Квесты как инструмент обучения: анализ образовательного потенциала квестов

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Квесты как инструмент обучения: анализ образовательного потенциала квестов

Копцев П.И. 1
1БОУ г. Омска "Гимназия № 19"
Кибаль Е.О. 1
1БОУ г. Омска "Гимназия №19"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В современном мире, где цифровые технологии проникают во все сферы жизни, традиционные методы обучения сталкиваются с необходимостью модернизации. Одной из перспективных альтернатив является использование игровых механик, в частности, квестов, которые могут сделать процесс обучения более интересным, увлекательным и эффективным.

Квест – это не просто игра, а мощный инструмент обучения, способный превратить скучные уроки в захватывающие приключения. Его потенциал огромен.

Объект моего исследования - квест.

Предмет квесты как инструмент обучения.

Цели работы заключается в следующем: проанализировать познавательный потенциал квестов и разработать практическое руководство по созданию и проведению квеста в классе.

Для ее достижения мы определили следующие задачи:

- выяснить, какие бывают виды квестов для школьников;

- провести анализ существующих квестов;

-провести пилотный проект по использованию квеста в классе и проанализировать его результаты;

- составить и провести анкету для сбора отзывов учащихся (на примере класса 2-4 Гимназии №19).

Моя гипотеза следующая. Я предполагаю, что использование квестов в образовательном процессе способствует повышению мотивации к обучению, развитию критического мышления, творческих способностей и навыков решения проблем, а также формированию командного духа и коммуникативных навыков у школьников.

В исследовании я использовал следующие общенаучные методы. Анализ и синтез во время работы с литературой и отбором нужной информации. Метод эксперимента, наблюдения и сравнения применялся в работе над второй главой во время создания и проведения с учащимися собственного квеста.

Источниками работы послужили данные анкет учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть презентованы в рамках уроков по окружающему миру.

Глава 1. Разновидность квестов и их потенциал в сфере образования школьников. (типы квестов).

    1. Типы квестов.

Одним из способов побуждения к обучению, являются новые педагогические технологии.

Нетрадиционные подходы к образовательному процессу обучения, учитывающие возраст, интересы учащихся, которые полагаются на исследовательскую и творческую деятельность, развитие интереса к изучающему предмету.

К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и многое другое. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании учебных занятий [5, с.16].

В образовательном процессе квест — специальным образом, организованный вид исследовательской деятельности [6]. Это увлекательное приключение, которое заставляет участников думать, решать задачи и находить решения. Они могут быть разными: от простых головоломок до сложных логических задач. Квесты становятся все более популярны в образовании, поскольку они могут помочь школьникам учиться весело и эффективно.

Понятием квест (от английского «quest» - поиск, игра-загадка) обозначают различные виды on-line и off-line игр, которые разворачиваются в виртуальном и/или реальном пространстве [2].

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

  • линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

  • штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

  • кольцевыми, они представляют собой тот же "линейный" квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными [3, с.7].

Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

    1. Образовательный потенциал квестов.

Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Обучающиеся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Выполняя квест-проект, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Квесты, как инструмент обучения, обладают огромным потенциалом для развития различных навыков у школьников. Это мотивация и вовлеченность. Ведь квесты по своей природе интерактивны и интересны, что мотивирует детей участвовать в процессе обучения. Их практическое применение предоставляют возможность применить знания на практике, что делает процесс обучения более интересным и запоминающимся. И конечно же соревновательный дух, потому что квесты часто включают в себя соревновательный элемент, который стимулирует детей к достижению лучших результатов [4, с.473]. 

Квесты развивают навыки, такие как критическое мышление, командная работа и конечно креативность и нестандартное решение. Квесты требуют от детей анализа информации, поиска решений, планирования действий и преодоления препятствий. Многие квесты рассчитаны на работу в группах, что развивает у детей навыки общения, сотрудничества и распределения ролей. Квесты часто включают в себя творческие задания, которые способствуют развитию креативности и нестандартного мышления у детей. 

