Вторая жизнь полиэтилена

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вторая жизнь полиэтилена

Майорова С.Э. 1
1МАОУ ЦО с. Старые Туймазы
Бикбулатова Г.Ф. 1
1МАОУ ЦО с. Старые Туймазы
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются огромное количество полиэтиленовых пакетов. Ими пользуются все без исключения. Крепкий, устойчивый, не пропускающий воздух и воду он способен хранить вещи, которые мы хотели бы защитить от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Но именно из-за его долговечности и устойчивости в мире складывается такая проблема, как разложение полиэтилена. Как правило, мы не задумываемся о том, что стоит за таким действием, как свалки из полиэтилена. Свою полезную роль он заканчивает именно там, и начинается вредное его воздействие на окружающую среду.

Цель работы: выяснить, существуют ли возможности вторичного использования полиэтилена

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

1. Узнать историю появления полиэтилена, проанализировав литературу.

2. Изучить экологические проблемы, связанные с полиэтиленовыми пакетами, используя метод поиска информации.

3. Провести опрос среди учащихся 3 класс МАОУ ЦО с. Старые Туймазы, с целью выяснить, что ребята знают о вреде полиэтилена, применив метод опроса.

4. Провести социологическое исследование среди семей учащихся 3 класса, применив метод наблюдения.

5. Пронаблюдать, при помощи экспериментов за утилизацией полиэтилена в домашних условиях, применив метод наблюдения и фотографирования.

6. Выяснить возможности вторичного использования полиэтилена, используя метод поиска информации.

7. Организовать классный час с целью ознакомить со своей работой.

Объект исследования: полиэтилен

Предмет исследования: полиэтиленовый пакет

Гипотеза: мы предполагаем, если полиэтиленовые пакеты загрязняют окружающую среду, то можно использовать их вторично.

Теоретическая значимость: изучение и систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: данная работа может быть использована при проведении уроков технологии, внеклассного мероприятия, для доклада на классном часе.

Методы:

  1. работа с информационным источником;

  2. фотографирование;

  3. эксперимент;

  4. анализ и обобщение информации.

База исследования: полиэтиленовые пакеты

Глава I. Полиэтилен

I.1. История возникновения полиэтиленовых пакетов

Исследователи утверждают, история пластиковых пакетов официально берет начало в 1899 году. Это изделие открыл Ганс Фон Пехманн (Приложение 1), проживающий на тот момент в Германии. Но рассматривается и другая версия касательно того, когда изобрели изделия из пластика для хранения и транспортировки продуктов, вещей. Сообщается, что это изобретение принадлежит российскому химику Густавсону (Приложение 1). Специалисты утверждают, что на этот момент развитие не имело смысла, пакеты не применялись в практическом назначении. Они справлялись с повышенным давлением, обладали хорошей плотностью и термическими свойствами, но настоящая история полиэтиленовых пакетов впервые началась в США [1].

Споры по поводу того, кто первый придумал и изобрел такой пакет и для чего они появились, ведутся до нынешнего времени. Однако по официальным, и наиболее достоверным данным, появление полиэтиленового фасовочного пакета пришлось на 1957 год – Альфред Филдинг и Марк Шаван (Приложение 2) смогли изобрести нечто стоящее в своем гараже. В Америке товар стали активно использовать для паковки продуктов и хлеба. И в 1966 в полиэтиленовых кульках стали продавать более 30 процентов всех хлебобулочных продуктов в государстве. В 1962 увидела мир машинка по изготовлению упаковок со швами по бокам, а в 1970 начали производить пакеты с ручками. Известные во всем мире «майки» (Приложение 3) появились на свет в 1982, кто их точно придумал уже неизвестно [2].

I.2. Экологические проблемы, связанные с полиэтиленовыми пакетами

В наше время пластиковые изделия можно найти повсюду, они окружают людей в повседневной жизни. Из этого материала делают посуду, игрушки, бытовые принадлежности, отделку домов, технику, контейнеры и мешки для упаковки, а также различные другие изделия. Многие пластиковые предметы являются одноразовыми и выбрасываются после использования. Однако мало кто задумывался, куда девается весь мусор. Согласно имеющимся данным, лишь малая часть пластика подвергается переработке, остальная попадает в Мировой океан и загрязняет окружающую среду. [3].

На разложение пластикового пакета уйдет не менее 400 лет! Кроме того, что касается загрязнения воды, то эксперты утверждают, что приблизительно четверть водной поверхности укрыта полиэтиленовыми пакетами. Это приводит к тому, что разные виды рыб и дельфины, тюлени и киты, черепахи и морские птицы, принимая пластик за еду, заглатывают его, путаются в пакетах, и поэтому умирают в муках. Да, все это, в основном, происходит под водой, и люди этого не видят. Однако это не значит, что проблемы нет, поэтому на нее нельзя закрывать глаза (Приложение 5). 

