Введение
Проблема загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами без всяких сомнений является актуальной, поскольку транспорт относится к главным загрязнителям. В выхлопных газах содержится более 200 химических соединений и элементов. Наибольший вклад в структуру загрязняющих веществ вносят оксиды углерода и азота, углеводороды, сернистые соединения и сажа.
При автотранспортной нагрузке снижается качество окружающей среды из-за повышения уровня шумового воздействия. Все это разработки теоретических основ и методичных подходов к решению экологических проблем, связанных с работой автотранспортных средств, а также проведение исследований, направленных на изучение качества атмосферного воздуха при автотранспортной нагрузке.
Это предопределило тему нашей работы «Определение чистоты воздуха у школы при работе автотранспорта».
Основная цель работы: оценить экологическое состояние атмосферного воздуха при работе автотранспортных средств.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
Изучить литературу по данному вопросу, освоить методики для проведения исследований.
Определить объемы веществ загрязнителей при работе автотранспортных средств на автотрассе у школы и на окружной дороге.
Проанализировать полученные результаты, сделать выводы и оценить экологическое состояние воздуха.
Предложить пути решения проблемы и определить перспективы на будущее.
Объект исследования: атмосферныйвоздух
Предмет исследования: экологическое состояние атмосферного воздуха
Гипотеза: экологическое состояние атмосферного воздуха находится в удовлетворительном состоянии.
Методы исследования:
Теоретические: поиск и анализ информации.
Эмпирические методы: наблюдение, описание, измерение, математические расчеты, сравнение, анализ результатов.
Оборудование: печатные источники, компьютер, фотоаппарат, дневник.
Место проведения: участок автотрассы центральной улицы Киреева и окружная дорога в микрорайоне школы.
Время проведения: зимний период.
Практическая значимость:
Повышение экологической грамотности и экологической культуры
развитие интереса к экологии, чувства причастности к решению экологических проблем.
Ожидаемые результаты: результаты данной работы позволят выяснить экологическое состояние атмосферного воздуха рядом со школой и наметить пути решения проблемы.
Основная часть
Глава 1.Загрязнение окружающей среды при работе автотранспорта
1.1. Экологическая цена автомобилей
Загрязнение окружающей среды имеет почти такую же долгую историю, что и история самого человечества. Долгое время первобытный человек мало, чем отличался от других видов животных и в экологическом смысле находился в равновесии с окружающей средой. К тому же численность человечества была невелика.
С течением времени в результате развития биологической организации людей, их умственных способностей, человеческий род выделился среди других видов: возник первый вид живых существ, воздействие которых на все живое представляет собой потенциальную угрозу равновесию в природе. «Можно считать, что «вмешательство» человека в природные процессы за это время выросло не менее чем в 5000 раз, если это вмешательство вообще можно оценить» [3, стр.3].
«Известно, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха является тепловая энергетика, промышленные предприятия и автомобильный транспорт» [5, стр.128].
Один из наиболее опасных источников загрязнения атмосферы предоставляет собой автомобильный транспорт. Подсчитано, что один автомобиль за год выбрасывает в атмосферу 600-800 кг оксида углерода, около 200 кг несгорающих углеводородов и около 40 кг оксида азота. В отработанных газах автомобиля около 280 вредных компонентов, некоторые из них обладают канцерогенными свойствами.
Таким образом, автомобильный транспорт становится одним из основных источников загрязнения окружающей среды.
В России количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 15,5 млн. тонн, в том числе от автотранспорта 13,5 млн. тонн. Количество автомобилей увеличивается с каждым годом. Структура загрязнения воздуха автотранспортными средствами в России, показывает следующую картину: 84 % - загрязнение углекислым газом, 83% - оксидами азота, 73% - углеводородами.
Особенно велик «вклад» автотранспорта в загрязнении воздушного бассейна крупных городов. Определяющая доля выбросов приходится на грузовые и легковые автомобили индивидуального пользования.
В районных городах с небольшим населением также следует отметить рост автотранспортных средств и ухудшение экологического состояния воздуха по причине загрязнения его автотранспортными средствами.
В городе Рудня, с населением около 9 тысяч человек, количество транспортных средств также увеличивается с каждым годом и, соответственно возрастает степень риска загрязнения атмосферного воздуха, которая связанна с увеличением количества выбросов загрязнителей в атмосферу при работе автотранспортных средств.
