Введение
Однажды вечером, я попросил маму приготовить мне на ужин картофельное пюре. Мама согласилась и принялась за чистку картофеля от кожуры. Я заметил, что очищенные клубни мама складывает в кастрюлю с водой.
Вдруг, маму отвлекает важное задание по работе, и она прерывает чистку картофеля, а я ухожу в комнату, и занимаюсь домашними заданиями.
Мамин рабочий вопрос оказался, очень сложным и прошло более часа, когда я зашел на кухню и заметил очень интересное явление: очищенные клубни картофеля в воде не поменяли свой цвет, а те, что остались лежать на разделочной доске – потемнели.
Я спросил у мамы: клубни, которые потемнели-испортились? Мама ответила, что нет, они съедобны, а потемнели из-за того, что в картофеле содержится крахмал, который при взаимодействии с воздухом меняет цвет.
Меня очень заинтересовало, что такое крахмал и для чего он используется в повседневной жизни, и я решил провести на эту тему исследовательскую работу.
Актуальность проекта
От мамы я узнал, что в современном мире, всё чаще недобросовестные производители добавляют крахмал в различные продукты питания такие, как: йогурты, творог, сметана, сосиски, кондитерские изделия и другое для увеличения их веса или имитации более дорогих ингредиентов. Меня это очень сильно заинтересовало, в каких именно продуктах содержится крахмал.
Гипотеза исследования: предположим, что в продуктах питания содержится крахмал, который можно выявить с помощью проведения эксперимента. Эту гипотезу мне необходимо доказать в ходе исследования.
Цель проекта: доказать предположение о том, что в продуктах питания содержится крахмал, который можно выявить с помощью проведения эксперимента.
Задачи проекта:
изучить, что такое крахмал, какими свойствами он обладает;
узнать, какую роль играет крахмал в жизни человека;
подобрать и подготовить необходимые материалы и оборудование для проведения эксперимента;
провести эксперимент по выявлению содержания крахмала в различных продуктах питания;
сделать вывод о проведённом эксперименте.
Методы исследования:
1) изучение книг, статей, интернет-ресурсов;
2) проведение эксперимента;
3) наблюдение (за выявлением содержания крахмала в различных продуктах питания);
4) анализ результатов исследования.
Продукт проекта: презентация с результатами эксперимента по выявлению содержания крахмала в продуктах питания.
Практическая значимость: научусь отличать продукты, содержащие крахмал, от продуктов, не содержащих крахмал. Чтобы потом применять полученные знания, например, при выборе продуктов питания.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Что такое крахмал
Крахмал – одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Его обычно используют, когда варят кисель.
Он содержится во многих продуктах растительного происхождения и относится к классу углеводов.
Крахмал содержится практически во всех растениях, какие-то им более богаты, какие-то менее. Он бывает картофельным, кукурузным, пшеничным, рисовым, овсяным. Эти виды крахмала немного отличаются друг от друга своей структурой.
Картофельный крахмал |
Кукурузный крахмал |
Пшеничный крахмал |
Рисовый крахмал |
Крахмал имеет большую молекулярную массу и состоит из огромного количества молекул глюкозы. Растения получают его в результате реакции фотосинтеза, которая осуществляется в зеленых частях растений под действие энергии солнечного света. Крахмал имеет вид бело-серого порошка, без запаха и без вкуса. Когда я потрогал порошок руками, то почувствовал между пальцами зернышки, которых не было видно. Оказывается эти крахмальные зернышки можно увидеть только под микроскопом.
Крахмальное зерно картофеля самое крупное, а вот у кукурузы они имеет гораздо меньший размер.
1.2. Свойства крахмала
Совсем недавно на уроке окружающего мира мы узнали, что такое крахмал и какими отличительными свойствами он обладает.
Свойства крахмала:
нерастворим в холодной воде: когда вы смешиваете крахмал с холодной водой, крахмал не растворяется, получается мутная смесь, на дне ёмкости появляется осадок;
растворим в горячей воде: при нагревании крахмала в горячей воде, порошок набухает и некоторая часть его растворяется, образуется вязкий раствор;
реагирует с йодом: когда вы добавляете йод в раствор крахмала, он становится синим. Это потому, что йод с крахмалом образует химическую связь;
является источником энергии: когда мы едим продукты, содержащие крахмал, наш организм расщепляет его специальными ферментами. Конечным продуктом распада крахмала является глюкоза. Так было доказано, что крахмал состоит из очень большого количества молекул глюкозы. А глюкоза, как известно, является одним из важнейших источников энергии в нашем организме.
