Введение.
Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Кузьминых, мне 11 лет и я учусь во 4-ом классе.
С самого детства я люблю книги. Сначала мне их читали мама и бабушка, а я представляла себе сказочные миры, где большущая дружная семья пытается вытащить огромною репку, или где живет Элли с храбрецом Тотошкой, а правят семь подземных королей. Малышкой я плакала вместе с семерыми козлятами, а когда стала немного постарше – мечтала попутешествовать вместе с Незнайкой по Солнечному городу. И как же было жалко, когда на самом интересном месте волшебная история прерывалась, и приходилось ждать следующего дня, когда родители продолжали чтение. Тогда я и поняла, что можно же самой в любое время радоваться встрече со своими любимыми героями, но для этого, как сказала мама, сначала нужно освоить алфавит и научиться читать. Мне стало интересно, что же такое буквы и как они складываются в слова, а потом и в книги? Кто и как придумал первую книгу? Как получается книга? И почему книги стали такими важными для людей? А еще я подумала, смогу ли я сама создать свою книжку? Пусть она будет маленькой, но станет интересной и познавательной для других детей.
Итак, цель моей работы: создать собственную книгу. Чтобы достичь поставленной цели, мне надо решить много непростых задач:
- изучить литературные и электронные источники об истории возникновения и создания книги;
- посетить типографию, чтобы изучить процесс создания современной книги;
- провести интервью с работником типографии;
- продумать содержание моей первой книги и подготовить иллюстрации;
- поделиться результатами своей работы с одноклассниками и друзьями.
Мне кажется, что приобретенные мною во время работы над проектом знания будут интересны многим детям, для которых чтение – это не только работа, но и самый любимый и долгожданный отдых. Ведь читая книгу, мы приобретаем новые знания, становимся более грамотными, учимся правильно говорить и формулировать свои мысли, делаем новые открытия. А я с радостью поделюсь своими открытиями о книге с друзьями. И, может быть, они тоже захотят узнать о книгах еще больше.
I. Теоретическая часть.
1.1. Как появилась письменность и первые письменные принадлежности.
Наша книга не всегда была такой, как сейчас. Древние люди, например, не умели писать, да и бумаги тогда не было. Но ведь нужно было как-то передавать информацию друг другу или из поколения в поколение. Сначала древние люди передавали разные истории “из уст в уста” – сейчас мы называем такие рассказы “преданием”.
Но пересказывая истории, можно очень легко что-нибудь забыть, поэтому позже люди придумали рисовать изображения. Так появились наскальные рисунки, при помощи которых древние люди общались друг с другом. Еще такие рисунки помогали запоминать информацию и вести хозяйство. Но рисунки, даже если они очень простые, не так-то легко нарисовать, тем более на камне. Поэтому, чтобы облегчить процесс, именно на основе рисунков человек изобрел буквы.
Первый славянский алфавит появился в 863 году. Тогда князем Ростиславом были приглашены из Византии два ученых - братья Кирилл и Мефодий. (Приложение 1). За основу ученые взяли греческий алфавит и изобрели первые 24 буквы. С течением времени алфавит менялся, менялось количество букв в нем, их написание. Алфавит в сегодняшнем варианте – с 33 буквами – существует с 1918года. А в память о святых просветителях Кирилле и Мефодии мы празднуем День славянской письменности и культуры.
Писать люди начали гораздо позже, более шести тысяч лет назад. Писали на берёстах острой палочкой, на глиняных покрытых воском дощечках, на тщательно просушенных пальмовых листьях и даже на медных листах (Приложение 1). Немного позже обнаружили растение, которое называется “папирус”. Это растение есть в Африке, и растет оно по берегам болот и рек. Его сердцевину резали на полоски и, прижимая их тяжестью, сушили на солнышке. Ой, забыла упомянуть, что писали не только на том, что я перечислила, но еще и на пергаменте. Его получали из кожи телят, овец и коз, тщательно чистили и скоблили – тогда она становилась бежевого или желтого цвета. И только тогда на ней можно было писать.
