Тропические бабочки в Сибири

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тропические бабочки в Сибири

Мухачёва В.Г. 1
1МБОУ «СОШ №61»
Сморогова А.А. 1
1МБОУ «СОШ №61»)
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мне всегда хотелось иметь дома необычное домашнее животное. Зная это, мой друг подарил мне на день рождения домашнюю ферму бабочек. Итак, в моих руках оказался удивительный и прекрасный маленький мир будущей бабочки. Я предвкушала наблюдение сокровенного действия природы – превращение куколки в бабочку, и нахождение в моей квартире крылатой гостьи, красивейшего существа на свете – тропической бабочки. Бабочки дома – это совершенно не обычно, это ни рептилия в аквариуме, к которым уже многие привыкли, мелкий грызун или кошка.

Однако, проблема в том, что тропические бабочки в Сибири не живут. Да и как домашние питомцы не распространены. Возможно, потому что в человеческих домах им не место, и они могут пострадать от антропогенных факторов. А смогу ли я создать подходящие условия для выращивания и проживания тропических красавиц дома?

Представляется актуальным изучить строение бабочек, процесс появления на свет, какие условия необходимы для жизни бабочек и возможно ли их создать в наших домашних сибирских условиях. Такое исследование учит нас заботиться о живых существах. Мы учимся быть ответственными за тех, кого мы выращиваем, и понимаем, насколько важно беречь природу.

Цель моей работы - изучить возможности выведения и содержания бабочки в неволе и понять, стоит ли содержать бабочек дома.

Задачи работы: 1. Прочитать специальную литературу по выведению бабочек. 2.Создать дома необходимые условия для выведения и обитания бабочки. 3. Провести наблюдение за процессами жизнедеятельности бабочки.

Для выполнения задач я использовала энциклопедическую информацию, интернет-источники, а также вложенную инструкцию и рекомендации по выведению бабочек.

Процесс выведения бабочек из куколок достаточно изучен. И сейчас такие фермы как у меня набирают популярность.

Глава 1. Кто такие бабочки

    1. Насекомые

На земле много насекомых. Все они разного вида и размера, но есть то, что их объединяет. А объединяет их количество ног. У всех насекомых по шесть ног. Ноги у насекомых парные, то есть у насекомых три пары ног.

Чтобы понять, насекомое это или нет, нужно посчитать, сколько у нег ног. У пауков – восемь ног, у мокриц – четырнадцать, а у червяков ног нет вообще. Значит эти существа – не насекомые.

Тела насекомых покрыты хитиновым панцирем, и у всех взрослых особей делятся на три части: голову, грудной отдел и брюшко.

На голове бабочки располагаются усики, два больших глаза и хоботок, что является крайне важным для выживания. С их помощью насекомое получает всю необходимую информацию об окружающем мире. Усики помогают распознавать и находить цветки с нектаром. Глазами бабочка видит окружающий мир как мозаику, сложенную из мельчайших кусочков. Расправив скрученный в спираль хоботок, бабочка высасывает нектар. Окраска бабочки зависит от микроскопических чешуек на крыльях. «Уши» у бабочки не на голове, а там, где совмещается брюшко и грудь.

Грудной отдел может считаться энергоносителем тела бабочки, к нему присоединены крылья и ножки. Кроме ног к груди бабочки крепятся две пары крыльев. Брюшко бабочек разделено на части, это позволяет брюшку свободно двигаться в целом.

Слава бабочек – их крылья, которые, не только помогают им порхать, но и позволяют быстро и свободно летать. Крылья имеют и ряд функций. Их яркая и разнообразная окраска в некоторых случаях может служить средством определения вида, а в некоторых – средством маскировки. Пятна на крыльях служат для устрашения и отпугивания хищников.

    1. Удивительное превращение

Бабочки — насекомые с полным превращением. Их жизненный цикл состоит из 4 стадий: яйцо, гусеница, куколка, бабочка. До того, как бабочка станет взрослым насекомым, она несколько раз меняет свое обличие.

Бабочка откладывает яйца. В каждом яйце скрыта личинка – малюсенькая гусеница. День ото дня она растет и набирается сил. Потом гусеница прогрызает оболочку яйца и выбирается наружу. А выбравшись, поедает лист, на котором оказалась. Покончив с одним листом, гусеница переползает на другой. Она все время ест и увеличивается в размере.

