Введение. Мысль о написании работы возникла у меня во время дистанционных занятий. Наш классный руководитель предложила сделать всем ребятам короны из бумаги с надписью «Я всё могу». С одной стороны это повышало нашу самооценку, с другой – сохраняло осанку. При неправильном положении тела корона падала с головы (рис. 1). Тем самым мы могли контролировать сами свою осанку в школе и дома, во время подготовки домашнего
Рис. 1
Рис. 2
задания. Но не всегда корона при неправильной осанке могла упасть. Мне захотелось придумать приспособление, которое бы помогало нам самостоятельно, не отвлекая педагога от учебного процесса и родителей, контролировать свою осанку
(рис. 2). Так же мне стало интересно, как неправильная осанка может повлиять на здоровье человека. Что надо
сделать, что бы иметь красивую осанку?
Актуальность работы. Моя работа актуальна тем, что в наше время много детей и взрослых страдают нарушениями опорно-двигательной системы.
Основная цель работы определение причин нарушения осанки у учеников, нахождение методов сохранения и улучшения осанки.
В основные задачи работы включили:
изучение литературы, связанной с моей темой;
проведение анкетирования своих одноклассников с целью выявления причин нарушения их осанки;
проведение беседы с медицинским работником для ознакомления с методами лечения и профилактики нарушения осанки;
беседа с преподавателем физкультуры;
конструирование приспособления для самоконтроля осанки;
проведение классного часа для ознакомления ребят с полученной мною информацией.
Практическая значимость работы: состоит в том, что результаты исследования могут помочь моим одноклассникам в формировании и исправлении своей осанки.
Объект исследования: ученики 7 «А» класса Апрелевской СОШ № 1.
Предмет исследования: влияние неправильной осанки на состояние здоровья человека.
Гипотеза: если выработать у учеников стойкие навыки правильной посадки за партой, то можно избежать искривлений позвоночника.
Методы исследования изучение литературы, сбор информации путём опроса и анкетирования, анализ полученной информации.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Правильная осанка – залог здоровья
Древние китайцы считали, что хорошая осанка – это ключ к поддержанию физической силы и духовного здоровья.
Осанка – это поза человека стоя или в движении, сохраняемая им без дополнительного напряжения мышц.
Нормальная осанка – умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее благоприятные условия для деятельности сердечно сосудистой, дыхательной и нервной системы, для работы внутренних органов. Хорошая осанка помогает поддерживать чувство бодрости и уверенности. [2]
П
Рис. 3
равильная осанка рассматривается как определенное умение, как двигательный навык. Следовательно, ее нужно формировать с самого раннего детства (рис 3).
Человек с правильной осанкой голову держит прямо, спина у него прямая, плечи на одном уровне и
слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперёд. Внутренние части стоп не касаются пола.
Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. [5]
Я узнал, что ребенок появляется на свет практически с прямым позвоночником. Позвоночник новорожденного не подготовлен к прямохождению. К двум месяцам жизни, когда малыш начинает лежать на животике и пытается держать голову, начинается формирование шейного изгиба позвоночника.
С ледующий этап развития позвоночника – это ползание, а когда начинает садиться, формируется грудной изгиб. Поясничный изгиб начинает появляться тогда, когда ребенок осуществляет свои первые попытки встать на ноги. Более отчетливо осанка видна к 6–7 годам, но окончательно она формируется к 18–20 годам. [5]
Н
Рис. 4
еправильной осанкой мы называем различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника (рис. 4). Ярко выраженная асимметрия тела чаще всего развивается у людей с искривленным позвоночником. У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены,
одно их них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может быть искривлен. При неправильной осанке и плоскостопии позвоночник и стопы теряют способность пружинить и смягчать сотрясения и толчки при беге, ходьбе и прыжках. Нарушается нормальная работа сердца, легких, желудка и других органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице и стопах. Все это ухудшает настроение и самочувствие. [2]
Установлено, что нарушения осанки являются одним из главных факторов, влияющим на структурные изменения в позвоночнике, ведущим к нарушениям в работе внутренних органов.
