Введение
Актуальность работы. 2024 год объявлен нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным - годом семьи Семья - это первое и самое важное окружение, в котором человек растет и развивается.
А много ли мы знаем о своей семье? Мой род, родовое древо, информация о предках, происхождение фамилии, профессии предков…
Согласитесь, сегодня далеко не каждый знает имена своих прадедушек и прабабушек, не говоря уже о том, чем они занимались, как жили, какой вклад привнеси.
Ещё великий русский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Считаю, что каждый человек должен знать свои корни: кто он, откуда он, кто его предки, чем они занимались, почему он живет именно на этой земле. Знание родословной помогает проанализировать традиции народа, установить связь поколений во времени. А уже с помощью традиций народа сохраняется его культура и история.
Человеческая история складывается из тысячи таких судеб. У каждого она своя, особенная, но отличительная и яркая. В каждой судьбе есть что-то интересное, не только для семьи, но и для всех нас. Это и есть наша общая история, которую мы пишем сами.
Проблема:
Пройдет время и память о моей семье и прадедах исчезнет…
Это плохо! Еще обиднее будет для меня, что мои дети ничего не будут знать о своих предках. Возник вопрос, что делать?
Решение есть! Нужно собрать материал о своей родословной. Но с чего начать?
Начну с профессии! Мне интересно, какой вклад привнесли мои предки в историю моей Родины.
Мир профессий разнообразен. Каждая профессия по- своему трудна и интересна, важна и необходима. Одной из первых профессий, с которой встречается маленький человек - это учитель. Учитель - это очень важная и благородная профессия, потому что каждый учитель, который любит свою работу всю душу и сердце отдает детям. Для моей семьи это не просто профессия - это дело всей жизни! Потому что моя семья - это династия учителей. Это значит, что в каждом поколении у нас есть учителя.
Мои прабабушки, Богомолова Валентина Петровна и Крючкова Людмила Ивановна, а так же прадедушка Крючков Владимир Алексеевич - учителя русского языка и литературы в первом поколении, во втором поколении – дочь моей прабабушки – Богомолова Елена Валентиновна – учитель русского языка и литературы, а в третьем поколении моя мама – Гайдомак (Крючкова) Юлия Михайловна, учитель иностранного языка.
Поэтому эту исследовательскую работу я посвятил изучению нашей педагогической династии, семьи Богомоловых-Крючковых, чей опыт передаётся из поколения в поколение.
Объектом данной исследовательской работы является педагогическая династия моей семьи.
Предмет исследования: изучение родовой династии педагогического пути и творческих достижений моих предков.
Цель работы: собрать материал об учительской династии моей семьи, изучить педагогический путь и творческие достижения.
Задачи:
Уточнить понятие «учительские династии»;
Выявить отношение учеников школы к учительскому труду;
Узнать родовые педагогические династии нашей семьи;
Изучить педагогический путь и творческие достижения предков.
Собранный материал передать в музей школы и Коченёвский краеведческий музей. Материалы выставить на сайт школы, для ознакомления с учительской династией семьи. В рамках информационного проекта «Семейная стенгазета», районной газеты «Коченёвские вести» поучаствовать с работой в конкурсе «Моя семья- моя гордость!»
Методы исследования: использовал фото, газеты и документы из семейных архивов; рассказы моих родственников; опрос одноклассников.
Гипотеза моей работы заключается в том, что каждый человек должен знать историю своей семьи, поддерживать семейные традиции, все это делает семьи крепче, дружнее и, конечно же, передается потомкам.
Учительские династии
Что же такое династия? Династия, ряд монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования. В переносном смысле – ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции.
Династии учителей – особая, важная, востребованная тема. Это непросто выбор профессии – учитель, а внутренняя потребность, передавать из поколения в поколение накопленный профессиональный опыт.
Наша учительская династия Богомоловых – Крючковых. Мои прабабушки, Богомолова Валентина Петровна и Крючкова Людмила Ивановна, а так же прадедушка Крючков Владимир Алексеевич - учителя русского языка и литературы в первом поколении, во втором поколении – дочь моей прабабушки – Богомолова Елена Валентиновна – учитель русского языка и литературы, а в третьем поколении моя мама – Гайдомак (Крючкова) Юлия Михайловна, учитель иностранного языка
Наша учительская династия берет свои истоки в далеком 1960 году, насчитывает три поколения, общий педагогический стаж более 100 лет.
