УТРО БУДЕТ ДОБРЫМ

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

УТРО БУДЕТ ДОБРЫМ

Исмаилов З.З. 1
1МБОУ СОШ №76 г.Пензы
Романова С.А. 1
1МБОУ СОШ №76 г.Пензы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

доброе утро

приносит добрый день.

ВВЕДЕНИЕ

Я обычный, 10-летний мальчишка, которому всегда хочется играть и веселиться. Однако, как прилежный ученик 4 б класса, я много времени посвящаю учебе. Образовательный процесс сложный, но у нас есть помощники: платформа «Учи.ру». Она делает его очень увлекательным и многогранным. Таким образом, я могу совместить учебу и игру.

Недавно я задумался: «Что еще можно так разнообразить и превратить в увлекательное занятие?» Мои мысли прервал голос мамы: «Захар, иди чистить зубы!». Точно! Чистке зубов так же можно найти «помощника»! Всем известно, что чистка зубов, да еще и 2 раза в день для детей не очень приятное занятие. Мы зачастую с неохотой это делаем, да еще и не всегда правильно. Но! Современные проблемы требуют современных решений!

На просторах интернета очень много различных приложений, помогающих нам, детям, правильно чистить зубы, поддерживающих интерес к этому рутинному занятию, чтобы индивидуальная гигиена полости рта вошла в привычку. Своей «находкой» я решил поделиться с одноклассниками и у меня возникла идея проверить ее эффективность.

Актуальность моего исследования заключается в том, что для наибольшей эффективности индивидуальной гигиены полости рта у детей 10-ти лет необходима мотивация, такая как использование приложений для чистки зубов.

Цель исследования: провести сравнительную оценку гигиены полости рта у детей 9-10 лет с использованием специального приложения для чистки зубов и без него.

Задачи:

- определить уровень гигиены полости рта до использования приложения;

- внедрить специальное приложение для чистки зубов и рассказать особенности его применения;

-провести анкетирование у одноклассников, использующих приложение;

- провести сравнительный анализ эффективности гигиены полости рта с использованием приложения и без него.

Методы, применяемые в процессе исследования:

- исследовательский метод;

- анализ и обобщение данных научно-методической литературы заболеваемости кариесом детей в возрасте 10 лет;

- анализ представленных на рынке приложений для индивидуальной гигиены;

- анкетирование;

- анализ данных проведенного исследования.

Практическая значимость работы определяется тем, что приложение для чистки зубов может применяться для повышения эффективности индивидуальной гигиены полости рта у детей, тем самым способствуя уменьшению заболеваемости кариесом.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Роль зубного налета в патогенезе кариеса

Эпидемиологические данные свидетельствуют о высокой распространенности кариеса зубов у детей. Отсутствует динамика снижения заболеваемости кариесом детей во многих регионах России. Среди 10-12-летних школьников распространенность кариеса постоянных зубов колеблется от 61 до 96%.

В детском возрасте органы и ткани находятся в состоянии динамического функционального развития. На всех этапах формирования детского организма существует потребность в профилактических мероприятиях, особенно, когда пациенту необходимо стоматологическое лечение.

Согласно теории развития кариеса при наличии в полости рта углеводов микроорганизмы образуют органические кислоты и, в первую очередь, молочную кислоту как конечный продукт ферментации углеводов, продуцируют внеклеточный полимер глюкозы (гликан) из сахарозы. Клеточные элементы налета вместе с внеклеточными образованиями создают поры, что обеспечивает проникновение внутрь слюны и жидких компонентов пищи. Однако накопление в налете конечных продуктов жизнедеятельности организмов замедляет диффузию, так как закрываются межклеточные пространства в нем. В результате этого происходит накопление органических кислот (молочная, пировиноградная, уксусная, яблочная и др.) на ограниченном участке поверхности зуба. При длительном поддержании критического уровня pH 4,5 – 5,0 происходит растворение апатитов эмали и разрушение твердых тканей зуба. [1]

1.2. Гигиена полости рта у детей

Термин гигиена полости рта включает в себя: чистку зубов с использованием зубных щеток и зубных паст; очистку межзубных промежутков флоссом; гигиену полости рта с применением ирригаторов. Важным этапом в обучении пациентов гигиене полости рта является индикация зубного налета.

