Введение
Летом я решила научиться кататься на двухколесном велосипеде. В раннем детстве я никогда не пробовала кататься и с волнением представляла, как я буду осваивать этот навык. К моему удивлению, когда мы с родителями вышли учиться кататься на велосипеде, я села на сиденье, поставила ноги на педали, начала их крутить и без труда самостоятельно поехала без какой-либо помощи и поддержки. Мы с родителями очень удивились этому и мне стало интересно, как мои друзья учились кататься на велосипеде и вызывало ли у них это трудности? Во дворе я замечала как родители других детей много часов или даже дней пытаются научить ребенка кататься на велосипеде.
Мама мне объяснила, что такое быстрое овладение навыком езды на велосипеде может быть связано с моими занятиями в спортивной школе. С пяти лет я занимаюсь фигурным катанием на коньках. На тренировках мы делаем много упражнений на развитие баланса и координации, чтобы устойчивей стоять на коньках и безошибочно выполнять элементы. Мне известно, что езда на велосипеде напрямую зависит от умения сохранять баланс и координировать свои движения.
Чтобы доказать, что упражнения на развитие баланса и координации влияют на быстрое освоение навыка езды на велосипеде, мы решили написать эту работу.
Актуальность:
Мы считаем, что выбранная нами тема является актуальной. Езда на велосипеде – очень полезный навык, улучшающий общую физическую форму, повышающий мышечный тонус и настроение человека. Быстрое овладение навыком езды на велосипеде уменьшит падения и травмы, которые могут появиться в процессе обучения катанию на велосипеде. К тому же, сокращение времени обучения, дает возможность наслаждаться ездой на велосипеде и укреплять свое здоровье без лишнего утомления и стресса, которые неизбежны в случае длительного обучения.
Цель работы: разработать комплекс упражнений для развития баланса и координации, установить влияние выполнения упражнений на баланс и координацию на быстрое освоение навыка езды на велосипеде.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Ознакомиться с понятиями баланса и координации.
Изучить виды баланса и координации.
Ознакомиться со способами и принципами развития баланса и координации.
Провести опрос.
Разработать комплекс упражнений для развития баланса и координации.
Используя разработанный комплекс упражнений, проводить занятия, направленные на развитие баланса и координации с детьми.
Провести тестирование.
Провести эксперимент.
Проанализировать изученные вопросы и результаты диагностики.
Сформулировать выводы.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что выполнение комплекса упражнений на развитие баланса и координации способствует быстрому освоению навыка езды на велосипеде.
Методы:
Изучение литературы.
Опрос.
Проведение тестирования.
Эксперимент
Наблюдение
Анализ полученных сведений
Теоретическая часть
Понятие о балансе. Виды баланса
Баланс (равновесие) – это способность тела сохранять свое устойчивое положение, как в движении, так и в состоянии покоя. [7]
Баланс является показателем моторной зрелости ребенка, его готовности к освоению более сложных движений.
Существуют два вида баланса – статический и динамический. Статический баланс определяет устойчивость неподвижного тела, например, спокойно стоящего на месте человека. Динамическим балансом обладает тело, движущееся с постоянной скоростью. Практическим проявлением динамического баланса можно назвать равновесие в движении, например, при беге или прыжках. Так как баланс является компонентом любого движения, то необходимый уровень развития данного качества позволяет быстрее и качественнее овладевать техникой различных физических упражнений. [6]
Понятие о координации. Виды координации
Координация — это способность совершать точные и контролируемые движения за счет синхронной работы разных групп мышц.
Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач. [2]
К числу разновидностей координации относят:
- способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);
- способность к ориентированию в пространстве;
- способность к равновесию;
- тонкое мышечное чувство;
- способность к соединению (комбинированию) движений;
- способность к перестраиванию движений;
- способность к управлению временем двигательных реакций. [5]
В реальной бытовой, производственной или спортивной двигательной деятельности все названные разновидности координации проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. В конкретных ситуациях одни разновидности играют ведущую роль, другие – вспомогательную. При этом возможно мгновенное изменение их значимости в связи с изменением внешних условий. [1]
Как и любое двигательное качество, координацию можно развить путём постоянных тренировок. [3]
Способы и принципы развития баланса
Для развития баланса используются упражнения динамического характера (ходьба, бег, прыжки и др.), а также статического характера (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.). Так же баланс у детей развивают в различных упражнениях, связанных с выполнением на уменьшение площади опоры, в упражнениях требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места). Упражнения в балансе способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. [2]
Способы и принципы развития координации
Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. [4]
Они должны:
- иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся;
-содержать элементы новизны, необычности;
-отличаться большим разнообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач;
-включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активации работы отдельных анализаторов либо с «выключением» их деятельностей. [3]
III. Практическая часть
Два года я не решалась научиться кататься на велосипеде, переживала, что обучение будет долгим, сложным и я буду часто падать. В 9 лет я решилась и попросила у родителей велосипед. К удивлению, я села на велосипед и сразу поехала, учиться мне не пришлось.
Мама подсказала мне, что такое легкое овладение навыком езды на велосипеде могло произойти потому, что я занимаюсь фигурным катанием и на тренировках мы часто выполняем упражнения на развитие баланса и координации.
Мне стало интересно, все ли спортсмены в спортшколе тоже с легкостью научились кататься на велосипеде, и сколько времени потребовалось им для овладения этим навыком. Так же я задумалась о своих друзьях во дворе. Все ли умеют кататься на велосипеде и насколько быстро они научились? Чтобы помочь друзьям, которые не умеют кататься на велосипеде, я решила составить свой комплекс упражнений для развития баланса и координации и проверить насколько эффективны будут мои упражнения.
Я считаю, что быстрое и легкое овладение навыком езды на велосипеде способствует снижению детского травматизма и улучшению здоровья.
Опрос
Для того, чтобы узнать у друзей, умеют ли они кататься на велосипеде и насколько быстро они этому научились, мы провели опрос, который состоял из трех вопросов (Приложение № 1).
Опрос проводился в спортивной школе № 35 среди спортсменов-фигуристов, в опросе принимали участие 32 человека в возрасте от 7 до 10 лет. Так же опрос проводился во дворе дома по ул. Орджоникидзе, в опросе принимали участие 25 человек в возрасте от 6 до 10 лет.
Результаты опроса
По результатам проведенного опроса в спортивной школе № 35 оказалось, что 80% опрошенных детей из спортивной школы умеют кататься на велосипеде и быстро или очень быстро овладели этим навыком. И 20% детей не умеют кататься на велосипеде, но хотели бы научиться (Приложение № 2).
По результатам проведенного опроса во дворе дома по ул. Орджоникидзе оказалось, что 55 % детей умеют кататься на велосипеде и на овладение этим навыком у них ушло от одного до нескольких дней. И 45% детей не умеют кататься на велосипеде, но хотели бы научиться (Приложение № 2).
По результатам проведенного опроса можно сделать вывод, что процент детей, умеющих кататься на велосипеде, в спортивной школе выше, чем во дворе дома. А обучение навыку езды на велосипеде у детей из спортивной школы занимало гораздо меньше времени, чем у детей во дворе дома. Это говорит о том, что упражнения, которые выполняют спортсмены-фигуристы, способствуют улучшению способности в сохранении равновесия и развивают координацию детей.
Разработка комплекса упражнений для развития баланса и координации
Мы знаем, что для умения кататься на велосипеде необходимо уметь хорошо держать равновесие (баланс), а также необходима хорошо развитая координация. На основании изученной литературы в теоретической части работы мы узнали, что развитию баланса и координации способствуют статические упражнения, основанные на уменьшении площади опоры и увеличении высоты при выполнении упражнений. Основываясь на этих знаниях, мы совместно с мамой разработали комплекс физических упражнений для развития баланса и координации. Комплекс упражнений состоит из 8 заданий, на выполнение которых потребуется не больше 20 минут. (Приложение № 3)
Мы взяли часть упражнений из тех, которые делают спортсмены-фигуристы и адаптировали их для занятий дома или во дворе, где нет специального спортивного инвентаря. Часть упражнений мы разработали сами.
Мы решили проверить как повлияют упражнения на уровень развития баланса и координации у детей и на время овладения навыком езды на велосипеде у ребят, которые не умеют кататься на велосипеде.
