Объект культурного наследия федерального значения: Богородицкий дворец-музей и парк

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Объект культурного наследия федерального значения: Богородицкий дворец-музей и парк

Буркова А.Е. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского союза М.П. Константинова
Косых Т.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского союза М.П. Константинова
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Российская Федерация – государство, обладающее великой культурой и богатой историей. В нашем огромном мире есть множество разнообразных и неповторимых объектов природного и культурного наследия. В то время как природа создаёт одни, человеком создаются другие. В настоящее время возрастают проблемы сохранения и использования историко-культурного наследия.

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Тема моей работы:Объект культурного наследия федерального значения: Богородицкий дворец-музей и парк.

Актуальность исследования: Изучение истории, культуры страны неразрывно связано с рассмотрением вопросов защиты культурного наследия России на международном, государственном, федеральном и муниципальном уровнях. Государство, которое пренебрежительно относится к истории и не оберегает собственную культуру, не может твердо стоять на пути устойчивого развития в современном мире.

Вне культуры невозможно обеспечить высокий уровень национального единства в целом и высокое качество жизни отдельного гражданина в частности, невозможно определить общие цели развития и встать на путь по их достижению. В равной степени невозможно утверждение общенациональной идеологии развития без формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Богородицкий дворец-музей и парк в городе Богородицке Тульской области являются объектом культурного наследия народов РФ федерального значения, потому что они представляют собой памятники архитектуры и садово-паркового искусства федерального значения. 

В комплекс входят здание дворца — образец раннего русского классицизма, въездная башня в стиле нарышкинского барокко, Свято-Казанский храм и обширный пейзажный парк. 

Цель моей работы: Раскрыть историческое и природное значение Богородицкой усадьбы и парка, как объекта культурного наследия XVIII века, а также возможность показать историческую ценность в развитии духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения.

Задачи:

  1. прививать бережное отношение к памятникам культуры;

  2. узнать, кто являлся владельцем усадьбы Бобринских;

  3. выяснить, когда была построена усадьба;

  4. показать облик постройки и его ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Гипотеза: Усадьба и парк должны являться историческим и природным памятником федерального значения.

 Практическая значимость: данная работа может быть интересна школьникам, которые увлекаются историей, а так же ее можно применять на уроках истории и внеклассных мероприятиях, географии и культурологи.

В музейный ансамбль входит дворец с 13 экспозиционными залами площадью около 800 кв. метров, 53 га парка и въездная башня. В 1941 году дворец был практически полностью разрушен. В 1960-х годах было принято решение о возрождении усадьбы. В 1988 году Богородицкий дворец-музей открылся для посетителей, его фонды насчитывают почти 15 тысяч экспонатов. Музей принимает в год более 65 тыс. посетителей.

Богородицкий Дворец-музей с парком включены в федеральный туристский маршрут "Русские усадьбы".

Глава I Владелец усадьбы Бобринских.

Многие историки называют российский XVIII век - веком женщин. Бесспорно, самая из них яркая и талантливая на троне - Екатерина II, деятельная и энергичная, умная и веселая, загадочная и легко ранимая.

Много легенд связано с ее царствованием: фавориты, самозванцы, тайный брак с Потемкиным, вопрос об отце Павла I, "потемкинские деревни" и, наконец, внебрачный сын от Григория Орлова - Алексей Григорьевич Бобринский.

Жизнь незаконных отпрысков коронованных особ всегда вызывала к себе интерес и, как правило, была окутана сенью таинственности и легенд.

В 1761 году жена наследника престола цесаревича Петра Фёдоровича Екатерина Алексеевна увлеклась гвардейцем Григорием Орловым. Роману между Екатериной и Орловым не помешало даже восшествие на императорский престол Петра Фёдоровича под именем Петра III.

