Храм Василия Блаженного - символ Российской Федерации

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Храм Василия Блаженного - символ Российской Федерации

Зальцман С.И. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Смирнова С.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность моего исследования заключается в том, что построенный более 460 лет назад (1555 – 1561) в память боевых побед над Казанским ханством, Покровский собор является не только замечательным произведением русского и мирового зодчества, но и выдающимся памятником героических событий истории нашего народа, памятником, воспевшим в камне величие его борьбы за национальную независимость, идею торжества национального единства.

Проблема исследования заключается в том, что в последнее время для России жизненно важным является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к истории наших предков.

Объект исследования: храм Василия Блаженного.

Предмет исследования: история и особенности храма Василия Блаженного.

Целью данной работы является исследование историко-культурной ценности Собора Василия Блаженного, как символа Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, в процессе исследования нам предстоит решить следующие задачи:

  1. определить предпосылки возникновения собора;

  2. исследовать особенности архитектуры строительства собора Василия Блаженного;

  3. исследовать версии того, кто же в действительности является автором собора;

  4. исследовать версии того, почему так назван собор;

  5. определить значение собора в плане культурного наследия России.

Методы исследования:

  1. Методы эмпирического уровня: социологический опрос- анкетирование, фотографирование.

  2. Методы экспериментально-теоретического уровня: анализ, моделирование, исторический, логический.

  3. Методы теоретического уровня: изучение и обобщение, теоретический анализ и обобщение научной литературы, систематизация полученного материала.

Практическая значимость работы: данное исследование представляется значимым звеном в понимании эпохи Ивана IV, периода его правления и формирования культурно-символических форм и репрезентации власти Российского государства. Результаты исследования могут быть интегрированы на уроках истории, а также внеклассные мероприятия, посвященные культуре и искусству Средневековья, истории формирования Средневековой идеологии.

Краткий анализ литературы: в данной исследовательской работе используемую литературу можно разделить на две группы. В первую группу входит литература об истории храма – это Капитохин А.А., Яковлев И.В. Покровский собор (Храм Василия Блаженного), Фомина М. Храм Василия Блаженного, Улыбышева М. Тайны Собора Василия Блаженного, Успенкая Л.С. Баталов А. Л. Собор Покрова на Рву. В данных изданиях рассказывается о соборе, построенном в 1555–1561 годах по обету, данному Иваном IV перед покорением Казанского царства. Авторы описывают замысел многопредельного храма, который воплотил образ Священного града - Иерусалима и определили архитектурное своеобразие собора, ставшего символом русского национального зодчества.

В вторую часть входят ресурсы-интернета. В статьях рассказывается об истории собора, об интереснейших фактах Храма Василия Блаженного и святынях Покровского собора.

II. Храм Василия Блаженного – символ Российской Федерации.

2.1. История возведения храма.

В Москве на Красной площади стоит сказочный Покровский собор - Храм Василия Блаженного. Им по праву гордится Россия, о нем знает весь мир. Но оказывается, что такой знакомый всем собор хранит множество тайн, загадок, удивительных легенд. Прошлое и настоящее соединятся в его уникальной истории.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву - один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI века. Был возведен по велению царя Ивана IV, прозванного Грозным. Отправляясь в поход на Казань 1552 году, царь дал обет построить величайший собор в случае своей победы. Штурм Казани начался в день Покрова Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября 1552 года. Именно поэтому собор был освящен в честь этого праздника. Можно сказать, что данный храм - царская благодарность за победу над Казанским ханством. Никоновская летопись по этому поводу говорит: «Того же месяца (июнь) 7063 (1555) года …великий государь велел заложить церковь Покров каменну о девяти верхох, который был преже древян о Казанском взятии»[1]

Казанское ханство граничило в то время с Московским царством. Сейчас мы живём в одной стране и отношения между нашими народами мирные и дружные, а в те времена два государства постоянно воевали. В конце концов, победило Московское царство, и в честь этой победы царь Иоанн пообещал выстроить в Москве такой красивый храм, какого не бывало ещё на Руси. Взятие Казани было невероятно важным историческим событием, и по благословению митрополита Макария, грандиозный собор был возведен очень быстро, всего за 6 лет - с 1555 по 1561 год.

