Введение
С 4 – х лет я занимаюсь спортом. Для меня спорт не просто увлечение, я хочу добиться в нем больших побед. Но это зависит не только от физической силы и выносливости. За каждой олимпийской победой стоит точный математический расчет, цифры и знания. Мой самый любимый вид спорта – плавание. Я посещаю тренировки 5 раз в неделю в спортивной школе олимпийского резерва ЦСКА имени А.Н. Москаленко. Участвую в соревнованиях, мечтаю в будущем стать олимпийской чемпионкой по плаванию и получить золотую медаль. Именно поэтому, темой своего исследования я выбрала «Плавание в цифрах». Чтобы подробно узнать, изучить стили плавания, провести расчеты, которые будут полезны для меня и для других спортсменов.
Тема математических исследований скорости спортсменов, траекторий их движений, распределение нагрузки, будет актуальна всегда, пока есть большой спорт.
Гипотеза: я предполагаю, что разные стили плавания отличаются друг от друга техникой и скоростью движения.
Цель: с помощью расчетов вычислить, при каком стиле плавания спортсмен развивает большую скорость.
Задачи:
Познакомиться и сравнить технику спортивных стилей плавания
Провести исследование и анкетирование в классе, чтобы выяснить умеют ли дети плавать, популярность разных стилей плавания среди детей
Измерить время преодоления дистанции длиной 50 и 100 метров при разных стилях плавания.
Сравнить время и стиль преодоления разных дистанций.
Сравнить и выяснить при каком стиле плавания скорость выше.
Сделать вывод
Методы исследования:
Изучение литературы и других источников информации. Сбор данных по теме проекта из книг, журналов и интернета.
Наблюдение. Целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию (наблюдение за другими спортсменами на тренировках и соревнованиях, фиксация времени заплывов и тд.)
Опрос. Существует три основных вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определённой последовательности. В своей работе я использовала беседу с тренером по плаванию Бабченко Е.Н. В ходе беседы, Екатерина Николаевна рассказала мне про основные стили плавания и их особенности.
Анкетирование. Массовый сбор материала с помощью анкеты. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн (анкетирование класса).
Эксперимент. Опыт, который ставится для изучения, исследования чего-либо. На тренировке были проведены эксперементы по скорости движения разными стилями плавания. Результаты эксперимента занесены в таблицы и диаграммы.
Основная часть.
Теоретическая часть.
Польза плавания для человека.
Плавание полезно для человека и подходит практически всем. В процессе плавания задействованы почти все мышцы. Плавание укрепляет сердечную деятельность, работу внутренних органов. Польза воды и плавания заключается в расслаблении, которое испытывают после водных процедур. Польза плавания, как и любой физической активности, в способности убирать стрессовую ситуацию, расслаблении. В процессе физической активности выделяются эндорфины в кровь, поэтому после плавания человек испытывает эйфорию, радость и положительные эмоции.
Помимо удовольствия плавание оказывает благотворное влияние на выздоровление от разных заболеваний. Например, плавание положительно влияет на снижение артериального давления, убирает боли в позвоночнике, решает проблемы с суставами. Поэтому очень полезно заниматься плаванием больным с данными заболеваниями. Утомление, полученное от занятий плаванием, позволяет крепко заснуть и решать проблемы с бессонницей. Слабая мускулатура в процессе занятий плаванием подтягивается. Сутулая спина способна выпрямиться, а живот – втянуться. Поэтому фигура приобретает привлекательный вид. Кроме того, эффективность упражнений в воде не меньше, чем на суше. Дополнительным плюсом является то, что нагрузки во время тренировок в воде ощущаются намного меньше.
Олимпийские (спортивные) стили плавания.
Вольный стиль (кроль на груди).