11 (22) апреля 1762 года в Зимнем дворце, в окружении самых доверенных лиц, Екатерина Алексеевна родила мальчика, которого назвали Алексеем. Беременность императрицы и сами роды держались в строжайшей тайне, чему способствовала холодность императора к своей жене, которую он редко посещал.

Пётр III ничего не должен был знать о ребёнке, ибо отцом его был любовник Екатерины Григорий Орлов.

Новорождённый младенец не мог остаться с матерью и немедленно по рождении был передан гардеробмейстеру Екатерины Василию Григорьевичу Шкурину, в семействе которого он и воспитывался до 1774 года наравне с сыновьями Шкурина.

После переворота 1762 года, когда Екатерина Алексеевна стал полновластной императрицей Екатериной II.

В 1770 году Алексей вместе с сыновьями Василия Шкурина был направлен на обучение за границу, в закрытый пансион в Лейпциге.

В 1774 году, когда Екатерина присвоила сыну фамилию Бобринский — по названию села Спасского, также известного как Бобрики, купленного для его материального обеспечения ещё в 1763 году. В это время Алексей вернулся на Родину и был передан под опеку личному секретарю императрицы Ивану Ивановичу Бецкому. 

Как писал Бецкой, Алексей Григорьевич «был телосложения слабого, боязлив, робок, застенчив, нечувствителен ни к чему, но кроток и послушен».

Обучение за границей не принесло особой пользы — к 13 годам его знания ограничивались французским и немецким языками, началами арифметики и очень малыми сведениями из географии.

Для продолжения обучения Алексея Бобринского направили в петербургский Сухопутный кадетский корпус, где надзирать за ним было предписано недавно принятому на русскую службу испанскому дворянину Осипу Дерибасу, будущему основателю Одессы.

В апреле 1781 года Екатерина II послала ему письмо, в котором поведала об обстоятельствах его рождения: «Алексей Григорьевич. Известно мне, что мать ваша, быв угнетаема разными неприязными и сильными неприятелями, по тогдашним смутным обстоятельствам, спасая себя и старшего своего сына, принуждена нашлась скрыть ваше рождение, воспоследовавшее 11 числа апреля 1762 г.»

В 1782 году Алексей  Бобринский окончил курс обучения в корпусе, получив золотую медаль в качестве награды и чин поручика.

В итоге Алексея вместе с лучшими выпускниками кадетского корпуса отправили в длительное путешествие по России и зарубежью под надзором полковника Алексея Бушуева, инструкции для которого составлял Иван Бецкой, а также академика Николая Озерецковского, который должен был просвещать молодых людей в поездке.

Поездка эта, задуманная с благими целями, на Алексее Бобринском сказалась не лучшим образом. Финансирование путешествия шло на деньги, которые присылали Алексею из Петербурга. Это были проценты с капитала, положенного матерью в опекунский совет. Проценты были более чем солидные — 3000 рублей в месяц, что в ту пору было целым состоянием. Однако делить деньги с друзьями Алексей отказывался, притом что они сами происходили отнюдь не из самых богатых семей.

С Алексеем случилось то, что часто случается с молодыми людьми, в руках которых внезапно оказываются большие деньги — он стал тратить крупные суммы на карточную игру и женщин.

Увлечение Бобринского картами было настолько сильным, что он, помимо дневников, оставил и «Записки о карточной игре».

Весной 1785 года путешествие завершилось в Париже, к великому облегчению полковника Бушуева, порядком уставшего от проделок Алексея. Бушуев получил распоряжение о немедленном возвращении в Петербург со всеми молодыми людьми, кроме Бобринского, которому разрешено было остаться в Париже.

Взять сына под опеку Екатерина попросила барона Фридриха Мельхиора Гримма, немецкого дипломата и публициста, который много лет состоял в переписке с русской императрицей.

Помимо ежемесячного содержания, императрица выслала Алексею Бобринскому 74 426 рублей, а также просила Гримма в самом крайнем случае помочь молодому человеку дополнительной суммой денег.