Первые книги, похожие на современные, были уже в Древней Греции. Только “листы” у них были сделаны из дерева, в середине листов выстругивали углубления, куда заливали расплавленный воск. Воск застывал, и по нему нацарапывали металлической палочкой буквы.
Теперь у нас таких сложностей нет. Ведь появилась белая и гладкая бумага, которая производится из ели, осины или березы. Брёвна-кругляши рубят в щепки, которые потом варят в огромных котлах с добавлением специальных химических кислот и щелочи. Получается деревянная каша, которую называют целлюлозой, и которая при помощи специального оборудования превращается в бумагу. А на бумаге можно рисовать, сочинять музыку, а главное – писать книги!
1.2 Как появились книги.
Сегодня почти невозможно представить себе дом, в котором не было бы книги. А раньше они были редкими и очень дорогими. Ведь раньше не было ни печатных машинок, ни станков, ни тем более компьютеров с принтерами. Книги приходилось писать вручную: специальные люди – писцы – веками переписывали книги. Работа продвигалась очень медленно, на создание одной книги требовалось несколько лет!
Печатный станок был изобретен только в 1450году великим немецким изобретателем Иоганном Гутенбергом (Приложение 2). Самая первая печатная книга в истории человечества - это Библия.
На Руси первая печатная книга появилась 450 лет назад. Напечатал ее печатник Иван Федоров вместе со своими помощниками 1 марта 1564 года в Москве. Называется первая русская книга "Апостол" ("Деяния святых Апостолов") и является шедевром типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси. Иван Федоров отлил из металла отдельные буквы – литеры. Из них очень аккуратно на доске составлялись слова и строчки. Затем на буквы наносили краску и сверху клали лист бумаги. Бумагу крепко прижимали к буквам тяжелой плитой – и вот страница отпечатана. Обновляя слои краски, можно было отпечатать так очень много страниц. Вот такой была первая печатная машинка. Это было великое изобретение! Теперь книгу можно было быстрее изготовить, и она стала не такой дорогой.
В начале же ХХ века в России самым известным издателем был Иван Дмитриевич Сытин (Приложение 2). До 1917 года каждая четвертая книга в России издавалась в типографии Сытина. И даже после революции дело Сытина не пропало. И сегодня в России читают журнал о путешествиях “Вокруг света”, но мало кто знает, что владельцем журнала был Иван Дмитриевич Сытин. В 2021году журналу исполнилось 160лет.
Сегодня же книги можно свободно купить в магазине, причем современные книги бывают не только в печатном виде на бумаге. Их оцифровывают, создавая электронные версии, или начитывают, делая голосовую запись, т.е. аудиокнигу. И каждый сейчас может выбрать для себя удобный формат, чтобы насладиться великим изобретением – книгой!
II. Практическая часть.
Задумав создать свою книгу, я долго думала, о чем же мне хочется рассказать больше всего? И однажды, засыпая в обнимку со своей любимой игрушкой – белым медвежонком, я вдруг поняла, что мне хочется написать именно о моем маленьком плюшевом друге. Но это должна быть не просто сказка, а книжка, которая позволит мне поделиться своими знаниями об этом животном. Ведь я всегда стремилась прочитать и узнать как можно больше об этом большом хищнике.
Я уже многое узнала о том, как появилась книга, какова ее история, но цель моего проекта – написать свою собственную. Поэтому, конечно же, необходимо понять, как же создается современная книга? Чтобы узнать эту информацию я отправилась в типографию ПАО “Корпорации ВСМПО-АВИСМА”
2.1 Как создается современная книга. Экскурсия на типографию.
В типографии меня радушно встретила Евгения Владимировна К. Она мне рассказала о том, кто участвует в создании книги и как она печатается (Приложение 3).
Итак, писатель написал новую книгу. Но это всего лишь рукопись в одном экземпляре. Ее может прочитать лишь небольшое количество людей, а хочется, чтобы сотни мальчишек и девчонок насладились работой писателя.
