Сравнительно-типологический анализ якутских пальм –батыйа: функции и описание

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительно-типологический анализ якутских пальм –батыйа: функции и описание

Томский А.И. 1
1МБОУ «Верхоянская СОШ имени М.Л.Новгородова»
Атласова Ж.К. 1Седалищева С.Н. 2
1МБОУ «Верхоянская СОШ имени М.Л.Новгородова»
2Научно-образовательный центр Академии наук РС(Я)
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Археологические исследования в Якутии, расположенной в Восточной Сибири в двух тысячах километрах к северу от Монголии, в тысяче километров от Северного Ледовитого океана, позволяют рассматривать в глобальном контексте, тех предметов, которые относятся к средневековому и современному периоду, т.е. последних пяти веков. Холодный континентальный климат, вечная мерзлота в зависимости от местонахождения представляют идеальную среду для сохранения органической материи, а именно ДНК и генетического кода. Также коренные народы Якутии сохранили значительную часть своих традиций, особенно устное народное творчество: мифы, легенды, сказания. Основываясь на археологические и культурные материалы Якутии можно уточнить историю развития происхождения народа саха [6, С. 61].

Как отмечает известный ученый археолог А.И. Гоголев: «Якутская культура XIX века изучена довольно хорошо. Достигнуты несомненные результаты в исследовании материальной культуры XVIII в. Но слабо мы представляем ее на уровне XVI-XVII вв. В целом, средневековые археологические памятники Якутии изучались фрагментарно и очень слабо. Так, памятники первой половины II тыс. н.э., с которыми связано формирование основ якутской культуры, до 1970-х годов фактически не были выявлены» [3, С. 3].

Актуальность:

Батыйа в древности известно как военное оружие ближнего боя, но начиная с XVIII в. до XIX в. использовалось в бытовом хозяйстве как оружие охоты. Определению батыйа и другим видам оружия ближнего боя в русскоязычной литературе дается как однолезвийное древковое колюще-режущее оружие народов Сибири, пишут и называют их пальмой. В данное время батыйа, древнее оружие ближнего боя якутов, можно увидеть только в краеведческих музеях Республики Саха (Якутия).

Цель данной работы: сравнительно-типологический анализ якутских

пальм – батыйа по материалам музейных фондов северных и центральных районов РС(Я), и выявить общие и отличительные признаки.

Задачи:

1.Ознакомиться с литературными данными о военных делах якутов в древности.

2. Дать четкое определение понятия «батыйа».

3. Провести опрос среди учащихся 5-11 классов МБОУ «Верхоянская СОШ им. М.Л.Новгородова» и МБОУ «Боронукская СОШ» Верхоянского района РС(Я).

4. Провести интервью с известным мастером-кузнецом РС(Я).

5. Сделать макет батыйи.

6. В практической части изучить батыйа из разных музейных фондов РС(Я), дать общие и отличительные признаки.

Предмет исследования: оружие якутов ближнего боя – батыйа.

Объект исследования: батыйи из музейного фонда Сартанской СОШ Верхоянского района, историко-этнографического музея Эвено-Бытантайского района, Жиганского исторического музея Жиганского района, этнологического музейного комплекса «Мандар Уус» Таттинского района и Якутского музея им. Ем. Ярославского.

Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы (методы исследования):

- проведение опроса среди учащихся 5-11 классов;

- проведение интервью с известным мастером-кузнецом РС(Я);

- изготовление макета батыйи;

- измерение и сравнение батыйи из разных музейных фондов Республики Саха (Якутия).

В данной работе мы использовали источники из архивных фондов музея Сартанской СОШ Верхоянского района РС(Я), историко-этнографического музея Эвено-Бытантайского района РС(Я), Жиганского исторического музея Жиганского района РС(Я), этнологического музейного комплекса «МандарУус» Таттинского района РС(Я) и Якутского музея им. Ем. Ярославского РС(Я), а также такие литературы как «Военное дело якутов» Васильева Ф.Ф., «Традиционные орудия труда якутов (XIX – начало XX века)» Зыкова Ф.М., «Итоги работы Саха-французской археолого-этнографической экспедиции» Попова В.В., «Саха саата-саадаҕа» Баайаҕыын - Егорова Н.И. и другие литературы.

