Введение
Какого цвета для вас четверг? А чем пахнут 17 часов? Если эти слова не вызывают никакого чувственного отклика, то у вас нет синестезии — но как минимум у четырех миллионов жителей Земли она есть. Такие люди могут ощущать запах букв, видеть их цвет или чувствовать прикосновения, когда их никто не касается. Особенно ярко синестезия может проявляться в детском возрасте. Откуда берется синестезия, как отличить ее от развитой фантазии и какой она бывает?
Проблема: Что же такое синестезия? Почему одному ребенку легко дается запоминание новых иностранных слов, другой с легкостью может простучать ритм сложной мелодии, а третий с трудом может натянуть тройку по рисованию?
Целью нашей работы является исследование синестезии как основы творчества для достижения лучшего понимания процессов познания и восприятия у младших школьников. Для решения данной проблемы необходимо (задачи):
Дать определение синестезии, описать многогранность данного явления и его виды;
Привести примеры проявления и использования синестезии творческими людьми;
Провести исследование склонности к синестезии младших школьников на основе 3-2 класса гимназии 19 и их родителей;
На основе полученных результатов исследования дать школьникам рекомендации по дальнейшему использования и развитию синестезии.
Гипотезы:
- возможно, синестезия заложена ещё до рождения ребенка (генетически);
- а может быть, данные способности появляются по мере роста ребенка и усложнении его мозга:
- многие исследования показываются, что люди творческих профессий часто обладают синестезией, так является ли она основой творчества?
Для проверки гипотез мы используем следующие методы.
Методы:
- сбор информации; наблюдение за детьми; опрос детей и родителей, эксперимент.
Актуальность нашей работы состоит в том, чтобы о данном явлении узнали как можно больше детей в раннем возрасте и их родителей для того, чтобы начать более эффективно использовать свои склонность для достижения учебных и творческих целей.
Глава 1. Синестезия. Виды синестезии
«Вкусная пища — это музыка, которую можно попробовать. Цвет, который можно обонять», — говорит шеф-повар Огюст Гюсто в мультфильме «Рататуй». Главный герой этого мультфильма Реми обладает вкусовой синестезией: в одной из сцен он видит яркие цветовые вспышки, когда пробует сыр и клубнику.
Синестезия — это феномен восприятия, при котором стимуляция одной сенсорной системы вызывает автоматическое ощущение, соответствующее другой системе. Простыми словами, это отклик двух разных чувств на один стимул. Если человек слышит слово и воспринимает его не только как порядок звуков, но и как вкус, то это синестезия. Например, слово «школа» может быть на вкус как помидор.
Чтобы объяснить, как это, психологи приводят такие примеры. Допустим, вы едите курицу. Какой она кажется на вкус — заострённой или круглой?
Когда вы представляете себе неделю, похожа ли она на завалившуюся влево букву D, с днями, расположенными против часовой стрелки?
Какого цвета вторник? А четверг? А число 18?
Не кажется ли вам нота «си» слишком кислой?
Если эти вопросы не выглядят для вас бессмыслицей, возможно, вы — синестет. Так называют людей, у которых проявляется синестезия.
Что на настоящий момент известно о синестезии?
Синестезия генетически наследуется в 40% случаев.
Существует более 80 разновидностей синестезии, и ученые все ещё продолжают находить новые.
Каждый второй синестет обладает несколькими видами синестезии.
Среди синестетов больше женщин, чем мужчин.
Часто синестеты не замечают своих особенностей, полагая, что все видят цветные буквы или ощущают вкус звуков.
Синестезия не включена в реестр расстройств здоровья и не может свидетельствовать об отклонениях внимания, памяти или мышления.
Синестезия может варьировать между двумя любыми чувствами и, как минимум, один синестет, Соломон Шерешевский, обладал синестезией, которая объединяла все пять чувств.
