Введение
Мы настолько привыкли к некоторым вещам, которые нас окружают, пользуемся ими каждый день и, зачастую даже не задаемся мыслью об их происхождении. В то время, как их история может оказаться весьма интересной.
Когда-то такого простого предмета как вешалка для одежды не существовало. Одежда складывалась в сундуки или в лучшем случае в вертикальные ящики – гардеробные. Гардеробные считались уделом только знати, ведь у бедняков не было и трех комплектов одежды. В настоящее время плечики для одежды незаменимая вещь в доме. Чтобы каждая вещь выглядела аккуратной, опрятной ее вешают на плечики. И таких плечиков должно быть много. В магазине и на рынке продаются разнообразные вешалки, изготовленные из пластмассы, дерева, проволоки, комбинированные, спектр их применения разнообразен.
Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды. Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения.
Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемого мусора, а для этого плечикам надо дать новую жизнь.
Поэтому, мы поставили себе цель: изучение истории появления вешалки для создания уникальных предметов интерьера из сломанных или ненужных домашних плечиков.
Материалы исследования могут быть использованы на классных часах и уроках труда.
В процессе работы были поставлены следующие задачи:
изучить историю появления вешалки;
узнать историю слова «тремпель»;
провести классификацию вешалок;
провести эксперименты с вешалками и одеждой;
создать уникальные предметы интерьера.
Гипотеза: возможно, изучив историю и материалы изготовления вешалки, мы сможем дать вторую жизнь плечикам.
Объект исследования: плечики.
Предмет исследования: вторая жизнь плечиков.
Основная часть
История создания вешалки
Некоторые источники указывают на то, что впервые вешалки появились еще в XVI веке во Франции. Они были достаточно больших размеров и с закругленными вверх плечиками, возможно, были созданы для того, чтобы вешать военную или церковную униформу. (Приложение I рис. 1).
Сейчас сложно сказать, как именно хранили одежду в те времена, так как нет соответствующих эскизов или зарисовок.
Появление специальных приспособлений для хранения вещей в подвешенном состоянии было продиктовано тем, что ящики для хранения одежды раньше лежали на полу, а в XVI веке возникла тенденция ставить их вертикально. Так было удобнее искать и доставать вещи, они лучше хранились и меньше мялись, что было очень ценным достижением, ведь утюгов еще не придумали. Возникла мода на платяные шкафы, которые впоследствии стали всячески украшать, они служили показателем статуса и богатства своего владельца.
Сегодня принято считать, что первым шагом к появлению вешалки было изобретение "крючка для одежды" О.А. Нортоном в 1869 году, который быстро вошел в повседневную жизнь горожан.
После этого, в 1903 году, когда работники завода, производящего проволоку, начали жаловаться Альберту Партхаусу (управляющему завода), что им не на что вешать свою одежду, что им не хватает крючков на всех. Недолго думая, он соединил из проволоки в крюк два овала, расположив их друг против друга на небольшом расстоянии - вот так и была изобретена вешалка-плечики, ставшая прообразом современных вешалок. (Приложение I рис. 2) Альберт Паркхаус этим изобретением увековечил своё имя.
Компания, в которой работал Альберт Партхаус, обратилась в патентное бюро за патентом на изобретение вешалки для одежды. Вешалка была запатентована 12 июня 1906 года. Номер патента: US822981 A. (Приложение I рис.3).
На этом история вешалки не заканчивается. Ещё через 16 лет, в 1932 году, продавец мужской одежды Шайлер С. Хьюлетт (Schuyler C. Hulett) запатентовал улучшенную модель вешалки, в которой в верхней и нижней частях проволоки крепились картонные трубки, предотвращающие появление заломов на одежде (патент US 1885263 A). (Приложение I рис. 4).
И только в 1935 году Элмер Д. Роджерс добавил к вешалке нижнюю планку, и эта вешалка-плечики стала прототипом современной, известной всем нам, вешалки. (Приложение I рис. 5).
Первоначальной задачей вешалки было сохранение опрятного внешнего вида одежды.
Люди много путешествовали, поэтому производители и изобретатели сделали складные вешалки и плечики, чтобы пользоваться ими в спальных вагонах и морских лайнерах. Они занимали мало места, были изящными и разработаны для того, чтобы гарантировать удобство во время путешествия.
Было налажено производство раздвигающихся плечиков: подвешиваемых или растягивающихся, с прищепками и без прищепок. В некоторые вешалки были встроены щетки для одежды или рожки для обуви. Вешалки не только сопровождали людей в поездках, они так же являлись признаком того, что их владелец следит за тенденциями меняющейся моды и времени. (ПриложениеI рис.6)
В 1928 году появляются детские вешалки, которые раскрашены в яркие цвета или с изображениями книжных персонажей. Для девочек, помимо вешалок для легких ситцевых платьев, были вешалки для кукол, которые очень походили на обычные.
Вешалки становятся популярным рекламно-информационным материалом. На них просто вешались бумажные ярлыки с рекламным текстом.
Значение слова тремпель?
