Истина в воде

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Истина в воде

Ибрагимова Э.Б. 1
1ГУ "Гимназия № 3 для одаренных детей города Павлодара"
Дмитриев В.С. 1
1ГУ "Гимназия № 3 для одаренных детей города Павлодара"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

Тақырыбы: «Судағы шындық»

Мақсаты: Ертіс өзеніндегі судың ластану деңгейін анықтау, анықталған деңгейге талдау жасау. Өзен суының ластану деңгейін салыстырыңыз. Судың ластануын талдау үшін халықтық емдеу әдістерін қолданып суды тазарту бойынша эксперимент жүргізу. Жүргізілген тәжірибелер негізінде судың маңыздылығы және оны тазарту әдістері туралы ақпаратты тарату үшін веб-сайт жасаңыз.

Зерттеу болжамы: Егер мүмкіндігінше көп ересектер мен жасөспірімдер судың маңызды аспектілері мен оның өмірдегі орасан зор рөлі туралы білсе, онда біз оларға оған қамқорлық жасау және оның тазалығын сақтау үшін шаралар қабылдау қажет екенін түсіндіре аламыз.

Міндеттері: -Тақырып бойынша ғылыми ақпаратты оқу;

- су қоймаларындағы және үйдегі суды тексеру, ластану деңгейін бағалау және дәстүрлі тазалау әдістерін қолдану;

- «Суды тазарту әдістері және оның қоғам өміріндегі маңызы» тақырыбында студенттер арасында сауалнама жүргізу;

- Жеке жасалған веб-сайтты пайдаланып жобаның тақырыбын ұсыну;

- Оқушыларды тақырыппен таныстыру, су және оның маңызы туралы білімдерін кеңейту, нақтылау;

- Адамдарды маңызды және пайдалы ақпаратпен таныстыру үшін әлеуметтік желілерді пайдалана отырып, сайтты жалпыға ортақ доменге шығарыңыз.

Өзектілігі: Су – тіршілік көзі, сондықтан барлық экологиялық бірлестіктер үшін суды қорғау мәселесі бірінші орында. Судың физикалық және химиялық қасиеттері қоршаған дүниенің, жануарлар мен адамдардың тіршілігіне қажет.

Тұщы су жоғалып кетсе, планетамызға не болатынын елестету қиын. Бірақ мұндай қауіп бар. Барлық тіршілік иелері ластанған судан зардап шегеді, ол адам өміріне зиянды. Сондықтан су – біздің басты байлығымыз және оны қорғау керек.

Проблемалар: - бақылау нәтижесінде су қоймасындағы судың аздап бұлыңғыр түсі бар екендігі анықталды, бұл бактериялардың немесе басқа бөгде ластаушы заттардың болуын тудырады;

- су қоймасының жанында кез келген жолмен уақыт өткізген адамдар қалдырылған қоқыс үшін жауапты болуы керек;

- адамның зиянды әрекеттерінің нәтижесінде су қоймасының фаунасы зардап шегуі мүмкін екендігі байқалды;

- суды тазарту тақырыбын жиі айтып, қамту керек, өйткені оның маңыздылығын көп адам біле бермейді;

– бұл тақырыптың маңыздылығын адамдардың санасына сіңіретін ақпараттық платформалар түріндегі ақпаратты насихаттау қажет.

Аннотация

Тема: «Истина в воде»

Цель: Определить уровень загрязнения воды в реке Иртыш, проанализировать определяемый уровень. Сравнить уровень загрязнения речной воды. Провести эксперимент по очищению воды с помощью народных средств, для анализа загрязнения воды. На основе проводимых опытов создать сайт для распространения информации о значении воды и способах ее очистки.

Гипотеза исследования: Если как можно больше взрослых и подростков узнает о важных аспектах воды и ее огромной роли в жизнедеятельности, то можно дать им понять, что о ней необходимо заботиться и предпринимать меры по охране ее чистоты.

