Аты-баты, шли стройбаты

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Аты-баты, шли стройбаты

Гарипов Э.И. 1
1МБОУ лицей генерал-майора Хисматуллина В.И.
Гарипова З.Ф. 1Соловьева Е.Н. 1
1МБОУ НШ №30
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Среди разнообразия военных профессий есть такие, которые актуальны и в суровые для Отчизны дни, и в мирное время. Одна из таких – военный строитель. Мой прадед в годы Великой Отечественной войны служил в 210 отдельном строительном батальоне и был награжден орденом Отечественной войны II степени. Мне захотелось больше узнать об этом роде войск.

Актуальность темы исследования определяется празднованием юбилея Победы в наступающем 2025 году и возрастающим интересом к военному делу в нашей стране, а также проблемой военно-патриотического воспитания школьников.

Литературы по теме исследования не так много. В основном это статьи в энциклопедиях и военных журналах. Часть публикаций приурочена к празднованию 210 годовщины основания дорожно-строительных войск, который отмечался в 2022 году. В сравнении с другими родами войск очень мало воспоминаний военных строителей и создается ошибочное впечатление о второстепенности их вклада в великую Победу.

Цель данной работы – изучить историю формирования дорожно-строительных войск и предположить перспективы их развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю строительных войск России;

  2. Рассмотреть вклад военных строителей в защиту Родины;

  3. Понять перспективы развития данной военной профессии.

Объект исследования – дорожно-строительные войска Российской Федерации.

Предмет исследования – профессия военного строителя.

Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

1. Возникновение строительных войск

Зарождение и развитие дорожных войск в русской армии происходило еще в древних походах, когда для продвижения необходимо было выполнять дорожные работы, строить мосты и наводить переправы.

При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам.

В 1647 году была издана первая русская печатная военная книга «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», которая являлась официальным руководством для обучения полков «нового строя». Помимо прочих вопросов, она содержала также указания о порядке следования войск в походе и об организации специальных отрядов, которые обязаны были заботиться о расчистке дорог и проходов для войска и об исправлении дорог для прохода обоза [4].

Создатель регулярной армии России Пётр I придавал большое значение сухопутным коммуникациям при ведении боевых действий. В Уставе воинском 1716 года имелся ряд положений, где оговаривались отдельные вопросы, связанные с устройством путей для движения войск и обоза. Необходимость создания специальных войск для устройства и содержания военных дорог показали последующие войны XVIII века.

В августе 1739 года в ходе Русско-турецкой войны распоряжением генерал-фельдмаршала Б.К. Миниха для устройства дорог был создан специальный отряд в составе шести гренадерских рот, 2 тыс. казаков и «с ними довольное число пионер».

Во время Семилетней войны (1756–1763), при осаде города Кольберга в 1761 году, командир корпуса П.А. Румянцев для обеспечения своих войск создал военную дорогу (этапную линию), которая обслуживалась специально выделенным отрядом.

27 января (8 февраля по новому стилю) 1812 года император Александр I утвердил «Учреждение для управления большой действующей армии». Часть третья данного закона содержала специальный раздел «Общие правила о военных дорогах». В нем давались определение военной дороги, классификация военных дорог, требования к месту, порядок их учреждения, устанавливались обязанности должностных лиц по оборудованию и обслуживанию и другие вопросы [4]. Таким образом, можно считать, что 27 января 1812 года был введен в действие акт, который регламентировал функции дорожных войск. Однако, как таковые сами войска еще созданы не были.

Возросший пространственный размах боевых действий в ходе Отечественной войны 1812 года вызвал необходимость создания специальных частей по оборудованию и содержанию военных дорог в интересах всей действующей армии.

11 сентября (23 сентября по новому стилю) 1812 года приказом главнокомандующего всеми армиями генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова были сформированы пять пионерных рот и конная команда для выполнения военно-дорожных работ в интересах всей действующей армии. Эти воинские формирования объединялись под командованием генерал-майора корпуса инженеров путей сообщения Петра Никифоровича Ивашева, который непосредственно подчинялся генерал-фельдмаршалу Кутузову. В последующем в процессе контрнаступления русской армии этими силами было исправлено и проложено более 1,4 тыс. верст дорог и построено 180 накидных и наплавных мостов.