Вешалка, плечики - эти два слова являются правильными и допустимыми в современном русском языке. В зависимости от региона чаще встречается тот или иной вариант.
Но в южных регионах России многие называют вешалки-плечики «тремпелями».
В дореволюционные времена в Харькове жил один успешный немецкий предприниматель, у которого была своя фабрика по пошиву одежды. Фамилия его как раз и была Тремпель. Он привык быть на шаг впереди конкурентов и старался как-то выделяться среди других производителей. Именно Тремпель первым придумал использовать деревянные приспособления для оформления своей одежды. А на плечиках было сделано тиснение – его фамилия. Так и прижилось это необычное название. И продавалась такая одежда вместе с плечиками. В Харькове, Донецке, Луганске или Одессе и южных районах России человека, не знающего этого термина, считают приезжим. (Приложение I рис.7).
3. Классификация плечиков
В современном мире обилие одежды просто поражает, и вешалки должны соответствовать современным тенденциям и вызовам моды, которая постоянно развивается - изобретаются все новые виды одежды, смешиваются стили. Именно поэтому вешалки так популярны, ведь их форма и характеристики легко можно изменить. Любое разнообразие, как мы знаем, всегда подлежит тщательной классификации. (Приложение I рис. 8).
Основная классификация плечиков
Принято выделять три основных класса, в которые входят:
бытовые |
профессиональные |
эксклюзивные |
общественные места, офисы, квартиры и т.д. |
транспортировки и хранения больших объемов товара |
для торговых площадей (магазины одежды), выполняются с учетом специфики магазина и пожеланий клиента: различных форм, гибкости и из разнообразных материалов |
Каждый из классов подразделяют на: мужские, женские,детские вешалки. |
Одна из важнейших характеристик вешалки – размер. (Приложение I рис.9, 10)
Классификация плечиков по размеру:
Размер одежды, международный/ российский |
Ширина плечиков, см |
|
детские |
XS, S |
25 |
М, L |
30 |
|
XL |
32 |
|
подростковые |
35–39 |
|
хрупкие и стройные девушки |
XS, S / 38-42 |
39-41 |
дамские |
L/ 46–48 |
43 |
XXL /50–52 |
46 |
|
мужские |
M/ 44–46 |
43 |
L/48–50 |
46 |
|
XL/52–54 |
51 |
Классификация плечиков по виду материала
Материал плечиков влияет на прочность, срок службы, а также другие эксплуатационные характеристики:
Классические деревянные плечики
Вид древесины |
плюсы |
минусы |
дуб |
+ надёжная; + долговечная. |
- плохо поддаётся полировке |
бук |
+ прочная; + лёгкая в обработке. |
- гигроскопичность (не используют в помещениях с высокой влажностью). |
сосна |
+ податлива в обработке; + имеет приятный запах; + обладает бактерицидным действием; + качественный, доступный материал. |
- гигроскопичность (не используют в помещениях с высокой влажностью). |
береза |
+ по плотности – однородная; + хорошо полируется; + износостойка; + хорошо реагирует и на окрашивание. |
- гигроскопичность (не используют в помещениях с высокой влажностью). |
кедр |
+ способность отпугивать моль. |
- уступает по прочности остальным. |
2.Металлические плечики: отличаются большим весом, чем деревянные, изготавливаются из гнутой толстой проволоки (стальной или из цветных металлов); этот материал может со временем окисляться, оставляя на одежде следы.
3. Пластиковые плечики: удобное современное решение, обладающее большим разнообразием форм, обусловленным пластичностью этого материала; варьируются от легких тонких плечиков для летних платьев до массивных прочных конструкций для верхней одежды.
4. Пластиковые плечики с резиновым плечом – резиновая поверхность не позволяет одежде соскальзывать в процессе хранения.
5.Текстильные вешалки с мягким поролоновым наполнением идеально подойдут для хранения вещей, выполненных из деликатных тканей: шифона, атласа, бархата и т.д..
Виды плечиков в зависимости от конструкции
В зависимости от формы и конструктивных особенностей выделяют:
— простые плечики без перемычки – подходят для легкой одежды: платьев, блуз, пиджаков;
— плечики с перемычкой и крючками для юбок – идеальны для хранения костюмов и пар «юбка-блуза»;
— плечики с брючной системой – перемычка с прищепками позволяет использовать такую конструкцию для хранения брючных костюмов.
Проведение экспериментов
В ходе работы над проектом, мы провели ряд экспериментов с плечиками и одеждой.
Для одежды плох как слишком большой размер плечиков, так и маленький. В первом случае вы будете вещь буквально натягивать на вешалку. Это приведет к деформации рукавов в районе плеча – вытянет их, образует некрасивые растяжки на ткани. Минус меньшего размера - постоянное соскальзывание одежды вниз, соответственно, она будут мяться, терять форму.(Приложение I )
Неправильный выбор материала плечиков может привести к деформации, поломки самих плечиков. (Приложение I )
Вторая жизнь плечиков
В каждом доме сегодня найдется большое количество разных плечиков для одежды, которым можно дать вторую жизнь или использовать в новом необычном формате. На просторах сети Интернет есть много всяких идей по созданию предметов для красоты, для удобства, для организации пространства.
