Как влияет музыка на человека

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как влияет музыка на человека

Жарикова А.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда»
Денисова М.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С древних времён человек жил в окружении звуков. Музыка ещё не была изобретена, но мир уже наполняли птичьи трели, шелест листьев и журчание ручьёв. Эти звуки были для человека чем-то вроде первых вестников, которые доносили до него информацию о том, что происходит вокруг. [5]

Актуальность темы

Музыка — важная часть моей жизни, будь то классические произведения или современные треки. С ранних лет я увлекалась музыкой: в четыре года начала петь, а в семь поступила в музыкальную школу. В наше время музыка окружает нас везде: она льётся с экранов телевизоров и из динамиков смартфонов. Некоторые мелодии дарят нам радость и поднимают настроение, другие же вызывают неприятные ощущения. Мне стало любопытно, какой жанр музыки наиболее популярен? Я решила исследовать этот вопрос в своей работе.

Гипотеза исследования

Влияет ли классическая музыка на учебную деятельность, умственную активность и эмоциональное состояние учащихся?

Цель и задачи исследования

Цель исследования: узнать, как музыка влияет на учебную деятельность, умственную активность и эмоциональное состояние школьников.

Задачи исследования:

-проанализировать научную информацию по данной теме;

-определить, какие музыкальные стили привлекательны для школьников;

-определить, как музыка влияет на учебную деятельность, умственную активность и эмоциональное состояние учащихся;

-провести игру «музыкальной терапии».

Методы исследования:

  • Наблюдение;

  • Анкетирование.

  • Проведение музыкальных экспериментов;

  • Анализ и сравнение полученных результатов.

  • Анализ литературы, информации в Интернете;

Музыка – посредница между жизнью ума и

жизнью чувств.

Л.Бетховен.

Сила музыки

С древних времён музыка была неразрывно связана с жизнью людей. Она способна вызвать радость и грусть, успокоить или взволновать, проникнуть в самые глубины души и помочь лучше понять мир вокруг нас. Легендарный Орфей владел секретом гармоничных звуков. Его мелодии оказывали благотворное влияние на всё живое. Согласно преданиям, даже деревья склонялись к земле, чтобы насладиться его чарующими песнями.

В Египте Пифагор обучался музыке и сделал её объектом научного исследования. Он получил тайные знания о божественной теории музыки и основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Пифагор первым выразил красоту музыки через числа.

Он создал школу мудрости, где основными предметами были музыка и математика. Математика — царица наук, а музыка всегда была к ней гораздо ближе. Настройка каждой ноты не случайна, она основана на математических принципах. Каждая нота в октаве имеет частоту примерно на 5,95% выше предыдущей. В результате каждая нота имеет частоту, которая в два раза больше, чем у той же ноты на октаву ниже.

Начало формы

Конец формы

Музыка и математика — две стороны человеческой культуры. Когда мы слушаем музыку, то погружаемся в мир звуков. А когда решаем задачи, то оказываемся в пространстве чисел. Мы не задумываемся о том, что эти два мира издавна соседствуют друг с другом.

«Музыка математична, а математика музыкальна»! Одним из величайших учёных, который проявил себя и в музыке, был Леонард Эйлер. Он известен своими работами по математическому анализу, теории чисел и вычислений, а также внёс вклад в теорию музыки. Эйлер разработал кинематику и динамику твёрдого тела и вывел уравнение его вращения вокруг неподвижной точки, тем самым заложив основы теории гироскопов.

Платон, выдающийся мыслитель античности и последователь пифагорейства, видел в музыке важнейший инструмент для воспитания гармоничной личности. Аристотель также считал, что музыка может формировать человека и влиять на его этическую сторону души. [1]

Роберт Шофлер, американский исследователь в области музыкальной фармакологии, рекомендует для оздоровления слушать симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии.

Произведения Бородина, Шопена и Бетховена помогают лучше понять свои чувства и эмоции, разобраться в себе. Симфонии Чайковского очищают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения.

Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность). Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным. Эксперты называют музыку Моцарта уникальной в плане влияния на живые организмы. Этот феномен известен как «эффект Моцарта».

Учёные провели исследования и выяснили следующее: ученики, которые слушают музыку Моцарта, более внимательны и лучше запоминают новую информацию; произведения Моцарта оказывают универсальное расслабляющее действие и помогают тревожным детям; музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление [4;3].

Музыкотерапия

Музыкотерапия — это метод, основанный на благотворном влиянии музыки на человека. Она подходит всем без исключения.

Музыкотерапия включает в себя различные техники и подходы, направленные на расширение эмоционального опыта человека и формирование позитивного мировоззрения, которое способствует здоровью и счастью. В современном мире, где музыка окружает нас повсюду, я задумалась о её влиянии на моих одноклассников. Мне стало интересно, помогает ли им музыка в учёбе? Я провела опрос среди своих одноклассников. [2]

Анкетирование одноклассников

Недавно был проведен опрос среди одноклассников о влиянии музыки. В нём участвовали 29 человек.

Итоги опроса:

  • Большинство ребят ответили, что им нравится слушать музыку и что она меняет их настроение.

  • Меньшая часть опрошенных сказали, что не любят слушать музыку.

  • Несколько человек выбрали вариант «не знаю».

Анкетирование № 1

«Влияние музыки на поведение учащихся»

Двадцать девять детей из моего класса, попросили принять участие в анкетировании.

