ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время люди стали все чаще задумываться о том, как оформлено то пространство, в котором они работают, учатся. И у специалистов, изучающих эффективную среду обучения не вызывает сомнений то, что на качество образовательных результатов влияет физическая среда. Профессионалы едины во мнении, что детское образовательное пространство должно обладать следующими качествами: отражать современные подходы в обучении; иметь ориентир на потребности учащихся; стимулировать социальное взаимодействие и способствовать развитию сотрудничества между субъектами образовательного процесса.
Что такое дизайн школьных общественных пространств и в чём особенности дизайна для образовательных учреждений? Это не только красивое оформление стен и расстановка современной офисной мебели. Это всё многообразие технологий и видов изобразительного искусства в разработке качественного дизайн-проекта для школ.
Само образовательное пространство не способно увеличить качество обучения: школьные помещения – инструмент для учителей и учеников. Эффективное использование пространства в процессе образования напрямую влияет на результат образовательной деятельности, так как увеличивает мотивацию учеников, их желание лучше учиться, больше вовлекаться в учебный процесс. Образовательная среда явный показатель взаимодействий между педагогами и учениками. Является «исторически сложившейся культурной формой встречи детей, молодых, взрослых» в реальной жизни сегодня.
Для нашей школы вопрос организации среды обучения весьма актуален, потому что это новое просторное здание с большими по площади коридорами, с зонами, которые могут быть использованы и как зоны отдыха, и как образовательное пространство, но в настоящий момент они являются, по нашему мнению, не оформленными для этого.
Цель проекта: создание портфолио рисунков с дизайном общественных пространств МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени А.С. Пушкина» г. Калуги, с использованием современных информационных технологий,
Задачи проекта: изучить различные источники информации по теме проекта; изучить общественное пространство школы, с целью выяснения мест для создания фотозон; разработать и создать эскизы фотозон школы художественными средствами; изучить возможности искусственного интеллекта для создания дизайн-проекта фотозоны; разработать дизайна фотозон с использованием нейросети; сделать расчет стоимости фотозон с учетом возможности школы; обсудить результаты проекта с представителями администрации школы с целью воплощения в жизнь результатов данного проекта.
Планируемый результат: в ходе выполнения проекта предполагается детальная разработка фотозон общественного пространства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.С. Пушкина» с использованием нейросети и ознакомление с результатами проекта администрации школы для воплощения результатов проекта в жизнь.
ГЛАВА I. ИДЕЯ СОЗДАНИЯ АРТ- ОБЪЕКТОВ
1.1. Потребности в совместном времяпрепровождении школьников
«Средней общеобразовательной школе №6 имени А.С. Пушкина» города Калуги в две тысячи двадцать четвёртом году в сентябре исполнилось пять лет. Она является филиалом школы, находящейся на левом берегу Оки. Школа недавно построена, поэтому в ней новая мебель и инвентарь. Разноцветные диванчики, расположенные в коридорах- любимое место притяжения школьников. Школа большая, но мест, где можно было бы посидеть, пообщаться на перемене с друзьями, практически нет. Не хватает «того самого» места.
У нас возникла мысль о появлении арт-объектов в рекреациях, коридорах школы, которые могли бы понравиться ребятам. Создание тематических фотозон в самых оживлённых местах учебного корпуса, где ребята могли бы делать запоминающиеся фотографии.
Молодежь двадцать первого века- это социальная молодежь. Это ребята, которые любят показывать себя и доносить свои мысли до окружающих. Это дети, которые любят творить и жить в эстетичной обстановке. Следуя этому описанию возникла идея проекта для кейса «Арт-объект для школы» на тему «Современная молодежь». Так как ребята от 10-17 лет любят показывать себя, делать фотографии. Наш проект посвящен комплексу фотозон «Эстетическая волна» на территории нашей школы. Проанализировав поведение учащихся во время перемены в школе, выяснилось, что множество ребят хотят запечатлеть сиюминутный момент общения друг с другом. Просят друг друга сфотографироваться. Стало необходимым на каждом этаже школы разместить объекты для «удачного кадра».
На уроках по профориентации мы говорили о выборе будущей профессии, в том числе и о профессии дизайнера интерьеров и о графическом дизайне. В создании нашего проекта появилась возможность на деле представить себя в этих ролях.