Таким образом, созданные в ходе Отечественной войны 1812 года специальные подразделения для выполнения военно-дорожных работ стали прообразом дорожных войск.

В Первой мировой войне в русской армии численность дорожных войск уже составляла 240 тыс. человек.

Для дорожников Первая мировая война явилась суровым испытанием. Во время боевых действий дорожные части и учреждения совместно с инженерными войсками осуществляли эксплуатацию, восстановление и техническое прикрытие действующих автомобильных дорог и вели строительство новых на всех направлениях действий войск.

В середине 1930-х годов поступление в Красную Армию большого количества новых образцов вооружения и техники, изменение взглядов на формы и способы ведения боевых действий выявили необходимость выделения автотранспортной и дорожной службы из состава военных сообщений и создания в 1938 году единого органа управления автомобильными и дорожными войсками – 6-го отдела автотранспортной и дорожной службы Генерального штаба.

В этот период началось интенсивное формирование дорожных войск по новым штатам. Были развернуты дорожные, машинно-дорожные и мостостроительные батальоны, дорожно-комендантские полки.

В 1939 году дорожной службой была проделана большая работа по обеспечению боевых действий войск Красной Армии в Монгольской Народной Республике на реке Халхин-Гол, где были организованы три грунтовых участка дорог общей протяженностью около 3 тыс. км.

Особой страницей в истории дорожных войск стала Советско-финляндская война (1939–1940). Проводить дорожные работы приходилось в сложных условиях северо-западного театра военных действий и суровой зимы.

Новым в этот период стало создание военно-автомобильной дороги на Петрозаводском направлении. Это была первая в Красной Армии военно-автомобильная дорога центра (ВАДЦ № 1), управление которой подчинялось непосредственно начальнику 6-го отдела Генерального штаба. Именно тогда было сформировано значительное количество автомобильных и дорожно-эксплуатационных частей, а в стрелковых корпусах введены должности начальников дорожной службы. ВАДЦ № 1 связывала войска с железнодорожными станциями и госпитальными базами [1].

2. Вклад дорожных строителей в победу над немецко-фашистской Германией

Великая Отечественная война 1941–1945 годов оставила особый вклад в развитие дорожных войск. Сложная обстановка, сложившаяся с транспортным обеспечением боевых действий в начальный период войны, потребовала принятия экстренных мер. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны № 163 «Об организации автодорожной службы на дорогах и формировании автотранспортных батальонов», было создано большое количество автомобильных и дорожных частей, а также развернуты 10 военно-автомобильных дорог Ставки Верховного главнокомандования (ВАД ВГК). Для управления автотранспортным и дорожным обеспечением было образовано автомобильно-дорожное управление Красной Армии, которое перешло из состава Генерального штаба в состав Тыла Красной Армии.

Дальнейшее возрастание значения автотранспортного и дорожного обеспечения в наступательных операциях Красной Армии определило необходимость проведения реорганизации Главного управления автотранспортной и дорожной службы. Постановлением ГКО № 3544 от 9 июня 1943 года было создано Главное дорожное управление Красной Армии, а автотранспортное управление вошло в созданное Главное автомобильное управление Тыла Красной Армии с соответствующими структурами во фронтах, армиях и военных округах. Дорожное управление Красной Армии возглавил генерал-лейтенант З.И. Кондратьев, его заместителем был назначен генерал-майор В.Т. Фёдоров. С этого момента дорожные войска приобрели статус одного из родов специальных войск. С небольшими изменениями такая структура дорожных служб сохранилась до конца войны.

Ни одна операция Великой Отечественной войны не готовилась и не проводилась без участия специалистов дорожной службы, воинов дорожных соединений и частей (см. Приложение 1).

К середине 1943 года в дорожных войсках состояло 294 отдельных дорожных батальона, 22 управления военно-автомобильных дорог (УВАД) с 110 дорожно-комендантскими участками (ДКУ), 7 военно-дорожных управлений (ВДУ) с 40 дорожными отрядами (ДО), 194 гужетранспортные роты, ремонтные базы, базы по производству мостовых и дорожных конструкций, учебные и другие учреждения.

