечта» и сделало автора известной писательницей. С 2007 года Д. Сабитовапериодически выпускает новыепроизведения,атакже пишеткниги на заказ. Например, «Сказки про Марту» были созданы специально для проекта «К новой семье», призванного помогать родителям, решившимся на усыновление.

Книги Д. Сабитовой - «Цирк в шкатулке», «Мышь Гликерия. Цветныеиполосатыедни»,«СказкипроМарту»,«Гденетзимы»,«Тритвоих имени» - адресованы детям и подросткам, они затрагивают достаточно серьёзные темы родительско-детских отношений, сиротства, усыновления, приёмных семей.

В 2012 году Д.Р.Сабитова вошла в «длинный список» номинантов на литературную премию имени Астрид Линдгрен.

2.1.3.Историясозданияповести«Гденетзимы»

Имея в браке двоих сыновей, Д. Сабитова и ее супруг мечтали о девочке. Но поскольку возраст женщины приближался к сорока годам, было принято решениевзятьприемного ребенка.«Еслибы мне кто-то сказал,что я возьму в семью шестнадцатилетнего подростка, я бы просто в это не поверила», - говорила она.

Однаждысовершеннослучайнонасайтеновосибирскойорганизации «День аиста» Д. Сабитова вышла в раздел, который посвящен информации о детях старше14лет,ищущихнеродителей,адрузей,потомучтородителейвтаком возрастеониврядлимоглибынайти.Наэтомсайтеонаувиделафотографию своейбудущейдочериЛюдмилы,аподфотографией–ссылкунасайт «Радио «Россия», где рассказывалась грустная история девочки Люды: сотрудница детского дома взяла ее в свою семью, в которой она прожила два года. Потом приемной семье необходимо было переехать, а брать Люду с собой им было неудобно, поэтому они вернули девочку обратно в детский дом.

«Меня заинтересовала этаистория,ярассказалаеемужу.Мужответил: «А давай ее возьмем. Если у нас не получится, девочка сможет уйти от нас, но те два года, что ей осталось до 18 лет, она проживет в семье!» - вспоминает Д.Сабитова. Так, в их семье появилась приемная дочь Люша. Они ни разу не пожалели о своем шаге. «На тот момент моему старшему сыну было 8 лет, а младшему — 3 года. И они считают ее сестрой», — с радостью признается Д.Сабитова. По ее словам, все, кто знают Люшу, отмечают, что это очень коммуникативно одаренная, внимательная, тактичная девочка, которая умеет общаться с любыми взрослыми и детьми спокойно и с достоинством. «Иными словами, нам повезло, что нам достался ребенок, готовый строить отношения», — рассказывала Д.Сабитова.

Однажды в Москве Сабитова встретила в кафе компанию мам с приемными детьми. Она заметила, что над ними как будто бы распространяется сияние, что это совершенно необыкновенные люди. Поскольку сама Д.Сабитова тоже воспитывала приемного подростка, обретенным опытом и знаниями о природе отношений с детьми, «рожденными сердцем», ей захотелось поделиться с другими, в том числе приемными семьями. Но не прямым, документальным повествованием, а с помощью сказочности и волшебства. Эта встреча побудила автора к написанию повести «Где нет зимы».

В основе сюжета книги лежит история из реальной жизни. Мамаодного приемного мальчика узнала, что у его школьного друга умерла мать,и тот попал в приют. Собрав документы, она пришла его забирать и выяснила, что у мальчика есть брат-подросток. Это не входило в ее расчеты, но после сомнений и внутренней борьбы женщина все-таки взяла обоих детей.

Это история двух детей – Павла и Гуль, оставшихся без поддержки взрослых: мама вела вольный образ жизни, часто пропадала, а затем и умерла; Шуры, бабушки, любящей внуков, тоже не стало. Детей забирают в детскийдом,гдеихждетжизнь,полнаятревог,волненийисильного желания вернуться домой. К счастью, встретили герои Миру, которая смогла стать им матерью.

