Введение.
Я люблю сладости. Но родители почему-то никогда не разрешали мне кушать конфеты, чупа-чупсы, тортики и пирожные в качестве основного блюда и столько, сколько захочется. Мне предлагают невкусный суп, мясо, салаты и кучу всего «полезного», чего я не ем. Получается, что еда может приносить пользу или наносить вред? Но как? Неужели чупа-чупс в желудке отращивает зубы и начинает кусаться? В общем, для меня тема оказалась очень интересной и важной.
Итак, цель моего исследования - разобраться в работе пищеварительной системы.
Задачи:
Изучить строение и все отделы пищеварительной системы
Понять, какие процессы и как там происходят.
Поисследовать, что любят кушать мои одноклассники и какой рацион у них.
Объект исследования - пищеварительная система.
Предмет - особенности её функционирования.
Перед тем как начать подробное изучение темы, у меня в голове уже были некоторые задумки о том, как, вероятно, всё происходит у нас внутри.
Гипотезы:
Вся пища переваривается в желудке. Так взрослые говорят. Наверное, там же и впитывается всё полезное, что есть в съеденной еде. То есть, желудок - основой орган пищеварения.
Я знаю, что у нас очень длинный кишечник. Скорее всего, он такой для того, чтобы еды внутри помещалось как можно больше. Чтобы реже ходить в туалет.
Зубы пережевывают пищу, чтобы легче было её проглотить и переварить.
Мы чувствуем вкус пищи, чтобы вовремя её выплюнуть в случае опасности для здоровья. А так же для получения дополнительного удовольствия от вкусняшек.
У нас в организме вырабатываются пищеварительные соки. Вряд ли это что-то наподобие яблочного сока. Скорее всего, это жидкость в помощь перевариванию пищи.
Вся съеденная еда переваривается очень быстро, сразу как я её глотаю, наверное, в течение часа.
Методы работы.
Чтобы узнать всё это, требуется много всего прочитать. Но мама дала мне несколько интересных книг и энциклопедий про работу человеческого тела. А также я нашел на сайте Учи.ру курс, который так и называется: «Тело человека» (Диплом в приложении 3).
Также с помощью родителей я прошел небольшой курс «Основы здорового питания» (Сертификат в приложении 3).
Кроме того, мне стало интересно узнать, чем питаются мои одноклассники. Поэтому я решил провести среди них небольшой опрос.
Дорога для пищи.
Организму для нормальной работы необходима энергия, без которой не может жить ни одно живое существо. Источником энергии является пища. Чтобы энергия достигла всех органов тела, пища нуждается в специальной обработке - она расщепляется на мельчайшие частицы, способные всасываться в кровь. Процесс обработки пищи называется пищеварением, и протекает он в пищеварительном тракте. Пищеварительный тракт - путь, который проходит пища по организму, он начинается во рту и заканчивается в заднепроходном (анальном) отверстии.
Попадая в рот, пища пережевывается - дробится на мелкие куски. Жевание осуществляется с помощью жевательных мышц, приводящих в движение челюсти с расположенными на них «жерновами» - зубами, а также с помощью языка, переворачивающего куски во рту для лучшего пережевывания. Во рту пища проходит и первую химическую обработку слюной - одним из пищеварительных соков организма. Средняя продолжительность пребывания пищи в полости рта должна составлять порядка 15-20 сек.
Комок пищи из ротовой полости попадает в глотку и далее в тонкую эластичную трубку - пищевод. Мышцы стенки пищевода, сокращаясь, проталкивают пищу дальше, в желудок. С помощью такого сокращения мышц пища продвигается далее по всему пищеварительному тракту. Это сокращение называется перистальтикой.
Желудок представляет собой мышечный мешок для переваривания пищи. Упругие стенки его сокращаются приблизительно каждые 20 секунд, измельчая пищу как кухонный комбайн. В желудке пища проходит химическую обработку желудочным пищеварительным соком, расщепляющим белки. Желудок превращает пищу в полудикую массу - химус. В дальнем конце желудка находится выход - сфинктер привратника желудка. Он представляет собой мышечное кольцо, которое расслабляется и сжимается, позволяя химусу протискиваться в тонкую кишку.
Итак, кашица из полупереваренной пищи попадает в тонкий кишечник (длина которого достигает 6,5 метров), состоящий из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Там пища снова обрабатывается пищеварительными соками, выделяемыми печенью и поджелудочной железой, и всасывается в кровь. Стенки тонкого кишечника покрыты тонкими пальцеобразными выростами - ворсинками, к которым подходят кровеносные сосуды, всасывающие питательные вещества из переваренной пищи. Ворсинки значительно увеличивают внутреннюю поверхность кишки, а значит, и поверхность всасывания.