I. Оружие ближнего боя

1.1. История оружия ближнего боя

В XVII-XVIII вв. на территории Якутии наиболее распространенными клинковыми оружиями были батас, батыйа и хотокоон (котокоон). В письменных документах они обычно называются пальмами, реже копьями или рогатинами.

Рис. 1. Здесь изображены формы орудия ближнего боя

древних якутов: под номером 1 и 2 – батас,

а под номером 3 и 4 – батыйа.

Рисунок взят из книги Васильева Ф.Ф. «Военное дело якутов»

Батыйа. Рубяще-колющее оружие ближнего боя. Как и батас использовалась на охоте. Длина клинка достигает 30-40 см, ширина в середине 5-6 см, черенок длинный – 20-25 см. Рукоять насаживается на черенок по такому же принципу, как и батас; у основания плотно закрепляется тугой обмоткой из кожаной ленты. В сечении рукоять овальной формы аккуратно обкладывалась тонкой берестой. Конечная часть рукоятки слегка расширялась, что препятствовало соскальзыванию при ударе. Оружие типа батыйа применялось гораздо чаще, чем батас. Это объясняется более широкими функциональными возможностями пальмы-батыйа. Ее часто использовали как топор и даже как косу. [2, С.94]

По материалам археологических раскопок (И.В. Константинова, А.И. Гоголева, Саха-французской археолого-этнографической экспедиции 2004-2018 гг.) в любых мужских дохристианских якутских погребениях среди сопроводительных предметов отмечается батыйа, что указывает на бытовое-хозяйственное назначение.

1.2. Военное искусство якутов

Военному искусству обучали не всех представителей мужского пола. Существовала определенная система отбора и, по всей вероятности, обучение стоило немалых средств. Боотурами и бөҕө становились, прежде всего, дети людей, принадлежащих к тойонату. Серьезное обучение было доступно лишь детям представителей военного сословия, как того и требовал кодекс обычного права.

Следует остановиться на отдельных этапах системы военного обучения. Ее стадиальность раскладывается, примерно, так:

1. Обряд определения будущего новорожденного с точки зрения перспектив

на военном поприще (чинчилээһин);

2. Начальный этап воспитания (детский возраст , начиная с 3-4 лет);

3. Завершающий этап воспитания (подростковый возраст);

4. Обряд посвящения в воины и наречение взрослого имени (по достижении совершеннолетия).

Новорожденных мальчиков показывали старому человеку, умеющему по

внешнему виду предсказывать будущее. Не исключено, что обряд в некоторых случаях выполнялся шаманом [2, С.129-130].

1.3. Общие и отличительные черты батыйа

Батыйа имеют такие общие черты как:

- колюще-режущие древковые орудия;

- на клинке насечки или инкрустация мастера изготовителя;

- на месте насадки древко обматывается кожаной лентой;

- древко обматывается берестой и обтягивается сухожильными нитками.

- по длине клинка (клинок батыйа 30-40 см);

- по форме клинка: у батыйи лезвие имеет округлую форму;

- по форме и расположении желоба (желоб батыйи по середине клинка широкий);

- по длине деревянной рукояти: у батыйа максимум до 50 см.;

- по назначению: батыйа как орудие повседневного использования в походной жизни (используется как нож, копье, топор и коса).

1.4. Структурные элементы

однолезвийного древкового оружия якутов

Структурные элементы однолезвийного древкового оружия – батыйа

Батыйа состоит из клинка (иэдэс), лезвия (бии), острия (уһук), дола, желобка (үөс), спинки (өнчөх), черенка, хвостовика (туура) и древка (ук).

 

Черенок

Хвостовик

а

Рис. 2

II. Методология исследования якутских пальм-батыйа

2.1. Опрос среди учащихся

В ходе изучения орудий предков мне стало интересно:

- знают ли мои сверстники, молодежь о древних орудиях своих предков;

- интересуются ли они историей жизни и быта своих предков.

И с такой целью мы провели опрос среди учащихся 5-11 классов МБОУ «Боронукская СОШ» и МБОУ «Верхоянская СОШ им. М.Л.Новгородова». Всего в опросе были охвачены 96 детей (73 уч. из ВСОШ, а 23 уч. из БСОШ).

Цель опроса: выяснить, насколько дети знают батыйа и другие виды орудия якутов.

Вопросы опроса:

  1. Какие исконно якутские орудия вы знаете?

  2. Что такое батыйа?

  3. Для чего предназначен батыйа?