Квест - урок может быть закончен в рамках одного урока, так и быть долговременным проектом на протяжении нескольких уроков, а может быть всего учебного года [6].

Можно говорить и о творческом применение знаний на таких уроках. Квесты поощряют детей применять полученные знания в творческих заданиях, что способствует более глубокому пониманию материала. Квесты стимулируют любопытство и стремление детей к получению новых знаний.

Существует множество форматов квестов, от классических до онлайн, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для конкретной группы детей. Они могут быть адаптированы под разные возрастные группы и уровни подготовки, что позволяет использовать их для индивидуального обучения.

Образовательный потенциал квестов заключается в их способности создавать увлекательную и интерактивную среду для обучения, где учащиеся могут развивать разнообразные навыки и углублять свои знания. Использование квестов в образовательном процессе может значительно повысить качество обучения и сделать его более эффективным.

Глава 2. Преимущества и недостатки использования квестов в классе.

2.1 Анализ существующих квестов для школьников.

Квесты - это увлекательный и эффективный инструмент обучения, который может сделать процесс образования более интересным и результативным. При выборе квеста важно учитывать возраст и интересы детей, а также выбирать квесты, которые развивают различные навыки и способствуют глубокому погружению в тему.

Анализ существующих квестов для школьников может быть полезным для понимания их образовательной ценности, вовлеченности учащихся и возможностей для развития различных навыков. Вот несколько ключевых аспектов, которые стоит рассмотреть:

1. Тематика квестов

   • Образовательные: Квесты могут быть связаны с конкретными предметами (математика, история, биология), что позволяет углубить знания по теме.

   • Социальные: Темы, касающиеся экологии, дружбы, сотрудничества и других социальных аспектов.

   • Культурные: Исследование культурных традиций, литературы, искусства.

2. Формат и структура

   • Интерактивные: Использование технологий (например, мобильные приложения или онлайн-платформы) для создания интерактивных заданий.

   • Офлайн: Классические квесты с физическими заданиями и головоломками.

   • Гибридные: Сочетание онлайн и оффлайн элементов.

3. Цели и задачи

   • Определение образовательных целей: развитие критического мышления, командной работы, креативности.

   • Задачи могут варьироваться от простых (решение головоломок) до сложных (проектная деятельность).

4. Методы оценки

   • Оценка вовлеченности учащихся: наблюдение за активностью и интересом.

   • Обратная связь от участников: анкеты или обсуждения после завершения квеста.

   • Результаты выполнения заданий и уровень усвоения материала.

5. Преимущества квестов

   • Повышение мотивации учащихся.

   • Развитие навыков сотрудничества и коммуникации.

   • Возможность применять теоретические знания на практике.

6. Недостатки и вызовы

   • Необходимость в подготовке: создание качественного контента требует времени и ресурсов.

   • Возможные трудности с организацией: логистика, распределение ролей в команде.

   • Разнообразие уровней подготовки учащихся может привести к неравномерной вовлеченности.

Наиболее успешные квесты. Это квесты на основе известных литературных произведений (например, «По следам Пушкина»). Главная цель которого закрепить знания о творчестве А.С. Пушкина. Научные квесты с элементами экспериментов (например, «Эксперимент в лаборатории»). Здесь можно исследовать царство растений, царство животных, царство грибов и бактерии. Исторические квесты, где учащиеся исследуют важные события или личности. Географические квесты. где дети могут исследовать разные страны, решая задачи и используя карты.

Квесты для школьников представляют собой эффективный инструмент для обучения, который может значительно повысить интерес к учебному процессу. Однако для успешной реализации необходимо учитывать интересы и уровень подготовки учащихся, а также тщательно планировать содержание и структуру квеста.

2.2 Общие правила создания и проведения квест-урока.

Создание и проведение квест-урока требует тщательного планирования и организации. Вот общие правила и структура квеста, которые помогут успешно реализовать этот формат обучения.