По мнению Д. Сабитовой, детская книга должна давать маленьким читателям надежду на то, что справедливость и добро в мире существуют.

2.2.ДОМ,ГДЕНЕТЗИМЫ

      1. ОбразПавла

Д.Сабитова в повести «Где нет зимы» проникновенно рисует чувственный мир подростка, превращение мальчика в юношу.Автор с тонкой чувствительностью раскрывает проблемы, с которыми сталкиваются современные подростки. Они часто чувствуют себя непонятыми родителями, зажатыми в рамках ожиданий и правил.

В повести изображается это противостояние между поколениями, показывается, как сложно родителям и детям найти общий язык и понять друг друга. В центре сюжета - история юного героя, который ищет своеместо в мире и сталкивается с трудностью понимания себя, своих чувств.

Образ подростка многогранен, противоречив. Тринадцатилетний Павел вынужден повзрослеть раньше срока, взяв после смерти мамы и бабушки ответственность за сестру, за себя. Старший брат оберегает Гульот неприятностей, старается уберечь от ошибок.

Что значит для Паши его семья, пусть уже и маленькая, мы понимаем, когда подросток принимает важное решение и отказывается уехать со своим отцом. Самое главное для мальчика - быть рядом с сестрой, неважно в детском доме или в новой семье.

Он предан своим друзьям, готов прийти на помощь в любое время, ценит верность и искренность в отношениях. В то же время Павел часто бываетзамкнут,емунелегко выражатьсвоичувстваи говоритьотом,чтоего волнует.

Также серьезным шагом в жизни стало создание новой семьи. Этот процессдовольномедленный,иногдаприводящийкабсолютноиным результатам (возвращение детей в детский дом). К счастью, Мира взяла на свои плечи этот «груз» и без труда смогла поладить с детьми.

Возложив на свои плечи груз ответственности в новой семье, мальчик считал себя серьезным и взрослым, отвечающим в семье абсолютно за все. Что в итоге привело к конфликту с Мирой Александровной. После ссоры женщина дала остыть мальчику и поговорила с ним по душам. После этого разговора Павел понял, что взрослые - это такие же дети.

В восприятии Павла на протяжении всего повествования идет борьба возрастов. Глазами Павла в повести показаны все важные и серьезные эпизоды из жизни ребят. Подросток постоянно сталкивается с трудными жизненными ситуациями, в которых нужно проявлять ответственность, нужно преждевременно взрослеть. Функция Павла в повести - замещать семью (а именно взрослых) не только себе, но и младшей сестре, надеясь при этом только на собственные силы. Главный герой играет роль взрослого, что не соответствует его возрасту.

      1. ВзаимоотношенияПавласчленамисемьи

Взаимоотношения Павла с сестрой и родителями образуют целостное единство повести. Благодаря Гуль, матери, Шуре, Мире герой познает себя и справляется с жизненными испытаниями. Пытаясь разрешить свой внутренний конфликт, Павел как бы находится в центре семьи, разбираясь в своих чувствах.

Особоевниманиеуделяетсяотношениямбратаисестры. Авторпоказываеттеплотуидоверие,существующиемеждуними.

Гуль — младшая сестра Павла, хоть и не родная. Ее характер сочетает в себе детскую невинность с сильной волей и желанием стать самостоятельной. Гуль чувствительна к красоте, любви и доброте и очень ранима. Она ищет любви и тепла в отношениях с другими людьми.

Павел понимает, что Гуль еще маленькая, ейнужнобольше внимания, но мама почти все время проводит на работе, поэтому именно он старался заботитьсяосестре,бытьрядом,помогалпреодолеватьтрудности, одиночество. Например, когда Гуль просила Павла посидеть в ее комнате,так как не хочет засыпать одна, он оставался с ней, отвечал на ее вопросы и читал с ней книги.

Павел хочет казаться для сестры смелым, тем, кто всегда сможет помочь и защитить. Даже после того, как герой узнал, что они друг другу не родные брат и сестра, он не оставил ее, а продолжал заботиться и любить.