Графемно-цветовая синестезия
Графемно-цветовая синестезия — возникновение цветовых или фактурных ассоциаций на буквы, цифры и слова (например, каждая буква или цифра прочно ассоциируется с каким-либо конкретным цветом). При этом у синестетов отдельные буквы алфавита и цифры (вместе именуемые графемами) «затушёвываются» или «оттеняются» цветом. В то время, как цвета у разных индивидуумов отличаются, в результате исследований большого количества синестетов выявлены некоторые общие черты в восприятии некоторых букв (например, буква «A» скорее всего будет красной).
Хроместезия (фонопсия)
Ещё одна распространенная форма синестезии — объединение звуков и цветов. Для некоторых людей звуки типа открывания дверей, сигналов машин и человеческой речи могут спровоцировать ощущение видения цвета. У других людей цвета возникают при проигрывании нот и/или мелодий.Цвета, вызываемые определёнными звуками, или любые другие синестетические зрительные ощущения называются фотизмами.
Способность человека испытывать ассоциацию слышимого звука с каким-либо цветом некоторые определяют как цветной слух. Так, у многих музыкантов и композиторов каждая тональность ассоциируется с каким-либо своим цветом. Возможно и обратное: японская пианистка и композитор Хироми Уэхара ещё в процессе обучения использовала не специальные музыкальные термины, а только цветовые характеристики: «играй красный», — когда требовалось показать темперамент, — «играй синий», — когда надо было показать грусть. По словам пианистки, она не мыслит музыкальными категориями при создании музыки, а старается визуализировать звуки.
Кинестетико-слуховая синестезия
Кинестетико-слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, была открыта американскими учеными Мелиссой Саэнс и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института.
Синестезия локализации последовательностей (числовые формы)
Люди, которые обладают синестезией локализации последовательностей (числовыми формами) склонны видеть числовые последовательности в виде точек в пространстве. К примеру, число 1 может быть дальше, а число 2 может быть ближе. Люди с данной формой синестезии, возможно, имеют лучшую память. В одном исследовании они были в состоянии восстановить в памяти события прошлого, при этом воспоминания были намного чётче и в гораздо больших деталях, чем у тех, кто не обладал такой способностью. Такие люди, помимо прочего, видят месяцы или даты в пространстве вокруг себя. Некоторые из них видят время в виде часов, над и вокруг них.
Числовая линия
Числовая линия — это ментальная карта чисел, автоматически и непреднамеренно появляющаяся, когда человек, ей обладающий, думает о числах. Числовая линия была впервые задокументирована и описана Френсисом Гальтоном в его работе «Видения здравомыслящих людей».
Акустико-тактильная синестезия
При акустико-тактильной синестезии некоторые звуки могут вызывать ощущения в частях тела. Это одна из наименее распространённых форм синестезии.
Порядковая лингвистическая персонификация
Порядковая лингвистическая персонификация является одной из форм синестезии, при которой понятийные последовательности, такие как порядковые числительные, дни недели, месяцы и буквы алфавита ассоциируются с личностями. Порядковая лингвистическая персонификация обычно возникает совместно с другими формами синестезии, такими как графемно-цветовая синестезия.
Мисофония
Мисофония — неврологическое расстройство, при котором негативные переживания (гнев, возбуждение, ненависть, отвращение) вызываются определёнными звуками.
Эмпатия прикосновений
Эмпатия прикосновений (синестезия зеркального прикосновения) — это форма синестезии, при которой люди в буквальном смысле чувствуют те же ощущения, что чувствует другой человек (например, прикосновение). К примеру, когда такой синестет наблюдает, как дотрагиваются до чьего-то плеча, он также невольно чувствует прикосновение к своему собственному плечу. Люди с этим типом синестезии, как показывают исследования, обладают более высоким уровнем эмпатии по сравнению с общей популяцией. Это может иметь отношение к так называемым зеркальным нейронам, присутствующим в моторных областях мозга, которые также связывают с эмпатией.