Слова «на Рву» уточняет место, где построили храм. А на каком таком рву? Нет там никакого рва! Действительно, сейчас нет, а несколько сотен лет назад был. Глубиной с четырёхэтажный дом, а шириной - с двенадцатиэтажный, тридцать шесть метров! Этот ров был оборонительным укреплением Московского Кремля. Ров был засыпан только в 1814 году [2]

Исследователи считают, что собор строил Иван Яковлевич Барма, прозванный в народе Постником, за приверженность к строгому церковному посту, а другие учёные утверждают, что архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. А вот Никоновская летопись сохранила имена зодчих: «Два русских мастера по прозвищу Барма и Постник, которые, по словам летописи «быша премудри и удобни такому чюдному делу», построили сложное по композиции монументальное сооружение из девяти отдельных столбообразных храмов, «премудро и дивно». Так эта загадка и переходит из поколения в поколения. Сколько было мастеров? Мы поверим Никоновской летописи.[1]

Существует легенда о том, что после завершения строительства Иван Грозный приказал вырезать глаза архитекторам - Барма и Постник, чтобы они больше не смогли создать нечто подобное. Однако исторические доказательства этого события отсутствуют, и считается, что это всего лишь легенда. И возникла она через 100 лет после сооружения храма. А намертво закрепилась она, вероятнее всего, благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие», написанному в 1938 году [5.1].

Храм Василия Блаженного является одним из символов Москвы и России, его уникальная архитектура и красочные цветные луковицы делают его одним из самых узнаваемых зданий в мире. Точная дата освящения храма - 12 июля по новому стилю - стала известна не так давно, в середине XX века.

Центральный престол храма Покрова Пресвятой Богородицы находится под самым высоким шатром, посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Он и дал название всему сооружению, а вокруг него еще девять церквей, все были возведены на едином основании.

Церковь Василия Блаженного была пристроена к сооружению одной из последних, 1588 году. Она была возведена над захоронением Василия Блаженного по повелению сына Ивана Грозного - Федора. Только после того, как была построена церковь Василия Блаженного, собор зажил, а богослужения в соборе стали ежедневными. Возможно, именно поэтому с тех пор за собором закрепилось народное название - собор Василия Блаженного.

2.2. Юродивый Василий Блаженный.

Кто такой Василий Блаженный? Человек был этот юродивым, от старинного славянского слова «юрод», что означает «дурачок». Опять загадка: зачем же дурака уважать? Да ещё храм возводить в его честь? Давайте узнаем!

Юродивым Василия называли потому, что он часто поступал очень странно. Например, стоят на базаре калачник и квасник, продают свой товар. Вдруг появляется Василий, опрокидывает лотки, и всё летит в грязь. Продавцы ругаются, все возмущаются, а потом кто-нибудь пробует остатки продуктов и кричит: «Люди добрые, а в калачной-то муке мел да известь подмешаны, а квас-то прокисший!» Вот и получается, что юродивый Василий вроде и поступал, казалось бы, по-дурацки, но на пользу людям [1].

Блаженный Василий жил праведной жизнью, умел видеть будущее, обличал ложь и несправедливость. День и ночь он молился, ночевал на паперти и в дождь, и в жару, и в стужу.

Родители Василия были простыми крестьянами, звали их Иаков и Анна. Когда мальчик подрос, его отдали учиться сапожному мастерству. Дар предвидеть будущее обнаружился у Василия почти случайно в 16 лет. Один человек попросил сшить ему такие сапоги, чтобы им сносу не было. Хозяин мастерской обрадовался хорошему заказу, а Василий загрустил: «Просит себе сапоги на много лет, а сам скоро умрёт и даже не обует их». Слова юноши сбылись. После этого случая москвичи поняли, что это особенный человек [3].