Всего за военные годы дорожными войсками было построено и восстановлено 100 тыс. км дорог, более 1 тыс. км мостов, на пунктах обслуживания отремонтировано 800 тыс. машин. Такого опыта не имеет ни одна армия мира.

За образцовое выполнение заданий командования 59 частей дорожных войск были награждены орденами, 27 из них получили почетные наименования, свыше 21 тыс. воинов были награждены орденами и медалями [3].

Вот что говорил о военных дорожниках Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский: «Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами и огнем строил мосты и дороги для наступления. Я счастлив, что был вместе с ними, и если что и сделал, то только благодаря им» [2].

  1. Послевоенные годы

В послевоенный период личный состав дорожных войск активно участвовал в восстановлении и наращивании транспортной инфраструктуры страны, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, принимал участие в восстановлении искусственных сооружений в локальных войнах и вооруженных конфликтах, выполнял поставленные задачи, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

После разгрома фашистской Германии перед нашей страной встали исключительно сложные задачи. Необходимо было ликвидировать тяжелые последствия опустошительной войны заново восстановить хозяйственные связи.

Вместе с тем предстояло решить проблемы дальнейшего строительства Советских Вооруженных Сил. Следовало прежде всего провести демобилизацию в армии и флоте, реорганизовать Вооруженные Силы с учетом опыта минувшей войны, международной обстановки и возможностей экономики страны. Необходимо было обеспечить техническое оснащение и совершенствование организационной структуры всех видов вооруженных сил, всех родов войск и специальных войск, в том числе и дорожно-строительных.

Следует отметить, что в 1946-1953 гг. перед военными строителями  помимо боевой подготовки встали и успешно решались задачи по восстановлению разрушенного войной хозяйства, разминированию территории, борьбе со стихийными бедствиями.

Инженерные и военно-строительные части привлекались для восстановления разрушенных фашистскими варварами объектов не только на территории нашей страны, но и на территории стран, народы которых в годы войны были освобождены от гитлеровской оккупации. В качестве примера можно привести восстановление 23-м управлением оборонительного строительства в 1945-1946 гг. четырех мостов на Дунае (Флоридсдорфский мост в Австрии, мосты в Братиславе, Комарно, у села Медве).

  1. Дорожно-строительные войска Российской Федерации сегодня

В современных условиях для решения задач дорожного обеспечения созданы необходимые группировки дорожных войск на стратегических направлениях, которые организационно входят в состав сил и средств материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. В состав бригад материально-технического обеспечения включены отдельные дорожно-комендантские и мостовые батальоны постоянной готовности. В штате центров материально-технического обеспечения флотов имеются дорожно-комендантские батальоны, дорожно-комендантские и мостовые роты.

На военное время центрами обеспечения мобилизационного развертывания формируется достаточное количество дорожно-комендантских и мостовых бригад, являющихся соединениями дорожных войск.

Ежегодно с органами военного управления, соединениями и воинскими частями материально-технического обеспечения проводятся специальные учения, на которых создаются районы мостовых переправ, возводятся различные типы мостов с использованием табельных конструкций и местных материалов, организуется эксплуатация сети военно-автомобильных дорог.

Так, в ходе учений «Восток-2018» впервые в истории военного мостостроения был возведен комбинированный мост через реку Зея в Амурской области длиной более 1 тыс. м с использованием табельных комплектов автодорожных разборных мостов. А в процессе учений «Запад-2021» сооружен комбинированный мост с подводной частью, чем достигнуты высокие показатели его живучести (см. Приложение 2).

  1. Перспективы развития

В настоящее время дорожные войска состоят из дорожно-комендантских и мостовых бригад, отдельных дорожно-комендантских, дорожных, мостовых, мостозаготовительных батальонов, других частей, учреждений и организаций. Подготовка специалистов для дорожных войск осуществляется в Военной академии тыла и транспорта, на военных кафедрах при семи гражданских высших учебных заведениях Российской Федерации.
Сегодня воинские части дорожных войск совершенствуют свое мастерство, успешно выполняют сложные и ответственные задачи по материально-техническому обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации в составе единой системы материально-технического обеспечения войск, активно участвуют в строительстве и развитии автодорожной сети страны.