1.2. Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами
«Загрязнение – привнесение в природную среду, а также возникновение и нарастание в ней исходно её не присущих химических, физических, информационных и биологических агентов. Загрязнение – все то, что выводит природные системы из состояния равновесия и отличается от наблюдаемой нормы» [1, стр.847].
В настоящее время автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота и угарным газом, содержащимися в выхлопных газах. Наибольшую опасность представляют оксиды азота, примерно в 10 раз более опасны, чем угарный газ.
Загрязнение воздушной среды происходит из-за увеличения масштабов сжигания нефтепродуктов и это в свою очередь стало ощутимым с развитием автомобильного транспорта. Бензин, израсходованный на приведение в действие двигателей внутреннего сгорания, никуда не исчезает. Отдавая заключённую в нём энергию химических связей, он разлагается на более простые вещества – оксиды углерода, сажу, углеводороды и др. Наибольшее количество загрязняющих атмосферу веществ выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. «Анализ выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания показал, что в них содержится около двухсот различных веществ, большинство из которых токсично» [5, стр.129].
Количество выбросов существенно зависит от конструкции двигателя, но количественный и качественный состав выхлопных газов, в значительной степени, зависит от технического состояния, условий и режима, работы двигателя. Само по себе попадание в окружающую среду с выхлопными газами токсичных веществ является весьма нежелательным, так как они представляют реальную опасность для здоровья людей. Так, оксид углерода инактивирует гемоглобин, обуславливая кислородную недостаточность тканей, вызывая расстройство нервной и сердечно – сосудистой систем, а так же способствует развитию атеросклероза.
Оксиды азота резко раздражают лёгкие и дыхательные пути, способствуя возникновению воспалительных процессов в них. Под влиянием оксидов азота образуется метгемоглобин, понижается кровяное давление, возникает головокружение, сонливость, расстройство дыхания и кровообращения.
Таким образом, при работе автотранспортных средств в окружающую среду выделяются загрязнители, которые существенным образом влияют на состояние здоровья человека.
1.3.Нормативы загрязнения атмосферного воздуха
Превышение максимально недействующих доз (МНД), к которым человеческий организм приспособился в ходе естественной эволюции, приводит к срыву защитных механизмов и развитию патологии[1, стр.23].
Последствия отрицательного воздействия на организм человека основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных газов, приведены в таблице.
Особенностью нормирования качества атмосферного воздуха является зависимость воздействия загрязняющих веществ, присутствующих в воздухе, на здоровье населения не только от значения их концентраций, но и от продолжительности временного интервала, в течение которого человек дышит данным воздухом.
В Российской Федерации, как и во всем мире, для загрязняющих веществ, как правило, установлены 2 норматива: норматив, рассчитанный на короткий период воздействия загрязняющих веществ, который называется «предельно допустимые максимально-разовые концентрации» (ПДКмр).
Эта концентрация при вдыхании в течение 20-30 минут не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека. Второй норматив называется «предельно допустимая среднесуточная концентрация» (ПДКсс) химического вещества в воздухе населенных мест.
Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом (годы) вдыхании и норматив, рассчитанный на более продолжительный период воздействия (8 часов, сутки, по некоторым веществам год). В Российской Федерации данный норматив устанавливается для 24 часов[5].
1.4.Методы исследований
Загрязнение атмосферного воздуха можно определить разными методами. Для этого широко используются физико-химические и биоиндикационные. При определении загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами можно использовать методику Федорос Е.И., Нечаевой Г.А «Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта» [4, стр. 285].
Чистоту атмосферного воздуха можно определить биоиндикационными методами и при этом использовать метод Алексеева «Определение чистоты воздуха пассивным методом лихеноиндикации» [6].
Глава 2. Определение объемов загрязняющих веществ и чистоты
воздуха
2.1. Определение объемов загрязнителей на автотрассе у школы
Исследования проводились по методике авторов Федорос Е.И., Нечаевой Г.А «Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта».
Для расчета вредных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух автотранспортом за 1 час, мы использовали данные, утвержденные приказом Госкомэкологии России №66 от 16 февраля 1999 года.
Для наблюдения мы выбрали участок центральной улицы, расположенный рядом со школой. Выбранный участок был длиной в 1 км и имеющий хороший обзор. Наблюдения проводилось в разное время суток: утром (08.15), днем (13.30) и вечером (18.00) в одно, и тоже время в течение недели. Кроме того учитывались метеоусловия, а также направление и сила ветра, велись записи в дневнике наблюдений.
