ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта |
«Создание чат-бота Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус» |
Образовательное учреждение |
МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН» |
Авторы проекта |
Филиппова Ксения Игоревна, ученица 10 Т класса |
Научный руководитель |
Лашина Татьяна Сергеевна, учитель информатики |
Цель |
Создать собственный чат- бот «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус» для удобства школьников |
Задачи |
|
Результат |
Запуск чат-бота «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус» |
Этапы работы: |
Результатом этого этапа является созданный титульный лист, введение и паспорт проекта.
Результатом этого этапа является теоретическая часть проекта.
Результатом этого этапа является создание собственного
Результатом этого этапа является написанное заключение, список литературы и интернет-ресурсов, приложения.
Результатом этого этапа является речь и презентация к ней. |
Материально-техническое обеспечение: |
Ручка, карандаш, бумага А4, компьютер, смартфон, сеть Интернет, принтер, MC Word. |
ВВЕДЕНИЕ
Цель:
Создать собственный чат- бот «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус» для удобства школьников.
Задачи:
Расширить свои знания и представления о чат-ботах;
Изучить теорию, как работают чат-боты, с помощью каких программ;
Выбрать платформу для реализации собственного чат-бота;
Определить функционал чат-бота, подобрать материал;
Проверить работу чат-бота и протестировать его.
Актуальность:
В современном мире чат-боты стремительно набирают популярность. Их цель - быстро решить проблему или в кратчайшие сроки оказать услугу. Чат-бот – это лёгкий и простой способ взаимодействия с людьми, будь то оказание услуг, консультации или поиск необходимый информации, что в современном мире очень актуально. Чат-бот способен экономить как человеческие ресурсы, так и время. Школьный бот — это удобный проводник для учащихся, с его помощью можно ускорить адаптацию новых учеников к школе, а также всем обучающимся быстро найти организационную информацию, например, расписание каникул, расписание звонков, расписание уроков и многое другое. Поэтому, я считаю, создание такого бота очень актуальным.
Проблема:
Искать информацию на стендах школы и сайте не очень удобно и малодоступно. Удобно получить информацию быстро.
Гипотеза:
Считаю, что чат-боты необходимы всем, кто хочет сделать свою жизнь, коммуникации, учебу, работу, поиск и анализ информации проще и качественнее.
Предмет исследования:
Чат-бот.
Объект исследования:
Чат-бот, способный по запросу пользователя вывести ответы на представленные в меню команды.
Методы исследования:
Изучение материалов, анализ, сравнения, эксперимент, наблюдение.
Разработанность проблемы:
Проблема, которую я решила разобрать выбиралась неоднократно и другими людьми https://pedsovet.org/article/cat-boty-budusee-obrazovania. Но я, проанализировав полученную информацию, поняла, чем необходимо заполнить свой чат-бот, какую важную и актуальную информацию в него вложить. Моя задача, чтобы на выходе чат-бот был удобным в использовании и доступным.
Этапы работы:
Сентябрь 2024 – создание титульного листа и введения. Разработка паспорта проекта.
Результатом этого этапа является созданный титульный лист, введение и паспорт проекта.
Октябрь-ноябрь 2024 – изучение теории по теме.
Результатом этого этапа является теоретическая часть проекта.
Ноябрь-декабрь 2024 практическая часть проекта. Творческий этап, выбор опций для чат-бота.
Результатом этого этапа является создание собственного
чат -бота.
Январь 2024 – написание заключения, интернет-ресурсов, приложений.
Результатом этого этапа является написанное заключение, список литературы и интернет-ресурсов, приложения.
Февраль 2024 - выбор речи и создание презентации к ней, подготовка к защите.
Результатом этого этапа является создание письменной работы, презентации и защита проекта.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Что такое чат-бот?
Говоря простыми словами, чат-бот- виртуальный помощник или собеседник, который отвечает на типовые вопросы и может решать типовые задачи: задавать вопросы и отвечать на них, искать информацию по запросу и выполнять простейшие поручения. В основе чат-бота всегда лежат прописанные заранее сценарии, благодаря которым бот может сразу давать нужный ответ. Цель чат-ботов взаимодействие с людьми.
1.2 Когда появились первые чат-боты?
Несмотря на то, что наибольшую популярность чат-боты обрели именно в настоящее время, это не современное изобретение. Первые чат-боты появились более полувека назад, и развивались на протяжении многих лет.
Прообразом чат-ботов стал известный тест Тьюринга, появившийся в 1950 году. Он заключался в том, что человек должен был определить в диалоге между машиной и другим человеком, где компьютер, а где живой собеседник.
В 1966 году профессор Массачусетского технологического института Джозеф Вейценбаум разработал компьютерную программу под названием Элиза. Считается, что это первый чат-бот в истории. Элиза была простым чат-ботом на основе ключевых слов, имитирующих человека-психиатра. Программа общалась, сопоставляя вопросы пользователей со сценариями ответов, введёнными в её базу данных.
