Введение
15 октября ООН объявила Всемирным днем мытья рук. Специалисты неоднократно говорили, что привычка мыть руки, которая является очень простой, может уберечь от смерти тысячи детских жизней ежедневно. Особенно высока смертность «из-за грязных рук» в Азии и Африке. Ежедневно от «болезней грязных рук» умирают 5 тысяч детей. Часть этих смертей можно было не допустить, если бы люди мыли руки. Именно поэтому ООН призвала выделить один день в году, чтобы обратить внимание на необходимость приучить детей к этой простой процедуре.
В нашей школе есть все условия для того, чтобы мы могли мыть руки. Учитель в столовой всегда напоминает ребятам о том, что необходимо помыть руки перед едой. И многие дети делают это почти беспрекословно. Но если учителя рядом нет, большинство ребят безразлично пробегают мимо умывальника, не моют руки перед едой. Может, в этом и нет необходимости? Меня заинтересовал вопрос: «А зачем нужно мыть руки?»
Цель исследования: выяснение значения гигиены рук для здоровья человека.
Задачи:
1.Изучить научную литературу и статьи в интернете о бактериях, которые живут на наших руках, о влиянии их на здоровье человека.
2.Провести опрос учащихся, узнать, что они знают о гигиене рук
3. Опытным путём проверить, действительно ли на чистых руках микробов меньше, чем на грязных.
4.Создать видеоролик о важности мытья рук для учеников начальной школы.
Гипотеза: качественное мытьё рук с мылом - первая защита от многих болезней.
Методы исследования:
- анкетирование;
- изучение литературы по теме работы;
- проведение опытов; наблюдение.
Практическая значимость: в результате проведённого исследования я буду знать, что нужно делать, чтобы бактерии на руках не размножались и не попадали в организм человека.
Предмет исследования: культурно- гигиенические навыки.
Объект исследования: руки.
Глава 1
Я решила начать свою работу с изучения литературы.
Для этого использовала разные источники информации. Сначала узнала, что такое гигиена, личная гигиена, бактерии, как и отчего необходимо защищать организм человека.
Гигиена – это наука о здоровье. Само слово в переводе с греческого означает «здоровый». Она изучает, как природа, условия жизни, труда влияют на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни. [1, 42]
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста. Эти правила помогают человеку оставаться здоровым.
Инфекция – микробы, вызывающие болезни и порчу пищевых продуктов. [2,54]
1.2. Бактерии – это одноклеточные организмы, невидимые простым глазом, образующие особое царство живой природы. Очень простые и примитивные, они могут выполнять важнейшие функции, свойственные живым существам: питаться и воспроизводить себе подобных. Многие из них похожи на одноклеточные растения, грибы или животных, но отличаются малыми размерами и очень простым строением. Многие ученые считают, что бактерии были первыми живыми существами на Земле. Бактерии окружают нас всюду, они есть в воздухе, в почве, в воде. Многие из них нужны и полезны человеку. Но существуют бактерии, которые вызывают болезни человека. Учёные открыли царство бактерий при помощи микроскопа, который сильно увеличивал рассматриваемый объект.
Бактерии различаются между собой размерами, развитием, строением, условиями размножения и жизнедеятельности. Они могут иметь округлую форму - это бактерии кокки (стрептококк, менингококк, пневмококк), удлиненную форму- это бациллы, цилиндрическую форму (сибирская язва), спиралевидную форму (спирилла). [3, 70]
1.3. Болезни «грязных рук»
В 19 веке люди открыли бактерии, которые вызывают инфекционные заболевания. Грязными руками можно занести в рот бактерию брюшного тифа, дизентерии, холеры или сальмонелл. Их так и называют в народе – «болезни грязных рук».
