ВВЕДЕНИЕ
К сожалению, в современном обществе наблюдается разрыв в духовном общении между поколениями. Не всегда можно рассчитывать на то, что люди будут относиться с добротой и пониманием. Особенно это заметно среди молодёжи, где процветает дикое сквернословие и бездуховность. Нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Присутствует проблема непристойного агрессивного поведения подрастающего поколения.
Человек всегда должен помнить «золотое» правило нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой». Несмотря ни на что, в душе человека должна сохранится вера в обязательную победу добра над злом, любви над ненавистью. Господство зла — это конец цивилизации. «Что же является самым главным для человека? К чему устремляются его помыслы и на чем фокусируется его жизненная энергия?» Как научить людей бережному внимательному отношению друг к другу, уважению к чужим обычаям и мнениям? Размышляя об этом, я решил обратиться к уникальному наследию замечательного чувашского просветителя И.Я. Яковлева. Этот великий человек, посвятив всю жизнь просвещению народа, оставил нам драгоценный дар – свои мысли и чувства, боль и переживания, облечённые в простые и мудрые слова, полные глубокой и искренней заботы о судьбе соотечественников и потомков. Огромный значение имеет Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое мною было изучено. Прошли годы, и Митрополит Кирилл призывает к духовно – нравственному возрождению нас, юное поколение.
Цель работы: провести параллель между «Духовным завещанием чувашскому народу» просветителя Ивана Яковлевича Яковлева и Обращением в День православной молодежи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Задачи:
Ознакомиться с «Духовным завещанием чувашскому народу» И.Я. Яковлева и Обращением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к молодежи.
2. Выполнить теоретический анализ и обобщить полученные данные.
3. Создать тематические закладки, буклет и мультимедийную презентацию.
4. Представить результаты исследований членам РДДМ.
Проблемный вопрос: отражаются ли нравственные и духовные ценности наших предков в лике современного общества?
Актуальность. К великому сожалению, в настоящее время современное общество страдает снижением духовного-нравственного потенциала. Это вызывает беспокойство, поскольку мы не знаем, чем это грозит обществу в дальнейшем. Считаю эту тему актуальной, потому что нравственный рост и духовный уровень человека в современное время – очень важный вопрос и от него зависит лик современного общества.
Гипотеза исследования: предположу, что снижение духовно-нравственного потенциала сегодня может привести к негативным последствиям в будущем: увеличение конфликтов, социальные проблемы и утрата культурных ценностей.
Методы исследования: изучение, сравнение, обобщение и систематизация полученного материала; фотографирование, интервьюирование.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.1 Обращение к религии — один из путей восстановления духовности.
Глубокие корни на нашей Родине имеет христианская вера. Многие люди нашей страны были верующими, таким был и И.Я. Яковлев.
Просвещение чувашей светом Евангелия во имя сближения с русским народом – это важное и необходимое для блага чуваш, это сердечное мечтание Яковлева. Нищета и безграмотность чувашских крестьян, заставили его задуматься о будущем родного народа. «Обучать безграмотных – святое дело»,- говорил он. Духовность сегодня стала одной из наиболее обсуждаемых тем. Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Долго размышлял Яковлев И.Я., как вывести народ из темноты и невежества. Выход видел в Просвещении и в вере в бога.
Религия влияет на сознание человека, поскольку связана с народной вековой мудростью и оказывает влияние на отношения в семье и в обществе. Великий просветитель в своём Духовном завещании чувашскому народу убеждает: «Крепче всего берегите величайшую святыню - веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в бога не страшны жизненные испытания; без веры в него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, Божий суд, грозный праведный». Иисус прожил на земле в полной зависимости от Бога. Так же надо жить и нам. Ведь эта зависимость не разрушает личность человека, а напротив – достигает гармонии с самим собой и обществом. Ранее духовная жизнь человека была полная смысла и содержания, но, к сожалению, сейчас превратилась в бессмысленную и бессодержательную. Выработалась непостижимая уму лексика, отвратительные манеры поведения, нет более кротости и смиренности. А Яковлев И.Я. стремился всех своих сородичей наставить на путь нравственного очищения: «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счётов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения».