Тестирование
Для определения уровня координационных способностей мы использовали контрольные упражнения (тесты) для детей (Приложение № 4). Для определения уровня развития баланса и равновесия мы использовали позу Ромберга (Приложение № 4) и провели диагностику среди детей, которые не умеют кататься на велосипеде. В эксперименте принимали участие 18 детей. Условно мы разделили детей на две группы: контрольная (9 человек) и экспериментальная (9 человек).
Первое тестирование мы провели до начала выполнения разработанного комплекса упражнений на развитие баланса и координации в июне 2024 года. Дети из контрольной группы не выполняли разработанный комплекс упражнений. Экспериментальная группа каждый день выполняла разработанный комплекс упражнений. Второе (контрольное) тестирование проводилось спустя 62 дня с начала проведения эксперимента – 1 сентября 2024 года.
Контрольная группа состояла из 9 человек, экспериментальная группа также состояла из 9 человек. Исследование проводилось в БУ г. Омска «Спортивная школа олимпийского резерва № 35» по фигурному катанию и во дворе дома по ул. Орджоникидзе. В тестировании принимали участие дети в возрасте 6 – 10 лет, не умеющие кататься на велосипеде.
Результаты тестирования № 1
По результатам первого тестирования контрольной группы оказалось, что у 5 (55%) детей нормальный уровень баланса и координации и у 4 (44%) человек – низкий уровень баланса и координации (Приложение № 5, Приложение № 8).
По результатам первого тестирования экспериментальной группы оказалось, что у 6 (66%) детей нормальный уровень баланса и координации. И у 3 (34%) человек – низкий уровень баланса и координации (Приложение № 5, Приложение № 8).
Мы выявили, что в целом уровень баланса и координации у детей из двух групп находится на одинаковом уровне до начала эксперимента.
Результаты тестирования № 2
По результатам второго тестирования контрольной группы оказалось, что у 5 (55%) детей нормальный уровень баланса и координации и у 4 (45%) человек – низкий уровень баланса и координации (Приложение № 6, Приложение № 8).
По результатам второго тестирования экспериментальной группы оказалось, что у 7 (77%) детей высокий уровень баланса и координации и у 2 (23%) человек – нормальный уровень баланса и координации (Приложение № 6, Приложение № 8).
По результатам второго тестирования мы заметили, что у детей контрольной группы уровень баланса и координации остался без изменений. А у детей экспериментальной группы уровень баланса и координации заметно повысился (Приложение № 7).
Анализ результатов тестирования спортсменов
Проведя анализ результатов тестирования, мы заметили, что до начала эксперимента у детей контрольной и экспериментальной групп был примерно одинаковый уровень баланса и координации. После выполнения разработанного комплекса упражнений на развитие баланса и координации на протяжении 62 дней у каждого ребенка экспериментальной группы показатели баланса и координации заметно улучшились.
По итогам второго тестирования мы заметили существенное различие у двух групп. У ребят из контрольной группы не произошло никаких изменений в уровне развития баланса и координации, а дети из экспериментальной группы показали значительное повышение уровня развития баланса и координации. Ни один ребенок из экспериментальной группы не показал низкий уровень развития баланса и координации.
Это означает, что разработанный нами комплекс упражнений действительно повышает уровень развития баланса и координации у детей.
Кроме того, после второго тестирования мы предложили детям обоих групп сесть на велосипед и попробовать поехать без посторонней помощи. Ни один ребенок из контрольной группы не смог проехать даже небольшое расстояние без посторонней помощи, а в экспериментальной группе 4 ребенка из 9 (44%) смогли без посторонней помощи проехать на двухколесном велосипеде расстояние более 10 метров. Еще 5 детей (56%) из экспериментальной группы научились кататься на велосипеде без посторонней помощи в течение часа.
В дополнение, мы заметили интересную закономерность, оказалось, что уровень координации и баланса взаимосвязаны. Если уровень координации развит на нормальном уровне, то и уровень баланса и устойчивости тоже развит на уровне нормы. Если уровень координации развит плохо, то и развитие баланса оказывается на плохом уровне развития.
IV Заключение
По результатам опроса и тестирования мы узнали, что дети из спортивной школы действительно быстрее овладевают навыком езды на велосипеде, что подтвердило наши предположения о том, что упражнения для спортсменов-фигуристов способствуют развитию баланса, координации и устойчивости. Так же, у детей из спортивной школы лучше развиты координационные способности и умение сохранять баланс.
