Мой домашний огород

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой домашний огород

Пономарева Т.А. 1
1МАОУ СОШ №132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля г. Перми
Пищальникова Н.Л. 1
1МАОУ СОШ №132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля г. Перми
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обе мои бабушки увлеченно занимаются огородничеством, они выращивают рассаду овощных культур, цветов и пряных трав. Наблюдая за их работой, я задалась несколькими вопросами:

  1. Можно ли оставить рассаду дома, на подоконнике, а не высаживать ее в огород?

  2. Какие условия нужны для выращивания овощных культур и пряных трав на подоконнике?

  3. Все ли растения будут хорошо развиваться и плодоносить на подоконнике?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, я решила посадить свой огород на подоконнике. Бабушка поддержала мою идею и подарила мне на День рождения детскую теплицу.В комплекте с теплицей были торфяные горшочки, торфяные таблетки и пакетики с семенами. К сожалению, ни одна из культур не проросла. Сначала я расстроилась, но потом решила понять, в чем причина. Чего не хватило моим семечкам? Пришлось приобретать новые семена для продолжения эксперимента. Мы купили семена нескольких растений: томат, сладкий перец, фасоль стручковая, свекла, морковь и базилик.

Цель моей работы: выявление экспериментальным путем овощных культур, способных не только расти, но и плодоносить на подоконнике.

Задачи:

  1. Изучить доступную литературу по выращиванию огорода на подоконнике;

  2. Провести анкетирование среди одноклассников с целью, узнать их отношение к данной деятельности и имеют ли они какой-то опыт по выращиванию культурных растений на подоконнике;

  3. Собрать теплицу для подоконника;

  4. Приобрести подходящие семена и опытным путем проверить их качество;

  5. Подготовить посадочный грунт из торфяных таблеток;

  6. Посадить семена в подготовленный грунт;

  7. Осуществлять наблюдение за всхожестью и развитием посадочного материала;

  8. Опытным путем проверить кислотность покупного грунта для пересадки выращенной в теплице рассады в горшки;

  9. Подготовить подходящий грунт для каждой культуры;

  10. Выбрать удобрения для подкормки растений;

  11. Обеспечить регулярный полив и питание растений для их полноценного развития;

  12. Выбрать из посадочных культур наиболее подходящие для выращивания на подоконнике;

  13. Подготовить советы одноклассникам по выращиванию плодоносящего огорода на подоконнике;

  14. Подготовить перечень рецептов блюд, в которых можно использовать овощи и пряные травы, выращенные мной на подоконнике.

Гипотеза:

Если изучить особенности выращивания овощных культур, можно понять, какие овощи точно можно выращивать на подоконнике, а какие не стоит, они не будут плодоносить.

Чтобы понять, есть ли у моих одноклассников интерес к данной теме, я провела анкетирование. В анкетировании приняли участие 26 моих одноклассников. Анкета состоит из 5 вопросов, она позволяет мне получить интересную информацию.

Знаешь ли ты, что можно вырастить огород на подоконнике?

Какие культурные растения, на твой взгляд, можно вырастить на подоконнике?

Пытался ли ты что-то вырастить на подоконнике?

Был ли твой опыт по выращиванию культурных растений на подоконнике успешным?

Интересна ли тебе тема выращивания культурных растений на подоконнике?

Да – 22/ нет 4

  1. Томат – 13

  2. Цветы – 12

  3. Огурец – 8

  4. Лук – 6

  5. Пряные травы – 5

  6. Чеснок – 1

  7. Горох – 1

  8. Фасоль -1

  9. Капуста -1

  10. Перец – 1

Да – 16/ нет – 10

Да- 11/нет – 15

Да – 22/ нет - 4

Данные анкеты позволяют сделать вывод:

  • Подавляющее большинство моих одноклассников (22 учащихся) знают, что огород на подоконнике можно вырастить;

  • Большинство из них считают, что на подоконнике можно выращивать томаты (13 учащихся) и различные цветы (12 учащихся), возможно некоторые ребята имели в виду комнатные цветы;

  • Приблизительно третья часть ребят (8 учащихся) считают, что можно вырастить огурцы.