Лексико-гастическая синестезия
Лексико-гастическая, или вкусовая, синестезия — ещё одна редкая форма синестезии, при которой у человека появляются вкусовые ассоциации от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слушать любимую песню и каждый раз вспоминать вкус шоколада; слово «баскетбол» может иметь вкус вафель.
Другие формы
Есть информация и о других формах синестезии, но они пока что мало изучены с научной точки зрения. Вместе с тем многие ученые указывают на возможность промежуточных вариантов синестезий.
Обладание способностями к синестезии вовсе не означает, что человек, например, не может слушать радио и одновременно вести машину, потому что ему мешают цветные звуки, или не может написать текст, так как ослепительная радуга брызжет у него из-под пера.
Но почему же синестезия вообще возникает в мозге человека? Откуда берутся необычные ощущения, и почему природа оставляет их в подарок не всем, а только некоторым?
В ходе многолетних наблюдений было замечено, что частота встречаемости синестезии выше у родственников. Это натолкнуло исследователей на мысль о передаче этой способности по наследству. Сейчас синестезия рассматривается как генетически наследуемая черта.
Однако также существуют данные, что синестезия может быть не только врожденной. Всем психически здоровым людям понятен смысл метафор. Наш повседневный, обыденный язык насквозь пропитан лексическими синестезиями: «яркий звук», «матовый тембр», «теплый цвет», «легкая музыка». Способность связывать в сознании видимое и слышимое, запахи и звуки присуща каждому из нас в той мере, как развито у любого человека творческое воображение. То есть мозг каждого человека потенциально синестетичен, а особенно ярко это проявляется в детстве. Большинство ученых считают, что все мы рождаемся с синестетическим мировосприятием и в младенчестве воспринимаем мир как бы единым чувством. Однако по мере взросления взаимная активация зон мозга, отвечающих за разные ощущения, останавливается. И только нескольким процентам людей повезло сохранить этот удивительный детский взгляд.
Глава 2. Проявление синестезии
Наследственность или среда? Расстройство или одаренность? Синестезия передается с генами от родителей к детям. Но наследуются не конкретные особенности восприятия, а предрасположенность к ним. Поэтому цвета букв и цифр, вкус звуков или расположение понятий времени всегда индивидуальны и неповторимы.
Люди способны представить, как "выглядит" то или иное слово в зависимости от звучания. Это так называемая синестезия звука и формы. Учеными был проведен эксперимент под названием «буба и кики»: они показывали взрослым людям две фигуры – с острыми углами и округлую – и просили дать им названия. На выбор предлагались слова "буба" и "кики". Абсолютное большинство испытуемых назвали фигуру с острыми углами "кики", а округлую – "буба". Позже канадский ученый повторил этот эксперимент среди двухлетних детей, не умеющих читать. Результаты те же.
Французский поэт Артюр Рембо связывал гласные звуки с определенными цветами и даже написал стихотворение «Гласные». Композитор Александр Скрябин видел цвет нот. Многие знаменитые художники прошлого черпали свое вдохновение из неврологической синестезии. Например, Кандинский неоднократно упоминал о том, что при смешивании цветов в детстве слышал странный шипящий шум. В своем творчестве художник сочетал четыре ощущения — цвет, осязание, слух и запах. Он передавал в своих картинах ощущения от фортепианной музыки, слышал звучание красок.
Нельзя обойти вниманием творчество Винсента Ван Гога. Художник обладал острым эмоционально-образным восприятием цвета и придавал каждому оттенку особое мистическое значение.
Известный писатель Владимир Набоков в своих мемуарах вспоминает: «…Моей матери всё это показалось вполне естественным, когда моё свойство обнаружилось впервые: мне шёл шестой или седьмой год, я строил замок из разноцветных азбучных кубиков — и вскользь заметил ей, что покрашены они неправильно. Мы тут же выяснили, что мои буквы не всегда того же цвета, что её; согласные она видела довольно неясно, но зато музыкальные ноты были для нее, как жёлтые, красные, лиловые стеклышки…».
