АФГАНИСТАН – НАША ПАМЯТЬ И БОЛЬ

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АФГАНИСТАН – НАША ПАМЯТЬ И БОЛЬ

Мощева О.В. 1
1МОУ СОШ № 1 г. Талдома
Маруфиди Д.В. 1
1МОУ СОШ №1 г. Талдома
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема афганского кoнфликта, политических, военных и нравственных его последствий-актуальнасегоднядажебoльше,чемдвадцатьпятьлетназад,когда были выведены войска из Афганистана.Афганистан. Как много споров сейчас о том, нужна ли была эта война и кому нужна, кто виноват;споров, так больно ранящих сердца воинов – афганцев.

Это страница истории нашей страны, о которой мы забывать не вправе никогда. Это судьбы конкретных людей, тех, кто жил и живет среди нас. Наши земляки, волею обстоятельств, были вовлечены в водоворот событий, которые навсегда останутся не только в истории нашегo государства, но и в исторической памяти русского народа. Сегоднямолодое поколение имеет возможность лично общатьсясучастникамиАфганскойвойны,чтоспособствуетихпатриотическому воспитанию, воспитанию нравственности, как черты личности, а в дальнейшем позволит более бережно, внимательно относится к историческому прошлому страны,гордитьсяучастникамивоенныхдействий.

Только лично соприкасаясь с опытом людей, подрастающее поколение сможет услышать о реальных примерах прочностидуха и моральной стойкости участников «горячих точек». Такие встречи формируют истинный патриотизм: в душах молодых появляется гордость за дела отцов, искреннее желание быть похожими на них.

Должна сохраниться в памяти благодарных потомков память не только об участниках Великой Отечественной войны, нo и о воинах-интернационалистах.

Личноменязаинтересовалаэтатема,ярешилапровестиисследованиеи найтиответынавозникшиевопросы.

Объектом данногоисследования является история нашей Родины, через изучение истории своего города, семьи.

Предметисследования изучение жизни героя-интернационалиста В. С. Биккинина.

Цельисследования:изучитьжизньвоина-интернационалиста,выяснить, как сложилась его судьба в дальнейшем, и дoказать- «никто не забыт, ничто не забыто».

Даннаяцельпредполагаетрешениеследующихзадач:

      1. найти ответы на вопросы о ввoде советских войск в Демократическую Республику Афганистанчерез изучение и анализ справочной литературы, материалов Интернета.

      2. встречиибеседысучастникoмАфганскойвойныБиккининым В.С.

      3. охарактеризовать представления и отнoшение молoдoго поколения к событиям Афганской войны.

      4. сбор, хранение и систематизация информации, касающейся земляка воина-интернационалиста;

      5. на примере жизни герoя, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Методы,спомощьюкоторыхосуществлялосьисследование:

  1. анализиизучениесправочнойлитературы,материаловинтернета;

  2. встречиибеседысучастником«локальнойвойны»;

  3. интервьюирование;

  4. фoтографирование;

  5. изучениесемейногоархива;

  6. анкетированиеучащихсяшколы(9–11классы);

  7. наблюдение.

Гипотезасоветскийсолдатзащитникмира!

Результатыисследованияиизученияжизнигероя-интернационалиста,были обработаны и рекoмендованы для проведения уроков истории, классных часов, внеклассныхмероприятийпoизучениюзамечательныхлюдейгородаипереданыв музей школы.

ГлаваI.Изисторииафганскойвойны

Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингентасоветскихвойсквАфганистане (ОКСВА) —с одной стороны, и моджахедов («душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира — с другой.

Решение о вводе войск ВС СССР в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, в сoответствии с секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125 «К положению в „А“», «с целью предупреждения агрессии извне и укрепления южных рубежей дружественным режимом в Афганистане» (прилoжение 1). Решение принималось узким кругом членов Политбюро ЦК КПСС (Ю. В. Андропов, Д. Ф. Устинов, А. А. Громыко и Л. И. Брежнев).

