Способы улучшения времени пловца

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Способы улучшения времени пловца

Куклин Ф.Н. 1
1"Лицей информационных технологий №28", г.Киров
Арасланова Э.Р. 1
1"Лицей информационных технологий №28"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я занимаюсь плаванием 3 года, и из простого желания научиться держаться на воде, это переросло в настоящее увлечение. Я с удовольствием посещаю тренировки и вижу, что с каждым разом тренер усложняет нам упражнения и добавляет новое оборудование. Я стал замечать, что гораздо увереннее держусь на воде, но сам не заметил, как это произошло. Тогда я стал анализировать, а как же строится тренировочный процесс? Как дополнительное оборудование помогает мне приобретать новые навыки? Как еще я могу улучшить время своего заплыва, ведь это главный показатель моего успеха? Ответам на эти вопросы я решил посвятить свою работу «Способы улучшения времени пловца».

Цель: провести изучение тренировочного оборудования и элементов костюма пловца

Объект: тренировочный костюм и оборудование пловца

Предмет: улучшение результатов при занятии плаванием

Гипотеза: применение дополнительного оборудования для тренировок, а также специальных элементов костюма, позволяют пловцу плыть быстрее и улучшать результат

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. изучить историю появления плавания как вида спорта

  2. понять, какие элементы костюма человек взял из живой природы

  3. изучить дополнительное оборудование для тренировок, разновидности костюмов пловца

  4. применить полученные знания во время своих тренировок, зафиксировать результат

Методы исследования:

  1. обзор литературы, видеоматериалов, посещение тренировок и соревнований профессиональных спортсменов

  2. интервью с тренером

  3. анкетирование пловцов из группы, анализ результатов

  4. использование доступных приспособлений, разных вариантов костюма и оборудования в своих тренировках

Теоретическая часть

Жизнь на земле возможна благодаря наличию на ней воды: «вода — это жизнь». С древнейших времен люди селились по берегам рек, озер и морей, т. е. там, где была вода, а это требовало от них умения передвигаться по воде и в воде [1].

Человеку не дано от природы умение плавать, как многим животным. Древние люди заметили, что животные способны передвигаться по воде, и переняли эту способность. Первым стилем стал способ плавания «по-собачьи». Он просуществовал довольно долгое время, пока его не сменил брасс.

Особое место плаванию уделялось в культуре Древней Греции и Риме. Оно служило средством гигиены, развлечений и воспитания здорового, готового к военным действиям населения. В программу Олимпийских игр оно не входило, но было обязательной частью некоторых других соревнований. Плавание считалось важным элементом не только общефизической подготовки подрастающего поколения, но и воспитания вообще. Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином.

Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с войнами. Отменными пловцами были Юлий Цезарь и Александр Македонский. Воины Древней Греции и Рима славились своим мастерством переправ и ведением морских сражений.

Плавание, как навык, получило довольно широкое распространение среди древних народов, населяющих территорию нашей страны, и в первую очередь – среди славян.

Карамзин в «Истории государства Российского» указывал, что во время вражеских нашествий славяне умели подолгу скрываться от многочисленного противника, отсиживаясь на дне рек и озер, дыша при этом в трубку из стебля камыша.

В середине XVII века в русских войсках вводится обучение плаванию. Петр I включал его в программу подготовки офицеров армии и флота: «Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты».

В XVIII веке в России начинает утверждаться мысль о важности и полезности плавания как гигиенического упражнения и как прикладного навыка. Генералиссимус А.В.Суворов на своем опыте познал оздоровительную силу воды, с детских лет ежедневно обливаясь холодной̆ водой̆. В подготовку солдат А.В.Суворов ввел обязательные ежедневные купания в быстрой реке и обучение преодолевать водные преграды вброд и вплавь

Спортивное плавание в дореволюционной России не имело широкого распространения. Лишь в XIX веке в России появляются первые школы плавания. Так, в Петербурге в 1834г. у Летнего сада открывается школа плавания, организованная преподавателем гимнастики Паули; в числе ее посетителей были Пушкин и Вяземский.