Среди современных знаменитостей синестетом является Фаррелл Уильямс, который говорил, что песня «Happy» для него желтого оттенка. Певец также признался, что если бы у него отняли эту способность, он не смог бы создавать музыку. А Леди Гага, например, упомянала, что видит звуки, похожие на картину со множеством цветов или радугу. Билли Айлиш покорила мир своим необычным видением. Каждая песня для нее обладает цветом, цифрой и формой. В одном из интервью, она поделилась этими ощущениями. Например, «Xanny» имеет бархатную и дымную атмосферу, а «Bury A Friend» выдает более темные оттенки.
Можно вспомнить и многих других известных и талантливых людей. Но в целом и так понятно, что они нередко использовали свои синестетические способности в творчестве. Однако всегда ли синестеты проявляют себя как исключительно креативные личности? Различные тесты показали, что склонность к творчеству может быть связана с механизмами синестезии.
В целом исследователи предполагают, что синестезия не обязательно обеспечивает высокие творческие способности. Вероятнее всего, необычное мировосприятие синестетов подталкивает их к необычному самовыражению, к поиску соответствующих новых художественных приемов. Синестезия выражается в умении связывать, казалось бы, не относящиеся друг к другу предметы, в богатом ассоциативном мышлении. А, как известно, видение необычных связей, оперирование метафорами чувственного восприятия, выражение одного через другое - это и есть основа творчества. Использование эффекта синестезии в творческом процессе приводит к открытию резервного источника новых идей, новых образов, расширению творческого поля. Конечно, для того чтобы усовершенствовать творческие возможности, одной синестезии явно недостаточно, хотя ее можно рассматривать как необходимое условие. Чтобы стать основой творческого действия, она нуждается в развитии и правильном приложении.
Синестезия — это задаток, такой же как, например, хороший музыкальный слух или память на числа. Задаток необходимо развивать, чтобы он превратился в талант. Ребенок-синестет может стать как известным писателем, художником или музыкантом, так и способным программистом, ловким спортсменом или внимательным водителем автобуса. В любом случае, синестезия — это особенность, которую необходимо учитывать для того, чтобы ребенок-синестет чувствовал себя гармонично и сам выбирал, как использовать свои способности.
Глава 3. Практическое исследование
С помощью применения теста (Приложение №1) на определение наличия и типа синестезии нами было проведено исследование учащихся 3-2 класса гимназии 19 с целью выявления возможных склонностей к проявлению синестезии, а также предложения вариантов приложения данных склонностей.
Всего в исследовании приняли участие 23 ребенка в возрасте 8 -9 лет.
Распределение полученных результатов представлено нами на диаграмме Приложение №2.
Из полученных данных мы можем сделать вывод, что возможная синестезия имеет высокую степень проявления в различных ее формах у наших испытуемых. Однако, данное исследование не может являться единственным определяющим фактором, а также велика степень погрешности в связи с тем, что ребенок еще не в состоянии в полной мере осознать суть вопросов. Таким образом наше исследование открывает актуальность проведения дальнейших диагностик и наблюдения за склонностями данных детей, с целью определения их природных способностей и улучшения организации обучения и воспитания.
Также с помощью данного теста нами было проведено исследование родителей учащихся моего класса на наличие возможной синестезии у них. В исследовании принял участие один родитель каждого ребенка. Как мы можем видеть в Приложении № 3, подавляющее большинство родителей не имеют никаких видов синестезии, у нескольких человек была обнаружена эмпатия, как своеобразный вид синестезии, а также по одному человеку с возможной хроместезией, графемно-цветовой и кинетико-слуховой синестезией.
Таким образом из данного исследования мы можем сделать вывод, что синестезия действительно имеет более яркое проявление в детском возрасте, а по мере взросления человека такие особенности восприятия окружающего мира утрачиваются.