На 1-й вопрос, из исконно якутских орудий 48% (46уч., из них 37 уч. из ВСОШ, а 9 уч. из БСОШ) детей назвали якутский нож, 45% (43 детей, из них 27 уч. из ВСОШ, а 16 уч. из БСОШ) – лук, батыйа – 20% (19уч., из них 12 уч. из ВСОШ, а 7 уч. из БСОШ), копье – 9% (9уч., из них5 уч. из ВСОШ, а 4 уч. из БСОШ), батас –18% (17уч., из них 11 уч. из ВСОШ, а 6 уч. из БСОШ),а остальные 24% (23 уч., из них 19 уч. из ВСОШ, а 4 уч. из БСОШ)детей не знают.

На 2-й вопрос более правильный ответ дали 6% (6 уч., из них 5 уч. из ВСОШ, а 1 уч. из БСОШ), а остальные 94% (90 уч.) не знают, что такое батыйа.

На 3-й вопрос, о предназначении батыйа, только 17% детей (16 уч., из них 9 уч. из ВСОШ, а 7 уч. из БСОШ) правильно ответили, остальные 83% (80 уч.) не осведомлены.

По результатам опроса выяснилось, что дети обоих образовательных учреждений показали низкий уровень знаний об якутской пальме – батыйа. Воодушевляет то, что дети из исконно древних орудий якутов могут перечислить такие орудия, как якутский нож, лук, батыйа, батас и копье. Учащиеся обеих школ довольно хорошо осведомлены о таких видах орудий, как якутский нож и лук. Но в целом можно сказать, что дети из Боронукской СОШ чуть более оповещены о древних орудиях предков, чем дети из Верхоянской СОШ. Это может объясняться тем, что они учатся на родном языке, изучают якутскую литературу и фольклор, а в Верхоянской СОШ имеются и русские, и якутские классы обучения.

Таким образом, что в нашем современном мире дети мало осведомлены о древнем орудии - батыйа. Это, возможно, связано с тем, что мало рассказов и показов о древних орудиях наших предков. В данное время из орудий предков большинство мужчин используют на охоте, рыбалке и в быту якутский нож.

2.2. Проведение интервью

В 2024г. мы провели интервью с известным народным мастером кузнецом РС(Я) Даниловым Александром Дмитриевичем, чтобы ознакомиться с техникой изготовления батыйи.

Для этого мы заранее подготовили вопросы и попросили на них ответить:

- Как вас зовут?

- Данилов Александр Дмитриевич.

- Сколько вам лет?

- 52 года.

- Откуда вы родом?

- Я родом из Хангаласского района.

- Сколько лет занимаетесь кузнечным делом?

- 33 года.

- Какие исконно якутские орудия изготавливали?

- В данное время изготавливаю в основном якутские ножи, раньше делал батыйу и батас.

- Для чего делали батыйа?

- Для выставки.

- Сейчас заказывают ли батыйа?

- К сожалению, нет.

- Сколько времени занимает изготовление одного батыйи?

- Долго, в течении недели.

- На сколько сложна работа изготовления батыйи?

- Конечно, это очень трудоемкая работа, много времени занимает.

- Что необходимо для изготовления батыйи?

- Железо необходимой марки и дерево для рукояти. В древности якуты для изготовления батас-а использовали железную крицу.

- Можете рассказать технику изготовления батыйи?

- Сначала железо выплавляют при определенной температуре, тем самым придавая ему основную форму. Затем его очищают и снова выплавляют, при этом добавляя углерод, кислород и другие химические элементы. После этого железо еще раз выплавляют, затем выковывают и придают орудию окончательную форму. Только после всех этих этапов изготавливается древко.

- Спасибо большое за интересную беседу!

Таким образом, Александр Дмитриевич рассказал, что раньше изготавливал батыйа, но, к сожалению, сейчас эти орудия перестали заказывать. Но раньше создавал эти орудия по заказам для выставок или в качестве ценного подарка. Мы узнали, что это очень трудоемкий процесс, который требует много времени. Также мы выяснили, что в древности якуты для изготовления этих орудий использовали железную крицу.

2.3. Изготовление макета батыйа

В 2024г. мы изготовили макет батыйи по подлинным размерам батыйи из музейного фонда МБОУ «Сартанская СОШ» Верхоянского района РС(Я). Изготовление батыйи было осуществлено с целью ознакомления и представления молодому поколению (моим сверстникам) как одной из форм оружия предков и как одного из исторических объектов.

