Введение
С древних времён человек жил в окружении звуков. Музыка ещё не была изобретена, но мир уже наполняли птичьи трели, шелест листьев и журчание ручьёв. Эти звуки были для человека чем-то вроде первых вестников, которые доносили до него информацию о том, что происходит вокруг. [5]
Актуальность темы
Музыка — важная часть моей жизни, будь то классические произведения или современные треки. С ранних лет я увлекалась музыкой: в четыре года начала петь, а в семь поступила в музыкальную школу. В наше время музыка окружает нас везде: она льётся с экранов телевизоров и из динамиков смартфонов. Некоторые мелодии дарят нам радость и поднимают настроение, другие же вызывают неприятные ощущения. Мне стало любопытно, какой жанр музыки наиболее популярен? Я решила исследовать этот вопрос в своей работе.
Гипотеза исследования
Влияет ли классическая музыка на учебную деятельность, умственную активность и эмоциональное состояние учащихся?
Цель и задачи исследования
Цель исследования: узнать, как музыка влияет на учебную деятельность, умственную активность и эмоциональное состояние школьников.
Задачи исследования:
-проанализировать научную информацию по данной теме;
-определить, какие музыкальные стили привлекательны для школьников;
-определить, как музыка влияет на учебную деятельность, умственную активность и эмоциональное состояние учащихся;
-провести игру «музыкальной терапии».
Методы исследования:
Наблюдение;
Анкетирование.
Проведение музыкальных экспериментов;
Анализ и сравнение полученных результатов.
Анализ литературы, информации в Интернете;
Музыка – посредница между жизнью ума и
жизнью чувств.
Л.Бетховен.
Сила музыки
С древних времён музыка была неразрывно связана с жизнью людей. Она способна вызвать радость и грусть, успокоить или взволновать, проникнуть в самые глубины души и помочь лучше понять мир вокруг нас. Легендарный Орфей владел секретом гармоничных звуков. Его мелодии оказывали благотворное влияние на всё живое. Согласно преданиям, даже деревья склонялись к земле, чтобы насладиться его чарующими песнями.
В Египте Пифагор обучался музыке и сделал её объектом научного исследования. Он получил тайные знания о божественной теории музыки и основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Пифагор первым выразил красоту музыки через числа.
Он создал школу мудрости, где основными предметами были музыка и математика. Математика — царица наук, а музыка всегда была к ней гораздо ближе. Настройка каждой ноты не случайна, она основана на математических принципах. Каждая нота в октаве имеет частоту примерно на 5,95% выше предыдущей. В результате каждая нота имеет частоту, которая в два раза больше, чем у той же ноты на октаву ниже.
Начало формы
Конец формы
Музыка и математика — две стороны человеческой культуры. Когда мы слушаем музыку, то погружаемся в мир звуков. А когда решаем задачи, то оказываемся в пространстве чисел. Мы не задумываемся о том, что эти два мира издавна соседствуют друг с другом.
«Музыка математична, а математика музыкальна»! Одним из величайших учёных, который проявил себя и в музыке, был Леонард Эйлер. Он известен своими работами по математическому анализу, теории чисел и вычислений, а также внёс вклад в теорию музыки. Эйлер разработал кинематику и динамику твёрдого тела и вывел уравнение его вращения вокруг неподвижной точки, тем самым заложив основы теории гироскопов.
Платон, выдающийся мыслитель античности и последователь пифагорейства, видел в музыке важнейший инструмент для воспитания гармоничной личности. Аристотель также считал, что музыка может формировать человека и влиять на его этическую сторону души. [1]
Роберт Шофлер, американский исследователь в области музыкальной фармакологии, рекомендует для оздоровления слушать симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии.
Произведения Бородина, Шопена и Бетховена помогают лучше понять свои чувства и эмоции, разобраться в себе. Симфонии Чайковского очищают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения.
Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность). Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным. Эксперты называют музыку Моцарта уникальной в плане влияния на живые организмы. Этот феномен известен как «эффект Моцарта».
Учёные провели исследования и выяснили следующее: ученики, которые слушают музыку Моцарта, более внимательны и лучше запоминают новую информацию; произведения Моцарта оказывают универсальное расслабляющее действие и помогают тревожным детям; музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление [4;3].
Музыкотерапия
Музыкотерапия — это метод, основанный на благотворном влиянии музыки на человека. Она подходит всем без исключения.
Музыкотерапия включает в себя различные техники и подходы, направленные на расширение эмоционального опыта человека и формирование позитивного мировоззрения, которое способствует здоровью и счастью. В современном мире, где музыка окружает нас повсюду, я задумалась о её влиянии на моих одноклассников. Мне стало интересно, помогает ли им музыка в учёбе? Я провела опрос среди своих одноклассников. [2]
Анкетирование одноклассников
Недавно был проведен опрос среди одноклассников о влиянии музыки. В нём участвовали 29 человек.
Итоги опроса:
Большинство ребят ответили, что им нравится слушать музыку и что она меняет их настроение.
Меньшая часть опрошенных сказали, что не любят слушать музыку.
Несколько человек выбрали вариант «не знаю».
Анкетирование № 1
«Влияние музыки на поведение учащихся»
Двадцать девять детей из моего класса, попросили принять участие в анкетировании.
Анкетирование проводилось в два этапа:
-Анкетирование;
-Музыкальный эксперимент.