Дело в том, что позвоночник – это хранилище спинного мозга, который связывает внутренние органы в единую систему и передает им команды от головного мозга. Когда позвонок отклоняется за пределы допустимого, он сдавливает не только межпозвоночный диск, но и кровеносные сосуды, и нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим органом прерывается, и это грозит многими серьезными заболеваниями. При поражении позвоночника возникает нарушение иннервации (снабжение органов и тканей нервами) и кровоснабжения связанных с ним внутренних органов, при поражении которых хроническое болевое раздражение будет вызывать мышечный спазм и вегетативное нарушение кровоснабжения на уровне позвоночника.
Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета. Кроме того, уменьшается устойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, что может способствовать возникновению искривления позвоночника. [2]
Как правило, при патологии осанки у большинства школьников выявляется ряд нарушений. В большинстве случаев это касается отклонений в физическом развитии, ряда функциональных отклонений и психосоматических заболеваний.
У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, что делает их предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Искривление позвоночника приводит к сокращению подвижности грудной клетки. За счет этого снижается вентиляция легких, нарушается газообмен, что способствует частым простудным заболеваниям, острым бронхитам, пневмониям, бронхиальной астме. Дети быстро утомляется и снижается их работоспособность. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта.
При уменьшении физиологических изгибов позвоночника нарушается его рессорная функция. Это приводит к постоянным микротравмам головного мозга во время движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, сопровождается головными болями, повышенной утомляемостью, ухудшением памяти и внимания, приводит к трудностям восприятия и усвоения учебного материала.
Вывод: Таким образом, я узнал, что между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость. Правильная осанка не дана нам природой, а формируется в процессе нашего развития.
1.2. Основные причины нарушений осанки
В большинстве случаев нарушения осанки (рис. 5) являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:
слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;
н еправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;
сидения за столом, сгорбившись;
Рис. 5
передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;
односторонние занятия некоторыми видами спорта и т.д. [1]
Основная причина – недостаточная двигательная активность, которая ведет к снижению уровня физического развития людей, ухудшению состояния внутренних органов и постепенному уменьшению сопротивляемости организма. У таких людей, как правило, плохо развитые мышцы спины и живота. А это, в свою очередь, ведет к нарушениям осанки и прогрессированию сколиозов. Поэтому нарушение осанки не должно расцениваться как безобидная деформация, не требующая коррекции. У детей с таким нарушением снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. [1]
Ранее считалось, что образ жизни детей формируется в семье. Однако за последние десятилетия появились мощные социальные влияния, которые могут деформировать желательный для семьи и общества образ жизни детей и подростков.
Дети обращаются к использованию электронных устройств и Интернета с раннего возраста. На первое место по степени воздействия, то есть факторов риска новой «цифровой» реальности, выходит снижение физической (двигательной) активности, т.е. малоподвижный образ жизни. Малоподвижность сопровождается гипоксией из-за длительного пребывания без движения в замкнутых помещениях. Главную роль в сохранении вертикальной позы человека играют мышцы спины, таза, живота, диафрагмы и груди. Слабость мышечного корсета неизбежно связана с усилением или уплощением физиологических изгибов позвоночника либо его боковым искривлением. Слабые мышцы и связки не в состоянии удерживать позвонки при движениях. Что сопровождается повышенным давлением на межпозвоночные диски и ведет к развитию юношеского остеохондроза.
Хорошая мышечная тяга гармонично формирует изгибы позвоночника, стимулирует его нормальное развитие. Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от всех травмирующих нагрузок.
Одной из причин искривления позвоночника является отсутствие навыка правильной осанки. Постоянная неправильная поза при работе и отдыхе, формируют ошибочные условно-рефлекторные связи, которые приводят к привычке сохранять неправильное положение тела.
