«Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера».
Дзигоро Кано.
Введение.
Человек всегда боролся: сначала это была необходимость выживать в суровых условиях жизни, борясь за кусок пищи, за право продолжить род. Борьба была возможностью продемонстрировать своё превосходство в боевых и соревновательных поединках. Сейчас борьба стала средством реализации избыточной энергии и прекрасным способом самореализации и воспитания. [5.C.158].
Занятия дзюдо учат детей положительному взаимодействию с окружающими и проявлению социальной ответственности. Тренируя приёмы дзюдо, ребёнок оттачивает навык бесконфликтного общения, учится не использовать грубую силу и принуждение, а подбирать способы пересилить противника посредством подходящей техники. Также тренировки помогают независимо от внешних обстоятельств быть готовым к новым испытаниям в жизни, учат добиваться целей, используя доступные средства в данный момент. Общие интересы и схожий образ мыслей помогают быстро наладить взаимопонимание между детьми.
Для меня дзюдо - это средство саморазвития и самовоспитания. Занятия дзюдо учат преодолевать чувство страха, принимать быстрые решения, верить в свои силы. Также борьба - это умение постичь себя, свое тело и эмоции, работать над собой, добиваться поставленной цели и развиваться как личность.
В своей работе я хотел бы показать, какую огромную роль дзюдо играет в моей жизни не только как боевое искусство, но и как жизненная философия, как помогает мне становиться лучше не другого человека, а самого себя.
Я подумал, что с помощью своего исследования смогу привлечь внимание одноклассников к дзюдо и покажу на своём примере, что дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство, учит уверенности. Я считаю, что тема моей работы актуальна, потому что современный ребёнок мало двигается и много времени проводит за гаджетами. Всё это влияет как на физическое, так и на психическое здоровье и приводит к болезням.
Объект исследования: борьба дзюдо.
Предмет исследования: влияние тренировок по дзюдо на развитие моей личности.
При работе я выдвинул гипотезу о том, что если я расскажу своим одноклассникам о дзюдо, о своих успехах в спорте и в учёбе, то дети задумаются о пользе занятий спортом и начнут посещать какую-то спортивную секцию.
Цель исследования: привлечь внимание одноклассников к дзюдо и показать на своём примере, что дзюдо развивает не только физическую силу, но и духовные качества. Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить историю дзюдо и его философию.
2. Воспитать интерес у детей к занятиям спортом.
3. Выделить воспитательную особенность дзюдо.
4. Показать, что дзюдо – это не просто борьба, а целая философия.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении информации по проблеме изучения влияния дзюдо на воспитание характера и разностороннее развитие ребёнка.
Практическая значимость заключается в вовлечении детей в занятия спортом.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников и интернета.
2. Наблюдение.
3. Беседа, опрос, анкетирование.
4. Сравнение и опыт.
5. Эксперимент.
Глава 1 Теоретическая часть
«Дзюдо – японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия»
История возникновения боевого искусства дзюдо.
ДЗЮДО́ (от японского дзю - мягкость, до – путь)- национальная японская борьба, в которой с помощью различных приёмов борцы стремятся бросить друг друга на ковёр. При борьбе лёжа, применяя различные захваты, они должны удержать противника прижатым спиной к ковру в течение 20 секунд или, применяя болевые приёмы и удушающие захваты, заставить его признать себя побеждённым. Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо. Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия. Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма.[5.C.98]
Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях.
Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой учёный, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938) (Приложение 1). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приёмы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо - новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодёжи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.[5.C.114]
Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан». Появлением отечественного дзюдо мы обязаны Василию Сергеевичу Ощепкову (1892-1937) (Приложение 2). Он родился на Южном Сахалине. Попав в Японию в юном возрасте, 13-летний Василий получил образование в духовной семинарии в Киото, где и начал заниматься в секции дзюдо. В октябре 1911 года удивительно одарённый и трудолюбивый он поступил в знаменитую школу Кодокан и уже через год получил первый дан по борьбе дзюдо, а вскоре и второй. Ощепков стал четвертым иностранцем в истории дзюдо, удостоенным такой чести. В 1914 году Василий Сергеевич приехал во Владивосток, где основал свою школу дзюдо. Можно считать этот момент датой рождения отечественного дзюдо. Но в конце 30-х годов в СССР дзюдо запретили как «чуждое советскому народу занятие». Вместо «запрещенного» дзюдо в Советском союзе ученики Ощепкова стали развивать «самбо», систему в основу, которой легла колоссальная работа Василия Сергеевича. Возрождение дзюдо в СССР произошло в начале 60-х годов двадцатого века.
Дзюдо начинает набирать популярность, становится массовым видом спорта, спортивные школы заполняются детьми. Сегодня в России им занимается (по разным данным) от 200 000 до 500 000 человек (всего в мире дзюдо занимаются 20 миллионов людей).[7.C.56]
Во многом этому развитию в России способствует Президент РФ В.В. Путин, который также с молодости занимался дзюдо и сейчас, продолжая активно заниматься на татами, часто упоминает, что в своей работе во многом опирается на базовые принципы дзюдо.
Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести. Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям. Единоборство на татами (зал для тренировок) позволяет воспитать в каждом человеке волю и характер, учит разумно и ответственно подходить к применению силы. Кроме того, именно в дзюдо такое качество, как готовность раз за разом подниматься и снова вступать в схватку, как бы тяжело тебе ни было, ценится выше, чем физические данные. В настоящее время российская школа дзюдо считается одной из сильнейших в мире. Дзюдо - великолепный инструмент решения проблем воспитания молодого поколения. Спорт отвлекает ребят от улицы, открывая им возможность полноценно проявить свои таланты и реализовать свои возможности, ощутить себя великими спортсменами, способными защищать честь своей Родины[3.С.48].
Таким образом, можно сделать вывод, что дзюдо – это не просто спорт, а философия, где всё подчинено правилам и законам. Они не только учат побеждать в поединке, но и уверенно идти по жизни, не боясь преград, уметь общаться с другими людьми, чувствовать их, уважать окружающих, быть смелым, искренним и честным. Ещё дзюдо - это развитие физических качеств: силы, гибкости, выносливости, а также приобретение во время тренировок и соревнований других полезных навыков, в том числе скорости реакции, расчётливости своих действий, координации движений.
Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести. Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям.
Основатель борьбы, Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.
Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как:
Вежливость, смелость, искренность, честность, скромность, самоконтроль, верность в дружбе, уважение к окружающим.
Клятва дзюдоиста.
При поступлении в школу ученик дает клятву:
"Я не брошу учебы без уважительной причины. Я не опозорю дзюдо и свою школу. Без разрешения учителя я никому не открою секретов, которым меня научили. Как ученик я буду следовать законам дзюдо и моей школы, и буду соблюдать их, если стану учителем".
В лекциях Дзигоро Кано выделял также 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни:
владей инициативой в любом начинании;
внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;
осмысливай полностью, действуй решительно;
знай меру;
держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью. [2.C.179]
Внешний вид единоборца.
Форма для занятия дзюдо называется дзюдога (Приложение 3) и состоит из трех частей: куртка, штаны и пояс. Обычно дзюдога изготавливается из хлопка и должна быть синего цвета у спортсмена, вызванного на соревнованиях первым, и белого цвета у второго спортсмена. Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вдоль туловища. Куртка должна быть достаточно широкой, чтобы запахиваться левой полой на правую не менее чем на 20 см на уровне нижней части грудной клетки. Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум до точки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавом и курткой должно быть пространство 10-15 см. Брюки должны быть достаточно длинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава или минимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой и брюками должно быть пространство 10-15 см по всей длине штанины. Пояс шириной 4-5 см должен быть обернут дважды поверх куртки и завязан на уровне талии плоским узлом. Длина пояса должна быть такой, чтобы оставались концы длиной 20-30 см. Цвет пояса (Приложение 4) говорит об определённом уровне мастерстве (ранге), которого достиг спортсмен. Каждый ранг дзюдоист удостаивается после прохождения аттестации. Для каждой степени определены свои требования. [2.C.136]
Вывод по главе 1.
