Введение
Я живу в городе Перми, который расположен на двух берегах реки Кама. Части города, расположенные на левом и правом берегах реки Камы, соединяются посредством двух автомобильных и одного железнодорожного мостов.
Наш город стремительно развивается, появляются новые районы, население города увеличивается. С каждым годом все больше назревает необходимость строительства третьего моста через реку Кама.
Обсуждение строительства третьего моста через реку Каму в городе Перми идет примерно с 2017 года.
Весной 2023 года завершено проектирование мостового перехода через реку Кама в городе Перми.
Изучив в интернет-ресурсах проект третьего автомобильного моста через реку Каму, я заинтересовалась, какие бывают виды мостов, как их строят, как меняется жизнь человека с появлением этих сооружений.
Мост - древнейшее инженерное изобретение человечества.
Мост - сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь, какие-нибудь препятствия.1
В ходе работы над своим проектом я провела эксперимент, обратилась к Интернет-ресурсам, смоделировала изученные мной виды мостов, создала макет своего автомобильного моста.
Цель моей работы: узнать информацию о видах мостов, провести анализ основных видов мостов
Объект исследования: мосты и их виды.
Предмет исследования: мост через реку Кама.
Гипотеза: выяснить, какой автомобильный мост можно строить в г. Перми через реку Каму.
Задачи моей работы:
Познакомиться с историей возникновения мостов;
Изучить основные виды мостов и их характеристики.
Провести эксперимент;
Смоделировать изученные виды мостов;
Создать свой макет автомобильного моста через реку Каму;
Сформировать выводы.
Методы исследования:
1. Сбор информации;
2. Эксперимент;
3. Моделирование;
4. Проектирование;
5. Анализ и обобщение.
Глава № 1
Теоретическая часть
История создания мостов
Мост – это древнейшее инженерное изобретение человечества.
Первый мост появился еще в доисторические времена, уже тогда человеку нужно было искать способ преодолевать встречавшиеся на его пути преграды (реки, ручьи, овраги, пропасти).
Самые простые мосты человек стал создавать еще в глубокой древности, они представляли собой перекинутое через ручей бревно.
Позже в качестве материала начали использовать камень.
Первоначально из камня делали только опоры моста, но потом и вся его конструкция стала каменной.
Спустя время римские инженеры стали использовать в своих арочных мостах бетон для скрепления природных камней.
В Средневековье рост городов и бурное развитие торговли вызвало необходимость в большом количестве прочных мостов. Развитие инженерной мысли позволило строить мосты с более широкими пролётами, пологими сводами и менее широкими опорами. Самые крупные мосты того времени достигают в пролёте более 70 метров.
В XVI и XVII веках появилась необходимость в ещё более крупных мостах, которые могли бы пропускать большие корабли. В XVIII веке высота пролёта мостов достигает более чем 100 м.
С конца XVIII века для строительства применяется металл.
Первый металлический мост был построен в Англии в 1779 году. Высота его пролёта составляла около 30 м, перекрытия представляли собой чугунные арки. Вслед за Англией, Россия приступила к строительству металлических мостов. Так, в 1780-х годах в парках Царского Села построили несколько пешеходных арочных мостов из чугуна и железа.
В XIX веке появление железных дорог потребовало создания мостов, способных выдерживать значительные нагрузки, и постепенно в качестве основных материалов в мостостроении стали использовать сталь и железо. Длиннейшим в Европе конца XIX века был мост через Волгу в городе Сызрани, составлявший 1443 м в длину.
В XX веке мосты стали строить также из железобетона. Этот материал выгодно отличается от стали тем, что не требует регулярной покраски.
Строительство современных мостов — это огромная и тяжелая работа для инженеров. Им необходимо не только рассчитать тяжесть, которую мост способен выдержать, прочность используемых материалов, но и уделить особое внимание воздействию на мост ветра, солнца, влаги. Сегодня в расчетах помогают компьютеры. Одна ошибка в расчетах может привести к многочисленным жертвам.