Как и все москвичи, царь Иоанн Грозный очень уважал Василия и любил с ним поговорить. Юродивый Василий был, чуть ли не единственным человеком, которого даже сам царь побаивался. Святой же ни перед кем не робел: царю, как и всем, говорил только правду.

До конца своих дней Василий не имел пристанища, зимой и летом ходил по Москве нагим. Василий Блаженный стал настолько непременной частью московской жизни, что его знали все: от последнего нищего до самого Ивана Грозного. Однажды царь Иван Грозный молился в храме, но думал не о молитве. После службы Блаженный подошёл нему и завёл с ним разговор: «Видел я тебя сейчас, государь, в храме и в другом месте». Царь удивился: «Ни в каком другом месте, кроме храма, я не был». Тогда юродивый сказал: «Только телом ты был в храме, а мыслями ходил по Воробьёвым горам и строил дворец». И Иван Грозный согласился: «Правда, в твоих словах». Внутреннему взору Блаженного были открыты не только мысли других людей, но и само пространство чудесно образом подчинялись ему. Как-то раз Иван Грозный пригласил Блаженного к себе во дворец на пир. Царские слуги с поклоном поднесли Василию заздравную чашу от самого царя. Но Василий, вместо того чтобы поблагодарить и выпить с добрым пожеланием царю, выплеснул вино в окошко. Царь разгневался. Василий же сказал ему: «Не гневайся, государь. Этой чашей я загасил огонь, которым только что был объят весь Новгород». Иван Грозный не поверил и тут же снарядил гонцов в Новгород, чтобы проверить слова Василия. И новгородцы рассказали царским гонцам, что действительно, начался, было в Новгороде пожар, но неизвестно откуда появился человек с водоносом и пожар потушил [3]. Летом 1552 года по Москве разнеслось печальное известие, что Василий Блаженный тяжело болен и лежит при смерти. Было ему в то время 88 лет. Скончался Василий Блаженный 2 августа.

Вся Москва - и простой люд, и царь, и бояре - вышли его хоронить. Нищий юродивый был погребён с великой честью. Спустя несколько лет рядом вырос Покровский собор. А могила святого оказалась прямо у его подножия. Люди заметили, что после её посещения многие больные выздоравливали, а те, кто просил святого о помощи в своих бедах, её получали. В честь этого чуда над могилой Василия Блаженного построили пристройку к Покровскому собору - придел святого Василия.

Василий не единственный Блаженный захороненный в соборе. В 1589 году умирает Иоанн «Большой колпак» или «Московский», юродивый, носивший всю жизнь вериги и венец. Снимать и показывать вериги нельзя, поэтому венец он прятал в шерстяном колпаке, оттуда и прозвище. Иоанн был похоронен по его просьбе рядом с Василием.

2.3. Архитектурная композиция храма.

Удивление вызывает странная и cложная конструкция храма, отличная от традиционной крестово-купольной. Так, вместо единого церковного здания, архитекторы возвели восемь самостоятельных церквей (приделов), сгруппировав их вокруг девятой - центральной. Каждый из этих храмов посвящён одному из церковных праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань. Все церкви хитро связаны между собой наружной обходной галереей-гульбищем, а также соединены внутренними переходами. Грандиозное, по тем временам, сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет.

Позже к этой конструкции были добавлены ещё две пристройки - церковь Василия Блаженного, а также колокольня. В итоге храм объединил 11 строений.

Главная столпообразная церковь в честь Покрова Божией Матери, с четырех сторон окружена осевыми церквями: церковь Входа Господня в Иерусалим; церковь Святой Троицы; церковь Киприана и Иустины; церковь Николы Великорецкого.

Между которыми находятся еще четыре церкви меньшего размера: церковь Григория Армянского; церковь Александра Свирского; церковь трех Патриархов: Иоанна, Александра, Павла Нового; церковь Ваарлама Хутынского [5.8].

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно первого октября 1552 года, в праздник Покрова Богородицы, начался штурм Казани.

Церковь Входа Господня в Иерусалим. Церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. В Вербное воскресенье именно к этому приделу совершался крестный ход из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти» Патриарха. Поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны.