Подросток считает себя за ответственным за жизнь сестры, вроде бы даже гордится своим «взрослением». Неслучайно воспитательница продленного дня называет его в шутку «нянь», а классный руководительГуль – «Павлом Васильевичем». «Софья Тимофеевна уважает моего Пашу, называет его по отчеству, как будто он взрослый человек. Хотя он еще не взрослый,яэтопонимаю», -рассуждаетдевочка.Онанесчитаетсвоегобрата взрослым, но проявляет к Павлу уважение.

Гуль очень любит своего брата: «Я вообще люблю только двух мужчин на свете. Пашу — потому что он мой брат. И Мишу — потому чтоон мой друг». Девочка считает его своей защитой и опорой, ищет в нем поддержку и понимание.

Чувство дома, семьи – то, что привила с детства герою бабушка, которая в отсутствии матери и отца детей сохраняла домашний очаг, помогала внукам справляться с трудностями, учила любить. Шура – это яркий, жизнерадостный и непосредственный персонаж. Она предстает перед читателем как женщина, полная жизни, энергии и любви к жизни, несмотря на всебеды, выпавшие на ее долю. Шура необычна, небоится выражать свои чувства и мнения, чем иногда ставит в неловкое положение окружающих,при этом она легко заводит друзей и с радостью делится с ними своей жизнью. Пока была жива бабушка, Павел оставался ребенком. Но вот ее не стало, и герой вынужден был быстро повзрослеть: он – единственный мужчина в доме.

Мама Павла и Гуль предстает перед читателем как женщина, запутавшаясявсвоихжеланиях,чувствах иожиданиях.Изначальнолюбящая и заботливая, после смерти мужа она осталась одна, с глубокой печалью в сердце. Конечно, мама любила своих детей, но, раздавленная горем, замкнулась, перестала уделять им внимание, ничего не предпринимала для изменения ситуации, не осознавала ответственности за благополучие детей. Она чувствовала себя беспомощной и виноватой, но не могла помочь Павлуи Гуль, а затем и вовсе пропала, окутанная своим горем. Дети чувствуют отчуждение матери и пытаются найти утешение в других отношениях.

В отчаянной ситуации, когда мать неизвестно где и отец готов взять в свою новую семью только Павла, когда становится ясно, что путь этих детей – только в детский приют, герой ищет выход, он не хочет покидать свой старенький, но такой любимый дом. Он понимает: если бы рядом была мама, то не пришлосьбы им с сестрой такстрадать. Поэтомуи отношение к матери сложное – и любовь, и непонимание, и обида.

Несмотря на все жизненные трудности, мальчик до последнего не теряет надежду вернуться вместе с Гуль в родной дом. И чудо случается, к ребятам на помощь приходит женщина – мама Миши друга Гуль, которая берет над ними опеку. Эту радостную новость мы узнаем из речи Павла. Мира Александровна мечется: содной стороны, унее прекрасные жилищные условия, маленький сын, с другой, непонятное будущее: большой старый дом, двое чужих детей. Павел пытается привести главный, на его взгляд, взрослый аргумент: «Мира Александровна! Потерпите всего пять лет… мне будет восемнадцать, и я сам смогу растить Гуль». Бесспорно, это детский довод приводится, чтобы развеять сомнения Миры, и женщина это понимает. Но Павел продолжает бороться за семью, за свой дом.

Закрыв глаза на все трудности, Мира Александровна подарила детям счастье - родной дом. И здесь главной проблемой для Павла является не жизнь с незнакомым человеком, а возвращение в свою среду, в свой коллектив. Если возвращение в школу Гуль отмечали как праздник, то у Павла все происходило наоборот: «Я вернулся в класс тихо. Все делали вид, чтоничегонеслучилось.Ноопять-такияпонимаю:людипростонезнают, как себя вести в таком случае, что говорить». Мы видим процесс взросления героя.