Пластиковые пакеты – причина гибели животных – рыб, черепах, коров и т.д. Каким-то образом подсчитали, что пакеты в год убивают 1 миллион птиц и 100 тысяч морских млекопитающих. [4].

Выводы по главе I

Появившись в середине прошлого века в США, полиэтиленовые пакеты довольно быстро приобрели популярность во всем мире. Сегодня люди осознали, насколько существенным является вред от этого полимера. Выброшенные пакеты в окружающей среде не подвергаются биологическому разложению, что приводит к серьезным последствиям.

         Ежегодно человечество использует более четырех триллионов полиэтиленовых пакетов. Они губят 1 миллион птиц, 100 тысяч морских млекопитающих, огромное количество рыб. В некоторых странах запрещено применение полиэтилена в качестве бытовой упаковки.

Отходы, обладая токсичностью, являются одним из существенных источников загрязнения окружающей среды.

Глава 2. Вторая жизнь полиэтиленовых пакетов

В результате выполненной работы мы изучили и проанализировали литературу. Узнали о истории возникновения полиэтилена и какие экологические проблемы связаны с полиэтиленовыми пакетами.

Мы наметили следующие этапы исследования:

  1. Провести опрос среди учащихся 3 класса МАОУ ЦО с. Старые Туймазы.

  2. Организовать социологическое исследование семей среди учащихся 3 класса МАОУ ЦО с. Старые Туймазы.

  3. Определить при помощи опытов, способы утилизации полиэтилена в домашних условиях.

  4. Выяснить возможности вторичного использования полиэтилена.

  5. Провести классный час по теме «Дать вторую жизнь полиэтилену»

II.1. Опрос «Кто против полиэтиленовых пакетов?

На первом этапе нашей работы мы предложили ученикам 3-го класса ответить на вопросы. Нам было интересно узнать, используют ли ребята в повседневной жизни полиэтиленовые пакеты, что делают с ними после использования, знают ли они о вреде экологии полиэтиленовых пакетах, готовы ли они отказаться от них и сортируют ли мусор раздельно. В опросе приняли участие 24 учащихся. Мы обработали результаты и выяснили, что все ребята пользуются полиэтиленовыми пакетами (24 человек – 100%), выяснилось, что часть ребят (10 человек – 42%) не знают о вреде полиэтилена (Приложение 6). И не все учащиеся не готовы (16 человек – 67%), совсем отказаться от полиэтиленовых пакетов. И всего лишь (5 – 20%) знают о том что можно использовать полиэтилен для повторного употребления после ее переработки (Приложение 7).

Поэтому считаем, что разъяснительную работу о необходимости замены полиэтиленовых пакетов на упаковку из других материалов нужно начинать уже с начальных классов.

II.2. Социологическое исследование в семье.

На следующем этапе провели социологическое исследование в семье. В нем участвовало 2 семьи моих одноклассников. Задание: посчитать количество выброшенных полиэтиленовых пакетов из-под продуктов за одну неделю. Затем подсчитать какое примерное количество используется за месяц (Приложение 8).

Из полученной информации можно сделать следующие выводы: лучше не собирать весь мусор в одну кучу, при возможности рассортируйте его по видам, а собранные полиэтиленовые пакеты по возможности отнесите в специальные контейнеры или мешки.

II.3. Эксперимент утилизации полиэтилена в домашних условиях.

После использования полиэтиленовый пакет становится мусором, который, как мы узнали из литературы и интернета, практически не разлагается. Его либо сжигают, либо закапывают в землю или воздействуют на него химическими веществами (кислоты, щёлочи). И на следующем этапе мы решили выяснить, как же ведёт себя полиэтиленовый пакет при стандартных способах утилизации и провели исследования.

Итак, во-первых, мы попробовали сжечь полиэтиленовый пакет. Для этого мы взяли зажигалку, пинцет, ножницы и отрезали от полиэтиленового пакета небольшой кусочек и подожгли его. На удивления пламени мы не увидели. Кусочек от пакета начал тлеть, при этом выделялся едкий запах. (Приложение 9)

Вывод: это запах углекислого газа, который и является конечным при сжигании полиэтилена. Соответственно, горение полиэтилена ведёт к дефициту чистого воздуха.

Далее, мы провели еще один эксперимент, это проверили реакцию воздействия химических веществ. Для этой реакции мы взяли стаканчики, кислоту (уксусную), ножницы. Отрезали кусочек полиэтиленового пакета, положили в стаканчик и воздействовали кислотой (Приложение 10).