Церковь Святой Троицы. Принято считать, что Покровский собор был построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой до XVII века часто именовали и весь храм.

Церковь Киприана и Иустины - память данных святых приходится на второе октября (15 октября н. ст.), и именно в этот день была взята Казань.

Церковь Николы Великорецкого. Эта церковь была освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой, почему и получила потом название «Никола Великорецкий». В 1555 году эту икону по приказу Ивана Грозного принесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву.

Церковь Григория Армянского. Григорий Армянский - просветитель Великой Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н. ст.). В 1552 году в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни Казани.

Церковь Александра Свирского освящена во имя этого святого, потому что его память отмечается в тот же день, в который произошел разгром конницы Епанчи на Арском поле.

Церковь трех Патриархов: Иоанна, Александра, Павла Нового. Названа она так потому, что в 1552 году, в день памяти патриархов, 30 августа (12 сентября н. ст.), была одержана победа над князем Епанчей, который из Крыма шел на помощь казанским татарам.

Церковь Ваарлама Хутынского. Освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря [5.2].

Во второй половине XVII века к комплексу была пристроена Шатровая колокольня. Она сооружена на месте древней звонницы. Ко второй половине XVII века старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х г. её сменила колокольня, которая и стоит по сей день.

Внутреннее убранство девяти храмов не похожи друг на друга по стилю, цвету и отделке. По одной из версий они символизируют сады Небесного Иерусалима, увиденные во сне блаженным Андреем Юродивым. Одни деревья в тех садах цветут, другие украшены золотистой листвой, третьи плодоносят. А ведь именно Небесный Иерусалим, «град обетованный» символизирует этот собор в центре Москвы. Стены оформлены масляной росписью, но кое-где сохранились изначальные фрески XVI столетия. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. Одна из самых почитаемых святынь храма - резная арка над захоронением Василия Блаженного.

Главная ценность собора - его уникальный иконостас, в котором собрано более четырех сотен икон XVI–XIX столетий, исполненных новгородскими и московскими мастерами церковной живописи. Иконостас был создан в конце XIX столетия по проекту архитектора Павлинова. Иконы XIX века написаны московским иконописцем и реставратором Осипом Чириковым.

Нужно сказать, что происхождение такого архитектурного решения тоже объясняют разные версии. По одной из них, зодчие должны были вдохновиться церковью Богородицы, находящейся во Влахернском монастыре. Именно здесь, согласно преданию, произошло когда-то чудо Покрова. Монастырь этот был украшен семью башнями. Поэтому и будущий собор Покрова, строящийся на Красной площади, тоже должны были украсить семь куполов. Однако анонимный летописец сообщает, что архитекторы стали строить «не якоже повелено было (царём), но яко по бозе разум даровался им в размерении основания» [2]. То есть нарушили приказ, на основе собственных эстетических представлений об объеме и геометрии. Но есть и другая история, якобы идею соединения нескольких архитектурных объемов на одном основании выдвинул митрополит Макарий. Дело в том, что он пропагандировал концепцию о «Москве - Третьем Риме» и «Новом Иерусалиме». И все эти разновеликие башенки должны были символически воссоздать образ «Града Божьего - Небесного Иерусалима».

В этом разнообразии построек, иногда взгляд теряется, и тогда кажется, что они сгруппированы хаотично, на «авось». Однако это не так. Согласно первоначальному замыслу архитекторов, они точно расположены по сторонам света, и если поглядеть на них сверху, то обнаружиться чёткая форма, напоминающая восьмиконечную звезду. Согласно одной из версий - это сходство не случайно - такая форма храма должна была напоминать о Звезде Вифлиемской, являющейся постоянным символом Богородицы, которой и посвящён весь храм.

Самой же яркой и впечатляющей деталью собора являются не похожие один на другой купола. Все они расположены на разном уровне, имеют разный размер, форму и необычно декорированы сложными орнаментами. Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом. Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней. В XVII веке они получили свою яркую окраску, сохранившуюся до сегодняшнего дня.