Для дальнейшей работы взяли средние значения количества машин за 20 мин, которое составило 128 машин.Далее умножили полученное число автомобилей на три и вычислили N – число единиц автотранспорта, проходящих по участку за 1 час, которое составило число – 512.
Затем рассчитали общий путь (L), пройденный автомобилями за 1 час, при этом, умножив N на длину участка, и получили число – 512 км. Далее рассчитали объем топлива (Q, л) сжигаемого за 1 час легковыми автомобилями (средний показатель) по формуле: Q=L х Y, где Y – удельный расход топлива на 1 км, руководствуясь табл. 1.
Таблица 1. Показатели работы автотранспорта.Нормы расхода топлива
Тип автотранспорта |
Удельный расход топлива |
Легковые автомобили |
0,11-0,13 |
Грузовые автомобили |
0,29-0,33 |
Автобусы |
0,41-0,44 |
Дизельные грузовые автомобили |
0,31-0,34 |
Объем израсходованного топлива за 1 час работы составил 66,56 л. Затем мы рассчитали общие объемы (V) выделившихся в атмосферу загрязнений (угарного газа, углеводородов, диоксида азота в л) при сгорании топлива у всех автомобилей по формуле: V = K х Q, где, К – эмпирический коэффициент, определяющий зависимость величин выброса вредных веществ от вида горючего, руководствуясь табл. 2.
Таблица 2. Показатели работы автотранспорта.Коэффициент выброса загрязняющих веществ в атмосферу
Вид топлива |
К |
||
Угарный газ |
Углероды |
Оксид азота |
|
Бензин |
0.6 |
0.1 |
0.04 |
Дизельное топливо |
0.1 |
0.03 |
0.04 |
Полученные результаты мы округлили до целых чисел и сделали записи:
VСО2= 66,56 х 0,6 = 39,936 л ≈40 л;
VС6H6 = 66,56 х 0,1 = 6,656 л ≈7 л;
VNO2 = 66,56 х 0,04 = 26,624 л ≈ 3 л
Затем, мы рассчитали массу каждого из выделившишся вредных веществ mCO2, mС6H6, mNO2, по формуле: m = V х M : 22,4, где M – молекулярная масса каждого из оцениваемых загрязнителей.
Нами были произведены математические рассчеты и сделаны следующие записи полученных результатов:
mCO2= 40 х (12 +2х16): 22,4 = 79 г/м = 0,079 мг/м3;
mС6H6= 7 х (6х12+6х1): 22,4 = 25 г/м = 0,025 мг/м3;
mNO2 = 2,7 х (14+ 16х2): 22,4 = 5,5 г/м = 0,055 мг/м3
Полученные результаты расчетов мы представили в табл.3.
Таблица 3. Объм и масса веществ, выделяемых в атмосферу за 1 час
Вид загрязнителя |
Объем загрязнителя, л |
Масса загрязнителя, мг/м3 |
Угарный газ(CO2) |
40 |
0,079 мг/м3 |
Углеводороды (С6H6) |
7 |
0,025 мг/м3 |
Диоксид азота( NO2) |
3 |
0,055 мг/м3. |
При сгорании 100 литров бензина также выделяется 0,1 кг сажи.
Исходя из результата общих затрат топлива, можно определить сколько выделится сажи при сгорании израсходованного топлива за 1 час общим количеством машин по формуле: Y х 0,1 : 100. По результатам математических действий были сделаны записи – 66,56х 0,1: 100 = 0,067 кг = 67 г = 0,067 мг/м3.
Полученные результаты исследований мы внесли в табл. 4.
Таблица 4. Результаты исследований, токсичность и ПДК
Загрязняющие вещества |
ПДК в мл/м3 максимальная, разовая |
ПДК в мл/м3 среднесуточная |
Класс токсичности |
Полученный результат |
Угарный газ |
3,0 |
1,0 |
4 |
0,079 мг/м3 |
Оксид азота |
0,085 |
0,4 |
2 |
0,055 мг/м3 |
Углеводороды |
1 |
- |
4 |
0,025 мг/м3 |
Сажа (копоть) |
0,15 |
0,05 |
3 |
0,067 мг/м3 |
Анализпоказал, что полученные результаты не превышают среднесуточные нормы ПДК по всем показателям, кроме – сажи (копоть) на 7%, а максимально разовые по всем показателям в норме.