Материал: дерево (сосна).

Оборудование для изготовления: линейка, угольник, метровка, карандаш, ластик, электрический рубанок, ножовка, электрический лобзик, пила, якутский нож, наждачная бумага (шкурка), серебристая краска, морилка, кисточки, ровдуга, гвозди по 10мм (2 шт), молоток.

В ходе изготовления макета батыйи из древесины мы составили параллельно технологическую карту пошагово. Таблица 1 (См. Приложение, С.19)

2.4.Описание якутских пальм-батыйа из разных

музейных фондов РС(Я)

В 2024 году мы изучили батыйа по материалам музейных фондов Верхоянского, Эвено-Бытантайского, Жиганского, Таттинского районов и г. Якутска.

По материалам Жиганский исторический музея Жиганского района мы нашли три батыйа. Жиганский историчесий музей представлял на показ в краеведческом музее имени Ем. Ярославсого о быте и укладе жизни северных якутов и эвенов. И среди многих вещей мы обнаружили три батыйа. Они очень похожи. Древко их обмотаны кожаной лентой. У всех есть узоры с полосками на клинке. В одном батыйе имеется навершие. Навершие является компонентом холодного орудия, который может уравновесить клинок, когда вес точно рассчитан, но они также помогают руке выровняться, чтобы нанести удар противнику во время боя или животному для охоты. У третьей батыйа не заметно клинок (иэдэс). Но мы для изучения выбрали один из них.

Рисунок 3. Батыйа Жиганского исторического музея

Батыйа историко-этнографического музея Эвено-Бытантайского национального улуса по рассказам музейного сотрудника был найден в Саккырыре Сотрудниковым Александром Тимофеевичем, который передал Эверстову Семену Васильевичу. При передаче Сотрудников А.Т. Эверстову С.В. говорил, что эту вещь нашел в какой-то избушке, но точную местность не указал. А Эверстов С.В. передал музею.

Рисунок 4. Батыйа историко-этнографического музея

Эвено-Бытантайского национального улуса

Батыйа историко-этнографичесого музея Сартанской СОШ Верхоянского района предоставил заместитель директора по воспитательной части Томская Т.П. Эту батыйа в музей передал Слепцов Михаил Николаевич в 2007 году.

Рисунок 5. Батыйа историко-этнографичесого музея Сартанского наслега Верхоянсого района

Батыйа нам предоставил музейный работник этнологического музейного комплекса «Мандар Уус» Таттинского района. По рассказам музейного работника батыйа был найден воткнутым в дереве в с. Мындагаи Чурапчинского района. Мастер неизвестный.

Рисунок 6. Батыйа этнологического музейного комплекса

«Мандар Уус» Таттинского района

Батыйа нам предоставил краеведческий музей имени Ем. Ярославского. Относится к XIX в. является орудием центральных якутов.

Рис. 7.Батыйа краеведческого музея им. Ем Ярославского.

Регистр.№ ЯГОМ КП-12028

2.5. Сравнительно-типологический анализ якутских пальм – батыйа

Мы взяли замеры со всех батыйа по длине клинка, по ширине клинка, по длине лезвии, по длине черенка и по толщине спинки.

Рисунок 8

На рисунке 8 – длина клинка – 26 см, ширина клинка – 4 см, длина лезвия – 22 см, толщина спинки у рукояти – 0,5 мм, у острия – 0,5 мм, длина черенка – 2,2 см.

Рисунок 9

На рисунке 9 – длина клинка – 29 см, ширина клинка – 4 см, длина лезвия – 27 см, толщина спинки у рукояти – 8 мм, у острия – 1 мм, длина черенка – 1 см.

Рисунок 10

На рисунке 10 – длина клинка – 25 см, ширина клинка – 4 см, длина лезвия – 23 см, толщина спинки у рукояти – 10 мм, у острия – 5 мм.

Рисунок 11

На рисунке 11 – длина клинка – 35 см, ширина клинка – 4 см, длина лезвия – 33 см, толщина спинки у рукояти – 12 мм, у острия – 0,12 мм, длина черенка – 3 см.

Рисунок 12

На рисунке 12 – длина клинка – 50 см, ширина клинка – 6 см, длина лезвия – 48 см, толщина спинки у рукояти – 1 см, у острия – 0,10 мм, длина черенка – 2 см.