Персональная информация о детях и родителях, обладающих тем или иным видом синестезии, является конфиденциальной и может быть предоставлена по индивидуальному запросу каждому участнику исследования.
Также в ходе наших исследований я выполняла дома упражнения, предлагаемые для развития синестезии. Я делала упражнения одну неделю, каждый день по одному новому из предложенных упражнений. Мне было сложно описывать вкусовые впечатления, однако просто и интересно представлять музыку и песни различных цветов. Теперь, когда я слушаю музыку, образы и цвета часто возникают сами собой в моей голове. Упражнение на распознавание запахов как будто усилило мое обоняние, заставило меня обратить больше внимания на свойства ароматов и запахов. В целом мне было интересно выполнять данные упражнения, но приходилось много задумываться, чтобы описать свои чувства и ощущения, поэтому я могу сказать, что такая практика действительно развивает мышление, а также внимательность и осознанность.
Глава 4. Советы родителям и учителям
Как понять, что это именно синестезия, а не фантазии?
Чёткого перечня диагностических симптомов у синестезии нет. Хотя бы потому, что это состояние не является диагнозом.
На какие особенности ребенка родители могут обратить внимание?
Звуки музыки, голоса или бытовые звуки ребёнок может описывать с помощью цветов или вкусов. Например, «желтая дудочка», «фиолетовый контрабас», «соленый барабан».
Ребёнок может настойчиво рисовать или раскрашивать буквы, имена людей, названия дней недели всегда одними и теми же цветами.
Ребёнка может раздражать, что цвет буквы в книжке «неправильный», то есть не такой, каким он сам его ощущает.
Звуки также могут вызывать у ребёнка ощущение прикосновения: «шершавый скрип», «гладкий теплый голос».
Ребёнок может повторять одни и те же описания даже спустя долгое время, без припоминания и размышления.
Тип синестезии определяет склонности. Например, ребенок видит музыку в цвете, предложите ему освоить музыкальный инструмент, диджейский пульт, технику джазового пения.
МРТ-данные показали, что в мозге синестета содержится больше нейронных связей в участках, отвечающих за восприятие и внимание. С одной стороны, это, конечно, дает преимущества. Например, у ребенка не будет проблем с правописанием, потому что он запоминает не только как слово пишется, но и какие цвета его составляют. С другой стороны, ребенок иногда может путать буквы, которые вызывают у него ощущение близких оттенков. Он может отвлекаться на необычные ощущения или раздражаться, что цвет буквы в школьном учебнике не совпадает с его цветом. Синестезия чаще всего — признак более цепкой памяти, яркого восприятия и активного мышления.
Таким образом мы можем предложить родителям и учителям следующие советы по работе с детьми-синестетами:
Мозг синестета чуть более активен, он требует свежих впечатлений, интеллектуальных задач. Ему также очень важен баланс между учебой и физической активностью, познанием и творчеством. Даже если он осваивает иностранный язык с легкостью, следите, чтобы нагрузки соответствовали возрасту.
Субъективные цвета, звуки и вкусы не всегда совпадают с тем, что предлагает окружающий мир. Увидев яркую рекламу с разноцветными буквами, ребенок может почувствовать дискомфорт, потому что буквы в ней «не такие». Научите ребенка не раздражаться и переключать внимание.
Синестезия не препятствует учебе, общению и развитию. Если кто-то из учителей или сверстников считает, что ваш ребенок просто «фантазер», постарайтесь спокойно объяснить им, что такое синестезия.
Не пытайтесь настойчиво расспрашивать ребенка-синестета обо всех его ощущениях. Он не всегда готов открыто поделиться тем, что чувствует. Признайте за ним право открывать свой субъективный мир постепенно.
Синестетические упражнения в значительной степени способствует развитию восприятия музыки, живописи, литературы. Вот какие упражнения вы можете предложить вашему ребенку для развития творческого потенциала синестезии.
