Введение
Актуальность темы: Мир вокруг нас полон удивительных вещей, которые мы часто не замечаем. Растения – это важная часть нашей жизни. Они дают нам кислород, пищу и украшают наш дом, привлекают насекомых для опыления, служат источником пищи для животных и используются человеком в различных целях, таких как медицина, косметика и кулинария.
Проблема:
Мы часто гуляем по полям и лесам нашего края и видим много красивых цветов. Природа моей родины очень красивая, богатая, разнообразная. Однако многие дети мало знают о растениях, которые растут рядом с их домом. Но знаем ли мы, как они называются? Где они растут? Какие из них редкие и нуждаются в защите? Какую пользу приносят эти растения? Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно провести исследование и узнать больше о цветковых растений нашего края.
Цель работы: Узнать, какие цветковые растения растут у нас во дворе и ее окрестностях.
Задачи:
Изучение различных видов цветов и растений, встречающихся во дворе и окрестностях;
Определение названий этих растений (если возможно);
Составление альбома-справочника
Сделать лэбпук стихи, загадки, рисунки, эпосы, были, сказания
Изучение частей растений
Для достижения поставленных целей использовались следующие методы:
Наблюдение и сбор данных в полевых условиях.
Анализ литературных источников.
Фотографирование найденных растений;
Интервьюирование обучающихся, учителей, родителей
Практическая значимость
Эта работа поможет нам лучше узнать природу своего села, научиться различать разные виды растений и понимать их роль в экосистеме. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы для создания школьных экологических проектов, на уроках окружающего мира, биологии
Объектом исследованияявляются цветковые растения, произрастающие в пределах исследуемого района (двор, полянка возле дороги, лес).
Предметом исследования является разнообразие цветковых растений и их экологические и хозяйственные функции.
Научная новизна: впервые проведено исследование флоры цветковых растений на территории села Батамай.
Таким образом, данная работа будет полезна как для развития интереса к природе у учеников, так и для улучшения экологической обстановки в школе и ближайшем окружении.
Начало формы
Гипотеза:
Эта гипотеза предполагает, что разнообразие растений зависит от условий окружающей среды, таких как освещенность, тип почвы, влажность и другие факторы. Проверка этой гипотезы может включать в себя наблюдение и подсчет количества различных видов растений на территории двора и вне его пределов[4].
В пределах моего двора растет меньше видов цветковых растений по сравнению с прилегающими территориями, чем с территорией Гороховой В.С., Марии Кирилловны, на полянке вдоль дороги, в лесу, так как условия обитания в этих местах различаются.
Я всегда люблю гулять по нашему двору и замечала множество красивых цветов. Однажды мне стало интересно, какие ещё цветы можно встретить не только во дворе, но и за его пределами. Поэтому я с бабушкой Марией Петровной решили провести небольшое исследование и узнать больше о цветковых растений, которые окружают нас каждый день.
Мы знаем, что на нашей планете больше 350 тысяч видов растений. Я люблю рассматривать растения. Я всегда удивляюсь, как много растений на земле!
И вот, мы прочитали в одной из энциклопедий: «Растения бывают очень разные. Одни длиной десятки метров, а другие не разглядишь без микроскопа. Одни любят прохладу, а другие живут в горячей почве. Одни забрались высоко в горы, другие спрятались под землю. Одни питаются светом и водой, другие ловят букашек. Одни очень вкусные, другие – ядовитые»[2]. Чтобы не запутаться во всём этом богатстве, надо начать с изучения растений нашего двора.
География
Село расположено на западе региона, в восточной части Центрально-Якутской равнины на правом берегу реки Харыынка, у её впадения в реку Лена. Приложение 1
Географическое положение
Расстояние до улусного центра — пгт Сангар — 160 км, до центра наслега — села Сегян-Кюёль — 90 км.
Климат
В населённом пункте, как и во всем районе, климат резко континентальный, с продолжительным зимним и коротким летним периодами. Зимой погода ясная, с низкими температурами. Устойчивые холода зимой формируются под действием обширного антициклона, охватывающего северо-восточные и центральные улусы]. Средняя месячная температура воздуха в январе находится в пределах от −28˚С до −40˚С.
А почему мы начали с географической части, чтобы выделить те цветковые растения, которые характерны именно для нашего села Батамай в Кобяйском улусе Республики Саха (Якутия).
Понятие о флоре
Флора — это все растения, которые растут в каком-то определённом месте. Например, если говорить про флору леса, то это будут деревья, кусты, травы и цветы, которые там обитают. Флора может быть разной в разных местах: в лесу она одна, в поле другая, а в горах третья. Изучая флору, учёные узнают, какие растения живут в той или иной местности, как они приспособлены к своей среде и как взаимодействуют друг с другом. Исследования флоры позволяют выявить редкие и исчезающие виды растений, что необходимо для разработки мер по их охране и сохранению. Лекарственные и пищевые ресурсы: Многие растения обладают ценными лечебными свойствами или используются в качестве пищи. Исследование местной флоры может привести к открытию новых лекарственных препаратов или продуктов питания.