  • Четвертая часть (6 и 5 учащихся) уверены, что можно вырастить зеленый лук и пряные травы;

  • Такие распространенные культуры, как горох, чеснок, перец были упомянуты крайне редко (по 1 человеку);

Результаты анкетирования показали, что больше половины моих одноклассников пытались вырастить какие-то растения на подоконнике, но опыт выращивания был успешен только у 11 ребят. Но интерес к данной теме сохраняется у большинства: 22 школьника подтвердили, что тема для них интересна.

Таким образом, выбранная мной тема актуальна не только для меня, но работа будет полезной и для других учащихся. Возможно кто-то из ребят вернется к эксперименту, и он будет гораздо успешнее. На их подоконниках появятся плодоносящие овощные культуры, которыми они смогут полакомиться сами и угостят друзей.

Основная, теоретическая часть:

Для того, чтобы мой эксперимент по выращиванию огорода на подоконнике я познакомилась с точкой зрения ученых и практиков по выбору посадочного материала, подбору грунта, в котором будут расти растения, изучила технологию ухода за домашним огородом. Технология ухода предполагает благоприятную температуру воздуха и почвы, естественное и искусственное освещение, качество воздуха и воды, используемой для полива, регулярность полива и обеспечение экологически-чистого питания. Не последнее значение имеют материал и объем емкостей, в которых выращиваются растения.

Сегодня существует очень много сортов и гибридов посадочного материала, в них можно разобраться, если внимательно читать описание, данное на пакетике. При выборе сорта надо обращать внимание на размеры растения, срок вызревания плодов и устойчивость к неблагоприятным условиям. Выбираемые сорта должны быть небольших размеров, скороспелые, с мелкими плодами, самоопыляемые. Что касается корнеплодов, они наиболее сложны для выращивания на подоконнике, им нужны большие объемы горшков. Хотя сегодня можно найти семена мини-моркови, которая даст хороший урожай.

После выбора семян необходимо подготовить рыхлый, легкий грунт. Семечки очень маленькие, нежные, им надо создать условия для успешного прорастания. Таким грунтом может быть раскисленный торф.

Как только семечки прорастут, а на расточках появятся настоящие листочки, их необходимо перевалить в горшочки большего объема (торфяные или пластиковые – 200 г). Горшочки надо заполнить на 1/3 часть дренажом, чтобы вода при поливе не застаивалась. Затем засыпать грунт, но не до краев, иначе вода при поливе будет вытекать, растение недополучит влаги. Для этого приобретается грунт и добавляется в него структурирующий компонент: перлит или вермикулит. Эти минералы улучшают структуру почвы, она хорошо начинает пропускать влагу и воздух. Это очень важно для здоровья корней. ! часть минерала, 2 части земли тщательно перемешиваются. Кроме того, почву надо проверить на уровень кислотности опытным путем. Ведь большинство растений предпочитают слабо-кислую или нейтральную почву.

Название культуры

Подходящая почва

Томат

Нейтральная почва

Перец

Нейтральная почва

Базилик

Нейтральная почва

Свекла

Нейтральная почва

Фасоль стручковая

Нейтральная почва

Морковь

Слабо-кислая почва

Прежде, чем горшки с рассадой выставить на подоконник, необходимо подготовить подоконник для поддержания температурного режима. Надо повесить термометр, чтобы понять, соответствует ли температура комфортному развитию растений. Известно, что температура почвы влияет на сроки прорастания семян и на их дальнейшее развитие. Чем теплее почва, тем быстрее появляются всходы. Температуру почвы легко узнать, потому что она на 2-3 градуса ниже температуры окружающей среды. Горшки размещаются на деревянные подставки, они поддерживают температуру почвы комфортной. Как только солнце начинает пригревать, надо повесить притенение, чтобы растение не получило ожоги. Можно использовать, легкую ткань, марлю, бумагу.