У детей младшего школьного возраста (7–10 лет) родители должны постоянно мотивировать ребенка, контролировать процесс чистки зубов щеткой, проверять его качество и, при необходимости, завершать гигиеническую процедуру собственноручно. Продолжительность чистки зубов должна составлять не менее 3 мин. Использование жидких средств гигиены полости рта показано детям, которые имеют хорошие навыки полоскания и сплевывания. Все жидкие гигиенические средства для детей производятся с добавлением антисептиков, обладающих выраженными антибактериальными свойствами (триклозан). В результате ополаскиватели приобретают способность препятствовать образованию и фиксации мягкого зубного налета.

Психический и физический уровень подростка 10–14 лет позволяет ему качественно выполнять чистку зубов щеткой, но в реальной жизни каждый подросток нуждается в опеке родителей, их активной доброжелательной помощи, в том числе и при проведении гигиенических процедур. Роль родителей в проведении гигиены полости рта детей постепенно сокращается, сосредотачивается на мотивации и периодическом контроле.

1.3. Определение зубного налета

Для оценки площади поверхности коронки зуба, покрытой зубным налетом, наибольшее распространение получил индекс гигиены полости рта OHI-S. Индекс OHI-S (J.C.Green,J.R.Vermillion, 1964) позволяет оценить количество зубного налета и зубного камня.[3, 4]

Для определения индекса обследуют 6 зубов: 16, 11, 26, 31 - вестибулярные поверхности 36, 46 - язычные поверхности Оценка зубного налета может проводиться визуально или с помощью окрашивающих растворов (Шиллера-Писарева, фуксина, эритрозина).

Коды и критерии оценки зубного налета:

0 - зубной налет не выявлен;

1 - мягкий зубной налет, покрывающий не более 1/3 поверхности зуба, или наличие любого количества окрашенных отложений (зеленых, коричневых и др.);

2 - мягкий зубной налет, покрывающий более 1/3, но менее 2/3 поверхности зуба;

3 - мягкий зубной налет, покрывающий более 2/3 поверхности зуба.

Определение над- и поддесневого зубного камня проводят с помощью стоматологического зонда.

Коды и критерии оценки зубного камня:

0 - зубной камень не выявлен;

1 - наддесневой зубной камень, покрывающий не более 1/3 поверхности зуба;

2 - наддесневой зубной камень, покрывающий более 1/3, но менее 2/3 поверхности зуба, или наличие отдельных отложений поддесневого зубного камня в пришеечной области зуба;

3 - наддесневой зубной камень, покрывающий более 2/3 поверхности зуба, или значительные отложения поддесневого камня вокруг пришеечной области зуба.

Расчет индекса складывается из значений, полученных для каждого компонента индекса с делением на количество обследованных поверъхно-стей суммированием обоих значений.

Формула для расчета:

ИГР-У = сумма значений налета / количество поверхностей + сумма значений камня / количество поверхностей.

Интерпретация индекса (значения ИГР-У уровень гигиены):

0,0-1,2 хороший

1,3-3,0 удовлетворительный

3,1-6,0 плохой.

1.4. Метод чистки зубов щеткой и пастой

В настоящее время наиболее распространен стандартный метод чистки зубов. Зубной ряд условно делят на 6 сегментов: по два фронтальных (резцы и клыки), премоляры, моляры справа и слева. Чистку зубов и десен начинают с вестибулярной стороны моляров справа на верхней челюсти и продолжают чистить зубы до противоположной стороны, затем очищают жевательную поверхность зубов и завершают чистку на небной поверхности зубов. В той же последовательности чистят зубы нижней челюсти.

При чистке щечных и небных (язычных) поверхностей зубов верхней и нижней челюсти щетинки должны быть направлены под острым углом к поверхности зубов. "Подметающими" движениями вниз – для верхней челюсти и вверх – для нижней челюсти зубной налет удаляется одновременно и с десен. Затем делают несколько горизонтальных возвратно-поступательных движений и заканчивают чистку круговыми движениями, причем давление на щетку прикладывают тогда, когда она, проходя от десны, трет по зубу. Затем встречный полукруг выполняют без давления для возврата щетки в исходное положение. После этого зубную щетку передвигают на один сегмент вперед и всю комбинацию движений повторяют.

