Введение
Радиация (лат. «radiatio» лучеиспускание) – невидимая энергия без запаха, цвета и вкуса, способная изменять вещество и приводить к произвольному распаду атомов внутри него [6, 10].
Изучение радиоактивности бесспорно актуально в современном мире, в связи с увеличениемпримененияионизирующего излучения в разных отраслях деятельности человека [8].
Основная идея проекта – погрузиться в мир радиобиологии – науки на стыке биологии, медицины и физики, сформировать и укрепить интерес к данной теме, разобраться в главном вопросе: другом или врагом является радиация.
Главная цель проекта – сформировать знания о радиоактивности, ее положительной и отрицательной (опасной) роли в жизни человека и окружающей среды.
Основные задачи:
изучить историю открытия радиоактивности;
познакомиться с принципом работы приборов «Дозиметр гамма-излучения» и «Универсальный радиометр»;
провести измерения радиационного фона;
познакомиться с возможными негативными радиационными последствиями воздействия ионизирующего излучения на примере аварии в Чернобыле;
разработать макет памятки-брошюры с рекомендациями о мерах защиты при угрозе чрезвычайной ситуации (ЧС) на атомной электростанции (АЭС).
Методы работы:в теоретической части исследования применялся поисковый метод получения информации, проводилась работа с литературными источниками, изучалась электроннаяинформация в виде презентаций «Радиация вокруг нас», «Эхо Чернобыля»[7]; а также были просмотрены документальный фильм «Секунды до катастрофы» (NationalGeographic) [4] и мультфильм «Фиксики о радиации»: «Ионизирующее излучение», «Атомная электростанция», «Уран» [5].Практическаячасть работызаключалась в изучении устройств и принципов работы дозиметра гамма-излучения и универсального радиометра; проводились замеры радиационного фона.
Продукт проекта:
визуальное (графическое) представление полученных результатов исследования в видегистограмм и фотографий (Приложение 1);
разработанная памятка-брошюра«Внимание! Радиация».
В ходе подготовки проекта был посещен Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) в г. Саратов (Приложение 2), где удалось с помощью интерактивных макетов познакомиться с принципом работы атомной электростанции.
1 История открытия радиоактивных элементов
Конец XIX века характеризуется новым этапом в формировании физической картины мира – открытием радиоактивности [10].
В 1895 году Вильгельм Рентген – немецкий физик, открыл излучение, которое позволяло заглянуть внутрь человеческого тела, и назвал его «икс- лучами». Излучение обладало уникальной проникающей способностью и нашло широкое применение в медицине и технике.
Годом позднее Анри Беккерель – французский исследователь, случайно обнаружил, что химический элемент уран создает неизвестное излучение, получившее название икс-лучи. Ученый провел опыт: завернул кристаллы соли урана в чёрную светонепроницаемую бумагу и положил свёрток на фотопластинку. Через несколько дней, после проявления фотопластинки, он обнаружил на ней чёткое изображение кристаллов. Это означало, что соли урана самопроизвольно, без каких-либо внешних влияний, создают излучение.
В 1898 году Мари Склодовская-Кюри (польский и французский физик) обнаружила, что способность урана испускать икс-лучи присуща и элементу торию. Также Мари впервые применила термин «радиоактивность». Позже она открыла два новых радиоактивных элемента: природная активность которых в сотни раз превышает активность урана – это полоний и радий.В 1903 году Мари стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по физике за вклад в изучение радиоактивности.
В 1908 году Ханс Гейгер – немецкий физик изобрел счетчик Гейгера – прибор для измерения уровня радиации в воздухе. При обнаружении радиации прибор издает особые щелчки, и на шкале указывается уровень радиации.
Более века назад ученые не знали о губительном воздействии большого количества радиоактивного излучения на человека. Мари Склодовская-Кюри стала одной из первых жертв и умерла в 1934 г. от тяжелого заболевания крови. В 1925 году советские учёные Георгий Адамович Надсон и Григорий Семёнович Филиппов установили мутагенное воздействие радиации на живые организмы[10].
2 Положительная роль радиоактивной энергии в жизни человека
Радиация всегда существовала на Земле. И в течение всей жизни, человек подвержен непрерывному радиационному воздействию. Такими относительно безопасными естественными(природными)источниками радиации являются: солнечное излучение, космические лучи, излучение радиоактивных веществ, находящихся в земной коре.Искусственными источниками радиации служат: реакторные установки, ускорители частиц, медицинское и научное оборудование [2].
Рисунок 1 Источники радиационного фона
В наши дни сложно переоценить положительную роль радиоактивности в жизни людей. В современном мире радиоактивная энергия, полученная человеком, применяется в разных отраслях: в медицине, растениеводстве и животноводстве, пищевой индустрии, промышленности, археологии.
Разработанные технологии позволяют использовать радиоактивное излучение для лечения онкологических заболеваний, проводить рентгенодиагностику, отслеживать повреждение и дефекты в металлах на заводах, повышать количество и качество урожая сельскохозяйственных культур за счет облучения семян, определять возраст органических соединений благодаря методу радиоуглеродного анализа, и многое другое [8].