Дзюдо как вид спорта и как жизненная философия по-новому воспринимаются через призму реалий сегодняшней жизни. Единоборство на татами позволяет воспитать в каждом человеке волю и характер, учит разумно и ответственно подходить к применению силы. Кроме того, именно в дзюдо такое качество, как готовность раз за разом подниматься и снова вступать в схватку, как бы тяжело тебе ни было, ценится выше, чем физические данные. В настоящее время российская школа дзюдо считается одной из сильнейших в мире. Дзюдо - великолепный инструмент решения проблем воспитания молодого поколения. Спорт отвлекает ребят от улицы, открывая им возможность полноценно проявить свои таланты и реализовать свои возможности, ощутить себя великими спортсменами, способными защищать честь своей Родины.
Занятия дзюдо требуют от занимающихся любого возраста обязательного проявления воли, волевого усилия не только в соревновательной деятельности, но и в учебно-тренировочном процессе. Воля проявляется не только в противоборстве, еще больше она нужна в соблюдении режима занятий (регулярное посещение), стремлении преодолеть трудности (если в тренировке не получается выполнение технического действия) или в успешном совмещении занятий в общеобразовательной и спортивной школах и других ситуациях.
Существуют волевые качества, преимущественно проявляемые в занятиях дзюдо, это целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.
Глава 2 Практическая часть
«Дзюдо - больше чем спорт»
Мой гибкий путь
Движение имеет огромное значение для развития физиологических систем растущего организма, оказывает мощное влияние на формирование психических процессов, интеллекта, речи, на формирование личности ребенка в целом. Научно доказано, что физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка.[1.C.456]
Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие. Занятия физической культурой не только помогают быть тренированным, подтянутым, но и способствуют более жизнерадостному восприятию окружающего мира, устойчивости к стрессам. Дети, которые занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.
В апреле 2019 года я начал ходить на тренировки в Центр Дзюдо. Дети занимались общей физической подготовкой. Затем тренер стал добавлять элементы бросков и приёмов дзюдо. Сначала мне не очень нравилось ходить на тренировки, но постепенно тренер и родители прививали мне любовь к спорту, мотивировали меня различными способами и тем самым развивали во мне такие качества как дисциплина, самоконтроль, сила воли, способность принимать осознанные решения и видеть результат от посещения тренировок. Так я занимался 2,5 года и в октябре 2021 года перешёл к своему новому тренеру по дзюдо Шабаловой Юлии Валерьевне.
Шабалова (Кузина) Юлия Валерьевна (Приложение 5) - заслуженный мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо, мастер спорта международного класса по дзюдо, неоднократная чемпионка Мира, Европы и России по борьбе самбо и дзюдо, участница Олимпийских Игр. Мой тренер – это профессионал с большой буквы, она горит своим делом, в своей работе использует индивидуальный подход к каждому ребёнку, сопереживает и помогает советом в любой ситуации. Юлия Валерьевна помогает каждому спортсмену осознать свои способности, чтобы достичь более значимых результатов. Она мотивирует ребёнка на спорт, стараясь развивать не только физические качества, но и нравственно-волевые, такие как ум, скромность, уважение к людям, искренность, верность в дружбе, внимательность, дисциплинированность, самоконтроль, взаимопомощь, решительность, стремление к достижению максимального результата.