В чём сила педагогических династий? Я думаю, что традиции семьи, связанных не только нравственными, но и кровными родственными узами, позволяют хранить и передавать мастерство, умение работать с учениками, воспитывать их к добру, трудолюбию, патриотизму, гражданскому долгу.
2. Педагогическая династия нашей семьи.
Прежде чем рассказывать о своей семье учителей, я решил опросить своих одноклассников, чтобы узнать их отношение к профессии - учитель. Ребятам было предложено три вопроса:
⁃ Есть ли в вашей семье учителя?
⁃ Хотели бы вы стать учителем?
⁃ Каким должен быть учитель?
В опросе приняли участие 30 человек.Из опроса мне стало понятно: что только у нескольких ребят в семье тоже есть учителя; что очень мало одноклассников хотят в будущем стать учителями; все ребята, почти единогласно, отметили, что учитель должен быть умным и добрым! Я надеюсь, что моя работа «Учительская династия моей семьи» вызовет интерес и уважение к этой благородной профессии.
У истока педагогической династии находится моя прабабушка, Богомолова Валентина Петровна. Она родилась 21 сентября 1937 года. Сначала она работала в районной библиотеке, в шестидесятых годах прошлого века возглавляла школьный отдел райкома ВЛКСМ, избиралась первым секретарем РК ВЛКСМ, участвовала в работе XIV съезда комсомола. Заочно получила высшее образование и 35 лет проработала в Коченевской школе № 13 учителем русского языка и литературы. В этой школе учусь и я.
Мы часто бываем у прабабушки, вместе собираемся на праздники. Мама говорит, что это наша семейная традиция уже много-много лет. Я люблю рассматривать прабабушкин альбом с пожелтевшими фотографиями. На первых страничках альбома красивая, молодая баба Валюшка, как мы все её называем. Не одна, а с родителями, с братьями и сёстрами, которых у нее очень много. И про каждого всегда рассказывала, как зовут, где жил, учился, работал. Как вообще жили и справлялись в нелегкие для всех времена.
Вот уже бабушка с книжками в руках на фоне огромных книжных стеллажей. На одном из фото всем теперь уже известный космонавт – Герман Титов! Прабабушка работала в библиотеке, а Герман Титов, учился летать в Коченевском небе. Он с друзьями был активным читателем. Они очень любили журнал «Техника молодежи». Споры и обсуждения проходили прямо в библиотеке.
Больше всего нас привлекало большое фото с огромным количеством людей в красивом зале, бабушка была первым секретарем РК ВЛКСМ и участвовала в работе XIV съезда комсомола.
Т ам-то и встретилась Валентина Петровна уже с космонавтом Г.С. Титовым в 1962 году в г. Москве.
Мы не могли поверить, что это правда. “Настоящие космонавты? Правда?! Точно, похожи.”
Основную часть альбома занимают фотографии с детьми и коллегами школы №13. Сорок лет работы учителем русского языка и литературы. Бабушка помнит учеников, какие классы это были, чем запомнились ребята, чем занимались. Какая же интересная школьная жизнь была у детей и учителей! Коллеги у бабушки очень креативные, весёлые, щедрые на выдумки. Постоянно придумывали и организовывали различные поэтические вечера, сценки, конкурсы. Даже альбом, который мы смотрим, оформлен коллегами, а в конце альбома хранятся кленовые листочки, вырезанные из бумаги, с отзывами о бабушке как учителе от выпускников разных лет. C коллегами и учениками бабушки знакомы и мы, ведь они навещают друг друга и собираются вместе по праздникам. Бабушка и сейчас не теряет оптимизма и креатива, придумывает оригинальные поздравления, чтобы созвониться с одноклассниками и коллегами, поздравить их.
Вот уже на фото бабушка с дедушкой. Валентин и Валентина, которые счастливы в браке и воспитывают двух прекрасных дочерей. Дальше на фото, конечно же, внуки. Моя мама! Маленькие, весёлые, озорные….
Я смотрю тот самый альбом с кленовыми листочками и думаю, какая же легендарная, уникальная у нас прабабушка, с неповторимой, интересной судьбой. Мы гордимся, что у нас не прервалась связь поколений, и мы можем слушать бесконечно эти интереснейшие истории из первых уст.
Людмила Ивановна и Владимир Алексеевич были педагогами. Это мои прабабушка и прадедушка по линии дедушки. Пройден был большой путь, накоплен большой опыт.
Как складывалась их судьба, что там, за наработанным педагогическим стажем, чем духовно наполнены их сердца?