Официальная версия гласит, что поскольку собор был построен не только в честь победы, но и в память о погибших солдатах, то такие узорчатые, разноцветные купола должны были символизировать «Небесный Иерусалим» или Рай - то есть ту награду, которую заслужили воины, отдав свою жизнь на поле боя. Однако данная версия не объясняет того, что сразу бросается в глаза посетителям Красной площади в Москве - форма куполов Покровского собора, весьма напоминает восточные головные уборы - тюрбаны, или даже купола исламской архитектуры.

Некоторыми исследователями древнерусской культуры выдвигается интересная гипотеза, основанная на легенде о том, что, когда армия Ивана Васильевича после отчаянного штурма взяла Казань, Грозный владыка велел снести великолепную мечеть Кул-Шарифа, являвшуюся символом этого города. Восемь глав, сбитых с минаретов этой мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву (правда о том, что с ними произошло дальше, никаких упоминаний, в письменных источниках, нет). Не исключено, что именно их водрузили зодчие над приделами собора Василия Блаженного в Москве.

Девятый же центральный объем церкви венчает шатёр, на котором золотом блестит небольшая, но вполне традиционная маковка, гордо возносясь над всеми остальными «татарскими» куполами. Таким образом, этот собор всем своим внешним видом символизировал победу православной христианской Руси над мусульманским Казанским ханством - осколком бывшей Золотой Орды. Историки не могут полностью отрицать или игнорировать эту гипотезу, так как по некоторым данным, архитектор Постник, работал над сооружением нового Кремля в Казани, как раз примерно в то же время, когда строился собор в Москве. [5.4]

2.4. Особенности храма.

Собор, построенный при митрополите Макарии, которому принадлежала уникальная идея многопредельного храма, воплощающего образ святого города- Иерусалима, который менял со временем свой облик. Уже в 1783 году верхняя часть храма была разобрана, а нижняя превращена в ризницу, где сохранились иконы, церковная утварь и облачения. Ризница- помещение при церкви для хранения риз и церковной утвари [1]. Облачение-священные одежды, в которых православные священнослужители, церковнослужители и монашествующие совершают богослужение [1]. Ризница и сегодня используется по своему прямому назначению.

Среди экспонатов можно увидеть редкие образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства. На площадке перед входом в ризницу выставлены подлинные архитектурные украшения XVI–XVII веков, выявленные во время реставрации собора. Среди них изразцы с фрагментами летописи строительства храма, расписная белокаменная розетка с фасада северной церкви Киприана и Иустиньи, изразцы с шатра Покровской церкви.

Важной частью в экспозиции занимают предметы, являющиеся вкладами в Покровский Собор. В основном эти вклады сделаны царствующими особами в различное время, но есть и вклады, сделанные простыми людьми. Особый интерес представляет серебряный и позолоченный потир, изготовленный на пожертвования простых прихожан. Яблоко и основание украшены цветочным орнаментом чеканной работы. По верхнему краю чаши - надпись молитвы, по нижнему краю основания - вкладная надпись, которая сообщает: «[7]189 (1681) дека[б]ря в 23 [день] зделаны сие сосуды в церко[вь] Але[к]сандра Свирского Чудотворца и подания правосла[в]ны[х] хр[истиа]н» [5.6].

При входе в ризницу сразу бросается в глаза огромный, в человеческий рост, покров на раку святого Василия Блаженного. Эта уникальная работа была выполнена сложной техникой лицевого шитья, с использованием золота, серебра и шёлка, в мастерской Ирины Годуновой – жены царя Фёдора Иоанновича в конце XVI века. Об этом рассказывает вкладная надпись на позёме покрова: «Повелением благоверного государя и великого князя Фёдора Иоанновича всея Руси и его благочестивой княгини Ирины сделан сей покров на Блаженного Василия Христа юродивого в тесьме. Лето государства его 7097 (1589г)» [5.6].