Мои первые соревнования запомнились мне тем, что я очень сильно переживал и не мог взять себя в руки, поэтому не смог выиграть. Но постепенно каждые последующие соревнования я настраивался на победу, ставил перед собой цель и добивался её. Конечно, получалось не сразу занять призовое место, но каждый раз я приближался к заветной мечте маленькими, но уверенными шагами. В этом мне помогали ежедневные тренировки, поддержка тренера и родителей. Первая долгожданная медаль была получена на соревнованиях, посвящённых Новому году. Это были непередаваемые эмоции радости, восторга и мотивации на дальнейшие победы в начале моего пути в дзюдо.Увидев результат, я понял, что силы и нервы были потрачены не зря, а желание достигать новых вершин появилось ещё больше.На сегодняшний момент, у меня 6 медалей за второе место на соревнованиях, 6 медалей за третье (Приложение 7) и жёлтый пояс (Приложение 6). Мне есть к чему стремиться.
Занимаясь спортом, я становлюсь увереннее в себе, появляется стремление победить не только в спорте, но и в жизни. Поэтому я принимаю участие и в различных конкурсах, связанных с дзюдо, участвовал в областном конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку», заняв там первое место, составил кроссворд «Знаете ли вы дзюдо?», в конкурсах рисунков. Этот дух соперничества на татами помогает мне справляться с неординарными ситуациями и в жизни, развивает уверенность в себе, решительность, способность принимать решения. Таким образом, дзюдо может оказывать положительное влияние не только на физическое и психическое здоровье, но и на эмоциональное состояние человека.
Но как и любой спорт, дзюдо состоит не только из постоянных тренировок, соревнований, но и не обходится здесь без травм (Приложение 8). В январе 2024 года на соревнованиях во время схватки за третье место я получил травму - растяжение связок коленного сустава, а в марте я сломал руку на тренировке. Но эти сложные моменты не сломили меня, я не падал духом, восстанавливался и с нетерпением ждал возобновления тренировок. Спорт не только делает меня сильнее, выносливее, увереннее в себе, но и закаляет мой характер. Я понял, что без травм не бывает побед, главное верить в свои силы, в победу, слушать тренера, никогда не отчаиваться и не сдаваться, как бы сложно тебе не было.
Спорт воспитывает дух, смелость, чувство патриотизма, силу воли, умение побеждать, а дзюдо особенно. Дзюдо же - это больше, чем спорт. В дзюдо силу побеждает ловкость, агрессию - гибкость. Дзюдо - это гибкий путь к достижению цели, где главное не только победа над соперником, а воспитание себя, победа над самим собой. Дзюдо дисциплинирует меня: в процессе занятий вырабатывается способность усваивать существующие правила общественного поведения и твёрдо следовать им. А спортивный успех в детстве – это начало успеха в жизни. Дзюдо – это больше чем спорт, это целая жизненная философия, познав которую, перед человеком открывается путь к неизведанным мирам внутри себя и гармонии с внешним миром.
Влияние дзюдо на развитие личности на моём примере.
Для меня дзюдо – это преодоление себя, испытание своих сил и возможностей, а также уважительное отношение к учителям, старшим и своему сопернику. Я учусь преодолевать свои слабости и недостатки, изменять и познавать свои возможности. Школа дзюдо - это уроки взаимопомощи и сотрудничества, здесь высоко ценится уверенность в себе, решительность, целеустремленность, терпение, уважение к старшим, к товарищам по команде и к соперникам. Дзюдо - это не просто хорошее здоровье, сильные мышцы и знание специальной техники и приемов. Дзюдо - это еще и благородство, толерантность, помощь друг другу. Благодаря тренировкам закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в сложных ситуациях, принимать решения, приобретается опыт человеческого общения и умение понимать других. Всё это помогает мне в учёбе, общении со сверстниками и взрослыми.
