Введение
Ежегодно на массовых мероприятиях в небо запускаются миллионы воздушных шаров по всей территории России. Очень красиво и романтично, когда в воздух под музыку взлетают тысячи воздушных шариков, но, к сожалению, люди забывают об экологии. Не задумываются о том, что случиться с воздушными шарами. В космос точно не улетают, а рано или поздно падают где-то поблизости – в леса и поля, в водоёмы, в городскую среду, становясь обыкновенным мусором, превращая окружающую среду в обыкновенную помойку. Поэтому тема моего проекта «Воздушные шары человеку – радость, а для природы – гибель» выбрана мной не случайно
Актуальность. С каждым годом увеличивается загрязнение окружающей среды пластиковыми отходами, включая остатки воздушных шаров. Многие люди не осознают, что выброшенные шары и их части становятся смертельной угрозой для животных и птиц. Данный проект призван повысить уровень осведомленности общества и предложить альтернативы, которые помогут сохранить природу. Так как воздушные шары формируют горы мусора; происходит загрязнение воздуха, истощаются мировые запасы гелия.
Проблема (идея) проекта. Привлечь внимание одноклассников к проблеме запуска воздушных шаров и пагубности их воздействия на экологическую обстановку в стране.
Цель проекта. Выяснить, являются ли воздушные шары экологическим мусором, какой вред они могут нанести окружающей среде.
Задачи, поставленные для реализации проекта.
Изучить историю открытия воздушных шаров.
Узнать из чего делают воздушные шары.
Из интернет - источников узнать имеет ли воздушные шары губительное воздействие на окружающую среду.
Изучить информацию о воздействии воздушных шаров на природу.
Провести анкетирование среди населения о их отношении к данной проблеме.
Проанализировать результаты опроса.
Исследовать влияние воздушных шаров на окружающую среду и предложить экологически безопасные альтернативы.
Предложить экологические альтернативы воздушным шарам.
Гипотеза: воздушные шары являются опасными для природы, если люди узнают о вреде, который наносят воздушные шары природе, то их использование значительно сократится в пользу более экологичных решений.
Вид проекта:
по содержанию (информационный, исследовательский);
по комплектности (межпредметный);
по количеству участников (индивидуальный);
по продолжительности (краткосрочный).
Этапы выполнения информационно - исследовательского проекта
1 этап – организационный
Объект исследования: воздействие воздушных шаров на окружающую среду.
Предмет исследования: экологические последствия использования воздушных шаров и возможные альтернативные решения. Только совместными усилиями мы сможем уменьшить загрязнение окружающей среды и сохранить природу для будущих поколений.
Методы исследования:
анализ литературных источников – изучение научных статей, публикаций и отчетов о влиянии воздушных шаров на природу.
анкетирование и опрос – сбор информации от обучающихся школы и учителей о степени осведомленности и готовности отказаться от использования воздушных шаров.
метод обработки результатов исследования.
Анкетирование обучающихся школы и учителей.
Для изучения уровня осведомленности обучающихся о вреде воздушных шаров было проведено анкетирование среди 20 человек разного возраста и рода деятельности. Вопросы анкеты:
Используете ли вы воздушные шары на праздниках?
Да – 75% (15 человек)
Нет – 25% (5 человек)
Знаете ли вы о вреде воздушных шаров для окружающей среды?
Да – 40% (8 человек)
Нет – 60% (12 человек)
Какой вред, по вашему мнению, наносят воздушные шары?
Загрязняют окружающую среду – 50% (10 человек)
Опасны для животных – 30% (6 человек)
Не наносят вреда – 20% (4 человека)
Готовы ли вы отказаться от использования воздушных шаров в пользу экологически безопасных альтернатив?
Да – 85% (17 человек)
Нет – 15% (3 человека)
Какие альтернативы вы бы предпочли?
Бумажные гирлянды – 45% (9 человек)
На основании полученных результатов был сделан вывод: узнать историю создания воздушных шариков, узнать из чего они сделаны, могут ли они нанести экологический вред окружающему миру (более подробную информацию по анкетированию можно посмотреть в приложении №1).
Опрос среди учителей. Для изучения мнения педагогов о влиянии воздушных шаров на окружающую среду был проведен опрос среди 10 учителей школы.
Вопросы опроса:
Используются ли воздушные шары на школьных мероприятиях?
Да – 80% (8 человек)
Нет – 20% (2 человека)
Знаете ли вы о вреде воздушных шаров для экологии?