Многие мосты являются узнаваемыми символами городов или целых стран, являются настоящими произведениями архитектурного и инженерного искусства. Но, несмотря на все современные технические возможности, строительство мостов до сих пор является очень сложным.
Виды мостов
Из энциклопедического словаря я узнала, что мост - это сооружение, прокладывающее путь над препятствием2.
Многообразие мостов можно классифицировать по-разному3:
- по виду преодолеваемого препятствия мосты: через реки, ручьи и подобные водотоки; через дороги, так называемые путепроводы; через овраги, ущелья, называемые виадуки и эстакады;
- по назначению различают мосты: автодорожные (для пропуска всех видов транспортных средств, движущихся по автомобильным дорогам, а также пешеходов), железнодорожные (для железнодорожных поездов), городские (для всех видов городских транспортных средств: автомобилей, троллейбусов, трамваев, метро, а также пешеходов), пешеходные (только для пешеходов), совмещённые (для автомобилей и железнодорожных поездов), специальные (для трубопроводов, силовых кабелей и т. п.), судоходные;
- по материалу: деревянные, металлические, сталежелезобетонные, железобетонные, бетонные, каменные;
- по типу применяемых опор: на жёстких опорах, передающих через фундаменты нагрузку от пролётных строений непосредственно грунту, и на плавучих опорах, передающих нагрузку на воду (наплавные мосты на понтонах или баржах);
- по технологии строения: балочные; арочные; рамные, висячие и вантовые; комбинированные4.
Мосты состоят из пролетных строений и опор.
Пролетные строения – это собственно и есть сам мост.
Пролетные строения бывают самыми разными: балочными, арочными, фермовыми, вантовыми и др.
Опоры – конструкции, поддерживающие пролетные строения и передающие давление на грунт. Опоры, стоящие на берегах реки называются устоями, а промежуточные опоры, стоящие в воде – быками.
Разберем основные виды мостов.
Самый древний, простой и распространенный тип мостов – балочный (приложение № 1).
Он состоит из пролетного строения, опорных частей, опоры и фундамента. Пролетное строение или пролёт, это и есть та самая балка, которая дала название всей системе подобных мостов. Прямоугольный брус (балка) лежит на 2-х и более опорах.
В этих мостах самая простая и дешевая конструкция, поэтому их построено больше всего в мире.
Недостаток балочной системы моста заключается в том, что расстояние между опорами нельзя сделать слишком большим. Балка будет прогибаться под собственным весом и может просто рухнуть. Кроме того, перекинуть балочный мост можно только на небольшое расстояние. Помимо основных опор-устоев моста ставят еще и промежуточные (опора-бык). Промежуточная опора-бык ставится, если длина балки моста короче длины реки. Для установки опоры-быка в реке необходимо либо просушить реку, либо временно перенести русло реки в другое место, либо дождаться естественного падения уровня реки.
Этот способ, конечно, подходит не всегда, в связи с этим наряду с ним используют и другие методы. Например, если грунт в месте строительства моста позволяет, то в дно можно вбить сваю − опору с заостренным концом. Сваи вбивают обычно прямо с судна, при этом опора прочно укрепляется на дне. Если по какой-то причине невозможно сбить сваи в дно реки, то можно опору установить на фундаменте. Этот способ часто используют в современном мостостроении. Но как же установить фундамент опоры под водой? Одним из основных способов является использование так называемых коффердам.
Коффердам - это временное сооружение, которое обеспечивает герметичность, его монтируют непосредственно на месте установки опор моста, прямо в воде (приложение № 2). Принцип всех конструкций подобного типа одинаков: в воде герметичными стенами огораживается периметр или диаметр, из него откачивается вода. В итоге внутри сооружения воды нет, открывается возможность проводить строительные или ремонтные работы, как на суше. Коффердамы, в зависимости от задач и сложности инженерных работ, могут собирать непосредственно на месте установки, или могут сооружаться на суше, а потом целиком доставляться на место установки.