Например, если пациент говорил: «Моя мама любит цветы», Элиза отвечала: «Расскажи мне больше о своей маме». Следовательно, Элиза побуждала людей больше говорить.
Так и в последующие годы появлялись новые предшественники современных чат-ботов.
2010 год стал стартом для развития виртуальных голосовых помощников от ведущих IT- брендов. Один за другим стали появляться Siri, Alexa, Алиса. С 2016 года простые диалоговые программы стали набирать популярность в бизнесе.
1.3 Виды чат-ботов.
По алгоритмам развития чат-боты делятся на примитивные и развивающиеся.
Примитивные чат-боты работают строго по заложенному в них скрипту.
Развивающиеся с помощью искусственного интеллекта чат- боты при общении с человеком используют нейросеть, которая анализирует действия и ответы человека, подбирает правильные способы решения заданной проблемы.
По способу общения боты делятся на текстовые и кнопочные. Текстовые чат-боты отвечают на вопросы пользователя с помощью текста. Кнопочные чат-боты используют в викторинах, они выдают несколько вариантов ответов в виде кнопок пользователю.
По функционалу чат-боты делятся на коммуникационные и функциональные.
Коммуникационные- применяют исключительно для общения-ответить на вопросы, поделиться информацией о специальных предложениях, скидках, помочь подобрать товар или услугу и т. д.
Функциональные-дают возможность сразу выполнить те или иные действия, например, уточнить статус заказа.
Чат-боты дают возможность пользователям быстро получить нужные ответы или же инструкции, не ожидая ответа оператора. Это выгодно как сотрудникам, так как наличие ботов экономит их время, так и самим пользователям, так как они получают ответы на свои вопросы значительно быстрее.
1.4 Почему чат- боты так популярны, каковы их преимущества?
Причина нарастающей популярности чат-ботов – это их удобство и быстрота. Боты помогают развивать бизнес. Они крайне удобны с точки зрения автоматизации рутинных задач операторов и организации круглосуточной поддержки клиентов. Их встраивают в приложения, на сайтах и в чаты в мессенджерах.
В чём боты превзошли человека?
Разумеется, любому искусственному интеллекту еще далеко до того, чтобы заменить человека и общаться с людьми на человеческом уровне. Несмотря на все достижения искусственный интеллект ещё не может полностью заменить оператора. Но всё-таки у чат-ботов имеется ряд преимуществ перед людьми:
Всегда онлайн.Человеку необходим отдых и перерыв, его труд должен достойно оплачиваться. Также человек может одновременно разговаривать только с одним человеком, если заявок больше чем операторов, клиенты вынуждены ждать. Боту такие проблемы неизвестны, он отвечает сразу, одновременно может обрабатывать несколько заявок, а также искусственный интеллект не нуждается в перерывах и отдыхе, не получает зарплату.
Скорость. Для решения вопросов человеку нужно определённое время, особенно если это требует каких-то ручных действий, например, открыть базу данных, найти документ и т.д. Бот же справляется с такими задачами гораздо быстрее: за секунды, тогда, как у человека уходит несколько минут на поиск той же самой информации.
Точность. Человек может воспринимать информацию с ошибками, в том время как боты, в большинстве случаев, не ошибаются.
Быстрота. Чтобы начать диалог с чат-ботом, достаточно одного клика. Зачастую можно просто пользоваться любимым мессенджером: Telegram, Viber, «ВКонтакте» или WhatsApp.
Взаимодействие на всех типах устройств. Общение с помощью всех видов контента.
Разумеется, что пока ни один бот не может превзойти человека на уровне сознания. Качество творца принадлежит человеку. Чат- бот лишь надёжный исполнитель его воли.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Почему чат-боты в Telegram приобрели такую популярность?
Согласно статистике последних лет, лидером по использованию ботов является Telegram. Именно Telegram является одним из самых удобных мессенджеров для создания чат-ботов благодаря своему открытому API и наличию большого количества готовых библиотек и инструментов разработки.
Для себя я тоже нашла полезные боты. Например, нельзя не сказать, о боте SaluteSpeechBot. Этот бот может расшифровывать аудио, видео и голосовые сообщения. Нужно только отправить боту файл или сообщение, и он за считанные секунды расшифрует отправленное и пришлёт текст в ответ. Или о боте Киноман, которые предлагает фильмы и сериалы по жанрам, а также рассказывает о грядущих премьерах кинематографа. В боте даже настроены игры для киноманов- «Угадай кино», «Правда или ложь». Много интересных образовательных ботов, например, для изучения иностранных языков и языков программирования. Бот YandexTranslate позволяет мгновенно переводить сообщения, поддерживает 12 языков, а бот InMindBot даёт возможность легко и доступно изучать английскую лексику. Есть развлекательные каналы, таким образом каждый может найти что-то полезное для себя.
