Введение
Все люди имеют индивидуальные вкусовые предпочтения. Ученые давно заметили, что у людей с определенными чертами характера есть склонность к определенным видам пищи. Например, любителям сыра свойственны такие качества, как последовательность и уступчивость. Те, кто часто пьёт молоко, в душе остаются по-детски весёлыми и легкими. Сладкоежки же отличаются покладистым и дружелюбным нравом [4].
Углеводы нужны человеку как главный источник энергии, и они давно являются частью нашей повседневной пищи. Кроме того, считается, что головной мозг нуждается в углеводах в большей степени, чем другие органы и системы [6]. Мы решили разобраться, есть ли какие-то особенности характера у любителей сладкого, и влияет ли сладкая пища на познавательную деятельность. Я сама сладкоежка и меня заинтересовало, поможет ли сладкое с успеваемостью в школе.
Цель исследования: определение необходимости сладкой пищи для успешной учебы у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Изучить личностные особенности у детей младшего школьного возраста в зависимости от степени предпочтений ими сладкой пищи.
Определить влияние сладкой пищи на познавательные процессы у детей.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: пристрастие к сладкой пище, типы личности у школьников, когнитивные процессы.
Научная гипотеза: Вспыльчивые черты личности являются преобладающими у детей, предпочитающих сладкую пищу. Кратковременная память, концентрация внимания улучшаются после приема сладкого.
Основная часть.
Теоретическая часть.
Обзор литературы
Все мы слышали выражение «Глюкоза нужна мозгу» и «сладкое полезно». Чаще всего мы слышим эти фразы от «сладкоежек», угощающих нас конфетами. Если же начать разбираться, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов и микроэлементов. Белки являются основным строительным материалом клетки, жиры также участвуют в строительстве, защите клеток, входят в состав гормонов и т.д. А самой главной функцией углеводов является энергетическая.
Видов углеводов много – глюкоза, фруктоза, лактоза, сахароза и т.д. Самый простой углевод – глюкоза. Все углеводы в конце концов распадаются на глюкозу. А она, в свою очередь, распадается на углерод, водород и кислород, а при распаде ее выделяется много энергии. И эта энергия жизненно необходима нашему организму. Углеводы содержатся практически во всей употребляемой нами пище, не только в сладком [2].
Головной мозг взрослого человека потребляет примерно 20-25% от общего количества глюкозы, используемой организмом, а растущий мозг потребляет еще большее количество [5, 7-10]. Уровень глюкозы в головном мозге ребенка достигает своего пика через 20 минут после того, как съесть что-нибудь сладкое [3, 6].
Мозг учеников на уроках в школе работает чрезвычайно активно, решая задачи, обучаясь читать и писать, анализируя и запоминая новую информацию. Учитывая факт возрастания уровня глюкозы в течение 20 минут после приема сладкой пищи, можно предположить, что максимальная мозговая активность должна быть примерно в это же время. И мы решили провести исследование, целью которого является подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что сладкое помогает лучше учиться.
Но, кроме того, нас заинтересовала психологическая склонность некоторых людей к употреблению сладкой пищи. Некоторые психологи даже называют сахар «заменителем любви» и считают, что люди, которые не представляют свою жизнь без сладкого, подсознательно ищут одобрения и похвалы [1].
Описаны характерологические особенности людей с пищевыми пристрастиями к сладкой пище. Эти люди, предположительно, общительные, добрые, веселые, позитивные. Однако данные результаты основаны на предположении, без тщательного анализа.
Мы не нашли в литературе описание типа личности ребенка в зависимости от его пристрастия к сладкому. А ведь это так важно – знать, какие черты являются у него ведущими – активность, любознательность, общительность, ответственность, тревожность, эмоциональность, уровень самооценки и агрессивности - для предупреждения возможных расстройств пищевого поведения.
Также отсутствуют данные о влиянии сладкой пищи на когнитивные процессы у детей. Таким образом, актуальность нашего исследования очевидна.