Задачи: Изучить научную информацию по теме;

- Рассмотреть воду в водоемах и в домашних условиях, оценить уровень загрязнения и применить народные методы очистки;

- Провести анкетирование среди учащихся на тему «Способы очистки воды и ее значение в жизнедеятельности общества»;

- Презентовать тему проекта с помощью созданного лично сайта;

- Познакомить учащихся с темой, расширить и уточнить их знания о воде и ее значении;

- Выпустить сайт в открытый доступ с помощью социальных сетей, для ознакомления людей с важной и полезной информацией.

Актуальность: Вода - источник жизни, именно поэтому проблема защиты воды стоит на первом месте у всех экологических объединений. Физико-химические свойства воды необходимы для жизнедеятельности окружающего мира, животных и людей. 

Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду - наше главное богатство, надо беречь.

Проблемы: - в результате наблюдения было выявлено, что вода в водоеме имеет чуть мутный цвет, что обуславливает наличие там бактерий или других сторонних загрязнителей;

- люди, как-либо проводившие время вблизи водоема должны нести ответственность за оставленный мусор;

- было замечено, что в результате пагубной деятельности человека, фауна водоема может пострадать;

- необходимо рассказывать и освещать тему очисткиводы чаще, так как не многие знают о её значимости;

- необходимо продвигать информацию в виде информационных платформ, формирующие у людей важность данной темы.

Содержание

Введение 6

1.Теоретическая часть 10

1.1Значение воды в природе и жизнедеятельности людей. 10

1.2Методы исследования воды и виды её очистки. 11

2. Исследовательская часть 15

2.1 Составление анкеты и проведение анкетирования по исследованию знаний о воде и видах ее очистки. 15

2.2 Лабораторный анализ воды с реки Иртыш и результаты проб. 16

2.3 Проведение очистки воды в домашних условиях с помощью народных средств и результаты проб после очистки. 18

2.4Создание сайта с важной и полезной информацией об очистке воды и ее значении в деятельности людей. 22

Заключение 24

Список литературы 25

Приложение 1 26

Приложение 2 28

Приложение 3 30

Приложение 4 31

Приложение 5 32

Приложение 6 35

Дневник научного исследования 36

Введение

Занимаясь волонтерским движением, по привлечению людей к организации очистки береговой зоны реки Иртыш и Усолка, я заметила, что цвет воды в реке Иртыш, довольно мутный в некоторых местах, а также то, что по ней ходят суда, что говорит о отходах, попадающих в воду. Мне стало очень интересно, происходит ли чистка водоема, а если и происходит, то какие методы принимаются.

В прошлом году, я, вместе с работником Управления экологии Павлодарской области отправились на реку Иртыш, где мне показали, как делается забор воды для анализов предельно допустимых концентратов и вредных веществ.

Забор проводил главный специалист отдела лабораторно-аналитического контроля Управления экологии Егимбаев Ерик Сейткалиевич (рис.1). Мной было решено, что тема загрязнения воды в реке Иртыш, будет следующим моим исследовательским проектом.

В результате забора речной воды, мы выяснили, что веществ превышающих предельно допустимых концентратов не обнаружено. Но во взятых образцах из реки были обнаружены следы жизнедеятельности человека – это бутылки, окурки, салфетки ПВХ, пластиковые тары. Все это не только загрязняет окружающую среду, водную среду, а также почву. Животные и растения, обитающие в данных экосистемах, страдают и погибают чаще от природоразрушающей деятельности человека, нежели от хищников (рис.1).

  • Рис.1

Я решила провести биохимический анализ воды, взятой из реки Иртыш, для того чтобы понять состояние воды в окружающей среде. Воду я попробую очистить народными методами, что бы узнать разницу между очищенной водой и водой с реки, делаю это чтобы проанализировать качество воды, как самой важной составляющей для нашего организма.

В своем проекте я хочу раскрыть проблему качества воды и способов её очистки, а также обратить внимание учащихся и взрослых на вопрос о значение воды в жизнедеятельности каждого.