Первый отдел тонкого кишечника - двенадцатиперстная кишка. Здесь поджелудочная железа - местный склад химикатов - выдает порцию различных ферментов. Как мясник рубит связку сосисок, так ферменты дробят сложные вещества на более простые.
Химус проталкивается по кишечнику мышцами кишечных стенок. Они расслабляются перед поступлением химуса и сжимаются после, сдавливая его. Эти мышечные сокращения - перистальтика - тоже помогают измельчать пищу. Расщепление пищи на простые вещества называется пищеварением.
Когда химус добирается до последнего участка тонкого кишечника - подвздошной кишки - он уже изрядно перемолот. Теперь в нем есть множество молекул пищи, достаточно мелких, чтобы всосаться в кровь.
Прежде чем распространиться по все органам, кровь из кишечника попадает в печень - самый большой орган нашего тела. Печень является фильтром, настоящей «химической лабораторией», нейтрализующей всевозможные яды и вредные вещества, попавшие в кровь из кишечника. Кроме того, печень вырабатывает желто-зеленую горькую жидкость - желчь. Она накапливается в желчном пузыре, откуда по мере надобности поступает в тонкий кишечник для расщепления жиров. Печень и поджелудочная железа выполняют еще несколько важных функций, например, контролируют уровень сахара в крови.
Все, что не всосалось в кровь в тонком кишечнике, - вода и клетчатка - продвигается дальше в толстый кишечник. Толстый кишечник - второй отдел кишечника - значительно короче тонкого, но гораздо шире. В первом отделе толстого кишечника, в ободочной кишке, в кровь всасывается вода из остатков непереваренный пищи. «Дружественные» бактерии перерабатывают все, что осталось от химуса. Кал имеет неприятный запах из-за веществ, которые выделяют эти бактерии. Оставшиеся полутвердые отходы - фекалии - через последний отдел толстого кишечника - прямую кишку и анальное отверстие - удаляются из организма. А так как вода всосалась ранее, то пищевые отходы получаются очень твердыми. Поэтому к ним на этом этапе добавляется вязкая слизь, которая помогает валовым массам проскользнуть в прямую кишку.
Общая длина пищеварительного тракта составляет 8 - 12 метров! А полный цикл переработки пищи занимает около 24 часов:
0:00 - еда попадает в желудок и превращается в химус.
4:00 - он протискивается в двенадцатиперстную кишку, где полностью переваривается.
7:00 - в подвздошной кишке полезные пищевые молекулы всасываются в кровь.
9:00 - отходы попадают в ободочную кишку, где всасывается вода.
17:00 - 23:00 - сухие отходы отправляются в прямую кишку и, наконец, покидают организм через анальное отверстие.
Голоден или сыт?
За чувство голода и насыщения отвечает пищевой центр, находящийся в головном мозге. Мозг получает информацию о пищевых нуждах организма из разных источников. Например, нервы, идущие от желудка, посылают в мозг «голодные» сигналы, когда желудок пуст, и сигналы о насыщении, когда он наполнен.
Но стоит различать голод и аппетит! Голод – это инстинкт, выполняющий функцию защиты, - сигнал, что пора восполнить запас энергии за счет пищи. А аппетит – это желание съесть что-то особенное, любимое; это вкусовой голод, а не истинный.
Внутренняя поверхность желудка покрыта складками, которые разглаживаются по мере его наполнения и вновь образуются, когда желудок пуст. Объем пустого желудка составляет примерно 500 мл, после принятия пищи может растягиваться в 2-2,5 раза. Если постоянно объедаться, складки желудка растянутся. Чтобы почувствовать сытость, обжоре придется поглощать большее количество еды, а это ведет к ожирению. Отсюда вывод - соблюдайте меру в еде.
А можно ли обмануть чувство голода, набив желудок чем-нибудь малопитательным или, например, надув в желудке воздушный шарик? Такой эксперимент был проведен на собаке. Пес действительно почувствовал себя сытым, но вскоре организм обнаружил подвох. Дело в том, что информацию о сытости мозг также получает, анализируя состав крови. Если она бедна питательными веществами, мозг бьет «голодный набат», несмотря на то, что желудок сигнализирует о наполнении.
Кроме того нельзя недооценивать силу привычки. Человек, привыкший изо дня в день есть в одно и то же время, будет испытывать голод в обеденный час, даже если незадолго до этого пообедал.
