Введение
Меня зовут Алина, и я занимаюсь художественной гимнастикой уже 2,5 года.
Когда мне исполнилось пять, я пришла на первое занятие в Спортивную школу по художественной гимнастике Ларисы Владимировны Лебедевой. Вначале мне было очень сложно и не очень хотелось три раза в неделю уходить пораньше из детского сада и ехать на тренировки. Мне казалось, что в детском саду интереснее - там много друзей, игры и веселье, а в спортивной школе только тренировки. Но потом я втянулась и начала получать удовольствие от тренировок. В прошлом году я получила 2-й юношеский разряд по художественной гимнастике.
Мы начинали с легких упражнений. Наш тренер Мария Владимировна шаг за шагом приучала нас выполнять разные элементы и работать с предметами. Нас не заставляют сразу достигать больших результатов. Наши тренеры считают, что только регулярные занятия и любовь к спорту дадут хорошие результаты.
Важным элементом наших тренировок является развитие гибкости.
Я решила провести анкетирование (см. Приложение, Анкета 1), чтобы выяснить, как мои одногруппницы по спортивной школе относятся к таким нагрузкам и знают ли они что-нибудь о гибкости?
В результате анкетирования я выяснила, что все опрошенные гимнастки считают, что текущая тренировочная нагрузка не тяжелая и знают, что такое гибкость. При этом четыре гимнастки из пяти опрошенных считают, что человеку, который ранее не занимался спортом, будет сложно научиться садиться на шпагат.
Мне захотелось провести исследование, чтобы доказать, что регулярное выполнение специальных упражнений позволяют развить гибкость.
Гипотеза: гибкость можно развить за счет регулярного выполнения специальных упражнений.
Цель работы: познакомить одноклассников с художественной гимнастикой, как с видом спорта, и доказать, что гибкость тела можно развить за счет систематического выполнения специальных упражнений.
Задачи работы:
изучить литературу по художественной гимнастике;
провести исследование по развитию гибкости среди одногруппниц в спортивной школе;
представить результаты исследования в виде таблицы и диаграмм;
сформулировать выводы на основании полученных данных;
дать рекомендации желающим развить гибкость.
Объект исследования: группа гимнасток в количестве семи человек.
Предмет исследования: развитие гибкости за счет регулярного выполнения специальных упражнений.
1. Теоретическая часть
1.1. Художественная гимнастика – один из самых элегантных и зрелищных видов спорта, содержащий в себе элементы из танца, акробатики, балетного и циркового искусства.
Девушки выполняют гимнастические элементы под музыкальное сопровождение с предметами (мячи, обруч, булавы, скакалки, ленты) и без. Спортсменки выступают в одиночку или в группе.
В нашей стране художественная гимнастика начала активно развиваться с 1934г.
Соревнования по художественной гимнастике с 1984 года включены в Олимпийские игры. И много раз победительницами Олимпиады становились спортсменки из России. Многие слышали имена олимпийских чемпионок: Алина Кабаева, Маргарита Мамун, омички Евгения Канаева и Ирина Чащина и другие. Наша землячка Евгения Канаева дважды завоевывала золотую олимпийскую медаль.
Художественная гимнастика популярна во всех регионах России. Во многих городах есть спортивные школы по этому виду спорта. Девушки после завершения спортивной карьеры часто становятся тренерами по спортивной гимнастике.
Омская школа художественной гимнастики считается одной из самых сильных в России. История художественной гимнастики в нашем городе началась с 1948 года, с набора первых гимнастических групп в техникуме физической культуры (см. Приложение, Фотография 1). В настоящее время в нашем городе открыто более 15 специализированных школ по этому виду спорта.
Спортивная школа по художественной гимнастике Л.В. Лебедевой, в которой занимаюсь я, открылась в 1996г. (см. Приложение, Фотография 2, 3). Уникальность нашей школы определяется объединением интеллектуального, физического, психологического, нравственного, эстетического и спортивного воспитания девушек под девизом «доброта». Чемпионка России и чемпионка мира по художественной гимнастике Татьяна Дручинина является воспитанницей нашей спортивной школы.
1.2. В художественной гимнастике, одним из основных направлений тренировочного процесса является совершенствование методики развития гибкости. Гибкость (растяжка) — способность человека выполнять физические упражнения с большой амплитудой, это суммарная подвижность в суставах всего тела.
У всех людей гибкость суставов разная. Один может дотянуться руками до пола без усилий и предварительной растяжки, а другой еле сможет коснуться пола кончиками пальцев.
Гибкость формируется еще в детстве. Уже в 4–7 лет можно сказать, будет ли человек гибким в будущем. В этом возрасте детей отбирают для секций художественной гимнастики. Обычно отбирают тех, у кого мобильные суставы, средний рост и хорошая координация.
Процесс развития гибкости в спортивных школах осуществляется постепенно и непрерывно.
Основными средствами для развития гибкости в художественной гимнастике являются упражнения на растягивание. Различают активные, пассивные и статические упражнения.