Отчёты Гримма вряд ли могли порадовать царственную мать. Дипломат сообщал, что Алексей спускает все деньги на карты и дам, ведёт себя вызывающе, и о его похождениях сплетничает весь Париж.

. Бобринский потратил все имеющиеся деньги, залез в долги, поехал в Лондон за какой-то особой, с которой у него случился роман…

Терпение Екатерины лопнуло: она приказала российским дипломатам встретиться с Алексеем и потребовать от него немедленного возвращения в Россию через Ригу. Бобринский, вкусив неограниченной свободы, попробовал было спорить, но ему популярно объяснили, что на сей раз он прогневал императрицу по-настоящему.

В апреле 1788 года Алексей Бобринский прибыл в Ригу, где получил предписание отправиться на постоянное место жительства в город-крепость Ревель, где к нему был приставлен новый опекун, граф Пётр Завадовский.

Всё это время Алексей Бобринский числился на военной службе, с которой по собственному желанию был уволен летом 1790 года в чине бригадира.

В конце концов, Алексей смирился со своей участью. В 1794 году он попросил разрешить ему приобрести имение в Лифляндии, близ города Юриева, замок Обер-Пален, и получил согласие на это

16 января 1796 брак между Алексеем Бобринским и Анной Унгерн-Штернберг был

Служба, однако, Алексея Бобринского не привлекала. В 1798 году он ушёл в отставку, поселился в имении в Тульской губернии, иногда бывая в Петербурге и Обер-Палене. Он занимался сельским хозяйством, минералогией и астрономией.

Умер Алексей Григорьевич Бобринский в 1813 году, в возрасте 51 года, и был похоронен в семейном склепе в Бобриках.

У Алексея и Анны Бобринских было четверо детей — три сына и дочь. Алексей Алексеевич Бобринский стал основателем сахарной промышленности на Украине и одним из создателей железных дорог в России.

Похоронен Бобринский в семейном склепе в Бобриках. Захоронение Бобринских было разгромлено в 20-х гг. XX в., но в 2003 г. восстановлено.

Глава II. История создания Богородицкого дворца – музея и парка.

История богородицкого дворца-музея начинается в далёком 1773 году [2, с. 39], когда по приказу императрицы Екатерины II в Богородицке Тульской губернии началось строительство дворцового комплекса для малолетнего Алексея Григорьевича, будущего графа Бобринского. Алексей Григорьевич (1762–1813) — незаконнорождённый сын российской императрицы Екатерины Великой и её фаворита графа Григория Григорьевича Орлова, родоначальник дворянского рода, известного выдающимися политическими и общественными деятелями, учеными.

Разработать проект будущего усадебного комплекса было поручено петербургскому зодчему Ивану Егоровичу Старову. Изучив карты местности, Старов выбрал для строительства дворца высокий берег реки Упёрты, включив в композицию комплекса уже имеющуюся здесь въездную башню, построенную неизвестным архитектором в 1760-х годах.

Также в состав усадебного комплекса вошла церковь Казанской иконы Божией матери, построенная по проекту того же Старова. К 1778 году основной этап строительства был закончен, и город украсил великолепный белокаменный дворец с двумя флигелями. По архитектурной задумке Старова дворец имел строгий вид, главная его особенность — это наличие антресольного этажа. Со стороны запада дворец двухэтажный — над окнами второго этажа расположены квадратные окна антресольного этажа, с востока — трехэтажный — над окнами третьего этажа расположены квадратные окна бельведера (в пер. с ит. — прекрасный вид), а над ним находится терраса с балюстрадой, с которой открывается прекрасный вид на город и пруд. Оставались работы по внутренней отделке жилых помещений и благоустройству территории вокруг дворца.