Жевательные поверхности моляров и премоляров верхней и нижней челюсти очищают щетинками щетки, направленными перпендикулярно к окклюзионной поверхности и проникающими глубоко в фиссуры и межзубные промежутки. Медленные вращательные движения головки щетки (без изменения ее положения), чередуют с горизонтальными возвратно-поступательными движениями. При чистке вестибулярных поверхностей верхних и нижних передних зубов выполняют такие же движения, как и при чистке щечных поверхностей моляров и премоляров. При чистке вестибулярных поверхностей верхних и язычных поверхностей нижних передних зубов ручку щетки ставят параллельно окклюзионной плоскости, причем два или три пучка щетины охватывают зубы и десну. Производят горизонтальные возвратно – поступательные движения. Затем положение щетки меняют так, чтобы головка щетки была направлена перпендикулярно к окклюзионной поверхности зубов, а щетинки щетки находились под острым углом к ним и захватывали края десны.

Движениями щетки вверх – вниз очищают не только зубы, но и десны. Чистку зубов заканчивают круговыми движениями. Все поверхности зубов каждого сегмента челюсти необходимо чистить не менее чем 10 парными движениями щетки. Всего 400-500 парных движений. Время чистки зубов должно составлять в среднем 3,5-4 минуты.

Проводить чистку следует дважды в день: после приема пищи и вечером перед сном. Щетинки щетки помещают на слизистую оболочку десны. Вращающимися движениями щетку продвигают к коронке зуба. Эти движения повторяют 10-12 раз в каждом сегменте зубного ряда. [2, 6,7]

1.5. Приложения для чистки зубов

С появлением смартфонов в последние годы начали появляться приложения для чистки зубов. Мобильные приложения для чистки зубов – это новый и быстро развивающийся тренд в сфере стоматологического здоровья. Эти приложения часто включают в себя таймеры, напоминания, рекомендации по технике чистки и многое другое, чтобы помочь пользователям улучшить свои привычки и результаты чистки зубов. Все приложения можно разделить на несколько видов:

- Приложения-таймеры: следят за временем чистки зубов, чтобы обеспечить рекомендованные две минуты.

- Приложения с инструкциями: обучают пользователя технике правильной чистки зубов.

- Приложения-трекеры: позволяют отслеживать вашу регулярность и продолжительность чистки зубов.

- Приложения для детей: с использованием игр и анимаций, они делают процесс чистки зубов более увлекательным для детей.

Среди детских приложений можно выделить несколько наиболее популярных.

  DisneyMagicTimer

Это простое приложение с отличным наполнением. Ребенок должен чистить зубы две минуты (для этого в приложении включается таймер), после чего откроется картинка с одним из персонажей Disney. Есть и герои мультиков, вроде Микки Мауса и Золушки, и фильмов (Халк, Капитан Америка, Дарт Вейдер и другие). Картинки сохраняются в альбоме приложения. Дополнительных персонажей можно либо купить в приложении, либо получить, просканировав зубную щетку Oral-B из серии Pro-Health Stages.

PokémonSmile

В этом приложении детям предлагают чистить зубы не просто для того, чтобы получить карточку с очередным покемоном. Там есть целый сюжет: нужно победить бактерии и освободить захваченных ими покемонов. Еще в процессе чистки дети могут «примерить» на экране смартфона кепки в виде героев мультфильмов.

Есть и более практичные функции. Например, можно самим выбрать продолжительность чистки от одной до трех минут. Приложение подсказывает, какие именно участки зубов нужно чистить, а после процедуры дает советы стоматологов. Возможно завести три отдельных профиля.

PhilipsSonicareForKids

Приложение можно использовать с любыми щетками, но часть функций доступна только для тех, у кого щетки от Philips из серии Sonicare For Kids с поддержкой Bluetooth версии 4.0 и выше.

Разработчики придумали своего персонажа по имени Спаркли. Он дает советы по чистке зубов и правильному питанию, еще его можно наряжать. По желанию можно включать в приложении музыку, голосовые советы и выставлять напоминание о смене насадки зубной щетки. Родителям удобно проверять, не забывает ли ребенок чистить зубы, ведь для них там предусмотрен специальный раздел.