Дошёл до наших дней и вклад 1638 года царя Михаила Фёдоровича. Он состоит из шести серебряных предметов: потира, дискоса без основания, звездицы, лжицы и двух тарелей. Все они украшены гравированными изображениями: на дискосе - Евхаристический Агнец, на тарелях - Знамение и Голгофа. На потире, кроме традиционного изображения Деисуса, Орудий Страстей Христовых и евхаристической молитвы, в ложчатом орнаменте вязью выгравирована вкладная надпись [5.6].

Среди образцов древнерусской живописи множество уникальных икон: святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста XVI века, относящиеся к первоначальному иконостасу Покровской церкви; редкий образ святителя Николая Чудотворца XVI века в иконографии Николы Великорецкого; образ Варлаама Хутынского в житии; чудотворная икона Покрова Богородицы XVIII века; образ Богоматери Владимирской в роскошной серебряной ризе [5.6].

Выделяются из общего ряда икона XVII века - образ Василия Блаженного и святой мученицы Ирины, написанная в память об особом Покровскому Собору царя Фёдора Иоанновича и его супруги Ирины Годуновой, и объемная резная икона Смоленской Богоматери [5.6].

На иконе XVII века московских чудотворцев - святых, блаженных Василия и Иоанна. Рядом с ними вериги, состоящие из креста, пояса и цепей. По мнению первого летописца Покровского храма, протоиерея Покровского собора И.И. Кузнецова, вериги эти принадлежали святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак [5.6].

Серебряная трёхчастная дарохранительница, привезенная патриархом Игнатием из Киево-Печерской лавры в Покровский собор в 1748 году, поражает изящным убранством церковной утвари: напрестольные кресты - мощевики XVII-XVIII веков, ковчег с изображением Александра Невского, о чём свидетельствует идущая по нижнему краю надпись [5.6].

Необычный наперсный крест в оправе и позолоченном ковчеге, изготовленный специально для Покровского собора в XVII веке, в Москве, и вложенный в оправу с гравированным изображением Крещения и Воскресения Господня. С красивой фигурной килевидной формой, с Александром Свирским на левой стороне и Покровским собором на правой [5.6].

Евангелие напрестольное, 1672г. Золочёные переплёты 1672г и 1692 годов. Серебряные оклады верхних досок великолепной чеканной работы: на одном изображение Распятия и четырёх евангелистов, а на другом, кроме изображения Воскресения Господня в центре и евангелистов в наугольниках, ещё сцены Страстей Христовых. Здесь же можно увидеть подлинную лицевую рукопись 1672 года - Житие Святого Александра Свирского, переплетённую зелёным бархатом с четырьмя серебряными наугольниками [5.6].

Из церковного облачения представлен стихарь XVII века, единственный в своём роде, он украшен 58-ю серебряными дробницами гравированной и чеканной работы [2].

Рядом можно видеть три подвесные тончайшей работы пелерины XVII в. вышитые серебром, золотом и шелками. На них изображения Богоматери Смоленской и Николая Чудотворца в обрамлении вышитых текстов тропарей.

Среди реликвий есть и памятная доска, сообщающая о денежном пожертвовании императрицы Екатерины II на реставрацию Покровского собора в 1784 году [5.6].

В Покровском соборе сохранилась иконопись и монументальная живопись, отражающая разные этапы его существования за более чем четырёхвековую историю. Здесь можно увидеть фрески XVI в., темперные росписи XVII в., монументальную масляную живопись XVIII-XIX столетий, а также редкие памятники русской иконописи. Основная идея формирования живописного убранства памятника сложилась в XVII в. Образ виноградной лозы, которая причудливыми цветами процвела на стенах и сводах галерей, подчеркивает богатство и величие архитектуры Покровского собора как Небесного града Иерусалима. Монументальная живопись XVIII-XIX вв. выполнена в стилистике Нового времени, но продолжает сложившуюся ранее программу росписей собора. Существующее ныне живописное и декоративное убранство собора - это результат исследовательской и реставрационной деятельности нескольких поколений музейных сотрудников [5.6]

2.5. Влияние исторических событий на судьбу храма.

За долгое время существования Покровского собора произошло немало изменений. Были периоды истории, когда это чудесное строение находилось на грани уничтожения.

