Создание чат-бота «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус»

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание чат-бота «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус»

Филиппова К.И. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Лашина Т.С. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Создание чат-бота Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус»

Образовательное учреждение

МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»

Авторы проекта

Филиппова Ксения Игоревна, ученица 10 Т класса

Научный руководитель

Лашина Татьяна Сергеевна, учитель информатики

Цель

Создать собственный чат- бот «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус» для удобства школьников

Задачи

  1. Расширить свои знания и представления о чат-ботах

  2. Изучить теорию, как работают чат-боты, с помощью каких программ

  3. Выбрать платформу для реализации собственного чат-бота

  4. Определить функционал чат-бота, подобрать материал.

  5. Проверить работу чат-бота и протестировать его.

Результат

Запуск чат-бота «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус»

Этапы работы:

  1. Сентябрь 2024 - создание титульного листа и введения. Разработка паспорта проекта.

Результатом этого этапа является созданный титульный лист, введение и паспорт проекта.

  1. Октябрь-ноябрь 2024 – изучение теории по теме.

Результатом этого этапа является теоретическая часть проекта.

  1. Ноябрь-декабрь 2024 практическая часть проекта. Творческий этап, выбор опций для чат-бота.

Результатом этого этапа является создание собственного
чат -бота

  1. Январь 2024 – написание заключения, Интернет-ресурсов, приложений.

Результатом этого этапа является написанное заключение, список литературы и интернет-ресурсов, приложения.

  1. Февраль 2024 - выбор речи и создание презентации к ней, подготовка к защите.

Результатом этого этапа является речь и презентация к ней.

Материально-техническое обеспечение:

Ручка, карандаш, бумага А4, компьютер, смартфон, сеть Интернет, принтер, MC Word.

ВВЕДЕНИЕ

Цель:

Создать собственный чат- бот «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус» для удобства школьников.

Задачи:

  1. Расширить свои знания и представления о чат-ботах;

  2. Изучить теорию, как работают чат-боты, с помощью каких программ;

  3. Выбрать платформу для реализации собственного чат-бота;

  4. Определить функционал чат-бота, подобрать материал;

  5. Проверить работу чат-бота и протестировать его.

Актуальность:

В современном мире чат-боты стремительно набирают популярность. Их цель - быстро решить проблему или в кратчайшие сроки оказать услугу. Чат-бот – это лёгкий и простой способ взаимодействия с людьми, будь то оказание услуг, консультации или поиск необходимый информации, что в современном мире очень актуально. Чат-бот способен экономить как человеческие ресурсы, так и время. Школьный бот — это удобный проводник для учащихся, с его помощью можно ускорить адаптацию новых учеников к школе, а также всем обучающимся быстро найти организационную информацию, например, расписание каникул, расписание звонков, расписание уроков и многое другое. Поэтому, я считаю, создание такого бота очень актуальным.

Проблема:

Искать информацию на стендах школы и сайте не очень удобно и малодоступно. Удобно получить информацию быстро.

Гипотеза:
Считаю, что чат-боты необходимы всем, кто хочет сделать свою жизнь, коммуникации, учебу, работу, поиск и анализ информации проще и качественнее.

Предмет исследования:

Чат-бот.

Объект исследования:

Чат-бот, способный по запросу пользователя вывести ответы на представленные в меню команды.

Методы исследования:

Изучение материалов, анализ, сравнения, эксперимент, наблюдение.

Разработанность проблемы:

Проблема, которую я решила разобрать выбиралась неоднократно и другими людьми https://pedsovet.org/article/cat-boty-budusee-obrazovania. Но я, проанализировав полученную информацию, поняла, чем необходимо заполнить свой чат-бот, какую важную и актуальную информацию в него вложить. Моя задача, чтобы на выходе чат-бот был удобным в использовании и доступным.

Этапы работы:

  1. Сентябрь 2024 – создание титульного листа и введения. Разработка паспорта проекта.

Результатом этого этапа является созданный титульный лист, введение и паспорт проекта.