К тому же, осанка зависит и от времени выявления её нарушения. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за осанкой у детей и подростков, строго контролировать их позы при сидении за столом, при стоянии и ходьбе. [1]
Важным фактором в формировании костно-мышечной системы является питание ребенка. Необходимо употреблять в пищу достаточное количество молочных продуктов содержащих кальций, рыбу (фосфор).
Вывод: Основными факторами нарушения осанки являются неправильная поза при сидении, ходьбе, ношении портфелей, сидение у компьютера, отсутствие или недостаток физических нагрузок, несоблюдение режима труда и отдыха.
2.3. Меры профилактики нарушений осанки.
С рождения ребёнка нужно приучать к физическим упражнениям (велосипед, плавание, игра с мячом). Стоит заранее продумать и рабочее место ребенка, будь то школа или квартира. Высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Это позволит сохранить правильную позу во время сидения (коленные и локтевые суставы согнуты под прямым углом). Если же ноги свисают или поджимаются коленки, то происходит нарушение кровообращения. Глубина стула должна быть такова, чтобы две трети бедра находились на стуле, а одна треть выходила за его пределы. Спинка сидения должна доходить до нижнего края лопатки. Не стоит забывать и об освещении. Свет должен падать с левой стороны. [4]
Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры, укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. При сутулости полезно заниматься плаванием. Большое значение имеет полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.
Для профилактики различных заболеваний позвоночника рекомендуется выполнять физические упражнения с разнообразными движениями позвоночника, а также упражнения, укрепляющие мышцы спины, так как они поддерживают нагрузку на межпозвонковые диски. Очень полезны упражнения на растяжение. [4]
М ожно дать несколько рекомендаций для контроля собственной осанки. Высота рабочего стола должна быть на уровне локтя свободно опущенной руки. Руки лежат свободно. Никакого напряжения мышц шеи и плечевого пояса. Монитор компьютера должен быть установлен на одном уровне с вашим лицом так, чтобы не приходилось сгибать шею. Клавиатура должна быть расположена на высоте предплечий и кистей рук. Не задирайте голову и не опускайте подбородок - все это увеличивает нагрузку на позвоночник, и вы сильнее устаете!
К
Рис. 6
ресло с наклоном спинки в 15 градусов. Лучше с выпуклостью для опоры поясницы. И высота – минимум – до уровня лопаток, чтобы можно было расслабиться. Опираться надо всегда на среднегрудной отдел позвоночника и добиваться опоры для поясницы (рис. 6). Если есть возможность, надо чаще (каждые 40–45 минут) вставать и прохаживаться по комнате. [3]
Особо стоит обратить внимание – надо правильно спать. Крайне важно, чтобы толщина подушки равнялась длине вашего плеча, соответственно, в положении лежа на боку, всегда будет прямой угол между головой и плечом. Запомните – позвоночник должен максимально и безболезненно вытягивается в прямую линию!
Вывод: Основными мерами профилактики нарушений осанки являются несложные упражнения, систематический контроль над правильным положением спины.
Глава 2. Мои исследования
Я решил провести анкетирования своих одноклассников. Основной целью опроса являлось узнать основные причины нарушения осанки учеников моего класса. В анкетировании принимало участие 32 учеников. Ребятам было предложено ответить на вопросы. (Приложение 1).
Проанализировав результаты анкетирования, я сделал следующие выводы:
1. В настоящее время ребята очень любят проводить свободное время у мониторов компьютеров и экранами телевизоров (от 1,5 часов и более), не задумываясь над тем, что сидя на стуле, они принимают неправильную позу. Многие смотрят телевизор, лежа, полусидя.
2. Многие не делают утреннюю зарядку.
3. На уроках дети часто сидят неправильно, искривляя при этом позвоночник.
4. Еще одна проблема в том, что достаточно много школьников носят сумку или рюкзак через плечо, что вредит осанке.
5 . А самая главная причина неправильной осанки ребят нашего класса – слабые мышцы спины, которые необходимо укреплять занятиями физической культуры.