Все растения, которые выращивают на подоконнике, можно условно разделить на три группы:

  • Очень требовательные к свету, например, томаты и перцы;

  • Малотребовательные, такие, как горох, морковь, базилик;

  • Нетребовательные к свету растения – фасоль, свекла.

Эти знания помогают правильно разместить горшки с растениями на подоконнике. Когда световой день не достаточно продолжительный, растения надо досвечивать фитолампами. Важен свет ламп. Ранней весной используют фиолетовые лампы, ближе к апрелю используются лампы холодного синего цвета. Красный цвет нужен для роста растений и важен для фотосинтеза, а синий цвет помогает формировать крепкие растения.

Важным компонентом ухода за растениями является полив. Поливать надо отстоянной водой, она должна прогреться до комнатной температуры и насытиться кислородом. Нельзя допускать ни перелива, ни пересыхания почвы. Водопроводная вода имеет щелочную реакцию. Если поливать ей свой огород, она будет вымывать питательные вещества. Растения будут страдать. Чтобы избежать этой неприятной проблемы, надо немного отстоянную воду подкислять яблочным уксусом или лимонной кислотой.

Сначала, когда растение очень маленькое, его поливают пипеткой или шприцем, затем кофейной ложечкой, по мере роста растения, объем воды увеличивается. Но помним, что полив требуется только тогда, когда верхний слой почвы слегка подсохнет, а почва на глубине 2-3 сантиметров не сжимается в комочек. Если поливать растение не сверху, а через поддон, можно избежать нескольких проблем:

  • Растения не будут переувлажнены, при помощи корней они впитают столько влаги, сколько им надо;

  • Не будут заводиться вредные насекомые, которые откладывают яйца в верхних слоях почвы. Насекомые очень вредны, потому что их личинки питаются нежными корешками. Это приводит к заболеванию, а иногда и гибели растения.

Важно обращать внимание на влажность воздуха, она не должна быть ниже 60%. Поддерживать уровень влажности можно при помощи емкостей с водой, расставленных между горшками, опрыскиванием растений из пульверизатора или установкой увлажнителя воздуха.

Нельзя обойтись и без регулярной подкормки растений. Подкормку растений необходимо начинать после пикирования растений, так как первоначальный запас питания грунта постепенно истощается. Обычно применяют сложные комплексные удобрения, в их состав входит большое количество микроэлементов. Но базовыми элементами являются три: азот, фосфор и калий.

  • Азот нужен для роста и развития каждой части растения: корня, стебля, листа. Поэтому первые подкормки начинают с удобрений, в состав которых входит азот. Если растению не хватает азота, замедляется рост побега, бледнеют листья, постепенно они отмирают и отпадают.

  • Фосфор важен для цветения растения, завязывания плодов и их созревания. Если растению не хватает фосфора, цветы опадают, соответственно не завязываются плоды, листочки выглядят нездоровыми, теряют ярко-зелёный окрас, приобретают фиолетово-красный оттенок.

  • Калий отвечает за иммунитет растения, защищает его от заболеваний, способствует вызреванию плодов. Если калия растению не хватает, листочки бледнеют, их края становятся вялыми, подсохшими.

Исходя из краткого описания этих элементов, можно сделать вывод: чем старше растение, тем меньше ему требуется азота, тем больше калийно-фосфорных удобрений.

Удобрять надо не чаще одного раза в 10 - 14 дней, обязательно по влажной почве и строго по инструкции, прилагаемой к каждой упаковки удобрения. Лучше отдавать предпочтение натуральным удобрениям, которые не только обеспечивают растение достаточным питанием, но и защищают их от болезней, насекомых-вредителей. Они помогут нам вырастить экологически-чистые плоды. Я обратила внимание на линейку органических удобрений Органик Микс.

Наконец, выращивая огород на подоконнике, необходимо, правильно подобрать горшки. Подойдут обычные цветочные горшки достаточно большого объма. Для выращивания томатов, перцев, корнеплодов понадобятся горшки объемом не менее 5 литров, пряные травы, фасоль можно выращивать в горшках объемом 3 литра.