1.2. Что такое «искусственный интеллект»
История его создания и совершенствования
До недавнего времени считалось, что люди творческих профессий не могут быть заменимы искусственным интеллектом. Появление нейросети дало толчок для пересмотра точки зрения многих людей. Они все еще не способны выполнять работу дизайнера, но могут помогать решать ряд задач. ИИ использует алгоритмы, позволяющие компьютеру обрабатывать объёмные данные, находить в них закономерности. Опираясь на закономерности, он может предвидеть события, делать выводы, формировать готовые решения. Он имитирует процессы мышления человека, делает это при помощи алгоритмов и вычислений.
История возникновения ИИ насчитывает небольшое количество лет. В начале 50 годов ХХ столетия у математика Алана Тьюринга появилась идея о мыслящей машине. Он думал, что машины, как и люди, могут использовать доступную информацию для принятия решений. Для проверки этого он разработал тест. Человек с помощью текстового окна задавал вопросы одновременно второму человеку и машине. Считали так: если не отличить их ответы, машина обладает ИИ, но проверить данную концепцию было сложно из-за малой функциональности и дороговизны компьютеров. В 60-е годы компьютеры стали быстрее, доступнее, хранили больше информации. Появились персептроны- первые нейронные сети, обучающиеся на данных и решающие простые задачи -распознавали рукописные цифры. Был разработан язык программирования (Приложение 1), который стал основным языком для исследований в области ИИ. В середине 60-х американский учёный Джозеф Вайценбаум (Приложение 2) как автор программы (Приложение 3), написанной им в 1966 году, стал создателем первого чат-бота, имитирующего работу психотерапевта. Он мог общаться с человеком на обычном языке. В 70-80-е годы ХХ века- конкуренция государств Великобритании и США с Японией, у которой уже был построен человекоподобный робот. (Приложение 4). 1990-2000 годы стали возможными более сложные и мощные алгоритмы машинного обучения- компьютерная система для игры в шахматы победила гроссмейстера Гарри Каспарова (Приложение 5). В начале ХХI века ИИ стремительно развивается: большой объём данных из медиа, социальных сетей, помогает обучаться. Увеличенные мощности компьютеров эффективно и мгновенно обрабатывают, анализируют данные. В 2012 году сверхточные нейронные сети научились классифицировать изображения, анализируя схожие признаки. Технологию ИИ стали применять и для распознавания голоса, аналитики в финансах, в беспилотных автомобилях, компьютерных играх. В 2016 году появился робот София, который мог видеть, распознавать изображения, разговаривать с помощью ИИ. Через год разработали двух чат-ботов для переговоров друг с другом, которые обучались и совершенствовали тактики. Итогом стало изобретение ими своего собственного языка для общения. 2023 год прогресса для генеративных сетей, создающих реалистичные видео и изображения, большие языковые модели (ChatGPT).
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ФОТОЗОН
2.1. Подбор локаций для творчества
Первая и вторая фотоплощадки должны стоять на втором этаже блока Б, так как там располагаются кабинеты русского языка и литературы. Первая выполнена в зелёной, зелёно-болотной, с оттенками коричневого цветовой гамме пастельных тонов. Вторая зона в бежевых, розовато- жемчужных, выцветшей состаренной бумаги.
Третья фотозона расположена на третьем этаже блока А возле кабинета изобразительного искусства. Цветовая палитра разнообразна, так как эта зона посвящена творчеству. Ребятам предоставлена возможность самим задавать тон этому «уголку культуры».
Четвертая фотозона размещена на втором этаже блока Б между спортивным и актовым залами. Гамма цветов создаёт гармонию с элементами блока Б (жалюзи, окрас стен и цвет напольной плитки): мраморно-розовый, сиреневый, розовый, золотисто-бежевый.
Пятая и шестая фотозоны расположены на третьем этаже блока А возле библиотеки. Идея создания данного места была навеяна произведением Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Исходя из названия можно понять, что нужно выполнить фотозону в белом и чёрном цвете с добавлением серебристой краски.
Шестая зона очень простая, расположена на самой лестнице, но в то же время самая оригинальная и креативная. Эта территория больше предназначена для отдыха, чем для фото, так как во время перемены на лестнице находится больше всего ребят. Они сидят на ступеньках, обмениваются новостями, делают селфи. А в разные времена года- осенью, зимой, весной- получают на фото отличное освещение, исходящее из огромных окон напротив. Суть в том, что самая лучшая фотография- это естественная фотография. Можно сделать фото на память о незабываемом дне. В исполнении- цвета те же.