Наступает момент, когда гусеница перестает есть и ползать, устраивается на листе или ветке и оплетает себя шелковистой нитью. Так получается кокон. Внутри его гусеница превращается в неподвижную куколку. А внутри куколки растет бабочка.

Приходит время, и она появляется на свет. Бабочка расправляет крылышки, взмахивает ими и летит. Потом она отложит яйца, из которых выползут прожорливые гусеницы, и всё повторится сначала (приложение 1).

В природе такое волшебство именуется метаморфозом. Этот удивительный процесс включает в себя превращение из одной формы живого существа в абсолютно другую, как правило, более симпатичную, как в примере метаморфоз из гусеницы в прекрасную бабочку.

Глава 2. Наблюдение и исследование

2.1. Необычный подарок

Итак, в моих руках оказалась домашняя ферма бабочек. В ее состав входили:

  1. Домик для созревания куколок и рождения бабочек. Представлял собой пятилитровую пластиковую банку, в крышке которой были отверстия для прохождения воздуха. К крышке внутри была приклеена сетка, которую обычно используют в цветочных магазинах для оформления букетов;

  2. Набор куколок. У меня было три куколки (приложение 2).

  3. Гидрогель для поддержания влажности;

Я открыла коробку с куколками и развешала их за петельки с помощью скрепок на сетку. Это было нужно для того, чтобы в момент рождения бабочка могла расправить крылья (приложение 3).

Для оптимального микроклимата в домике нужны влажность и тепло. Для этого я замочила гидрогель в отдельной посуде в чистой воде на 2 часа. Пока шарики набирали влагу, на дно банки я положила вату, предварительно смочив ее в теплой воде и отжав. Когда шарики набухли, я заменила вату на них. Куколок мочить категорично запрещено.

Я поставила ферму на полку шкафа, вдали от сквозняков, прямых солнечных лучей и отопительных приборов.

Куколки созревают около недели. Но так как это был подарок, то в набор была положена одна почти созревшая куколка. Я это узнала, поскольку она уже потемнела. Утром, на следующий день в банке (ферме) я увидела живую бабочку. Ее название – Парусник Леви (приложение 4). Длина туловища – 3 см. Размах крыльев – 12 см.

Ей потребовалось около часа, чтобы просушить крылья, после чего бабочка полетела по комнате и села на штору.

Исход из теоретической информации, ее куколка созревала уже около 5-6 дней, до того, как попала ко мне.

2.2. Уход и содержание в домашних условиях

Нужно было покормить бабочку.

Я с папой приготовила нектар. Смешала чайную ложку меда с тремя ложками воды. Налила в блюдечко.

Папа помог посадить бабочку на еду, взяв ее аккуратно за основание крыльев, ближе к голове, но не сдавливал при этом. За крылья брать нельзя, поскольку чешуйки с них остаются на пальцах, а бабочка теряет летные качества. Поднесли бабочку к блюдечку, и поставили передними лапками в сладкую воду. Она расправила хоботок и опустила его в приготовленную смесь. После того, как поела, бабочка полетела. Также мы пробовали кормить бабочку апельсином, положив его дольку на поверхность, и нектаром живых цветов с дачи. Но на эту еду она никакого внимания не обращала. Чтобы она ела пыльцу или сок апельсина я так и не увидела. Поэтому в итоге кормили мы ее только приготовленной смесью меда с водой.

Чтобы тропические бабочки чувствовали себя хорошо в наших условиях, им необходимо прохладное помещение и высокая влажность. При высоких температурах бабочки сильно активные и их крылья быстро сохнут и ломаются. Днем нужно опрыскивать ее из пульверизатора, но не направлять струи воды на саму бабочку.

Рекомендуется ночью держать бабочку в коробке, положив туда влажную тряпочку. Так мы и делали.

Также мы следили за лампами, печкой, утюгом и маминой плойкой, чтобы бабочка на них не садилась, поскольку они стремятся к свету и теплу, иначе она могла обжечься.

Бабочка в основном сидела на стене из искусственного красного кирпича, поскольку они прекрасно различают цвета и в природе стремятся сесть на что-нибудь яркое.

Но бабочка могла сесть и на пол. Поэтому по квартире мы передвигались аккуратно.

2.3. Неудачи

Первой неудачей стало исчезновение бабочки. Придя с работы, мы обыскали всю квартиру, заглянули за диван, шкаф, пересмотрели на полках с игрушками, на стеллажах на балконе… Нигде ее не было. Мама отчаялась ее найти. Папа не унывал и продолжал поиски по второму, третьем кругу. И вот… она показалась на стене из-за холодильника. Мы были рады, что она нашлась. Особенно мама.