  1. Октябрь-ноябрь 2024 – изучение теории по теме.

Результатом этого этапа является теоретическая часть проекта.

  1. Ноябрь-декабрь 2024 практическая часть проекта. Творческий этап, выбор опций для чат-бота.

Результатом этого этапа является создание собственного
чат -бота.

  1. Январь 2024 – написание заключения, интернет-ресурсов, приложений.

Результатом этого этапа является написанное заключение, список литературы и интернет-ресурсов, приложения.

  1. Февраль 2024 - выбор речи и создание презентации к ней, подготовка к защите.

Результатом этого этапа является создание письменной работы, презентации и защита проекта.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Что такое чат-бот?

Говоря простыми словами, чат-бот- виртуальный помощник или собеседник, который отвечает на типовые вопросы и может решать типовые задачи: задавать вопросы и отвечать на них, искать информацию по запросу и выполнять простейшие поручения. В основе чат-бота всегда лежат прописанные заранее сценарии, благодаря которым бот может сразу давать нужный ответ. Цель чат-ботов взаимодействие с людьми.

1.2 Когда появились первые чат-боты?

Несмотря на то, что наибольшую популярность чат-боты обрели именно в настоящее время, это не современное изобретение. Первые чат-боты появились более полувека назад, и развивались на протяжении многих лет.

Прообразом чат-ботов стал известный тест Тьюринга, появившийся в 1950 году. Он заключался в том, что человек должен был определить в диалоге между машиной и другим человеком, где компьютер, а где живой собеседник.

В 1966 году профессор Массачусетского технологического института Джозеф Вейценбаум разработал компьютерную программу под названием Элиза. Считается, что это первый чат-бот в истории. Элиза была простым чат-ботом на основе ключевых слов, имитирующих человека-психиатра. Программа общалась, сопоставляя вопросы пользователей со сценариями ответов, введёнными в её базу данных.

Например, если пациент говорил: «Моя мама любит цветы», Элиза отвечала: «Расскажи мне больше о своей маме». Следовательно, Элиза побуждала людей больше говорить.

Так и в последующие годы появлялись новые предшественники современных чат-ботов.

2010 год стал стартом для развития виртуальных голосовых помощников от ведущих IT- брендов. Один за другим стали появляться Siri, Alexa, Алиса. С 2016 года простые диалоговые программы стали набирать популярность в бизнесе.

1.3 Виды чат-ботов.

По алгоритмам развития чат-боты делятся на примитивные и развивающиеся.

Примитивные чат-боты работают строго по заложенному в них скрипту.

Развивающиеся с помощью искусственного интеллекта чат- боты при общении с человеком используют нейросеть, которая анализирует действия и ответы человека, подбирает правильные способы решения заданной проблемы.

По способу общения боты делятся на текстовые и кнопочные. Текстовые чат-боты отвечают на вопросы пользователя с помощью текста. Кнопочные чат-боты используют в викторинах, они выдают несколько вариантов ответов в виде кнопок пользователю.

По функционалу чат-боты делятся на коммуникационные и функциональные.

Коммуникационные- применяют исключительно для общения-ответить на вопросы, поделиться информацией о специальных предложениях, скидках, помочь подобрать товар или услугу и т. д.

Функциональные-дают возможность сразу выполнить те или иные действия, например, уточнить статус заказа.

Чат-боты дают возможность пользователям быстро получить нужные ответы или же инструкции, не ожидая ответа оператора. Это выгодно как сотрудникам, так как наличие ботов экономит их время, так и самим пользователям, так как они получают ответы на свои вопросы значительно быстрее.

1.4 Почему чат- боты так популярны, каковы их преимущества?

Причина нарастающей популярности чат-ботов – это их удобство и быстрота. Боты помогают развивать бизнес. Они крайне удобны с точки зрения автоматизации рутинных задач операторов и организации круглосуточной поддержки клиентов. Их встраивают в приложения, на сайтах и в чаты в мессенджерах.