Актуальность

Из интернет - источников я узнала, что экологические проблемы реки Иртыш с каждым годом возрастают, люди не заботятся о водной фауне и пренебрегают важным значением воды. Способы очистки людям также неизвестны, что говорит о их незаинтересованности к окружающей природе. Также люди не задумываются о своем здоровье, так как часто не используют средства очистки воды, которою используют в бытовых целях. А ведь на основе своих опытов я проверила, что вода, даже та, что течет дома из-под крана не всегда пригодна для питья.

1 сентября 2022 года в ходе послания президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева был озвучен ряд исторических инициатив.

Касым-Жомарт Токаев затронул актуальные темы. Особо важным является вопрос нарастающего дефицита воды в стране. Президент отметил: «Дефицит водных ресурсов является преградой для устойчивого развития страны. Сейчас это превратилось в проблему национальной безопасности. Количество воды, поступающей извне, уменьшается, но даже и ее используют неэффективно. Более 40% всасывается в песок. Инфраструктура обветшала. Уровень автоматизации и цифровизации низкий. Нет специалистов».

Глава государства заявил, что для решения проблемы будет восстановлена работа совета по водным ресурсам при правительстве, создан трехгодичный проект по развитию водных ресурсов и подготовлены необходимые специалисты.

Исходя из этого, я считаю, что моя работа будет очень актуальной и практически очень значимой.

Гипотеза

Если найти способы вовлечения людей к теме воды, как важной составляющей жизнедеятельности, то можно улучшить их отношение к охране и безопасности водоемов. А также, если рассказать о лучших фильтрах для очистки домашней воды, то улучшить их отношение к своему здоровью.

Цели исследования

1. Определить уровень загрязнения воды в реке Иртыш.

2. Изучить методы очистки воды, как и в водоемах, так и в домашних условиях.

3. Найти способы привлечения людей к решению проблем по очистке воды.

Задачи исследования

  1. Изучить проблему очистки воды и её значении в жизни общества, прочитав литературу по данной теме.

  2. Рассмотреть воду в водоемах и в домашних условиях, оценить уровень загрязнения, применить народные средства очистки воды и сделать выводы.

  3. Провести анкетирование среди учащихся на тему «способы очистки воды и ее значение в жизни», оценить результаты.

  4. Познакомить учащихся гимназии с проблемой очистки воды.

  5. Презентовать тему об очистки воды, её значении и способах решения проблемы.

  6. Создать сайт по теме, чтобы ознакомить людей более обширно с данной проблемой.

Методы исследования

Анкетирование, сбор, анализ, наблюдение.

Объект исследования

Вода, очистка воды

Предмет исследования

Влияние воды на окружающую среду и человека

1. Теоретическая часть

1.1 Значение воды в природе и жизнедеятельности людей.

Вода — это самое распространенное неорганическое соединение на земле. И первое исключительное свойство воды в том, что она состоит из соединений атомов водорода и кислорода. Казалось бы, такое соединение, согласно химическим законам, должно быть газообразным. А вода - жидкая! Она занимает более 70% площади поверхности земли, и только около 30% приходится на долю суши. Вода придает Земле тот неповторимый вид, который отличает ее от других планет Солнечной системы. Но при этом всего 3% всей воды можно отнести к питьевой. И доступ к этому ресурсу с каждым годом становится все труднее.

В природе вода играет важнейшую роль. При этом она оказывается задействованной в самых разных механизмах и жизненных циклах на земле. Для жизни на Земле чрезвычайно важным является такое свойство воды, как ее высокая теплоемкость. Она определяет стабильность температурного режима на планете. Значение круговорота воды в природе также колоссально. Именно этот процесс позволяет животным и растениям получать столь необходимую для их жизни и существования влагу.
Моря и океаны, реки и озера - все водоемы играют важнейшую роль в создании климата той или мной местности. А высокая теплоемкость воды обеспечивает комфортный температурный режим на нашей планете.

Вода играет одну из ключевых ролей в процессе фотосинтеза. Не будь воды, растения не могли бы перерабатывать углекислый газ в кислород, а значит воздух был бы непригоден для дыхания.

