ВВЕДЕНИЕ
Кино в жизни современного человека занимает одно из важнейших мест, так как является популярным массовым искусством, способным влиять на мировоззрение человека, на его отношение к жизни и месту человека в окружающем его мире. Современная киноиндустрия предлагает большое разнообразие видов и жанров кино, использует многочисленные медийные технологии, что позволяет массово постоянно привлекать к себе современное «цифровое поколение». Именно это и обусловило актуальность нашего исследования.
Проблема исследования заключается в определении значимости и направленности влияния киноиндустрии коммерческого характера, так называемого развлекательного кино, направленного на массового зрителя, а не киноискусства, требующего специальной подготовки, на подростков.
Объект исследования: сценарий как часть кинематографа, а, следовательно, как вид массовой культуры, влияющий на формирование личности подростков.
Предмет исследования: сценарий и его влияние на мировоззрение учащихся 8-11 классов.
Цель исследования: написание сценария к фильму, демонстрирующему проблемы подростков XXIв..
Задачи:
Поступить в школу кино на режиссёрские курсы
Ознакомиться с историей кино
Найти и изучить источники и литературу по теме исследования
Изучить теорию кинорежиссуры и этапы создания сценария
Создать сценарий на основе полученных знаний
Провести анкетирование среди учащихся 8-11 классов
Оформить результаты исследовательской работы
Методы исследования: поиск и анализ теоретического материала, анкетирование (опрос), синтез полученных данных, сравнение.
Гипотеза исследования: массовая культура (кинематограф в целом) оказывает двоякое влияние на жизнь учащихся: с одной стороны, кинематограф участвует в формировании мировоззрения, является средством психологического воздействия, помогает задуматься над важными темами, социальными проблемами, которые раскрываются в фильмах. А с другой стороны кинематограф навязывает образ жизни, чувства, психологические и социальные модели, оказывает негативное влияние на жизнь за счёт сцен жестокости, отрицательных киногероев.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Сценарий – это основа любого фильма. Он представляет собой подробное описание событий, персонажей и диалогов, которые будут показаны на экране. Сценарий является ключевым элементом кинопроизводства, так как он определяет, каким будет фильм, его сюжет, атмосферу и стиль.
1. Теоретическая часть
1.1. Кинематограф. Его место в жизни общества.
Кино смотрят миллионы людей, из всех видов искусства оно занимает уникальное место. Фильм способен передавать различные чувства, мечты, обычаи, погружает человека в мир реальных событий или иллюзий. Для многих просмотр кинофильмов – это хорошее времяпровождение, отдых. Влияние кино на человека на сегодняшний день очевидно. Особенно сильно влияние киноматографа проявляется среди молодежи. Безусловно кино как искусство имеет достаточно сильное воздействие на развитие личности подростков. Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над киноиндустрией, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. В этот период формируется мировоззрение, основанное на базовых «ценностях» личности. Развитие общей культуры и эстетическое воспитание проходит под влиянием разных факторов: семья, школа и что более актуально для подростка СМИ. Кино принципиально отличается от других форм просвещения подростков тем, что не диктует, но активно влияет на формирование нравственности подростка, оно как-то незаметно. Через фильмы можно учить и плохому, и хорошему. В этом и опасность.
Итак, начнём с того, что же всё-таки такое кинематограф?
Кинематограф — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений.
В понятие кинематографа входят киноискусство — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и демонстрирующая эти произведения для зрителей.
Изучением кинематографа занимается наука киноведение.
Название «Кинемтаограф» заимствовано у одноимённого аппарата, изобретённого братьями Люмьер и положившего начало коммерческому использованию технологии. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.
В кинопроизводстве любой страны создание фильма преследует не только развлекательные, но и воспитательные цели, так как кино является самым массовым видом искусства. Подростки, пришедшие в кинотеатр или просматривая фильмы в интернете, получают не только удовольствие от просмотра сюжета фильма, но и пример для подражания. Например, если в театре, спектакль могут просматривать около двух тысяч зрителей, то фильмы могут смотреть миллионы людей одновременно, по всему миру. Именно поэтому кино оказывает очень большое влияние на воспитание людей, в частности и подростков.