Автомобильные дороги являются одним из наиболее важных компонентов транспортного комплекса страны. Будучи объектами двойного назначения, они используются "как в мирное, так и в военное время и обеспечивают решение не только общегосударственных и региональных социально-экономических задач, но и задач по обеспечению национальной безопасности России. Роль автомобильных дорог существенно возрастает в связи с большой уязвимостью объектов других видов транспорта, а также со значительным увеличением количества и важности задач, решение которых напрямую зависит от наличия, состояния и развитости дорожной сети.

Наряду с обеспечением жизнедеятельности страны автомобильные дороги обеспечивают развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов при возникновении угрозы безопасности государства, перегруппировку и передвижение войск своим ходом, подвоз материальных средств и осуществление эвакуационных перевозок в необходимых объемах. Для эффективного использования автомобильных дорог Российской Федерации необходима заблаговременная подготовка органов управления, сил и средств, предназначенных для выполнения задач по эксплуатации, техническому прикрытию и восстановлению автомобильных дорог, их совершенствованию, последовательному развитию и накоплению, резервированию, содержанию объектов дорожной инфраструктуры.

Решение задач автотранспортного и дорожного обеспечения в Тыле Вооруженных Сил возложено на Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства обороны Российской Федерации, имеющее в подчинении автомобильные и дорожные войска. Сегодня данные формирования, оснащенные специальной техникой дорожной службы, способны своими силами выполнять задачи дорожно-комендантской службы, применяя комплекты табельных средств, восстанавливать, а из имеющихся в наличии на местах строительных материалов строить новые мосты, проводить ремонт дорог в любых условиях обстановки.

Современная концепция развития техники дорожных войск строится с учетом состояния экономики страны, изменений комплекта войск в регионах (на стратегических направлениях) и объема решаемых задач. В настоящее время модернизация существующих и разработка новых образцов техники дорожных войск организуется и осуществляется на основе общих принципов развития техники тыла как единой системы, унификации технических средств дорожной службы, разработки модульных конструкций.

При создании запасов дорожно-технических средств приоритет отдается в первую очередь тем, которые определяют боеготовность войск, т.е. автодорожным разборным мостам, сваепогружающим средствам и сваебойномонтажным паромам.

Заключение

В ходе исследовательской работы на основе изученных источников мы можем сделать вывод, что профессия военного строителя остается одной из самых важных для обеспечения безопасности страны в мирное время. Большинство стратегических объектов и объектов народного хозяйства России были воздвигнуты усилиями дорожно-строительных войск.

Сложно переоценить вклад бойцов строительных батальонов в дело великой Победы, хотя информации об их боевых и трудовых подвигах значительно меньше, чем о представителях других родов войск.

Профессия военного строителя остается важной и в мирное время. Необходимо поднимать престиж данной профессии путем ее популяризации.

Литература

  1. Образование как фундамент успеха: воспоминания военного инженера-строителя В.А. Стратия [Электронный ресурс] // https://kulturologia.ru/news/7562/ (дата обращения: 04.10.2024 г.)

  2. О.Ковалёв[Электронный ресурс] //http://vvvsku-dubna.ru/nashe-vvvsku/vospominaniya-vypusknikov/ya-blagodaren-sudbe-chto-byl-voennym-stroitelem (дата обращения: 11.10.2024 г.)

  3. Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. — М.: Воениздат, 1970.

  4. Ярошевич А.В. Дорожная служба и Дорожные войска. История и современность. К 210-летию со дня образования Дорожных войск [Электронный ресурс] https://mto.ric.mil.ru/Stati/item/426504/ (дата обращения: 20.09.2024 г.)

Приложения

Приложение 1. Переправа войск через реку Днепр

Приложение 2. СУ «Запад-2021». Район мостовых переправ. На первом плане – комбинированный подводный мост. На втором плане – высоководный деревянный мост из дощато-гвоздевых ферм

Просмотров работы: 15