Седьмая зона находится на втором этаже блока А около кабинета технологии и физики. Фотозона яркая, что существенно отличает ее от предыдущих- выполнена на контрасте- в красном, черном, белом, зеленом, синем, жёлтом цветах. Посвящена она научно- техническому прогрессу, предпринимательству, бизнесу.
Функции всех фотозон одни и те же: эстетическая, практическая. Они должны быть безопасными, экономичными и мобильными. Части интерьера можно будет взять и переместить, создавая интересную композицию, нужный ракурс фотоссесии. Размер конструкций фотозон: 1540×1540 мм (кроме зон три и шесть). Материал для изготовления нужно будет использовать экологичный. Основа (корсет фотозоны), элементы интерьера (лестница, кубы) из толстой фанеры, скрепленной в 2-D и 3-D форматах. Элементы декора, которые не являются мобильными, будут выполнены из гофрокартона листового. Так же будет задействовано папье-маше для более точной передачи определенных форм деталей. Из дополнительных материалов: светодиодная лента для уточняющего дополнительного освещения, листы пробкового дерева. Фотозоны будут выполнены из прочной фанеры и покрыты огнеупорной краской по дереву.
2.2. Художественное воплощение идеи
К выбору тематики зон для фотосъёмки подошли креативно, следуя тому, что обычно происходит на том или этом этаже. Придумали зоны, которые имели бы связь с происходящим вокруг. Созданы монохромные рисунки простым карандашом семи локаций для ребят возрастного диапазона от десяти до семнадцати лет. Четыре зоны двойные:
Первая «Литературно—художественный салон» посвящена творчеству А. Сергеевича Пушкина, чьё имя носит наша школа и чей двухсот двадцати пятилетний юбилей отмечали в этом году.
Рисунок Анны Кузнецовой. Вид верху
Двойная фотозона 2 этажа блока Г «Литературно—художественный салон»
Рисунок Анны Кузнецовой.
Вторая двойная фотозона «Книжная лавка» - это посыл для учащихся о ценности бумажных носителей информации.
Рисунок Анны Кузнецовой.
Расположение: блок Г 2 этаж (кабинеты русского языка и литературы № 239, 240,241,242,243). Предназначение для ребят 5-11 классов 10-17 лет.
Третье место для времяпрепровождения на переменах «В рамках искусства» - это место для продолжения творческих изысканий после урока изобразительного искусства в кабинете на третьем этаже.
Рисунок Анны Кузнецовой
Расположение: 3 этаж блока Д (кабинет изобразительного искусства №347). Предназначение для ребят 5-11 классов 10-17 лет.
Четвёртым стал «Бальный зал», который расположен возле первого спортивного зала. Игра на контрасте- спорт и искусство являются разными формами самовыражения людей.
Рисунок Анны Кузнецовой
Расположение: блок В 2 этаж (возле входа в спортивный зал №1). Предназначение для ребят 5-11 классов 10-17 лет.
Пятая и шестая - парные фотозоны «Шахматный мир» и «Фриланс» - находятся возле входа в библиотеку. Это любимое место ребят. Там можно и книжку почитать на удобных мягких диванчиках и новомодных пуфах, и сыграть партии в шахматы.
Рисунок Анны Кузнецовой Расположение: 3 этаж блока А (слева от библиотеки). Предназначение для ребят 5-11 классов 10-17 лет.
Рисунок Анны Кузнецовой
Расположение: 3 этаж блока А (слева от библиотеки). Предназначение для ребят 5-11 классов 10-17 лет.
Седьмой «Вектор» -единение физико- математических элементов: графиков, функций, стрелок, цифр.
Рисунок Анны Кузнецовой
Расположение: 2 этаж блока Б (возле кабинета физики). Предназначение для ребят 5-11 классов 10-17 лет.
2.3. Искусственный интеллект- помощник дизайнера
Проект «Эстетическая волна» направлен на создания привлекательной и уютной обстановки для учащихся. Прежде чем реализовывать его на практике, нужно выполнить рисунки в цвете и «вписать» объекты в рекреации школы. И в этом нам, мы предположили, поможет искусственный интеллект.