Что самое удивительное, для мега-крутой выдумки порой хватает вполне одной обычной, старой или ненужной вешалки. А лучше, если их будет парочка.
(Приложение I
Изучив историю создания плечиков, материал из которых они создаются, каждый из нас решил попробовать создать свой продукт из такой интересной вещи, как вешалка (Приложение II).
Заключение
В процессе работы мы изучили историю появления вешалки, узнали историю слова «тремпель», провели классификацию вешалок.
Наглядно в ходе проведенных экспериментов выяснили как размер и материал вешалок влияет друг на друга.
Проделанная нами работа оказалась для нас очень полезной, она обогатила наши знания: мы научились работать в команде, правильно подбирать материал, слушать и слышать друг друга в процессе изучения, выбрать основную мысль и формулировать ее.
Особенностью нашей работы является то, что мы не просто изучили теоретический материал, но и то, что каждый из нашей команды создал уникальный предмет интерьера.
Наша гипотеза: возможно изучив историю и материалы изготовления вешалки, мы сможем дать вторую жизнь плечикам - подтвердилась.
Каждая работа развивает в человеке какие-либо качества, данный проект развивал в нас трудолюбие, настойчивость и целеустремленность. Данную работу можно использовать как дополнительный материал на уроках окружающего мира, а также поделиться информацией с учениками других классов. Мы с удовольствием выполняли работу.
Список литературы
"Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой);
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3109444-kogda-i-kem-vpervye-byla-pridumana-veshalka-plechiki.html
https://lavanderia-nn.ru/konkurs/istoriya-sozdaniya-veshalki;
https://mir-manufactura.ru/blog/advice/veshalki-dlya-odezhdy-istoriya-i-sovremennost-/.
Приложение I
(рис.1) – образец первой вешалки
Рис. 2 - Альберт Паркхауз и изготовленная им вешалка –плечики.
Рис. 3 – фотография патента на вешалку Альберта Паркхауза
Рис. 4 – фотография патента на вешалку Шайлера С. Хьюлетта
Рис. 5 – фотография современной вешалки
Рис.6 – пример складной вешалки
Рис.7 – пример детской вешалки
Рис.8 – примеры работ из плечиков
Приложение II
Артѐм Закиров
Инструкция по изготовлению настольногосветильникаизэкологичногоматериала
Этап №1Подготовить необходимые материалыиинструмент |
Этап № 2Просверлитьотверстие в основаниисветильника |
Этап №3Окраситьоснование светильника |
Этап № 4Разобратьплечикина части |
Этап № 5Собратьискрепить деталивизделие |
Этап № 6Протянуть шнурпровода |
Этап № 7Смонтироватьвилку |
Этап №8 Вставить лампочку впатрон |
Готовоеизделие
«Настольныйсветильник»
МакаровАртемий
Инструкцияпоизготовлениюстолика - подноса для завтрака
Этап №1 Подготовить н еобходимыематериалы и инструменты |
Э тап № 2 Удалить из плечиков металлический крючок припомощипассатижей |
Этап №3 Собрать основание подносаиотпилить л ишние части лобзиком |
Э тап № 4 Зашкурить детали наждачнойбумагой |
Этап № 5 Вставить основание подносавплечикии закрепитьспомощью шуруповерта |
Этап № 6 Окраситьручки (плечики)иторцевые части основания |
Этап№7 Принеобходимости окрасить сколы кистью |
Этап № 8 Обмотатьручки джутовымшнуроми закрепитьпри помощи клея- пистолета |
Готовоеизделие
«Столик-подносдля завтрака»
ЕрмышКсения
Инструкцияпоизготовлениюсушилкидляпосуды
Этап №1 Подготовить н еобходимыематериалы и инструменты |
Э тап № 2 Удалить из плечиков металлический крючок припомощипассатижей |
Этап№3 У братьотверткой перекладины у плечиков |
Этап№4 С крепитьпопарно десять плечиков |
Этап№5 С крепитьторцевые части при помощи перекладин |
Этап № 6 Наметитьместо крепленияоставшихся п лечиковна перекладине |
Этап № 7 Прикрутитьтрипары п лечиков к перекладинам |
Этап№8 С крепитьсаморезами все части сушилки |
Готовоеизделие
«Сушилкадляпосуды»
Горновая Виктория
Инструкция по изготовлениюжурнальногостолика
Этап №1Подготовитьматериалы иинструменты |
Этап № 2Разметить надоске будущиеполки |
Этап №3Нанести разметкулинииотрезадоски |
Этап №4 Отпилить ножовкойдеталинужногоразмера |
Этап №5 Засверлить крепежныеотверстиявплечиках |
Этап № 6Скрепитьдеталипервой полкисаморезами |
Этап № 7Скрепитьдеталивторой полкисаморезами |
Этап № 8Соединитьвседетали вготовоеизделие |
Готовоеизделие «Журнальныйстолик» |