Мой день расписан по минутам. Когда я прихожу из школы, у меня есть немного времени на обед и отдых, потом я иду на тренировку. Я стал более дисциплинированным, ответственным, самостоятельным, смелым, решительным и целеустремлённым. Все эти качества помогают мне не только добиваться результатов в спорте, но и в учёбе, и в повседневной жизни, ставить перед собой цели и идти к желаемому результату. Я развиваюсь не только как спортсмен, но и как самостоятельная уверенная в себе личность. Следовательно, спорт для меня – это могучее средство самопознания, самовыражения и самоутверждения.
В рамках проведения исследования, я прочитал много информации по данной теме, изучил историю возникновения боевого искусства дзюдо, беседовал с тренером. С классным руководителем мы составили план моего выступления, подготовили презентацию и буклет «Давайте заниматься дзюдо!»(Приложение 9). Сначала я провел анкетирование среди учеников моего класса.
Одноклассникамбылопредложеноответитьнатривопроса:
1.Занимаетесь ли вы спортом? Да-22 Нет-2
2.Нравится ли вам заниматься спортом? Да-16 Нет-8
3.Занимаетесь ли вы ежедневно в секции? Да- 11 Нет-13
В результате анкетирования я узнал, что не все дети занимаются спортом систематически. Два моих одноклассника не только не любят спорт, но и не любят гулять на свежем воздухе. И вот результат – часто болеют и много времени проводят за гаджетами.
После этого на уроке классного часа я рассказал ребятам о дзюдо, историю его возникновения и об успехах, которые мне удалось достичь в учёбе и спорте. После того, как я выступил на уроке классного часа по теме моего исследования, у некоторых ребят появился интерес не только к виду спорта дзюдо, но и к секции, которую я посещаю. Дети внимательно рассматривали мои награды, дипломы и грамоты, а я с удовольствием отвечал на их вопросы. Я раздал им буклеты «Давайте заниматься дзюдо!», в которых собрал всю нужную информацию об этом виде спорта. (Приложение 9).
После выступления в моём классе ребята с восторгом делились со своими друзьями, родителями и учителями тем, что они узнали про это единоборство. Меня позвали рассказать об этом в другие классы. А также я выступил со своим сообщением перед родителями будущих первоклассников. После всей проделанной работы, я заметил, что мои одноклассники заинтересовались этим видом спорта или вообще впервые задумались о пользе спорта в своей жизни. Я думаю, что моё исследование не остались без внимания ребят. Если кто-то решит в будущем заняться каким-либо видом спорта, пусть даже не дзюдо, то я буду знать, что моя деятельность не прошла бесследно, а помогла кому-то найти себя в спорте. Таким образом, можно сделать вывод, что дзюдо - больше чем спорт, это путь к успеху в жизни.
Вывод по главе 2
Во время спортивных тренировок огромное значение имеет не только физическое, но и нравственное развитие. Специфическая особенность спорта - обязательность соревнований - прямо и наиболее значительно влияет на морально-этическое, нравственное формирование личности. Главная задача, связанная с воспитанием спортсменов, заключается в том, чтобы спортивными мотивами, побуждающими бороться за победу в соревнованиях, были моральные, нравственные цели. Важно изначально в ходе занятий воздействовать на формирование положительных личностных качеств и переформирование негативных, что позволит воспитывать не только физически, но и духовно развитую личность. Только тогда дзюдоист сможет добиться благотворного влияния занятий дзюдо как на физическую, так и на духовную подготовку. Доказано, что занятия дзюдо могут развить в ребенке способность к взаимодействию с партнером и умение концентрироваться для достижения определенной цели. Дзюдо оказывает влияние на ребенка не только в пределах спортивного зала, но и на все аспекты его жизни[5.С.131].
В ходе исследования удалось отметить, что занятия дзюдо действительно влияют на развитие личности ребёнка и воспитывают его характер. Спорт влияет на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, на вырабатывание уверенности в себе и в своих силах. Добившись успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность. Совершенствуемое в ходе занятий дзюдо умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними, переносится и на другие сферы жизни. Поэтому можно сделать вывод, что влияние дзюдо на воспитание характера и развитие личности постоянно возрастает.