В конце XIX века в России начинается строительство крытых бассейнов для плавания. В 1890 было проведено первое первенство Европы по плаванию. В 1894 году соревнования по плаванию были включены в программу современных Олимпийских игр, что оказало большое влияние на развитие всех видов плавания.

В 1941г. Германия напала на нашу страну. Развитие спорта, в том числе плавания, в стране затормозилось. Физкультурные организации перестроили свою работу в интересах фронта. В годы войны проводилась большая работа по военно-физической подготовке населения и резервов для Красной Армии и Военно-Морского флота, поэтому плавание развивалось в эти годы как средство военно-физической подготовки и прикладной навык.

Умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием в боевых операциях на море, при высадке десантов и переправах являлось фактором, способствующим победе наших воинов.

Весь военный период не прекращалась и учебно-спортивная работа по плаванию в бассейне в Москве. Начиная с осени 1941 года и заканчивая 1945, годом ежегодно проводились соревнования по плавательному спорту.

Практическая часть

  1. Приспособления для тренировок

«В плавании семьдесят пять процентов успеха — это техника. И всего лишь двадцать пять — усилия и все остальное».

Так сказал легенда российского и мирового спорта, четырехкратный олимпийский чемпион, многократный рекордсмен мира и шестикратный чемпион мира в плавании Александр Попов.

Как раз для отработки техники [1] во время занятий в бассейне пловцы используют специальный инвентарь, с помощью которого можно реализовать различные тренировочные задачи и повысить уровень подготовки.

К дополнительному инвентарю относятся [3]:

  • доска для плавания

  • колобашка

  • ласты

  • лопатки

  1. Доска для плавания:

Это специальное приспособление из плавучего легкого материала, имеющее плоскую, чаще всего прямоугольную форму и служащее для обучения плаванию, улучшения техники и тренировки. В большинстве случаев доска используется для улучшения работы ног при плавании. От формы доски зависит величина нагрузки на мышцы: чем обтекаемее форма – тем меньше нагрузка. 

От формы доски также зависит ее функциональность. Все доски можно разделить на два вида:

1.плавательные доски для тренировки ног: самая простая доска для тренировки ног имеет форму прямоугольника с закругленным передним краем для лучшего скольжения. Более сложные тренировочные доски – треугольной или клиновидной формы – позволяют изменять уровень нагрузки на мышцы в зависимости от того, каким концом вперед пловец держит доску.

2.комбинированные плавательные доски: похожа на колобашку и доску одновременно, выемка посередине позволяет зажимать доску между бедер. Соответственно использовать такую доску можно как для тренировки ног, так и для улучшения техники гребка руками.

  1. Колобашка для плавания:

Это специальное приспособление из легкого плавучего материала, предназначенное для улучшения техники плавания. Колобашка – это своеобразный поплавок в виде восьмерки, который пловец зажимает между бедрами. Таким образом «блокируются» и удерживаются на плаву ноги. Создавая условия для тренировки мышц верхней части тела и проработки техника гребка.

Колобашки для плавания бывают двух видов:

1. классическая колобашка-восьмерка: такие колобашки применяются в основном для тренировки ног. Верхняя и нижняя части колобашки могут быть одинакового или разного размера. Во втором случае можно регулировать плавучесть, т. е. если при плавании ко дну бассейна будет обращена большая петелька, то это придаст нижней части тела большую плавучесть.

2. комбинированная колобашка: то же самое, что и комбинированная доска. Достоинство комбинированной модели в том, что она может применяться и как обычная доска для плавания.

Предназначение колобашки - совершенствование техники гребка, тренировки силы рук и верхней части тела, улучшения координации движений, тренировки дыхания, а также тренировки ног.

