1.Введение.
Чтобы сказки не обидеть
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злится,
И научат веселится.
Быть скромнее и добрее,
Терпеливее и мудрее.
Каждый из нас знаком со сказками с самого детства. Появились они задолго до изобретения книг, и даже письменности. Еще в глубокой древности сказки сочинил народ и передавал их из уст в уста. Сказкой называли всё, что «сказывалось». В них отразилась мудрость народа, его мечта о счастье, его вера в силу любви и дружбы. Сказки учат нас быть добрыми, отличать добро от зла, не бояться трудностей. Мы все любим их и с радостью слушаем, читаем и рассказываем. В нашем проекте речь пойдет об очень популярно герое из не менее популярной русской сказки.
Актуальность. Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. А воспитание детей потребность в чтении, любовь к чтению начинается со сказки.
Сказка это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношении, чувств и взаимоотношении. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Вид проекта: Творческо-игровой
Объект исследования:культура и историясказок народов мира.
Предмет исследования: фольклорные образы в сказках.
Гипотеза. Мы предполагаем, что смысл русской народной сказки «Колобок» глубже, что образы людей и животных носят иной смысл, чем кажется на первый взгляд.
Методы исследования: изучение литературы, поисковый, аналитический.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные результаты нашей работы могут быть использованы на уроках чтения, музыки, внеклассных мероприятиях, театральных постановках.
Предметные области - литература, музыка, история, театр.
Продукт проекта: постановка кукольных мини - спектаклей.
Данный проект, считаем, будет интересен как детям, так и взрослым. Не одно поколение выросло на русской народной сказке про Колобка, и даже не догадывалось, откуда появилось названия главного героя. А также, мы думаем, будет интересно узнать, на примере Колобка, что фольклорное творчество многих стран и народов оказывается имеет много общего. И конечно же, полученная информация, расширит наш кругозор, пополнит запас информации в области русского языка и литературы.
2. Основная часть
2.1. Как появилось название главного героя сказки «Колобок»
Из муки он был печен,
На сметане был мешон,
На окошке он студился,
По дорожке он ... (катился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню ... (пел),
Съесть хотел его зайчишка,
Серый волк и бурый ... (мишка),
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую ... (лису),
От нее уйти не смог.
Что за сказка? ("Колобок")
Однажды нам стало интересно, откуда появился такой сказочный герой, как Колобок, и встречается ли такой персонаж в сказка других стран и народов. К нашему удивлению, мы заметили, что наш Колобок и сюжет сказки про него имеет аналоги в фольклорном творчестве многих стран. Именно поэтому мы решили заняться этой работой.
Цель: объяснить сходства и различия сказочного известного фольклорного персонажа Колобок в сказках разных народов мира.
Задачи
Изучить историю появления колобка;
Найти и изучить сказки народов мира, где встречается персонаж Колобок;
Найти сходства и различия в сюжете и главном персонаже;
Сделать свою попытку испечь колобок. Найти современные рецепты выпечки колобка.
Театрализация сказки «Колобок»
Не одно поколение выросло на русской народной сказке про Колобка.
Этот герой представлен в виде хлеба круглой формы. Он сбежал от бабушки и от дедушки, которые его испекли, перехитрил зайца, волка и медведя, но всё-таки был съеден лисой. Так что же за персонаж такой — этот Колобок? Разве бывает хлеб шарообразной формы?
Оказывается, колобок — это традиционная круглая лепёшка в древней Руси. Другие названия— колобуха, калабушка, колеб. Колобуха или колобок — круглая лепёшка, которая имела шарообразную форму. Такая форма достигалась в процессе готовки хлеба из смеси муки различных сортов (Приложение 1).
Оказывается, что калабушки пекли именно из остатков разной муки (пшеничной, ржаной, овсяной и так далее) и остатков квашни. Хлеб получался чрезвычайно пышный, ноздристый, мягкий, пропеченный. Лепешка к концу готовки превращалась в настоящий шар. Такой хлеб обладал особенным вкусом и долго не черствел. Именно на основе этого изделия и была придумана сказка про ожившего Колобка (Приложение 2).
2.2. Колобок в сказках разных стран
Почти во всех странах мира есть своих мучные беглецы: Пампусик в Словакии, Маленький Клецке в Венгрии, Баурсак у казахов. Колобок есть даже в Японии, но он, скорее, не сметанный, а рисовый.
В Англии есть Джонни-пончик – вылитый Колобок! Но в отличие от нашего он нахально бросал вызов не только лесным зверям и бабке с дедом, но еще землекопам и целой строительной бригаде. Обхитрила и слопала его также лиса.
В Шотландии есть сказка про Крошку-лепешку. В этой сказке события разворачиваются вокруг маленькой овсяной лепешки. Пока дед копался на огороде да смотрел за курами, бабка решила испечь две овсяные лепешки. Испекла, оставила, и ушла по делам. В это время с огорода пришел дед, увидел лепешки и съел одну из них.
Другая решила, что не даст себя в обиду. С такой мыслью храбрая малышка прокатилась по дворам ткача, портного, мельника, кузнеца, пастуха. Никто не мог ее догнать. В конце своих скитаний лепешка все же попала в пасть как вы думаете кому? Правильно - лисе.
