Введение (постановка задачи, актуальность, цель работы и её значение)
Постановка задачи –создать балансир для игры и развития дошкольников, а именно модернизировать обучение ребенка, сочетав это с игрой.
Очень часто психологи для обучения детей в своей работе используют БАЛАНСИР– тренажер для балансотерапии, мозжечковой стимуляции, который подключён к ПК и задачам на компьютере. Балансотерапию, или «МОЗЖЕЧКОВУЮ ТЕРАПИЮ» называют сегодня «букварем для мозга».1
Что же такое МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ?
Например, если вы понимаете мимику человека и его эмоции, или ориентируетесь по карте, или слушаете музыку – сейчас у вас работает правое полушарие, а если складываете цифры, или пишите, или заучиваете стихотворение – то , в первую очередь, левое.
Как вы думаете, какой половиной тела руководит правое полушарие? Поднимите, пожалуйста, руку, попросив ее правым полушарием? Давайте проверим!
Хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то — правая, а у самых умелых — обе. Выигрывают последние, использующие свои способности максимально.2 Психологи разработали много разнообразных упражнений для гармонизации работы обоих полушарий головного мозга. Большинство упражнений задействуют самый главный инструмент для развития мозга — руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария. Предлагаем Вам простое занятие для подобных упражнений.3
Вместе-в сторону
симметричные рисунки
Актуальность задачи. Цель
Разобравшись, что же такое межполушарные связи, возникла идея об автоматизации процесса игры.
Сейчас в лечебных кабинетах психолог используют только балансир и дает задания ребёнку, стоящему на балансире на карточках (вручную). Задания выдаются ребёнку для того, чтобы он решал какие-то задачи одновременно держал равновесие на балансире. Работая одновременно телом и мозгом, происходит развитие межполушарных связей у дошкольника.4 Мы же хотим, чтобы данный процесс был автоматизирован, т.е. ребенок, стоя на доске балансира и удерживая баланс одновременно будет решать интересные задачи на экране монитора компьютера. Ребенок будет одновременно работать и ногами, и руками, и головой. Таким образом, мы хотим решить конкретную проблему- сделать тренировку дошкольника полезной и очень увлекательной.
Считаю данную задачу актуальной, т.к. сейчас очень много дошкольников страдают неусидчивостью, они гиперактивны и невнимательны к заданиям, поэтому и нужен такой тренажер- балансир.
Данный тренажер очень важно использовать в детстве, т.к. именно в этот период происходит активное физическое развитие ребенка, формирование навыков речи и письма, подготовка к школе. При использовании нашего БАЛАНСИРА при выполнении упражнений на поддержание баланса мозг постоянно тоже должен задействовать свои зрительные, сенсорные, слуховые функции, поэтому количество нейронных связей значительно увеличивается, а передача информации от одного участка мозга в другой ускоряется, что в итоге приводит к успешным результатам тренировки, ребенок получит и удовольствие от полезного занятия с психологом- играя, решать простые задачи.
Задачи проекта
Задача проекта- создать комплект для занятий с детими - балансир с пультом и программу для них. Место применения моего изобретения очень широко: начальная школа, детская группа в дошкольном учреждении, медицинский кабинет психолога. Так же данное изобретение может использоваться специалистами коррекционного профиля, неврологами, в том числе при работе с детьми с заболеваниями.
Основная часть проекта
Вся информация, которая была собрана и изучена была применена мной и наставником для изобретения и создания комплекса балансир с пультом и программы для них.
Техническое решение
Деревянный балансир. Что бы ребенок двигался в двух плоскостях предлагаю новый балансир: этот балансир изготовлен мной в грязном цехе и Хайтек цехе Кванториума по собственным чертежам. Он состоит из двух опор, свободно наклоняется вправо- влево, вперед-назад. На верхней части балансира я решил приклеить наждачную бумагу, что бы ребенку было безопасно стоять на нем.
Рядом с опорами находится плата micro:bit, которая отслеживает наклон балансира в пространстве и передает эту информацию в компьютер через технологию дистанционной передачи данных Bluetooth. Около другой опоры балансира находится портативный аккумулятор, который обеспечивает плату энергией для передачи данных.