На основании анализа, мы пришли к выводу, что в воздухе присутствуют загрязнитель – сажа (копоть), превышающий суточные нормы ПДК, потому что допустимый поток транспорта 200 авт./ч увеличен более, чем в 2 раза.
2.2.Определение объемов загрязнителелей на окружной дороге
Наблюдения проводилось также в разное время суток: утром (08.15), днем (13.30) и вечером (18.00) в одно, и тоже время в течение недели при учете метеоусловий, направления и силы ветра. Все данные записывались в дневнике наблюдений.
Для дальнейшей работы взяли средние значения количества машин за 20 мин. В ходе наблюдений и подсчета машин в дневнике наблюдений были внесены следующие результаты: дизельные грузовые автомобили – 176, легковых автомашин – 172 и автобусов – 12. Далее умножили полученное число автомобилей на три и вычислили N – число единиц автотранспорта, проходящих по участку за 1 час, которое составило: дизельные грузовые автомобили – 528, легковые автомашины – 516 и автобусы – 36. Затем рассчитали общий путь (L), пройденный автомобилями за 1 час, при этом, умножив N на длину участка, и получили числа: 528 км, 516 км и 36 км.
Далее рассчитали объем топлива (Q, л) сжигаемого за 1 час всеми видами транспорта (средний показатель) по формуле: Q=L х Y, где Y – удельный расход топлива на 1 км, руководствуясь табл. 1. (см выше)
Полученные результаты объема израсходованного топлива за 1 час работы мы округлили до целых чисел и внесли табл.5.
Таблица 5. Результаты объема расхода топлива на 1 км
Тип автотранспорта |
Удельный расход топлива |
Легковые автомобили |
67 л |
Автобусы |
16 л |
Дизельные грузовые автомобили |
180 л |
Затем мы рассчитали общие объемы (V) выделившихся в атмосферу загрязнений (угарного газа, углеводородов, диоксида азота в л) при сгорании топлива у всех автомобилей по формуле: V = K х Q, где, К – эмпирический коэффициент, определяющий зависимость величин выброса вредных веществ от вида горючего, руководствуясь табл. 2.(см выше). Полученные результаты мы округлили до целых чисел и поместили в табл. 6.
Таблица 6. Результаты объемов веществ, выделяемых в атмосферу за
1 час работы автотранспорта
Показатели |
Легковые автомобили |
Автобусы |
Дизельные грузовые автомобили |
VСО2 |
67 х 0,6 = 40 л |
16 х 0,6 = 10 л |
180 х 0,1 = 18 л |
VС6H6 |
67 х 0,1 = 7 л |
16 х 0,1 = 2 л |
180 х 0,03 = 5 л |
VNO2 |
67 х 0,04 = 3 л |
16 х 0,4 = 6 л |
180 х 0,04 = 7 л |
Затем, мы рассчитали массу каждого из выделившишся вредных веществ mCO2, mС6H6, mNO2, по формуле: m = V х M : 22,4, где M – молекулярная масса каждого из оцениваемых загрязнителей.Полученные результаты расчетов мы представили в табл.7.
Таблица 7. Результаты объма и массы веществ, выделяемых в атмосферу
за 1 час работы автотранспорта
Масса загрязнителя |
Легковые автомобили |
Автобусы |
Дизельные грузовые автомобили |
Общий объем |
mСО2 |
40х(12+2х16):22,4 =0,079 мг/м3 |
10х(12+2х16):22,4 = 0,002 мг/м3 |
18х(12 +2х16):22,4 = 0,035 мг/м3 |
0,116 мг/м3 |
mС6H6 |
7 х(6х12+6х1):22,4 = 0,002 мг/м3 |
2х(6х12+6х1):22,4 = 0,007 мг/м3 |
5х (6х12+6х1):22,4 = 0,018 мг/м3 |
0,045 мг/м3 |
mNO2 |
3х(14+ 16 х 2):22,4 = 0,006 мг/м3 |
6х(14+16 х2):22,4 =0,012 мг/м3 |
7х (14+16 х 2):22,4 =0,014 мг/м3 |
0,032 мг/м3 |
При сгорании 100 литров бензина также выделяется 0,1 кг сажи.
Исходя из результата общих затрат топлива, можно определить сколько выделится сажи при сгорании израсходованного топлива за 1 час общим количеством машин по формуле: Y х 0,1 : 100.
Полученные результаты расчетов мы представили в табл.8.