Практическая часть
Материалы и методы:
Было обследовано 33 ученика 1 класса общеобразовательной школы (15 мальчиков, 18 девочек; средний возраст 7 лет). Применялись следующие методы:
1. Экспериментально-психологический метод:
Визуально-аналоговая шкала для оценки уровня предпочтений сладкой пищи (прил.1).
«Теппинг-тест» (Ильин Е.П., 1970) для оценки силы нервной системы по психомоторным показателям (прил.2).
Проективный тест «Рисунок кактуса» (Панфилова М.А., 2017) для оценки личностных особенностей.
Тест «Запомни и расставь значки» (Пьерона-Рузера) для оценки распределения и переключения внимания (прил.3).
Тест «Запомни и проставь точки» (Немов Р.С.) для оценки концентрации внимания и кратковременной памяти (прил.4).
Статистический – база Exel, программа Statistica.
Я лично участвовала в выборе методов исследования, раздавала анкеты, подсчитывала результаты, заносила результаты в базу Exel, раздавала пастилу и наклейки, формулировала выводы.
Первоначально для оценки уровня предпочтений сладкой пищи ученики класса заполняли визуально-аналоговую шкалу (ВАШ) (прил.1). Для смещения внимания со сладкой пищи и повышения достоверности результатов мы задавали 4 вопроса (прил.1), из который единственный, который учитывался в дальнейшем – о предпочтениях сладкого.
Затем все обследуемые ученики были поделены на 2 группы – основная группа (20 человек) – те, которые имеют сильное влечение к сладкому (ВАШ: 6-10 баллов) и группа сравнения (ВАШ: 13 человек) – те, которые имеют слабое влечение к сладкому (0-5 баллов).
Всем детям были проведен теппинг-тест (прил.2) для оценки силы нервной системы по психомоторным показателям.
Рис.1. Пример «Теппинг-теста», выполненного одним из учеников.
Рис.2. Я заношу данные в электронную базу для статистической обработки.
Также применялся проективный тест «Нарисуй кактус» для выделения личностных особенностей.
Затем, непосредственно перед началом проекта, все ученики прошли когнитивные тесты для оценки распределения и переключения внимания («Запомни и расставь значки») и кратковременной памяти («Запомни и проставь точки») (прил.3, 4.).
Наше исследование проводилось в течение 1 месяца (8 занятий) непосредственно перед проводимыми 2 раза в неделю уроками по углубленному изучению математики «5х5». Перед каждым уроком «5х5» каждый ребенок получал фруктовую пастилу (рис.3). А детям группы сравнения предлагалась наклейка на тетрадь, чтобы они не обижались и не завидовали ребятам из основной группы.
Рис.3. Пастила, получаемая учениками основной группы
Дизайн исследования я представила в табл.1.
Методики |
Предварительное тестирование |
1 занятие |
2 занятие |
3 занятие |
4 занятие |
5 занятие |
6 занятие |
7 занятие |
8 занятие |
Визуально-аналоговая шкала предпочтений сладкой пищи |
|||||||||
Теппинг-тест |
|||||||||
Рисуночный тест «Кактус» |
|||||||||
Пастила/наклейка |
|||||||||
Тест «Запомни и проставь значки» |
|||||||||
Тест «Запомни и проставь точки» |
Табл.1. Дизайн исследования
После заключительного занятия ученики основной группы и группы сравнения были снова протестированы по тем же когнитивным тестам.
Результаты исследования
Особенности личности
По результатам теппинг-теста выявились различия между учениками основной группы и группы сравнения. Ученики основной группы в целом ставили большее количество точек, чем группа сравнения (p<0,05), что характеризует большую степень вовлеченности в процесс и активности у них. В особенности, это проявлялось через 20 секунд после начала тестирования.
Теппинг-тест также показал, что среди учеников основной группы встречаемость промежуточного типа была выше, чем у группы сравнения (10 vs 5 человек, p<0,05). То есть, основная группа в большей степени характеризовались периодами всплесков активности, сменяющимися периодами спада активности, чем группа сравнения.