Также есть ещё один способ возведения подводных сооружений - это использование кессона – это постоянная конструкция в виде коробки, которая фиксируется в водоеме (приложение № 3). Его собирают на суше в виде цилиндрической водонепроницаемой камеры, открытую снизу, потом его топят в нужном месте, в этом месте создается воздушный колокол, дно реки освобождается. Затем под стенками кессона извлекается грунт, и он самостоятельно под своим весом опускается ниже. Грунт извлекается до тех пор, пока кессон не станет на твердые породы. Первый кессон использовали ещё в 1870-х годах при строительстве Бруклинского моста в Нью-Йорке. Сейчас же эта технология не имеет широкого распространения.
Но даже при наличии промежуточных опор, балки под грузом прогибаются. Есть еще одна особенность у балочного моста: любая балка, лежащая на опорах, прогибается вниз даже под собственным весом, а уж когда по ней везут что-то тяжелое – тем более. Поэтому возможность перевозить грузы по такому мосту ограничена.
Примеры балочных мостов в России:
- Мост через Неву в Санкт-Петербурге (1850-1859 гг.): этот мост, известный как «Старый Никольский мост», является одним из старейших балочных мостов в России (приложение № 4);
- Крымский мост (2018-2020 гг.): монументальное сооружение, соединяющее Крымский полуостров с материковой частью России, является примером современной балочной конструкции. Мост состоит из 17 пролетов, выполненных из стали, и отличается высокой пропускной способностью (приложение № 5);
- Мост через реку Обь в Новосибирске (1955 г.): этот мост, один из крупнейших в России, является примером балочной конструкции с железобетонными балками. Его длина составляет 1591 метр, что позволяет эффективно соединять две части города (приложение № 6);
- Мост через реку Волгу в Нижнем Новгороде (1965 г.): этот мост, известный как «Мост через Волгу», является одним из самых высоких балочных мостов в России. Его высота составляет 76 метров, что позволяет обеспечить судоходство по Волге (приложение № 7);
- Мост через реку Амур в Хабаровске (2016 г.): современный мост, соединяющий город Хабаровск с пригородами. Он выполнен в виде комбинированной балочной конструкции с применением стальных ферм (приложение № 8).
Арочные мосты (переводится с английского языка – «просверливаемая дверь») - сооружение, где проезжая часть опирается на изогнутую конструкцию, напоминающую арку. Эта архитектурная форма возникла в глубокой древности и до сих пор впечатляет своей грациозностью и прочностью. Арочный мост работает на сжатие, а не на изгиб, как балочный. Он держится, что называется за счет собственного веса, поэтому эти мосты самые прочные. Секрет прочности арки заключается в том, что она передает нагрузку от проезжей части не только на опоры, но на боковые элементы, которые, подобно стенкам, распирают арку, предотвращают ее обрушение. Это принцип позволяет аркам выдерживать колоссальные нагрузки, делая их идеальным решением для мостов, пересекающих глубокие ущелья или широкие реки. Однако арки требуют определенной устойчивости опор, что ограничивает их применение в местах с нестабильным грунтом. Арочные мосты человеку показала природа, выдалбливая путь под прочной породой. Вода, ветер и солнце измельчают слабую породу, оставляя возвышаться скальные переходы. Арочные мосты делали из камней, так как этот материал выдерживает большие силы давления.
В разных уголках мира, на протяжении веков, архитекторы и инженеры создавали свои вариации на тему арки, оставляя после себя впечатляющие памятники инженерной мысли. Перечислю некоторые из них:
- Пон-дю-Гар (Франция) - этот трёхярусный мост-акведук возведён древними римлянами в I веке нашей эры. Его мощные арки сложены из гигантских каменных блоков без использования раствора (приложение № 9);
- Мост Риальто (Италия) - это мост через знаменитый Гранд-канал в Венеции (приложение № 10);
- Мост Чжаочжоу (Китай) - это древний мост построен в VII веке, считается старейшим сохранившимся арочным мостом в мире (приложение № 11);
- Тауэрский мост (Великобритания) - это знаменитый мост, ставший одним из символов Лондона, сочетает в себе элементы разводного и арочного моста. Его две мощные башни, соединенные пешеходными галереями, несут на себе две огромные арки, под которыми могут проходить крупные суда (приложение № 12);
- Сиднейский мост Харбор-Бридж (Австралия) - этот мост является одним из самых больших арочных мостов в мире (приложение № 13).