Приобретенные мной теоретические знания помогут мне вырастить не просто красивый огород на подоконнике, но и собрать урожай.

Основная (практическая) часть:

В качестве посадочного материала я выбрала семена низкорослого томата «Аскет», «Балконное чудо», «Балконное чудо золотое», раннеспелого суперурожайного сорта «Боярин», базилика овощного»Ред рубин», фасоли «Золото скифов», огурца «Крохотуля».

Я проверила качество семян при помощи простого опыта «Погружение семян в соляной раствор воды»

В чашки с водой объемом 1 стакан я добавляла по 1 чайной ложки соли, тщательно перемешивала до полного растворения соли. В подготовленные растворы погружала по 10 семечек томатов, перца и огурца. Размешав , отставляла чашки на 15 минут, затем считала, сколько семечек погрузилось на дно чашки. Если погружалось более 5 семечек, то посевной материал - качественный. Результат опыта «Погружение семян в соляной раствор»:

Томат «Аскет»

Томат «Балконное чудо»

Томат «Балконное чудо золотое»

Перец «Боярин»

Огурец «Крохотуля»

6 из 10

7 из 10

0 из 10

7 из 10

1 из 10

Данные таблицы позволяют сделать вывод: посевной материал томата «Балконное чудо золотое» и огурца «Крохотуля» не пригоден к посеву.

Бабушка сказала, что эти семена могут быть слишком пересушены, поэтому их качество лучше проверить способом проращивания. Я решила с этими двумя видами семян провести опыт «Проращивание». Этим же способом проверила качество фасоли «Скифское золото».

Для опыта понадобилось чайное блюдце, смоченная в воде салфетка и сам посадочный материал. В отдельные салфетки завернула по 10 семян томата, огурца и фасоли. Поставила в теплое место. Ежедневно проверяла качество влажности салфеток, если салфетка подсыхала, то добавляла воды. Результат опыта «Проращивание»:

Название культуры

Томат «Балконное чудо золотое»

Огурец «Крохотуля»

Фасоль «Золото скифов»

Срок прорастания

7 дней

6 дней

4 дня

Количество проросших семян

5 семечек

1 семечко

10 фасолин

Вывод: метод проращивания подтвердил некачественное состояние огурца «Крохотуля», пересушенность семян томата «Балконное чудо золотое» и высокий уровень качества фасоли «Золото скифов».

Качество семян базилика таким способом проверить нельзя, потому что при намокании его семечки покрываются липкой слизью, она держит семечки на поверхности. Их я просто посажу по гуще, а потом лишние более слабые расточки я аккуратно удалю.

Таким образом в качестве посевного материала я выбрала томат «Аскет», томат «Балконное чудо», перец «Боярин», фасоль «Золото скифов», базилик «Ред рубин».

У меня возник вопрос, можно ли вырастить на подоконнике корнеплоды, а именно морковь и свеклу. Для получения ответа я посадила 5 семечек моркови «Чудо-морковь Болеро F1» и 4 семечка свеклы «Чудесница F1». Семена моркови и свеклы были обработаны специальными препаратами, которые улучшают всхожесть и устойчивость растения к заболеваниям, поэтому я их не замачивала и не проращивала.

В качестве грунта для посадки семян я использовала торфяные таблетки и торфяные стаканчики, которые входили в комплект детской теплицы. Я залила таблетки водой, нагретой до 45 градусов, освободила каждую таблетку от оболочки, получила очень мягкий, легкий грунт. Каждый стаканчик заполнила этим грунтом на 3/4 и посадила семена на глубину 0,5 см. Семена базилика равномерно распределила по поверхности, слегка присыпала оставшимся грунтом и опрыскала из пульверизатора. Каждый стаканчик накрыла прозрачной крышкой и поставила в собранную теплицу. Каждый день поднимала крышки, протирала образовавшиеся на них капли воды, для того, чтобы не допустить переувлажнения, которое могло привести к загниванию посаженных семян.