Вывод: никаких видимых изменений не произошло. Значит, и способ воздействия химическими веществами при утилизации полиэтилена не подходит.

Для следующего опыта нам понадобилось 2 стаканчика с землей, ножницы, кусочек полиэтилена и бумаги. В стаканчиках с землей мы закопали кусочек полиэтиленового пакета и бумаги, а через 2 месяца мы увидели, что бумаги почти не осталось, а вот с полиэтиленовым кусочком ничего не произошло. Вывод: таким образом, и этот способ утилизации к полиэтилену не подходит. После всех проделанный исследований способов утилизаций полиэтиленовых пакетов в домашних условиях, можно сделать следующие выводы: полиэтиленовый пакет не горит, не разлагается в земле и не поддаётся воздействию хим. веществ. Из литературы мы узнали, что наш полиэтиленовый пакет, который мы используем примерно 20 минут, исчезает с нашей планеты десятки, а то и сотни лет, окисляясь кислородом.

II.4. Новая жизнь полиэтиленовых пакетов

О том, что в чистые пакеты можно заново упаковывать вещи и продукты, знают многие, однако, не все знают, что их можно использовать и для прочих целей. Для вторичного производства полиэтилена необходимо раздельный сбор мусора, вывоз мусора на специальные площадки для сортировки полиэтилена и пластика. В нашей семье всегда было принято сортировать бытовой мусор: полиэтиленовые пакеты, крышки от пластиковых бутылок, бумагу. Все наши родственники делают также, потому что они знают каким образом можно утилизировать все это.

Много лет назад в Туймазинском районе начался бум тепличного овощеводства. Площади с несколько соток стали стремительно возрастать, превращаясь в гектары. Одновременно стали нарастать и сопутствующие экологические проблемы. Главная из них – необходимость утилизации полиэтиленовой пленки.

Решение этой проблемы предложил руководитель фермерского хозяйства «Ландыш» Ф. М. Г. (Приложение 12). И не только предложил, но и своими руками воплотил его в жизнь.

Вдали от села Старые Туймазы он нашел высвободившееся помещение одного из туймазинских предприятий. Это помещение оказалось очень удобным для размещения нового производства по переработке использованной полиэтиленовой пленки. Она здесь тщательно очищается, затем измельчается. Потом в термоаппаратах превращается в гранулы, которые, в свою очередь, становятся сырьем для изготовления полиэтиленовых изделий бытового и промышленного производства. Так, вместо отходов, приносящие немало хлопот, получается приносящая прибыль продукция, бытового и промышленного назначения.

Сейчас это производство выделилось в самостоятельное предприятие ООО «ГранПласт», которое возглавила дочь Ф.М. Ганиева – Алина (Приложение 12).

Наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка полиэтиленовой пленки. Переработка, по сравнению с захоронением и сжиганием, — самый эффективный способ решения проблемы. Кроме того, он позволяет беречь окружающую среду.

Так как дочь Ф.М. Ганиева, это моя мама. Поэтому у нас была возможность посетить предприятие ООО ГранПласт, с целью пронаблюдать за производством изготовления изделий из пластика и процессом изготовления песчано- полимерной брусчатки, отличающейся прочностью и долговечностью (Приложение 13).

II.5. Проведение классного часа «Вторая жизнь полиэтиленового пакета»

На следующем этапе нашего исследования, мы провели классный час с целью ознакомления учащихся с результатом нашей работы. На котором, ребята узнали, какой вред окружающей среде может нанести изделия из полиэтилена. Узнали о способах утилизации и возможностях полиэтилена "второй" жизни с условием правильного сбора и переработки остатков полиэтиленовых пакетов. Также ребята виртуально смогли посетить предприятия по переработке использованной полиэтиленовой пленки (Приложение 14). На классном часе ребята пришли к выводу, что частично решить проблему утилизации полиэтилена может каждая семья.

Вывод по главе II

Нами был проведен опрос среди учащихся 3 классов. Который показал, чтобольшинстворебят, не знают о вреде экологии полиэтиленовых пакетах и способах его утилизации.

Мы провели исследования, где выяснили, как же ведёт себя полиэтиленовый пакет при стандартных способах утилизации. Оказалось, что полиэтиленовый пакет не горит, не разлагается в земле и не поддаётся воздействию химических веществ.

В наше время большинство людей не осведомлены о глобальной проблеме мусора, а остальные даже не пытаются помочь в разрешении этой проблемы своими силами. Для того, чтобы количество мусора не увеличивалось, а постепенно сокращалось, необходимо, чтобы у людей, живущих в нашей стране, была возможность получать достоверную информацию о ситуации и способах её решения. Для этого мы провели классный час.