1. Планирование:

- определить темы. Выбрать тему, которая соответствует учебной программе и интересам детей.

- поставить цель. Определить, какие навыки и знания дети должны получить в результате квест-урока.

- выбрать формата. Решить, будет ли это классический квест в помещении, онлайн-квест или квест-игра.

- разработать сценарий. Создать подробный сценарий квеста, включая:

Каждый квест начинается с введения, где необходимо заинтриговать детей, рассказать легенду или задать загадку, которая мотивирует их к участию. Затем необходимо разделить квест на этапы, каждый из которых должен содержать определенные задания. Можно подготовить подсказки для каждого задания, чтобы помочь детям, если они застряли. В финале квеста дети получают награду или узнают разгадку.

2. Подготовка:

- подготовить все необходимые материалы. Это могут быть декорации, карты, схемы, инструкции. Различные загадки, головоломки.

 3. Проведите репетицию. Протестировать квест на небольшой группе или с коллегами, чтобы выявить возможные проблемы и доработать задания.

4. Проведение:

- деление на команды. Разделить детей на команды по 4-5 человека.

- вступление. Ввести детей в сюжет, расскажите правила квеста и раздать карты или инструкции.

- прохождение. Наблюдать за детьми во время прохождения квеста, помогать им, если они затрудняются. 

- финал. В конце квеста провести подведение итогов, обсудить задания, наградить победителей. 

5. Оценка результатов. Внимательно наблюдать за поведением детей во время квеста. Оценить, как они работают в команде, какие навыки проявляют и как они реагируют на задания.

6. Обсуждение. Провести обсуждение результатов квеста с детьми. Выяснить, что им понравилось больше всего, а что было сложным, и чему они научились. 

В своем сборнике Аверкова М.А. выделила полезные советы при создании квестов – это помощь в прохождении заданий, такие как наводящие вопросы, ответы на дополнительные вопросы, загадки в специально сделанных файлах или презентациях на компьютере, в Интернете [6]. Использование визуальных материалов, таких как картинки, схемы, карты, видео. Она говорила о включении детей в процесс создания квеста. О том, чтобы позволить им придумать некоторые задания или выбрать элементы декораций. 

Квест-урок – это не просто игра, а способ сделать обучение более увлекательным и эффективным. Правильно спланированный и организованный квест может помочь детям лучше понять материал, развить важные навыки и просто получить удовольствие от процесса обучения.

2.3 Создание собственного квеста.

Мы провели анкетирование учащихся 2 класса (Приложение 1) с целью узнать интересы и предпочтения ребят. Определили уровень мотивации к участию в квест - уроке. Оценили их уровень знаний о животных Красной книги. Мы учли пожелания детей и спланировали квест- урок.

Всего были опрошены 28 учеников (Приложение 2, фото 1).  По данным их анкет мы пришли к выводу, что 92% детей любят рисовать и играть в игры. Любимыми предметами они считают ИЗО и физкультуру, 42% окружающий мир. Работать в команде предпочитают 64% опрошенных. Участвовать в конкурсах согласны 82% анкетируемых. Всего 35% опрошенных правильно ответили на вопрос о значении Красной книги и 25% указали ответ «загрязнение окружающей среды» как угрозу исчезновения редких видов животных. Особую трудность вызвал последний вопрос, в котором необходимо было написать названия этих животных.

Проанализировав эти данные, мы спланировали квест – урок для учеников 2 класса по окружающему миру о животных из Красной книги России на тему: «Спасем исчезающих животных!»

Это будет образовательный линейный квест с интерактивными элементами (Приложение 3).

Рассчитан на 45 минут. Класс численностью в 30 человек поделен на 5 команд по 6 человек.

При подготовке квеста были поставлены следующие цели:

- познакомить детей с понятием "Красная книга России" и её значением.

- узнать о редких и исчезающих животных России.

- развить чувство ответственности за природу и желание помогать животным.