Заботы об облагораживании усадебного парка пали на плечи управляющего имением Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833). В 1779 году Андрей Тимофеевич приступил к созданию пейзажного парка, воплотив в нем множество фантазий и забав. Сам Болотов так писал о задумке создания своего великого детища: «Моё первое дело было обегать все обнажившиеся от снега высокие и беспорядочнейшие берега и горы, прикосновенные с нашей стороны к большому пред дворцом находящемуся пруду. И на всяком месте останавливался смотреть и соображаться с мыслями о том, к чему бы некоторое место было способнее и где бы произвести мне водяные, где лесные, где луговые украшения, где обделать, сообразно с новым видом, бугры и горы, где произвести каменные осыпи, где проложить широкие, удобные для езды, и где узкие, назначаемые для одного только хода, дороги и дорожки, где смастерить разных родов мосточки, и потом где б со временем произвести и разные садовые здания и отдыхалинцы, и прочее тому подобное» [2, с. 88].

За двадцать лет службы на должности управляющего имением Андреем Тимофеевичем в богородицком парке было устроено множество диковин: каскадные пруды, беседки, песчаные руины, грот в виде пещеры, «жилище эхи» в виде триумфальной арки… Об этом свидетельствуют его многочисленные акварели, на которых сохранились изображения созданного им чудесного пейзажного парка. После смерти Екатерины II, в 1796 году, единоутробный брат Алексея Григорьевича император Павел I пожаловал Бобринскому с потомством графский титул и поместья [3, с.122].

Среди родовых имений была и богородицкая усадьба, которая особенно полюбилась всему семейству. Теперь каждое лето вся семья проводила в своем любимом имении, лишь на зиму уезжая в Петербург. Многие годы богородицкая усадьба принадлежала разным представителям рода Бобринских, каждый из которых вносил свой вклад в её развитие. Облик усадьбы менялся: рядом появлялись хозяйственные постройки, пристраивались веранды и оранжереи, устраивались огороды и высаживались фруктовые сады. Потомки Алексея Григорьевича открывали на территории своего имения сахароваренные заводы, ткацкие мастерские и угольные шахты, занимались благотворительностью, обустраивали приюты и Общину сестёр милосердия.

Интерьеры дворца украшали наборы итальянской и голландской мебели. В овальном зале первого этажа была обустроена прекрасная библиотека, собирать которую начал ещё основатель династии. Размеренная жизнь в имении прервалась с наступлением Октябрьской революции. Богородицкую усадьбу ждала судьба тысяч других дворянских имений России. 1 января 1918 года графский дворец был национализирован, какое-то время бывшим хозяевам с их многочисленными родственниками разрешалось проживать во флигеле. Этот период жизни Бобринских подробно описан в книге «Записки уцелевшего» Сергея Михайловича Голицына, их ближайшего родственника и непосредственного свидетеля и очевидца тех печальных событий. Вскоре Бобринским пришлось навсегда покинуть Богородицк.

В бывшем графском имении после революции сменилось множество хозяев: сначала его приписали к Богородицкому сахарному заводу, затем он отошёл в ведение местного Совдепа, в разное время здесь размещались музыкально-регентские и рисовальные классы, культурно-исторический музей. 21 февраля 1919 года дворец передали уездному отделу образования, но затем здесь разместили 64-й отдельный стрелковый батальон войск внутренней охраны [3, с. 15]. В результате бесконечной смены хозяев к 1922 году бывшая графская усадьба пришла в сильнейший упадок: дворец и хозяйственные постройки нуждались в капитальном ремонте, а некогда прекрасный парк — в охране от нещадной вырубки деревьев и восстановлении. В 1929 году по причине запустения и ненадобности были разобраны усадебные флигели и въездная башня. Башню в дальнейшем удастся восстановить в практически первозданном виде, увидеть флигели сегодня можно только на планах Старова и на архивных фотокарточках. К 1934 году здание бывшей графской усадьбы было передано под санаторий лёгочного типа «Красный шахтёр», который просуществовал здесь целых семь лет. В том же году был закрыт усадебный храм, в здании которого планировалось открыть кинотеатр. Кинотеатр в храме так и не оборудовали: сначала здание использовали как овощехранилище, а потом и вовсе забросили. С началом Великой Отечественной войны санаторий был преобразован в госпиталь, в ноябре 1941 года в Богородицк вошли фашистские захватчики, отступая под натиском наших войск, в ночь на 12 декабря 1941 года, гитлеровцы взорвали дворец. От некогда прекрасного и величественного здания остались лишь руины: дотла сгорели межэтажные и чердачные перекрытия, сгорела кровля, полностью разрушена внутренняя лестница, водопровод, канализация, отопление [6, с. 16]. В 1942 году Академией архитектуры СССР был опубликован сборник «Памятники зодчества, разрушенные или поврежденные немецкими захватчиками: Документы и материалы», в котором были приведены полные сведения о разрушении бывшей графской усадьбы в Богородицке и высказывались предложения о необходимости восстановления памятника исторического наследия. Несмотря на это руины дворца возвышались над городом ещё 25 лет.