Контроллер- пульт управления: беспроводной, изготовлен путем присоединения к верхней крышке пульта кнопок, в пульт добавлена плата расширения и плата micro:bit как на балансире, все подключено проводами внутри пульта. Пульт подключается к балансиру по сигналу Bluetooth, а балансир отсылает свой сигнал и сигнал пульта на компьютер в мою программу проекта.
Схема работы балансира:
По сборке цепи: к матплате micro:bit я использовал кнопки:
Красная кнопка отвечает за выбор ответа в задачах,
Синяя кнопка используются для выбора игры, зеленая- для выхода в главное меню. Для чёрной кнопки пока нет применения.
Программное решение задачи проекта
Программный код, написан на языке программирования Скретч в приложении TurboWarp. Я написал код программы, которая является «операционной системой» для моего балансира, т.к. отображает весь интерфейс- главное меню, игры, управление, наклоны балансира и пульта, отвечает за связь пульта, балансира и компьютера, отображает графический интерфейс. Программа создаёт виртуальную «мышь» - указатель, которая отвечает за наклоны балансира в главном меню.
Часть кода игрока из игры «Падающий куб»
Часть кода
Ребенок встает на балансир и пытаясь удержать равновесие на нем берет в руки контроллер- пульт управления и выбирает одну из четырех игр:
Кнопка «Enter» на клавиатуре Игра «Задачи»
Красная кнопка. Игра «Падающий куб»
Зелёная кнопка. Игра «Самолет».
Кнопка “E” на клавиатуре Игра «Побег от мишки»
Главное меню программы
Игра «Самолет»
Ребенок должен следовать за инструктором, который находится в самолете. Слушай голосовые команды инструктора и повторяй на балансире за ним наклоны ногами одновременно на балансире и на пульте вправо, влево, вверх, вниз- самолет ПОВТОРЯЕТ эти движения на экране.
Игра «Побег от мишки»
Ребенок должен управлять ёжиком с помощью наклона балансира. Наклон балансира передает персонажу «ежику» направление движения. В этой игре надо собрать яблоки и не попадаться мишке на обед
Игра «Падающий куб»
Ребёнок, находясь на балансире должен наклоняться в ту сторону, в которую он хочет, чтобы куб полетел, облака не нужно задевать. Пульт так же нужно наклонять в сторону ответа. Задействованы 2 направления: вправо, влево. «Куб» в моей программе отвечает на движение ребенка тем же направлением: ребенок вправо- куб вправо, и нааоборот. Одновременно у ребенка работают и мышцы тела, и головной мозг. Если задеваешь облако- теряется жизнь.
Игра «Задачи»
Ребенок в задаче выбирает правильный ответ – если ответ «ДА»- пульт нужно наклонить влево, если ответ «НЕТ» – пульт нужно наклонить вправо, а балансир в этой игре участвует как дополнительное задание «просто стой и лови баланс» Логические задачи выполнены для младшего возраста: простой счет и мышление. Всего пять задач.
Во время игры ребёнок набирает баллы, они высвечиваются на экране, это очень интересно малышам. Все игры разные, специально придуманы мной для нагрузки разных частей тела и конечно для головного мозга.
Стадии работы над проектом и оборудование
Я вместе с наставником выбрал тему проекта, затем занялся проектированием и изготовлением деревянного балансира, когда балансир был готов, занялся вопросом соединения балансира и микроконтроллера BBC micro:bit, так что бы это было удобно пользователю и ему не мешало. В первой версии все соединения у меня были проводными, но многократные испытания показали, что это очень неудобно и небезопасно, поэтому было принято решение использовать беспроводное соединение контроллеров.
Когда балансир был готов, я начал продумывать темы игр, чтобы они были интересны ребенку и помогли ему сосредоточить свое внимание. Балансир был изготовлен мной в цехах Кванториума и доработан в процессе испытаний. Беспроводной пульт управления изготовлен из подручных материалов и собран дома.
Некоторое время заняло на программирование и исправление ошибок кода. Затем всё это в сборе, весь проект тестировался и испытывался мной неоднократно, справлялись ошибки и изменялись игры.