3 Измерение уровня естественной радиоактивности
Экспериментальные наблюдения за естественной радиоактивностью проводились с помощью современных приборов гражданского назначения дозиметра гамма-излучения и универсального радиометра.
3.1. Дозиметр гамма-излучения
Для контроля уровня радиации применялся портативный прибор – дозиметр гамма-излучения(рисунок 2)[3], предоставленный кафедрой метеорологии и климатологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Рисунок 2 Дозиметр гамма-излучения (наручные часы) – ДКГ РМ1603А
Прибор достаточно прост в использовании: замеры производятся автоматически и в непрерывном режиме. Корпус ДКГ-РМ1603А герметичный, стекло ударопрочное, имеетсялюминесцентная подсветка. Доступна запись до 1000 замеров. В качестве детектора в ДКГ-РМ1603 используется счетчик Гейгера-Мюллера. Время работы дозиметра от одного источника питания более 9 месяцев [3].
Исследования проводились 22 ноября 2024 г. (Приложение 1) в произвольно выбранных локациях:
в помещении:
детская комната;
школьный класс;
танцевальный класс;
на улице:
спортивная площадка в центре города;
лесопарк «Лесной» (Тинь-Зинь).
В таблице 1 и на гистограмме (рисунок 3) представлены результаты проведенных измерений. Нормативный показатель составляет от 0,05 до 0,2 микрозиверт в час (мкЗв/ч). Если постоянный фоновый уровень превышает 1,2 мкЗв/ч, он представляет серьезную угрозу для человека.
Таблица 1 Значения радиационного фона в разных локациях в черте г. Энгельс по данным портативного прибора «Дозиметр гамма-излучения»
№ |
Локация |
Адрес |
Время измерения |
Измеренное значение, микрозиверт/час (мкЗв/ч) |
Описание |
Помещение |
|||||
1 |
Детская комната |
ул. Волоха, д.18, 9 этаж |
07:15 |
0,10 |
норма |
2 |
Школа Патриот |
ул. Волоха, д.16, 2 этаж |
15:08 |
0,08 |
норма |
3 |
Танцевальный класс |
пл. Свободы, д.15, 1 этаж |
18:20 |
0,06 |
норма |
Улица |
|||||
4 |
Спортивная площадка |
пересечение улиц Волоха/Льва Кассиля |
15:30 |
0,07 |
норма |
5 |
Лесопарк «Лесной» (Тинь-Зинь) |
1-я Короткая улица |
16:00 |
0,06 |
норма |
Рисунок 3Значения радиационного фона в разных локациях в черте г. Энгельс по данным портативного прибора «Дозиметр гамма-излучения»
(1 – детская комната, 2 – школьный класс, 3 – танцевальный класс, 4 – спорт.площадка, 5 – лесопарк)
Все полученные значения в результате измерений оказались в пределах нормы. Наибольший показатель отмечался в 07:15 утрана уровне 9 этажа в детской комнате и составил 0,10 мкЗв/ч, наименьший показатель составил 0,06 мкЗв/ч для танцевального классана уровне первого этажа в 16:00 и такое же значение отмечалось в 18:20 в лесопарке «Тинь-зинь».
3.2 Универсальный радиометр
Определение уровня радиоактивностичеловека проводилось 28 ноября 2024 г.с помощью приборауниверсальный радиометр. Прибор имеется в городе Саратов в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ).
Тело каждого человека обязательно содержит некоторое количество биологически активных радионуклидов. Один из них – «калий-40» – радиоактивный изотоп калия. В клетках различных тканей человеческого тела его содержится до 20 мг. В наш организм он попадает вместе с пищей и водой.
Для измерения радиоактивности Вашего тела необходимо встать на обозначенную отметку на площадке прибора. Измерение выполняется в течение нескольких секунд (рисунок 4).
Рисунок 4 Измерение радиоактивности тела человека с помощью
«Универсального радиометра»
В таблице 2 и на графике (рисунок 5) представлены полученные значения радиоактивности. Уровень радиоактивности взрослого человека в 2-3 раза превышает показатели детей 8-10 лет.
Таблица 2 Значения радиоактивности тела человека по данным прибора «Универсальный радиометр»
№ |
Возраст |
Измеренное значение,беккерелей |
1 |
8 лет |
1057 |
2 |
10 лет |
1570 |
3 |
35 лет |
2902 |
Рисунок 5 Радиоактивный фон тела человека по данным прибора «Универсальный радиометр»
4 Негативные радиационные последствия на примере аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС)
Главным примером страшной радиационной катастрофы на планете Земле является трагедия на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г.[7, 9].
В таблице 3 представлены негативные факты об аварии [9].