Сначала за дело принимается редактор – первый читатель будущей книги. Он исправляет неточности, предлагает автору что-нибудь дописать или подкорректировать. Редактору помогают художники, которые создают иллюстрации к книге. Особенно это важно для детских книг, ведь книга для малышей должна быть маленьким праздником, яркой и запоминающейся. И Самуил Маршак даже писал, что “почти у каждой книги для детей два автора. Один из них писатель, а другой – художник”. Но и после этого книжечка еще не готова: за дело берется дизайнер, который соединяет текст книги и иллюстрации, подбирает подходящий шрифт, делает макет. Затем с книгой снова должен поработать редактор, который с помощью корректора внимательно прочтет текст еще раз и исправит в нём грамматические или орфографические ошибки и опечатки. И только теперь книга готова отправиться в типографию.
Попав в типографию ПАО “Корпорации ВСМПО-АВИСМА”, я была удивлена, увидев огромные рулоны бумаги. Оказывается, бумага поступает в типографию в таких большущих рулонах. Но ведь так ее использовать нельзя, и Евгения Владимировна мне показала специальные станки, на которых бумага сначала раскатывается, а потом уже нарезается на обычные листы необходимых размеров.
В нашей заводской типографии есть кабинет набора и верстки текста. Именно здесь текст набирают, вносят последние корректировки и добавляют иллюстрации. Так готовят макет книги или буклета к печати.
Но и напечатать книгу не так-то просто. Выбор станка для печати зависит от тиража (т.е. количества экземпляров книги), который необходимо напечатать. Если тираж маленький, то в типографии используют небольшое станок похожий на принтер. А если требуется напечатать большое количество экземпляров, то используется уже большая печатная машина. Книгу печатают на листах большого формата. Затем фальцовочная машина складывает листы и режет их в нужный размер.
И вот странички отпечатаны и порезаны на необходимый размер. Но это еще не книжка, а всего лишь отпечатанные листы текста, которые очень легко перепутать между собой. Теперь их нужно еще “одеть” в переплет, который может быть мягким, твёрдым, на пружинке, скрепке, клеевой или термо-переплёт.
И вот ура, наша книжечка готова! Сколько же труда нужно затратить, чтобы получилась хорошая книга. А какое удовольствие увидеть результат своего собственного труда и впервые взять в руки свою собственную книгу!
2.2. Посещение Екатеринбургского зоопарка.
Я очень много читала о белом медведе. Но всегда хотела увидеть его вживую. Работая над своим проектом, я решила побывать в Екатеринбургском зоопарке! (приложение 4). Там живет замечательная медведица Хатанга. К сожалению, история Хатанги очень грустная, но со счастливым концом.
В зоопарке я познакомилась с Анной Александровной П., заведующей научно-просветительским отделом зоопарка. Именно она мне рассказала историю Хатанги. Оказывается, мама-медведица не стала заботиться о малышке, поэтому ее пришлось выкармливать жителям северной деревни. Это было очень трудно – маленькая медведица весила меньше, чем нужно медвежонку ее возраста, поэтому при первой возможности ее отправили в Московский зоопарк. Ее осмотрели врачи, сотрудники зоопарка в Москве обеспечили необходимые уход и питание. А в августе 2022 года Хатангу перевезли в Екатеринбургский зоопарк, в специально построенный для нее вольер. Теперь у мишки все хорошо, и она радуется посетителям зоопарка.
Но сотрудница зоопарка обратила мое внимание на то, что обычно животных из живой природы не берут в зоопарки; так поступают только в очень редких случаях, когда люди понимают, что животные не могут позаботиться о себе сами и без помощи человека просто погибнут – как, например, маленькая Хатанга. Приходите в Екатеринбургский зоопарк – Хатанга очень ждет вас!
2.3. Создание собственной книги.
И вот я принялась за написание своей рукописи. Я подобрала интересную информацию о белых медведях, необычные факты, которые в свое время очень удивили меня. Вместе с мамой мы составили кроссворд, который, я надеюсь, будет интересно разгадывать моим читателям. В своей книжечке мне также очень захотелось поделиться необычной историей жизни белой медведицы Хатанги, которая недавно поселилась в нашем зоопарке. Может быть, узнав эту грустную историю со счастливым концом, дети тоже съездят к ней в гости и даже смогут чем-то помочь зоопарку.