Заключение
В ходе исследования я познакомился с литературными источниками, провёл беседы, анкетирование, выполнил практическую работу. Я узнал, какие личностные качества воспитывает такой вид спорта, как дзюдо. Дзюдо – это не просто хорошее здоровье, сильные мышцы, знание техники и приёмов, но и благородство, помощь друг другу, ум, честность, искренность, смелость, уверенность в себе, дисциплина, самообладание и самоконтроль. Занимаясь спортом, я понял, что дзюдо играет важную роль в моей жизни. Можно сказать, что этот вид спорта изменил мою жизнь и моё отношение к единоборствам. Я благодарен родителям и тренеру, что они смогли привить мне любовь к дзюдо, что я с каждым днём становлюсь лучше не кого-то другого, а лучше, чем я был вчера. Если ты не знаешь, как победить себя, то ты не сможешь победить другого человека. Философия дзюдо показывает, что познавая себя, человек становится не только физически крепким, но и эмоционально устойчив и уверен в себе. А всё это нужно человеку в повседневной жизни. Учитывая результаты исследования, можно прийти к выводу, что гипотеза нашла своё подтверждение. И я думаю, что мои знания помогут ребятам найти себя в спорте, а моё исследование будет продолжено. С ребятами, которые захотели записаться в спортивную секцию, мы решили через год опять на классном часе поговорить об этом и посмотреть, улучшилось ли их здоровье, успехи в школе и может кто-то решил записаться в спортивную секцию. Взяв за основу принципы дзюдо, его философию, любой из нас сможет создать свой собственный фундамент, который приведёт к лучшей жизни. Изменить в себе то, что не устраивает, в состоянии каждый человек, главное, избавиться от лени и поставить правильную цель. Успех никогда не приходит просто так, за ним стоит большой труд с испытаниями характера и трудностями на пути. Но не у всех хватает сил и терпения пройти эту дорогу, которая ведёт к успеху. Я думаю, что достичь поставленных целей у меня получится, а полученные знания помогут мне правильно расставить приоритеты в жизни и своим примером привлечь как можно больше детей к спорту.
Список используемой литературы
Выготский. Л.С. Психология развития человека /Л.С. Выготский— М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.
Горбылёв А.М. Очерк истории дзюдо. Начало пути//Воинские искусства Японии : научно-популярный методический сборник.— А.М.Горбылёв.-ООО Будо-спорт, 2009.- 276с.
Дзюдо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования. – М.: Советский спорт, 2003. – 112 с.
Ерегина С.В.,Тарасенко К. Н.Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов. Детский тренер /С.В.Ерегина, К.Н.Тарасенко.- demia, 1999. - 456 с.
Кано Дзигоро. Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле воспитания/ Боевые искусства и рукопашный бой: Научно-методический сборник под ред. Горбылёва А. М..— М.: ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ, 2008.-248 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., / В.С. Мухина - М.: Академия, 2012.-656 с.
Пархомович Г.В. Основы классического дзюдо./Г.В.Пархомович- Урал-Пресс, 2009.-197 с.
Путин В. Дзюдо: история, теория и практика / В. Путин, В. Шестаков, А. Левицкий.– Архангельск: Издат. дом «СК», 2000.-367 с.
Свищев И.Д. Дзюдо: Учебное пособие для спортивных школ / И.Д. Свищев. – М.: РГАФК, 2011.-450 с.
Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О.Смирнова. - М.: Питер, 2013.-304с.
Приложение
Приложение 1. Дзигоро Кано. Приложение 2. Ощепков В.С.
Приложение 3. Кимоно для дзюдо.
Приложение 4. Пояса в дзюдо. Приложение 5.Шабалова Ю.В.
Приложение 6. Мой жёлтый пояс. Приложение 7. Мои медали.
Приложение 8. Без травм нет побед.
Приложение 9. Буклет «Давайте заниматься дзюдо!»