В чём боты превзошли человека?

Разумеется, любому искусственному интеллекту еще далеко до того, чтобы заменить человека и общаться с людьми на человеческом уровне. Несмотря на все достижения искусственный интеллект ещё не может полностью заменить оператора. Но всё-таки у чат-ботов имеется ряд преимуществ перед людьми:

  • Всегда онлайн.Человеку необходим отдых и перерыв, его труд должен достойно оплачиваться. Также человек может одновременно разговаривать только с одним человеком, если заявок больше чем операторов, клиенты вынуждены ждать. Боту такие проблемы неизвестны, он отвечает сразу, одновременно может обрабатывать несколько заявок, а также искусственный интеллект не нуждается в перерывах и отдыхе, не получает зарплату.

  • Скорость. Для решения вопросов человеку нужно определённое время, особенно если это требует каких-то ручных действий, например, открыть базу данных, найти документ и т.д. Бот же справляется с такими задачами гораздо быстрее: за секунды, тогда, как у человека уходит несколько минут на поиск той же самой информации.

  • Точность. Человек может воспринимать информацию с ошибками, в том время как боты, в большинстве случаев, не ошибаются.

  • Быстрота. Чтобы начать диалог с чат-ботом, достаточно одного клика. Зачастую можно просто пользоваться любимым мессенджером: Telegram, Viber, «ВКонтакте» или WhatsApp.

  • Взаимодействие на всех типах устройств. Общение с помощью всех видов контента.

Разумеется, что пока ни один бот не может превзойти человека на уровне сознания. Качество творца принадлежит человеку. Чат- бот лишь надёжный исполнитель его воли.


 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Почему чат-боты в Telegram приобрели такую популярность?

Согласно статистике последних лет, лидером по использованию ботов является Telegram. Именно Telegram является одним из самых удобных мессенджеров для создания чат-ботов благодаря своему открытому API и наличию большого количества готовых библиотек и инструментов разработки.
Для себя я тоже нашла полезные боты. Например, нельзя не сказать, о боте
SaluteSpeechBot. Этот бот может расшифровывать аудио, видео и голосовые сообщения. Нужно только отправить боту файл или сообщение, и он за считанные секунды расшифрует отправленное и пришлёт текст в ответ. Или о боте Киноман, которые предлагает фильмы и сериалы по жанрам, а также рассказывает о грядущих премьерах кинематографа. В боте даже настроены игры для киноманов- «Угадай кино», «Правда или ложь». Много интересных образовательных ботов, например, для изучения иностранных языков и языков программирования. Бот YandexTranslate позволяет мгновенно переводить сообщения, поддерживает 12 языков, а бот InMindBot даёт возможность легко и доступно изучать английскую лексику. Есть развлекательные каналы, таким образом каждый может найти что-то полезное для себя.

Чат-бот в Telegram – это программа, которая может автоматически обрабатывать запросы и отправлять сообщения пользователям в мессенджере Telegram. Создание чат-бота в Telegram не требует специальных навыков программирования, поэтому практически любой желающий может создать своего собственного бота.

Свой чат-бот я создам в Telegram. Данный мессенджер удобен и наиболее популярен у школьников, как способ получения информации, так и общения. Он будет текстовым и общеобразовательным и будет служить помощником для учащихся школы в поиске информации. В будущем его можно будет дополнять новой и актуальной информацией.

    1. Создание чат-бота.

Для создания чат-бота нужно выбрать программу, в которой будет удобно и комфортно работать. Используя конструктор, можно создать бот даже без умения писать коды.

Я, как новичок, буду использовать самый простой и доступный, на мой взгляд, сервис – BotFather, основные функции которого:

  • регистрация нового бота;

  • управление ботом: сервис помогает настраивать внешний вид и поведение бота, устанавливать аватарку команды и т.д.;

  • удаление или изменение бота.

Прежде всего я открываю мессенджер Telegram и нахожу с помощью поиска чат BotFather, выбираю тот, который с синей галочкой.