Таблица 8. Результаты объемов сажи (копоти) при работе автотранспорта
Показатели |
Легковые автомобили |
Автобусы |
Дизельные грузовые автомобили |
Общий объем |
|
Удельный расход топлива |
67 л |
16 л |
180 л |
263 л |
|
Объем выделенной сажи |
67 х 0,1 :100 =0,067мг/м3. |
16 х 0,1 : 100 =0,016 мг/м3. |
180 х 0,1 : 100 = 0,18 мг/м3. |
0,263 мг/м3. |
Далее мы сравнили объемы всех загрязнителей с нормами ПДК и поместили полученные результаты в табл. 9.
Таблица 4. Результаты исследований, токсичность и ПДК
Загрязняющие вещества |
ПДК в мл/м3 максимальная, разовая |
ПДК в мл/м3 среднесуточная |
Класс токсичности |
Полученный результат |
Угарный газ |
3,0 |
1,0 |
4 |
0,116мг/м3 |
Оксид азота |
0,085 |
0,4 |
2 |
0,045мг/м3 |
Углеводороды |
1 |
- |
4 |
0,032 мг/м3 |
Сажа (копоть) |
0,15 |
0,05 |
3 |
0,263 мг/м3 |
Анализпоказал, что полученные результаты превышают среднесуточные нормы ПДК по показателю: сажа (копоть) на 19 %, а максимально разовые по этому же показателю – на 6 %. Все остальные показатели в норме.
На основании анализа, мы пришли к выводу, что в воздухе присутствуют загрязнителиь – сажа (копоть).
Таким образом, на автотрассе и окружной дороге превышают суточные нормы ПДК по объему веществ загрязителей – сажи (копоть).
2.3.Определение степени чистоты воздуха методом лихеноиндикации
Продолжением нашей практической работы стало определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации, которая проводилась в зимний период.
Для проведения исследований был использован метод Алексеева «Определение чистоты воздуха пассивным методом лихеноиндикации», основанный на наблюдениях и подсчете числа видов лишайников на стволах деревьев на высоте их заселения и плотности колоний [6].
При проведении исследований, мы соблюдали все необходимые правила, подход, технику проведения исследований, наглядный способ «палетки» для измерения численности лишайников на деревьях, в частности их проективного покрытия и процедуру подсчета полученных измерений.
Для исследований был выбран вид дерева – липа остролистная, так как этот вид входит в число преобладающих видов, произрастающих на пришкольной территории.
Затем были определены участки проведения исследований. Для этого мы выбрали два квадрата. Одним из них стал опытный участок № 1 – аллея лип с восточной стороны школы и контрольный участок №2 – аллея лип в городском парке.
Для оценки загрязнения воздуха, мы взяли по 10 модельных деревьев примерно одного возраста на участках №1 и №2. Далее на каждом дереве были выделены четыре пробные площадки с разных сторон света на высоте 1, 5 м с помощью палетки, размером 10 х 10 см и рулетки.
Затем мы измерили способом «палетки» (10 х 10 см с ячейками 1 х 1см =100) площадь проективного покрытия лишайников на стволах деревьев на каждом участке и подсчитали количество квадратов проективного покрытия лишайников к площади, свободной от лишайников на каждом дереве с четырех сторон света.
Для дальнейших расчетов мы взяли средние значения степени проективного покрытия стволов деревьев лишайниками, и поместила в табл.4 и 5.
Таблица 4. Степень покрытия лишайниками на участке №1
Порядковый номер на схеме |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Степень покрытия лишайниками |
66 |
63 |
69 |
68 |
65 |
64 |
64 |
67 |
68 |
66 |
Таблица 5. Степень покрытия лишайниками на участке №2
Порядковый номер на схеме |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Степень покрытия лишайниками |
69 |
73 |
73 |
72 |
76 |
72 |
75 |
73 |
74 |
73 |
Используя формулу: R= (100 a+50 b) /C, где С – общее число квадратов палетки, была определена степень покрытия лишайниками стволов деревьев в % и результаты округлены до целых чисел.
Затем, путем математических подсчетов, мы определили среднее значение степени проективного покрытия лишайников для каждого участка.
Анализ полученных результатов показал, что на участке №1 проективное покрытие лишайниками стволов деревьев меньше, чем на контрольном участке №2 и составило 66% и 73% соответственно.
Далее мы определили общее количество видов лишайников на опытном и контрольном участках и общее количество доминантных видов.