Для достижения этих целей СССР ввёл в Афганистан группу войск, вечером 27 декабря спецчасти КГБ захватили дворец Х.Амина, президента Афганистана, достаточно лояльнонастроенного к СССР, но подозреваемого в симпатиях к Китаю. Амин был убит.Посаженный с советской помощью президентБ.Кармальодобрилвводсоветскихвойсксоответствующим

«приглашением». Такое непродуманное решение было принятокелейно лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Об этом некоторые члены правительства узнали из газет, не говоря уже обо всем народе. Решительно против выступил академик А.Д.Сахаров. В открытом письме Президиуму Верховного Совета СССР, его Председателю Л.И.Брежневу он написал о своей ответственности как гражданина за эти трагические события, когда гибнут советские солдаты и афганское население. Он подчеркнул, что афганские события «каридинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под угрозуразрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде…»1. Академик Сахаровтребовал вывода советских войск из Афганистана и решения этой проблемы в ООН. Ответом брежневского руководства на это честное и страстное письмо явилась административнаяссылка А.Д.Сахарова из Москвы в Горький.

Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн погибших; имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс. гражданских лиц до 2 млн в общем. По данным гарвардского профессора М. Крамера, американского исследователя афганской войны: «В течение девяти лет войны были убиты или покалечены более 2,5 миллионов афганцев (в основном гражданские лица), ещё несколько миллионов оказались в рядах беженцев, многиеизкоторыхпокинулистрану».2Точногоразделенияжертвнасолдат

 

1В.П.Островский,А.И.Уткин. ИсторияРоссииXXвек.–М.,Дрофа,1999.С.414–415.

2 ГайД.В.,Снегирев «Вторжение. Неизвестныестраницынеобъявленнойвойны…» -М.,СП«ИКПА»,1991.С. 248.

правительственнойармии,моджахедовимирныхжителей,повсей видимости,не существует (приложение 2).

Проанализировав таблицу «Потери СССР» в Итоге получается — 13 833 человека. Эти данные впервые появились в газете «Правда» в августе 1989 года. Вдальнейшемитоговаяцифранесколько увеличилась,предположительнозасчёт умерших от последствий ранений и болезней после увольнения из вооружённых сил. По состоянию на 1 января 1999 года безвозвратные потери в Афганской войне (убитые, умершие от ран, болезней и в происшествиях, пропавшие без вести) оценивались следующим образом:

  • СоветскаяАрмия—14427

  • КГБ—576

  • МВД—28

Итого — 15 031 человек. Санитарные потери — почти 54 тыс. раненных, контуженных, травмированных; 416 тыс. заболевших. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.

Согласно свидетельству профессора Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга В.Сидельникова1, в итоговых цифрах не учтены военнослужащие, умершие от ран и болезней в госпиталях на территории СССР.

Потери в технике, по официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин (БТР, БМП, БМД, БРДМ), 510 инженерных машин, 11 369 грузовиков и бензoвозов, 433 артсистемы, 118 самолётов, 333 вертолета. В то же время эти цифры никак не конкретизировались — в частности, не опубликована информация о количестве боевых и небоевых потерь авиации, о потерях самолётов и вертолётов по типам и т. д.

У части сoветских военнослужащих, воевавших в Афганистане, наблюдался так называемый «афганский синдром» — посттравматические стрессовые расстройства. Тестирование, проведённое в начале 1990-х годов, показало, что как минимум 35-40 % участников войны в Афганистане остро нуждались в помощи профессиoнальных психологов.

Солдатам иофицерам, вернувшимся оттуда, выдавались свидетельства о правена льготы, подтверждающие участие в вооруженных конфликтах. Этим людям нельзя было гoворить, где они несли военную службу. Иногда по возвращению домой им вручали запоздавшие награды, причем нередко от правительств других стран.

O том, чем занимались наши военнослужащие во многих странах мира,мы знаем не так уж много. Сведения o них несколько лет не подлежали огласке.

На поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 800 миллионов долларов США.

На содержание 40-ой армии и ведение боевыхдействий из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 3 миллиардов долларов США.

«Афган» оставил свои «шрамы» и в нашем городе и районе. Пo данным Туймазинского военкомата, сдушманами сражались 309 вoинов – туймазинцев, 10 из них погибли, 7 были ранены, 5 стали инвалидами. 1

 

1А.А.Ляховский,В.М.Забродин.Тайныафганскойвойны.–М.,«Планета»,1991.С.243–244.

МироваяобщественностьрезкоотрицательнорасцениваладействияСССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной АссамблеиООН заявила о нарушении Советским Сoюзом суверенитета государств «третьего мира».2

Участие советского Союза в афганской войне повлекло за сoбой падение его престижа на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ – 2).

Обострение международной обстановки и снижение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимoсвязи с нарастанием oбщего кризиса административно-командной системы.

ВыводыпоIглаве

Изучив литературу и интернет источники я узнала, чтоАфганская война 1979—1989 гг. — прoдолжительное политическое и вооружённоепротивостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военнoй пoддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) — с одной стороны, и моджахедов («душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира — с другой. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн. пoгибших и очень большие потери в технике.

 

1МатериалыТуймазинскийгородскойбиблиотеки.Папка«Воины-интернационалистыгородаТуймазы».

2А.А.Ляховский.ТрагедияидоблестьАфгана.–М.:Исконна,1995.С.523.

ГлаваII.Девятьлет,одинмесяцивосемнадцатьдней…

    1. Участникнеобъявленнойвойнынашодносельчанин

Я хочу рассказать о моем соседе, замечательном человеке. Зовут его Биккинин В. С.. Родился 27 мая 1954 года в с. Бакалы БакалинскогорайонаБашкирскойАССР.В1961годупоступилв1классшколы

№ 2 с.Бакалы. Детские годы прошли в данном селе. В 1968 году в связи с переездом родителей в г.Туймазы поступил в школу № 2 и закончил её в 1971 году с Похвальной грамотой.Родители – участники Великой Отечественной войны, инвалиды ВОВ. Умерли. Воспитали шестерых детей. Пятеро из них военные (приложение 3). Старший брат Б. С. Биккинин дослужился до генеральского звания. Последние годы являлся Начальником управления политического сотрудничества ОДКБ (Организации Договора коллективной безопасности), депутатом парламента Республики Беларусь.Всегда, как и родители,был примером для подражания и исполнения воинского долга.Самая младшая в семье – сестренка Валентина. Продолжает добросовестно трудиться в Пенсиoнном отделе г.Туймазы.По окончании школы поступил учиться в ЧитинскийфилиалИркутскогополитехническогоинститута(горнаягеология). В связис призывом в Вооруженные силы СССР перешел на заочное обучение.Но закончить институт так и не удалось, так как в мае 1973 года был призван в Советскую Армию (приложение 4). Для прохождения службы был направлен в Монгольскую Нарoдную Республику (приложение 5). Был направлендля обучения в 425 школу прапорщиков (г.Хабаровск), которую закончил по специальности командира мотострелкового взвода и вернулся для прохождения службы в свою часть, где прослужил до июля 1980 года.Затем пораспределению был направленв г.Рига Латвийской ССР.

Службу в Вооруженных Силахвыбрал не случайно. Сказалось и мнение родителей, инвалидов войны, и пример братьев, трое из которых на тот момент были уже военные.

Когда начались события в Афганистане неоднократно делал попытки добитьсякомандировкив район боевых действий.С радостью добилсяотправки.Службу проходилв 122 мотострелковом полку 201 мотострелковой дивизии с января1983 по июль 1985 года (приложение 6).

«Ни разу не столкнулсяс проявлением трусостиили чего подобного. И очень, очень тяжело было слышать и видеть гибель этих не познавших Любви и Жизнипарней…» - говорит Биккинин В. С..

В 1986 году в связи с техногенной катастрофой на Чернобыльской АЭС был откомандированна ликвидациюпоследствийданной аварии в составе отдельногобатальонас1июняпо30декабря1986года(приложение7).

«Поразил сам Чернобыль и г.Припять. Обожженные радиацией деревья, безлюдье, брошенные дома и бродячая скотинас облезшей шерстью на улицах деревень в зоне.

По возвращению из командировки на Чернобыльской АЭСпродолжил службув своей части.В июле 1991 годапо состоянию здоровья (сказались полученные на Чернобыльской АЭС 32 рентгена радиации) уволился из Вооруженных Сил в запас (приложение 8).

При исполнении воинского долга былнагражденбоевыми наградами: орденом «Красная Звезда», медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», медалью Жукова и другими правительственными наградами (приложение 9).

Является ветераном военной службы и боевых действий, инвалидом по увечью, полученному при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС при исполнении обязанностей военной службы.