Первое (базовое) упражнение
Самое простое упражнение – пробовать всегда описывать одно ощущение в терминах другого. Например, рисовать… музыку. Слушая звук, пытайтесь определить его цвет. Слушая мелодию, представляйте себе, какие геометрические фигуры и цвета она, по-вашему, выражает.
Следующий этап. Учимся придавать воображаемую форму тому, что формы лишено. Пробуем изваять, слепить музыку. Представим себе также и фактуру музыки (как фактуру ткани).
Изваяйте не только музыку, но и любимый запах. Придайте трёхмерную форму – невидимому.
И наоборот. Когда Вы видите цвет, постарайтесь «услышать» его звучание.
Это нужно не только будущим художникам. Это нужно всем, кто хочет быть успешным человеком и не покупать идеи за деньги, а подбирать их пригоршнями, бесплатно, под ногами вокруг себя.
Второе упражнение
Вспомните знаменитых творческих личностей, чьё творчество вам близко и хорошо знакомо. Представьте себе их в другой роли. Художника – в роли поэта. Музыканта – в роли писателя. Можно взять героев мультфильмов.
Если бы кот Матроскин был художником, то какие бы он писал картины?
Третье упражнение
Займитесь любой (подходящей ребенку) дыхательной гимнастикой, а также гимнастикой для улучшения зрения. Например, медленно досчитайте до 10 и обратно, останавливаясь на каждой цифре, представляйте ее в момент вдоха либо выдоха. Хоть это и кажется простым, но отлично усиливает наше чувственное восприятие.
Четвёртое упражнение
Чтобы научить ребенка чувствовать запахи, соберите небольшую коллекцию сильно и специфично пахнущих предметов. Предложите ощутить запах гвоздики, лимонной цедры, горсти земли, коробочки с новыми гвоздями, пачули, ладана, табака, размятого зелёного листа с дерева в парке на прогулке…
Завяжите плотной тканью глаза ребенка и подносите к носу каждый такой предмет из коллекции. Попросите словами описать то, что чувствует ребенок.
Пятое упражнение
Развиваем тактильные ощущения. Сделайте такую же коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь. Куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён… Природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи. Рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие игрушки…
Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет».
Шестое упражнение
Для того, чтобы развить вкусовые ощущения ребенка, пробуя различные новые продукты или вкусы, попросите ребенка описать, на что похож тот или иной вкус, какие ассоциации он вызывает.
Седьмое упражнение
Научите ребенка слушать тишину. Для этого предложите ему попробовать вслушаться в паузы, возникающие в окружающем мире звуков.. Старайтесь сами почаще создавать паузы, не заполнять тишину видеоиграми, радио, телевизором, пустым разговором.
Отправьтесь вместе в место, где можно услышать «абсолютную тишину». Вы убедитесь, что она не абсолютна! Та картина звуков, которая откроется, будет сокровищем, глубоко спрятанным от взгляда обычного человека, которым ваш ребенок и вы сами уже больше никогда не будете.
Вместе слушайте исполнение классических произведений музыки разными исполнителями – находите разницу в исполнении одного и того же опуса разными людьми. Слушайте одну и ту же мелодию, сыгранную на различных инструментах.
Заключение
Итак, мы можем сделать вывод о том, что, выполнив данную работу, мы пришли к своей цели –исследовали синестезию как основу творчества для достижения лучшего понимания процессов познания и восприятия у младших школьников.
В начале своей работы мы выдвигали следующие гипотезы:
- Возможно, синестезия заложена ещё до рождения ребенка (генетически). В ходе исследования материалов, посвященных нашей теме, выяснилось, что учеными было замечено, что частота встречаемости синестезии выше у родственников. Это натолкнуло исследователей на мысль о передаче этой способности по наследству. В нашем исследовании мы не обнаружили явной взаимосвязи наличия синестезии у ребенка и его родителя. У людей с синестезией иначе работает связь между отделами коры головного мозга, поэтому происходит более интенсивная работа между зрительной и слуховой или тактильной и слуховой областями. Это тоже связано с особенностями строения генетического кода.