Все эти факторы приводят к ухудшению самочувствия и школьники после уроков испытывают усталость и боль в спине.
Т
Рис. 7
акже ребятам было предложено проверить осанку простым способом, не прибегая к врачебному осмотру. Надо было встать спиной к стене в привычной для себя позе (рис. 7).
Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка правильная. В других случаях осанка нарушена. Значит надо срочно заняться ее исправлением.
И
Рис. 8
з простого теста было видно, что практически у всех ребят выявлено нарушение осанки.
Я решил побеседовать с медицинским работником и
узнать есть ли способы лечения нарушений осанки. Из беседы, я узнал, что основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета (рис. 8). А основной метод лечения
нарушений осанки – лечебная гимнастика. Основной задачей лечебной физкультуры является всестороннее физическое развитие, обеспечивающее умение правильно держать тело, развитие координации движения, воспитание навыка правильной осанки.
Ребёнок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома, это укрепляет мышцы и скелет. Ещё одним распространённым средством исправления осанки является водная терапия, которая благотворно влияет на различные группы мышц, на развитие чувства равновесия. Очень полезно плавание. Также исправление осанки помогает использование лечебного массажа. И чем раньше, тем больше шансов обрести правильную осанку.
Из беседы я сделал вывод: основными способами лечения нарушения осанки на начальных стадиях являются физические упражнения, которые способствуют укреплению мышц всего организма. Но такой вид нарушения осанки как сколиоз уже не излечим. Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить её.
В процессе работы у меня возник вопрос: все ли виды спорта полезны для укрепления мышц спины и формированию правильной осанки? С этим вопросом я обратился к учителю физической культуры нашей школы Фоменко Татьяне Павловне. Я узнал, что не все виды спорта положительно влияют на формирование правильной осанки. Отрицательно могут влиять на осанку такие виды спорта как: теннис, бадминтон, бокс, фехтование, фигурное катание, гимнастика, акробатика, метания, так как на мышцы туловища действует ассиметричная нагрузка. Т.е такие виды спорта, где работает только левая или правая рука. Положительное влияние оказывают спортивная ходьба, бег, футбол, баскетбол, лыжи и плавание.
В ывод: не все виды спорта полезны для правильного формирования осанки.
Т
Рис. 9
Рис. 10
атьяна Павловна провела урок физкультуры, посвященный упражнениям для укрепления мышц спины и правильному формированию осанке (рис. 9) Нам всем было интересно их выполнять. А самое главное,
что у нас всё получалось под чутким руководством учителя. Всем ребятам очень понравился и запомнился этот урок физкультуры.
Так же Татьяна Павловна показала комплекс упражнений для укрепления мышц спины, пресса, стоп и ног, который можно выполнять дома самостоятельно (Приложение 2). Эти упражнения
н адо обязательно включать в утреннюю гимнастику или тренировочное занятие в течение дня (рис. 10).
Я
Рис. 11
уже несколько лет занимаюсь джиу–джитсу (рис. 11). На тренировках мы отрабатываем броски. У меня возник вопрос: джиу-джитсу может навредить осанке? За ответом я обратился к своему тренеру Оксане Николаевне М. Оксана Николаевна объяснила мне, что с неподготовленными мышцами
нельзя делать такие элементы как броски, во избежание травмирования. Тренировки в джиу–джитсу для новичков начинаются с общей физической подготовки. Сначала выполняются упражнения для укрепления мышц всего тела в течение года, особенно если на занятия приходят дети 5 – 6 лет.
С моим классным руководителем мы провели классный час на тему: «Осанка в школе и дома»
(
Рис. 12
рис. 12). На классном часе я поделился с ребятами полученной мной в процессе работы над проектом информацией. Рассказал об основных правилах сохранения, формирования и поддержания правильной осанки, о влиянии неправильной осанки на наше здоровье (рис.13–15).