Рис.4. Промежуточный тип работоспособности с периодами подъемов и снижения активности у одного из испытуемых.
Рисуночный тест «Нарисуй кактус» дополнил проведенный «Теппинг-тест». На рис.5 представлено изображение кактуса одним из учеников группы «сладкоежек».
Рис.5. Проективный тест «Нарисуй кактус».
При статистическом анализе выявилось, что дети из основной группы были более общительными (больше отростков у кактусов) (12 vs 3 человек, р<0,05) (и имели более высокую самооценку (более высокие размеры кактусов) (9 vs 2 человека, p<0,05), чем дети из группы сравнения. Других характерологических особенностей выявлено не было.
Результаты когнитивных тестов
Перед началом нашего исследования по тесту «Запомни и поставь точки» определились отчетливые различия между 2 группами испытуемых. Результаты теста «Запомни и проставь точки» на распределение и переключение внимания и кратковременную память были выше у группы «сладкоежек», чем у противников сладкого (5,1 vs 7,5; р<0,05).
Затем в течение 1 месяца мы перед проводимыми 2 раза в неделю уроками по углубленному изучению математики «5х5» мы выдавали фруктовую пастилу основной группе. Выполнение исследования прошло без затруднений, согласно обучающему плану. В конце исследования, после выполнения проверочного когнитивного тестирования, определилось, что концентрация внимания и объем памяти в целом у детей всего класса (основная+группа сравнения) возросли. Но при этом в результате заключительного когнитивного тестирования отсутствовали различия между основной и группой сравнения (p>0,05).
Заключение
Наше исследование доказало, что существуют связи между психотипом человека и пищевыми пристрастиями. Любители сладкого – эмоциональные, дружелюбные, активные, демонстративные люди с достаточно высокой самооценкой. А их активность и работоспособность характеризуются периодами спада и подъема, что напоминает выработку инсулина при употреблении углеводов короткого действия. Например, после того, как съесть шоколад на голодный желудок, резко вырастает уровень глюкозы в крови, из-за чего происходит выброс инсулина, нейтрализующего этот избыток сахара, и вскоре мозг снова потребует сахара. Этот процесс похож на карусель с быстрыми и резкими подъёмами и падениями, что похоже на работоспособность «сладкоежки».
С рекомендательной целью, чтобы сгладить такой тип активности, стоит отдать предпочтение медленным углеводам: овощи, крупы, хлеб цельнозерновой, макароны твердых сортов и т.д. А также, учитывая значительный вред здоровью вследствие сладкой пищи (сахарный диабет, ожирение, кариес и т.д.), стоит ограничивать детей в употреблении сладкого.
Ведь мозгу требуется не только сахар, но и другие пищевые продукты. Таким образом, на утверждение людей, угощающих нас конфетами: «Съешь шоколадку, соображать лучше будешь», можно ответить – «лучше фрукты».
Выводы:
Характерологические особенности детей младшего школьного возраста различались в зависимости от наличия/отсутствия предпочтений сладкой пищи.
«Сладкоежки» характеризовались возбудимым типом личности, активностью, высокой работоспособностью по сравнению с детьми, которые не любят сладкое.
Активность детей, предпочитающих сладкую пищу, отличается периодами высокой работоспособности и периодами спада.
Тип личности человека-любителя сладкого характеризуется общительностью, дружелюбием, склонностью к демонстративности, высокой самооценкой.
Когнитивные процессы у детей-«сладкоежек» по сравнению с детьми-группы «не любителей сладкого» отличаются большим объемом распределения и переключения внимания и кратковременной памяти.
Прием сладкой пищи перед психической нагрузкой в динамическом наблюдении не влияет на улучшение концентрации внимания, кратковременной зрительной памяти.