Целью анкетирования было проанализировать, как дети воспринимают музыку разных направлений.
Анкета.
1.Любишь ли ты слушать музыку?
2.Меняет ли прослушивание музыки ваше настроение?
3.Нужна ли вам музыка в повседневной жизни?
4.Согласны ли вы с тем, что ученики меньше устают в течение дня, если на переменах звучит классическая музыка?
5.Согласны ли вы с тем, что музыка влияет на человеческое тело?
6.Какую музыку вы любите (подчеркните): классическую, поп-музыку или рок?
Рисунок 1 - Влияние музыки на поведение учащихся
Музыкальный эксперимент. В течении дня на переменах учитель включал рок-музыку, классическую, поп-музыку и ребята активно включались в игру танцевали, прыгали.
Мнение детей: музыка может сильно влиять на мозг, вызывая разные реакции — от возбуждения до раздражения и даже головной боли. Поэтому мы предложили в некоторые дни включать на переменах классическую музыку, а в другие — тяжёлый рок. Все ученики согласились с тем, чтобы на переменах звучала классическая и современная музыка, но не одобрили тяжёлый рок.
Ребята заметили, что учитель после уроков иногда проверяет домашнее задание, слушая спокойную музыку.
Вывод: проведённый нами опрос показал, что 80% детей ответили «да». Это значит, что музыка способна влиять на поведение и настроение человека. На основе этого я решила провести эксперимент на уроке математики со своими одноклассниками.
Эксперимент № 2
«Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»
В рамках эксперимента мы разделили 26 участников на две группы. Для каждой из них были подготовлены задания по математике в игровой форме — раскрашивание автомобиля, а фоном для работы была выбрана классическая музыка Чайковского, Баха и Бетховена.
В ходе эксперимента каждая группа решала 18 математических задач. Участники находились в разных классах. Первая группа работала в тишине, вторая — под классическую музыку.
Мы фиксировали время, которое потребовалось для решения каждой задачи, и количество правильных ответов. Обе группы справились с заданиями за пять минут. При этом количество верных ответов во второй группе было примерно на девять больше, чем у первой.
Начало формы
Конец формы
Классическая музыка благотворно влияет на умственные способности младших школьников, улучшает память и помогает сосредоточиться. Ребята из моего класса даже предложили включать классическую музыку во время самостоятельных работ по математике или написания сочинений.
Я изучила исследования по этой теме и выделила на уроке время, чтобы мои одноклассники рассказали о музыкотерапии и поделились своими впечатлениями от «музыкальной терапии».
Рисунок 2 - Влияние классической музыки на умственные способности учащихся
Ученики этого класса стали предлагать включить классическую музыку (фоном) в самостоятельную работу и написание сочинений.
Итоги исследования: классическая музыка благотворно воздействует на когнитивные способности учеников младших классов, способствует улучшению памяти и помогает сосредоточиться.
Выводы: изучив материалы по теме, я пришла к заключению, что классическая музыка позитивно влияет на умственную деятельность и поведение, особенно у детей младшего школьного возраста.
Список использованной литературы
Волкова, Т.И. Психология/ Т.И.Волкова. - М.: ЭКСМО, 2022.-345 с.
Зельницкая, Н.Д. Музыка в нашей жизни/Н.Д. Зельницкая. – М.: Астрель, 2019.-185 с.
Лукашевич, В.И. Классика - забытое прошлое/В.И. Лукашевич. – М.: - ДРОФА, 2020.- 114 с.
Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ru
Музыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Сайт врача и его разработки.www.rognovsergey.ru
Приложение №1
Задания:
Когда и какую музыку лучше слушать?
Для того чтобы успокоиться, расслабиться, снять нервное напряжение, лучше всего подойдут произведения:Чайковского ("Баркаролла", "Сентиментальный вальс"); Бизе ("Пастораль");Леклера ("Соната до-мажор" (ч.3)); Сен-Санса ("Лебедь"); Глюка ("Мелодия" (из оперы "Орфей и Эвридика")); Шостакович ("Романс" из к/ф "Овод"); Бизе ("Старинная песенка"); Глазунов ("Антракт" из балета "Раймонда"); Лей ("История любви"); Леннон ("Вчера"); Дебюсси ("Лунный вечер"); Форэ ("Элегия").
Депрессивные состояния, как нельзя лучше, снимут произведения:Генделя (ария из кантаты "Те Деум"); Шуберта ("Аве Мария"); Шумана ("Грезы"); Чайковского ("Осенняя песня"); Дворжака ("Славянский танец 2"); Форэ ("Колыбельная"); Чаплина ("Это моя песня").
Программа тонизирующей музыки: Монти ("Чардаш"); Чайковский ("Вальс" из "Серенады для струнного оркестра"); Огинский ("Полонез"); Сарасете ("Наварра").
Колыбельные:Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Флис); "Сон приходит на порог" (Дунаевский - Лебедев-Кумач); "За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова); "Колыбельная Светланы"; "Спи, дитя мое".
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности:Шопен "Мазурка, "Прелюдии"; Штраус "Вальсы"; Рубинштейн "Мелодии".
Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.Бах "Кантата 2"; Бетховен "Лунная соната"; "Симфония ля-минор"
Для общего успокоения, удовлетворения: Бетховен "Симфония 6", часть 2.