Показал упражнения для укрепления мышц тела. (Приложение 4).
Рис. 15
О
Рис. 13
Рис. 14
сновной задачей моего выступления перед одноклассниками, было убедить ребят следить за своей осанкой без напоминания. Постоянно следить за собой, чтобы спина независимо от того, чем мы занимаемся, была прямой. Рассказать, как важно для здоровья соблюдать режим дня.
Глава 3. Изготовление приспособления для самоконтроля осанки
М не захотелось, чтобы ребята со стороны увидели, насколько искривлены и согнуты их спины во время приготовления уроков.
Родителям нашего класса было предложено аккуратно
и
Рис. 16
незаметно сфотографировать ребят во время приготовления домашнего задания. Увидев результаты, ребята были шокированы (рис. 16–17).
Я задал ребятам еще один вопрос: «Что именно им мешает держать спину прямо?» 20 учеников ответили, что отвлекаются, у 8 учеников – устает спина.
О
Рис. 17
дной из основных задач работы было создать приспособление для самоконтроля осанки. В нашем классе
в исит плакат: «Сиди прямо!». С самого первого дня занятий наш классный руководитель в течение всех уроков повторяет: «Сели ровно», «Выпрямили спины». Дома родители постоянно напоминают за столом: «Выпрямись!». Действие это имеет, но на короткое время. Хотелось бы, что бы ребята без напоминания могли сами в течение всего урока контролировать свою спину и выработать стойкий навык правильной посадки. Это натолкнуло меня на мысль придумать приспособление, которое бы напоминало ребятам о принятии правильной позы за партой.
М
Рис. 18
ое приспособление состоит из бумажной короны, предложенной моим учителем и прибора «Антисон», который при наклоне тела (головы) издает звуковой сигнал (рис. 18). Именно этот звуковой сигнал должен напоминать ссутулившемуся ученику об изменении позы. Про прибор «Антисон» я узнал от своего двоюродного дяди, который работает дальнобойщиком. Он использует
его, чтобы не заснуть в машине за рулем во время длительных поездок.
Первым шагом в изготовлении приспособления было изготовление короны из бумаги, под размер своей головы.
Далее я её раскрасил (рис. 19–23).
Рис. 20
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 19
Рис. 19
Д
Рис. 23
алее с помощью скотча аккуратно прикрепить прибор к внутренней стороне короны, под нужным углом (рис. 24), так, чтобы при сильном наклоне головы и ссутуливании, прибор издавал звуковой сигнал.
В
Рис. 24
итоге с помощью постоянных тренировок
постепенно можно будет выработать привычку
з апоминания правильного положения мышц и позвоночника на подсознательном уровне (рис. 25).
Для короны мне понадобилось: 5 листов бумаги для акварели, акварель, цветные карандаши, клей - карандаш,
кисти, ножницы. Все эти материалы были у меня дома. Прибор «Антисон» стоил 99 рублей.
В классе мы испытали мое изобретение.
Плюсы моего приспособления:
Н
Рис. 25
е имеет противопоказаний.Не имеет возрастных ограничений.
Не дает ложных сигналов при правильном положении позвоночника.
Удобно в применении.
Не стесняет движения.
Но также у моего приспособления есть и минус: привлекает внимание окружающих (издает громкий звуковой сигнал).
Этот недостаток не дает возможности использования моего приспособления на уроках в школе. Звуковой сигнал будет отвлекать всех учеников от учебного процесса. А вот дома во время приготовления домашнего задания им можно пользоваться.
Заключение
Во время работы я узнал основные причины нарушения осанки, изучил меры профилактики нарушения осанки, исследовал факторы, влияющие на нарушение осанки одноклассников, ознакомил одноклассников с упражнениями, способствующими укреплению мышц спины, представил приспособление для самоконтроля осанки, показал принцип его работы. Я понял, как легкомысленно мы относились к замечаниям учителей и родителей держать спину прямо.