Да – 70% (7 человек)
Нет – 30% (3 человека)
Считаете ли вы, что использование воздушных шаров следует ограничить в школах?
Да – 90% (9 человек)
Нет – 10% (1 человек)
Какие альтернативные украшения для школьных мероприятий вы бы выбрали?
Бумажные гирлянды – 50% (5 человек)
Цветочные композиции – 30% (3 человека)
Мыльные пузыри – 20% (2 человека)
Результаты опроса
Анализ данных показал, что:
80% учителей используют воздушные шары на школьных мероприятиях.
70% педагогов осведомлены о вреде воздушных шаров для природы.
90% учителей считают, что использование воздушных шаров в школе необходимо ограничить.
Наиболее популярными экологическими альтернативами являются бумажные гирлянды (50%) и цветочные композиции (30%).
Вывод. Эти результаты подтверждают, что педагогическое сообщество осознает экологическую проблему и готово внедрять более безопасные альтернативы для оформления школьных праздников.
Этапы проекта и ожидаемые результаты.
2 этап – теоретический
2.1. История открытия воздушных шаров. В рукописях начала 12 века, описывалось создание воздушных шаров, изготовленных в основном из кожи быков и китов. Воздушные шары широко применялись в повседневной жизни карелов. Почти каждая семья имела свой воздушный шар. На них перевозили грузы, летали на охоту. Наполнялись воздушные шары, предположительно болотным газом (метаном). Этот газ обладал крупным недостатком – он был взрывоопасен, тем самым шар превращался в огромную бомбу. В результате таких взрывов, исчезли многие карельские поселения. Новейшая история возникновения воздушных шаров начинается в 1825 году. Английский промышленник Томас Ханкок, предложил к продаже комплект, состоящий из бутылки с жидкой резиной и шприца. С помощью этого не хитрого набора предлагалось смастерить свой собственный воздушный шар. Официальным автором изобретения воздушных шаров, принято считать лондонского профессора по имени Майкл Фарадей, который изобретает воздушный шар, сделанный из резины.Воздушные шары в виде игрушек были впервые произведены Д. Г. Инграмом в Лондоне в 1847 году. Именно их можно рассматривать, как опытный образец современных детских воздушных шаров. Для надувания этих воздушных шариков использовался водородный газ, а, он является взрывоопасным. В 1922 года в США в одном из городов, на празднике в целях забавы взорвали несколько воздушных шаров, которые украшали данное мероприятие. Произошло несколько взрывов, в результате которых пострадал один чиновник. После этого события было запрещено использовать водород для наполнения воздушных шариков. В результате этого, вместо водорода в воздушных шариках начал использоваться такой газ, как гелий. В 1931 году Нейл Тайлотс выпустил первый шар современного образца. Воздушный шарик был изготовлен из латекса. После этого воздушный шарик наконец-то изменился. До этого события шарики имели только круглую форму, а с появлением латекса стало возможно изменять как длину, так и ширину шариков.
Вывод. Из вышеизложенного следует, что история изобретения воздушных шаров уходит в глубину веков. Новейшая история возникновения воздушных шаров начинается в 1825 году. Официальным автором изобретения воздушных шаров, принято считать лондонского профессора по имени Майкл Фарадей, который изобретает воздушный шар, сделанный из резины.
2.2. Из чего сделаны воздушные шары?
Основная часть шара, которая заполняется газом, может быть сделана из различных материалов, включая латекс, фольгу или пластик. Наиболее распространены шары из латекса или фольги. Латексные шары обычно изготавливаются из растительного латекса, который получают из соков каучуковых деревьев. Шары из фольги, изготавливаются из нейлоновых или металлизированных пластиковых материалов. Воздушные шары могут быть наполнены различными газами, в зависимости от цели использования и типа шаров. Может быть использован обычный воздух, которым мы дышим. Другой популярный газ для наполнения воздушных шаров - это гелий. Он используется чаще, так как намного легче воздуха и позволяет шарам подниматься в воздухе и парить. Гелий не токсичен, не горюч, не взрывоопасен, не имеет вкуса, цвета и запаха, однако не возобновляемый природный ресурс.