Результаты всходов записала в таблицу:

Томат «Аскет»

Томат «Балконное чудо»

Перец «Боярин»

Базилик «Ред рубин»

Фасоль «Золото скифов»

Морковь «Болеро F

Свекла «Чудесница F

На 3-й день

На 3-й день

На 7-й день

На 6-й день

На 8-й день

На 14-й день

На 11-й день

Вывод: каждая овощная культура имеет свой срок всхожести.

Как только появились всходы, я убрала крышечки, но расточки оставила в теплице, поливая их из пипетки, отстоянной водой комнатной температуры.

Пока рассада росла в теплице в торфяных стаканчиках, мы с родителями купили грунт TERRA VITA живая земля универсальная. Грунт может быть щелочным, нейтральным или кислым. Чтобы добиться вызревания урожая, надо знать показатели кислотности почвы. Кислотность почвы влияет на усвоение минеральных веществ, необходимых для питания растений. Для этого я проделала несколько опытов.

Опыт «Определение кислотности почвы при помощи отвара из листочков черной смородины»

  • Настой покраснел - почва кислая;

  • Настой позеленел - почва слабокислая;

  • Настой сиреневый или фиолетовый - почва щелочная;

  • Цвет настоя не изменился или стал мутно-зеленым - почва нейтральная.

Для опыта мне понадобилось 5 средних листочков смородины, 1 стакан кипятка, марлевая салфетка, чайная ложка, образец грунта.

Пять листочков смородины заварила кипятком, остудила, процедила через марлевую салфетку. К полученному раствору добавила 1 чайную ложку покупного грунта и тщательно размешала. Цвет настоя не изменился, лишь приобрел грязновато-зеленоватый оттенок, значит почва нейтральная.

Опыт «Определение кислотности почвы при помощи 9% уксуса.

Для опыта мне понадобилась чистая сухая тарелка, несколько чайных ложек грунта, 2 - 3 чайные ложки 9% столового уксуса.

  • Щелочная почва - шипит;

  • Нейтральная почва - пузырится;

  • Кислая почва - не реагирует

В чистую сухую тарелку положила 4 чайные ложки грунта и полила этот грунт 3 чайными ложками 9% столового уксуса. Никакой реакции не произошло, значит почва кислая.

Но ведь предыдущий опыт с тем же грунтом показал, что почва нейтральная! Как выйти из создавшейся ситуации? Необходимо продолжить опыты.

Опыт «Определение кислотности почвы при помощи пищевой соды»

Для опыта понадобилась пластиковая бутылка 0,5 литра, 2 столовые ложки почвы, 1 чайная ложка соды, 10 чайных ложек теплой воды и напальчник медицинский.

В чистую бутылку аккуратно поместила почву, залила теплой водой, добавила чайную ложку соды, надела на горлышко напальчник и встряхнула бутылку. Нейтральная и щелочная почва не отреагируют, напальчник не надуется. Если почва кислая, напальчник надуется.

В моем случае напальчник никак не отреагировал, значит тестируемая почва нейтральная или щелочная.

Опыт «Определение кислотности почвы с помощью Тест-системы «Агрохимик»

Тест-система состоит из 5 ампул индикаторного раствора, 5 бумажных фильтров, 1 тест-шкалы и инструкции для проведения опыта.

Сначала я получила водную почвенную вытяжку: к 3-м столовым ложкам почвы добавила1 стакан профильтрованной теплой кипяченой воды, тщательно перемешала и дала отстояться 15 минут.

Получившуюся почвенную вытяжку отфильтровала через воронку из фильтрованной бумаги. Время фильтрования - 15 минут.

1/2 стакана отфильтрованного раствора перелила в прозрачный стакан, добавила в него 1 ампулу индикаторного раствора, перемешала.

Сравнила получившуюся окраску раствора с цветом на тест-шкале.

Цвет полученного мной раствора зеленоватый, по тест-шкале он соответствует нейтральной почве.

Итак, мы провели 4 опыта в домашних условиях и пришли к выводу, что приобретенная почва для наших растений нейтральная, значит она подойдет для выращивания выбранных растений.