- Возможно, данные способности появляются по мере роста ребенка и усложнении его мозга? Ученые установили, что все мы рождаемся с синестетическим мировосприятием и в младенчестве воспринимаем мир как бы единым чувством. Однако по мере взросления взаимная активация зон мозга, отвечающих за разные ощущения, останавливается. И только нескольким процентам людей повезло сохранить этот удивительный детский взгляд. В нашем исследовании мы подтвердили данную гипотезу и обнаружили, что во взрослом возрасте большинство людей не имеют никаких признаков синестезии, в то время как подавляющее большинство исследуемых нами детей обнаружили наличие того или иного вида синестезии. Поэтому так важно успеть уловить проявление синестезии в детском возрасте, чтобы развить их для дальнейшего успешного применения в обучении и профессиональной деятельности выросшего ребенка.
- Многие исследования показываются, что люди творческих профессий часто обладают синестезией, так является ли она основой творчества? Мы обнаружили, что существует огромное количество примеров творческих людей, обладающих синестезией. Видение необычных связей, оперирование метафорами чувственного восприятия, выражение одного через другое - это и есть основа творчества. Использование эффекта синестезии в творческом процессе приводит к открытию резервного источника новых идей, новых образов, расширению творческого поля. Конечно, для того чтобы усовершенствовать творческие возможности, одной синестезии явно недостаточно, хотя ее можно рассматривать как необходимое условие. Упражнения, которые я делала для развития синестезии, помогли понять, что такая практика действительно развивает мышление, а также внимательность и осознанность, что приводит к повышению творческого потенциала.
После анализа статей из интернета и печатных изданий, после проведения анкетирования моих одноклассников, я пришла к следующим выводам: чтобы стать основой творческого действия, синестезия нуждается в развитии и правильном приложении. Поэтому очень важно прислушиваться к себе, а также особенно важно, чтобы родители прислушивались к своему ребенку. Нужно делиться со взрослыми особенностями своего видения мира, научиться выражать свои чувства словами. Заинтересованность родителей необходима ребенку для осознания и принятия себя, спокойного следования по пути своих способностей. Окружающие ребенка взрослые могут уделить данным особенностям особое внимание, выбирая на их основе дополнительное образование, а также выстраивая процесс обучения и воспитание наиболее подходящим и эффективным для ребенка образом. Таким образом, развитие природных способностей к различным видам творчества поможет не только усовершенствовать прикладные навыки, но и развить гармоничную личность ребенка, помочь ему стать успешным в работе и жизни в целом.
В ходе нашего исследования, использовались такие научные методы, как анализ литературы; тестирование детей; наблюдение за одноклассниками и за родственниками; проведение практического эксперимента по применению предложенных упражнений на себе; математическая обработка результатов.
Все выше сказанное подсказало мне дальнейшую перспективу моего исследования: можно повторить проведенные нами тесты в следующем году, когда ребята, принимавшие участие в исследовании, подрастут, и выяснить, насколько изменилось их восприятие реальности в соответствии с предложенными нами критериями: снизились ли возможные проявлении синестезии с взрослением, а также получили ли развитие и совершенствование творческие способности, которые родители ребят помогли им улучшить с помощью предложенных нами упражнений; добились ли дети каких-то конкретных достижений в творческих областях . И таким образом сделать новый вывод о том, насколько четкой является взаимосвязь творчества и синестезии.
Приложения
Приложение №1
Адаптированный тест, использованный нами в ходе исследования.
ФИ _______________________________________ Напиши рядом с каждым утверждением ДА или НЕТ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №2
Приложение № 3
Приложение № 4
Упражнения для развития синестезии
Первое (базовое) упражнение
Самое простое упражнение – пробовать всегда описывать одно ощущение в терминах другого. Например, рисовать… музыку. Слушая звук, пытайтесь определить его цвет. Слушая мелодию, представляйте себе, какие геометрические фигуры и цвета она, по-вашему, выражает.