Экологический мониторинг: Изменения в составе и распространении растительности могут служить индикаторами изменений в окружающей среде, таких как загрязнение воздуха и воды, изменение климата и другие антропогенные воздействия.
Эстетика и рекреация: Красота природы привлекает туристов и любителей активного отдыха. Исследование и сохранение флоры способствуют развитию экотуризма и созданию зон отдыха.
Культурные аспекты: Флора играет важную роль в культуре многих народов. Некоторые растения имеют символическое значение, используются в ритуалах или традициях. Понимание местной флоры позволяет глубже изучить культурное наследие региона.
Таким образом, исследование флоры имеет огромное значение не только для науки, но и для сохранения природного наследия, улучшения качества жизни людей и поддержания экологического баланса на планете.
Социологический опрос и анализ результатов
Мы провели социологический опрос среди обучающихся, учителей, работников школы и родителей по данной теме. Вопросы анкеты приложение 2. Анализ опроса Приложение 3.
Анализ результатов социологического опроса еще больше убедил нас в необходимости нашей работы. Выборка составила 29 человек. По результатам проведенного исследования оказалось, что более 97% респондентов вообще не знают, какие растения произрастают на территории нашего села. 90 % опрошенных мало знают о лекарственных растениях нашего села. 3% ошибочно утверждают, что все ягодные растения полезны. На 3 вопрос «Какие из них занесены в Красную книгу?» ответили лилия-13 человек (44,8%), подснежник -5 человек (17,2%), также кувшинка, ирис, лук по одному человеку (10%)
Отрадно, что более 86 % знают, как сохранить флору нашего села. На пятый вопрос:
«Знаете ли Вы легенды, эпосы, были, сказания о растениях Якутии?» ответили «да» 45% и уточнили Легенда о цветке Сардаана», 55% -не знают.
Вывод: Результаты социологического опроса показали, что значительная часть опрошенных не осведомлена о видах растений произрастающих в нашей местности. Это указывает на необходимость повышения экологической грамотности населения и проведения образовательных мероприятий по ознакомлению с местной флорой.
Методика изучения флоры
Когда мы изучаем флору, мы смотрим на все растения, которые растут в определенном месте. Это могут быть деревья, кустарники, травы и цветы. Чтобы узнать побольше о флоре, мы можем использовать разные способы:
1. Наблюдаем за растениями. Ходим на прогулки и смотрим, какие растения растут вокруг нас.
3.Фотографируем.
4.Опрашиваем взрослых. Спрашиваем у детей, мамы, папы или бабушки, знают ли они, как называются эти растения и когда они цветут.
5.Читаем книги. Читаем книжки о растениях, чтобы узнать больше интересных фактов.
6. Совместно с учителем изготовить альбом «Краткий справочник
цветковых растений моего села;
Все эти способы помогут нам лучше понять, какие растения живут рядом с нами и как они меняются в разное время года.
Место и время проведения наблюдений
Изучение цветковых растений провели в трех дворах моего села приложение 4. А также за ее пределами в лесу, возле дороги. Наблюдения проводились весной и летом и с осенью т.е. в то время, когда большинство травянистых растений находятся в фазе цветения. Исследование начали проводить с середины мая возле дома и за ее пределами.
Описания растений проводились дома
В процессе работы мы сфотографировали все растения и собирали их для гербария.
Первый цветок возле дома 18.05. название не знаем. Второй цветок 22.05 на косогоре возле дома фиалка собачья и одуванчики.
В начале июня исследование провели во дворе Гороховой Валентины Семеновны. На территории ее двора растут 12 цветковых растений, из них 1 неизвестный цветок. На бабушкином дворе - 5. У Марии Кирилловны - 4. Вдоль дороги -8, 1 неизвестный цветок. В лесу-10. В болотистых местах -2. приложение 5.
Вывод [3]: разнообразие травянистых цветковых растений зависит от:
Почва. Разные типы почвы подходят разным растениям. Одни любят песчаную землю, другие — глинистую, третьи — богатую перегноем.
Свет. Растения нуждаются в солнечном свете для фотосинтеза. Там, где больше света, растёт больше трав и цветов.
Вода. Вода необходима всем растениям. В местах, где достаточно воды, разнообразие растений будет больше.
Также мы заметили, что среди травянистых растений преобладали одуванчики. Они цвели до октября. Их яркие жёлтые цветки были видны повсюду, создавая живописный ковёр на лужайке. Также мне удалось увидеть значительное количество клевера ползучего и клевера лугового.