Кроль — (англ. crawl - ползание) это стиль плавания на животе. При его использовании левая и правая части тела передвигаются попеременно. Руки совершают гребок вдоль оси по очереди, в то время как ноги поднимаются и опускаются. Сложная по сравнению с другими стилями техника. Лицо пловца должно находиться в воде и подниматься за её пределы только для совершения. На соревнованиях существует понятие «вольный стиль», в котором спортсмены имеют право плыть так, как им хочется, но все выбирают именно кроль. Благодаря тому, что голова опущена под воду, руки могут совершать большие гребки, и это положительно сказывается на скорости движения.
Кроль на спине.
Стиль плавания на спине напоминает стиль кроль, только наоборот. При плавании на спине пловец должен совершать попеременные гребки руками, однако над водой рука должна вытягиваться прямо, а не сгибаться, как в кроле. Одновременно с этим пловец должен совершать попеременные удары ногами вверх-вниз в вертикальной плоскости. Лицо спортсмена при этом постоянно находится над водой (кроме старта и поворотов). Плавать на спине обычно достаточно просто. Маленьких детей 3-4 лет в первую очередь учат плавать как раз именно этим способом. Врачи часто рекомендуют этот вид плавания при заболеваниях спины. Такое плавание укрепляет мышцы и мягко устраняет многие проблемы со спиной и позвоночником.
Брасс.
Брасс - ( от французского слова "brass" – "рука» ) самый популярный вид плавания в мире, ключевой особенностью которого являются синхронные движения рук и ног, параллельно плоскости воды. Внешняя простота делает такой способ плавания привлекательным для начинающих пловцов. Большинство людей, самостоятельно обучавшихся плаванию, умеют плавать только брассом. Главное достоинство этого стиля в том, что плыть можно держа голову над водой, при этом не испытывая сложностей с дыханием и ориентацией в пространстве. Однако опытные пловцы и профессионалы погружают голову в воду для лучшей эффективности движений
Баттерфляй
Баттерфляй — (англ. Butterfly – бабочка) самый утомительный и технически сложный стиль плавания. Баттерфляй характеризуется одновременными симметричными движениями рук и ног, а также волнообразными движениями туловища, которые помогают движениям рук и усиливают работу ног. За этим стилем прочно закрепилась репутация очень сложного. И это на самом деле так. Ведь кроме довольно сложных и плавных движений такой стиль плавания ещё требует огромных физических сил. Из-за схожести движений пловца с движениями дельфинов баттерфляй часто так и называют "дельфин”.
Вывод: Изучив и подробно познакомившись со спортивными стилями плавания, я пришла к выводу, что они имеют общее: попеременная, ритмичная работа руками и ногами. И различное – разный ритм гребков и дыхания, движения руками и ногами, сложность.
Практическая часть.
Анкетирование.
Я провела опрос среди одноклассников и предложила ребятам ответить на 4 вопроса:
Умеешь ли ты плавать?
Где ты научился плавать?
Знаешь ли ты основные стили плавания?
Каким стилем плавания умеешь плавать ты?
В опросе приняли участие 31 человек.
Вывод: Исходя из данных, я сделала вывод, что большая часть моих одноклассников умеет плавать, учились плавать в основном в бассейнах и спортивных комплексах, знают основные стили плавания. Самым популярным стилем плавания является кроль на груди и кроль на спине.
Эксперимент.
На тренировке, тренер помог мне измерить время прохождения дистанции 50 и 100 метров разными стилями. Данные я занесла в таблицу:
Скорость прохождения дистанции:
Стиль плавания |
50 метров/секунды |
100 метров/секунды |
Кроль на груди |
0.44.21 |
1.23.07 |
Кроль на спине |
0.51.26 |
1.34.04 |
Баттерфляй |
0.56.27 |
1.57.53 |
Брасс |
0.57.49 |
2.06.01 |
Вывод: Сравнивая полученные данные, я пришла к выволу, что самое быстрое время и лучший результат был у меня, при прохождении дистанции стилем «кроль на груди». Как на дистанции 50 метров – 44.21 секунд, так и на дистанции 100 метров – 1.23.07 секунд. После проведенного эксперимента, я пришла к выводу, что кроль на груди является самым быстрым стилем плавания.