Святейший Патриарх Кирилл обеспокоен бездуховностью и безнравственностью молодёжи. В своих трудах он пишет: «В молодом возрасте центр жизни человека по большей части заполняет его собственное «эго». Но ведь то, что находится в центре нашего существования, определяет и образ нашей жизни — религиозный или не религиозный. И по той же причине верующих среди молодежи меньше, чем среди людей старшего возраста. Потому так важно в работе Церкви с молодыми людьми опираться на их верующих сверстников. Религиозной молодежи немного, но быть глубоко религиозным человеком в молодом возрасте — это свидетельство некоей духовной одаренности. Хотел бы пожелать каждому — и особенно нашим молодым братьям и сестрам во Христе — никогда не терять духовной бодрости и дорожить личными отношениями с Господом, поддерживая их поучением в слове Божием, исполнением евангельских заповедей и прежде всего — участием в спасительных Таинствах Церкви».
1.2 Семья, дом, домашний очаг – понятия священны и неизменны
Основной ценностью человека с детства является семья. Она даёт нам
то, что заменить невозможно. Это образец жизни. Она прививает привычки элементарного социального поведения и интерес к окружающему миру. Когда человек счастлив? Мы отвечаем на этот вопрос словами народной мудрости: «Человек счастлив тогда, когда он счастлив дома». Но в последнее время ДОМ и СЕМЬЯ, к сожалению, утратили своё истинное назначение. Жить в дружбе, любви и согласии призывал нас великий учитель И.Я. Яковлев, а о семье писал в своём бессмертном завещании: «В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережёте семью, обережёте детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда».
Изучая доклад Патриарха Кирилла, мною был сделан вывод о том, что митрополит уделил особое внимание проблеме семьи. «Семья — это основа русской национальной жизни и внутренний оплот традиции Русского мира, имеющий ключевое значение для всех религиозных культур. Будучи самой главной школой воспитания личности, семья не только помогает человеку познавать окружающий мир, но и научает его любви, доброте и состраданию, дает важнейшие нравственные представления и ориентиры».
В «Духовном завещании чувашскому народу» Яковлев наставляет потомков: «Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваша. Охраняйте же это сокровище».
Первосвятитель Кирилл отметил, что «семья — это Божественное установление, поэтому связанные с ней культурные и духовные ценности имеют огромное значение для любого народа, общества и государства». Именно в семье «дети учатся любви, общению, служению своим ближним, преодолению эгоизма, почитанию родителей, уважению к старшим, заботе о младших».»1. Можно ли найти точки соприкосновения в этих высказываниях? Думаю, что да! Время показало, что семья не только не сохранена, но и стремительно разрушается, это, пожалуй, самая большая беда нашего народа, потому что, по словам Яковлева, «В семейном счастье – защита от жизненных испытаний; крепкой и дружной семье не страшны ни какие житейские невзгоды».
1.3 О возвращении к духовным истокам.
А что же такое духовность? Духовность — это гармония с собой и с окружающим миром. Духовность может проявляться в разных аспектах жизни человека: в религии, в поиске смысла жизни, в саморазвитии. Духовность не имеет религиозных ограничений. Её можно обрести через искусство, природу, философию. Проведём ещё одну параллель. Иван Яковлевич Яковлев завещал: «Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствами, - успехи непрочные и временные».
Святейший патриарх отмечает: «Мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиции Православия. У ребенка, воспитанного вне системы ценностей, нет способности отличить добро от зла».
Действительно материальные ценности в лике современного общества выдвинуты на первое место. Возможно, наша действительность, в которой такие нравственные понятия, как «милосердие и добро», «вера», «совесть» отошедшие на второй план, побудили митрополита Кирилла поднять тему возрождения духовности, чтобы «обеспечить и нам самим, и нашим детям, и внукам достойное будущее».
1.4 Родной язык – святость и драгоценность народа
Один из основных заветов Яковлева - любовь и сохранение родного языка, как средства повышения национального самосознания и культурного уровня народа.
А что мы видим сейчас по отношению к родному языку? Незнание культуры чувашского народа, пренебрежение традициями и обычаями, нежелание изучать язык в школах, а «пренебрежение к родному языку унизительно - оно всегда вызывает падение нравов. Нет родного слова – не остаётся вообще ничего родного», как говорил И.Я. Яковлев.