  1. Лопатки для плавания:

Это специальные тренировочные приспособления, надеваемые на ладонь пловца. Лопатки для плавания выглядят как две тонкие пластиковые пластины, повторяющие форму ладони, снабженные выпуклостями для пальцев и приспособлениями для фиксации на руке.

Виды лопаток:

1. лопатки анатомической формы — их используют как для улучшения техники гребка, так и для развития силы.

2. прямоугольные лопатки –значительно увеличивают сопротивление воды. Прямоугольные лопатки крепятся двумя ремешками: к запястью и среднему пальцу.

3. лопатки для пальцев рук: этими лопатками пловцы пользуются для поддержания правильной техники гребка, а именно начальной части гребка. Благодаря этим лопаткам хорошо чувствуется «захват» воды в начале гребка.

4. лопатки-восьмерки: эти необычные лопатки по форме напоминают знак бесконечность или просто восьмерку. Надевают такие лопатки тоже не совсем обычно: одну петельку на предплечье, а вторую на пальцы. Их главная задача – улучшение техники кроля на груди и спине, а именно формирование правильной техники проноса рук. Если пловец будет использовать неправильную технику – лопатки просто будут спадать, так как в отличие от всех описанных выше, они не имеют специальных креплений.

Предназначение лопаток:

  • для развития и тренировки силы и скорости;

  • для улучшения техники плавания (в основном гребка);

  • для тренировки спринтерских качеств пловца.

Действие лопаток основано на том, что они увеличивают площадь ладони, в результате чего пловец лучше чувствует воду во время выполнения гребка, что помогает выработать правильную технику. Благодаря механизму мышечной памяти спортсмен будет придерживаться этой техники и при плавании без лопаток. Кроме того, при плавании в лопатках увеличивается нагрузка на мышцы рук и спины, что способствует развитию силовых качеств и тренировке этих мышц.

  1. Ласты для плавания:

Это специальное приспособление, надеваемое на ноги и используемое для плавания с аквалангом и маской, а также для занятий в бассейне. Скорость плавания в ластах значительно выше, чем без них. Кроме того, использование в тренировочном процессе ласт позволяет увеличить силу ног, гибкость суставов, улучшить положение тела в воде. Ласты бывают разных форм, цветов, размеров и жесткости, все зависит от целей, для которых предназначены ласты. Ласты изготавливают из резины или специального пластика.

Виды ласт:

1.регулируемые ласты с открытой пяткой;

2.ласты с закрытой пяткой;

3.моноласты;

4.короткие жесткие пластиковые или резиновые ласты: эти ласты не сильно увеличивают скорость, но существенно повышают маневренность. Именно такие ласты часто используют пловцы для тренировки в бассейне.

Предназначение ласт:

  • для улучшения техники плавания;

  • для улучшения физической подготовки;

  • для развития гибкости стопы (сгибание подошвы)

В Приложении 1 представлены фото самых распространенных элементов оборудования.

  1. Специальная одежда пловца

«Вода - ваш друг ... вам не нужно сражаться с водой, вам нужно только разделить тот же дух, и тогда он позволит вам двигаться».

Александр Попов.

Многие тысячелетия человек предпочитал плавать обнаженным, считая, что одежда лишь препятствует этому процессу. Но сегодня все изменилось. Современные высокотехнологичные стартовые гидрокостюмы для плавания действительно улучшают гидродинамические характеристики тела пловца, но не по причине снижения сопротивления трения о воду, а по причине снижения «сопротивления формы тела». Гидрокостюм для плавания имеет особую структуру ткани. Экипировка плотно облегает тело, группируя мышцы, что создает эффект компрессии. Спортсмен становится более обтекаемым и легче преодолевает сопротивление с водой. 

Не зря гидрокостюмы стартовые для плавания называют второй кожей. В них пловец испытывает чувство защищенности и легкости. Гидрокостюм добавляет к привычной скорости пловца от 5 до 10%. 