В новой семье у детей почти сразу же возникает вопрос: как называть новую приемную маму? Понятно, что мамой первое время чужого человека называть не будешь, но и на «вы» со стороны звучит как-то странно, может быть, тетей Мирой? Гуль ломает голову, а Павел советует: «Не умножай сущности сверх необходимости». И он прав, ведь со временем они с сестрой привыкнут к этой (пока что чужой) женщине, как и она к ним, в таком случае никто и не задумается над тем, как друг к другу обращаться, это будет потребность души.

В отличие от родной матери, Мира ощущала в себе силу и способность помочь детям, окружив их заботой и любовью. Мать Павла и Гуль, скованная горем, не смогла проявить заботу о детях, в то время как Мира, полная сострадания, делала это самоотверженно.

Проходя сложный путь взросления, создания новой семьи, Павел узнает настоящую ценность человеческих отношений. До последнего он не теряет веры в лучшее. И в итоге мечта его сбывается - он остается вместе с сестрой, Мира и ее сын становятся их новой семьей, новым, но таким родным, домом, где «на одном окне уже висит новая штора - цвета густого прозрачного меда и апельсиновых корок, цвета старого кирпича и огня в печи». Появляются символы домашнего уюта - всё то, что так дорого каждому человеку.

Теперь и отношения с сыном Миры Александровны у Паши складываются лучше. Герой осознает, что он уже не только брат Гуль, но и брат Миши. Поэтому с удовольствием показывает ему свои рисунки и обещает возить малыша в музыкальную школу на другой конец города.

К счастью, все возвращается на свои места, хотя и не с теми людьми: доматеплоиуютно,егождутсестра,МишаиМираАлександровна.Паша обретаетдушевноеспокойствие.Егословами«доматепло»заканчивается повесть.

    1. Образдома

Несомненно, важным в повести «Где нет зимы» о детях-сиротах является образ дома. Дом всегда играл большую роль в жизни человека - это место, которое объединяет семью, защищает от порой жестокого внешнего мира.

Дети в романе сильно привязаны к родному дому, но маленькая Гуль еще не осознает этого, а вот Павел понимает, что жизнь его и сестры за пределами родных стен невозможна. С детства он привык быть трудолюбивымхозяиномвсвоемдоме,это можнообъяснитьтем,что всемье не было мужчин.

Павелсчитаетдомсвоейкрепостью.Дажеоказавшисьвприюте,онне желает думать о другой семье, другом доме: «Мы не нуждаемся в том, чтоб нас кто-то приютил. У нас есть свой дом». Поэтому, когда мальчик оказывается в ЦВС, он начинает стремительно угасать. Полностью теряя интерес ко всему, он вспоминает теплые моменты семейной жизни и начинает скучать.

Центрвременногосодержанияимеетнемногоироничноеназвание «Светлый дом» (хотя как может быть светлым то место, где ты чувствуешь себя чужим?), в нем есть все, что необходимо детям: отзывчивыевоспитатели и охранник, добрый и понимающий директор, игрушки, телевизор, детская площадка и даже небольшая библиотека. Со стороны центр похож на детский сад - есть надежда на то, что дети здесь на определенное время и их скоро заберут.

Но Павла и Гуль это место пугает: «забор высокий, кирпичный, на воротах проходная, там охранник сидит все время». Именно здесь дети узнаютосмертиматери,Гульвпадаетвдепрессию.Оторванные от семейного уюта, брат и сестра чувствуют себя пленниками. И только Павел понимает, насколько они беззащитны перед сложившимися обстоятельствами.

Сбегая за куклой для Гуль, он решается остаться на ночь в своемдоме, потому что где-то внутри понимает, что, возможно, уже никогда не увидит родные стены. Той ночью он знакомиться с домовым Аристархом Модестовичем. Аристарх Модестович проживает в этом доме с момента его строения, он свидетель жизни не одного поколения, но именно перед Пашей он предстает в своем реальном обличии. Этот факт показывает, что с домом мальчик имеет тесную душевную связь. Поэтому впоследствии подростоктак настойчиво убеждает Миру Александровну жить после усыновления не в ее удобной квартире, а в их доме. Он с удовольствием учит женщину топить печь, чистит снег. Все домашние хлопоты для него в радость, ведь все это - родное. С какой любовью и трепетом звучат слова героя о доме: «В нашем доме пахнет краской в комнате мамы… В нашем доме в окна террасы лезут черемуха и сирень… В нашем доме скрипят половицы». Читатель представляет дом ребят как светлое, уютное пространство, в которое хочется возвращаться.