Сравнительно-типологический анализ батыйа северных и центральных районов РС(Я)со всеми измерами приведен в таблице.

Название музея

Длина клинка

Длина лезвия

Ширина клинка

Длина черенка

Толщина спинки

у рукояти

у острия

1

Историко-этнографический музей Сартанской СОШ Верхоянского района

25 см

23 см

4 см

 

10 мм

5 мм.

2

Жиганский исторический музей Жиганского района

26 см

22 см

4 см

2,2 см

0,5 мм

0,5 мм

3

Историко-этнографического музей Эвено-Бытантайского национального района

29 см

27 см

4 см

1 см

8 мм

1 мм

4

Этнологический музейный комплекс «МандарУус» Таттинского района

35 см

33 см

4 см

3 см

12 мм

12 мм

5

Якутский музей им. Ем. Ярославского

50 см

48 см

6 см

2 см

10 мм

10 мм

Таким образом, батыйа у северных и центральных районов очень сильно распространен. Как отмечает, известный археолог Попов В.В. до появления охотничьего ружья в Якутии северные якуты использовали батыйа с длинной рукоятью в зимней и ранней весенней охоте на большой дичи (медведя, лося), а затем в последние годы стало сильное влияние якутов на северных людей и стали использовать батыйа с короткой рукоятью. Центральные якуты батыйа в основном применяли в бытовом хозяйстве, как острый нож для сенокоса, для прокладывания дорог, для заготовок на зиму (в рыболовстве, заготовки льда и т.д.).

Все представленные батыйа имеют такие похожие характеристики:

- батыйа по внешнему виду очень похожи друг на друга. Имеются все структурные элементы: клинок (иэдэс), лезвие (бии), острие (уһук), черенок (туура) и древко (ук);

- у большинства батыйа имеются метка кузнецов;

- судя по размерам и принадлежностям к разным периодам, внешние виды батыйа не имеют резких изменений и различий друг от друга.

- у большинства батыйа имеются метки кузнецов. Метка кузнецов зависит от самого мастера.

- древко батыйа у всех якутов обмотаны кожаными материалами.

Отличительные черты батыйа:

- в основном батыйа относятся к XIX веку и были использованы как орудие

охоты на большого зверя (медведя, сохатого и т.д.) и как орудие в бытовом

хозяйстве;

- батыйа по размерам клинка, спинки и лезвий имеют разные размеры:

северный батыйа тоньше и меньше, а центральные батыйа – крупнее и больше. Это можно объяснить таким образом, у северного батыйа имеется влияние эвенов. В то время к приходу якутов на северные территории Якутии жили и вели свое хозяйство эвены. А батыйа центральных районов как Чурапчинский, Таттинский, Верхневилюйский сохранили свои подлинные размеры.

Заключение

В ходе исследовательской работы по изучению батыйа якутов мы постарались сравнить батыйа северной и центральной Якутии, основываясь на материалах известных краеведческих музеев нашей республики. Так как при сравнительно-типологическом анализе можно выявить общие и отличительные черты батыйа северных и центральных районов. Цель нашей исследовательской работы была достигнута, работа выполнена полностью.

  1. Батыйа у якутов по научной литературе и археологическим материалам выполняет функцию как рубяще-колющее оружие ближнего боя. До прихода русских на территории Якутии в среде якутских племен было междоусобные бои. Этот период относится до XVII века. Затем батыйа в широком смысле у якутов применялся в бытовом хозяйстве как большой нож для сенокоса, для заготовки льда, для проделывания дорог в узких и заросших местах. Но батыйа у северных жителей, в основном у эвенов, применялся для охоты на большую дичь. Они в зимнее время убивали, разбудив спящего медведя.

2. При сравнительно-типологическом анализе батыйа из фондов музеев Верхоянского, Эвено-Бытантайского, Жиганского, Таттинского районов и Якутского музея им. Ем. Ярославского мы пришли к следующим выводам:

- Все батыйа краеведческих музеев Республики Саха (Якутия) хорошо сохранились. У всех батыйа ярко и четко видны структурные элементы.

- Батыйа, если посмотреть по размерам, имеют отличительные черты: размеры батыйа из фондов музеев северных улусов, таких как Верхоянский, Эвено-Бытантайский, Жиганский районов меньше и чуть тоньше. Здесь влияние эвенков. А батыйа из фондов музеев Таттинского района и г. Якутска чуть больше и длиннее. Это объясняется тем, что территория Якутии широкая и многонациональная. В северной Якутии преобладали эвены, а в центральной Якутии в основном проживали якуты.