2.3. Губительное воздействие воздушных шаров на окружающую среду. Опасность для животных. Главная проблема воздушных шаров заключается в том, что дикие животные часто принимают сдувшиеся и лопнувшие воздушные шары, а также их фрагменты за пищу. Загрязнение окружающей среды. Оказавшись в воздухе, воздушные шары могут преодолевать большие расстояния и оказывать губительное воздействие на местность с момента выпуска. Воздушный шар может пролететь сотни миль, прежде чем лопнуть или сдуться и приземлиться в лесу, поле, реке, озере или океане. Пластиковая лента или трубочка, на которые чаще всего привязываются шары, разлагаются около 100 лет. Также химикаты и красящие вещества, используемые при изготовлении воздушных шаров, токсичны и очень опасны для почвы и воды. Пожароопасность и причина аварий. Воздушные шары после запуска способны пролететь десяти километров и помимо лесов и водоёмов свой путь они заканчивают на высоковольтных проводах. При таком раскладе событий воздушный шар может стать причиной короткого замыкания, а вследствие аварии и пожара. Истощение природных ресурсов. Гелий – является не возобновляемым природным ресурсом Земли. Его использование в медицине, науке и других областях приносит больше пользы, чем при запуске воздушных шаров.
2.4. Экологически безопасные альтернативы запуску воздушных шаров. Запуск многоразовых бумажных змеев; посадка деревьев или других многолетних растений на территории школы или детского сада; запуск бумажных самолётиков; написание писем самим себе в будущее или закапывание капсулы времени; запуск белых декоративных голубей в небо.
Вывод
Проведенное исследование позволило выявить высокий уровень загрязнения окружающей среды воздушными шарами и их компонентами, воздушные шары оказывают негативное влияние на окружающую среду. Они могут преодолеть расстояние в тысячи километров, загрязняя самые отдалённые и нетронутые уголки нашей планеты. Большинство опрошенных людей не осведомлены о вреде, но готовы отказаться от их использования при наличии альтернатив. Важно продолжать просветительскую работу и внедрять безопасные заменители воздушных шаров, чтобы снизить негативное воздействие на природу. Только совместными усилиями мы сможем уменьшить загрязнение окружающей среды и сохранить природу для будущих поколений.
III этап – практический
3.1.Экологичные альтернативы воздушным шарам
Бумажные гирлянды и флажки – легко перерабатываются и не наносят вреда окружающей среде.
Мыльные пузыри – создают праздничную атмосферу без загрязнения природы.
Тканевые украшения – могут использоваться многократно.
Флористическое оформление – живые цветы и листья выглядят красиво и безопасны для природы.
Проведение просветительской работы
Я подготовил информационные листовки о вреде воздушных шаров и экологичных альтернативах и распространили их среди обучающихся, учителей и родителей нашей школы.
3.2. Создание буклета «Правила утилизации воздушных шаров».
3.3. Создание социального видео – ролика «Воздушные шары» для учеников МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами им Ю. М. Дейнеко»
4. Рефлексия проектной деятельности.
Реализация данного проекта позволила глубже понять проблему негативного воздействия воздушных шаров на окружающую среду. В процессе работы была проведена всесторонняя оценка их влияния, изучены мнения учащихся и учителей, а также предложены экологически безопасные альтернативы.
Основные выводы рефлексии стали:
Рост осведомленности – многие участники проекта признали, что ранее не задумывались о вреде воздушных шаров. Теперь они готовы применять экологичные украшения.
Анализ данных – результаты анкетирования и опросов подтвердили, что большинство людей готовы отказаться от воздушных шаров при наличии достойных замен.
Практическая значимость – предложенные альтернативы могут быть внедрены в образовательных учреждениях и на праздничных мероприятиях.
Личный вклад – участие в проекте позволило развить аналитические и исследовательские навыки, а также повысить уровень экологической культуры.
Таким образом, проект стал важным шагом в формировании осознанного отношения к окружающей среде среди моих одноклассников, друзей, учителей школы. В дальнейшем планирую расширение моего проекта и привлечение большего числа людей к обсуждению и решению данной проблемы.Результаты работы над проектомпоказывают, что проблема воздушных шариков как экологического мусора существует и является достаточно актуальной, так как скрывает в себе опасные для окружающей среды последствия.
Гипотеза исследования подтверждает мои догадки, воздушные шары являются экологическим мусором, засоряющим нашу планету. Заключение
Результаты исследования подтвердили гипотезу: большинство людей готовы отказаться от воздушных шаров, если узнают о вреде, который они наносят природе. Проведенное анкетирование показало, что опрошенные мной люди (60 %) не знали о проблеме, но 85% согласны перейти на экологичные альтернативы. Это говорит о том, что информирование общества играет ключевую роль в защите окружающей среды.