В 1960-е годы местная власть приняла решение разобрать разрушающееся здание, но благодаря активным местным жителям во главе с краеведом членом Союза художников РСФСР Петром Андреевичем Кобяковым чудо Тульского края удалось отстоять и восстановить в его былом величии. Петр Андреевич долгие годы бил тревогу и обращался во всевозможные инстанции, и, наконец, его старания увенчались успехом! В 1965 году начался самый сложный период восстановления дворца — разбор руин, основное участие в нём принимали местные жители на добровольных началах. Устраивались субботники и воскресники, на которых трудились работники библиотек, отдела кинофикации и учащиеся городских школ [3, с. 119].

Научным руководителем реставрационных работ и автором проекта реставрации был видный московский реставратор, кандидат искусствоведения Леонард Владиславович Тыдман. В течение десяти лет он курировал восстановительные работы в Богородицке. В 1975 году реконструкция дворца завершилась, была вновь отстроена въездная башня-колокольня. В здании открылся музей, посвященный искусству дворцового интерьера XVIII века, а с 16 октября 1988 года здесь располагается «Богородицкий дворец-музей и парк», основу экспозиции которого составляют восстановленные дворцовые интерьеры конца XVIII начала XIX века.

В парке расчистили и благоустроили аллеи и дорожки, восстановили каменные ступени, ведущие от дворца к пруду, высадили зеленые насаждения и цветы, в 1989 году установили памятник его основателю — А. Т. Болотову. В 1990 году Казанский храм был отреставрирован и возвращен верующим, а въездная башня вновь стала башней-колокольней.

Сегодня экспозиционная площадь дворца-музея составляет 800 кв м, для посетителей открыты 15 залов, которые знакомят с творчеством создателей ансамбля и его владельцами. В экспозиции «Жили мы высокими мечтами» на первом этаже дворца собраны уникальные предметы, принадлежавшие членам семьи Бобринских. Для посетителей проводятся театрализованные экскурсии по залам дворца и парку, костюмированные представления, а также выпускные балы для младших школьников, в овальном зале первого этажа проходят мероприятия, концерты и торжественные регистрации брака.

С января 2020 года во въездной башне дворца открылась экспозиция «От города-крепости до «цветника» императрицы», посвященная истории города Богородицка. Как и много лет назад дворец остаётся центром притяжения для богородчан и гостей города, сюда приезжают не только для того, чтобы послушать экскурсию и узнать историю бывшей графской усадьбы, но и просто прогуляться по тихому старому парку, подняться на смотровую площадку и увидеть весь город как на ладони. Жители города гордятся своим чудесным дворцом, любовно называя его «жемчужиной» Тульского края.

Сегодня посетителям доступно 14 залов музейного комплекса. Фонды музея могут похвастаться более чем 15 тыс. экспонатов, лучшая часть которых представлена произведениями декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX веков и писательскими трудами А. Т. Болотова.