Заключение
Моя гипотеза о том, что стили плавания отличаются друг от друга техникой движения и скоростью, подтвердилась! В ходе исследовательской работы, я изучила технику стилей плавания, факторы, которые могут влиять на скорость движения спортсмена, популярность стилей плавания среди учеников нашего класса, скорость преодоления дистанций разными стилями плавания. Выяснила, что плавание очень благоприятно влияет на состояние нашего организма и здоровья. После соревнований, измерения и сравнения скорости движения, я пришла к выводу, что при каждом стиле время будет разным. Кроль на груди – самый быстрый стиль плавания. Именно плывя кролем на груди, я завоевала большую часть своих медалей и грамот.
Список используемой литературы
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: ФиС, 1986.
Воронцов А.Р. Методика развития выносливости у юных пловцов. М., 1995.
Олимпийские Игры 1960 года. М., 1961.
Плавание. Справочник / Сост. З.П. Фирсов. М.: ФиС, 1976.
Платонов В.Н., Фесенко С.Л. Сильнейшие пловцы мира. М.: ФиС, 1990.
Спортивное плавание. Учебник для вузов физич. культуры / Под ред. Н.Ж.
Учебное.пособие /физкультура
Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. – СПб.: изд-во СПБГУЭФ, 2001.
http://www.russwimming.ru/data/list/history_2013.html
http://www.russwimming.ru/data/list/olimpijskaya_istoria_plavania-2.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/плавание
https://sportschools.ru/page.php?name=swimming
Приложение 1.
Стили плавания
Кроль на груди.
Кроль на спине
.
Брасс
Баттерфляй
Приложение 2
Важность занятий плаванием для человека.
Как плавание положительно влияет на работу внутренних органов и здоровье человека.
Приложение 3
Влияние факторов на скорость движения
Приложение 4
Анкета для проведения анкетирования в классе.
Привет! Меня зовут Полина, я ученица 3 Г класса. Я пишу исследовательскую работу на тему: «Плавание в цифрах». Провожу анкетирование и прошу ответить на несколько вопросов.
Умеешь ли ты плавать?_________________________________________
Где ты научился плавать?_______________________________________
Знаешь ли ты основные стили (виды) плавания?____________________
Каким стилем плавания умеешь плавать ты? (Обведи ответ)
Кроль на груди
Кроль на спине
Брасс
Баттерфляй
Приложение 5
Хорошо развитая подвижность в суставах помогает быстрее овладеть техникой плавания и выполнять движения более качественно и экономно.
Упражнения для развития подвижности в суставах.
Упражнения для рук.
И.п. – основная стойка. Круговые движения в плечевых суставах; сначала вперёд, потом – назад.
И.п. – основная стойка, ноги врозь. Круговые движения прямимы руками вперёд и назад. Движения начинать медленно, постепенно увеличивать скорость.
И.п. – наклон туловища вперёд. Движения руками в стороны - вверх.
И.п. – основная стойка, ноги врозь. Одновременныйвыкрут рук с палкой (резиновым жгутом, полотенцем) назад и возвращение их в и.п.
И.п. – первый партнёр лежит на животе, руки вверх, второй стоит ноги врозь, согнувшись над первым и взявшись руками за его лучезапястные суставы. Пассивное отведение вверх – назад рук первого партнёра вторым с прогибанием спины с постепенным увеличением амплитуды движения.
И.п. – первый партнёр лежит на животе, кисти рук соединены на затылке. Второй партнёр, стоя со стороны головы на коленях, сводит локти лежащего партнёра в направлении вверх.
Упражнения для увеличения подвижности позвоночника.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе, за головой или в стороны. Повороты туловища вправо и влево.