1.2. Влияние кинематографа на становление личности подростка
Киноискусство является одним из самых популярных и доступных видов искусства в настоящее время. Говоря о кинофильмах, не многие воспринимают их как серьезный механизм влияния на школьников подросткового возраста. Подростковый период считается самым тяжелым этапом в возрастной периодизации человека. У подростков еще не сформировалось до конца собственное мировоззрение, нет четких представлений о ценностях, они эмоциональны, импульсивны, имеют слабую рефлексию и противоречивый не устоявшийся внутренний мир, подвержены влиянию современным тенденциям и моде. Следовательно, психологическое состояние подростков является уязвимым. В связи с этим современное киноискусство может оказывать негативное влияние на сознание и подсознание подростков, а также формировать отрицательные установки, девиантное и делинквентное поведение. Просматривая тот или иной фильм, подростки могут воспринимать его буквально, то есть совершать те или иные поступки в реальной жизни. Отмечаются случаи, когда подростки совершали действия из фильма в реальной жизни. На протяжении нескольких лет, фильмы в жанре слэшер (поджанр фильмов ужасов) обвиняли в том, что они провоцируют реальные случаи насилия. Так было и с фильмом У. Крэйвена «Крик». В 1998 году 37-летняя Джина Кастилло была зарезана 16-летним сыном и 14-летней племянницей, которые сознались, что планировали серию убийств и хотели подражать фильмам «Крик» и «Крик 2», для чего приобрели маски приведений и модификаторы голоса. Таким образом, влияние киноискусства на эмоциональную и поведенческую сферы подростка, можно считать актуальной проблемой.
Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день проблема влияния киноискусства на эмоциональную сферу подростков является актуальной педагогической проблемой, так как нет конкретных методов для предотвращения негативного воздействия кинофильмов на подростков.
Кинематограф может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на становление личности подростка.
Влияние на подростков может проявляться в различных аспектах, и вот некоторые из них:
1. Формирование ценностей и убеждений: Фильмы часто отражают социальные нормы и ценности. Подростки могут перенимать идеи о дружбе, любви, семье, справедливости и морали, что помогает им формировать свои собственные убеждения.
2. Идентичность и самовыражение: Кинематографические персонажи могут служить моделями для подражания. Подростки могут идентифицировать себя с героями, что помогает им в поиске своей идентичности и самовыражении.
3. Эмоциональное развитие: Фильмы могут вызывать широкий спектр эмоций — от радости до грусти. Это может помочь подросткам лучше понимать свои собственные чувства и эмоции, а также развивать эмпатию к другим.
4. Социальные навыки: Кинематограф может демонстрировать различные социальные взаимодействия, что помогает подросткам учиться общению, разрешению конфликтов и построению отношений.
5. Критическое мышление: Просмотр фильмов может стимулировать обсуждение и анализ сюжетов, тем и персонажей, что развивает критическое мышление и способность к анализу.
6. Влияние на поведение: Некоторые исследования показывают, что фильмы могут влиять на поведение подростков, включая их выбор в отношении наркотиков, алкоголя и сексуального поведения. Это может быть как положительным, так и отрицательным.
7. Культурное разнообразие: Кинематограф предоставляет возможность познакомиться с различными культурами и стилями жизни, что способствует расширению кругозора и пониманию многообразия мира.
8. Творческое вдохновение: Фильмы могут вдохновлять подростков на творчество — будь то создание собственных историй, участие в театральных постановках или занятие искусством.
Положительное влияние заключается в том, что художественные фильмы воспроизводят в сознании подростков различные варианты их жизненных сценариев, оказывают влияние на их мировоззрение, способствуют развитию критического мышления, толерантности и гуманности.