Заключения
Результаты
Мой балансир был представлен в Кванториуме, где я прохожу обучение, в моем лицее, где весь поток первых и вторых классов с удовольствием занимались на нем в перемены. Ребятам очень понравилось играть на балансире, учителя тоже были довольны, что их подопечные заняты интересным делом. В дальнейшем я планирую доработать программный код, мне хотелось бы сделать такую игру, чтобы были задействованы пальцы рук, идея уже есть- нужно вовремя нажать на кнопки пульта, чтобы открыть своим ключом замки, подобрать нужную комбинацию.
Выводы
Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный
период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Я считаю, что мой тренажер очень важно использовать в детстве, при занятии на балансире и выполнении упражнений на поддержание баланса мозг постоянно должен задействовать свои зрительные, сенсорные, слуховые функции, поэтому количество нейронных связей значительно увеличивается, а передача информации от одного участка мозга в другой ускоряется, что в итоге приводит к успешным результатам тренировки, ребенок получит и удовольствие от полезного занятия с психологом, учителем, воспитателем.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется,
увеличится эффективность работы всего мозга.
ИГРАЯ-РАЗВИВАЕМСЯ!
Список использованных источников, литературы и оборудования.
Оборудование и консультации
В проекте использовалось следующее оборудование, программное обеспечение и материалы:
Контроллеры Micro:bit -2 шт.
Плата расширения-2 шт.
Кнопки- 4 шт. (В использовании 3 шт.)
Материал фанера для изготовления балансира-1 м3.
Провода
Программное обеспечение – Scratch.
Компьютер, инструменты столярного цеха, станок обработки дерева, электроинструменты для фиксации деталей, подручные материалы.
Консультации специалистов: Алексеева Александра Алексеевна, старший педагог – психолог, МАУ ДО ЦТТ "НОВАЦИЯ", г. Иваново, Ивановская область, Россия, Астапенко Елена Арнольдовна, педагог дополнительного образования, МАУ ДО ЦТТ "НОВАЦИЯ", г. Иваново, Ивановская область, Россия
Список литературы
Захарова О.А. Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста// Электронное издание. – Москва. Всероссийский педагогический журнал «Современный урок», 2024. С. 6– URL: https://psv4.userapi.com/s/v1/d/6xPm6qJ5nzk5Fg9cGqc3BLumhF3N_oRcFiAjkz2UIKNFxPqriOIfFDoUCauIkVbT40piPJI-e-mj_PQCEgcDDxxC8mBPSH_8-i9r64eMBNDYvzavoyUWw/Zakharova_O_A_Mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie_kak_osnova_intellektualnogo_razvitia_detey_doshkolnogo_vozrasta.pdf (дата обращения: 12.04.2024. Режим: доступно для всех пользователей.
Курочкина Г. В. Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей // Электронное издание. – Москва. Всероссийский педагогический журнал «Современный урок», 2024. С. 6 – URL: https://psv4.userapi.com/s/v1/d/8iiCInQp2aGRWrGygFuwSQIJxORqphRpTqwsd1cyZ0qobGl49FA51RdlDaQTGMx6nh4Bt0ZCDTaDaWYxwXxbDb-30wb9DC17Eyw_A8Yot-IvNOe0xkCzvQ/Kurochkina_G_V_Igry_i_uprazhnenia_dlya_doshkolnikov_na_razvitie_mezhpolusharnykh_svyazey.pdf Дата публикации: 12.04.2024. Режим: доступно для всех пользователей.
Мирошникова Л.В. Использование балансировочной доски Бильгоу в работе педагога-психолога// Электронное издание. – Москва. Всероссийское педагогическое издание «Учительский журнал»,2024 . С. 5 – URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/14/articles/4504?ysclid=m7mekg6qv2984417823. Дата публикации: 02.02.2024. Режим: доступно для всех пользователей.
Шулакова И.Ю. Балансировочные комплекты и доски-балансиры Ф. Белгау как эффективное средство улучшения межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 4. С. 88–96. DOI: 10.17759/bppe.2023200408
1 Шулакова И.Ю. Балансировочные комплекты и доски-балансиры Ф. Белгау как эффективное средство улучшения межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 4. С. 88–96. DOI: 10.17759/bppe.2023200408
2 Захарова О.А. Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста
3 Курочкина Г. В. Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей
4 Мирошникова Л.В. Использование балансировочной доски Бильгоу в работе педагога-психолога