Из книги по окружающему миру я узнал, как определить есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, он приобретёт сине-фиолетовый цвет. Таким способом можно установить, что крахмал содержится, например, в белом хлебе, рисовой каше, клубнях картофеля.
Возникла идея проверить знания о крахмале на практике, то есть провести эксперимент с выявлением содержания крахмала в продуктах питания.
1.3. Достоинства и недостатки крахмала
Польза крахмала:
источник энергии для живого организма;
снимает воспалительные процессы;
нормализует обменные процессы в организме;
уменьшает кожные раздражения.
Недостатки применения крахмала
Добавление крахмала в продукты питания вместо более дорогих ингредиентов может негативно сказаться на здоровье потребителей по нескольким причинам:
снижение питательной ценности: крахмал является источником углеводов, но он не содержит других важных питательных веществ. Замена питательных ингредиентов крахмалом может привести к снижению общей питательной ценности продуктов.
увеличение калорийности: крахмал является высококалорийным углеводом. Добавление его в продукты может увеличить их калорийность, что может способствовать набору веса и ожирению.
пищевая аллергия: некоторые люди могут иметь аллергию на крахмал, что может вызвать такие симптомы, как зуд, крапивница, отек и затрудненное дыхание. Добавление крахмала в продукты, которые обычно не содержат его, может увеличить риск возникновения аллергических реакций у чувствительных людей.
обман покупателей: добавление крахмала в продукты без указания этого на этикетке является формой обмана потребителей. Потребители имеют право знать, что они едят, и не должны платить за продукты, которые не соответствуют заявленному составу.
После изучения интересных свойств крахмала мне захотелось узнать, а что же знают мои одноклассники про это вещество? Для того я придумал анкету, которую раздал своим друзьям в классе, и по результатам анкетирования составил диаграммы, представленные ниже:
Вопрос 1. Знаешь ли ты что такое крахмал?
д а - 23 чел.
нет – 8 чел.
В опрос 2. Знаешь ли ты, где встречается крахмал?
Пищевая промышленность – 21 чел.
Бумажная промышленность – 3 чел.
Медицина – 5 чел.
В быту – 8 чел.
Не встречался – 5 чел.
Вопрос 3. Крахмал всегда есть в вашем доме?
Да – 12 чел.
Нет – 8 чел.
Иногда – 8 чел.
Нет ответа – 3 чел.
В опрос 4. Используют ли ваши родители
крахмал во время приготовления блюд?
Да – 12 чел.
Нет – 6 чел.
Иногда – 11 чел.
Нет ответа – 2 чел.
Вопрос 5. Какие виды крахмала вы знаете?
Картофельный – 26 чел.
Кукурузный – 17 чел.
Рисовый – 8 чел.
Свой вариант -
В опрос 6. Как ты думаешь, полезен или вреден крахмал для организма?
Да, полезен – 3 чел.
Вреден - 17 чел.
Не знаю – 11 чел.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Подготовка и проведение эксперимента с крахмалом
Для начала нам необходимо узнать, правда ли, что крахмал реагирует с йодом.
Опыт №1. Проверить реакцию йода на крахмал
На чистую салфетку нанесли йод, чтобы показать, что йод коричневого цвета.
2) Подготовили две ёмкости: в одной - чистая вода смешали с крахмалом, в другой - воду с пищевой содой.
3) Добавили йод в каждую ёмкость, наблюдали изменение цвета жидкостей.
4) Сравнили реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.
Вывод: данный опыт продемонстрировал, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.
Далее мы проверим нашу гипотезу, что в продуктах питания содержится крахмал, который можно выявить с помощью проведения эксперимента. Для этого используем молочные продукты: сметана, кефир, йогурт. В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители для того чтобы сделать продукт более густым добавляют крахмал. Проведём опыты.
Опыт №2. Проверить содержание крахмала в молочных продуктах
С помощью пипетки капнул йод на сметану, кефир, несколько видов йогурта.
Исследуемые молочные продукты:
Образец № 1- Кефир;
Образец № 2- Сметана;
Образец № 3- Йогурт питьевой;
Образец № 4- Йогурт;
Образец № 5- Йогурт питьевой;
Образец № 6- Йогурт питьевой;
Образец № 7- Десерт творожный;
Образец № 8- Йогурт.