Болезнетворные бактерии прекрасно живут на дверных ручках, смартфонах, поручнях в транспорте, денежных купюрах, клавиатуре компьютера. Существует более 30 опасных для здоровья инфекций, которые известны медицине. Врачи утверждают, что основной причиной заражения является несоблюдение личной гигиены. Особенно легко заражаются такими инфекциями маленькие дети и пожилые люди. Маленькое количество болезнетворных бактерий может вызвать у них тяжелое заболевание желудочно-кишечного тракта, поразить нервную и сердечно-сосудистую системы, печень, селезенку и другие органы. [5.54]
Энтеробиоз -это инфекционное заболевание, вызываемое паразитическими червями (гельминтами) – острицами. Первичное заражение происходит через грязные руки. Дети составляют основную группу, которая заражается энтеробиозом, из-за привычки брать в рот пальцы и грызть ногти. [7]
Гепатит А – вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания, водой, предметами обихода. Возбудитель – кишечная палочка. Через кровь она попадает в печень и поражает ее. [8]
Дизентерия –инфекционное заболевание человека, которое поражает толстый кишечник. Из-за несоблюдения правил личной гигиены дизентерийная палочка попадает в организм человека и вызывает это заболевание.
Сальмонеллез – острая кишечная инфекция, вызываемая бактериями сальмонеллами. Источник инфекции – больные животные, иногда человек. Заражение возможно лишь при попадании бактерии в пищеварительную систему человека через рот. [3,52] Сальмонеллы хорошо сохраняются и долго живут в окружающей среде. Они не боятся холода, но мгновенно погибают при кипячении.
ОРВИ, грипп, Covid –эти заболевания распространяются воздушно-капельным путем, но риск заражения через грязные руки очень серьезен
1.4. Средство защиты от бактерий.
Специалисты нашли средства, которые защищают людей от «болезней грязных рук». Они изобрели медицинские препараты, которые лечат эти болезни. Однако самым эффективным средством, которое помогает избежать инфекции и защитить организм человека, является мытье рук с мылом. Мыло – это моющее средство на основе жировых и щелочных компонентов, которое растворяется в воде. Мыло, вступая в реакцию с водой, смывает с рук человека 90 процентов всех бактерий. Это самый надежный и дешевый способ предотвратить «болезни грязных рук».
Глава 2
2.1 Я провела анкетирование среди учащихся 2-4 классов нашей школы. (Приложение 1)
Я выяснила, что большинство ребят знают о том, что мыть руки необходимо, знают, когда следует мыть руки, но не всегда их моют. Многие знакомы с последствиями невымытых рук для своего здоровья, но в нашей школьной столовой я заметила, что ребята не всегда моют руки, а делают это, когда их об этом просят учителя.
2.2 Я решила проверить, верно ли то, что на руках человека скапливаются бактерии и, что после мыла их на руках не остается. Для эксперимента я взяла 5 кусков хлеба, которые в разных условиях поместила в индивидуальные пакеты. (Приложение 2)
Кусок № 1 переложила в пакет без соприкосновения с руками.
Кусок № 2 вместе с одноклассниками потрогали грязными руками, положила в пакет.
Кусок № 3 мы потерли о дверную ручку и поместили в пакет.
Кусок № 4 взяла только что помытыми с мылом руками, положила в пакет.
Кусок № 5 был взят руками, обработанными антисептическим средством
Все образцы поместила в одинаковые условия 15.02.2024 г. Пакеты никто не вскрывал, не перекладывал, все образцы лежали на одной плоскости.
Первые 7 дней с хлебом ничего не происходило.
Через 10 дней картина изменилась (Приложение 3):
образец № 1 (хлеб, к которому руками не прикасались) остался без изменений;
на образце № 2 (хлеб, переложенный грязными руками) образовались бляшки серо-зеленого цвета, и появилась плесень в виде чёрного пушка.
на образце № 3 (хлеб после дверной ручки) образовалось несколько бляшек и несколько маленьких локаций плесени;
образец № 4 (хлеб, переложенный вымытыми с мылом руками) остался чистым;
на образце № 5 (хлеб, переложенный обработанными антисептиком руками) появились малозаметные изменения серого цвета.
Еще через 5 дней (1 марта) на кусках №2,3 бляшки и пятна плесени сильно увеличились, на куске № 5 тоже появились маленькие пятна, на образцах №1 и 4 появились небольшие изменения белого цвета.