Активные - взмахи руками, махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем. Их можно выполнять с предметами (скакалки, обручи, мячи) и без.
Пассивные упражнения - это движения, выполняемые под тяжестью своего тела (подтягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.). Такие упражнения могут выполняться самостоятельно или с помощью партнера; могут также выполняться с помощью резинового эспандера или с использованием собственной силы
Статические упражнения могут выполняться с помощью партнера, собственного веса тела или силы. Упражнения выполняются при сохранении неподвижного положения с определенной амплитудой в течение заданного времени (6-9 сек.).
Гибкость важна не только в спорте, но и в обычной жизни — благодаря гибкости человек может полноценно двигаться и выполнять повседневные задачи. Чем лучше эластичность тела, тем выше выносливость организма и ниже риск получить травму во время движения. Развитие гибкости влияет также на осанку, что особенно важно для школьников, которые проводят много времени за столами.
Но многие люди считают, что гибкость тела - это врожденное качество связок и суставов, и если человек не может делать, например, шпагат, то этому сложно научиться.
2. Практическая часть
2.1. Мое исследование
Изучая теоретическую часть, я пришла к мысли, что гибкость можно развить за счет регулярного выполнения специальных упражнений и решила провести исследование.
С 31 октября до 12 ноября 2024г. мы вместе с тренером проводили исследование на предмет влияния регулярных тренировок на гибкость. В исследовании, кроме меня, принимали участие гимнастки из моей спортивной школы. В течение восьми тренировок мы по заданию тренера выполняли специальные упражнения, улучшающие растяжку, чтобы сесть на шпагат со скамейки высотой 30 сантиметров.
Шпагат — это положение тела, при котором ноги разведены в стороны и находятся на одной линии.
Упражнения, которые мы выполняли для улучшения растяжки: наклоны в положении стоя, наклоны в положении сидя, «бабочка», «лягушка» в положении лежа, шпагаты с пола, наклоны к прямой ноге, с опорой на колено и глубоким выпадом вперед и так далее.
В начале исследования наш тренер Мария Владимировна измерила по каждой гимнастке расстояние до пола в шпагате со скамейки и записала в таблицу. А через 12 дней Мария Владимировна зафиксировала новые результаты (см. Приложение, Таблица 1).
Замеры делались в трех позициях:
продольный шпагат (левая нога направлена вперёд, правая — назад;
продольный шпагат (правая нога направлена вперёд, левая - назад);
поперечный шпагат, когда обе ноги направлены в стороны.
Оказалось, что за 8 тренировок все участницы эксперимента улучшили свои результаты (См. Приложение, Сравнительная диаграмма 1,2,3).
В среднем по всем гимнасткам расстояние до пола сократилось на 2 сантиметра. Наименьшие изменения были у гимнасток, которые пропустили одно или два занятия. Лучший результат показали гимнастки, которые не пропускали тренировки. Также на результат могли повлиять индивидуальные особенности организма спортсменок.
Выводы
Гибкость можно развить за счет выполнения специальных упражнений. Чтобы тренировки были эффективными, важна их регулярность.
Чтобы сесть на шпагат, одному человеку достаточно нескольких недель, другому понадобится тренироваться несколько месяцев или лет.
Срок зависит от многих факторов.
Индивидуальные особенности организма. Люди, которые имеют более эластичные связки и мышцы, быстрее садятся на шпагат.
Физическая подготовка. При наличии гимнастического опыта или разработанных мышц тела освоить шпагат можно за 1–2 месяца.
Возраст. Чем моложе человек, тем эластичнее у него мышцы.
2.2. Рекомендации
В результате исследования я подготовила рекомендации в виде буклета (см. Приложение, Буклет).
Каждый ребенок может выполнять эти упражнения на развитие гибкости. Тренировки помогут укрепить организм, будут положительно влиять на осанку и выносливость ребенка, а также снизят риск получения травм.
Если вы хотите развить гибкость, регулярно выполняйте упражнения на растяжку.
Заключение
В результате проведенного исследования я узнала, что гибкость тела – полезное свойство организма человека. Также я научилась делать выводы по практической части – гибкость и возможность ее развития зависят от многих факторов.
Чтобы достичь цели своего исследования я решила следующие задачи: изучила литературу по художественной гимнастике; провела анкетирование среди знакомых и практическое исследование по развитию гибкости; представила результаты исследования в виде таблицы и диаграмм; сформулировала выводы на основании полученных данных и написала рекомендации для желающих развить гибкость.
Гипотеза о том, что гибкость можно развить за счет регулярного выполнения специальных упражнений подтвердилась, и я сделала буклет для моих одноклассников «Упражнения для развития гибкости на каждый день».
В дальнейшем я планирую продолжить исследования в области влияния занятий спортом на организм человека.