BrushingHero

Здесь дети одновременно чистят зубы и побеждают монстров. Во время чистки можно «примерить» геройские шлемы. Их получают двумя способами: либо выигрывают за победу над боссами, которые появляются каждые 30 уровней, либо покупают. А чтобы ребенок не увлекался победой над чудовищем так, что забывал о правилах чистки зубов, есть еще одна важная функция: сила атаки на монстра меняется в зависимости от угла, под которым ребенок держит щетку.

BrushDJ

Это приложение не только для детей, но и для взрослых. В приложение можно загрузить музыку из телефона и потокового сервиса или использовать встроенные песни. В Brush DJ есть небольшие видео, которые помогут разобраться, как правильно чистить зубы. И еще много напоминаний: о чистке зубов, замене щетки, использовании зубной нити и походе к стоматологу.

  32 зуба

Очень простое приложение. Потому что побеждать монстров и собирать покемонов весело, но и от главного отвлекаться нельзя. Серия коротких мультиков поэтапно покажет, как чистить зубы. Приложение желает доброго утра и спокойной ночи и подбирает музыку в зависимости от времени суток: бодрую утром и спокойную вечером.[8]

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Изучив эти приложения и протестировав их на своем смартфоне я остановился на приложении BrushingHero(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

В исследовании принимали участие мои одноклассники, которые были разделены на 2 группы:

1 группа - использует приложение,

2 группа - чистит зубы без приложения.

На первом этапе своего исследования было проведено следующее:

Анкетирование.

Всем ребятам, участвующим в исследовании, было предложено пройти анкетирование.

1. Сколько раз в день ты чистишь зубы?

А.- ни разу

Б. -1 раз

В. -2 раза

Г.- 3 раза

2. Утром ты чистишь зубы

А-до завтрака

Б - после завтрака

3. Сколько по времени ты чистишь зубы?

А – 1 минуту

Б-2 минуты

В -3 минуты

Г- 4 минуты

Результаты анкетирования отражены на диаграмме (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Рис.1-6)

Лекция по гигиене полости рта.

Стоматологи кафедры стоматологии общей практики Пензенского института усовершенствования врачей провели беседу о полезных и вредных продуктах питания, методах и средствах профилактики стоматологических заболеваний.

В рамках игры нам были продемонстрированы мануальные навыки по правильной чистке зубов с применением зубной щетки и флосса, далее все желающие могли самостоятельно под контролем стоматолога попробовать применить на манекене полученные знания.

Затем было предложено провести совместный просмотр познавательного мультфильма “Доктор Заяц и зубные защитники”, после чего состоялся его разбор.

Класс с энтузиазмом и большой заинтересованностью воспринял данный урок гигиенического просвещения, активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы о гигиене полости рта, с удовольствием смотрели мультфильм, а возможность показать свои навыки чистки зубов на манекене вызвала настоящий ажиотаж. Даже по окончании урока многие учащиеся продолжили активно тренироваться на манекене и задавать вопросы о строении зубов и челюстей.

Оценка гигиены полости рта.

Всем участникам исследования мы с мамой провели окрашивание зубного налета с помощью специального красителя «Динал» [5] и провели оценку гигиены полости рта с помощью упрощенного индекса гигиены (ИГР-У).

После проведенных этапов я попросил участников 1 группы установить на смартфоны приложение BrushingHero и чистить зубы с его использованием 2 раза в день.

Результаты исследования

Оценку эффективности использования данного приложения проводил через 2 недели. Она так же включала в себя анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, рис.6-12) и оценку гигиены полоти рта (ПРИЛОЖЕНИЕ 4, 5). Полученные данные представлены ниже (Таб.1,2):

-индексная оценка гигиены полости рта

Группа 1

Индекс до использования приложения

Индекс после использования приложения

1

Ученик А…

2,3

2,1

2

Ученик О…

1,9

1,7

3

Ученик Д…

2,0

1,9

4

Ученик В…

1,8

1,5

5

Ученик К…

2,1

1,7

6

Ученик С…

2,4

2,0

7

Ученик В…

1,7

1,6

8

Ученик А…

2,5

2,2

9

Ученик Н…

2,1

1,9

10

Ученик З…

1,8

1,7

 

Средняя величина индекса

2,0

1,8

Таб.1

 