Вися́чий мост (разг. «подвесной мост») — мост, в котором основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (кабелей, канатов, цепей и других), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена. Вместо того, чтобы опираться на массивные опоры снизу, эти мосты парят в воздухе, подвешенные на стальных канатах или цепях. Висячая конструкция удобна тем, что на этот мост уходит мало строительных материалов и при этом не нужно выводить дополнительные опоры. Оказывается, такой мост прочнее того, что стоит, опираясь на берега. Только, конечно, висит мост уже не на канатах, и даже не на цепях, а на стальных тросах. Чтобы подвесить мост, сначала строятся высокие столбы − пилоны, на которых потом крепится система тросов, удерживающих всю конструкцию (канаты). Благодаря такой конструкции висячие мосты способны преодолевать огромные расстояния, пролегая над широкими реками, глубокими ущельями и морскими проливами.
Один из разновидностей висячего моста является вантовый мост, состоящий из одного или более пилонов, соединённых с дорожным полотном посредством стальных тросов — вант. В отличие от висячих мостов, где дорожное полотно поддерживается вертикальными тросами, прикреплёнными к протянутым по всей длине моста основным несущим тросам, у вантовых мостов тросы (ванты) соединяются непосредственно с пилоном, гибкой несущей конструкции в них нет. Нагрузка на балку передается высоким опорам (пилонам) через систему вант — тросов. Существуют две основные схемы крепления вант к пилону — стиль веера и стиль арфы. В первом случае пучок вант крепится к одной точке, а затем подобно вееру расходится, чтобы соединиться в разных точках с балкой жесткости. Если мост выполнен в стиле арфы — ванты крепятся к разным точкам пилона и идут к балке жесткости практически параллельно. С точки зрения устойчивости конструкции «веерный» вариант предпочтительней — так минимизируется опрокидывающий момент, передаваемый на пилон, но, если вант слишком много, выводить их из одной точки довольно сложно с инженерной точки зрения. В этом случае выбирается промежуточный вариант — ближе к вееру, но ванты крепятся на пилоне на небольшом расстоянии друг от друга.
Перечислю некоторые из самых выдающихся висячих мостов:
- Русский мост (Россия), перекинутый через пролив Босфор Восточный во Владивосток (приложение № 14);
- Висячий мост через Менай (Великобритания) – этот мост считают первым по-настоящему великим подвесным мостом в истории Европы. Он открылся в 1826 году. Основной пролет этого моста имеет длину 176 метров (приложение № 15);
- Клифтонский мост (Великобритания) - это инженерное сооружение с висячим пролетом длиной 214 метров (приложение № 16);
- Бруклинский мост (США) – это мост в 1883 году стал самым длинным подвесным сооружением в мире. Длина пролета – 486 метров (приложение № 17);
- Золотые Ворота (США) – этот мост является самым известным и красивым мостом в США. Это сооружение с длиной пролета 1280 метров было построено в 1937 году, став рекордсменом по данному параметру на целых двадцать семь лет (приложение № 18);
- Крымский мост в г. Москва (Россия) – является самым известным висячим в стране. Длина его висячего пролета составляет 168 метров (приложение № 19);
- Босфорский мост (Турция) - первый мост через пролив Босфор, он соединяет европейский и азиатский берега этого пролива. Общая длина этого сооружения составляет 1560 метров, а подвесного пролета в нем – 1074. Пешеходам доступ на него полностью запрещен (приложение № 20);
- мост Акаси-Кайкё (Япония) - самый длинный висячий мост в мире. Длина крупнейшего висячего пролета в нем составляет 1991 метр (приложение № 21);
- мост через Сыдухэ (Китай) - является самым высоким подвесным мостом в мире, длина крупнейшего висячего пролета составляет 900 метров. Высочайшая его точка над уровнем земли расположена на отметке 496 метров (приложение № 22).