Анализ полученных результатов показал, что на обоих участках количество видов лишайников – одинаковое и равно трем, среди которых было определено – 2 доминантных вида на каждом участке.
Затем мы определили степень загрязнения атмосферного воздуха на каждом участке, руководствуясь табл.6 .
Таблица 6. Шкала качества воздуха по проективному покрытию
лишайниками стволов деревьев
Степень покрытия |
Число видов |
Число лишайников доминантного вида |
Степень загрязнения |
Более 50% |
Более 5 |
Более 5 |
6-я зона. Очень чистый воздух |
3-5 |
Более 5 |
5-я зона. Чистый воздух |
|
2-5 |
Менее 5 |
4-я зона. Относительно чистый воздух |
|
20-50 % |
Более 5 |
Более 5 |
4-я зона. Относительно чистый воздух |
Более 2 |
Менее 5 |
3-я зона. Умеренное загрязнение |
|
Менее 20% |
3-5 |
Менее 5 |
2-я зона. Сильное загрязнение |
0-2 |
Менее 5 |
1-я зона. Очень сильное загрязнение |
Анализ полученных результатов степени загрязнения атмосферного воздуха показал следующие результаты: на участках №1 и №2 – 4 зона, что соответствует относительно чистому воздуху.
Используя анализ полученных результатов, мы пришли к выводу, что вокруг школы относительно чистый воздух,
Таким образом, полученные результаты исследований позволили нам сделать вывод и оценить экологическое состояние воздуха – удовлетворительное, что подтверждает высказанную нами гипотезу.
Пути решения проблемы
Проанализировав теоретическую и практическую часть работы, мы предложили следующие пути решения проблемы:
использовать автотранспортные средства, оборудованные выхлопными трубами с фильтрами, двигатели с минимальным выбросом загрязнителей и менее токсичное топливо.
осуществить дополнительную посадку деревьев, создать защитные зеленые полосы от выбросов загрязнителей при работе автотранспорта. При этом необходимо использовать деревья, обладающие наибольшей устойчивостью к выхлопным газам автомобиля. Из хвойных пород деревьев таковыми являются:
лиственница сибирская (Larix sibirica), сосна обыкновенная (Pinus sylvestris), ель (Picea pungens);
из лиственных деревьев: дуб черешчатый (Quercus robur), липа серцевидная (Tilia cordata), береза повислая (Betula pendula) [7].
Перспективы на будущее: осуществить мониторинг по определению экологического состояния атмосферного воздуха при автотранспортной нагрузке на автотрассе и окружной дороге.
Заключение
В ходе всей проделанной работы, мы пришли к следующим выводам:
По данному вопросу изучена и проанализирована литература, освоены методики для проведения исследований.
Проведена практическая работа исследовательская работа по определению выброса объемов веществ загрязнителей при работе автотранспорта рядом со школой.
Определена степень чистоты воздуха и дана удовлетворительная оценка его экологического состояния, что подтвердило высказанную нами гипотезу.
Предложены пути решения проблемы, определены перспективы на будущее, все задачи решены, и цель достигнута.
В заключении хочу отметить, что значительная часть загрязнений атмосферного воздуха связана с автотранспортом. Наша школа находится рядом с автотрассой и окружной дорогой, поэтому есть риски его загрязнения. Их степень будет возрастать с ростом числа автомобилей, что можно отметить в тенденции их роста в настоящее время.
Литература
Большой справочник школьника. 5-11 классы, Дрофа, 2004
Губарева Л. И. и др. Экология Человека.2003 год М. Владос.
Монин А. С.. Шишков Ю. А. Глобальные экологические проблемы. — М.: Знание, 1991.
Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 384 с. – (Библиотека элективных курсов).
Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/Под ред. Т. Я. Ашихминой.-М.: АГАР,2000.-385 c.
Боголюбов А.С., Кравченко М.В. Методическое пособие «Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации» «Экосистема», [Электронный ресурс]
https://karpolya.ru/uploads/fajly/10lihen.pdf?ysclid=m7kufu441880740717
Чирткова А.И. Зеленые насаждения как метод защиты от шума и вредных выбросов двигателей внутреннего сгорания в сельской местности /А.И. Чирткова, П.В. Литвинов. – Текст: непосредственный // Молодой ученый – 2017. – №11 (145). – С. 173-176. – URL: [Электронный ресурс]
https://moluch.ru/archive/145/40761/ (дата обращения: 26.02.2025).