Введение
Растения играют ключевую роль в экосистемах нашей планеты, обеспечивая кислород, пищу и среду обитания для множества организмов. Данный проект направлен на изучение факторов, влияющих на развитие растений, а также на выявление закономерностей их роста.
Но чтобы растение было для нас другом, мы, в свою очередь, должны соответственно ухаживать за ним, помня, что для роста и активного развития растениям необходимы свет, тепло, почва, минеральные вещества. На уроках окружающего мира мы говорили о разнообразии и важности комнатных растений для человека.
Я узнал, что комнатные цветы оказывают влияние не только на настроение человека, но и на процесс мышления и речи, даже помогают развивать наши творческие способности. Нас познакомили с важными правилами ухода за зелёными питомцами, от которых зависит их состояние и дальнейшее развитие. Мне стало интересно самому провести исследование и понаблюдать за тем, как на комнатные растения влияют различные внешние факторы: солнечный свет, тепло, вода, почва, минеральные добавки.
Гипотеза: я думaю, что рост и развитие комнатного растения зaвисят от света, тепла, почвы, минеральных добавок и ухода за ним.
Цель: изучить процессы роста и развития растений, а также факторы, влияющие на их жизнедеятельность, создать лэпбук «Развитие растения»
Задачи:
Познакомиться с литературой по теме исследования.
Закрепить знания о строении растений.
Провести опыт по выращиванию растений в разных условиях.
Сделать выводы о росте и развитии посаженного растения.
Создать лэпбук «Развитие растения».
Практическая значимость проекта заключается в том, что после ознакомления с данной работой, каждый может посадить растение, провести наблюдение и сделать определенные выводы о факторах, влияющих на рост и развитие растения.
Основная часть
Декоративные комнатные растения давно обосновались в наших жилищах, радуя своих хозяев красотой и очарованием цветов, свежестью зелени.
Комнатные растения придают дому уют и комфорт. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Кроме того, некоторые из них очищают воздух дома от болезненных микробов, вредных летучих веществ. Есть и лечебные растения, богатые различными минеральными элементами и способные облегчить состояние человека.
Зимой, когда земля покрыта снегом, а деревья гнутся от порывов холодного ветра, радуют глаз нежная зелёная веточка или цветок, распустившийся в комнате.
А ещё комнатные растения воспитывают характер, т.к. нужно быть ответственным, когда ухаживаешь за росточком, вовремя поливаешь его, пересаживаешь и т.п.
Строение растения
Растения обычно состоят из шести основных частей: корни, стебли, листья,цветы, плоды и семена.
2.2. Основные этапы роста растений
Семена.
Семена — это маленькие «упаковки», в которых есть всё необходимое для того, чтобы вырасти в новое растение.
Семена ждут, когда станет тепло и влажно, чтобы начать расти. Это, как если бы они ждали подходящего времени, чтобы «проснуться».
2. Всходы.
Всходы — это, когда семя начинает расти и из него появляется маленький росток.
Сначала из семени выходит корешок, который идет в землю, а потом появляется зеленый стебелек, который тянется к солнцу. Это, как если бы росток тянулся к свету, чтобы стать большим и сильным!
3. Вегетативный рост.
Вегетативный рост — это, когда растение становится больше и сильнее.
Растение растёт, у него появляются новые листья и ветки. Оно пьет воду из земли и «ест» солнечный свет, чтобы расти. Это, как если бы оно росло и становилось крепче с каждым днем!
4. Цветение.
Цветение — это когда на растении появляются красивые цветы.
Цветы привлекают пчел и других насекомых, которые помогают растению размножаться. Это, как праздник для растения, когда оно показывает свои красивые цветы!
5. Плодоношение.
Плодоношение — это когда после цветения на растении появляются плоды.
Плоды могут быть ягодами, яблоками или другими фруктами, и внутри них находятся семена. Это, как если бы растение делало «подарки» с новыми семенами, чтобы вырастить еще больше растений!