Людмила Ивановна Крючкова
Урок русского языка. Светлый уютный класс. Любопытные глаза детей. Людмила Ивановна проводит словарно-орфографический диктант. Улыбка не сходит с её уст и глаза светятся так, что от этого доброго взгляда становится теплей на душе. Такие воспоминания моей мамы о своей бабушке.
Д етство Людмилы Ивановны проходило на берегу Волги. Росла она в окружении мальчишек, была заводилой среди сверстников. А выбрала профессию учителя. Успешно окончив школу, поступила в Саратовский государственный педагогический институт, на филологический факультет. Институт тоже окончила успешно.
Свою педагогическую деятельность начала в селе Антоновке нашего района и продолжила её в Коченевской средней школе № 1. Постепенно приобретала опыт, которым успешно делилась с коллегами. Более 15 лет руководила методическим объединением учителей русского языка и литературы района. Труд её высоко оценен. Она награждена значком «Отличник просвещения Российской Федерации», многими почетными грамотами, ей присвоена высшая к валификационная категория.
Владимир Алексеевич Крючков
Далекие сороковые годы. Саратовская область, деревня Михайловка. Здесь, в семье хлебороба Алексея Тимофеевича Крючкова росли трое парней. Младший из них, Владимир, рос любознательным, смышленым ребенком. В Михайловке средней школы не было, только начальная. Но ему очень хотелось учиться. Он одним из первых подростков села получил среднее образование. В это время старшего брата призвали в армию, и моему прадедушке пришлось работать, чтобы помогать семье. Два года учительствовал в своей родной школе, а вскоре надел солдатскую форму и Владимир Алексеевич. Служить довелось в Германии. Ещё в школе он показал себя способным организатором: был вожатым в младших классах, секретарем школьной комсомольской организации. Эти способности были замечены, и его избирают секретарем комсомольской организации воинской части.
Во время службы окончил подготовительные курсы для поступающих в педагогический институт. Затем успешно сдал вступительные экзамены и в 1964 году был зачислен на первый курс филологического факультета Саратовского педагогического института.
И здесь ему довелось заниматься общественной работой: был избран секретарем комсомольского бюро факультета.
…Направление оказалось неожиданным. Впереди незнакомая и таинственная Сибирь. Конечный пункт – село Антоновка Коченевского района. Распаковал свой нехитрый багаж и приступил к исполнению обязанностей директора. Чуть позже его пригласили на должность инспектора отдела образования.
Молодому энергичному педагогу по силам было многое. Владимира Алексеевича сразу же избрали на селе секретарем комсомольской организации, потом членом бюро Коченевского райкома комсомола.
Свободного времени почти не оставалось. Но он находил минуты для размышлений о своей жизни, о малой родине, об институтский друзьях и все чаще останавливал свое внимание на образе белокурой студентки, которая училась курсом младше него.
Рискнул написать Людмиле Ивановне письмо: так, мол, и так, предлагаю руку и сердце. Ответа ждал долго, волновался и уже потерял надежду. И вот пришло письмо, в котором его избранница ответила согласием и готовностью последовать в далекую Сибирь. Закончив учебный год, поехал на родину. Саратов, родные вузовские пенаты и желанная встреча. Недолгое совместное путешествие на теплоходе по Волге. На родной пристани пришлось сойти одному. Невеста настояла «Засылай сватов».
Свадьбу справляли дважды: на берегах Волги и в сибирской Антоновке. Комнатка для двоих оказалась очень тесной, и молодожены сняли квартиру у Кильевой П. П.. Здесь родился мой дедушка Миша.
Вскоре судьба резко изменилась. Они переехали из Антоновки в Коченево. Людмила Ивановна по-прежнему преподавала русский язык и литературу. А Владимира Алексеевича судьба увела надолго из школы. Работал инспектором отдела образования, в отделе пропаганды и агитации райкома партии, заведующим районо. В Коченево родился второй сын, Алексей.
И всё-таки вернулся в школу. Эта профессия привязывает человека навсегда. Так и случилось с моим прадедушкой. Перед пенсией он снова вошел в класс как учитель русского языка. Супруги Крючковы, приходя из школы домой, как обычно, тщательно готовились к урокам, проверяли диктанты. Всегда радовались успехам своих учеников и огорчались их неудачам. Они никогда не жалели о том, что стали сибиряками.
Время пролетело незаметно. Прадедушки не стало в 2010 году, а прабабушки в 2018, но память о них хранится всегда в нашей семье.
Кто выбирает жизненные дороги? Мы сами или что-то есть такое, что в одной семье заставляет выбирать профессию учителя. Нет, учитель – это не профессия, учитель – это призвание.