Следующий вид мостов, рассмотренный мной в данной работе - понтонный мост. Это искусственное сооружение, возведённое над водой на плавучих опорах. Используется для переправы людей, техники и грузов. Прямоугольный плот, который называется «понтон». Он сделан из стали, а внутри у него воздух, поэтому понтон не тонет и способен держать на себе груз более 20 тонн.
Основное применение понтонных мостов — организация временных переправ через водные преграды при аварии или во время ремонта постоянных мостов, в военном деле, при ликвидации последствий стихийных бедствий и других.
Наиболее известные понтонные мосты:
- Хобарт-Бридж (Тасмания) был построен в 1943 году, имел длину 961 метр (приложение № 22);
- мост Королевы Эммы (остров Кюрасао) - это постоянный откидной мост, который регулярно открывается, чтобы обеспечить проход океанских судов (приложение № 23),
- плавучий мост мученика Ахмеда Эль-Манси (Египет) соединяет два берега канала двумя полосами автомобильного движения и пешеходной полосой;
- мост Эвергрин-Пойнт (США) построен в 2016 году, его длина составляет 2350 метров, а ширина — 35 метров (приложение № 24);
- понтонный мост через реку Волгу под городом Астраханью возведён в 2020 году, является мировым рекордсменом по длине - 1360 метров.
Еще один вид мостов – разводной мост. Это особый тип моста, имеющий подвижное пролётное строение для обеспечения пропуска судов5. Разводные мосты, как правило, строят на судоходных реках и каналах в плотной застройке, когда другими способами «развязать» наземный транспорт и судоходство не удаётся. Преимущество разводных мостов - для обеспечения беспрепятственного пропуска судов разводному мосту не требуется высокого пролёта. Но имеются и недостатки у таких мостов – это то, что механизмы разводного моста требуют постоянного технического обслуживания, и то, что наземный транспорт не может перемещаться через мост во время прохода судов.
Существует большое количество типов разводных мостов. Перечислю несколько самых невероятных раздвижных мостов в мире:
- Мост Тысячелетия (Англия) - первый в мире наклоняемый мост. В обычном состоянии одна арка приподнята над рекой примерно на 50 метров, а другая служит для перемещения с одного берега реки Тайн на другой велосипедистов и пешеходов. Но как только к мосту подходит судно, гидравлические домкраты чуть меньше, чем за 5 минут поворачивают арки вокруг оси, соединяющей их концы, и таким образом верхние точки обеих арок выравниваются относительно друг друга, замирая на высоте 25 метров над водой (приложение № 25);
- Скручивающийся мост-гусеница (Англия) – это необычный пешеходный мост, способный за считанные минуты превратиться в эффектный восьмиугольник (приложение № 26);
- «Летающий» мост Slauerhoff (Нидерланды) является автоматическим подъемно-разводным мостом, представляющим собой подвижную ферму с пилоном-противовесом. Квадрат платформы моста около десяти раз в течение суток приподнимается над водой (приложение № 25);
- Мост «Фолкеркское колесо» (Шотландия). Его необычная конструкция представляет собой соединенные попарно вращающиеся лопасти, поднимающие большие суда над водой и аккуратно переносящие их из нижнего канала в верхний и наоборот (приложение № 26);
- Мост Гюстава Флобера (Франция) - самый высокий в Европе подъемный мост может пропустить под собой большое количество разнокалиберных судов. Конструкция моста интересна тем, что каждое его полотно имеет свой личный подъемный блок (приложение № 27);
- Мост – крылья (Великобритания) - одна часть моста всегда уравновешивает противоположную и, поднимаясь одновременно, обе части как бы отзеркаливают друг друга. Мачта с двумя подъёмными пролётами величественно возвышается над заливом примерно на 50 метров (приложение № 28).