Приложение
Анкета 1. Изучение отношения гимнасток к нагрузкам и понимания ими определения «гибкость»
Вопросы |
Ответы |
||||
Респондент 1 |
Респондент 2 |
Респондент 3 |
Респондент 4 |
Респондент 5 |
|
Ты считаешь, что художественная гимнастика самый красивый вид спорта? |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
2-3 часа тренировок почти каждый день, это тяжело? |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Ты знаешь, что такое гибкость? |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Думаешь, сложно обычному человеку научиться садиться на шпагат? |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Фотография 1. Фотография с сайта Исторического архива Омской области
Фотография 2. Фотография с сайта БУ ДО г. Омска "Спортивная школа по художественной гимнастике Л.В. Лебедевой"
Фотография 3. Фотография из личного архива Зобниной Алины
Таблица 1. Результаты гимнасток до начала тренировок на развитие гибкости и после
Гимнастки |
Продольный шпагат с левой ноги |
Продольный шпагат с правой ноги |
Поперечный шпагат |
Ср. значение |
||||||
31 октября |
12 ноября |
Изменение |
31 октября |
12 ноября |
Изменение |
31 октября |
12 ноября |
Изменение |
||
Участник 1 |
8 |
6 |
-2 |
4 |
1 |
-3 |
5 |
1 |
-4 |
-3 |
Участник 2 |
4 |
3 |
-1 |
1 |
0 |
-1 |
1 |
0 |
-1 |
-1 |
Участник 3 |
4 |
0 |
-4 |
1 |
0 |
-1 |
6 |
6 |
0 |
-2 |
Участник 4 |
2 |
0 |
-2 |
4 |
3 |
-1 |
3 |
1 |
-2 |
-2 |
Участник 5 |
11 |
10 |
-1 |
9 |
8 |
-1 |
7 |
5 |
-2 |
-1 |
Участник 6 |
13 |
11 |
-2 |
8 |
6 |
-2 |
7 |
6 |
-1 |
-2 |
Участник 7 |
5 |
2 |
-3 |
2 |
0 |
-2 |
5 |
3 |
-2 |
-2 |
Ср.значение |
7 |
5 |
-2 |
4 |
3 |
-2 |
5 |
3 |
-2 |
-2 |
Сравнительная диаграмма 1. Изменение расстояния до пола в продольном шпагате со скамейки с левой ноги
Сравнительная диаграмма 2. Изменение расстояния до пола в продольном шпагате со скамейки с правой ноги
Сравнительная диаграмма 3. Изменение расстояния до пола в поперечном шпагате со скамейки
Буклет «Упражнения для развития гибкости на каждый день»
Н аклоны вниз Поставьте ноги врозь, возьмите в каждую ладонь локоть другой руки, делайте наклоны вниз. |
«Бабочка» С ядьте на пол, выпрямите спину, вытяните ноги перед собой. Затем по очереди согните ноги в коленях и подтяните ступни ближе к паху. Соедините пятки и прижмите внешнюю сторону стоп к полу. Позвольте бёдрам опуститься под собственной тяжестью. |
|||
« Складка» сидя Сядьте на пол, вытяните ноги перед собой. На выдохе потянитесь вперёд, старайтесь сцепить ладони за стопами и опустить подбородок на голени. Следите за тем, чтобы задняя поверхность коленей прижималась к полу, напрягайте заднюю поверхность ног и давите пятками в пол. |
«Лягушка» в положении лежа В станьте на четвереньки, расставьте ноги в стороны. Затем, удерживая колени и бёдра в прямом положении, плавно опустите предплечья на пол. Максимально прогните спину и прижмите стопы к полу. |
|||
« Третья позиция» Сядьте на пол, сделайте хват рукой изнутри за внутренний свод сокращенной ноги. Выпрямляйте ногу с сокращенной стопой вверх. |
Ш пагаты с пола Чтобы сделать поперечный шпагат, упритесь ладонями в пол и раздвигайте ноги в стороны. Для того, чтобы сделать продольный шпагат с левой ноги, поставьте левую ногу вперед, а правую назад. Для шпагата с правой ноги – наоборот, правую ногу поставьте вперед, а левую назад. |
|||
Боковой шпагат Стоя лицом к гимнастической стенке сделайте хват за пятку и поднимите ногу вверх. Тяните ногу на себя и вперед. |
Список литературы
Винер-Усманова И.А. Художественная гимнастика: История, состояние и перспективы развития // И.А.Винер-Усманова, Е.С.Крючек, Е.Е.Медведева, РН.Терехина. Москва: Издательство «Человек» - 2014;
https://olympics.com/ru/news/hudozhestvennaya-gimnastika-istoriya-vozniknoveniya-i-ehvolyuciya-predmetov
https://vfrg.ru/about/history/
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/sms.14708?utm_campaign=publicity&utm_content=WRH_8_19_24&utm_medium=email&utm_source=publicity&utm_term=SMS
https://iaoo.ru/page/oformlena-novaja-vystavochnaja-vitrina-k-jubilejam-izvestnyh-omskih-trenerov-gv-gromyko-i-ve-shtelbaums-hudozhestvennaja-gimnastika-v-omske
https://lebedevashkolahg.wixsite.com/lebedevashkolahg/%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC