Формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения

Кукарин М.С. 1
1МБОУ «СОШ №112», г. Трехгорный
Чванова О.П. 1
1МБОУ «СОШ №112», г. Трехгорный
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема патриотизма стала особенно актуальной в последние годы, когда политическая, экономическая и социальная атмосфера напряжена. Идея воспитания гражданственности и патриотизма стала вопросом государственной важности. Президент нашей страны В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это, прежде всего любовь к Родине, а любовь нельзя ни купить, ни подарить. Но мы можем создать условия, чтобы молодой человек понимал и дорожил тем, что ему досталось от своих родителей, дедов, прадедов. Это все должно быть в нашей душе, в нашем сердце, это то, без чего человек вообще не может жить».

Учитывая все выше сказанное, я считаю, что эта проблема особенно актуальна в наши дни, поскольку ее решение направлено на сохранение памяти поколений и формирование патриотических чувств молодежи. Поэтому тема моего проекта: «Формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения».

Цель моей работы: создание условий для формирования гражданственности и патриотизма у обучающихся МБОУ «СОШ №112» через проведение игры «Зарница».

Я предположил (гипотеза): возможно, изучив опыт работы школы по патриотическому воспитанию в разные годы ее существования, смогу способствовать возрождению традиции проведения военно – патриотической игры.

Задачи:

  • Изучить и сравнить формулировки понятий «гражданственность» и «патриотизм».

  • Сравнить подходы к вопросу воспитания гражданственности и патриотизма в разные периоды истории государства с 1922 до наших дней.

  • Изучить традиции школы по патриотическому воспитанию.

  • Разработать сценарий проведения игры.

  • Провести игру «Зарница».

Методы: сравнение, анализ, синтез, дедукция, моделирование, беседа, обобщение, прогнозирование.

Объект: понятия «гражданственность и патриотизм»

Предмет: подходы к формированию гражданственности и патриотизма (на примере МБОУ «СОШ №112»).

  1. Основная часть

2.1 Изучение и сравнение формулировок понятий

«гражданственность» и «патриотизм»

Свою работу я начал с изучения и сравнения понятий гражданственность и патриотизм. Для этого я обратился к различным источникам.

Таблица 1

Словарь

Гражданственность

Патриотизм

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999

Сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству.

Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.

Викисловарь

Гражданское устройство и организованность общества; государственность ,сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству.

Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

foxford.ru

Гражданственность — степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества.

Патриотизм — чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей страны.

Вывод: таким образом, в разных словарях понятия трактуются одинаково, но сами понятия несут разную смысловую нагрузку.

Рассмотрю это в следующей таблице:

Таблица 2

Аспекты сравнения

Гражданственность

Патриотизм

Отношение к обществу

Соблюдение своих прав и обязанностей перед обществом

Любовь к Родине и к родным местам, родному языку

Отношение к истории

Уважение и доверие к государственной власти

Уважение и знание истории своей Родины

Отношение к людям

Уважение к людям любых национальностей, живущим в этой стране.

Уважение к другим народам , нетерпимость к расовой , национальной неприязни

Отношение к труду и культуре

Политическая, правовая, духовная и трудовая культура.

Готовность трудиться на благо родины, стремлению улучшать, защищать ее интересы.

Вывод: следовательно гражданственность - это деятельность в разных областях государства (здесь и сейчас), а патриотизм - это изучение и передача опыта и знаний накопленных предками, моральные. нравственные ценности. Хотя любой человек прекрасно понимает, что эти понятия не могут существовать друг без друга.

2.2 Сравнение подходов к вопросу воспитания гражданственности и патриотизма в разные периоды истории государства с 1922 до наших дней.

А как относились к вопросу воспитания гражданственности и патриотизма во времена СССР и в наши дни? Работая с литературой, я решил выделить точки пересечения подходов в разные временные периоды.

Таблица 3

Подходы к воспитанию

СССР

Россия

Определение понятия «патриотизм»

Советский патриотизм — это действенная любовь и преданность всех советских людей своей великой социалистической родине, своей родной Советской власти, самому справедливому, социалистическому строю.