Чат-бот в Telegram – это программа, которая может автоматически обрабатывать запросы и отправлять сообщения пользователям в мессенджере Telegram. Создание чат-бота в Telegram не требует специальных навыков программирования, поэтому практически любой желающий может создать своего собственного бота.
Свой чат-бот я создам в Telegram. Данный мессенджер удобен и наиболее популярен у школьников, как способ получения информации, так и общения. Он будет текстовым и общеобразовательным и будет служить помощником для учащихся школы в поиске информации. В будущем его можно будет дополнять новой и актуальной информацией.
Создание чат-бота.
Для создания чат-бота нужно выбрать программу, в которой будет удобно и комфортно работать. Используя конструктор, можно создать бот даже без умения писать коды.
Я, как новичок, буду использовать самый простой и доступный, на мой взгляд, сервис – BotFather, основные функции которого:
регистрация нового бота;
управление ботом: сервис помогает настраивать внешний вид и поведение бота, устанавливать аватарку команды и т.д.;
удаление или изменение бота.
Прежде всего я открываю мессенджер Telegram и нахожу с помощью поиска чат BotFather, выбираю тот, который с синей галочкой.
Нажимаю старт и выбираю команду –newbot - создать новый бот. Далее программа запрашивает название бота. Имя моего бота «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус. Затем придумываем уникальное имя пользователя -username, с обязательным добавлением в конце _bot. В моём случае StudentFlagman_bot. BotFather выдаёт код, который мы копируем в конструктор Manybot (см. Приложение 1).
С помощью BotFather я выбираю своего бота и редактирую его: добавляю картинку, описание для своего бота- «Проект разработан для того, чтобы ученики и не только могли быстро найти информацию касательно обучения в МБОУ ОЦ». Наполняю бот командами (см. Приложение 2)
Следующий шаг работа с программой Manybot:
выбираем «Создать нового бота»
работаем по предложенной инструкции; копируем токен с BotFather и отправляем в Manybot.
через команду setdescription добавляю и меняю описание бота
(см. Приложение 3)
Мой чат бот создан (см. Приложение 4), в дальнейшем я могу дополнять его информацией, удалять неактуальные данные, добавлять либо удалять фотографии, ссылки и другое.
Далее я перехожу к настройкам своего бота. С помощью меню нахожу уже созданные команды и задаю ответ бота на выбранную команду. То есть, подписчик вводит в чат команду и получает на нее заготовленный ответ, чтобы его сохранить, жмем «Enter», а затем кнопку «Сохранить». Получаем сообщение, что команда успешно создана (см. Приложение 4). Таким же образом создаем и другие команды. (см. Приложение 5)
В боте могут отображаться не только команды, но можно и выкладывать новые посты. Чтобы отправить новое сообщение подписчикам, нужно воспользоваться командой /newpost в программе Manybot. Просто кликните по ней, либо отправьте в диалог боту и следуйте дальнейшим подсказкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я исследовала возможности чат-ботов и область их применения. Разработала и опробовала в работе собственный продукт.
Своим проектом попыталась показать, что, при желании, можно создать чат- бот даже новичку. А, если начать изучать данный вопрос более детально, то можно создавать более сложные чат-боты.
Изучив возможности чат-ботов, я убедилась, что они стали очень актуальными в современном мире. Благодаря появлению различных программ жизнь человека стала более автоматизированной, а поиск информации — менее затратным процессом. Думаю, что чат-боты будут продолжать прогрессировать и востребованность в них еще долго не угаснет. Вследствие этого, моя гипотеза, о том, что чат-боты необходимы всем, кто хочет сделать свою жизнь, учёбу, работу, анализ информации проще и качественнее оказалась верной. Цель моего проекта достигнута, поставленные мною задачи решены. Мне удалось пополнить свои знания в области создания таких помощников, как боты, изучить познавательные ресурсы, найти для себя ботов-помощников. Во время изучения данной темы я познакомилась с историей возникновения ботов, с их видами.
Работать над проектом было интересно. Практическим результатом стало создание чат-бота «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус. Этот процесс оказался очень увлекательным и немаловажно, что деятельность над проектом может продолжаться. В дальнейшем я буду дорабатывать свой бот или создам новый.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
О популярных чат-ботах и инструментах для их создания. URL:https://te-st.ru/reports/meetup-chatbots-irk/.
Чат-бот в Telegram: что важно знать и как создать. https://umnico.com/ru/blog/chatbot-for telegram/?ysclid=m28w3z2nzq714444471.
Как создать и настроить бота в Telegram. https://smmplanner.com/blog/gaid-kak-sozdat-i-nastroit-bota-v-tielieghramie/.
История создания чат-ботов. https://www.jivo.ru/blog/tutorials-jivo/chat-bot-history.html.
Боты-помощники. https://smmplanner.com/blog/boty-pomoshchniki-podborka-samykh-polieznykh-chat-botov-v-tielieghramie/.
Что может чат-бот. URL: https://habr.com/ru/company/croc/blog/335650/.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5