Просмотр фильмов также обогащает подростков опытом жизни других людей, развивает их духовно-нравственные качества. Подростки отождествляют себя с героями кино, проникают во внутренний мир персонажей и сочувствуют им.
Отрицательное влияние может быть связано с тем, что через кинематограф распространяются стереотипы поведения и мировоззрение. Своим воздействием на молодёжь, фильмы могут стимулировать нравственные формы поведения, либо, наоборот, прививать как норму — отклоняющееся поведение, не одобряемое обществом.
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование. Что волнует подростков
В данном этапе моей работы я проведу анкетирование среди учащихся 8-11 классов и на основе полученных ответов соберу общую информацию, на которую я буду опираться в ходе своей работы.
Итак, для начала мне было важно узнать, какие кинематограф и литературу чаще всего выбирает молодое поколение: отечественные или зарубежные? Это поспособствует тому, что, опираясь на популярные фильмы и произведения, я смогу лучше понять вкусы подростков.
Создав первый опрос на тему «Какие книги, сериалы или фильмы вы чаще всего смотрите?», я разослала его в чаты учеников, где каждый выбрал свой вариант ответа. И вот такие результаты я получила:
Здесь мы наглядно видим разницу между теми, кто предпочитает отечественное искусство, а кто – зарубежное. Процент людей, выбравших не нашу литературу, значительно больше. [Приложение 1]
Теперь я определила одну из своих задач: написать сценарий, по которому будет снят фильм, чтобы привлечь внимание молодого поколения на отечественный кинематограф. Но как же написать цепляющую историю, не понимая, что интересует детей? Как раз-таки с этим мне поможет разобраться следующий опрос.
Для обучающихся нами была предложена анкета «Кинематографические предпочтения» Е.С. Ильина, а также модифицированная анкета И. А. Морена.
Нашей задачей являлось выявление кинематографических предпочтений подростков, для этого необходимо было определить, как влияют разные жанры киноискусство на эмоциональную сферу подростков.
Анализ результатов анкеты показал следующее:
Наиболее предпочтительными жанрами у юношей являются: приключение, фантастика и триллер; наименее предпочтительные – мелодрама, драма, биографический;
Наиболее предпочтительными жанрами у девушек являются: приключение, фантастика и ужасы; наименее предпочтительные – детектив, исторический, биографический. [Приложение 2]
А что же волнует подростков?
Посмотрев и прочитав большое количество фильмов и книг, задав вопросы интернету, я выявила основные темы, которые могут быть интересны «цифровому поколению». Собрав информацию, я провела те же действия, что и в начале: создала опрос, разослала в группы и попросила пройти. И на основе полученных ответов создала диаграмму, наглядно отображающую результаты анкетирования:
Что мы видим: основными темами, которые интересуют подрастающее поколение стали любовь, межличностные отношения, преодоление страха, буллинг. За эти варианты проголосовало большее количество детей. [Приложение 3] Именно этот опрос помог мне выявить основные темы и проблемы моего произведения. Теперь моей следующей задачей станет непосредственное раскрытие этих вопросов.
2.2. Анализ сценария
На основе полученных знаний и проведённых опросов я решила создать свой сценарий. Это было важным шагом в моей работе, поскольку это поспособствует созданию отечественного фильма, который привлечёт внимание подростков и поможет им разобраться в своих проблемах.
На этом этапе я буду опираться на ответы, которые получила благодаря анкетированию. На стадии опроса определила ключевые темы, что будут содержаться в моём сценарии: невзаимная любовь, осуждение общества за выборы и чувства людей, а также буллинг и унижение чести и достоинства подростков.
Таким образом, видим, что опрос показал широкий список жанров, самые различные тематики фильмов, что говорит о насмотренности и эмоциональной увлеченности подростков, с другой - низкий уровень кинокультуры, поверхностное бесконтрольное просматривание фильмов. Последний факт может быть очень опасен для формирования нравственности подростков.