Патриотизм – это не просто любовь к своей родной местности, но и уважение краев, а также всех связанных явлений и объектов, включая природный мир, социум, его особенности и черты. Патриотизм предполагает готовность служить интересам общества и страны, оберегать державу и работать, дабы ее блага приумножились. В равной степени человек должен прилагать усилия для улучшения материального благополучия и духовного богатства страны и ее обитателей.

Определение понятия «гражданственность»

Гражданственность - осознанная сопричастность Отечеству в служении его благосостоянию во всех его трудах, скорбях и радостях с приятием равноправия в собратьях, соплеменниках, согражданах и равной ответственности сотрудников и соратников.

Гражданственность - это субъективная, нравственная позиция этого гражданина ко всем формам гражданской общности государства, чьим гражданином он является.

Информационный подход

Пропаганда героического подвига советского народа посредством издания литературы, фильмов как пример подражания бесстрашия и героизма.

После распада СССР нравственные ориентиры в нашей стране были в значительной степени утрачены, так как изменение геополитического положения страны, смена гимна, дискредитация советских идеалов вызывали настоящую разруху в умах и сердцах. В это время патриотическое воспитание выпало из списка государственных приоритетов, а само слово «патриот» стало чуждым и даже ругательным.

Нравственно- патриотическое воспитание подрастающего поколения

Основная задача советского воспитания - подготовка нового человека, человека-творца, человека-гражданина, человека-патриота.

Существование методик организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.

Даже в период распада СССР школа всегда уделяла особое внимание формированию патриотических чувств и четкой гражданской позиции подрастающего поколения.

Общество заинтересовано к ценностному отношению к достижениям своей Родины в науке, искусстве, спорте, технологии; боевым подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к символам, государственным праздникам, историческому и природному наследию, традициям разных народов Отечества.

Пример подражания

Героические сражения периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945) имели большое значение для укрепления патриотических идей и совершенствования идеи патриотического воспитания подрастающего поколения.

Формы по гражданско-патриотическому воспитанию условно делят на три группы:

-Учебно-воспитательная работа (учебные занятия),

-культурно-досуговая работа (музеи, выставки, встречи с интересными людьми, экскурсионные поездки),

-формы, связанные с созданием музеев, комнат боевой славы, сбережение мемориальных памятников, монументов, захоронений.

Семья

Согласно закону 1968 года "Основы законодательства о браке и семье СССР и Союзных республик", родители обязаны "воспитывать своих детей в духе Морального кодекса строителя коммунизма, заботиться об их физическом развитии, обучении и подготовке к общественно полезной деятельности".

Поддержка семьи на государственном уровне. Но при этом обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону,

идут поиски адекватной семейной политики на государственном уровне.

Вывод: сравнивая подходы к воспитанию в разные временные периоды, можно утверждать: как бы менялся наш мир человек вновь приходит к моральным нормам, которые являлись основополагающими для человека.

    1. Изучение государственной политики СССР

и традиций школы по патриотическому воспитанию

Работая с литературой по теме проекта, я узнал, что в СССР большое внимание уделялось идеологической работе с молодежью:

  • Защита социалистического отечества - это священный долг каждого гражданина СССР,

  • Воспитание на примере подвига предыдущих поколений,

  • Взаимодействие с трудовыми коллективов, воинскими частями, ветеранами войн,

  • Активная подготовка молодежи к выбору будущей профессии,

  • Поощрение вступления в молодежные организации,

  • В школах, училищах, вузах уделялось особое внимание изучению истории КПСС,

  • В программах школ были уроки начальной военной подготовки,

  • Партия систематически обращала внимание на формирования чувства личной ответственности за порученное дело, за дисциплину труда за все происходящее вокруг (охрана общественного порядка)

  • Обязательная пятая трудовая четверть (лагерь труда и отдыха), работа в ученических бригадах, школьных лесничествах, студенческие стройотряды,

  • Единство прав и обязанностей,

  • Укрепление и бережное отношение к социалистической собственности, охрана природных богатств,

  • Забота о родителях.

В советский период школа 112 ответственно относилась к воспитанию гражданственности и патриотизма. Выполняя заказ партии и народа, школа уделяла большое внимание:

  • Интеллектуальному труду – учению,

  • Воспитание на примере подвига предыдущих поколений проводилась на пионерских сборах, комсомольских собраниях, политинформациях, вахтах памяти встречах с ветеранами и тружениками тыла, курсантами военных училищ, военнослужащими города,

  • Сотрудничество с предприятиями города (встречи с работниками, экскурсии на предприятия, пятая трудовая четверть и др.)

  • Сдача норм ГТО как одна из ступеней подготовки учащихся к выполнению воинского долга,

  • Активное участие в военно-патриотических играх «Зарница», «Орленок»

  • Участие в спортивных играх «Старты надежд», «Кожаный мяч», «Белая ладья»,

  • Активная туристко-краеведческая работа.

Из всего вышеизложенного, я могу сделать вывод: в СССР в нашей школе работа с молодёжью стояла на первом месте. Государству было важно вырастить людей, которые будут любить свою Родину, уметь ее защищать, приумножать ее богатства.

Так как наша школа активно участвовала в различных военно-патриотических играх и занимала призовые места, то я решил попробовать возобновить игру «Зарница» на базе нашей школы.

Разработка сценария проведения игры «Зарница»

Чтобы разработать сценарий проведения игры «Зарница», я познакомился с основными идеями этой игры.

«Зарница» - это целый комплекс пионерских дел. Она знакомит ребят:

  • с основами военного дела,

  • с видами вооруженных сил и родами войск,

  • с военной техникой и оружием,

  • воинскими специальностями.

Для разработки игры я определил её тему. «Зарница» будет посвящена вооруженным силам Российской Федерации и тем, кто отстаивает её интересы.

Цель: знакомство учащихся с искусством военного дела для проведения военно-спортивной игры «Зарница».

Задачи:

  1. Разработать правила игры, технику безопасности и довести их до участников игры,

  2. Выбрать местность, изучить её возможности, обозначить её границы,

  3. Познакомить участников с их военными обязанностями на время игры,

  4. Установить форму одежды и игровые знаки различия,

  5. Определить и подобрать инвентарь, игровое имущество,

  6. Разработать порядок подведения итогов игры.

  7. Провести игру.

Работу проводил по следующему алгоритму:

Таблица 4

Этап

Действия наставника

Действия детей

Подготовительный

  • Подготовка беседы о вооруженных силах и истории игры Зарница

  • Обозначение территории для игры, распределение этапов на местности,

  • Подготовка места проведения игры,

  • Размещение игрового инвентаря,

  • Составление плана игры,

  • Проведение техники безопасности

  • Участие в беседе,

  • Выбор командиров, заместителей, распределение военных обязанностей,

  • Выбор знаков различия, названия команд,

  • Обучение перевязки раненого и его переноске,

  • Тренировка в метании гранат,

  • Тренировка строевых команд,

Основной

  • Обращение к участникам игры

  • Постановка задачи каждому взводу

  • Выдача маршрутного листа командирам взводов

  • Прохождение этапов игры согласно маршрутного листа, с выполнением поставленных задач

  • Общее построение взводов

  • Равнение на флаг игры

  • Получение маршрутных листов

  • Прохождение этапов игры, с выполнением заданий

Заключительный

  • Проверка выполнения заданий

  • Взятие высоты

  • Подведение итогов

  • Поздравительное обращение к участникам игры

  • Заместители взводов озвучивают отчет о выполнении взводом задания

  • Успешное взятие высоты взводом «красных»

  • Торжественное прохождение со знаменем игры

  • Фотография на память

Вывод: в ходе подготовки и проведения игры я понял, что самый лучший способ воспитания у детей качества гражданственности и чувства патриотизма – это действенный способ, когда ребенок сам участвует и переживает события, которые с ним происходят.

Сценарий игры находится в Приложении I.

Итоги действия взводов занесены в сводную таблицу игры:

Таблица 5

Название этапа

Взвод «синих»

Общий итог

Взвод «красных»

Общий итог

Строевая подготовка

1

1 /3

0

0/3

Перевязка раненых

1

1/1

1

1/1

Переноска раненых

1

1/1

1

1/1

Полоса препятствий

2

2/2

2

2/2

Минное поле

3

3/3

0

0/3

Метание гранаты

2

2/3

1

1/3

Стрельба из винтовки

1

1/4

0

0/4

Взятие высоты

0

0/6

6

6/6

Итог

11

11/23

11

11/23

Вывод: не смотря на то, что команды набрали одинаковое количество баллов, результаты игры показывают, что детям нужно совершенствовать свою физическую подготовку и умение работать в команде.

  1. Заключение

Таким образом, моя гипотеза: возможно, изучив опыт работы школы по патриотическому воспитанию в разные годы ее существования, смогу способствовать возрождению традиции проведения военно – патриотической игры «Зарница» подтвердилась.

Если мы говорим о подрастающем поколении, то необходимо понимать, что ценностные ориентиры молодежи, активная гражданская позиция, любовь к Родине, преданность Отечеству определяют состояние общества не только на данный момент, но и определяют будущее страны.

Народное предание гласит, что земля может накормить, напоить человека, но она не может себя защитить, а её защита - это дело всех живущих на земле и тех, кто сейчас еще только подрастает. Игра «Зарница» дает возможность молодежи познакомиться с военно-прикладными видами спорта, сплоченно действовать в сложных ситуациях, совершенствовать свои возможности в командных действиях, формировать чувство взаимопомощи, дружбы, развивать выдержку, находчивость, смелость, воспитывать сознательную дисциплину. А уважение традиций, преданность и служение Отечеству, бережное отношение к культуре и языку народов, населяющих нашу страну, определяет степень гражданственности и патриотизма каждого из нас.

  1. Список литературы

  1. Воспитание патриотизма у младших школьников: вне классные занятия, композиции,уроки.1-4 классы/сост. Е.А, Гальцов.-Волгоград: Учитель.-98с.

  2. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединений

  3. Обухов В.М. Как воспитать гражданскую активность: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 110 с.

  4. Оришев А.Б. Туризм и воспитание патриотизма: Монография/А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко, А.С. Бочковар. - [б.м.]: Издательские решения, 2021. – 120 с.

  5. Шорыгина Т.А. Беседы о патриотизме с детьми 5-12 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 96с. (Вместе с детьми.)

Приложение I

Сценарий игры «Зарница»

Время проведения: 05.03.2024г.

Место проведения: территория школы

Участники игры: учащиеся 2 «Б» класса

Ответственный за проведение: обучающийся 10 «А» класса Кукарин Михаил

Тема: Игра «Зарница» посвящена вооруженным силам Российской Федерации и тем, кто отстаивает её интересы.

Цель: знакомство учащихся с искусством военного дела для проведения военно-спортивной игры «Зарница» во 2 «Б» классе.

Задачи:

  1. Разработать правила игры, технику безопасности и довести их до участников игры,

  2. Выбрать местность, изучить её возможности, обозначить её границы,

  3. Познакомить участников с их военными обязанностями на время игры,

  4. Установить форму одежды и игровые знаки различия,

  5. Определить и подобрать инвентарь, игровое имущество,

  6. Разработать порядок подведения итогов игры.

  7. Провести игру.

Этап

Действия наставника

Действия детей

Примечание

Подготовительный

  • Подготовка беседы о вооруженных силах и истории игры Зарница

«Пионерская военно-спортивная игра «Зарница» в СССР представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения.

В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР.

Первые правила игры разработала учительница Зоя Кротова из села Мысы Краснокамского района Пермской области. 23 февраля 1964 года была проведена первая игра совместно с военными.

«Зарница» стартовала в СССР по инициативе газеты «Пионерская правда» в зимние школьные каникулы 1967 г. 10 января 1967 года «Пионерская правда» напечатала приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова.

Своим приказом маршал поставил задачу создать юношеские батальоны, обучить молодёжь навыкам армейской жизни, а также воспитывать её в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам.

В том же 1967 г. прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница», которая была проведена в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе.