В Америке есть сказка об Имбирном мальчике. В качестве материала выступило бисквитное тесто с молотым имбирем. Мальчик вышел на удивление хорошеньким. Еще бы! Глазки-черные смородинки, ротик-вишенка, курточка из шоколадной глазури и пуговки-изюминки. Но вместе с тем и очень неблагодарным! Только появившись из печки, Имбирный мальчик тут же сбегает от родителей.
Уговоры ни старика со старухой, ни косарей, ни домашнего скота в лице свиньи и коровы, не подействовали: В итоге его съела, как вы думаете кто? - хитрая лиса. Она откусывала от бедняги по кусочку, а пряничный человечек в это время кричал: «Ой, четверть меня съели!», потом «Половинку меня съели!», «Три четверти меня съели!» и, наконец, «Всего меня съели!».
В Германии брат Колобка - Толстый блин, оказался куда более благородным, чем его коллеги из других стран. Быть съеденным тремя немолодыми фрау, зайцем, волком, лошадью, свиньей и козой он не желает. Зато в конце добровольно запрыгивает во рты трех голодных малышей, которые с утра не ели ни кусочка.
В Норвегии собрат германского толстяка, тоже блин (или в некоторых изданиях - пирог) сбежал от семьи с семерыми детишками, курицы с петухом, гуся и утки. Но обхитрила и съела его свинья (Приложение 3).
Кстати, русская сказка появилась в печати не так уж и давно, не без помощи выдающегося собирателя фольклора Александра Николаевича Афанасьева(1826-1871). В 1873 году издаётся первый том «Народные русские сказки», обработанные и созданные для печати А.Н. Афанасьевым, среди которых и была сказка «Колобок». Хотя некоторые исследователи считают, что сказ о колобке входил в славянский фольклор со II-III века н.э (Приложение 4).
Сородичи Колобка продолжают появляться в новых сказках разных народов. В 1992 году (совсем недавно) в Англии появилась сказка про Вонючего сырного человечка, но в отличие от своих собратьев, которые выглядят весьма аппетитно, есть его никто не собирался.
Наоборот, бежали как от огня. И все из-за мерзкого запаха. Однако Сырный человечек думал, что он очень вкусный и аппетитный и что все вокруг его хотят съесть. И поэтому все время от кого-то убегал (Приложение 5).
Мы провели опрос среди учащихся 1-х классов на тему «Что вы знаете о Колобке?»
Выяснилось, что сказку знают практически все, а вот о его истории возникновении мало. Поэтому мы решили сделать небольшой кукольный спектакль, где рассказали не только сюжет сказки, но и интересные факты о Колобке и его собратьев из других стран (Приложение 6).
Мы взяли интервью у актеров разных театров нашего города, представителей культуры, которые нам рассказали о том, что этот персонаж любим зрителями - и взрослыми и детьми:
актёры Кукольного театра и ТЮЗа;
актёр Молодежного театра Владислав В.;
актриса Волгоградского государственного Нового экспериментального театра Екатерина М.;
доцент Волгоградского государственного института искусств и культуры, заслуженная артистка РФ Лада Геннадьевна С.
Посетили библиотеки им. А.С. Пушкина и Областную детскую, там мы нашли сказки народов мира и книги разных издательств знаменитого сюжета. Состоялся интересный разговор с библиотекарем Варварой С.
Общались с Кириллом Дмитриевичем Ч., руководителем Территории творчества «ВИСТА», где детьми каждый год ставится постановка «Колобок». Он рассказал, насколько эта сказка до сих пор современна и интересна. Вместе с ним принимал участие в беседе актёр Хачатуров Дмитрий (Приложение 7).
И все сошлись во мнении, что сказка Колобок еще и учит:
учит детей послушанию;
учит детей уважать родителей;
о вреде хвастовства;
отличать добро от зла.
Вкусным ли был колобок, и можно ли самим его испечь? Мы провели эксперимент.
Просмотрев разные рецепты изготовления хлеба, выбрали наиболее простой. Из разных сортов муки мы испекли круглый хлеб. Получился вкусный КОЛОБОК (Приложение 8).
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как вы уже поняли, сказка, известная на Руси как «Колобок», имеет своих «близнецов-братьев» в фольклорном творчестве многих народов разных стран и континентов. Филологи насчитывают до 40 вариантов сюжета сказки Колобок, соответственно немало и вариантов персонажей в данных сюжетах.
Мы рассказали лишь о некоторых. Конечно, мы не будем отрицать возможность заимствования, но изначально схожие сказки и сюжеты, мы думаем, встречаются именно потому, что желания людей разных народностей очень похожи между собой, близки их представления об окружающем мире.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блин. Норвежская сказка. https://tykywak.livejournal.com/20383.html
2. Джек - победитель великанов: Английские народные сказки. Издательство «Дрофа» 2005г.
3. Пирог. Норвежская сказка. https://kid-book-museum.livejournal.com/520421.html
4. Пряничный человечек. Американская сказка. http://skazki-narodov.ru/227-prjanichnyjj-chelovechek.html
5. Сборник Русских Народных сказок «Терем-теремок» Издательство «Детская литература» 1980 г
6. Тереза Бреслин. Сказки и легенды Шотландии. Издательство «Добрая книга» 2013г 7. Толстый жирный блин. Немецкая народная сказка. http://skazki-narodov.ru/1429-tolstyjj-zhirnyjj-blin.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.