Введение
«Самое прекрасное, что мы можем испытать, — это ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и науки».
Альберт Эйнштейн
В младшем возрасте я очень любил играть и лепить в песочнице. К сожалению, мои подделки долго не сохранялись. В более старшем возрасте задумался из какого же материала можно слепить, чтобы подделки радовали меня долго. Так заинтересовался глиной. Решил подробно изучить природу происхождения и ее свойства. Глина в переводе от греческого языка означает грязь. Большая часть глины образуется в результате разрушения горных пород под воздействием солнца, ветра и воды. Известно, что вода проникает во все трещины и углубления горной породы. Ночью при снижении температуры ниже нуля вода в трещинах превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9%. Дальше раздвигается стенка трещин, происходит расширение и углубление их. Разросшаяся трещина отделяется от основного массива горной породы. Соответственно чем больше в породе пор, способных заполняться водой, тем быстрее она разрушается. В результате появляется мелкозернистая пыль, глина. Так и появилась идея моей исследовательской работы, и я выдвинул гипотезу:« Предположим, что для производства разных изделий используются различные виды глины»
Я решил углубленно изучить состав глины и с этой целью посетил Минералогический музей Российской Академии Наук имени Александра Евгеньевича Ферсмана. В минералогическом музее я увидел особенную жизнь минералов. Оказывается в процессе переноса глины водой, с одной стороны, она сортируется, но с другой стороны, к ней примешиваются по пути минералы в виде кальция, магния и талька. В зависимости от содержания этих минералов глина бывает красной, зеленой, голубой, белой, желтой, серой и черной. Ознакомившись здесь со свойствами глины, для своей проектной работы приобрел порошкообразную и вакуумированную глину для лепки. Сравнительная характеристика пластических свойств используемых мною глин представлена в моей проектной работе.
Цель исследовательской работы: Изучить и сравнить пластичность порошкообразной и вакуумированной глины для лепки.
Методы исследования: эксперимент, сравнение и анализ
Объект исследования: различные виды глины
Задачи:
Изучить влияние воды и воздуха на свойства порошкообразной и вакуумированной глины для лепки в рамках эксперимента
Сравнить пластичные свойства порошкообразной и вакуумированной глины для лепки
Ознакомиться с гончарным кругом, слепить в условиях гончарной студии глиняное изделие
Ознакомить одноклассников результатами проделанной своей работы
Этапы исследовательской работы
Изучение литературных источников о свойствах глины
Экспериментальная часть: заготовка сырья, сушка глиняного изделия в домашних условиях
Сравнение пластических свойств порошкообразной и вакуумированной глины
Знакомство с гончарным ремеслом в гончарной мастерской
Ознакомление одноклассников со свойствами глины с использованием литературных и практических навыков с последующей демонстрацией своего глиняного изделия в классе 4 F
1.История возникновения глины
Часто глину можно найти на дне озер и на долине рек. Смешиваясь с водой глина превращается в вязкое тесто. В первобытном обществе человек совершенно случайно обнаружил, что глина под действием тепла становится прочной как камень. Так наступил новый этап развития человечества, использование глины в производстве изделий быта, в оформлении жилья.Люди быстро осознали практичность глины. После изобретения гончарного круга и способов обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных гончаров начал превращаться в изысканные изделия. В России гончарное искусство возникло еще до появления письменности. Мастера делали различные изделия из глины: блюда, горшочки, вазы, кувшины, игрушки для детей. Есть даже бусы из глины. Гончарное мастерство в наше время одно из самых интересных, нужных профессий. В ежедневной работе художественные студии формируют свой стиль, прославляя нашу страну за рубежом. Знамениты на весь мир: Дымковская игрушка как символ Кировской области, Гжель – традиционный, особый вид росписи по керамике. Кстати, слово «гжель» произошло от глагола «жечь». Интересно, что Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы и славилась месторождениями глины. Известными месторождениями глины в России являются: Латненское месторождение (Воронежская область), Трошковское месторождение огнеупорных глин (Иркутская область), Новоорское месторождение (Оренбургская область), Кыштымское месторождение «Журавлиный Лог», Еленинское месторождение (Челябинская область).
2.Выбор и подготовка сырья
Почему в качестве сырья выбрал глину?
Хорошо известно, как вода быстро впитывается в песок. А вот глина практически не пропускает воду. Дело в том, что песок представляет собой относительно крупные частицы размером от 0,1 до 3мм. Из -за своей величины они не могут плотно прилегать друг другу, между ними остаются пустоты. По ним вода быстро просачивается вглубь. Мелкие же частицы глины, размеры которых менее 0,01мм, или пылеватые ( размером от 0,01 до 0,1мм) плотно «упакованы» и прилегают друг к другу. Поэтому чистая глина не пропускает воду. С этой целью я использовал порошкообразную глину. Вакуумированная глина представляет собой готовую массу, по консистенции напоминает тесто для лепки. Чтобы получить вакуумированную глину, в производстве специально насосом высасывают воздух из глины, она становится более прессованной. Значит меньше пор между частичками.