Патриарх Кирилл отмечает: «Болезни» языка хорошо известны: низкий уровень речевой культуры людей, особенно молодежи; засилье иностранных заимствований и жаргонизмов в массовой культуре и публичной сфере; недостаточная грамотность в письменной речи».
1.5 Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это народ.
И.Я. Яковлев был великим патриотом России и Чувашской Земли и сам считал патриотизм одним из основных моральных качеств. Иван Яковлевич особо подчёркивал, как важно жить в дружбе и согласии с русским народом: «Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ… - идите за ним и верьте в него». Эта дружба выдержала исторические испытания. Она крепнет и способствует строительству обновлённой национальной культуры и экономики, что мы и видим в лике Чувашии сегодня.
Заветы великого учителя чувашскому народу перекликаются с нашим современником Святейшим Патриархом Московским. «Задача Церкви и власти заключается в том, чтобы мы умели, обращаясь к нашему молодому поколению, воспитывать у молодежи чувства патриотизма, любви к Отечеству, к вере православной, которая является стержнем нашего патриотизма, для того чтобы это новое поколение способно было идти вперед тогда, когда наше поколение уже сойдет с исторической арены».
На основании проведенного мною исследования, можно сделать выводо том, что пройдут годы, десятилетия, столетия, но наследство И.Я. Яковлева и Митрополита Кирилла навсегда останется в нашей памяти. Благодаря их наставлениям мы можем попытаться сохранить самобытность народа, его язык, культуру, духовно – нравственные ценности.
Родной язык, родная земля, народ родной, семья, Отечество - что может быть главнее в жизни? Это истинное богатство, и этим надо гордиться. «Духовное завещание» И.Я. Яковлева и Обращение к молодежи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла должно быть нашим вечным спутником в жизни. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что данное наследие можно назвать достойным примером толерантности и патриотизма, столь недостающих и необходимых нам сегодня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя вышесказанное, я пришёл к выводу о том, что выдающийся современник митрополит Кирилл, который вызывает уважение и восхищение своими заслугами и достижениями, в своих трудах затрагивает множество важных тем. Его работы посвящены размышлениями о христианской вере, морали и социальной ответственности. Патриарх Кирилл занимается продвижением мира и согласия между народами. Он подчёркивает важность понимания добра и зла, что является необходимым условием для формирования духовно развитого общества. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Патриарх Кирилл оказывает значительное влияние на духовную жизнь людей, делая это с большим мастерством и профессионализмом. Его деятельность заслуживает признания, ведь она направлена на благо общества и каждого отдельного человека.
«Завещание чувашскому народу» Ивана Яковлева продолжает влиять на нас и после его ухода. Он оставил значимый след в истории, продолжая вдохновлять будущие поколения. Целиком и полностью разделяю мнение о том, что «Завещание чувашскому народу» является богатейшим источником духовно – нравственной культуры человека. В нём И.Я.Яковлев представляет кодекс поведения, кодекс чести, нравственности, систему этических положений, определяющих, в чём состоит смысл жизни и какими принципами следует руководствоваться, чтобы реализовать свой потенциал и стать настоящим человеком. Он сумел отразить для своего народа за одну человеческую жизнь невозможное – вывел формулы ДОБРА, ЛЮБВИ, ВЕРЫ, которые не должны быть забыты, и мы бы хотели, чтобы каждый человек, независимо от пола, национальности, возраста применял их при решении трудных задач, которые ставит перед ним жизнь.
Список литературы
1. Яковлев .И. Я. «Духовное завещание Чувашскому народу» Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономии при Совете
Министров Чувашской Республики, Чебоксары – 1992. С. 29.
2. Назаров В.Н. «Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»; Москва. Издательство политической литературы - 1990.С. 78.
3. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в День православной молодежи 15 февраля 2009 года. «Верность простым истинам».