Главный потребитель воды на Земле это человек. Не случайно все мировые цивилизации формировались и развивались исключительно вблизи водоемов. Значение же воды в жизни человека просто огромное.
Тело человека тоже состоит из воды. В теле новорожденного - до 75% воды, в теле пожилого человека - более 50. При этом известно, что без воды человек не выживет. Так, когда у нас исчезает хотя бы 2% воды из организма, начинается мучительная жажда. При потере более 12% воды человеку ужу не восстановится без помощи врачей. А потеряв 20% воды из организма, человек умирает. Вода является для человека исключительно важным источником питания. По статистике человек за месяц в норме потребляет 60 литров воды (2 литра в день). Именно вода доставляет к каждой клеточке нашего организма кислород и питательные вещества.
Благодаря наличию воды наш организм может регулировать температуру тела. Вода также позволяет перерабатывать пищу в энергию, помогает клеткам усваивать питательные вещества.

А еще вода выводит шлаки и отходы из нашего тела.
Человек повсеместно использует воду для своих нужд: для питания, в сельском хозяйстве, для различного производства, для выработки электроэнергии. Неудивительно, что борьба за водные ресурсы идет нешуточная.

2.2 Методы исследования воды и виды её очистки.

Самым древним химическим элементом и самым важным для всего живого является вода. Где бы не находился человек, в какой точке земли, он всегда искал источник воды для питья. Будь то путешественники или переселенцы, все они старались запомнить место, где находится пресная вода. Поэтому все известные поселения людей, какие бы он небыли древними, привязаны к источнику воды, пригодной для употребления. В древности воду можно было без последствий для здоровья употреблять из любого источника, из озера, реки, ручья или родника. В последствии, с развитием человечества и технического прогресса, что повлекло ухудшение экологии, употреблять воду из этих водоемов стало небезопасным.

Но и в древности люди сталкивались с проблемой, как очистить воду от различных, видимых не вооруженным взглядом, примесей. Простейшим способом было отстаивание воды, когда взвешенные частицы оседали, при этом легко улетучивались неприятные запахи. А с появлением огня, воду стали и кипятить, для обеззараживания.

Первые в истории данные о фильтрации воды исходят и Древнего Египта. Очистка воды осуществлялась примитивным способом. Первым делом воду отстаивали, после чего ее пропускали через песок, либо шерсть или хлопок. А для придания воде дополнительного вкуса воду смешивали с различными ягодами, а для придания аромата сдабривали ее лепестками различных цветов.

Контроль качества водных ресурсов играет огромную роль в обеспечении личной безопасности. Какие методы анализа воды сегодня применяются? О чем говорят получаемые в ходе исследования результаты? Чтобы иметь возможность регулировать и контролировать качество питьевых ресурсов специалисты используют лабораторные методы анализа воды, основывающиеся на выявление физических и химических особенностей тестируемого образца. Насколько важны процессы исследования водных ресурсов и сточных вод? Они имеют чрезвычайную важность, поскольку позволяют предупредить загрязнение окружающей среды и ухудшение экологической остановки. Но их главная задача остановить развитие огромного числа заболеваний у населения, которые ежедневно контактируют и пьют некачественную воду.

Процедура контроля и процессы водоочистки в жилых и загородных домах, на производственных и промышленных предприятиях начинается с мероприятий по выявлению и подсчету количества содержащихся в потребляемой (используемой) воде компонентов и соединений.

Очистку можно провести одним из четырех способов:

  • химический способ дезинфицирует и нормализует состав воды;

  • биологический метод действует за счет балансирования объема биогенных компонентов;

  • обработка ультрафиолетом ликвидирует бактерии и одноклеточные водоросли;

  • механический (гидромеханический) способ позволяет избавиться от тяжелого мусора, донного ила, излишка растительности.

Способы очищения (фильтрования) водопроводной питьевой воды в домашних условиях:

  • Кипячение
    Всем известный способ не так безобиден, как нам кажется. При воздействии высокой температуры происходит стерилизация, где жидкость очищается от болезнетворных микроорганизмов и вирусов. Однако на выходе мы получаем абсолютно «мертвый» продукт, где остатки хлора превращаются в опасный для здоровья канцероген – хлороформ, способный вызвать развитие раковых заболеваний. Помимо этого, мы думаем, что кипячением избавляемся от солей, нитратов и тяжелых металлов. А на самом деле процентное содержание вредных примесей увеличивается.