Именно поэтому, собрав всё полученное воедино, я решила тезисно обозначить ключевые моменты в своём сценарии, на который важно сделать упор. И начну я с общего анализа сценария.
Основные темы и концепции
• Невзаимная любовь: Эта тема может быть центральной в сюжете, где один из персонажей испытывает глубокие чувства к другому, но не получает взаимности. Это создает внутренний конфликт и может привести к чувству одиночества, низкой самооценке и депрессии.
• Страх: Страх может проявляться как в отношении к не взаимной любви (страх быть отвергнутым), так и в контексте межличностных отношений (страх перед буллингом или насмешками). Персонажи могут бояться открываться друг другу, что усложняет их взаимодействие.
• Межличностные отношения: Сложные динамики между персонажами могут быть исследованы через призму дружбы, вражды и романтических чувств. Как персонажи взаимодействуют друг с другом? Как их отношения меняются под воздействием внешних факторов, таких как давление со стороны сверстников?
• Буллинг: Эта тема может быть представлена через действия одного или нескольких персонажей, которые подвергают другого травле. Буллинг может быть как физическим, так и психологическим, и его последствия могут быть разрушительными для жертвы.
2. Персонажи
• Главный герой: Персонаж, испытывающий не взаимную любовь. Его внутренние переживания и страхи должны быть тщательно проработаны, чтобы зрители могли сопереживать ему.
• Объект любви: Персонаж, к которому испытываются чувства, может быть неосознанно жестоким или равнодушным, что усугубляет страдания главного героя.
• Антагонист: Персонаж, который занимается буллингом. Его мотивация может быть исследована — почему он так себя ведет? Это может быть результатом его собственных страхов или неуверенности.
• Поддерживающие персонажи: Друзья или родственники главного героя, которые могут помочь или усугубить ситуацию. Их реакция на происходящее важна для развития сюжета.
3. Структура сюжета
• Экспозиция: Ввод в мир персонажей, их отношения и начальные конфликты. Показать главного героя и его чувства к объекту любви.
• Конфликт: Углубление в не взаимную любовь и страхи главного героя. Начало буллинга со стороны антагониста, что добавляет напряжение.
• Кульминация: Критический момент, когда страхи достигают своего пика. Может произойти открытие чувств или конфликт с антагонистом.
• Разрешение: Как персонажи справляются с конфликтами? Главный герой может найти способ преодолеть свои страхи и научиться ценить себя, даже если любовь не взаимная.
4. Темы и послания
• Ценность самоуважения: Важно показать, как главный герой учится ценить себя вне зависимости от мнения других.
• Сила дружбы: Поддержка друзей может оказаться решающим фактором в борьбе с буллингом и не взаимной любовью.
• Необходимость открытого общения: Подчеркнуть важность честного общения о своих чувствах и страхах.
• Преодоление страха: Показать, как страх может ограничивать людей, но его можно преодолеть.
5. Эмоциональное воздействие
Важно создать эмоциональную связь с аудиторией. Использование визуальных и звуковых эффектов для передачи настроения (например, музыка в сценах страха или грусти) может усилить воздействие на зрителей.
Исходя из анализа, мне стало важно определиться с моей аудиторией: до кого мне важно донести свою идею, проблемы и смысл? С самого начала я использовала термин «подростки», поскольку отношусь к их числу. Именно поэтому я решила, что будущий фильм будет создаваться для них. Соответственно, моей аудиторией являются лица старше 14 лет.
Поскольку мой сценарий носит социальный и психологический контексты, важно задеть тему проблем моего произведения. И тут я хочу отметить несколько ключевых тем, что волнуют и будут волновать современное поколение.
Сталкиваясь с невзаимной любовью, подростки могут испытывать эмоциональную боль, непонимание и одиночество, а также сложности в отношениях, например, с семьёй. Уходя с головой в чувство любви, дети иногда перестают замечать очевидных вещей, которые наталкивают на разумные мысли. И из-за этого как самому человеку, что испытывает привязанность, так и окружающим его людям становится тяжело взаимодействовать друг с другом, выходить из одиночества и переставать испытывать тяжесть своих чувств.