Вывод: В результате опыта видно, что сметана не изменила цвет, значит в составе нет крахмала. Однако кефир и некоторые йогурты стали синими, значит в составе есть крахмал.
2.2. Вывод о проведённом эксперименте
Интересно, предупреждает ли производитель о наличии крахмала в данных продуктах? Как оказалось, не всегда. На этикетках кефира и некоторых йогуртов крахмал в составе не указан.
Проведенный эксперимент показал, что в части исследуемых молочных продуктах (кефире, йогурте) крахмал был обнаружен. Результаты эксперимента подтверждают гипотезу о том, что некоторые молочные продукты содержат крахмал.
2.3. Практическое применение знаний о свойствах крахмала в жизни человека
Крахмал содержится во многих продуктах, которые мы едим, таких как хлеб, рис, картофель и кукуруза. Когда мы едим эти продукты, наш организм расщепляет крахмал на более мелкие части, называемые сахарами. Сахара затем используются нашим организмом для получения энергии.
Крахмал помогает человеку:
готовить вкусную еду: крахмал помогает сделать супы и соусы густыми и вкусными.
клеить бумагу: можно использовать для склеивания бумаги. Он также используется для изготовления конвертов и коробок.
производить одежду: помогает сделать одежду более гладкой. Он также используется для изготовления некоторых видов тканей.
Крахмал - это очень полезное вещество, которое мы используем во многих вещах в нашей повседневной жизни.
Знание о свойствах крахмала находит практическое применение в различных сферах жизни человека, в том числе:
Кулинария:
загущение соусов, подлив и супов с помощью крахмала;
использование крахмала в качестве основы для приготовления пудингов, киселей и других десертов.
Быт:
изготовление клейстера для склеивания бумаги, картона и других материалов;
удаление пятен с одежды и других поверхностей с помощью крахмала.
Промышленность:
производство бумаги, картона и других бумажных изделий с использованием крахмала в качестве клеящего вещества;
изготовление текстильных изделий, где крахмал используется для придания гладкости и прочности тканям;
производство клеев и на основе крахмала.
Медицина:
в фармацевтической промышленности крахмал применяется в качестве наполнителя таблетированных форм лекарственных препаратов;
в детских присыпках, мазях;
на основе крахмала производятся сиропы, микстуры, сорбиты.
Пищевая промышленность |
Бумажная промышленность |
Медицина |
В быту |
Заключение
В ходе реализации проекта была доказана гипотеза о том, что в продуктах питания содержится крахмал, который можно выявить с помощью проведения эксперимента.
Узнали о том, что такое крахмал, его свойствах и значении в жизни человека. В результате исследования было установлено наличие и отсутствие крахмала в исследуемых продуктах питания (сметана, кефир, йогурт).
Результаты исследования имеют практическую значимость, так как позволяют покупателям осознанно выбирать продукты питания, учитывать содержание в них крахмала и его влияние на здоровье.
Проведенное исследование показало, что гипотеза о наличии крахмала в продуктах питания подтвердилась. Эксперимент позволил выявить наличие крахмала в следующих продуктах (кефир, йогурт).
Список литературы
https://obuchonok.ru/node/5534
Большая детская энциклопедия. Химия/Сост. К. Люцис.М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
Малая детская энциклопедия. Химия./Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
Ольгин О. Забавная химия для детей. М.: «Детская литература»,1997.
5. Плешаков А. А. Окружающий мир: учеб.-метод. пособие для 3 кл. / А. А. Плешаков. – М.: Издательство Московского государственного педагогического университета, 2023. – 156 с.
Приложение 1
Анкета
Уважаемые участники, предлагаем вам поучаствовать в анкетировании! Цель – выявление знаний о крахмале и его свойствах. Это займёт не более 5 минут Вашего времени.
1. Знаешь ли ты что такое крахмал?
да
нет
иногда
2. Знаешь ли ты, где встречается крахмал?
Пищевая промышленность |
Бумажная промышленность |
Медицине |
В быту |
2. Крахмал всегда есть в вашем доме?
да
нет
иногда
3. Используете ли вы или ваши родители крахмал во время приготовления блюд?
да
нет
иногда
4. Какие виды крахмала вы знаете?
картофельный
кукурузный
рисовый
__________(свой вариант)
5. Как ты думаешь, полезен или вреден крахмал для организма человека?
Да, полезен
Вреден
Не знаю
Спасибо за участие!