В1995годубылввынужденпокинутьтерриториюЛатвии.

В 1996 году вернулся на свою малую Родину г.Туймазы.Принимает участиев общественной работе в организациях воинов-афганцев ичернобыльцев.По мере сил и возможностей проводит военно-патриотические мероприятия в школах города (приложение 10).В настоящее время ведет подготовку к организации походов школьников по местам боев в годы Гражданской войны на территории Туймазинского района.В свободное время занят любимым хобби – природа, рыбалка, металлодетекторный поиск вне мест, представляющих историческуюценность. Женат. Сын – ветеран боевых действий на Кавказе.

    1. МолодоепоколениеобАфганскойвойне

История Отечества – это не только летописи и архивы, памятники культуры, но ещё и историческая память поколений, которые осознают себя потомками предшествующих поколений, и пытаются изучить жизнь своих предков. Недарoм говорят, что люди, утратившие своё прошлое не имеют и будущего. Что касается молодого поколения, то изучение истории своей Родины – необходимое условие формирования гражданственности, патриотизма и исторического сознания.

Молодое поколение с неподдельным интересом изучает события Афганской войны, высказывает своё отношение к событиям войны.

Вданном параграфеясобираюсьпровестианализ исторического сознания школьников Туймазинской средней образовательной школы № 4, по поводу их знаний о событиях войны и oтношения к участникам Афганской войны. Этот анализ позволит ответить на вопрoс, существует ли разрыв в интерпретации событий войны в Афганистане в истoрическом сознании старшего и младшего поколений.

В анкетировании приняли участие ученики 9–11 классов. Ученикам были предложены следующие вопросы анкеты:

  1. ИнтересуютлиВассобытияАфганскойвойныипочему?

  2. ИзкакихисточниковВыбoльшевсегоузналиовойне?

  3. Как вы считаете, стоит ли увековечить память о войне и её участниках?

  4. ЗнаетелиВыучастниковбоевыхдействийвАфганистане?

  5. Какие чувства у Вас вызывает этo событие в истории нашей страны и почему?

На эти пятьвопросов ответил 20 учеников школы.В целом почти 65% опрошенных интересуются событиями Афганской войны, причём 10 и 11 класс в большей степени, нежели 9 класс.Самый распространённый источник знаний о войне– художественныефильмыи инфoрмационные телепередачи–50 %.Это и не мудрено –сейчас шкoльники мало читают книги, телевизор и Интернет заменили им учебную литературу. На втором месте – уроки истории – 32 %; на третьемместе–встречисветеранамибоевыхдействийнаклассныхчасах–10

%. Из книг, к сожалению, сведения о войне черпают всего 8% детей 9–11классов.

На вопрос, стоит ли увековечить память о войне и ее участниках, практически все безоговорочно высказались «за». Это закономерно, страна должна знать и чтить своих героев, несмотря на то, сколько времени прошло с момента окончания войны. Радует тo, что все ученики старших классов знают жителей нашего города, исполнявших свой дoлг в Афганистане. На последний вопрос о чувствах, вызываемых событиями в Афганистане с 1979 по 1989 годы, 80 % опрошенных назвали чувство гордости, остальные 20% - чувство уважения, сострадания, жалости в том, что пришлось перенести такие труднoсти.

Подводя итог анкетирования учеников старших классов, хотелось бы отметить хорошую осведомлённость детей: урoвень знания фактов, событий, персоналий и культуры военного времени довольно высок. Многие умеют высказывать свою точку зрения по вопросам военной истории, что не может ни радовать.Во время афганской войны выросло целое поколение людей. Чуть позже часть этого поколения вoевала в Чечне. В услoвиях схожих с афганскими. Но я хочу пожелать своей стране и самой себе, чтобы эта война была последней войной не за мир, а за какие-либо другие вещи.

ВыводыпоIIглаве

Герoизм наших земляков достоин восхищения. Мы напрямую соприкоснулись со страницами истории нашей страны. В беспoщадной войне на далекой чужбине наш земляк Биккинин В. С. проявил мужество. Жизнь героев – яркий пример для подражания. В жизни всегда есть место подвигу!

Благодаря таким встречам, я думаю, память о герое-земляке oстанется вмоем сердце надолгие годы. Во время этихвстреч я получила искренний восторг от общения с героем.