Анализ разнообразия растений [1]
№ |
название |
Лекарственное |
Кормовое |
Ядовитое |
Опыляемые |
1 |
Лилия пенсильванская |
+ |
+ |
||
2 |
Прострел желтеющий, или сон-трава желтая |
+ |
+ |
||
3 |
Смолевка обыкновенная или хлопушка обыкновенная |
+ |
+ |
||
4 |
Грушанка |
+ |
+ |
||
5 |
Герань луговая |
+ |
+ |
||
6 |
Иван-чай |
+ |
+ |
||
7 |
Девясил |
+ |
|||
8 |
Вероника длиннолистная |
+ |
|||
9 |
Калужница болотная |
+ |
|||
10 |
Астрагал перепончатый |
+ |
+ |
||
11 |
Мышиный горошек |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
Аквилегия мелкоцветковая (водосбор) |
+ |
+ |
+ |
|
13 |
Астра ложная |
+ |
|||
14 |
Фиалка собачья |
+ |
+ |
+ |
|
15 |
Лён многоле́тний |
+ |
+ |
+ |
|
16 |
Клевер красный |
+ |
+ |
+ |
|
17 |
Звездчатка |
+ |
|||
18 |
Княжик сибирский |
+ |
+ |
||
19 |
Колокольчик раскидистый |
+ |
|||
20 |
Ясколка обыкновенная |
+ |
|||
21 |
Бубенчик |
+ |
|||
22 |
Ирис |
||||
23 |
Мышиный горошек |
+ |
|||
24 |
Клевер ползучий |
+ |
+ |
+ |
|
25 |
Белокрыльник |
+ |
|||
26 |
Ветреница луговая |
+ |
+ |
||
27 |
Тысячелистник обыкновенный |
+ |
|||
28 |
Лапчатка гусиная |
+ |
+ |
||
29 |
Одуванчик |
+ |
|||
30 |
Лютик едкий |
+ |
|||
31 |
Пижма обыкновенная |
+ |
|||
32 |
Земляника |
+ |
+ |
||
33 |
Княженика |
+ |
+ |
||
34 |
Брусника |
+ |
Вывод: Цветов на свете существует великое множество и потребуется не один год чтобы все их исследовать. Из 32 цветковых растенийлекарственных 20, кормовых 7, ядовитых 9, опыляемых 22 цветов. В ходе исследований были найдены и сфотографированы 32 видов цветов, из них я определила по атласу - определителю 16 видов. 7 неопознанных цветов. Также:
Лилия пенсильванская, прострел желтеющий, или сон-трава желтая занесены в Красную книгу
• Самыми полезными цветами из опознанных оказались иван-чай, тысячелистник, земляника, брусника, одуванчик, ветреница луговая.
• Опасными для человека могут быть лютик едкий, мышиный горошек, прострел желтеющий, или сон-трава желтая, калужница болотная
• Некоторые цветы растут просто для красоты, не имеют ярко выраженных полезных или опасных свойств, являются хорошими медоносами, смолка клейкая, ирис, ясколка обыкновенная [5].
Также в конце исследования мы сделали Лэпбук про растения и выпустили «Краткий справочник цветковых растений моего села Батамай
Заключение
Проведённое нами исследование показало, что вокруг нас существует удивительное разнообразие цветов. Каждый цветок уникален и имеет свои особенности. Мы узнали много нового о растениях, которые растут рядом с мной, и теперь стараюсь обращать внимание на красоту природы, которая нас окружает. Эти растения очень важны для природы и людей. Они украшают наши поляны и луга, привлекают насекомых, таких как шмели бабочки, а также помогают сохранять почву здоровой. Также надо знать что, некоторое могут таить опасность.
К сожалению, многие люди не знают названия этих растений и иногда даже случайно вредят им. Поэтому важно учиться узнавать эти растения и заботиться о них. Мы должны помнить, что природа вокруг нас – это наш дом, и мы должны беречь его.
Мы надеемся, что эта работа вдохновит других детей тоже интересоваться природой и помогать ей!
Литература
Винокурова В.Е. Домашняя аптечка из якутских трав – Якутск ООО Издательство Якутский край, 2016
Плешаков А.А. От дома до земли. Атлас – определитель – М.: Просвещение, 2020
Шустов С.Б. Растения лесов, полей, лугов, болот. Иллюстрированная энциклопедия о природе России - Нижний Новгород ООО издательство Доброе слово, 2012
Интернет ресурс https://school-science.ru/
https://педпроект.рф/Петрова-а-г-цветы-якутии/
Приложение 1
Территория двора моей бабушки.
2 Бабушки Марии Кирилловны.
3. Горохова Валентина Семеновна.
4. Вдоль дороги.
5. 5, 6, 7 лес
Приложение 2
Вопросы анкеты:
1. Вы знаете травянистые цветы нашего села?
_____________________________________________________________
2.Знаете ли вы, какие лекарственные растения произрастают на территории нашего села Батамай?
_____________________________________________________________
3. Какие из них занесены в Красную книгу?
_____________________________________________________________
4. Какие меры нужно принять для сохранения флоры Якутии?
_____________________________________________________________
5. Знаете ли Вы легенды, эпосы, были, сказания о растениях Якутии?
__________________________________________________________
Приложение 3
1. Вы знаете травянистые цветы нашего села?
2.Знаете ли вы, какие лекарственные растения произрастают на территории нашего села Батамай?
3. Какие из них занесены в Красную книгу?
4. Какие меры нужно принять для сохранения флоры Якутии?
5. Знаете ли Вы легенды, эпосы, были, сказания о растениях Якутии?
Приложение 4
3 Горохова В.С.
1
2
Двор моей бабушки Марии Петровны
Двор бабушки Марии Кирилловны
Двор Валентины Семеновны
Приложение 5