В музее есть богатые коллекции нумизматики, документов, фотографий, антикварных книг, почтовых открыток, предметов мебели и кухонной утвари прошлого и позапрошлого столетий. Кроме того, посетители могут ознакомиться с полотнами баталиста М. И. Авилова, работами художника П. А. Кобякова, добившегося реставрации комплекса, и картинами неизвестного итальянского мастера XIX века. В музее имеется лавка сувениров, где каждый желающий может приобрести интересные сувениры на память.

На базе музея регулярно проходят выставки, фестивали, мастер-классы, акции, театрализованные представления и праздничные мероприятия. Гостям предлагаются экскурсии по самому дворцу-музею, башне-колокольне, парку, а также экспозиция в отделе музея на станции «Жданка».

.

Заключение

Культурное наследие – это творчество десятков и даже сотен поколений, это отражение хода истории и свидетельство прогресса. Культурное наследие - безусловная ценность государства, народа и отдельно взятого человека. Обязанность всех и каждого - сохранять культурное наследие и способствовать его популяризации.

На современном этапе в Российской Федерации существует обширная законодательная база в сфере культурного наследия, дана четкая дефиниция феномену объекта культурного наследия народов Российской Федерации, которая коррелирует с определением объекта культурного наследия, закрепленным в международных документах. Вопросы охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия широко освещены в государственной культурной политике России.

Данная научно-исследовательская работа была направлена на подробное изучение истории усадьбы рода Бобринских, её архитектурных особенностей и развитие духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения. Эта усадьба ярко демонстрирует необходимость сохранения, восстановления и реконструкции усадебных комплексов.

Изучая объекты культурного наследия, я узнала много нового о памятниках истории, культуры и археологии, расположенных на территории города Богородицка.

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы учащиеся лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Таким образом, Богородицкий дворец-музей и парк являются действительно уникальным сооружением - памятником архитектуры и объектом культурного наследия федерального значения.

Результаты исследования заключаются в том, что исследуемый материал позволит повысить знания учащихся в области духовной культуры, а знания истории помогут получить возможность сохранить, укрепить и развить традиции.

Данный материал можно использовать на уроках географии, истории, на занятиях по краеведению. Он будет интересен путешественникам, туристам.

Относительно государственной культурной политики целесообразно сделать вывод о том, что на данном этапе в России она представлена Стратегией на период до 2030 года и является базовым инструментом в области сохранения культурного наследия России.

Также был сделан вывод о необходимости повышения уровня общественной инициативы в вопросе сохранения культурного наследия в целом и институтов гражданского общества, в частности. Считается целесообразным осуществлять мероприятия по привлечению широкой общественности к вопросам охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия.

Библиография

  1. Города России. Энциклопедия - М., Большая Российская энциклопедия, 1994.

  2. Жерздева М. В. Богородицк. Дворец и усадьба графов Бобринских // Знаменитые тульские усадьбы и их владельцы. — М. — 2015. —с. 37-76

  3. Перова О. В. Основные этапы и организационные аспекты послевоенного восстановления памятника дворцово-паркового искусства последней четверти XVIII века в г. Богородицке Тульской области // Великая Отечественная война: История и историческая память в России и мире. — Тула, 2015. — С. 111–122.

  4. Францева, Д. И. История богородицкой усадьбы графов Бобринских: от родового имения до музея / Д. И. Францева. — Текст : непосредственный // Молодой учёный. — 2022. — №49 (444). — С. 496–500.

  5. https://yarodom.livejournal.com/1881864.html

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%BA_(%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0)

  7. https://www.bogoroditsk.ru/park1.htm

Приложение

Родословие рода Бобринских

Богородицкий музей

Макет архитектора Старова

Внутри музея

Богородицкий парк

Церковь Казанской иконы Божией матери

Просмотров работы: 4