По результатам эксперимента мы выяснили, что способности сохранять баланс, устойчивость и координацию можно улучшить, если систематически выполнять комплекс простых упражнений.
Таким образом можно сделать вывод, что выполняя простой комплекс упражнений на развитие баланса и координации, эти способности будут улучшаться, что способствует быстрому обучению катания на велосипеде. Мы подтвердили нашу гипотезу, а именно – выполнение комплекса упражнений на развитие баланса и координации способствует быстрому освоению навыка езды на велосипеде.
Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа помогла ребятам быстрее научиться кататься на велосипеде без получения травм, извлекая максимальное удовольствие и пользу от этого процесса.
Дальнейшую перспективу нашей работы мы видим в расширении границ исследования. Ведь умение хорошо сохранять баланс и высоко развитые координационные способности влияют не только на быстрое овладение навыком езды на велосипеде, но и способствуют ускорению способности анализа информации, что очень важно в учебной деятельности и повседневной жизни. В дальнейшем было бы интересно оценить уровень развития баланса и координации у школьников и проверить как эти способности влияют на выполнение учебной деятельности. Этим я планирую заняться в следующем году.
Приложение № 1
Бланк опроса
Пожалуйста, прочитайте вопрос и выберите подходящий ответ:
1. |
Умеешь ли ты кататься на велосипеде? |
да |
нет |
2. |
Если не умеешь, хотел бы ты научиться? |
да |
нет |
3. |
Сколько времени ты учился кататься на велосипеде? |
нисколько (сел и поехал) |
несколько часов |
день |
несколько дней |
Приложение № 2
Результаты проведенного опроса
Приложение № 3
Разработанный комплекс упражнений для развития баланса и координации у детей
Упражнение № 1
«Цапля-ласточка»
Исходное положение стоя, ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз, два» поднять правую ногу, сгибая колено и поднимая его как можно выше к груди. На счет «три, четыре» отвести правую ногу назад, одновременно разведя руки в стороны. Прогнуть спину, правую ногу держать как можно выше, смотреть перед собой. Удерживать это положение как можно дольше. Повторить то же с другой ногой.
Упражнение № 2
«Пистолетик»
Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вперед. Перенести вес тела на левую ногу. Не теряя равновесия, присесть на левой ноге как можно ниже, правую ногу вытянуть вперед. Задержаться в этом положении 5-10 секунд, встать. Повторить то же с другой ногой.
Упражнение № 3
«Флажок»
Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Правую ногу отвести в сторону как можно выше, удерживая ее правой рукой. Задержаться в этом положении как можно дольше. Вернуться в исходное положение. Повторить то же с другой ногой.
Упражнение № 4
«Линия»
Положить скакалку (или веревочку) перед собой в прямую линию. Пройтись по линии, не шатаясь. Если легко получается выполнить упражнение – проделать то же с закрытыми глазами.
Упражнение № 5
«Бильман»
Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Правую ногу согнуть в коленке, отвести голень назад. Руками сзади обхватить ногу и поднимать ее как можно выше, удерживая равновесие. Задержаться в этом положении как можно дольше. Вернуться в исходное положение. Повторить то же с другой ногой.
Упражнение № 6
«Пятка-носок»
Исходное положение стоя, руки на поясе. Стопы в одной линии "пятка к носку". Закрыть глаза. Удерживать положение минимум 20 секунд. Поменять ноги.
Упражнение № 7
«Зайчик»
Исходное положение стоя, руки вдоль туловища. Поднять левую ногу, Согнуть ее в колене под углом 90 градусов. Начать прыжки на правой ноге, продвигаясь вперед и не опуская левую ногу к полу. Сделать пять прыжков на правой ноге, затем, не опуская левую ногу, начать прыжки на правой ноге спиной вперед. Сделать пять прыжков. Повторить то же с другой ногой.
Упражнение № 8
«Дерево»
Исходное положение стоя, руки вдоль туловища. Перенести центр тяжести на левую ногу. Поднять ступню правой ноги и упереться во внутреннюю поверхность левого бедра. Выпрямить спину, поднять руки и сомкнуть их над головой. Зафиксировать положение. Задержаться на 20 секунд. Закрыть глаза и считать до 10. Открыть глаза, принять исходное положение. Повторить то же с другой ногой.