П едагогом стала Богомолова Елена Валентиновна. Она с детства мечтала стать учителем русского языка, «быть такой, как мама». Она учила своих маленьких подружек на улице, играла «в школу». Закончив Коченевскую среднюю школу № 1, поступила учиться в Новосибирский педагогический институт на филологический факультет, закончила его и пришла работать в родную школу учителем русского языка и литературы. Так, детские мечты обрели новый смысл – мечта стала профессией. Елена Валентиновна учит детей великому и прекрасному русскому языку. Она знающий, умный и толковый педагог. Про таких говорят: «Учитель от Бога». Елена Валентиновна приняла эстафету от тех, кто закладывал основу образования в районе. Так, как это делали и Валентина Петровна Богомолова, и Людмила Ивановна и Владимир Алексеевич Крючковы.
Имея две бабушки, дедушку и тётю в учителях, кем могла стать моя мама? Конечно же, учителем. Правда не русского языка и литературы, а учителем иностранного языка.
Г айдомак (Крючкова) Юлия Михайловна
В 2009 году окончила Коченевскую школу № 1 и поступила в Тобольскую Государственную Социально – Педагогическую Академию им. Д.И. Менделеева. Успешно закончив её в 2014 году и пройдя стажировку в Великобритании, устроилась работать в центр изучения английского языка «Intercom» в городе Тобольске. В 2015 году появился я и после декретного отпуска, с 2018 года мама вернулась в родные края и работала учителем в школе. С 2019 преподает английский язык в студии «Don’t give up!». По сей день Юлия Михайловна продолжает принимать участие в научно практических конференциях, а так же участвует в конкурсах со мной и своими учениками. В 2024 году награждена золотой медалью «Европейское качество» Международной ассоциации ученых, преподавателей и специалистов.
Время неумолимо. Я знаю своих родных, которых уже нет лишь по фотографиям и рассказам прабабушки, которая тоже стала очень старенькой, ей 87 лет.
В 2022-23 годах я много путешествовал с мамой. Я был на Алтае, в древней столице Сибири – Тобольске, забрался на гору Эльбрус, был в Санкт-Петербурге и близлежащих городах. Я люблю заниматься программированием и вокалом, играю в шахматы и люблю английский язык. Я люблю делать проекты. Мы с моим учителем, Еленой Анатольевной принимали участие в научно-практической конференции в Сочи с работой «Глобус – модель Земли» и стали победителями. Принимали участие в конкурсе «Герои Великой Победы» и вышли в финал. Пока что я не задумывался о выборе профессии учитель, но всё может измениться. Кто знает, может быть, я или мои дети продолжат эту славную династию.
Заключение
В процессе своего исследования я собрал интересный материал для работы «Педагогическая династия моей семьи». В нашей семье присутствует любовь к истории и прошлому. Родители собирают и хранят документы и фотографии родственников. Мне было не сложно найти эту информацию о моих предках. Когда возникли сложности, то мама помогла мне, сходила со мною в архив, в музей. В процессе работы мы нашли новую информацию о наших предках, которую приобщили к родословной.
Изучив только небольшую веточку нашего древа, понял, что необходимо знать историю своей династии. Поставленная цель выполнена, при решении соответствующих задач в работе. Выяснил понятие «Династии», отношение учеников нашей школы к учительской работе и собрал большой материал о нашей педагогической династии, передал собранный материал в школьный музей и Краеведческий музей района. Материал представлен на сайте школе и опубликован в районной газете «Коченёвские вести».
Горжусь, что история школы связана с нашей семьей. Мне хочется верить, что собранный мною материал о династии учителей семьи Богомоловых – Крючковых, деятельность, которых связана со школами Коченёвского района будет полезной и интересной для нашего поколения. Постарался показать уникальность своей семьи, рассказать о удивительном педагогическом опыте. Мне очень важно было проследить их биографии. Работая над семейными архивами, беседуя с прабабушкой, бабушкой, обрабатывая материалы, я понял, какими замечательными людьми были мои предки. Наша семья бережно хранит светлую память о них. Я очень горжусь ими.
Молодое поколение нашей семьи подрастает и задумывается о будущем. Я надеюсь, что таких семей в нашей династии будет все больше и больше и не прервётся связь поколений.
Приложение 1
Награды учителей моей семьи.
Богомолова Валентина Петровна
Крючков Владимир Алексеевич
Крючкова Людмила Ивановна
Богомолова Елена Валентиновна
Гайдомак (Крючкова) Юлия Михайловна