Заключение

Полиэтилен – пожароопасный материал, являющийся причиной случайных и неосторожных воспламенений, приводящих к экономическим, материальным потерям и гибели людей. При сжигании отходов из пластмассы образуются опасные токсичные вещества, разрушающие озоновый слой земли. Полиэтилен не разлагается сотни лет и загрязняет окружающую среду. А ведь та среда, которую создаст себе человек, в дальнейшем решит его дальнейшее существование.

В результате выполненной работы мы изучили и проанализировали литературу. Познакомились с историей появления полиэтилена. Узнали, о экологических проблемах, связанные с полиэтиленовыми пакетами.

Также мы провели опрос, который показал, что многие ребята пользуются полиэтиленовыми пакетами, но не все знают о вреде полиэтилена и его вторичном использовании.

Затем ты провели социологический исследование. Нужно было посчитать количество выброшенных полиэтиленовых пакетов из-под продуктов за одну неделю. И подсчитать количество лет, за которое произойдет разложение упаковок. Семьи пришли к выводу, что лучше не собирать весь мусор в одну кучу, при возможности будут рассортировать его по видам, а пластик по возможности относить в специальные контейнеры.

На следующем этапе мы решили выяснить, как же ведёт себя полиэтиленовый пакет при стандартных способах утилизации и провели исследования. Эксперимент показал, что полиэтиленовый пакет не горит, не разлагается в земле и не поддаётся воздействию химических веществ.

Наша семья многие годы занимается раздельным сбором бытового мусора. Мы знаем, как важно это для окружающей среды и здоровья человека. И в Туймазинском районе есть возможности для вторичного производства полиэтилена.

Связи с этим мы провели классный час на тему «Вторая жизнь полиэтиленового пакета». На котором, ребята пришли к выводу, что каждая семья может внести свой вклад по утилизации полиэтилена без вреда для окружающей среды. Благо, сейчас уже практически везде есть контейнеры для стекла, пластика, картона. Начинать нужно с маленького: со своего дома, двора, села.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.

 

Список литературы

  1. Е.М. Абдель-Бари. «Полимерные пленки» Санкт-Петербург, «Профессия», 2006 -352с

Интернет-ресурсы:

  1. https://megaplast24.ru/kogda-izobreli-polietilen-istoriya-sozdaniya-plastikovyh-paketov// История создания полиэтилена.

  2. https://ukrpolypack.com.ua/blog/kto-pridumal-polietilenovye-pakety// Полиэтиленовые пакеты

  3. https://makulatur.ru/stati/kak-vredit-plastik-okruzhayushhej-srede-i-ekologii-v-czelom//Как вредит пластик окружающей среде и экологии в целом.

  4. http://ecology.cbs-tag.ru/index.php/polzovatelyu/ekologicheskie-problemy?layout=edit&id=125//Полиэтиленовые пакеты как экологическая проблема.

Понятийный аппарат

Полиэтилен - термопластичный полимер этилена, относится к классу полиолефинов.

Химические вещества - вид материи с определёнными химическими свойствами — способностью участвовать в химических реакциях определённым образом.

Кислоты - сложное химическое соединение, состоящее из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

Щелочи - это сильные основания, очень хорошо растворимые в воде, причём реакция сопровождается значительным тепловыделением.

Приложение 1

Ганс Фон Пехманн

Густавсон, Гавриил Гавриилович

Приложение 2

Альфред Филдинг Марк Шаван

Приложение 3

Полиэтиленовые пакеты «майки»

Приложение 4

Экологические проблемы, связанные с полиэтиленовыми пакетами

Приложение 5

Опрос учащихся 2 класса

1. В повседневной жизни Вы часто используете полиэтиленовые пакеты?

а) часто

б) нет;

2. Вы знаете о вреде экологии полиэтиленовых пакетов?

а) да

б) нет

3. Вы готовы отказаться от использования пакетов?

а) да

б) нет.

4. Знаете ли, что полиэтиленовые пакеты можно использовать вторично?

а) да

б) нет

Приложение 6

Результаты опроса

Приложение 7

Приложение 8

Сбор полиэтиленовых пакетов за неделю

Мониторинг использования полиэтиленовых пакетов

1 семья

Кол-во дней

Кол-во пакетов

7 дней

16

1 месяц

64

2 семья

Кол-во дней

Кол-во пакетов

7 дней

20

1 месяц

80

Приложение 9

Сжигание полиэтиленового пакета

Приложение 10

Воздействие химического вещества (уксусная кислота)

Приложение 11

Закапывание полиэтиленовых пакетов в землю

Приложение 12

Ф. М. Ганиев

Майорова(Ганиева) А. Ф.

Приложение 13

Приложение 14

Классный час

Просмотров работы: 21