Мы познакомились с нейросетью около года назад. За этот год она сделала огромный скачок в развитии. Раньше, когда пробовали загрузить фото или описывали какую-либо картину, искусственный интеллект понимал не очень хорошо: были неточности в работе или совсем не понимал задачи. Сейчас, работая с Chad Al (русский аналог ChatGPT) и Fabula Al, мы были удивлены: нейросеть понимала задания практически с полуслова. Были проблемы: не все удалось реализовать, как задумывали, но большинство задач выполнены. Сложность в работе - правильно настроить нейросеть. Нами были заданы условия создания рисунков фотозон в цвете нейросети.
Фотозона «Книжное царство» 2 этажа блока Г
Фотозона «Бальный зал»
2 этаж блока А
Рисунки, выполненные при помощи нейросети Александром Фроловым
Фотозона «Шахматный мир» 2 этажа блока А
Фотозона «В рамках искусства» 3этажа блока Д
Рисунки, выполненные при помощи нейросети Александром Фроловым
Обнаружились проблемы в использовании искусственного интеллекта. Главная из них- платность. Каждый человек, который занимается разработками нейросетей, желает сделать свой сайт и брать за его использование деньги. В основном ограничения на бесплатное использование нейросетей накладываются, когда отправлено около двенадцати запросов. Далее нейросеть пишет: «Заходите завтра». Расценки различные: от тысячи до десяти тысяч рублей в месяц. Работая над проектом, нам удалось только создать картинки на основе рисунков фотозон. Вписать их в пространство коридоров и рекреаций при помощи искусственного интеллекта бесплатно не удалось.
2.4. Опрос «Художник, дизайнер или искусственный интеллект?»
Работая над проектом, мы задались вопросом: «Может ли ИИ заменить художников и дизайнеров?» Интересно было узнать мнение одноклассников о работе с искусственным интеллектом. Мы провели социологический опрос ребят 10 и 11 классов. (Приложение 6)
Результаты опроса: в 10 классе учащиеся разделись во мнении: треть ответила «Да», может заменить, треть- «Нет» и еще практически столько же ребят считают, что в ближайшем будущем ИИ заменит творческих людей, в 11 классе две трети за то, что ИИ могут стать конкурентами людей.
Вывод: станет ли искусственный интеллект инструментом в деятельности людей, способом облегчить труд или полностью заменит человека- это вопросы, на которые человечество ответит спустя время, но уже сейчас нужно всячески поддерживать творческие порывы, желание приукрасить окружающий нас мир, нашу школу, сделать её комфортной для пребывания и школьников, и взрослых.
2.5. Расчёт стоимости фотозон и подбор исполнителей
Для создания арт- объектов школьного пространства необходима фанера толщиной 10 мм размер 1525×1525 мм. Безопасное использование фотозон обеспечит огнеупорная акриловая краска, которую можно подцвечивать колером. Создавать небольшие детали можно из легкого гофрокартона, который легко сгибается в любом направлении, создавая нужную по тематике геометрию. Декорирование объектов предполагается тканями, лоскутами, предоставленными заинтересованными лицами (учащимися, учителями, родителями). Выполнение фотозон возможно на дополнительных уроках труда и технологии в мастерских, на занятиях школы по внеурочной деятельности технической направленности «Хайтек». Итого: бюджет фотозон- 39794,4 рубля (цены актуальны на декабрь 2024 г.). (Приложение 7).
2.6. Информирование школьного сообщества о проекте
Лучший способ узнать мнение учащихся школы, учителей, родителей о проекте «Эстетическая волна» - сообщество в соцсети. Мы создали группу в ВК «Перемены», пригласили всех заинтересованных. (Приложение 8).
Положительные отзывы о размещении мобильных тематических фотозон в нашей школе получены не только от ребят, учителей, родителей, но и от представителя администрации школы – советника директора по воспитанию Юлии Валерьевны: «Проект, который представляют Александр и Анна, мне стал известен в прошлом году, когда началась работа над рисунками. Этот проект меня очень сильно заинтересовал как советника директора по воспитанию. Рисунки, которые демонстрировали интересные воспитательные пространства в нашей школе, я считаю, очень нужны. Они помогут ребятам скрасить их досуг, помогут увлечь их в процессе перемены для какой- то полезной деятельности. Ученики могут начать своё профессиональное ориентирование в большой жизни. Такие фотозоны могут заменить скучные, бесполезные перемены на очень продуктивную деятельность. В нашей школе проходит очень много Всероссийских и региональных акций, которые связаны с различными активностями. Фотозоны помогли бы школе производить качественный контент для школьного сообщества ВК. Я являюсь также руководителем школьного медиа центра. И для меня с моей командой такие фотозоны могли бы быть интересными локациями, в которых мы с ребятами могли бы снимать разные видеоролики, фотографии и готовить репортажи о нашей школьной жизни».