2. 3. Влияние различных факторов на рост растений
1. Свет
Солнце - главный источник энергии для растений. Без солнечного света растения не смогут производить себе пищу.
Разные растения любят разное количество света.
2. Вода
Вода необходима для того, чтобы растения могли усваивать питательные вещества из почвы.
Если растению не хватает воды, оно начнет вянуть и может даже засохнуть.
3. Температура
Некоторые растения любят тепло, другие предпочитают холод.
Если температура слишком низкая или слишком высокая, растения могут начать болеть или даже погибнуть.
4. Почва
Почва — это дом для корней растений.
В почве находятся питательные вещества, которые растениям необходимы для роста.
Выводы:
Если все эти факторы благоприятные, то растение быстро вырастет и будет здоровым.
Когда растения получают достаточное количество света, воды, тепла и питательных веществ, они вырастают красивыми и сильными!
Практическая часть
3.1 Эксперимент
1 часть
День 1:
В 2 горшочка посадили одинаковое количество семян и полили водой комнатной температуры.
Фиолетовый горшочек поставили на подоконник, где попадает много света, а жёлтый- в тёмное место, где свет практически не попадает на растение и стали наблюдать день за днем за изменениями.
День 3:
Был замечен всход, т.е. маленькие росточки, но только в фиолетовом горшочке, который был на свету.
День 5:
Начался вегетативный рост. Растения начинают развиваться
День 7:
Рост продолжается, но уже можно заметить разницу.
День 13:
Растение, выращенное в светлом месте, было зелёное, крепкое, здоровое.
Выводы:
1. Свет: растениям нужен свет, чтобы расти и быть сильными.
2. Вода: растениям нужна вода, чтобы не засохнуть и получать питание.
3. Температура: растениям важно, чтобы было тепло, но не слишком жарко или холодно.
4. Почва: хорошая почва помогает растениям получать все необходимые вещества для роста.
3.2 Изготовление лэпбука
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно. Как же сделать так, чтобы изученный материал остался в памяти, чтобы в дальнейшем можно было пользоваться знаниями, которые получил во время исследовательской работы?
Я решил создать лэпбук. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «книга на коленях» (lap –колени, book- книга) или тематическая папка, или книжка-раскладушка. Лэпбук-это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме. Это отличный способ описать, зарисовать, закрепить и систематизировать свою исследовательскую работу (наблюдения и опыты).
Порядок работы по созданию лэпбука:
Выбрать темы.
Составить план.
Подобрать материал.
Нарисовать макет.
Оформить лэпбук.
Заключение.
Выводы:
В процессе работы над исследованием, я изучил строение растения, основные этапы роста растения, влияние различных факторов на рост растения, провёл эксперимент с растениями, создал лэпбук.
Мне было очень интересно наблюдать за тем, как растения выпускают первые росточки из земли, как они закрепляется в почве и медленно поднимается вверх, к свету. Все свои наблюдения я постарался изобразить в тематической папке.
В результате исследования выяснилось, что в домашних условиях можно вырастить крепкое, здоровое растение.
С помощью данного исследования удалось подтвердить мою гипотезу:
что рост и развитие комнатного растения зaвисят от света, тепла, почвы, минеральных добавок и ухода за ним.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, задачи выполнены.
Практическая значимость моей исследовательской работы:
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- приобретение новых знаний и умений;
- использование результатов данного исследования на практике.
Полученные знания можно использовать:
- на уроках окружающего мира;
- на уроках труда;
- при общении с друзьями.
Список используемой литературы
Информационный ресурс сети Интернет.
http://yapk87.ru/wp-content/uploads/2019/10/%D0%9B%D1%8D%D0%BF%D0%B1%D1%83%D0%BA.pd
https://childrenscience.ru/legacy/mrd/mrd1.pdf
http://www.cnshb.ru/AKDiL/0024/base/RR/002335.shtm