Стартовые гидрошорты - незаменимый помощник пловцов в борьбе за лучшие показатели во время заплыва. Они обеспечивают мышечную компрессию: сжимают мышечный корсет, что помогает достичь обтекаемой формы бедер. Так пловец быстрее скользит в воде, снижая сопротивление. Правильно подобранный аксессуар может помочь сократить время преодоления дистанции.

Для профессиональных спортсменов, участвующих в соревнованиях, разработаны специальные высокотехнологичные модели плавательных шапочек. Главное в этих моделях - их гидродинамические свойства. Идеальная гидродинамика достигается путем точного повторения контуров головы, отсутствия морщинок на шапочке и различной толщины материала на разных участках головы.

Одним из самых необходимых аксессуаров пловца являются плавательные очки. Предназначение плавательных очков: первое и самое главное - для того, чтобы человек мог нормально видеть под водой. Это возможно только в случае, если между водой и глазом есть воздушная прослойка. Именно такую прослойку и создают очки для плавания. Во-вторых, чтобы защитить глаза от воздействия хлорных соединений, используемой при подготовке воды в бассейне. В-третьих, очки с цветными линзами помогают улучшить видимость в некоторых условиях. Например, голубые линзы снижают яркость бликов от воды.

Основных видов очков, которые оптимально подходят для бассейна два: тренировочные (их задача сделать процесс тренировки максимально комфортным, а, следовательно, и продуктивным) и стартовые (предназначены для улучшения гидродинамики). Тренировочные очки используют на тренировках, для активного отдыха в бассейне. А стартовые очки иначе называют «шведками» или профессиональными. Комфорт для стартовых очков не главное, их задача обеспечить пловцу более быстрое плавание за счет улучшения гидродинамики. Стартовые очки или совсем не имеют мягкой прокладки между кожей и линзами (классические «шведки»), или эта прокладка очень тонкая. Профессиональные очки очень плотно прилегают к лицу, что исключает смещение во время старта и попадание воды.

На сегодняшний день в моем арсенале есть профессиональные стартовые очки и шапочка. Но я очень мечтаю научиться плавать сначала в гидрошортах, а потом и в профессиональном гидрокостюме.

  1. Мудрость живой природы

«В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.» 
Леонардо да Винчи

В процессе изучения плавательного инвентаря и специализированных предметов костюма пловца я обнаружил, что где-то уже видел подобное и задумался - где же?

Открыв атлас животного мира [4], нашел интересные сходства:

  • ласты тюленей и моржей (отряд Ластоногие)послужили образцом для изготовления ласт пловца

  • обтекаемая форма тела водных животных и скорость их перемещения под водой навела человека на мысль о разработке гидрокостюма

  • плавательные перепонки некоторых видов птиц, лягушек, тюленей, бобров стали прототипом варежек и лопаток пловца

Я понял, что, если понаблюдать за водоплавающими животными в дикой природе, можно многому научиться.

  1. Результаты моего исследования

С помощью приложения Office я создал небольшой интерактивный опрос для участников моей группы по плаванию, где спросил, как давно они занимаются плаванием, используют ли специальный дополнительный инвентарь и костюмы для тренировок (ласты, гидрокостюм), привел фото инвентаря (доска, колобашка, варежки) и спросил, знакомы ли они с ним.

На мои вопросы ответили 16 человек.

Результаты ответов на мои вопросы:

  1. Как давно вы занимаетесь плаванием?

1–2 года – 12 человек

3 года - 2 человека

7 лет – 1 человек

9 лет -1 человек

Ответы на этот вопрос позволили мне понять, почему в дальнейшем я увижу, что пловцы из моей группы по-разному осведомлены об оборудовании.

  1. Знаете ли вы, для чего нужны варежки для плавания?

Да -1 человек

Нет -15 человек

  1. Знаете ли вы, для чего нужна колобашка?