Чтобы почва была более благоприятной для выращивания моркови, я полила раствором лимонной кислоты в расчете 1/2 кофейной ложки лимонной кислоты на 2,5 литра отстоявшейся воды комнатной температуры.

Чтобы поддерживать уровень кислотной почвы на нужном уровне, надо использовать специальные средства, например, золу. Столкнулась с проблемой: какую золу использовать - древесную или золу подсолнечника. Для выхода из ситуации провела опыт.

Опыт «Проверка качества золы»

Для опыта использовала 2 чистые, сухие банки, по 3 столовые ложки древесной золы и золы подсолнечника, 1 чайная ложка янтарной кислоты, 2 стакана чистой воды комнатной температуры, 2 ампулы индикаторного раствора.

В одну банку положила 3 столовые ложки древесной золы, в другую - 3 столовые ложки золы подсолнечника. В обе банки добавила по 1/2 чайной ложки янтарной кислоты и по 1 стакану воды. Тщательно перемешала и отставила на 2 часа, чтобы зольные растворы настоялись. Затем в каждую банку добавила по ампуле индикаторного раствора и тщательно перемешала.

Раствор золы подсолнечника окрасился в насыщенный голубой цвет, что свидетельствует о его щелочной среде, раствор древесной золы окрасился в менее насыщенный зелено-синий цвет, значит и щелочная его среда послабее.

Зола нужна в первую очередь для поддержания баланса в почве и для лучшего укоренения растений, поэтому при пересадке рассады в большие горшки я в каждый горшок для томата и перца добавляла по у столовые ложки золы подсолнечника, а в горшки для моркови, свеклы и фасоли по 1-й столовой ложки.

Злоупотреблять золой не стоит, это может привести к снижению кислотности почвы до критического уровня, общее состояние земли ухудшится.

Для подкормки через полив я золу не использовала, потому что пользовалась органическими удобрениями Органик Микс: Морской коктейль - 1 раз в 2 недели, Элексир №1 универсальный - 1 раз в 10 дней, биомолекулы «Удобряй» - 1 раз в 20 дней.

Золу нельзя использовать одновременно с органическими удобрениями, между ними может произойти нежелательная реакция, которая приведет к:

  • Ожегу корней;

  • Неусвояемости растениями нужного для них питания;

  • Болезни растения;

  • Отсутствию плодоношения.

Я не проводила опытов по неблагоприятному соединению золы и органических удобрений, потому что жалко было выращенные растения.

Полив чистой отстоянной водой, с добавлением кофейной ложки сока лимона на 5 литров воды, осуществляла по мере подсыхания верхнего слоя почвы, не допускала образования корки. В жаркие дни - примерно 3 раза в неделю по почве и 2 раза опрыскивала по листу. В другие дни - 2 раза в неделю полив по почве и 1 раз в неделю опрыскивание по листу.

В результате у меня вырос вот такой огород на подоконнике:

Заключение:

Получив урожай, могу сделать вывод, что мой первый опыт выращивания огорода на подоконнике удачный. Мне удалось не только вырастить, но и воспользоваться урожаем таких овощных культур, как томат, перец, базилик, фасоль.

Я приобрела навык приготовления некоторых блюд с использованием этих овощей, а именно: компот из базилика, который стал открытием для нашей семьи и очень понравился моим одноклассникам; яичница с овощами, легкий бутерброд на перекус. Теперь я сама могу готовить эти блюда.

Морковь и свекла так же завязали корнеплоды, но очень слабые, их нельзя использовать в пищу. Можно использовать в качестве добавки к салатам и бутербродам листовую часть свеклы и моркови.

Таким образом, моя гипотеза о том, что не каждая овощная культура успешно плодоносит на подоконнике, подтверждается.

На следующий год обязательно посажу и буду выращивать томат, перец, базилик, потому что смогу получить урожай. Попробую вырастить огурец. От эксперимента с корнеплодами откажусь, предполагаю, что объем грунта, который я могу позволить на своем подоконнике, не достаточен для формирования полноценных корнеплодов.