Таким образом, для сокращения негативного влияния воздушных шаров на природу необходимо:
Повышать осведомленность населения.
Использовать альтернативные украшения для праздников.
Запретить массовый запуск воздушных шаров.
Только совместными усилиями мы сможем уменьшить загрязнение окружающей среды и сохранить природу для будущих поколений.
5. Информационно-методическое обеспечение.
Беляев И.П. "Экологические проблемы современности" – Москва, 2020.
Иванов С.В. "Влияние пластиковых отходов на окружающую среду" – Санкт-Петербург, 2019.
Петрова А.Н. "Альтернативные экологически чистые материалы" – Екатеринбург, 2021.
Сидорова Л.М. "Экологическое воспитание: новые подходы" – Новосибирск, 2018.
Материалы научных конференций по экологии и охране окружающей среды.
Статьи и публикации на экологических интернет - ресурсах (Greenpeace, WWF, ЭкоГрад).
Официальные данные Министерства экологии и природных ресурсов.
Этот список включает основные источники, использованные при написании проекта.
https://ura.news/news/1052485742
https://www.hab.kp.ru/daily/27395.5/4589874/
Приложение №1
Видео – ролик для учащихся 1-11 классов МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами им Ю. М. Дейнеко»
https://cloud.mail.ru/stock/gQgJesZMP3ymn3AJxhmtqd64
Приложение№2
Приложение№3
Буклет
ученикам МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами им Ю. М. Дейнеко»
«Правила утилизации воздушных шаров».
Утилизация Воздушных Шаров: Инструкция по Экологической Безопасности
Воздушные шары радуют нас на праздниках, создают праздничную атмосферу и замечательные декорации. Однако после праздника они часто становятся отходами. Если не позаботиться о правильной утилизации воздушных шаров после мероприятия, то вред от них для природы будет значительным.
В ходе исследования, сделанного комиссией OSPAR (Конвенция о защите морской среды северо-восточной части Атлантического океана) было выявлено, что воздушные шары занимают почти 1% от всего объема мусора. В итоге регулярного изучения с 2010 по 2016 год, они заняли 16-ое место в общем рейтинге загрязняющих отходов.
Для предотвращения негативного влияния на природу, нужно знать экологичные способы их утилизации.
Сбор Шаров
Первым шагом является сбор всех использованных воздушных шаров, шнуров и лент. Это необходимо сделать как можно скорее после окончания праздника, чтобы предотвратить случайное попадание шаров в окружающую среду.
Дефляция Шаров
Прежде чем утилизировать шары, из них нужно выпустить весь газ. Можно просто проткнуть шар иглой или ножницами и дать воздуху медленно выйти. Будьте осторожны и избегайте вдыхания газа, если шары были наполнены гелием, так как это может быть опасно.
Утилизация Шаров
Если ваши воздушные шары изготовлены из латекса, то они биоразлагаемы. Однако, помните, что это может занять длительный период от полугода до четырех лет. Такие шары можно спокойно выбросить в общий бак для мусора. Что касается шаров из миляра или фольги, они, к сожалению, не являются биоразлагаемыми, и для них подходит утилизация как пластиковых отходов.
Перед утилизацией шаров следует избавиться от прикрепленных к ним шнуров и лент и отнести их в соответствующий пункт по утилизации пластика.
Не забывайте также утилизировать используемые при оформлении шаров ленты и шнуры.
Повторное использование
Если ваши шары в хорошем состоянии, можно их защитить и использовать снова! Пустые шары из фольги можно мягко вытянуть и сложить, а затем дуть заново при следующем празднике. Или попробуйте использовать их в качестве декора или материалов для рукоделия. Ваши шары заслуживают второго шанса!
Заключение
Утилизация воздушных шаров с должной ответственностью - это важный шаг к сохранению нашей планеты. И помните - отказ от выпускания воздушных шаров в небо также помогает защитить животных и предотвратить загрязнение окружающей среды!
Для создания буклета была использована статья из интернета «Утилизация Воздушных Шаров: Инструкция по Экологической Безопасности»
Ссылка на статью: https://oliffeya-shar.ru/tpost/fz9pxdu821-utilizatsiya-vozdushnih-sharov-instrukts?ysclid=m3qjt2dagz948714687