Да – 8 человек

Нет – 8 человек

  1. Знаете ли вы, для чего нужна доска для плавания?

Да – 12 человек

Нет – 4 человека

  1. Как вы считаете, необходимо ли пловцу использовать дополнительное оборудование и специальные костюмы для плавания?

Да – 11 человек

Нет – 5 человек

  1. Был ли у вас опыт использования плавательного костюма?

Да – 1 человек

Нет -15 человек

  1. Плаваете ли вы в ластах, как они влияют на результат?

Да – 7 человек, результат улучшился

Нет- 8 человек

Проанализировав результаты опроса, я составил диаграммы, которые представлены в Приложении 2,3. На нах видно, что т. к. пловцы в нашей группе имеют разный уровень подготовки (длительность), то и осведомленность о дополнительном оборудовании разная. Тренер объяснил это тем, что постепенно знакомит учащихся с приспособлениями по мере движения от легких к более сложным задачам.

Далее я попросил тренера провести со мной пробную тренировку с использованием ласт. И вот что у меня получилось:

  • время, за которое я проплыл дистанцию 50 м на соревнованиях без ласт, составило 53.37 с

  • время, за которое я проплыл дистанцию 50 м в ластах, составило 49.17

Мы с тренером пришли к выводу, что ласты значительно ускорили время моего заплыва.

Также на улучшение время моих заплывов влияет то, что мы каждую тренировку занимаемся с дополнительным оборудованием: доска, колобашка, лопатки.

Хочу отметить, что пловцы тренируются не только в бассейне, но также каждую тренировку выполняют комплекс «сухих» упражнений в зале, которые направлены на то, чтобы подготовить, разогреть тело к заплыву, повысить выносливость мышц рук, ног, брюшного пресса. Такие же комплексы тренер задает нам домой в качестве домашнего задания.

Вывод

На основании результатов анкетирования 16 пловцов, а также в результате моего эксперимента со специальным оборудованием (ластами, колобашкой, доской, лопатками), я могу сделать вывод, что гипотеза подтвердилась, т. к. время моего заплыва значительно улучшилось

Степень разработанности темы относительно поставленных задач:

  1. в теории изучен исторический аспект плавания, сделан вывод, что плавание – это жизненно необходимый навык;

  2. получен ответ на вопрос, откуда человек получил знания, какие элементы костюма могут повысить результат пловца – из живой природы;

  3. проанализирован ассортимент специализированных магазинов со снаряжением пловца, просмотрены видеоматериалы с заплывами мастеров и получен ответ на вопрос – какое оборудование используется для тренировок, какие костюмы предпочитаются мастерами спорта и олимпийскими чемпионами;

  4. в практике освоен один вид инвентаря во время заплыва на время – ласты, проведено сравнение времени заплывов без ласт и в ластах, а также в практике использованы колобашка, доска, лопатки.

Перспективы дальнейшей работы:

  • испробовать в тренировках другой инвентарь

  • испробовать другие виды экипировки (шорты, комбинезон)

  • сравнить полученные результаты

Список литературы:

  1. Авдиенко, В.Б.Искусство тренировки пловца. Книга тренера: учеб. пособие / В. Б. Авдиенко, И. Н. Солопов М.: Изд. - во ИТРК, 2019–320 с.

  2. Булгакова Н. Ж.Познакомьтесь — плавание/Н.Ж. Булгакова. — М.: 000 «Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель», 2002. — 160с, ил. — (Первые шаги в спорте)

  3. https://masters.donntu.ru/2017/fkita/karpenov/ind/index.htm

  4. Латюшин В.В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Знают, для чего необходимы перчатки:

Да- 1 человек

Нет- 15человек

Знают/используют колобашку:

Да- 8 человек

Нет- 8 человек

Знают, для чего нужна доска, плавают с ней:

Да- 12 человек

Нет- 4 человек

Плавали в ластах:

Да- 7 человек

Нет- 8 человек

Просмотров работы: 1