И.п. – стойка ноги врозь, руки за головой или вверху. Вращение туловища вправо или влево.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе, за головой или вверху. Наклоны туловища в правую и левую стороны.
И.п. – лёжа на животе. Захватить руками лодыжки согнутых ног. Тянуть руками ноги по направлению к голове.
И.п. – лёжа на спине. Выполнение «мостика».
Упражнения для увеличения подвижности в суставах ног.
И.п. – стоя боком к гимнастической стенке и держась за неё рукой. Маховые движения «наружной» ногой вперёд или вверх.
И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке и держась за неё руками. Маховые движения ногой в сторону и внутрь.
И.п. – ноги шире плеч, руки опираются о пол. Разводя ноги, стараться сделать поперечный шпагат.
И.п. – партнёры сидят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах. Наклоны вперёд и выпрямление туловища партнёра. Ноги в коленях не сгибать.
И.п. – сидя, одной рукой держать пальцы стопы, другой – голеностопный сустав. Вращение стопы в голеностопном суставе.
И.п. – упор присев. Поочерёдные разгибания ног в коленных суставах с заданием достать пяткой пол.
Упражнения для воспитания скоростных качеств выполняются на суше и в воде.
1. И. п. - партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 3-5 м. Быстрая передача и ловля мяча.
2. И. п. - стоя на коленях лицом к стенке на расстоянии 2; 2,5 и 3 м, баскетбольный мяч за головой. В быстром темпе броски мяча из-за головы двумя руками с последующей ловлей.
3. И. п. - ноги на ширине плеч, стоя лицом к стенке на расстоянии 1,5-2-3 м, баскетбольный мяч - вверху за головой. Броски в быстром темпе двумя руками из-за головы.
4. И. п. - основная стойка, лицом к стенке на расстоянии 0,4 - 0,5 и 0,7 м. В быстром темпе сгибание и разгибание рук в упоре на пальцах, толчком о стенку.
5. И. п. - упор лежа на бедрах поперек скамейки с опорой руками о пол. В быстром темпе разгибание рук с одновременным хлопком. Вдох делать при разгибании рук, выдох - при сгибании.
4. И. п. - ноги на ширине плеч, руки - произвольно. Прыжки вверх толчком двумя ногами с доставанием края баскетбольного щита, с последующим бегом до следующего баскетбольного щита.
5. И. п. - основная стойка. Из упора присев прыжки с места в длину, сериями по 5-6 прыжков в каждой. Следить за полным выпрямлением ног в конце толчка. То же упражнение, но прыжки в длину с одного шага махом правой (левой) ногой с приземлением на обе ноги. Следить за полным выталкиванием опорной ноги и выносом вверх плеч; прыжки в длину с двух шагов с разбегом и приземлением на обе ноги.
Приложение 6
Спортивное оборудование для тренировок по плаванию.
Лопатки для плавания – для развития выносливости и скоростно-силовых качеств пловца. Позволяют корректировать правильность выполнения гребковых движений за счет увеличения площади и чувства опоры в воде. |
|
Колобашка - для тренировки мышц верхней и нижней части тела и отработки техники гребков руками. Колобашка позволяет пловцу не работать при плавании ногами, задействуя только руки. Т.о, развивая мышцы рук и ног. |
|
Эспандер – для тренировки пальцев, кистей рук, запястий . Поможет разогреться перед тренировкой. На тренировке по плаванию позволяет тренировать положение головы на дистанции кроль на спине. |
|
Эспандер – предназначен для проработки основных мышечных групп тела, повышения силы и выносливости за счет создания эспандером дополнительного сопротивления. |
|
Ласты для плавания необходимы для того, чтобы повысить эффективность гребков ногами, увеличить скорость плавания, облегчить маневры на разной глубине. |
|
Тренажеры-эспандеры – для развития силы и улучшения техники гребка вне бассейна. Улучшает мощность и координированность мышц. |
Приложение 7.