Группа 2

Индекс 1-й день

Индекс 14-й день

1

Ученик И…

2,1

2,1

2

Ученик В…

1,9

1,9

3

Ученик А…

2,1

2,0

4

Ученик В…

1,9

1,8

5

Ученик Д…

2,0

2,1

6

Ученик Г…

2,3

2,3

7

Ученик Н…

1,9

1,9

8

Ученик Т…

2,4

2,4

9

Ученик А…

2,1

2,2

10

Ученик Л…

1,8

1,9

 

Средняя величина индекса

2,1

2,1

Таб.2

По результатам исследования можно сделать выводы, что эффективность индивидуальной гигиены полости рта с использованием приложения увеличилась. Приложение на смартфоне больше мотивировало ребят чистить зубы, тем самым уменьшая риск возникновения кариеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного мной исследования было выявлено:

- удовлетворительный уровень гигиены полости рта у моих одноклассников до использования приложения;

- внедрено специальное приложение для чистки зубов;

-проведено анкетирование у одноклассников, использующих приложение: ребята из 1 группы, использующие приложение стали чистить зубы 2 раза в день и отметили увеличение времени чистки зубов; у ребят из 2 группы изменений в кратности и времени чисток зубов не отмечалось.

- проведен сравнительный анализ эффективности гигиены полости рта с использованием приложения и без него: уровень гигиены полости рта не изменился у участников 2 группы; уровень гигиены полости повысился у участников 1 группы после использования приложения для чистки зубов.

После завершения исследовательской работы ко мне стали обращаться ребята, которых заинтересовало это приложение для смартфона. Да, такая мотивация работает! Вот так искусственный интеллект помогает сохранить наше здоровье!

Проанализировав все результаты своего исследования, я решил сделать памятку для ребят, где отражены основные моменты, направленные на сохранение стоматологического здоровья (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Таким образом, использование приложения для гигиены полости рта способствовало лучшему уходу за зубами. У ребят появилась мотивация чистить зубы. Теперь они все с большим удовольствие бегут по утрам к умывальникам, ведь чистить зубы стало весело и интересно. И я могу смело сказать, что у моих друзей каждое утро стало добрым!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детская терапевтическая стоматология / под ред. Леонтьева В. К. , Кисельниковой Л. П. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 952 с. (Серия "Национальные руководства") - ISBN 978-5-9704-6173-0

  1. Бородовицина С.И. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное пособие / С.И. Бородовицина, Н.А.Савельева, Е.С.Таболина; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: ОТСиОП, 2019. – 264 с.

  2. Иощенко Е.С., Брусницына Е.В., Закиров Т.В., Стати Т.Н. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб-метод пособие. – Екатеринбург: ГБОУ ВПО «УГМУ Министерства здравоохранения Российской Федерации», 2022, -118 с.

Электронные ресурсы

  1. https://studfile.net/preview/7509810/ (дата обращения 21.11.2024)

  2. https://studfile.net/preview/3968816/ (дата обращения 21.11.2024)

  3. https://studfile.net/preview/5752293/page:29/ (дата обращения 21.11.2024)

  4. https://lektsii.org/3-130032.html (дата обращения 21.11.2024)

  5. https://chips-journal.ru/reviews/rebenok-ne-hochet-chistit-zuby (дата обращения 21.11.2024)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тестирование приложений для чистки зубов

Приложние Philips Sonicare For Kids

 

Приложение BrushDJ

 

Приложение BrushingHero

 

Приложение BrushingHero

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Результаты анкетирования участников 1-й группы до исследования

Результаты анкетирования участников 2-й группы до исследования

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Результаты анкетирования участников 1-й группы после использования приложения

Результаты анкетирования участников 2-й группы после использования приложения

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Оценка гигиены полости рта у участников 1 группы, использующих приложение для чистки зубов.

До После

Оценка уровня гигиены ученика А…

До После

Оценка уровня гигиены ученика О…

До После

Оценка уровня гигиены ученика Д…

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Оценка гигиены полости рта у участников 2 группы, не использующих приложение для чистки зубов

1-й день Через 2 нед.

Оценка уровня гигиены ученика В…

1-й день Через 2 нед.

Оценка уровня гигиены ученика А…

1-й день Через 2 нед.

Оценка уровня гигиены ученика В…

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

БУКЛЕТ

Просмотров работы: 2