  • Иодирование
    Обеззараживающий способ очень прост и применяется как «аварийный», когда необходима очистка в полевых условиях. В аптечке всегда найдется копеечное средство «Йод».

  • Фильтрующие устройства.

Фильтры-кувшины разных объемов. Преимуществом является маленькая стоимость, приемлемое качество очистки, легкая транспортировка и простота в использовании. Сменные картриджи состоят из нескольких слоев, наполненных активированным углем, ионообменной смолой и волокном на полимерной основе. Многосекционные фильтры под мойку, состоящие из 3-6 блоков. Каждый уровень имеет картридж, наполненный различными адсорбентами для грубой и тонкой очистки. Магистральные фильтры монтируются на центральную трубу горячего и холодного водоснабжения. Модели бывают одно/двух/трехступенчатые. Они способны нейтрализовать хлорные соединения, убрать органический и механический мусор, железо, смягчить жидкость. Желательно использовать фильтры – с кокосовым активированным углем, который сорбирует хлор, пестициды, нефтепродукты,устраняет запахи и привкусы. Либо фильтры, имеющие ионообменную смолу, которая очищает от ионов тяжелых и токсичных металлов, полые волокна, в свою очередь очищающие воду от бактерий механическим способом, без применения химикатов

  • Активированный уголь

Известный очиститель для воды, он применяется во множестве разнообразных фильтров. После обработки углем вода приобретает приятный вкус и запах, так как уголь поглощает почти все вредные вещества, находящиеся в водопроводной воде, также очищает от извести. Но углем можно очищать воду и самим.

  • Отстаивание.

При отстаивании воды из нее удаляется хлор и аммиак, а некоторые соли и коллоидные растворы осаждаются на дно. Однако соли тяжелых металлов из отстоянной воды никуда не денутся, в лучшем случае они оседают на дно.

Методы очистки водоемов:

Очистку можно провести одним из четырех способов:
химический способ дезинфицирует и нормализует состав воды;
биологический метод действует за счет балансирования объема биогенных компонентов;
обработка ультрафиолетом ликвидирует бактерии и одноклеточные водоросли;
механический (гидромеханический) способ позволяет избавиться от тяжелого мусора, донного ила, излишка растительности.

В обитаемых водоемах продуктом перегнивания растений и жизнедеятельности организмов является аммиак, который со временем преобразуется в нитрит, а после — в нитрат. Если азотный цикл переработки замедляется, то происходит перенасыщение донной органикой. Малые размеры и недостаток циркуляции воды ускоряют заболачивание, провоцируют гибель флоры и фауны, делая водоем непригодным для дальнейшей эксплуатации.

2. Исследовательская часть

2.1 Составление анкеты и проведение анкетирования по исследованию знаний о воде и видах ее очистки.

Первым этапом работы мной было составление и проведение анкетирование с помощью онлайн платформы – GoogleForms, среди учеников школы по следующим основным вопросам (Приложение 1):

1. Какая площадь Земли занята водой?

2. Самое крупное озеро в Казахстане?

3. Какая формула воды?

4. Столица Астана стоит на берегу реки?

5. Очищение воды-это?

6. Знаете ли вы народные способы очистки воды? Если да, то какие?

7. На Земле около 1,5 млрд км3 воды. Какая её часть пригодна для питья?

8. Интересна ли вам тема воды и её роли в жизнедеятельности общества?

9. Как вы можете помочь сохранению оптимального водного баланса в окружающей среде?

Вывод: По данным анкетирования, я поняла, что не многие проинформированы в данной теме, относительная половина опрошенных (47%) затруднялись ответить, 36% - осведомлены и 17% - не знают об этой теме. Диаграмма 1 (Приложение 1).

диаграмма 1.