Чувство голода непременно посетит здорового человека после физической работы, при которой расходуется больше питательных веществ. Тем, кто проводит весь день, сидя за компьютером или за книгами, не требуется много пищи, потому что организм не так активно тратит питательные вещества. Но зато нагружается работой мозг, который в больших дозах расходует глюкозу. Снижается уровень глюкозы в крови, и мозг получает сигнал голода. Считается, что перед умственной работой надо покормить мозг чем-нибудь сладким, например, шоколадкой. Следует только соблюдать меру - неиспользованная глюкоза превращается в жир откладывается под кожей, уродуя тело и создавая проблему лишнего веса.
Как питаются мои одноклассники?
Все вышеописанное вызывает опасения за качество питания. Я решил оценить, насколько я сам и мои одноклассники правильно питаются, исходя из принципов здорового питания.
Первое, на что я обратил внимание – вода! Достаточно ли в течение дня я её пью. В классе у нас стоит кулер с водой. В рекреации есть фонтанчик с водопроводной водой. Конечно, во время приемов пищи нам дают то чай, то компот, то другую жидкость, но чистая вода – обязательное условие правильного пищеварения. И я её пью достаточно. Около 1,5 – 2 литров.
По поводу питания моих одноклассников – я их попросил заполнить анкету (см. приложение). И по результатам опроса вот что у меня получилось. Всего в моем исследовании приняли участие 22 человека: 10 девочек и 12 мальчиков в возрасте 8-9 лет.
Завтрак должен быть полным, питательным, содержать много клетчатки и углеводов, ведь впереди большой учебный день, где придется много думать, а также бегать и заниматься.
Завтрак дома.
Показательно, что часть моих одноклассников дома не завтракают. А ведь впереди у них два урока! 6 человек на завтрак предпочитают кашу. Это здорово. Это углеводы и энергия. Яичница (3 чел.) и сырники (2 чел.) – это белки, это полезно. А чай с бутербродами – это быстрые углеводы, после такого завтрака можно быстро проголодаться.
Но это ничего, ведь в школе нас ждет школьный завтрак. А что там?
Завтрак в школе.
Два человека не едят завтра ни в школе, ни дома. Четверо, включая первых двух, в школе не завтракают. Самым популярным блюдом являются макароны (5 человек) и макароны с котлетой (4 человека). Просто макароны – это только углеводы, а вот с котлетой мы получаем белки, жиры, железо (это мясной продукт). Один человек ест котлету отдельно. (А я вот мясное практически не ем). Кашу едят четверо. Примечательно, что кашу и дома и в школе не указал никто. Таким образом кашу на завтрак (дома или в школе) едят 10 моих одноклассников, включая меня. Двое едят бутерброд с маслом (сливочное масло – это насыщенные жиры, но мы их и едим немного). Таким образом, завтрак, в основном, углеводный.
Обед должен быть сытным, вкусным, при этом легким, чтобы после него не хотелось спать. В то же время мы находимся в середине дня на пике энергопотребления, поэтому белки должны присутствовать обязательно. Четверть тарелки – белки, четверть гарнир (бобовые или крупы), половина – овощи. И обед должен быть полноценным: салат, суп, второе и десерт. Это идеально.
Итак, как же мы обедаем?
Обед в школе.
В школе кушают не так много ребят. И предпочитают всё же либо первое (6 человек), либо второе (4 человека). Полностью обед кушают редко.
Обед дома.
Тут картинка гораздо приятнее. Дома обедают почти все кроме одного человека. Подавляющее большинство ест суп (10 человек). Только второе едят 7 человек. И полный обед лишь у четверых.
Ужин.
С ужином у моих одноклассников максимальное разнообразие. Полный ужин (гарнир и что-то мясное, либо многокомпонентное блюдо) у десяти человек. Только гарнир едят трое. Один не ужинает вообще. Двое ужинают сладким и двое бутербродами.
Вообще, если днем еды организму не хватало, то к ужину мы приходим очень голодными. И на голоде можно скушать что-то не очень полезное или съесть больше того, в чем наш организм нуждается. Поэтому важное значение я придаю перекусам.
Перекус в школе.
В школе перекус с собой берут из 22 всего 10 одноклассников. И это, в основном, сладости (5 человек), бутерброды (2 человека) или булки (3 человека). А это ведь быстрые углеводы, практически не несущие энергетической ценности. И лишь двое носят яблоки.
Перекус не в школе, а в течение дня показывает другую картину.
Перекус дома.
15 человек периодически едят фрукты. В основном, это яблоки и бананы. И 3 человека перекусывают различными овощами. 6 человек не имеет привычки есть между основными приемами пищи.