Одобрение от советника получено. Далее «Эстетическую волну» можно представить директору школы. Этот процесс еще не завершен и будет исполнен в ближайшее время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время молодежь любит фотографироваться и выкладывать свои фото на страницах социальных сетей, показывая себя, любит проводить время в компании, но в эстетичной обстановке. Поэтому появилась идея разработки данного проекта, так как нужно преобразовать пространство школы, создав комплекс фотозон, учитывающих особенности общественного пространства школы.
В ходе выполнения творческого проекта были изучены различные источники информации о работе дизайнеров при проектировании арт-объектов; были созданы авторские рисунки для организации фотозон в разных локациях нашей школы; при дальнейшей разработке темы был использован искусственный интеллект, с помощью которого была осуществлена детальная проработка фотозон; в ходе работы над проектом было проведено анкетирование для выяснения отношения подростков к искусственному интеллекту; произведен расчет стоимости реализации проекта в полном объеме или частично.
В дальнейшем предполагается ознакомить с результатами проекта администрацию школы с целью воплощения идей организации и оформления пространства школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лекун Я. Как учится машина: Революция в области нейронных сетей и глубокого обучения; / Я. Лекун. — М.: Издатель Альпина PRO, 2021
Халилов Д, ChatGPT на каждый день: 333 промта для бизнеса и маркетинга / Искусственный интеллект/ Д, Халилов. — М.: Альпина Паблишер, 2024
Рэнд П. Искусство дизайнера. / П. Рэнд. — М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2017
Петер А. Нейроотличные: Как жить, используя сильные стороны ваших / А. Петер, Р. Эмили, — М.: Издатель Альпина Паблишер, 2024
Известия: электрон. версия газ. — 2024. — № 1787307. — Режим доступа: https://iz.ru/1787307/2024-11-07/putin-nazval-iskusstvennyi-intellekt-vazhneishim-instrumentom-razvitiia свободный
Справочно-информационный интернет-портал Дзен [Электронный ресурс], 2024. — Режим доступа: https://www.aidive.org/ai/chad-ai , свободный.
Справочно-информационный интернет-портал [Электронный ресурс], 2024. — Режим доступа: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-iskusstvennyi-intellekt/ , свободный
Справочно-информационный интернет-портал [Электронный ресурс], 2023. — Режим доступа: https://ria.ru/20241107/putin-1982528300.html , свободный
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Язык программирования LISP
Приложение 2. Джозеф Вейценбаум, создатель прообраза Siri
Приложение 3. Ролевая модель психолога
Приложение 4. Японскийчеловекоподобный робот
Приложение 5. Гарри Каспаров против компьютерной системы
Компьютерная система для игры в шахматы 11 мая 1997 года победила гроссмейстера Гарри Каспарова
Приложение 6. Опрос одноклассников
10 класс 11 класс
Приложение 7. Таблица расчетов стоимости материалов фотозон
Название материала |
Количество |
Цена |
Назначение |
Фанера 10 мм |
1 фотозона-2 шт, 2-2 шт, 3- 3 шт, 4-3 шт,5-3 шт, 7-2 шт |
1 489 руб./шт × 15 шт = 22335 руб |
Основание и стены фотозон |
Краска по дереву Огнезащитная интерьерная 5 л |
3 шт |
5 197 руб/шт ×3 шт = 15591 руб |
Обеспечивает эффективную огнезащиту по ГОСТ Р 53292-2009. От плесени гнили. Матовая декоративное покрытие, без запаха. |
Трехслойный гофрокартон |
10 шт |
97.44 руб ×10 шт = 974,4 руб |
Создание мелких декоративных деталей |
Колер для акриловой краски |
6 шт |
149 руб./шт × 6 шт = 894 руб |
Чёрный, коричневый, жёлтый, зеленый, синий, розовый цвета для окрашивания поверхностей |
Приложение 8. Скриншоты группы в ВК «Перемены»
10