Ознакомившись с некоторыми видами мостов и их проектами, я поняла, что, как правило, мосты состоят из пролётных строений и опор, но современные архитекторы предлагают множество проектов, поражающих с одной стороны своей необычностью, а с другой – абсолютной реальностью воплощения.
Глава № 2
Практическая часть
1.Моделирование
В процессе разработки практической части моей исследовательской работы я решила смоделировать те виды мостов, с которыми познакомилась в теоретической части своей работы.
Перед тем, чтобы приступить к моделированию, я подробно изучила, как выглядят эти мосты, какие детали используются. Постепенно шаг за шагом я перешла к созданию моделей.
Для конструирования моих мостов я использовала:
Лист картона;
Груз;
Детали конструктора;
Водное пространство;
Зубочистки;
Пенопласт;
Клей.
Первая модель – балочный мост (приложение № 30).
С помощью полоски плотного картона и опор из конструктора, я сделала самый простой балочный мост, состоящий из двух опор, а между ними балка из картона.
Мой балочный мост получился с виду крепким, однако, когда на мост был размещен груз, балка прогнулась под его весом. Кроме того, чем дальше я размещала опоры друг от друга, тем больше балка под весом груза прогибалась. Проблему прогиба балки при более большом расстоянии мне помогла решить дополнительная опора, установленная посередине моего моста, так называемая промежуточная опора-бык. Основа моста перестала прогибаться в том месте, где стоял груз, но как только я переставляла груз в место, где нет промежуточной опоры, мост вновь прогибался под ним.
Я решила попробовать укрепить свой балочный мост при помощи мостовых ферм (приложение № 31).
Мостовая ферма – это система на стержнях сквозного типа. Принимает на себя основные нагрузки в конструкции любого моста.
Фермы я сделала из зубочисток и пластилина. Они придали крепость моему сооружению за счет перераспределения нагрузки между всеми элементами. Мой мост стал действительно более прочным, вес груза уже не так сильно прогибал балку.
Вторая модель – арочный мост (приложение № 32).
Видя, как прогибается плотный картон под весом груза, я решила попробовать изменить направление дуги. У меня получилась более прочная конструкция.
При моделировании балочного моста я обратила внимание на то, что на горизонтальную полоску картона груз давит сверху-вниз, а вот, когда я смоделировала арочный мост, я почувствовала, что для того, чтобы удержать груз, мне пришлось сдерживать опоры, чтобы они не разошлись, сложилось ощущение, что груз давил на опоры. Причем я смогла разместить на арочном мосту больше груза, чем на балочном в 2 раза.
Изученная мной теория подтвердилась практикой - арочный мост прочнее балочного, так как в арочных мостах передаются опорам не только вертикальные, но и горизонтальные усилия.
Кроме того, арочный мост мне показался более красивым, чем балочный, за счет изгиба арки.
Следующий вид моста, который я смоделировала – это понтонный мост. Чтобы получился плавучий мост, я использовала кусочки пенопласта. Мой мост не тонул, и на нем я смогла разместить груза в 8 раз больше, чем на балочном (приложение № 33).
Я провела сравнительное исследование конструкций мостов, их достоинства и недостатки. Результаты представлены в таблице (Приложение № 35).
Проектирование моста
Во втором этапе практической части моей работы я решила попробовать создать свой проект автомобильного моста через реку Кама в городе Перми.
Вдохновившись видами разных мостов, мне хотелось, чтобы мост был необычной формы. Я решила, что мой мост будет похож по виду на речную волну и будет называться «Пермская волна».
Вид моста я выбрала арочный, так как взяла за основу уже существующий автомобильный мост через реку Каму. Однако я решила, что опоры моего моста будут нестандартной формы, а также будут установлены декоративные элементы вдоль моста.