Для проведения квеста были использованы материалы:

- карта с обозначенными точками (станциями) квеста (Приложение 2, фото 2)

- конверты с заданиями на каждой станции (Приложение 2, фото 3)

- небольшие призы для победителей (наклейки с животными, раскраски с редкой фауной).

- оформление для каждой станции (картинка с изображением животного) (Приложение 2, фото 4,5)

- плакаты с информацией о Красной книге и редких животных (Приложение 2, фото 2)

- Красная книга России (иллюстрированное издание)

- памятки для участников о животных Красной книги России (Приложение 4)

И вот все готово к уроку. Учитель объявил начало и раздал каждой команде конверт с заданием, после его успешного выполнения все команды переходили к следующий станции (Приложение 2, фото 6-9). На каждой станции учитель рассказывал о каком – либо животном из Красной книга, а затем ребята в командах выполняли задания. Задание номер 7 было интерактивным. На станции ребята нашли qr –код и прочитав его с помощью телефона, узнали новую информацию об уральском горном баране.

После урока, мы провели опрос среди учеников и сравнили результаты с их первоначальными анкетами (Приложение 2, фото 10). Анализ данных показал, что уже 98% опрошенных считают окружающий мир любимым предметом. Это подтверждает, что квест - урок повышает мотивацию к обучению. Ученики совместно решали проблемы, 99% учеников предпочли работать в команде, лишь 1 ребенок заявил о неготовности к такому виду деятельности.  И 100% детей сказали, что получили новые знания, теперь все ученики смогли ответить на вопрос о значении Красной книги, назвали исчезающие виды животных. 98% изъявили желание участвовать в дальнейших конкурсах на уроках. Ребята в анкете написали, что любят рисовать, и они это смогли наглядно показать в одном из заданий квеста (Приложение 2, фото 11).

В конце урока все команды получили наклейки с редкими животными и памятки, в которых можно было считать qr – код и узнать информацию о тех животных, которых не успели изучить на уроке (Приложение 4).

Мы пришли к выводам, что квест вызвал у детей большой интерес к изучению природы и экологии, побудив их к дальнейшему исследованию темы.

Такой урок не только расширяет знания о животных, но и формирует ответственность за их сохранение. Увеличивает интерес учащихся к предмету. Дети с большим удовольствием участвовали в квесте, активно решали задачи и проявляли интерес к изучаемому материалу. И нами был сделан вывод, что квесты являются эффективным инструментом обучения, способствующим комплексному развитию личности учащегося. 

Заключение

В ходе исследования темы «Квесты как инструмент обучения» было проведено всестороннее изучение образовательного потенциала квестов. Мы обнаружили во время проведения квест-урока, что ребята, выполняя задания, были заинтересованы, активно участвовали в обсуждениях и проявляли инициативу. Они с удовольствием решали задачи и искали ответы на вопросы.

Сравнительный анализ анкет учащихся до урока и после показал, что такие занятия значительно увеличивают интерес школьников к изучаемым предметам. Интерактивный формат обучения делает процесс более увлекательным и запоминающимся, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации.

Школьники учатся анализировать информацию, делать выводы и принимать решения в условиях ограниченного времени, что является важным навыком в современном мире.

Создание собственного квеста было очень увлекательно! Мы смогли применить знания о редких животных и разработать задания, которые помогли другим детям узнать о важности их сохранения. А работа в командах во время квеста способствовала формированию командного духа и улучшению коммуникативных навыков. Учащиеся стали лучше взаимодействовать друг с другом, делиться идеями и совместно достигать поставленных целей. Наш урок создал положительную эмоциональную атмосферу в классе.

Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что квесты являются эффективным инструментом обучения, который не только делает процесс образования более интересным и увлекательным, но и способствует развитию ключевых компетенций у школьников.

Теперь мы уверены, что использование квестов в школе может сделать обучение более ярким и запоминающимся!

Список литературы

1.Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест? https://innotech.ucoz.net/Chto_takoe_obrazovatelny_veb_kvest.pdf (дата обращения 20.09.20224).