Таблица 3 Негативные радиационные последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции
Выброс в окружающую среду радиоактивных веществ |
- изотопы урана, плутония, йода-131 (период полураспада 8 дней); - изотопы цезия-134 (период полураспада — 2 года); - изотопы цезия-137 (период полураспада — 30 лет); - изотопы стронция-90 (период полураспада — 28 лет) |
Наиболее пострадавшие территории |
Россия, Украина, Беларусь, европейские страны |
Площадь загрязнения |
140 тыс. кв. км территории СССР, на которой проживало около 7 млн человек |
Зона отчуждения вокруг АЭС |
30 км |
Эвакуировано |
Свыше 115 тысяч человек |
Количество человек в ликвидации аварии |
Более 500 тысяч человек |
Построение «саркофага» |
В ноябре 1986 года над 4-м энергоблоком было построено изоляционное бетонное укрытие для предотвращения распространения радиации |
Остановка работы ЧАЭС |
15 декабря 2000 г. |
«Смертельный взрыв в ночной тиши –
Час двадцать три, стоят часы.
И свет тогда кругом погас –
Четвёртый блок весь мир потряс» – строки из стихотворения Николая Денисова, описывающие ужас случившегося. После аварии радиоактивный пепел и осадки накрывали близлежащие города с десятками тысяч людей. Эвакуация населения началась лишь через 36 часов. На много лет вперед будет закрыт город Припять [9].
4.1 Порядок действий при чрезвычайной ситуации на АЭС (памятка-брошюра)
В Саратовском регионе имеется одна из крупнейших атомных электростанций России – Балаковская атомная электростанция (БалАЭС) (рисунок 6), расположенная на левом берегу Саратовского водохранилища, в 12,5 км от г. Балаково и в 150 км от областного центра – г. Саратова. Ближайшими населёнными пунктами являются сёла Натальино (в 3 км юго-западнее) и Матвеевка (в 4,5 км северо-восточнее). В 2,5–3 км от БалАЭС расположены орошаемые пахотные земли [1].
Рисунок 6 Балаковская атомная электростанция[1]
Знания необходимых правильных действий при радиационной опасности в нашем крае однозначно актуальны. На рисунке 7 представлен макетразработанной памятки-брошюры «Внимание! Радиация!».
Размер брошюры составил 210*100 мм – евро-буклет с двумя фальцами. При разработке применяласькомпьютерная программа CorelDraw; для печати использовались: офисная бумага формата А4 и плотностью 120 мг, сканер/цветной принтер.
Внешний вид (разворот 1) |
Действия при угрозе радиационной аварии (разворот 2) |
Рисунок 7 Макет памятки-брошюры «Внимание! Радиация!»
Заключение
В результате проделанной работы успешно достигнуты поставленные цели и задачи. Начато знакомство с наукой радиобиология (радиационная биология); изучена история открытия радиоактивных элементов; сформировано общее представление о радиоактивности – ее положительной и отрицательной роли в жизни человека.
Получены навыки работы с приборами «Дозиметр гамма-излучения» и «Универсальный радиометр». Проведенные исследованиярадиационного фона разными методами невыявили случаев превышения нормы.Значения уровня радиоактивности в разных локациях г. Энгельс по данным прибора дозиметр гамма-излученияизменялись от 0,06 до 0,1 мкЗв/ч.
Заключительный этап исследования посвящен негативным радиационным последствиям аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Подготовлен макет памятки-брошюры «Внимание! Радиация!», изучены меры защиты и порядок действий при чрезвычайных ситуациях на АЭС.
В Приложениях 1, 2работы представлены фотографии исследований.
Список литературы
Балаковская атомная электростанция, Интернет-ресурс:https://ru.wikipedia.org/wiki/Балаковская_АЭС
ДияковскаяА.В., ТелековаЛ.Р. Влияние радиации на человека и окружающую среду // Журнал «Биологические науки» - 4 С.
Дозиметр-часы ДКГ-РМ1603А, Интернет-ресурс:https://rentgenprotect.ru/katalog/dozimetri/dozimetr-dkg-rm1603a/
Документальный видео-фильм «Секунды до катастрофы» (NationalGeographic), Интернет-ресурс:https://vk.com/video-5437424_78591793
Мультфильм «Фиксики о радиации»: «Ионизирующее излучение», «Атомная электростанция», «Уран», Интернет-ресурс:https://vk.com/video-24806617_456241451
Презентация «Радиация вокруг нас», Интернет-ресурс: https://infourok.ru/prezentaciya-radiaciya-vokrug-nas
Презентация «Эхо Чернобыля», Интернет-ресурс:https://shareslide.ru/detskie-prezentatsii/eho-chernobylya-2-klass
Применение ядерной энергии: проблемы и перспективы. Интернет-ресурс: https://fb.ru/article/198185/primenenie-yadernoy-energii-problemyi-i-perspektivyi
Шигапов А.С. Чернобыль, Припять, далее Нигде / Артур Шигапов. – М. :Эксмо, 2010. – 272 с. : ил. – (Проект STALKER. Реальный мир)
Что такое радиация? Интернет-ресурс: http://ekosf.ru/stati/724-chto-takoe-radiatsiya
Приложение 1
«Измерение радиационного фона»
Измерение радиоактивности с помощью портативного прибора «Дозиметр гамма-излучения» (единица измерения: микрозиверт/час):
Приложение 2
Посещение Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ)
г. Саратова