3. Практическая часть: Сравнительный анализ пластических свойств используемых глин.
Чтобы размочить порошкообразную, сухую глину использовал емкость и 150мл воды (Приложение 1)
Наблюдаемые изменения: получилась вязкая масса, неоднородная за счет больших кусочков.
Дальше слепил форму в виде трубочки. Трубочка получилась неравномерной, сложно было придать ей форму, раскатать.
Из вакуумированной глины слепил шарик.
Наблюдаемые изменения: Шарик получился более гладкий, с равномерной поверхностью и хорошо скатывался (Приложение 2)
Полученные глиняные изделия оставил на подоконнике при комнатной температуре. К моему удивлению, через 3 дня они были каменные и цвет изделий стал более светлым.
Шероховатости на изделии из порошкообразной глины сохранялись, местами появились трещины. Шар, слепленный из вакуумированной глины был с гладкой поверхностью. По прочности изделия были одинаковыми. По цвету оба изделия стали светлее.
4.Знакомство с гончарным кругом
Гончарный круг, это была первая машина, управляемая ручным способом, путем вращения. В наше время гончарные круги используют с электроприводом. Сам убедился в этом, посетив гончарную студию. Планировал слепить чайник. Мастер предложил использовать готовую для лепки вакуумированную глину. Руками размяли глину и плотно прикрепили к гончарному кругу. Один из важных условий гончарного ремесла: постоянно изделие надо поливать водой, порой до блеска. В процессе работы руками придавал глине конусообразную форму. Потом сплющивал ее и повторял действия. Дальше начал оформлять дно чайника. Для этого пальцем в центре круга продавливал углубление, постепенно равномерно расширил его. Дно должно быть ровным, его толщину проверяет мастер. Стенки выстраивал снизу вверх двумя пальцами. Процесс хоть и сложный, но я расслабился. Следующий этап - разглаживание шероховатостей изделия влажной губкой. Потом была сушка. Самый занимательный и увлекательный этап — это оформление. До обжига, мастер разрешил мне покрасить чайник в любимый цвет. Я выбрал зеленую краску и сделал надпись на чайнике: вода. В конце мастер пообещал запечь чайник в муфельной печи и покрыть глазурью. Оставалось только поднабраться терпения, потому что на это уходит не один день. Зато на выходе я получил чайник, сделанный своими руками (приложение 3, приложение 4).
На уроке окружающего мира с большим интересом одноклассники из класса 4F слушали о свойствах глины, заинтересовались работой гончарного круга и впервые увидели глиняное изделие, слепленный мною.
Заключение:
В заключении моей работы гипотеза подтвердилась – разные виды глины используются для разных работ в зависимости от свойств.
Вывод:
Я сделал вывод, что чем больше пластичность глины, тем качественнее усадка, поэтому для изготовления посуды лучше подходит вакуумированная глина. Иными словами, для производства и промышленности целесообразно использовать порошкообразную глину. Для искусства и изготовления посуды рационально применить вакуумированную глину.
Список литературы
1 «Большая Российская Энциклопедия» Москва Научное издательство 2007г том 7, стр 232, стр 240-241
2. Гжель — Путеводитель по русским ремёслам
3. Гончарный круг — Википедия
4. Изобразительное искусство, 5 класс, Н.А. Горяева, О.В. Островская, стр. 66-75.
5. Когда люди научились делать изделия из глины?
6. Объяснить необъяснимое Книги серии «Бибилиотека Мир 2,0» входят в образовательный проект «Учись мыслить смело» 2012
7. Ферсман А.Е. книга « Занимательная минералогия» очерки , издательство «Детская литература» 1975г, 314стр, стр 48
8. «Энциклопедия для детей» Том 4, Геология 2-е издание перераб. И доп./Глав.ред. М.Д. Аксенова.: Аванта+, 2002. 688с.:, стр 134-135
9. «Энциклопедия для детей» Том 3, География.-33 –е изд, исправ/Глав.ред. М.Д. Аксенова.- М.: аванта+,1999.704с.: ил стр 350-351, стр 434
10. «Энциклопедия для детей» Химия -2 –е изд, перераб./ ред. Коллегия: М. Аксенова, И. Леенсон, С. Мартынова и др.- Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007.-656с.:ил, стр 464
Приложение 1. Приобретение глины в магазине Леонардо-хобби гипермаркет
Приложение 2. Глиняные изделия: трубочка из порошкообразной глины. Шар сделан из вакуумированной глины.
Приложение 3 Знакомство с гончарным кругом в гончарной мастерской
Приложение 4. Благодарности
Уважаемый Казаков А. В., старший экскурсовод из Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН, благодарю Вас за то, что мне раскрыли чудесный мир минералов! До новых встреч!
Уважаемый мастер Александр из гончарной студии на станции метро Сухаревская!
Спасибо большое, за то что дали мне возможность почувствовать себя гончаром, прикоснуться к тайнам этого удивительного искусства!
Очень признателен всему коллективу Центральной детской библиотеки №226 за предоставленный перечень литературы.
Низкий поклон Надежде Георгиевне за то, что учите нас мыслить!