Вторым неудачным моментом оказалось то, что у бабочки начали крошиться крылья спустя неделю ее жизни у нас. Мы поняли, что не создаем ей достаточно влажных условий. Закрыли кухню. Поставили туда увлажнитель воздуха. Но я случайно повернула сопло, из которого выходит пар в сторону дивана. И когда мы пришли на кухне была огромная лужа, вода стекала с дивана и просушивали мы его несколько дней.

Но самое печальное то, что две остальных бабочки так и не полетели.

Еще спустя день вторая куколка потемнела, но бабочка из нее так и не вылуплялась (приложение 5). Мы начали принудительно ей помогать, ломать кокон, как и рекомендовано в инструкции. Достали бабочку. Но у нее не было сил расправить крылья. Она так и прожила с мятыми крылышками в маленькой коробочке четыре дня. Мы помогали ей кушать, разматывая хоботок и опуская его в сладкий раствор.

Третья бабочка вылупилась сама через три дня. Но тоже не смогла расправить крылья (приложение 6). Прожила с нами пять дней в коробочке на столе, с принудительным питанием.

Почему так произошло – однозначно мы не узнали. Но продавец сказал, что такое случается. Конечно, это печально. Но по закону природы выживают самые сильные и здоровые особи.

Заключение

Проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Чтобы благополучно выводить или содержать в домашних условиях бабочек, нужно прочитать много литературы, подробно познакомиться с этапами развития бабочек и создать им определенные условия. В домашних условиях трудно создать надлежащую среду обитания для таких существ как бабочки. Слишком много опасностей для их хрупкого организма: бытовые приборы, яркое освещение, сквозняки, открытые пространства, и, наоборот, дальние углы, в которых ее можно просто не найти. Также достаточно трудно создать подходящие условия по влажности и температуре, особенно в осенне-зимний период, когда работают батареи. Гипотеза моей работы подтвердилась.

2. Живая бабочка – существо крайне нежное и уязвимое. Проведенный опыт позволил мне понять, что не всякое живое существо можно благополучно держать дома. Не потому что оно опасно для человека, а наоборот. При бережном уходе в искусственных условиях бабочки живут дольше, чем в естественной среде. Эти наблюдения научили меня быть внимательной к бабочкам и бережно к ним относиться.

3. Для того, чтобы любоваться красотой бабочек совсем необязательно ловить их и засушивать. Вполне достаточно коллекционировать не самих бабочек, а информацию о них, полученную через объектив фотоаппарата или любоваться ими в Кузбасском краеведческом музее, где есть специальный уголок с живыми бабочками. Он красивый, хорошо оборудован. За этими прекрасными созданиями там следят специалисты. Полагаю, что такое место обитания для них – наилучшее решение. А для меня и многих других – это отличная возможность понаблюдать за этими волшебными существами без вреда для них.

Список использованной литературы

  1. Насекомые / Л.В. Клюшник. – М.: РОСМЭН, 2021. – 48 с.

  2. Атлас удивительных животных /Пер.с англ. В.В.Найденова.-Смоленск:Русич, 2007.-192 с.

  3. Бабочки и их друзья. Удивительный мир насекомых. /С.Шустов.ООО Издательство Доброе слово, 2013- 112 с.

  4. Большая книга Почему/ пер.с итал.О.А.Живаго.- М:Издательство Росмэн, 2011.-240 с.

  5. Насекомые и пауки/Д.Джонсон; перс англ.С.Анисимовоа; Оформ. А.Кузнецова.- М.: ОООИздательство Астрель: Ооо Издательство АСТ, 2001.-48 с.: ил. - (Всё обо всём)

  6. Новая детская инциклопедия/Брукс Ф., Чандлер Ф., Кларк Ф. И др. ;пер. С англ. Н.С.Ляпковой, С.В.Морозова, В.В.Плешева и др.-м.:ЗАО росмэн-пресс, 2011.-320 с.

  7. Энциклопедия Кольера, электронная энциклопедия

  8. Википедия, http://encyclopaedia.bid/википедия /электронная энциклопедия (дата обращения: 06.01.2025)

  9. Интернет источник http://vk/com/olga_ermolina_mama (дата обращения: 17.08.2024)

Приложение 1.

Жизненный цикл бабочки.

Приложение 2.

Приложение 3

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Просмотров работы: 1