- У всех батыйа имеются метки кузнецов и отличаются: у Верхоянского батыйи – 1- 3 метки на черенке; у таттинского батыйи – 3-4 метки на черенке; у также и у якутского батыйи – 3-4 метки. Метки кузнецов зависит от самого мастера.

- Древки батыйа в основном обмотаны кожаными лентами.

3. В ходе практической работы мы сделали макет батыйи, чтобы наша молодежь ознакомилась с древним видом оружия своих предков. В настоящее время батыйа можно увидеть только в краеведческих музеях и в научных литературах. А нынешняя молодежь изредка читает и посещает музеи.

4. Мы провели среди своих сверстников опрос о батыйа в связи с тем, что многие дети не знают это орудие. По результатам опроса выяснилось, что дети обоих образовательных учреждений показали низкий уровень знаний об якутской пальме – батыйа. И, к сожалению, не могут отличить древние оружия предков. Но из исконно древних орудий якутов могут перечислить такие орудия, как якутский нож, лук, батыйа, батас и копье. Учащиеся обеих школ довольно хорошо осведомлены о таких видах орудий, как якутский нож и лук.

5. Также в 2024г. мы взяли интервью у известного народного мастера кузнеца РС(Я) Данилова А.Д., чтобы ознакомиться с техникой изготовления батыйа.

В дальнейшем мы хотим продолжить изучение военного орудия якутов.

Использованная литература:

1. Бравина Р.И., Попов В.В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV–XIX вв.) / Р.И. Бравина, В.В. Попов. – Новосибирск: Наука, 2008. –130 с.

2. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов / Ф.Ф. Левин. – Якутск: Бичик, 1995. –196 с.

3. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры) / А.И. Гоголев. – Якутск: Якут.ун-т, 1993. –107 с.

4. Егоров Н.И. - Баайаҕыын - Саха саата-саадаҕа / Баайаҕыын. – Якутск: Алаас, 2022. –177 с.

5. Зыков Ф.М. Традиционные орудия труда якутов (XIX – начало XX века) / Ф.М. Зыков.– Новосибирск, 1989. – 112 с.

6. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века (по материалам погребений) / И.В. Константинов. – Якутск: Якутиздат, 1971. – 168с.

7. Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (XVII – начало XX вв.) – Якутск: Бичик, 2017.

8. Мир древних якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам саха-французской археологической экспедиции). Под редакцией Э. Крюбези, А. Алексеева. – Якутск: Изд-ко-полиграф. комплекс СВФУ, 2012. – 161с.

9. Попов В.В. Итоги работы Саха-французской археолого-этнографической экспедиции (2004–2017гг.) / В.В. Попов. – Якутск, 2018. – 177с.

10. Саввинов В.И. Саха мас, муос, тимир оноhуктара / В.И.Саввинов. – Якутск: Бичик, 2013. – 64с.

Приложение

Таблица 1

Технологическая карта изготовления макета батыйа

Содержание работы

Оборудование, инструменты

П оэтапное фото

1

Выбрать заготовку с учетом припусков на обработку (3×30×110)

древесина (сосна), линейка, метровка, угольник

 

2

Сначала настрогать доску с двух сторон

электрический рубанок

 

3

Нарисовать контур формы изделия по размерам

линейка, метровка, угольник, карандаш, ластик

 

4

Разметить пропилы и пропилить

эл.лобзик, ножовка

 

5

Настрогать ножом заготовку для придания формы

нож

 

6

По намеченной линии дола сделать углубление в виде желоба

якутский нож

 

7

Берем наждачную бумагу и натираем, придаем форму

наждачная бумага (шкурка)

 

8

Подготавливаем краски

серебристая краска, морилка, кисточка.

 

9

Сначала краской серебристого цвета красим клинок батас-а, далее наносим морилку на рукоять

серебристая краска, морилка, кисточка.

 

10

Берем ровдугу и намечаем линию надреза

ровдуга, карандаш

 

11

Отрезать ровдугу по разметке

ровдуга, нож

 

12

После высыхания заготовки, берем ровдугу и закрепляем на месте насадки рукояти

ровдуга, гвозди по 10мм (2 шт), молоток

 

13

Изделие готово. Оценка качества изделия

   
Просмотров работы: 8