2.Интернет-журнал «Мир науки» http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http://mir-nauki.com/vol4-5.html (дата обращения 06.10.20224).

3.Использование квест-игры на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО / Сост. Аверкова М.А. – Пенза, 2019. – 83 с.

4.Красная книга мира. Животные. Москва: - Эксмо, 2024-160 с

5.Ковалев А.М., Липка В.М. Квесты как игровая технология в системе основного общего образования // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 5А. С. 473-480.

6.Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-kvest-smysl-soderzhanie-tehnologicheskie-priyomy/viewer (дата обращения 06.10.20224).

7.Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология// Современные проблемы науки и образования. – 2019. - 44 с.

8.125 лучших головоломок и задачек /Марсель Данези, пер с англ. М.Зарко.- Москва: Издательство АСТ: Кладезь, 2022-208с.

Приложения

Приложение 1

 Анкета для учеников 2 класса перед проведением квест-урока

Имя: _______________________ Класс: _______________

1. Что ты любишь делать в свободное время?

а. Играть в игры

б. Читать книги

в. Рисовать

г. Смотреть мультфильмы

д. Другое: _______________________

2. Какие предметы в школе тебе нравятся больше всего?

а. Математика

б. Русский язык

в. Окружающий мир

г. ИЗО

д. Музыка

е. Физкультура

ж. Другое: _______________________

3. Ты любишь решать загадки и головоломки?

а. Да

б. Нет

4. Ты любишь работать в команде?

а. Да

б. Нет

5. Что такое Красная книга?

а. Книга с картинками животных

б. Книга о редких животных и растениях

в. Книга с правилами поведения в лесу

6. Что может угрожать животным?

а. Голод

б. Холод

в. Охота

г. Загрязнение окружающей среды

7. Какие редкие животные тебе известны? Напиши хотя бы одного

________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие! 

Приложение 2

Фотографии квест – урока.

Фото 1. Анкеты учащихся БОУ г.Омска «Гимназии №19», 2-4 класса

Фото 2. Оформление класса

Фото 3. Задания в конвертах для каждой группы учеников

Фото 4. Станция 2. Амурский тигр Фото 5. Станция 4. Дальневосточный леопард

Фото 6. Работа в группах на уроке

Фото 7. Формирование командного духа

Фото 8. Учащиеся улучшают коммуникативные навыки

Фото 9. Ученики делятся идеями и совместно достигают поставленных целей

Фото 10. Подводим итоги урока

Фото 11. Творческие работы учеников.

Приложение 3

КВЕСТ

Квест-урок "Спасем исчезающих животных!"

Тема: Красная книга России

Класс: 2 класс

Ход квеста:

1. Введение (5 минут):

Учитель: "Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам Красной книги России! Представьте, что вы хранители природы, и вам нужно спасти редких животных, которые находятся под угрозой исчезновения."

Учитель показывает карту с обозначенными станциями, которые нужно пройти, чтобы спасти животных.

2. Станция 1: "Заповедная зона" (10 минут):

Задание: Дети узнают о значении Красной книги и о том, как она помогает защищать животных.

* Подсказка: На станции находятся плакаты с информацией о Красной книге.

* Оформление: Плакат с изображением Красной книги.

3. Станция 2: "Амурский тигр" (10 минут):

* Задание: Дети узнают о тигре, где он обитает, какие у него особенности, почему он занесён в Красную книгу. 

Амурский тигр - это очень красивый и сильный зверь! Он живет в дальневосточной тайге, в России, и его еще называют уссурийским тигром. Это самый крупный хищник нашей страны, и он очень важен для природы. 

Где он живет?

Амурский тигр любит хвойные леса, где много деревьев, кустарников и травы. Он живет в горах и на равнинах, рядом с реками и ручьями. У него большой дом, который называется ареал.

Как выглядит?

* Полосатая шубка: Амурский тигр носит яркую полосатую шубку оранжево-рыжего цвета, которая помогает ему прятаться в лесу. 