Приложение № 4
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей
Бег «змейкой».
Челночный бег 3х10 м.
Челночный бег 4х9 м с последовательной переноской двух предметов за линию старта.
Метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.
Проба Ромберга для оценки способности организма человека к сохранению равновесия
Поочередно выполнить позы, указанные на рисунке.
I II III
Время устойчивости в позе Ромберга II у здоровых нетренированных людей должно составлять 30-55 секунд. У спортсменов – 100-120 секунд и более. Устойчивость в позе Ромберга III должна быть не менее 15 секунд.
Приложение № 5
Результаты тестирования № 1 контрольная группа
№ п/п |
Тестируемый |
Уровень координации и баланса |
|||
Высокий |
Нормальный |
Низкий |
|||
1 |
Ребенок 1 |
+ |
|||
2 |
Ребенок 2 |
+ |
|||
3 |
Ребенок 3 |
+ |
|||
4 |
Ребенок 4 |
+ |
|||
5 |
Ребенок 5 |
+ |
|||
6 |
Ребенок 6 |
+ |
|||
7 |
Ребенок 7 |
+ |
|||
8 |
Ребенок 8 |
+ |
|||
9 |
Ребенок 9 |
+ |
Результаты тестирования № 1 экспериментальная группа
№ п/п |
Тестируемый |
Уровень координации и баланса |
|||
Высокий |
Нормальный |
Низкий |
|||
1 |
Ребенок 10 |
+ |
|||
2 |
Ребенок 11 |
+ |
|||
3 |
Ребенок 12 |
+ |
|||
4 |
Ребенок 13 |
+ |
|||
5 |
Ребенок 14 |
+ |
|||
6 |
Ребенок 15 |
+ |
|||
7 |
Ребенок 16 |
+ |
|||
8 |
Ребенок 17 |
+ |
|||
9 |
Ребенок 18 |
+ |
Приложение № 6
Результаты тестирования № 2 контрольная группа
№ п/п |
Тестируемый |
Уровень координации и баланса |
|||
Высокий |
Нормальный |
Низкий |
|||
1 |
Ребенок 1 |
+ |
|||
2 |
Ребенок 2 |
+ |
|||
3 |
Ребенок 3 |
+ |
|||
4 |
Ребенок 4 |
+ |
|||
5 |
Ребенок 5 |
+ |
|||
6 |
Ребенок 6 |
+ |
|||
7 |
Ребенок 7 |
+ |
|||
8 |
Ребенок 8 |
+ |
|||
9 |
Ребенок 9 |
+ |
Результаты тестирования № 2 экспериментальная группа
№ п/п |
Тестируемый |
Уровень координации и баланса |
|||
Высокий |
Нормальный |
Низкий |
|||
1 |
Ребенок 10 |
+ |
|||
2 |
Ребенок 11 |
+ |
|||
3 |
Ребенок 12 |
+ |
|||
4 |
Ребенок 13 |
+ |
|||
5 |
Ребенок 14 |
+ |
|||
6 |
Ребенок 15 |
+ |
|||
7 |
Ребенок 16 |
+ |
|||
8 |
Ребенок 17 |
+ |
|||
9 |
Ребенок 18 |
+ |
Приложение № 7
Результаты тестирования детей на уровень развития баланса и координации
Приложение № 8
Результаты первого тестирования
(июнь 2024 г.)
Результаты второго тестирования
(1 сентября 2024 г.)
Список использованных источников литературы
Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн // Концептуал. – 2024. – 368 с.
Есаулов, И.Г. Устойчивость и координация в хореографии, методическое пособие / И.Г. Есаулов // Планета Музыки. – 2021. – 160 с.
Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И. Лях // Просвещение. – 2013. – 190 с.
Первая энциклопедия для детей. Тело человека. – Владис, 2019. – 64 с.
Салли Блайт: Хорошо сбалансированный ребенок. Движение и раннее развитие / Блайт Салли // Национальное образование. – 2020. – 192 с.
Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Шебеко // Минск: «Вышэйшая школа», 2010. – 288 с.
Интернет источники.