И что бы ознакомить своих одноклассников, а также учеников с моей гимназии интересными фактами о воде, очистке воды и в целом о моей проделанной работе, я приготовила для них брошюрки с полезной информацией. Они ознакомились сами и рассказали родителям и родственникам (Приложение 2).

2.2 Лабораторный анализ воды с реки Иртыш и

результаты проб.

Посещение береговой зоны реки Иртыш проводилось лично мной, для взятия проб воды. В Национальном центре экспертизы, мне выдали специальные стерильные бутылки, для отбора воды (рис.2) (Приложение 3)

рис. 2

Далее я сдала, взятые мною, пробы речной воды в центр экспертизы, где было проведено микробиологическое исследование воды (рис.3). (Приложение 4).

рис. 3

Вывод: По показаниям исследования мы понимаем, что в реке Иртыш содержание лактозоположительных кишечных палочек в переделах нормы (430 в дм³ (норма по НД до 1000 в дм³)), но они все таки там есть, что говорит о её загрязнении, как правило вызванное антропогенным воздействием человека на окружающую среду.

2.3 Проведение очистки воды в домашних условиях с помощью народных средств и результаты проб после очистки.

Я решила проверить способы народной очистки воды в домашних условиях и проанализировать работают ли они. Для этого мне было необходимо узнать про способы, с этим мне помогла моя бабушка, которая много мне рассказывала про растения, которые растут у нее в огороде, а также и кустарники и чем они полезны (рис.4).

Рябина – кладезь витаминов и микроэлементов. Причем полезны не только ягоды, но и листья. В них содержатся дубильные и антибактериальные вещества, а также эфирные масла и особые кислоты. Последние как раз и убивают болезнетворные микроорганизмы, грибки и плесень. Благодаря этому рябину и используют для очищения воды.

рис.4

Активированный уголь - входит в состав бытовых наливных фильтров для очистки воды. Это эффективный очиститель для воды, после применения которого водопроводная вода становится приятнее на вкус и запах. Так как уголь поглощает почти все вредные вещества, находящиеся в водопроводной воде.

рис.5

И так я выбрала два метода, с помощью ветки рябины и активированного угля. (рис 5.)

 

рис.5

После этого я также отдала пробы в Национальный центр экспертизы, где были проведены микробиологические исследование воды. (рис.6) (Приложение 5).

рис. 6

Вывод: По результатам проводимых исследований, можно сказать, что один из методов очистки воды работает и это активированный уголь. В нем количество лактозоположительных кишечных палочек менее 300 в дм³ (при норме 1000 в дм³), что говорит о том, что вода с помощью этого способа очистилась.

По результатам второго исследования с водой, отстоявшейся с веточкой рябины, анализы показали плохой результат, количество лактозоположительных кишечных палочек не только увеличилась до более 110000 в дм³, но и цвет воды стал мутным.

2.4 Создание сайта с важной и полезной информацией об очистке воды и ее значении в деятельности людей.

Как конечный продукт своего проекта я решила сделать сайт, на котором будет освещена информация о методах очистки воды, её роли в жизни людей и о том, что необходимо заботиться о воде в самых разных её проявлениях и по со вместительности о собственном здоровье. Я решила создать именно сайт, потому что в настоящее время сайты намного функционально расширены и удобны в использовании, нежели печатные и бумажные вариации той или иной информации. На веб-сайте расположена подборка полезного и развивающего контента, который расширит знания по данной теме и поможет придать более значение окружающей среде. Я постаралась найти более актуальную и проверенную информацию, видео (для видео необходимо нажать на Let´s go!) и фото контент, чтобы значимость моего сайта была максимальна. Особенность проделанной мной работы в том, что я постаралась подать информацию в более интересном и новом формате.

Сайт разрабатывался на платформе: Tulda. (рис.7) (Приложение 6)

QR-код, для перехода на сайт:

рис. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате моего исследования выяснено, что водно- экологическая обстановка реки Иртыш находится не в лучшем состояние, вследствие негативного воздействия людей.