Теперь подробнее о составляющих моей практической части.
Этапы моей работы над проектом автомобильного моста:
Изучение местности;
Эскиз моста;
Создание шаблонов для формирования макета моста,
Изготовление макета.
Перед началом работы над проектом моего моста я изучила местность, где можно разместить мой мост – для этого я изучила карту г. Перми в приложении 2ГИС (приложение № 36).
После чего перешла к следующему этапу своей работы над макетом – создание эскиза и чертежа моего моста, а после этого приступила к изготовлению шаблонов для будущего макета моста (приложение № 37 и № 38).
Однако в процессе работы над макетом я поняла, что очень сложно воплотить в жизнь то, что изображено на бумаге, поэтому в процессе изготовления шаблонов для моего моста мне пришлось видоизменить свой мост – сделать элементы моста более геометрически правильными, так как материал не поддавался выкройке.
Для создания макета своего моста я использовала пластиковую панель, поликарбонат, клей. В качестве реальных материалов для строительства моста я предлагаю использовать бронестекло, сталь, железобетон.
На декоративных элементах моста я предлагаю установить подсветку белого, синего цвета. Пол на тротуаре предлагаю сделать стеклянный, чтобы, проходя по мосту, можно было любоваться речной гладью.
Думаю, что такой мост может стать не только связующей автомагистралью, но и излюбленным туристическим местом.
Ознакомиться с макетом моего моста можете в Приложении № 39.
Заключение
Проведенная мной исследовательская работа дала мне много знаний о мостах, их видах, об истории их происхождения.
Во время своей работы над этой темой я узнала много новой для себя информации, в результате моделирования я попыталась воспроизвести технологию строения некоторых видов мостов, разработала свой макет автомобильного моста через реку Каму в городе Перми.
Практическая часть моей работы прошла успешно, все задачи выполнены. Важность работы доказана.
Я убедилась в том, что проектирование и строительство мостов – очень сложная и ответственная задача. Строительство мостов актуально во все времена.
По итогам работы я сделала много выводов:
- Строительство моста крайне ответственное дело;
- Современные технологии строительства мостов очень разнообразны;
- Значение мостов многогранно;
- Строительство мостов оказывает значительное влияние на жизнь людей.
Источники информации
Интернет-ресурс Википедия;
Интернет-сайт Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия», Мост,
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
«Как устроен мост?» Беляев Р., М.: Самокат, 2020.
Ефимов П. П. Проектирование мостов. М: Дантэя, 2010.
Приложение
№ 1
№ 2 № 3
№ 4 № 5
№ 6 № 7
№ 8 № 9
№ 10 № 11
№ 12 № 13
№ 14 № 15
№ 16 № 17
№ 18 № 19
№ 20 № 21
№ 22 № 23
№ 24 № 25
№ 26 № 27
№ 28 № 29
№ 30
№ 31
№ 33 № 34
№ 35
Вид моста |
Достоинства |
Недостатки |
Балочные мосты |
1. Низкая стоимость строительства 2. Простая технология строительства |
Маленькая длина пролета |
Арочные мосты |
1. Большая длина пролета 2. Прочность |
1. Большой вес моста 2. Требуется прочный фундамент 3. Высокая стоимость строительства |
Висячие мосты |
1. Большая длина пролета 2. Небольшой расход материала 3. Небольшой вес 4. Можно строить в высокогорных районах, |
|
Вантовые мосты |
1. Большая длина пролета 2. Небольшой расход материала 3. Небольшой вес 4. В отличие от висячих более неподвижны |
1. Пониженная жесткость 2. Требует капитальный фундамент для пилонов |
№ 36
№ 37 № 38
№ 39
№ 40
1 Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
2 Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия», Мост, https://bigenc.ru/c/most-4ffad8
3 «Как устроен мост?» Беляев Р., М.: Самокат, 2020.
4 Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия», Мост, https://bigenc.ru/c/most-4ffad8
5 https://ru.wikipedia.org/wiki/Разводной_мост