А что с вредностями, которые мы, дети, очень любим? Шоколадки, конфеты, чипсы, тортики и так далее? Конечно, в рационе моих одноклассников они тоже имеются.
Печенья.
Печенье – один из самых популярных продуктов из десертов. Каждый день их едят 7 человек и 7 человек по несколько раз в неделю. Реже – 7 человек и один не ест.
Конфеты.
Конфеты и шоколад – тоже очень популярный десерт. И это неплохо, потому что глюкоза необходима для работы наших нейронов. Только много её тоже не нужно, излишки вредно воздействуют на пищеварительную систему, перебивают аппетит и имеют склонность откладываться в качестве жиров. Тем не менее, 7 человек из опрошенных едят конфеты каждый день, 6 почти каждый день, реже – трое и не едят совсем шестеро.
Чипсы. Быстрые углеводы с большим количеством химических ароматизаторов. Но я их обожаю. Каждый день их едят 4 человека, несколько раз в неделю – 7. Реже – 9 человек. И совсем не едят четверо.
Чипсы.
Выводы.
Здоровое питание – одно из базовых условий формирования здоровья детей. Нездоровое пищевое поведение формирует риски избыточной массы тела, а также различных заболеваний.
Итак, по ходу своего изучения этой темы я выяснил, как работает пищеварительная система, узнал её устройство и принципы протекающих процессов. Так, пища, как я думал, переваривается в желудке. Оказалось, что этот процесс начинается прямо во рту (и зубы действительно помогают перемалывать пищу) и заканчивается в толстом кишечнике, занимая в среднем 23-24 часа. И сопровождается выделением разных дополнительных внутриорганных жидкостей, предназначенных для лучшего переваривания, обеззараживания и проталкивания пищевого комка. А сам кишечник оказался самым длинным органом в нашем организме. И пища по нему проходит максимально долгое время чтобы полностью выбрать все возможные питательные вещества и жидкость из съеденного. А вкус нам чувствовать жизненно важно дабы вовремя распознать некачественную пищу, которая может навредить. Для этого в разных зонах языка расположены вкусовые сосочки, которые чувствуют разные вкусы еды.
Узнал, из чего состоит та еда, которую я кушаю каждый день. И какие продукты мне есть предпочтительнее, а какие несут мало пользы, несмотря на свои вкусовые качества. Кушать можно всё, важно соблюдать баланс и не строить рацион из продуктов, не несущих полезных веществ. В моем рационе оказалось мало белка (я не очень люблю мясо), зато много сложных углеводов и достаточно жиров.
Очень интересно оказалось поисследовать, как питаются мои одноклассники. Завтрак оказался максимально приближен к правильному у большинства одноклассников. На обед большинство предпочитает только суп. И ужин оказался максимально разнообразным приемом пищи. Зато почти половина опрошенных (10 человек из 22) кушает полный ужин с гарниром и мясной составляющей (белок).
Список использованной литературы
https://uchi.ru/modern-subjects/anatomy
https://edu.demography.site/site/signup
Большое путешествие по телу человека/Джон Фарндон, ил. Тима Хатчинсона. – М.: Лабиринт Пресс, 2018. – 80 с.: ил.
Человек: полная энциклопедия/Ю. К. Школьник; [ил. А. Воробьева, Ю. Золотаревой, Г. Мацыгина, Ю. Школьник]. – Москва: Эксмо, 2022. – 256 с.: ил.
Приложение 1.
Анкета
Твои имя и фамилия_____________________________________
Завтракаешь ли ты дома? Что обычно ты кушаешь утром? _________________________________________________
А в школе что ты любишь есть на завтрак? _________________________________________________
Берёшь ли ты с собой в школу что-то перекусить? Если да, то что?_________________________________________________________________
Обедаешь ли ты в школе? Чем? ____________________________________________________________________
А дома на обед что кушаешь? ____________________________________________________________________
Есть ли у тебя перекусы между основными приемами пищи? Какие? ____________________________________________________________________
Чем ты обычно ужинаешь? ____________________________________________________________________
А что ты любишь кушать вне основной еды: фрукты, чипсы, конфеты или еще что-то? И как часто ты ешь такие вкусняшки? Ниже в таблице запиши любимую еду.
Что? |
Как часто? (каждый день, раз в неделю, несколько раз в неделю, раз в месяц, несколько раз в месяц…) |
Яблоки |
|
Печенья |
|
Тортики |
|
Чипсы |
|
Конфеты |
|
Большое тебе спасибо за ответы! Можешь отдать этот листочек обратно мне, Саше Лахову, или сфотографировать и попросить родителей отправить фото по вотсапу.
Приложение 2.
Приложение 3