Интернет-ресурсы
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=163332 - Письмо И.Я. Яковлева.
https://www.slovari.ru/default.aspx?p=2851 - Словари
http://www.lib.cap.ru/jakovlev2.pdf - Труды великого Просветителя.
https://predanie.ru/book/67940-patriarh-i-molodezh-razgovor-bez-diplomatii/ -Медиатека.Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии
https://old-obrazov.cap.ru/ - Завещание чувашскому народу Яковлева И.Я.
http://www.patriarchia.ru/ - Официальный сайт Московского Патриархата.
https://pravoslavie.ru/142851.html - Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Биография Яковлева Ивана Яковлевича
Яккӑвлӗв Йӑван Яккӑлчӗ (на чувашском языке)
Иван Яковлевич Яковлев – выдающийся чувашский педагог просветитель, хорошо известный в России и далеко за ее пределами. За полувековую свою подвижническую деятельность в Поволжье он открыл свыше 1200 светских школ, оставил огромное духовное наследие.
И. Я. Яковлев – глашатай и поборник возрождения чувашского народа, вдохновитель
его культурного подъема, руководитель политического, экономического, духовно-нравственного развития чувашских крестьян, при этом рядовой труженик на ниве просвещения в ранге народного учителя, преподавателя родного языка.
Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года, Кошки-Новотимбаево, Буинский уезд, Симбирская губерния. Просветитель, православный миссионер, российский педагог, организатор народных школ, инспектор (руководитель) чувашских школ Казанского учебного округа и созданной им Симбирской чувашской учительской школы, создатель нового (современного) чувашского алфавита (1870-е годы) и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист. Действительный статский советник.
Иван Яковлевич был зачинателем и идеалистом, который считал, что образование и культура — это основа процветания любого общества. Он основал школы, библиотеки и культурные центры в своем родном селе, пытаясь дать возможность каждому чувашскому ребенку получить образование. Иван Яковлевич также был известен своими публикациями в местной газете, в которой раскрывал важные проблемы и взывал к действию. Его статьи о культурном наследии Чувашии и истории народа привлекли внимание не только местных жителей, но и ученых из других регионов. Благодаря его усилиям и преданности идее просвещения, Иван Яковлев стал национальным героем и символом борьбы за образование и культуру в Чувашии. Его наследие продолжает жить и вдохновлять следующие поколения на стремление к знаниям и просвещению.
Умер 23 октября 1930 года, Москва
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Избранные труды И.Я. Яковлева
Чăваш культурин патриархĕ Патриарх чувашской культуры
Богатое наследие подвижнического труда Ивана Яковлевича давно уже стало достоянием цивилизованного мира. Благодарные потомки высоко чтят имя Учителя, стараются постичь и сберечь его уроки. В этом отношении «Духовное завещание чувашскому народу» И. Я. Яковлева, по мнению наших современников, является кодексом поведения и смысла жизни чувашского народа. В каждом слове этого уникального человеческого документа ощущается биение беспокойного сердца умудренного жизнью Патриарха, озабоченного судьбой соплеменников. «О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам первым хочу сказать мои последние пожелания», - пишет он в первых строках своего Завещания.
Его произведения для детей составлены на основе рассказов из народного быта и образцов устного народного творчества, собирателем которого он был.
Под его руководством были переведены и изданы на чувашском языке книги Нового Завета – второй части Библии. В 1912 г. он опубликовал Псалтирь и часть Пророков, а в 1918 г. – четыре книги Моисея. Национальная библиотека Чувашской Республики в городе Чебоксары
В истории чувашского народа общественно-просветительная деятельность И. Я. Яковлева составляет целую эпоху, направленную на подъем его духовной и материальной культур до уровня передовых народов России. Однако значение его педагогического творчества выходит далеко за пределы чувашской культуры и носит интернациональный характер.
Неоценимой заслугой просветителя является создание им чувашской письменности.
Углубленное изучение филологии, философии и литературы явилось предпосылкой для создания научно обоснованной чувашской письменности. Сегодня сотни тысяч людей продолжают дело Просветителя, ценят и конкретными делами приумножают наши духовные богатства, наше национальное достояние, каковым является наследие Яковлева.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Происхождение и образование
Родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье главного механика завода имени Калинина (впоследствии — православного священника, протоиерея) Михаила Васильевича Гундяева. Прадед родился в Астрахани, откуда с семьёй переехал в город Лукоянов Нижегородской губернии.
Учился в школе № 2 (ныне — школа № 270 имени Александра Березанского Красносельского района). После окончания восьмого класса средней школы поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где работал с 1962 по 1965 год техником-картографом, совмещая работу с обучением в средней школе.
В 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию.
Первосвятительские визиты, посещение отдаленных регионов России и мира