Следующий этап. Учимся придавать воображаемую форму тому, что формы лишено. Пробуем изваять, слепить музыку. Представим себе также и фактуру музыки (как фактуру ткани).
Изваяйте не только музыку, но и любимый запах. Придайте трёхмерную форму – невидимому.
И наоборот. Когда Вы видите цвет, постарайтесь «услышать» его звучание.
Это нужно не только будущим художникам. Это нужно всем, кто хочет быть успешным человеком и не покупать идеи за деньги, а подбирать их пригоршнями, бесплатно, под ногами вокруг себя.
Второе упражнение
Вспомните знаменитых творческих личностей, чьё творчество вам близко и хорошо знакомо. Представьте себе их в другой роли. Художника – в роли поэта. Музыканта – в роли писателя. Можно взять героев мультфильмов.
Если бы кот Матроскин был художником, то какие бы он писал картины?
Третье упражнение
Займитесь любой (подходящей ребенку) дыхательной гимнастикой, а также гимнастикой для улучшения зрения. Например, медленно досчитайте до 10 и обратно, останавливаясь на каждой цифре, представляйте ее в момент вдоха либо выдоха. Хоть это и кажется простым, но отлично усиливает наше чувственное восприятие.
Четвёртое упражнение
Чтобы научить ребенка чувствовать запахи, соберите небольшую коллекцию сильно и специфично пахнущих предметов. Предложите ощутить запах гвоздики, лимонной цедры, горсти земли, коробочки с новыми гвоздями, пачули, ладана, табака, размятого зелёного листа с дерева в парке на прогулке…
Завяжите плотной тканью глаза ребенка и подносите к носу каждый такой предмет из коллекции. Попросите словами описать то, что чувствует ребенок.
Пятое упражнение
Развиваем тактильные ощущения. Сделайте такую же коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь. Куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён… Природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи. Рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие игрушки…
Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет».
Шестое упражнение
Для того, чтобы развить вкусовые ощущения ребенка, пробуя различные новые продукты или вкусы, попросите ребенка описать, на что похож тот или иной вкус, какие ассоциации он вызывает.
Седьмое упражнение
Научите ребенка слушать тишину. Для этого предложите ему попробовать вслушаться в паузы, возникающие в окружающем мире звуков. Старайтесь сами почаще создавать паузы, не заполнять тишину видеоиграми, радио, телевизором, пустым разговором.
Отправьтесь вместе в место, где можно услышать «абсолютную тишину». Вы убедитесь, что она не абсолютна! Та картина звуков, которая откроется, будет сокровищем, глубоко спрятанным от взгляда обычного человека, которым ваш ребенок и вы сами уже больше никогда не будете.
Список использованной литературы и открытых источников Интернет
Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М. : Издательство Московского университета, 1968. — 88 с.
Алексеева А. В. Синестезия в искусствознании. Специфика интерпретации термина // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. — С. 363—367.
Заиченко А.А., Картавенко М.В. Синестезия – феноменология, виды, классификации // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. — 2011. — С. 48—60.
Лупенко Е.А. Психологическая природа интермодальной общности ощущений : Диссертация. — 2008. — № 3 (5).
Прокофьева Л.П. Синестезия в современной научной парадигме // Известия Саратовского университета. — 2010. — № 1. — С. 3—10. — ISSN 1817-7115.
Рамачандран В. С. Рождение разума. Загадки нашего сознания. — М.: Олимп-Бизнес, 2006. — 224 с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F
https://mindbrain.ru/2013/11/14/436.html
https://childresearch.ru/projects/archive/sinesteziya-deti-i-roditeli/
https://lifehacker.ru/chto-takoe-sinesteziya/amp/
https://dzen.ru/a/XcJqLkOGPwCxBIjS