Список литературы:

  1. Сайт о саде и огороде: Азбука садовода, статья «Создание условий для комнатного земледелия

  2. Огород на подоконнике - мифы и реальность - Татьяна Шумовская, www.botanichka.ru

  3. Огород на подоконнике: освещение, температура, влажность - Татьяна Кузьменко - ж. Растениеводство, о7.07.2016, Агро-промышленный вестник

  4. Огород на подоконнике: что можно вырастить - www.realty.rbc.ru

  5. Опытно-экспериментальная деятельность. Почва и ее свойства. Определяем кислотность посвы. - Анастасия Федяева - www.Maam.ru

  6. Органические удобрения для сада - Илья Макаров - www.organic-miks.ru

Приложение №1

Фото выращенных мной растений

Базилик: базилик можно было употреблять в пищу начиная с июня, сегодня 10 декабря - базилик чувствует себя хорошо и радует урожаем, но приходится подсвечивать.

Томаты: первые плоды томата завязались в конце июля и плодоносили до середины октября.

Перец: перец набирал цвет начиная с июня, но сбрасывал его. С ним пришлось потрудиться больше всего: рыхлить, больше подкармливать, беречь цветы при опрыскивании, в результате перцы завязались в августе, плодики вызрели в начале октября.

Фасоль: фасоль начала плодоносить во второй половине августа, плодоносила до середины октября.

Морковь: плоды моркови посмотрела в конце сентября.

Свекла: плоды свекла выкопала в середине сентября.

Приложение №2

Советы одноклассникам по выращиванию огорода на подоконнике

  • Подумайте, какую овощную культуру хотите вырастить;

  • Прочитайте доступную литературу, посмотрите видео практиков по выращиванию выбранной культуры на подоконнике;

  • Приобретите все, что необходимо для выращивания этой культуры:

- стаканчики для выращивания рассады (пластиковые или торфяные);

- подходящие семена с пометкой «можно выращивать на подоконнике» или «подходит для круглогодичного выращивания в защищенном грунте»;

- грунт;

- тест-систему «Агрохимик»

- ящик или горшок подходящего объема;

- дренаж;

- термометр для измерения температуры воздуха и почвы;

Подходящие органические удобрения

  • Подготовьте деревянные подставки на подоконник для поддержания комфортной для растения температуры;

  • Протестируйте качество посадочного материала несколькими способами;

  • Посадите посадочный материал, соблюдая инструкцию, размещенную на тыльной стороне пакета;

  • Соблюдайте режим полива и кормления растения;

  • Бережно ухаживайте за растением и оно обязательно отблагодарит вас своими плодами.

Приложение №3

Рецепты блюд, которые я приготовила с использованием выращенного урожая:

Компот из базилика

Для приготовления компота нам понадобятся:

  • 1 пучок базилика;

  • 1 стакан сахарного песка;

  • 0,5 лимона;

  • 2,5 литра кипятка.

Способ приготовления:

  1. Промыть и высушить 3-х литровую банку;

  2. Хорошо промыть и просушить веточки базилика вместе с листочками, поместить в банку;

  3. Добавить стакан сахара;

  4. Залить содержимое банки кипятком, тщательно перемешать;

  5. Половинку лимона разрезать на кольца и добавить к полученному настою базилика;

  6. Банку закрыть крышкой и полотенцем, оставить до полного остывания;

  7. Компот готов к употреблению.

.

Яичница с овощами:

Для приготовления понадобятся:

  • 2 яйца;

  • Помидоры черри - 8 штук или сладкий болгарский перец;

  • Ботва моркови или огурец;

  • Масло сливочное - 1 чайная ложка

Способ приготовления:

  1. Растопить сливочное масло на подогретой сковороде;

  2. Разбить 2 яйца, не нарушая желтка;

  3. Поджаренные яйца аккуратно переложить на плоскую тарелку;

  4. Черри разрезать пополам и выложить лепесточками вокруг желтков так, чтобы получились цветочки;

  5. Из ботвы или нарезанного на длинные палочки огурца сделать стебли цветка;

  6. Аппетитное блюдо к завтраку готово.

Просмотров работы: 6