Из литературы и статей в интернете я узнала, что при касании руками любой поверхности, на кожу переносятся многочисленные микроорганизмы. Хлеб - отличная пища для них. Попав в такую среду, бактерии размножались в течение нескольких дней и образовали бляшки разного размера, видимые глазом. Эти бляшки - колонии самых настоящих бактерий! Вместе с бактериями на хлебе выросла плесень, так как ее споры есть вокруг нас в воздухе.
Я обратила внимание, что многие ученики начальной школы перед едой вместо мытья рук с мылом обрабатывают их антисептиком, потому что уверены, что он лучше убивает микробы. Благодаря опыту, я доказала, что это не так. Лучшее средство от микробов - это мыло!
2.3 Чтобы подтвердить свою гипотезу, я решила обратиться к специалистам, которые работают в бактериологической лаборатории в Снежногорске. 9 сентября фельдшер-лаборант предложила мне сделать бактериологические анализы.
Первый анализ смывов с рук с помощью SDS-бульона на выявление бактерий группы кишечной палочки. (Приложение 4) Мне объяснили, что SDS-бульон- это то готовая питательная среда, которую используют для выращивания бактерий группы кишечной палочки. Бактерии группы кишечной палочки- это большая группа бактерий, объединяющая около 100 видов. Основное место их обитания-кишечник млекопитающих, вода, почва и др. Если у человека понижен иммунитет, то бактерии группы кишечных палочек могут представлять опасность для здоровья.
Для проведения анализа лаборант несколько раз стерильным ватным тампоном на длинной палочке провела по моим ладоням, между пальцами, под ногтями. Руки у меня были грязными, потому что пока я добиралась до лаборатории, я держалась за поручни в автобусе, открывала двери, когда спускалась по лестнице в подъезде, держалась за перила и т.д. Второй смыв был взят после того, как я хорошенько помыла руки с мылом. Образцы биоматериала поместили в пробирки с SDS-бульоном зелёного цвета. Пробирки поместили в термостат, где они находились несколько дней при температуре 37 градусов. Через 3 дня SDS-бульон в пробирке с биоматериалом, который был взят с грязных рук, поменял цвет. Это значит, что в нем присутствуют бактерии группы кишечной палочки. При процессе жизнедеятельности кишечная палочка образует кислоту, поэтому бульон меняет цвет. В пробирке со смывом с чистых рук цвет SDS-бульона не изменился.
Я обратила внимание, что бактерии кишечной палочки живут в воде, и руки мы моем водой. Получается, эта процедура не всегда может защитить от вредных бактерий? С этим вопросом я обратилась к фельдшеру-лаборанту Наумовой Наталье Викторовне. Она объяснила мне, что нужно мыть руки с мылом, потому что оно помогает смыть и уничтожат большинство болезнетворных бактерий. Тогда кишечная палочка, которая может оказаться в воде, не будет опасной.
Второй анализ был проведен на ГРМ - агаре. ГРМ-агар- это питательная среда для выращивания микроорганизмов. В одной ёмкости я потрогала агар немытыми руками, в другой после мытья. Обе емкости поместили в термостат с температурой 37 градусов, такая температура более благоприятна для размножения микробов. Через 1 день в емкости «До мытья рук» появились небольшие бляшки, ещё через 2 дня они заметно увеличились. В чаше «После мытья» изменений не было. Этот анализ очень похож на мой опыт с хлебом. Попав в питательную среду, бактерии стали размножаться, поэтому образовались бляшки.
Использование результатов
Проведя исследования, я решила создать видеоролик «Сказка о микробе», в котором рассказала, как микробы попадают в наш организм, как правильно мыть руки, чтобы защитить себя от инфекционных болезней. (Приложение 6) Я показала его ребятам начальной школы. Этот ролик могут использовать учителя начальных классов в своей работе, чтобы приучить ребят регулярно и правильно мыть руки. В создании ролика мне помогали мои одноклассники Евгения Депершмидт и Анисимов Егор.
Заключение
После проведения своего исследования я сделала вывод, что часто руки только кажутся чистыми, а на самом деле на них может находиться громадное количество бактерий, в том числе болезнетворных, от которых желательно избавляться при помощи воды и мыла.
«Болезни грязных рук» у детей являются одной из важных проблем педиатрии. В мире ежегодно болеют ими более 1 млрд. человек, из которых 65—70% составляют дети.