Итак, рукопись моей книги готова. Вместе с мамой мы набрали текст на компьютере и направили моему учителю Елене Николаевне, которая помогла нам подкорректировать содержание и исправить ошибки, выступив в роли настоящего редактора.
Придумывая оформление моей книжки, я поняла, как же прав был Самуил Маршак, говоря, что художник – это второй автор детской книги. Я сама попробовала быть в роли иллюстратора, и оказалось, что это совсем непросто! Мама очень помогла мне в создании эскизов и их красочного оформления. Мы также обратились за помощью к моему учителю изобразительного искусства в детской школе искусств – Ковшовой Анастасии Сергеевне, которая помогла подредактировать рисунки.
Следующим этапом работы было создание макета книги. В этом мне помогла сотрудница типографии ПАО “Корпорации ВСМПО-АВИСМА Евгения Владимировна. Она профессионально соединила текст и иллюстрации, став дизайнером моей книги.
И вот, макет моей книги готов. Мы с мамой отправились в типографию, где нам напечатали несколько экземпляров книжки (Приложение 6). Мне кажется, что она получилась. И все идеи, которые у меня были в самом начале работы над ней, удачно воплотились. Как и любой автор я очень надеюсь, что моя книга понравится читателям, с которыми мне очень хотелось поделиться своей любовью к самому большому хищнику на земле!
Свою книжечку я передала в детский сад №5 “Золотая рыбка”, в который ходила сама (Приложение 7). Воспитатели с радостью использовали мою книжечку на занятиях с ребятами подготовительной группы. И, конечно же, я поделилась своей работой с одноклассниками, а также рассказала им, как же трудно, но интересно создается книга. Думаю, что теперь мы еще более трепетно и бережно будем относиться к книгам.
Заключение
В начале моей работы у меня была цель - создать собственную книгу. Работая над книгой, я многому научилась и многое узнала. Теперь я знаю историю появления письменности и книг. Вместе с учителями и с мамой мы побывали авторами, иллюстраторами, дизайнерами и корректорами. Мне удалось побывать в типографии и напечатать свою собственную книжку. Это был не простой проект, но теперь я и мои одноклассники знаем, сколько труда вложено в каждую книгу, которая попадает к нам в руки. И какая это радость - держать в руках свое собственное сочинение! Очень верю, что моя книга будет такой же радостью и для моих читателей!
Список литературы
1. |
Валькова В.Г., Спаль А.Н. Книжкин дом - Издательство Книжная палата, 1990. |
2. |
Детский познавательный журнал “Шишкин лес” – 2021. - № 11 (191) - Доброе слово 2021. |
3. |
Дьяченко Н.П. Рождение книги - Просвещение, 1990г |
4. |
Зубков Б.В. Книжка про книжку - Малыш, 1984. |
5. |
Павлов И.П. Про твою книгу – Детская литература 1991. |
6. |
Тимаев Р. Живи, книга! - Молодая гвардия, 1978. |
7. |
http://drukarstvo.com/ru/kak-delayut-knigi/ © Полиграфический портал |
8. |
http://drukarstvo.com/ru/istoriya-sozdaniya-knigi |
Приложение1.
Создатели славянского алфавита
Кирилл и Мефодий
Пергамент
Первые глиняные таблички
Книга мертвых. Фрагмент главы.
Папирус.
Приложение 2.
Иоганн Гутенберг
Первый печатный станок
Иоганна Гутенберга
Первая печатная русская книга "Апостол"
("Деяния святых Апостолов"),1564 года
Русский книгоиздатель
Иван Дмитриевич Сытин
Приложение 3.
Экскурсия на типографию ПАО “Корпорации ВСМПО-АВИСМА”
Рулоны бумаги Разборка копий
Резка бумаги Бумага
Приложение 4
Посещение Екатеринбургского зоопарка
Приложение 5
Изготовление своей книги
Я в роли автора
Я в роли иллюстратора
Приложение 5
Изготовление моей книги
Создание макета моей книги
Обложка моей будущей книги
Приложение 6
М оя книжечка