* Мощные лапы: У него мощные лапы с острыми когтями, которые помогают ему охотиться и защищаться.

* Острый нюх: У него очень острый нюх, который помогает ему находить добычу, даже если она спрятана. 

* Большая голова: У тигра большая голова с мощными челюстями, которые позволяют ему легко ловить и есть добычу. 

Чем питается?

Амурский тигр – это хищник, он питается другими животными, например, кабанами, оленями, косулями. 

Почему он занесён в Красную книгу?

* Мало осталось: Амурских тигров осталось очень мало, и они находятся под угрозой исчезновения.

* Человек охотился: Раньше люди охотились на тигров, чтобы получить шкуру и кости. 

* Уменьшение леса: Из-за вырубки лесов, где живут тигры, им становится всё сложнее находить пищу и жилье.

Как мы можем помочь?

* Беречь природу: Нужно бережно относиться к лесу, не мусорить, не жечь костры и не охотиться на животных.

* Защищать животных: Нужно сообщать о случаях браконьерства (незаконной охоты) в природоохранные органы. 

* Учить других: Рассказывать другим о том, как важно защищать тигров.

* Подсказка: На станции находятся карточки с информацией о тигре. 

* Оформление: Картинка с изображением амурского тигра.

Материалы:

* Карточки с разными частями тела амурского тигра (голова, туловище, лапы, хвост) 

* Изображение амурского тигра (или его силуэт) 

Ход задания:

1. Дети делятся на команды по 5-6 человека.

2. Учитель раздает каждой команде набор карточек с частями тела амурского тигра.

3. Дети должны собрать изображение тигра, правильно расположив все части его тела. 

Дополнительные вопросы (если осталось время):

* Какого цвета шкура у амурского тигра? 

* Где живет амурский тигр? 

4. Станция 3: "Белый медведь" (10 минут):

* Задание: Дети решают кроссворд о белом медведе, отвечая на вопросы о его жизни и среде обитания.

* Подсказка: На станции находится кроссворд с подсказками. 

* Оформление: Картинка с изображением белого медведя.

Белый медведь

1. Где живёт белый медведь?

Белые медведи обитают в Арктике, на больших льдинах и побережьях Северного Ледовитого океана. Они любят холод и снег!

2. Как выглядит белый медведь?

Белый медведь — очень крупное животное. Его шерсть белого цвета помогает ему прятаться на снегу и льду. Под шерстью у него есть толстый слой жира, который защищает его от холода.

3. Чем питается белый медведь?

Основная пища белых медведей — тюлени. Они охотятся на тюленей, поджидая их у лунок в льду. Также белые медведи могут есть рыбу и морских птиц.

4. Как белые медведи передвигаются?

Белые медведи отлично плавают! Они могут находиться под водой до 2 минут и преодолевать большие расстояния в поисках пищи. На суше они могут бегать быстро, несмотря на свой большой размер.

5. Как белые медведи заботятся о своих детёнышах?

Самка белого медведя рожает обычно 1-3 медвежонка. Она заботится о них в берлоге, где они остаются в тепле до весны. Мама кормит медвежат своим молоком, пока они не станут достаточно большими, чтобы выходить наружу.

6. Почему белые медведи важны для природы?

Белые медведи играют важную роль в экосистеме Арктики. Они помогают контролировать популяцию тюленей и других морских животных. К сожалению, из-за изменения климата и таяния льдов их среда обитания становится меньше, и это вызывает беспокойство.

Интересные факты:

Шерсть белого медведя на самом деле прозрачная, но выглядит белой из-за отражения света!

Белые медведи могут весить до 700 кг и быть длиной до 3 метров!

У белых медведей очень хорошее обоняние — они могут учуять тюленя на расстоянии до 1,5 километра!

Кроссворд "Белый медведь"

По вертикали:

1. Зимой белые медведи могут спать в _ (6 букв).