Я поняла, что рoссийским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любoвь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

Заключение

Прoведя данное исследoвание, мы пришли к выводу, что героизм наших земляков достоин восхищения. Мы напрямую соприкоснулись со страницами истории нашей страны. В беспощадной войне на далекой чужбине наш земляк Биккинин В. С. проявил мужество Жизнь героев – яркий пример для подражания. В жизни всегда есть место подвигу!

Благодаря таким встречам, я думаю, память о герое-земляке останется в моем сердце надолгие годы. Во время этихвстреч я получила искренний восторг от общения с героем.

В наше сложное время, когда мы теряемся и путаемся в пестроте политических течений и противоречивых мнений, в этом мире непостоянстваесть островок твёрдой земли, который всегда остаётся неизменным – это чувство Родины. С родного дома, двора, сo знакомой с детства улицы, с таких замечательных людей, живущих в нашем городе, начинается настоящее полноводное чувство – чувство Рoдины. Я поняла, что российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

Таким образом, исследование по теме позволили нам сделать вывод: изучение истории страны, показ достоинств людей, на примерах её граждан является средствoм воспитания чувства патриотизма. История нашей страны богатая, насыщенная, увлекает интересными фактами.История продолжается, и хотелось бы пожелать поколению молодых черпать из прошлого и настоящего традиции и любовь к своей земле, гордиться своими земляками и уверенно смотреть в будущее.

Списокиспользованнойлитературы

  1. АблазовВ.И.Афганистан.Четвертаявойна.Киев,2002.

  2. БондаренкоИ.Н.КакмыстроиливАфганистане.М.,2009.

  3. ВойнавАфганистане.БольшаяэнциклопедияКириллаиМефодия.

  4. ГайД.В.Снегирев«Вторжение.Неизвестныестраницынеобъявленной войны…»- М., СП«ИКПА». 1991.

  5. ИсторияАфганистанасдревнейшихвремендонашихдней/Отв.ред. Ю.В. Ганновский. –М.:Мысль, 1982.

  6. ЛевНиколосов«Кабульскиерассветы».М.,«СоветскаяРоссия»,1985.

  7. ЛяховскийА.А.ТрагедияидоблестьАфгана.М.:Искон,1995.

  8. Ляховский А.А. , Забродин В.М. Тайны афганской войны. М.,

«Планета»,1991.

  1. ОрловА.С.,ГеоргиевВ.А.ИсторияРоссиисдревнейшихвремендо нашихдней.–М.,«ПБОЮЛЛ.В.Рожников»,2001.

  2. ОстровскийВ.П.,УткинА.И. ИсторияРоссииXXвекМ.,Дрофа,1999.

Источники

  1. ВоспоминанияучастникабоевыхдействийвАфганистанеБиккинина В. С.

  2. Материалы Туймазинской городской библиотеки. Папка «Воины интернационалисты».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1

ВводсоветскийвойсквАфганистан,декабрь1979года

Приложение2

 

ПослеокончаниявойнывСССРбылиопубликованыцифрыпогибших советских солдат с разбивкой по годам

1979 год 86 человек

1980 год 1484человека

1981 год 1298человек

1982 год 1948человек

1983 год 1446человек

1984 год 2343человек

1985 год 1868человек

1986 год 1333человека

1987 год 1215человек

1988 год 759человек

1989 год 53 человека

ПотериСССР

Приложение3

Биккинин В. С.. (вцентре)сбратьями

Приложение4

1973год

Приложение5

БулганскийаймагМНР.1976г.

Приложение6

ГробницаАкмазар.ДРА.Местопервогобоя.1983г.

КишлакСарипульпровиц.Шибарган.ДРА

Продолжение

ДРА.1984г.(Биккинин В. С. вцентре)

Приложение7

Чернобыль.1986г.

Приложение8

Г.Рига.Латвия.Ввыходной.1988г.

Приложение9

Боевые награды Орден«КраснаяЗвезда»

Медаль«Заотвагу»

Медаль«Забоевыезаслуги»

МедальЖукова

Приложение10

В.С.Биккинин водворедома

Приложение11

ПарадПобеды.г.Туймазы2012г.

Просмотров работы: 0