В начале XVII века, во времена, которые на Руси получили название «смутные», храм разоряли и грабили поляки.

После страшных пожаров, опустошивших Москву в годы царствования Фёдора Ивановича, Храм Василия Блаженного был впервые отреставрирован. В 1670-х годах были созданы новые фигурные главы, покрытые железом. В 1672 году возле церкви Василия Блаженного возвели придел в память блаженного Иоанна Московского, известного, как Иоанн Большой Колпак. В 1680 году вместо старой звонницы построили новую шатровую колокольню и заменили деревянные сходы на кирпичные. В очередной раз собор восстанавливали после пожара 1737 года. Чуть позже, в 1784-1786 годах на реставрацию храма Екатерина II выделила московскому архиепископу Платону 10 тысяч рублей. Той реставрацией руководил архитектор Иван Яковлев. Его имя заняло своё почётное место на памятной табличке перед входом в собор рядом с именами Бармы и Постника.

Негативные для храма воспоминания оставил и Наполеон Бонапарт. В 1812 году в подклете (цокольный этаж) Покровского собора держали лошадей французы, занявшие Москву. Так или иначе, взорвать собор «русских варваров» Наполеону не удалось, зато удалось его разграбить - всё, что можно было вывезти, было украдено «прогрессивными» французскими мародёрами.

Говорят, что Покровский храм так понравился Наполеону, что он хотел перевести его в Париж. К счастью, никто из его инженеров не смог ни продумать, ни осуществить эту задачу. [4]

Наполеон, покидая Москву в ярости приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи рисковали жизнью, чтобы потушить зажжённые фитили, ведущие к пороховым бочкам. И тут случилось чудо, сама природа пришла к ним на помощь: хлынул ливень, намочил фитили и погасил огонь. [5.5]

После войны 1812 года Покровский собор был заново отреставрирован, но позже ещё множество раз вносились изменения в интерьеры собора и в его внешний облик.

После революции 1917 года Покровский собор пришел в совершенный упадок - были выбиты стекла, протекала крыша, вода и ветер разрушили стены и уничтожили росписи храма. Его последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый большевиками, был расстрелян в 1919 г., а в 1929 г. храм был окончательно закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций. В народе существует предание, что он изготовил макет Красной площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место»! Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок [5.8].

Большевики религию отрицали, но все-таки не поднялась у них рука на такую красоту. Собор приобрел статус музея и был взят под охрану государства как памятник древней архитектуры. Так храм был спасен от разрушения.

Современный облик собор приобрёл после капитальной реставрации, проведённой в 1967-1969 годах, когда покрытые железом фигурные купола были перекрыты медью, не нуждающейся в обновлении долгое время. Последняя была проведена уже в этом веке, с 2001-2011 года. И стоила 390 миллионов рублей [5.7]

2.6 Роль храма в культурной жизни России

В настоящее время Покровский собор - филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Покровский собор - одна из самых известных достопримечательностей России. Для нас он является символом Москвы, символом - Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году). Первый этаж собора - церковь Святого Василия Блаженного и подклет (подцерковье). В настоящее время интерьер церкви реставрирован. Настенное «иконное» письмо конца XIX в. выполнено маслом. Иконостас конца XIX в. В церкви находится рака Святого Василия Блаженного. В подцерковье экспонируется икона Святого Василия Блаженного конца XVI в. в житийной раме XIX в., икона Знаменье XVIII в., оклад иконы Покров с предстоящими XIX в. На втором этаже - ансамбль из девяти церквей, объединенных внутренней и наружной галереями. Главы, венчающие купола храма разнофигурные и многоцветные. Центральная церковь Покрова увенчана шатром. Уже XVII веке облик собора сильно изменился - внешнюю обходную галерею перекрыли сводами, над лестницами появились крыльца, построили колокольню. В XVIII - XIX вв. внешний архитектурный облик памятника и его интерьеры оформлялись согласно эстетике своего времени. В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 г. он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 г. в церкви Святого Василия Блаженного проводились богослужения. В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного Исторического Музея. В 20-е годы XX в. развернулись широкие научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации включавшие архитектурные и живописные работы. В 60-е годы XX в. проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 г. (Петров день); железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные. В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI - XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля. В XVII в. над северной частью церкви Св. Василия Блаженного построили церковь Феодосии, в конце XVIII века ее превратили в ризницу - хранилище церковных ценностей [5.3].