Испытывая страх, в совокупности с невзаимной любовь, в голову прокрадываются и совершенно новые тёмные мысли, что не могут дать покоя влюбчивому человеку. Страх быть отвергнутым, трах перед буллингом или социальный страх – всё это так или иначе заседает в неокрепшем разуме подростка, заставляя того думать совершенно о не нужных вещах.
Из предыдущего абзаца вылезает и вопрос о страхе межличностных отношений. Сложность общения, динамика власти, поддержка и предательство – это так же не менее интересующие темы и проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются молодые люди. Их я тоже решила прописать в своей истории.
Исходя из темы взаимоотношений подростков, так же важной частью стало отметить и то, что дети очень часто перестают следить за своим поведением и отвечать за свои действия, что и приводит к всеобщей травли. Буллинг в моём сценарии как одна из важнейших тем современного общества. Эмоциональные последствия, реакция окружающих, цикл насилия и прочее являются неотъемлемым сопровождением в травле. Их я также раскрыла в сценарии.
И собрав все проблемы вместе, стало важно показать и их решение. Ведь подросткам важно найти совет и поддержку в разладе их жизненных ситуаций. Именно поэтому я раскрыла в истории поиск идентичности (соопределение, влияние общества) и преодоление всех страхов (поиск решения, рост и изменения).
Заключение
Жизнь современного человека невозможно представить без просмотра кинофильмов, сериалов, мультфильмов. Важно помнить, что все они являются не только развлечение, он оказывают серьезное воздействие на психику человека.
Информационное поле, в котором постоянно находится человек, имеет огромное влияние на его состояние, мировоззрение, особенности поведения. Фильмы, которые смотрит молодежь, играют очень большую роль на их развитие.
Проанализировав информацию о влиянии кинофильмов на психику человека, на нравственное развитие подростков, мы провели свое исследование. Оно показало, что наши подростки имеют устойчивые положительные представления о ценностях, в то же время интересы разнообразны и не всегда соответствуют возрастной категории.
Также мы достигли и цели проекта - создание сценария к фильму, который заставит подростков задуматься над несколькими темами, а также поможет разобраться с проблемами. Для нас было важно создать сценарий, который окажет положительное влияние на подрастающее поколение.
Также мы справились и с поставленными задачами:
1. Елизавета поступила на режиссёрские курсы, на которых получила знания для написания сценария;
2. Она ознакомилась с историей кино, чтобы лучше понимать его основы;
3. Нашла и изучила интернет-источники и литературу по теме исследования;
4. Изучила теорию кинорежиссуры и этапы создания сценария;
5. Создала сценарий на основе полученных знаний;
6. Провела анкетирование среди учащихся 8-11 классов, что помогло создать трепещущий сценарий к фильму;
7. Оформила результаты исследовательской работы.
Список литературы. Интернет-ресурсы
1. «Спасите котика» Блэк Снайдер.
2. «Кино между адом и раем» Александр Митта.
3. «Азбука кинорежиссуры» Лев Кулешов.
4. «Спеши любить» Николас Спаркс.
5. «Гордость и предубеждение» Джейн Остин.
6. «Джейн Эйр» Шарлотта Бронте.
7. «Три метра над уровнем неба» 2010, мелодрама, драма.
8. «После» 2019, мелодрама.
9. «Маленькие женщины» Луиза Мэй Олкотт.
10. «13 причин почему» 2017, триллер, драма, детектив.
11. «Очень странные дела» 2016, ужасы, фантастика, фэнтези, триллер, драма, детектив.
12. youtube.com – видеохостинг, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео.
13. wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия.
14. kinopoisk.ru – Кинопоиск – онлайн-кинотеатр.
15. livelib.ru – LiveLib – сайт о книгах, социальная сеть читателей книг.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.