Анкетирование проводилось в два этапа:

-Анкетирование;

-Музыкальный эксперимент.

Целью анкетирования было проанализировать, как дети воспринимают музыку разных направлений.

Анкета.

1.Любишь ли ты слушать музыку?

2.Меняет ли прослушивание музыки ваше настроение?

3.Нужна ли вам музыка в повседневной жизни?

4.Согласны ли вы с тем, что ученики меньше устают в течение дня, если на переменах звучит классическая музыка?

5.Согласны ли вы с тем, что музыка влияет на человеческое тело?

6.Какую музыку вы любите (подчеркните): классическую, поп-музыку или рок?

Рисунок 1 - Влияние музыки на поведение учащихся

Музыкальный эксперимент. В течении дня на переменах учитель включал рок-музыку, классическую, поп-музыку и ребята активно включались в игру танцевали, прыгали.

Мнение детей: музыка может сильно влиять на мозг, вызывая разные реакции — от возбуждения до раздражения и даже головной боли. Поэтому мы предложили в некоторые дни включать на переменах классическую музыку, а в другие — тяжёлый рок. Все ученики согласились с тем, чтобы на переменах звучала классическая и современная музыка, но не одобрили тяжёлый рок.

Ребята заметили, что учитель после уроков иногда проверяет домашнее задание, слушая спокойную музыку.

Вывод: проведённый нами опрос показал, что 80% детей ответили «да». Это значит, что музыка способна влиять на поведение и настроение человека. На основе этого я решила провести эксперимент на уроке математики со своими одноклассниками.

Эксперимент № 2

«Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»

В рамках эксперимента мы разделили 26 участников на две группы. Для каждой из них были подготовлены задания по математике в игровой форме — раскрашивание автомобиля, а фоном для работы была выбрана классическая музыка Чайковского, Баха и Бетховена.

В ходе эксперимента каждая группа решала 18 математических задач. Участники находились в разных классах. Первая группа работала в тишине, вторая — под классическую музыку.

Мы фиксировали время, которое потребовалось для решения каждой задачи, и количество правильных ответов. Обе группы справились с заданиями за пять минут. При этом количество верных ответов во второй группе было примерно на девять больше, чем у первой.

Начало формы

Конец формы

Классическая музыка благотворно влияет на умственные способности младших школьников, улучшает память и помогает сосредоточиться. Ребята из моего класса даже предложили включать классическую музыку во время самостоятельных работ по математике или написания сочинений.

Я изучила исследования по этой теме и выделила на уроке время, чтобы мои одноклассники рассказали о музыкотерапии и поделились своими впечатлениями от «музыкальной терапии».

Рисунок 2 - Влияние классической музыки на умственные способности учащихся

Ученики этого класса стали предлагать включить классическую музыку (фоном) в самостоятельную работу и написание сочинений.

Итоги исследования: классическая музыка благотворно воздействует на когнитивные способности учеников младших классов, способствует улучшению памяти и помогает сосредоточиться.

Выводы: изучив материалы по теме, я пришла к заключению, что классическая музыка позитивно влияет на умственную деятельность и поведение, особенно у детей младшего школьного возраста.

Список использованной литературы

  1. Волкова, Т.И. Психология/ Т.И.Волкова. - М.: ЭКСМО, 2022.-345 с.

  2. Зельницкая, Н.Д. Музыка в нашей жизни/Н.Д. Зельницкая. – М.: Астрель, 2019.-185 с.

  3. Лукашевич, В.И. Классика - забытое прошлое/В.И. Лукашевич. – М.: - ДРОФА, 2020.- 114 с.

  4. Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ru

  5. Музыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Сайт врача и его разработки.www.rognovsergey.ru

Приложение №1

Задания:

Когда и какую музыку лучше слушать?

Для того чтобы успокоиться, расслабиться, снять нервное напряжение, лучше всего подойдут произведения:Чайковского ("Баркаролла", "Сентиментальный вальс"); Бизе ("Пастораль");Леклера ("Соната до-мажор" (ч.3)); Сен-Санса ("Лебедь"); Глюка ("Мелодия" (из оперы "Орфей и Эвридика")); Шостакович ("Романс" из к/ф "Овод"); Бизе ("Старинная песенка"); Глазунов ("Антракт" из балета "Раймонда"); Лей ("История любви"); Леннон ("Вчера"); Дебюсси ("Лунный вечер"); Форэ ("Элегия").

Депрессивные состояния, как нельзя лучше, снимут произведения:Генделя (ария из кантаты "Те Деум"); Шуберта ("Аве Мария"); Шумана ("Грезы"); Чайковского ("Осенняя песня"); Дворжака ("Славянский танец 2"); Форэ ("Колыбельная"); Чаплина ("Это моя песня").

Программа тонизирующей музыки: Монти ("Чардаш"); Чайковский ("Вальс" из "Серенады для струнного оркестра"); Огинский ("Полонез"); Сарасете ("Наварра").

Колыбельные:Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Флис); "Сон приходит на порог" (Дунаевский - Лебедев-Кумач); "За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова); "Колыбельная Светланы"; "Спи, дитя мое".

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности:Шопен "Мазурка, "Прелюдии"; Штраус "Вальсы"; Рубинштейн "Мелодии".

Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.Бах "Кантата 2"; Бетховен "Лунная соната"; "Симфония ля-минор"

Для общего успокоения, удовлетворения: Бетховен "Симфония 6", часть 2.

Просмотров работы: 97