Роль храма Василия Блаженного в культурной жизни России заключается в том, что он считается национальным символом страны и памятником древнерусской архитектуры.

На протяжении четырёх с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения.

С 1990 года он используется одновременно как музей (филиал Государственного Исторического музея) и как храм, в котором Русской Православной Церковью проводятся богослужения.

Также собор Василия Блаженного служит местом паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия, в честь которого он и получил своё название.

III. Выводы:

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Собор Покрова что на Рву (собор Василия Блаженного) был возведен по приказу Ивана Грозного в честь победы русской армии в войне за покорение Казанского царства в 1552-1554 гг.

Это не просто храм, а целый городок храмов, соединённых между собой галереями и перекрытиями.

Своё второе название Храм Василия Блаженного получил по имени юродивого Василия, который умел видеть будущее, обличал ложь и несправедливость.

В настоящее время собор представляет собой живописное сооружение с девятью высокими башнями, богато украшенными различными архитектурными деталями и причудливыми куполами, разнообразными по форме и окраске снаружи и является культурным наследием России.

Храм Покрова Богородицы в Москве (Храм Василия Блаженного) – почитаемый в народе россиянами храм, символ Москвы, зримый, удивлявший и почитавшийся иностранцами с XVI века. По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни в России, ни за ее пределами.

IV. Заключение.

Каждый, кто впервые приезжает в Москву, обязательно приходит на Красную площадь - главную площадь нашей страны. Но сердцем Красной площади уже 450 лет остаётся, конечно же, Покровский собор - собор Василия Блаженного, удивительное здание, которым по праву гордится наша страна и о котором знает весь мир.

Это счастье, что бесконечно дорогой сердцу русского человека храм - поистине уникальное явление в русской средневековой архитектуре - уцелел и мы можем видеть его и любоваться им.

V. Литература

1. Капитохин А.А., Яковлев И.В. Покровский собор (Храм Василия Блаженного). – М.: 1970.

2. Фомина М. Храм Василия Блаженного. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2023.

3. Улыбышева М. Тайны Собора Василия Блаженного. – М.: Настя и Никита, 2020.

4. Успенкая Л.С. Баталов А. Л. Собор Покрова на Рву. - М.: Северный паломник, 2002.

5. Ресурсы интернета:

5.1. Кедрин К. Зодчие. [Электронный ресурс] URL: https://rustih.ru/dmitrij-kedrin-zodchie/ (12.10.24)

5.2. Покровский собор. Чего мы не знаем о «Храме Василия Блаженного». https://foma.ru/pokrovskij-sobor-video.html?ysclid=m254ca4tv7521086363 (12.10.24.)

5.3. Покровский Храм на Рву. [Электронный ресурс] URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=800484 (17.10.24)

5.4. Семь интересных фактов о храме Василия Блаженного. Лидия Утемова) [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/materials/211445/7-interesnykh-faktov-o-khrame-vasiliya-blazhennogo (17.10.24)

5.5. Собор Василия Блаженного, Москва [Электронный ресурс] URL: https://www.advantour.com/rus/russia/moscow/sobor-vasiliya-blajennogo.htm (10.11.24)

5.6. Толкунов А. Святыни Покровского Собора. [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/259.html (13.11.24)

5.7. Храм Василия Блаженного, Покровский собор или «Град обетованный». От Ивана Грозного до наших дней. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (13.11.24)

5.8. Цветок на Красной площади. 10 интереснейших фактов о Храме Василия Блаженного (Покровский собор). [Электронный ресурс] URL:https://pamsik.livejournal.com/228559.html (14.11.24)

Просмотров работы: 13