  • Обозначение территории для игры, распределение этапов на местности,

  • Подготовка места проведения игры,

  • Размещение игрового инвентаря,

  • Составление плана игры,

  • Проведение техники безопасности

  • Участие в беседе,

  • Выбор командиров, заместителей, распределение военных обязанностей,

  • Выбор знаков различия, названия команд,

  • Обучение перевязки раненого и его переноске,

  • Тренировка в метании гранат,

  • Тренировка строевых команд,

  • Знаки отличия дети готовят на уроках технологии.

  • Строевая подготовка тренируется и оценивается на уроке физической культуры

Основной

  • Обращение к участникам игры

«Дорогие участники игры «Зарница»! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести увлекательное и захватывающее военно-спортивное соревнование. Игра «Зарница» - это не только возможность показать свои знания и ловкость, но и отличный способ провести время весело и интересно. Помните, что главное в игре – не победа, а участие и хорошее настроение. Пожелаю всем удачи, а главное позитивных эмоций и радостных моментов во время игры! »

  • Постановка задачи каждому взводу

  • Выдача маршрутного листа командирам взводов

  • Прохождение этапов игры согласно маршрутного листа, с выполнением поставленных задач

  • Общее построение взводов

  • Равнение на флаг игры

  • Получение маршрутных листов

  • Прохождение этапов игры, с выполнением заданий

Каждый взвод проходит этапы таким образом, чтобы не мешать друг другу.

Этапы, указанные в маршрутном листе:

  • Перевязка раненого (медики взвода демонстрируют перевязку раненого в голову).

  • Переноска раненого на руках (подменяя, дети парами проходят дистанцию, неся раненого на руках).

  • Полоса препятствия состоит из двух уровней: преодоление барьеров, движение по пластунски.

  • Минное поле (минерам приходится двигаться с закрытыми глазами, слушая направление команды).

  • Метание гранаты (участники должны попасть в окоп гранатой)

  • Стрельба из пневматической винтовки

После прохождения определенной группы этапов, каждый взвод получал кодовое слово. Из этих слов взвод должен на заключительном этапе сложить высказывание А.В. Суворова.

Стрелковый этап проходит с соблюдением техники безопасности

Заключительный

  • Проверка выполнения заданий

  • Взятие высоты

  • Подведение итогов

  • Поздравительное обращение к участникам игры

  • Заместители взводов озвучивают отчет о выполнении взводом задания

Каждый взвод, доложив о прохождении маршрута, хором проговаривает высказывание А.В. Суворова.

  • Успешное взятие высоты взводом «красных»

  • Торжественное прохождение со знаменем игры

  • Фотография на память

Высказывания А.В. Суворова:

«Победа - враг войны»,

« Дисциплина – мать Победы»

Первой высоту взяла Арина Прудникова.

Вручение грамот игры состоялось после подведение общего итога игры.

Приложение II

Инструктаж по технике безопасности при игре ЗАРНИЦА

во 2 «Б» классе 05.03.2024г.

Завтра, на пятом уроке физической культуры в вашем классе пройдет военно-патриотическая игра ЗАРНИЦА.

Игра пройдет удачно в случае выполнения техники безопасности:

  • Каждый взвод продвигается только по плану, полученному от командующего, только КОЛОННОЙ (командир, заместитель и взвод).

  • Во время продвижения никто никого не обгоняет, не толкает, ни обзывает, за это снимаются БАЛЛЫ.

  • На этапе задания выполняют те, кто относится к этому этапу, остальные «БОЛЕЮТ, переживают, поддерживают»,

  • На каждом этапе учитывается организованность, умение слушать командира, четко выполнять команды,

  • По окончанию прохождения этапа, каждый взвод получает кодовое слово, которое поможет взводу сложить кодовую фразу перед взятием высоты.

  • Одежда должна соответствовать игре на улице: обувь, теплые куртки, штаны, варежки. В случае неготовности ученика к игре на улице, он не допускается на Зарницу.

При выполнении техники безопасности игра принесет вам только радость и хорошие эмоции.

Приложение III

Маршрутный лист игры

Приложение IV

Макет грамоты для участников игры

Просмотров работы: 34