Нажимаю старт и выбираю команду –newbot - создать новый бот. Далее программа запрашивает название бота. Имя моего бота «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус. Затем придумываем уникальное имя пользователя -username, с обязательным добавлением в конце _bot. В моём случае StudentFlagman_bot. BotFather выдаёт код, который мы копируем в конструктор Manybot (см. Приложение 1).

С помощью BotFather я выбираю своего бота и редактирую его: добавляю картинку, описание для своего бота- «Проект разработан для того, чтобы ученики и не только могли быстро найти информацию касательно обучения в МБОУ ОЦ». Наполняю бот командами (см. Приложение 2)

Следующий шаг работа с программой Manybot:

  • выбираем «Создать нового бота»

  • работаем по предложенной инструкции; копируем токен с BotFather и отправляем в Manybot.

  • через команду setdescription добавляю и меняю описание бота
    (см. Приложение 3)

Мой чат бот создан (см. Приложение 4), в дальнейшем я могу дополнять его информацией, удалять неактуальные данные, добавлять либо удалять фотографии, ссылки и другое.

Далее я перехожу к настройкам своего бота. С помощью меню нахожу уже созданные команды и задаю ответ бота на выбранную команду. То есть, подписчик вводит в чат команду и получает на нее заготовленный ответ, чтобы его сохранить, жмем «Enter», а затем кнопку «Сохранить». Получаем сообщение, что команда успешно создана (см. Приложение 4). Таким же образом создаем и другие команды. (см. Приложение 5)

В боте могут отображаться не только команды, но можно и выкладывать новые посты. Чтобы отправить новое сообщение подписчикам, нужно воспользоваться командой /newpost в программе Manybot. Просто кликните по ней, либо отправьте в диалог боту и следуйте дальнейшим подсказкам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я исследовала возможности чат-ботов и область их применения. Разработала и опробовала в работе собственный продукт.

Своим проектом попыталась показать, что, при желании, можно создать чат- бот даже новичку. А, если начать изучать данный вопрос более детально, то можно создавать более сложные чат-боты.

Изучив возможности чат-ботов, я убедилась, что они стали очень актуальными в современном мире. Благодаря появлению различных программ жизнь человека стала более автоматизированной, а поиск информации — менее затратным процессом. Думаю, что чат-боты будут продолжать прогрессировать и востребованность в них еще долго не угаснет. Вследствие этого, моя гипотеза, о том, что чат-боты необходимы всем, кто хочет сделать свою жизнь, учёбу, работу, анализ информации проще и качественнее оказалась верной. Цель моего проекта достигнута, поставленные мною задачи решены. Мне удалось пополнить свои знания в области создания таких помощников, как боты, изучить познавательные ресурсы, найти для себя ботов-помощников. Во время изучения данной темы я познакомилась с историей возникновения ботов, с их видами.

Работать над проектом было интересно. Практическим результатом стало создание чат-бота «Ученик МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»/4 корпус. Этот процесс оказался очень увлекательным и немаловажно, что деятельность над проектом может продолжаться. В дальнейшем я буду дорабатывать свой бот или создам новый.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. О популярных чат-ботах и инструментах для их создания. URL:https://te-st.ru/reports/meetup-chatbots-irk/.

  2. Чат-бот в Telegram: что важно знать и как создать. https://umnico.com/ru/blog/chatbot-for telegram/?ysclid=m28w3z2nzq714444471.

  3. Как создать и настроить бота в Telegram. https://smmplanner.com/blog/gaid-kak-sozdat-i-nastroit-bota-v-tielieghramie/.

  4. История создания чат-ботов. https://www.jivo.ru/blog/tutorials-jivo/chat-bot-history.html.

  5. Боты-помощники. https://smmplanner.com/blog/boty-pomoshchniki-podborka-samykh-polieznykh-chat-botov-v-tielieghramie/.

  6. Что может чат-бот. URL: https://habr.com/ru/company/croc/blog/335650/.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Просмотров работы: 73