Список используемых источников
Питание и типы характера: невидимая связь. Как связаны типы характера и питание? - URL: https://edprodpo.com/blog/nutritsiologiya/pitanie-i-tipy-kharaktera-nevidimaya-svyaz. - Дата обращения 10.11.24
Рогов И.А., Антипова Л.В., Дунченко Н.И. Химия пищи. - 2008. - 855 с.
Филатова Е.Д., Нечипорук А.В. Особенности углеводного обмена у детей // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. -
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20068. Дата обращения: 03.11.2024.
Что едят тираны и романтики // Огонёк - №13 - 04.03.2004. - с. 14. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2293409
Bauernfeind A.L., Barks S.K., Duka T., Grossman L.I., Hof P.R., Sherwood C.C. Aerobic glycolysis in the primate brain: Reconsidering the implications for growth and maintenance // Brain Struct Funct. – 2014.
Cacciatore M., Grasso E.A., Grasso E.A., Tripodi R., Chiarelli F. Impact of glucose metabolism on the developing brain // Front. Endocrinol., Sec. Pediatric Endocrinology. - Volume 13. - 2022 Dec 23:13:1047545
Durnin JVGA. Basal metabolic rate in man // University of Glasgow Glasgow Scotland: Joint FAO/WHO/ UNU Expert Consultation on Energy and Protein Requirements Rome. - 1981.
Goyal MS, Raichle ME. Glucose requirements of the developing human brain // J Pediatr Gastroenterol Nutr . – 2018. - 66:S46–9.
Herculano-Houzel S. The remarkable, yet not extraordinary, human brain as a scaled-up primate brain and its associated cost. - Proc Natl Acad Sci USA. – 2012. - 109:10661–8.
Vannucci RC, Vannucci SJ. Glucose metabolism in the developing brain // Semin Perinatology. – 2000. - 24:107–15.
Приложения
Приложение 1. Визуально-аналоговая шкала для оценки степени пристрастия к сладкому
Как сильно ты любишь дождь? |
Как сильно ты любишь красный цвет? |
Как сильно ты любишь сладкое? |
Как сильно ты любишь выходные? |
Приложение 2. Теппинг-тест
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
7 |
6 |
5 |
Материал и оборудование: бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги (203х288 мм, 210х297мм), разделенные на шесть расположенных по три в два ряда квадратов, карандаши, секундомер, протокол исследования.
Процедура исследования: Исследование состоит из двух этапов. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом, взять бланк и карандаш.
Первый этап: На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой. Инструкция испытуемому: "По моему сигналу начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек и переходите с одного квадрата на другой только по моей команде и только по направлению часовой стрелки. Теперь возьмите в правую руку карандаш и по сигналу "Начали!" проставляйте точки". Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор дает сигнал "Начали!" и через каждые 5 секунд командует: "Перейти в другой квадрат!" По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате он говорит "Стоп!"
Второй этап: начинается вслед за первым после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в левую руку и проставлять точки на новом бланке левой рукой. Инструкция и порядок проведения исследования на втором этапе такие же, как и на первом.
Обработка результатов: Цель обработки результатов – определить характер работоспособности испытуемого во время выполнения задания теппинг-теста. Для этого сначала необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые 5 секунд в квадратах первого и второго бланка, и занести результаты в протокол.
Приложение 3. Методика «Запомни и расставь значки»
Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Процедура исследования: Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования. Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".
Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"
Обработка и анализ результатов: Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 секунд геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок. Уровень концентрации внимания определяют по таблице. Число обработанных фигур:
Ранг - Уровень концентрации внимания 100 - 1 очень высокий
91-99: 2 высокий
80-90 и 65-79: 3-4 средний
низкий 64 и меньше: очень низкий
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.
Приложение 4. Методика «Запомни и проставь точки».
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом: 10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек. 8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек. 6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек. 4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек. 0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 6-7 баллов — средний. 4-5 баллов — низкий. 0-3 балла — очень низкий.
Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».
Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».