Из проделанной мной работы, я сделал следующие выводы:
Правильная осанка непосредственно связана со здоровьем человека. Её формирование происходит в процессе нашего развития.
В ходе исследования я узнал, что нарушение осанки происходит из-за неправильного ношения учениками портфелей, долгого сидения у компьютера (телефона), малоподвижного образа жизни, несоблюдения режима труда и отдыха.
В результате исследования я познакомился со способами профилактики и лечения нарушения осанки на начальных стадиях. Это могут быть специальные физические упражнения, которые способствуют укреплению мышц всего организма. Однако такой вид нарушения осанки как сколиоз уже не излечим.
Выяснил, что предложенное мною приспособление может помочь ребятам контролировать свою осанку и не допускать развития сколиоза.
Моя гипотеза подтвердилась частично. Для того чтобы выработать стойкие навыки правильной осанки, надо не только правильно сидеть за партой в школе, но и укреплять мышцы спины специальными упражнениями, заниматься спортом, делать зарядку, меньше проводить времени за просмотром телевизора и компьютером, вести здоровый образ жизни.
В дальнейшем я планирую доработать свое приспособление для самоконтроля за осанкой, чтобы была возможность использования его в классе на уроках.
Список литературы, используемых интернет–ресурсов
Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой.– М.: ТЦ Сфера, 2008.
Красикова И.С. Осанка. – СПб: ООО Корона Век, 2008.
Лях В.И., Физическая культура. 1 -4 классы: учебник для общеобразовательных организаций / 3-е издд. – М.:, Просвещение, 2016.
Статья «Предупреждение и исправление дефектов осанки»
сайт http://www.medical-enc.ru/lfk/defekty-osanki-ispravlenie-2.shtml
5. Статья «Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей осанки dlyashkol/rekomendacii-po-vos.
Приложение
Приложение 1. Результаты анкетирования учащихся 7 класса.
№ |
Вопрос |
Количество учеников ответивших положительно |
1. |
Любите проводить свободное время у телевизора, монитора компьютера |
30 |
2. |
Делаете утреннюю зарядку |
4 |
3. |
Посещаете спортивные секции |
20 |
4. |
Закаливаетесь |
3 |
5. |
Имеете привычку, сидеть за столом согнувшись, низко склонив голову |
28 |
6. |
Ходите в школу с ранцем, портфелем |
32 |
7. |
Носите рюкзак ранец на одном плече |
10 |
8. |
Спите на мягком матраце |
25 |
Приложение 2. Комплексы упражнений.
Комплекс упражнений для укрепления мышц живота и спины.
Лежа на спине, руки в стороны, поднимать и медленно опускать ноги.
Лежа на спине, делать движения ногами, как при вращении педалей велосипеда.
Лежа на животе, поднять ноги вверх, подержать несколько секунд и медленно опустить.
Лежа на спине, зацепиться стопами за край шкафа, дивана; садиться и ложиться без помощи рук.
Комплекс упражнения для укрепления мышц стоп ног.
Ходьба на носках, пятках, внутренней и наружной стороне ног.
Ходьба и бег босиком летом по траве и песку.
Ходьба по круглой палке или толстой верёвке.
Сидя на стуле, поочередные вращения правой и левой стопой сначала в правую, затем в левую сторону.
Комплекс упражнений при сутулой спине.
Стоя, руки согнуты на уровне груди, с силой отвести руки в стороны до сведения лопаток.
Стоя, расставить ноги, руки за спину, постараться соединить кисти. Поменять положение рук и перекладывать карандаш или мяч из одной руки в другую.
Стоя на коленях, наклониться назад и коснуться обеими руками пяток.
Стоя на коленях, повернуться и достать сначала правой рукой правую пятку, затем левой рукой левую.
Сидя, руки за спиной на пояснице, прогнуться назад.
Лежа на животе, захватить руками стопы ног и подтягивать их к голове.
Можно попытаться сделать «мостик» из положения лежа.
П риложение 3. Урок физкультуры.