Мы видим, что судьба дома крепко связана с судьбой детей. Оставшись без хозяев, «дом … как-то отсырел, в нем стало пахнуть мышами и пустотой». Но, когда дети в него вернулись, он ожил: «Окна бабушкиной комнаты светятся, отбрасывая на снег теплый свет». Так и души детейожили, стали теплее.

В этом стареньком, обветшалом, но таком родном доме заключена микровселенная, в которой герои могут прожить счастливую и благополучную жизнь.

    1. Анкетирование обучающихся 8 классов «Отношение сверстников к теме роли семьи в становлении подростков»

Входеработыбылопроведеноанкетирование. Результаты опроса:

Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных сверстников читали повесть Д.Сабитовой «Где нет зимы», всем она понравилась, а многие из ребят отметили, что это одно из любимых их произведений. Следовательно, можно сделать вывод, что тема проекта актуальна, что путь взросления юных героев помогает читателям разобраться в своих чувствах, отношениях в семье.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период взросления - важный этап развития личности подростка, поэтому семья является источником эмоционального тепла и поддержки. Особенно значима родительская позиция в раннем подростковом возрасте, поскольку именно в этот период формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу.

Среди проблем, возникающих у подростков, значительное место занимает проблема взаимоотношений с родителями. Разобраться всвоих чувствах, настроениях, отношениях со взрослыми нам часто помогаютавторы художественных произведений.

Одной из любимых книг является повесть Д.Р. Сабитовой «Где нет зимы». Эта книга помогает вспомнить ценность семьи. Семья – это не обязательно кровное родство, но родство духовное, любовь друг к другу, общие интересы.

Основная мысль произведения Д. Сабитовой "Где нет зимы" заключается в поиске внутренней гармонии и тепла в условиях суровой действительности. Автор, рисуя переживания героев, передает идеи о надежде, любви и стремлении к лучшей жизни. В произведенииподнимаются темы преодоления трудностей, важности взаимопонимания и поддержки в семье. Д.Сабитова показывает, что даже в самых сложных условиях можно найти светлые моменты и сохранить тепло в сердце. Это произведение заставляет читателя задуматься о том, что настоящая зима можетбытьнетольковприроде,ноивдушечеловека,иважноискатьпутик ее преодолению.

Чтобы выявить заинтересованность сверстников темой нашего исследования, было проведено анкетирование. В нем приняли участие 54 обучающихся восьмых классов. По развернутым ответам на данные вопросы очевиден их интерес к теме роли семьи в становлении личности подростков, что подчеркивает актуальность выбранной темы.

Работа над данным проектом позволила обогатить знания об особенностях периода взросления, семейных отношений, нравственных ценностях.

Рассказывая о судьбе героев Д. Сабитова говорит с читателем о важных темах: одиночестве детей, их беззащитности, домеи приюте, семье и бездомности. О том, какой сложной бывает жизнь, что труднее всего порой бывает преодолеть равнодушие и предательство близких, но в конце она дарит надежду – все сложится хорошо, если самому не быть равнодушным и уметь бороться за себя и близких.

Сама писательница о финале реальной истории, положенной в основу повести, говорит: «В жизни, может быть, не все так «шоколадно», как в моей книге – в книге я многие обстоятельства поменяла, оставив только основу сюжета, но она, эта мама (взявшая в свою семью детей из приюта) – справляется. Хотя ей, конечно, нелегко. Во всяком случае, ее дети выйдут в жизнь не из приюта, а из семьи».

Прочитав повесть Д.Сабитовой, мы можем многому научиться, многое понять. Например, понять, что это за место, где нет зимы.

4. СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВИ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГеворкянТ.В.Подросткииродителиосемьекакценности//Гуманизация образования. 2009. №1.

  2. Елагина Вера Сергеевна, Резник Надежда Александровна Особенности взаимоотношений подростков с родителями // Педагогика: история, перспективы. 2022. №4.

  3. ЕфремоваТ.Ф.Толковыйсловарьрусскогоязыка

  4. Карнацкая Н.В. Влияние семьи на социализацию подростка (Электронный ресурс)/Н.В.Карнацкая//Научно-методическийэлектронныйжурнал «Концепт».–2017.–№8.

  5. Корнишина Дарья Николаевна Взаимоотношение подростков и их родителей как объект социологического исследования // Научный формат. 2020. №9.

  6. Резник Н.А. Семья как фактор социализации личности ребенка // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том 4. №6.

  7. Сабитова Д.Р. Где нет зимы/ Д.Сабитова: [оформитель обложки и фото НадеждаАртемьева].–Москва:Самокат,2011.–173с.–(Серия «Встречноедвижение»).

  8. Соколова А. П. Психологические трудности в отношениях подростков с родителями//ВестникТаганрогскогоинститутаимениА.П.Чехова.2016.№1.

  9. СулеймановаР.Р.Особенностикоммуникацииподростковсродителями//Форуммолодыхученых.2022.№11.

  10. Урусова Асият Муссаевна Проблема поддержки родителями подростков в семье//Проблемысовременногопедагогическогообразования.2019.№63-1.

Ссылкинаэлектронныересурсы

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-sotsializatsiyu-podrostka/viewer

  2. https://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP022017/SZP-0151.htm#$p15

  3. https://www.efremova.info/word/podrostok.html

Заключение

Приложение 1

Муниципальное автономное образовательноеучреждение«Лицей

имени

Рассказывая о судьбе героев

Д. Сабитова говорит с читателем о важных темах: одиночестве детей, ихбеззащитности,домеиприюте, семьеибездомности.Отом,какой сложной бывает жизнь, что труднее всего порой бывает преодолеть равнодушие и предательство близких, но в конце она дарит надежду все сложится хорошо, еслисамомунебытьравнодушным и уметь бороться за себя и близких. Работа над данным проектом позволила обогатить знания об особенностях периода взросления, семейныхотношений,нравственных ценностях.

Прочитав повесть Д. Сабитовой, мы можем многому научиться, многое понять. Например, понять, что это за место, где нет зимы.

«Кровьделаетвасродственниками.

Новерность?Именноверность делает вас семьёй».

КрисДиас

З.Г.Серазетдиновой

 

 

«Роль семьи в становлении личности подростка (по повестиД.Сабитовой)»

г.Оренбург 2025

 

 

Главныегероиповести:

  • Д.Сабитовародилась24мая 1969 года в Казани.

  • С 2007 года периодически выпускаетновыекниги,атакже пишет книги на заказ.

  • В2012годувошлав«длинный список» номинантов на литературную премию имени Астрид Линдгрен.

Павел — ведёт себя как взрослый человек. Он отвечает за себя, свои поступки и заботится о младшей сестрёнке и хочет быть для нее опорой. Оказавшись перед выбором, он предпочитает не уезжать с вновь обретённым отцом, а остаться рядом с сестрой, нуждающейся в его поддержке.

Гуль — младшая сестра Павла. Она более открыто и эмоционально относится к Павлу и к друзьям. Понимает всю тяжесть ноши Павла и старается ему не досаждать.

Мира Александровна — приемная мать Павла и Гуль, она играет важную роль в их жизни. Она помогала им, когда они были в трудном положении, и впоследствии привязалась к ним.

Лялька — любимая кукла Гуль. Она часто разговаривает и играет с Гуль. Через глаза Ляльки можно увидеть те вещи, которые не видят Павел и Гуль (например, последние слова бабушки и поведение матери в отсутствие детей).

Теплые и доверительные отношения Павла и Гуль помогают им пережить эти столь нелегкие времена.

Просмотров работы: 31