2. Что находится у медведя под шерстью (3 буквы)

3. Основная пища белых медведей. (6 букв)

4. Враги белого медведя (4 буквы)

5. Имя белого медвежонка из известного мультфильма (4 букв)

По горизонтали:

1. Страна, где обитают белые медведи (6 букв)

2. Самая крупная ландшафтная область, где живут белые медведи (7 букв)

Ответы:

По вертикали:

1.Берлога

2.Жир

3.Тюлень

4. Люди

4. Умка

По горизонтали:

1. Россия

3. Арктика

5. Станция 4: "Дальневосточный леопард" (10 минут):

* Задание: Дети собирают карточки с изображением разных элементов среды обитания леопарда (лес, горы, река, кустарники, трава).

* Подсказка: Части карточек со средой обитания леопарда спрятаны на станции. 

* Оформление: Лист с изображением леопарда (или его силуэт). 

* 2-3 листа с пустым пространством для рисования. 

Ход задания:

1. Дети делятся на команды по 3-4 человека.

2. Каждой команде выдаётся набор карточек с элементами среды обитания.

3. Учитель объясняет, что леопард любит жить в определённых местах, и предлагает детям выбрать только те карточки, которые соответствуют среде обитания леопарда. 

4. Каждая команда выкладывает выбранные карточки вокруг изображения леопарда (или силуэта), создавая "его дом".

5. Команды могут объяснить свой выбор, рассказав, почему они считают, что леопард предпочитает жить именно в этом месте. 

Дополнительное задание:

* Дети рисуют на пустом листе то, что они хотели бы добавить в "дом" леопарда, чтобы ему было комфортно жить (например, дополнительные кустарники, ручей, траву). 

Дальневосточный леопард: пятнистый герой!

Дальневосточный леопард — это очень редкая и красивая кошка, которая живет только на юге Дальнего Востока России! Он очень ценный для природы и нуждается в нашей помощи!

Где он живет?

Леопард любит жить в лесах с густой растительностью, где много деревьев, кустарников и трав. Он часто прячется в ущельях и на склонах гор. Его дом — это заповедники и национальные парки, где его охраняют.

Как он выглядит?

* Пятнистая шубка: Леопард носит красивую пятнистую шубку, которая помогает ему маскироваться в лесу. Она рыжего или желто-коричневого цвета, и покрыта черными пятнами.

* Изящное тело: У леопарда изящное и гибкое тело, которое позволяет ему легко бегать и прыгать.

* Мощные лапы: У него сильные лапы с острыми когтями, которые помогают ему охотиться и защищаться.

* Быстрый и ловкий: Леопард очень быстрый и ловкий, он может развивать скорость до 80 км/ч. 

Чем питается?

Леопард – это хищник, который питается копытными животными, например, косулями, кабанами, оленями.

Почему он занесён в Красную книгу?

* Очень мало осталось: Дальневосточный леопард — это очень редкое животное, которых осталось всего несколько сотен. 

* Человек охотился: Раньше люди охотились на леопардов ради их шкуры.

* Уменьшение леса: Из-за вырубки леса, где живут леопарды, им становится сложнее найти пищу и укрытие.

6. Станция 5: "Алтайский горный баран (архар)" (10 минут):

* Задание: Дети рисуют "портрет" алтайского горного барана, используя цветные карандаши. 

* Подсказка: На станции находятся цветные карандаши и образцы изображения барана.

* Оформление: Картинка с изображением QR- кода. Учитель сканирует код с помощью телефона, и дети слушают информацию об этом исчезающем виде, занесенном в Красную книгу.

7. Финал (10 минут):

* Все команды собираются у учителя.

* Учитель подводит итоги квеста.

* Дети рассказывают о том, что они узнали о Красной книге и её обитателях.

* Учитель вручает небольшие призы для победителей (наклейки с животными, раскраски с редкой фауной).

* Учитель раздает памятки по теме: «Красная книга России».

Приложение 4

Памятка о млекопитающих Красной книги

Просмотров работы: 6