Народные средства не всегда хороши, и лучше всего в быту использовать средства очистки воды, такие как фильтры. Их существует несколько видов, выбрав более подходящее для вас, вы обезопасите свое здоровье. Ведь подтверждая анализами, проводимыми в лаборатории, лучше всех из народных средств справилось очистка воды активированным углем, в следствие чего мы можем сделать вывод о том, что лучше всего выбирать фильтры – с кокосовым активированным углем, который сорбирует хлор, пестициды, нефтепродукты, устраняет запахи и привкусы.
Более подробную информацию про них, как раз таки я описала в своем сайте и там же порекомендовала лучшие фильтры очистки воды по мнению ученых и на основе отзывов, взятых с официальных сайтов. А также на сайте расположена важная и полезная информация про значение воды в жизнедеятельности общества и способы её сбережения.

Цели, поставленные в работе- достигнуты. Мы, смогли узнать какие есть способы очистки воды, какова загрязненность воды в реке Иртыш, изучили методы очистки воды в водоемах. А также способы вовлечения людей к решению проблем чистки воды.

Гипотеза «Если найти способы вовлечения людей к теме воды, как важной составляющей жизнедеятельности, то можно улучшить их отношение к охране и безопасности водоемов. А также, если рассказать о лучших фильтрах для очистки домашней воды, то улучшить их отношение к своему здоровью.» - доказана.

Список литература

1.Анализ воды : справочник / [Лео М. Л. Ноллет и др.] ; Лео М. Л. Ноллет, Лин С. П. Де Гелдер (ред.) ; пер. с англ. яз. 2-го изд. под ред. И. А. Васильевой, Е. Л. Пролетарской.

2. Бандурин, В. А. Исследование состояния и использования водных ресурсов как проблемы взаимодействия общества и природы 

3.Грядунова, О. И. Родники Брестчины: современное состояние и методика исследования / О. И. Грядунова

4. Другов, Ю. С. Анализ загрязненной воды : практическое руководство

5. Комплексные рекомендации по регулированию водного режима и эффективному использованию загрязненных радионуклидами осушенных земель / Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

6.Садомов, Н. А. Гигиена воды : учебно-методическое пособие для студентов

7.Спеллман, Ф. Р. Справочник по очистке природных и сточных вод. Водоснабжение и канализация

Приложение 1

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

QR-код, для перехода на сайт:

Дневник наблюдения

Тема исследования: «Истина в воде»

Ф.И. ученица: Ибрагимова Эльнара

ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей г.Павлодара»

Ф.И.О. научного руководителя: Дмитриев Валентин Сергеевич

Дата

Содержание работы

Подпись руководителя

1

12.08.2022

Выбор темы

Дмитриев В.С.

2

30.10.2022

Формулировка цели, задач, гипотезы, выбор предмета и объекта исследования

Дмитриев В.С.

3

10.11.2022

Подбор материала по теме исследования

Дмитриев В.С.

4

14.12.2022

Анализ литературы по теме исследования

Дмитриев В.С.

5

14.02.2023

Написание теоретической части исследования.

Дмитриев В.С.

6

05.03.2023

Работа над выводами теоретической части

Дмитриев В.С.

7

16.07.2023

Проведение практического исследования (эксперимента)

Дмитриев В.С.

8

18.08.2023

Работа с материалами эксперимента

Дмитриев В.С.

9

25.08.2023

Написание экспериментально- практической части

Дмитриев В.С.

10

10.09.2023

Подготовка схем, рисунков, иллюстраций исследования

Дмитриев В.С.

11

15.09.2023

Дополнение и обобщение основной части

Дмитриев В.С.

12

18.09.2023

Обработка экспериментально- практической части

Дмитриев В.С.

13

20.09.2023

Проверка, дополнение, обобщение практической части

Дмитриев В.С.

14

20.09.2023

Проверка общего содержания, достоверности приведенных фактов в исследовательской работе.

Дмитриев В.С.

15

21.09.2023

Написание вывода

Дмитриев В.С.

16

22.09.2023

Систематизация литературы

Дмитриев В.С.

17

23.09.2023

Подготовка к защите проекта

Дмитриев В.С.

Просмотров работы: 4