Моя гипотеза- качественное мытье рук с мылом – первая защита от многих болезней- подтвердилась.
Ученики начальной школы еще раз убедились, почему важно мыть руки с мылом. Эта полезная привычка особенно актуальна сейчас, когда легко заразиться, например, гриппом или вирусом Covid. А так как мы живем на Севере, иммунитет наш чаще всего и так ослаблен. Нам особенно необходимо заботиться о своём здоровье.
Список литературы
1. Большая книга знаний; под ред. В. Бологовой.- М.: Махаон, 2010. – с.360
2. Большая энциклопедия школьника; под ред. Э.Горелик.- М.: Махаон 1999.- с.108- 109
3. Краткая медицинская энциклопедия; под ред. академика РАМН В.И.Покровского.- М.: НПО Премьера, 1999. -с. 6, 105, 215, .285, 323, 327, 415
4. Происхождение жизни на земле. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2006. - с.15
5. Хочешь знать почему. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2008. - с.98
6. Что такое кто такой. Энциклопедия; сост. В. С.Шергин.- М.: АСТ, 2004. - с.342
7. Электронный ресурс «http://www.7ya.ru/article/Bolezn-gryaznyh-ruk/»
8.Электронный ресурс «http://www.zoj.kz/rubriki/doctornature/225-gepatit-a-bolezn-gryaznyx-ruk.html»
9.Электронный ресурс «http://www.kiz.ru/content/health/bolezni_grjaznykh_ruk.html»
10. Электронный ресурс «http://www.nnmama.ru/content/health/profilaxix/dizenteriya/»
11. Электронный ресурс « http://www.infomed.ru/articles/2004/05/25/oki.xml»
Приложение 1
Вопросы анкеты:
1. Знаешь ли ты о том, что руки необходимо мыть?
2. Знаешь ли ты, когда нужно мыть руки?
3. Знаешь ли ты, к каким последствиям для твоего здоровья, могут привести
невымытые руки?
4. Выбери вариант ответа:
перед едой мою руки всегда с мылом;
перед едой мою руки тёплой водой;
иногда забываю мыть руки;
мою руки тогда, когда мне об этом напоминают;
не мою руки.
Результаты оказались следующими:
Знают о том, что руки необходимо мыть – 36 человек
Не знают – 0 человек.
На вопрос о том, знаешь ли ты, когда нужно мыть руки: да – 36 человека, нет – 0 человек.
На вопрос о том, к каким последствиям для твоего здоровья могут привести невымытые руки, ребята ответили так: знают – 35 человек, не знает – 1 человек.
Отвечая на 4 вопрос, ребята выбрали следующие варианты ответов:
- перед едой моют руки всегда с мылом –30 человека;
- иногда забывают мыть руки – 20 человек;
-моют руки тогда, когда об этом напоминают –5 человек;
- не моют руки – 3 человека.
Приложение 2
15.02.24
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Сказка о микробе
Однажды в одной школе на дверную ручку кабинета, в котором учился 3 класс, поселился микроб Грязныш. Сидел он на ручке, сидел, стало ему скучно. Он решил отправиться в путешествие. В этот момент ученик 3 класса, Федя, открыл дверь, он торопился в столовую. Грязныш, не раздумывая, сел на правую руку мальчика. В столовой Федя не помыл руки, он же очень торопился. А рукой с Грязнышом он взял хлеб и съел его. Грязныш попал в рот и начал быстро-быстро пробираться в желудок. Там ему было очень тепло и уютно, но одиноко. И начал Грязныш воспроизводить себе подобных, чего ему одному грустить. А у Феди заболел живот. Все его одноклассники после уроков отправились гулять, а мальчик грустный пошел домой. К вечеру у него поднялась температура, мама вызвала врача. Врач выписал таблетки. А микробы их ужасно боятся. Федя выпил таблетки, стали микробы таять и скоро исчезли совсем. А Федя снова стал весёлым и здоровым. С тех пор он всегда мыл руки с мылом перед едой. И вы, ребята, берегитесь Грязныша! Не забывайте мыть руки!