ВВЕДЕНИЕ
Я учусь в школе, которой в этом году исполнилось 110 лет, и из уроков окружающего мира я знаю, что история школы началась с женской гимназии. Гимназистки изучали закон Божий, русский язык, русскую историю, географию, арифметику, физику, рукоделие и гимнастику. Интересуясь математикой, я задумалась о том, какие задачи решали ученики гимназии и ученики, которые учились в школе примерно 100, 90, 70 лет назад. Отталкиваясь от поставленной проблемы, я решила изучить историю математических задач для учащихся 1 – 4 классов и порешать их. Ведь это интересное исследование поможет мне расширить свои знания по математике и познакомиться с историей страны. В процессе работы я сформулировала тему исследования: история страны в математических задачах XVIII – начала XX века
Данная работа актуальна, ведь каждый человек должен знать историю страны, а старинные задачи являются частью истории государства, дают представление о жизни наших предков и способствуют развитию мышления, смекалки, логики
Новизна исследования заключается в том, что впервые в одной работе собраны и проанализированы математические задачи XVIII – начала XX века и обозначено историко-социальное устройство нашей страны на основе содержания данных задач
Цель исследования: проанализировать математические задачи XVIII – начала XX века для выявления историко-социального устройства страны в данный период
Для достижения данной цели я решала следующие задачи:
познакомиться с математическими задачами XVIII – начала XX века в краеведческих, литературных и интернет – источниках;
выяснить, какие старинные слова, исторические события и историко-социальные детали упоминаются в задачах каждого исторического периода;
рассмотреть историко-социальное устройство страны в конкретный исторический промежуток на основе содержания задач;
провести анкетирование по следующим вопросам «Знакомы ли Вы со старинными задачами?», «Как Вы думаете, отличаются ли старинные задачи от современных?» и обобщить полученные данные
Гипотеза: задачи XVIII – начала XX века отражают свою историческую эпоху
Объект исследования: математические задачи XVIII – начала XX века
Предмет исследования: содержание математических задач XVIII – начала XX в
Приемы и методы: изучение литературы и краеведческих источников по теме, выбор информации в Интернет - источниках, посещение историко-краеведческого музея города, детской и городской библиотек, анкетирование, сравнение, анализ полученных данных.
Практическая значимость
на основе материала данной работы проведено знакомство учащихся с математическими задачами разных исторических эпох;
результаты работы были использованы в качестве дополнительной литературы к урокам математики, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I История возникновения и развития математических задач
С глубокой древности люди вели счёт предметов. На самых ранних ступенях развития культуры счёт привёл к созданию простейших задач. Как составлять и решать задачи люди учились более тысячи лет. У каждого народа были свои задачи, способы их решения. Длительное время люди выполняли действия только устно с помощью каких-либо предметов - пальцев, камешков, ракушек, бобов, палочек. После того, как числа стали записывать цифрами, возникают задачи и постепенно вырабатываются умения записывать их.
Из историко-археологических источников известно, что первые математические тексты появились в Древнем Египте в начале II тысячелетия до нашей эры. Они были необходимы для подсчётов при земледелии, строительстве, астрономии, мореплавании. С развитием цивилизации в разных странах появились задачи про плотины, каналы, бассейны, трубы, которые сооружались повсеместно.
В Московском музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранится один из древнейших папирусов с 25 математическими задачами, к каждой из которых приведено подробное пошаговое решение. Большинство задач посвящено практическим вопросам применения и вычисления площадей различных фигур.
Были придуманы задачи на движение, скорость, объём, механические расчёты. Первые математические задачи носили прежде всего бытовой характер, ведь их решения требовала повседневная жизнь.
И только позже задачи стали учебного характера. В древнейших рукописях встречаются математические задачи Пифагора, Евклида, Конфуция, Герона Александрийского.
Первые сведения о развитии математики на Руси относятся к IX – XI в. в. Наряду с первыми математическими знаками, геометрическими фигурами, создавались и задачи. Также вначале они были практического характера. Ценные сведения математического характера X века содержатся в древнерусских памятниках «Русская правда», «Книга святых тайн», «Шестоднев». В них создаются первые ценные сведения о математических знаниях, о вычислениях, счётах, фигурах, и, конечно, практикуется составление математических задач, для бытовых проблем горожан и селян. Например, в древней рукописи «Книга сошному письму» было описание русских земельных мер, качество земли, кому принадлежала земля. В математических расчётах описывалось количество земли паханной, поросшей лесом, предназначенной для сена. И через математические задачи подводился итог по видам земли, общий вывод.
В начале XVIII века было положено формирование русской математической школы. Русский математик и педагог Л. Ф. Магницкий в 1703 году опубликовал свою знаменитую книгу «Арифметика, сиречь наука числительная». Книга из 600 страниц составлена прежде всего для учеников – «ради обучения мудролюбивых российских отроков». В ней были теоретические и практические вопросы в области арифметики, морского дела, астрономии, геодезии, географии. По «Арифметике» учились более 200 лет, в том числе и великий русский учёный М. В. Ломоносов, впоследствии назвавший её «вратами учёности». Л. Ф. Магницкий включил в книгу много практических задач о жизни и быте людей того времени. Среди важных разделов книги выделяются задачи, которые разделены на несколько направлений. Среди которых «Житейские истории», «Путешествия», «Денежные расчёты», «Любопытные свойства чисел», «Угадывание предметов», «Смешивание веществ».
Задания теоретического и практического направления были интересны своей формулировкой и способом решения. Эта книга является математической энциклопедией того времени, своеобразным первым учебником нового поколения. В нём использовались переработанные русские математические рукописи, материалы европейских учебников и собственные арифметические наработки автора. Учебник «Арифметика» был составлен для русских учеников, в русле русской традиции. Этот учебник использовался в учебных заведениях до середины XIX века и был очень популярен.
Автором второго учебника по математике, который использовался в учебных заведениях Российской Империи наряду с учебником Магницкого, является Л. Эйлер. «Универсальная арифметика» содержала алгебраические вычисления, задачи и уравнения.
Первым стабильным учебником математики была книга Н. И. Фусса «Начальные основания чистой математики». Материал в нём был доступен, интересен и хорошо приспособлен к возрастным особенностям учащихся.
«Числовник» Н. Г. Курганова является первым учебником математики для всех народных гимназий и училищ, который содержал точные, краткие пояснения к задачам, многочисленные задания, который сопровождались доказательствами и проверками. Книга написана простым понятным языком, сопровождалась интересными задачами из бытовой жизни, поэтому, стала самым распространённым учебником конца XVIII - начала XIX века.
В XIX веке во всех школах и гимназиях Российской Империи учились арифметике по учебнику «Арифметика», к которому прилагался «Сборник арифметических задач» В. А. Евтушевского. Пособие содержит около 2500 задач разной сложности. Задачи расположены постепенно по возрастающей сложности и проиллюстрированы картинками из русской жизни того времени. Также в учебник включена методика, позволяющая научить ребёнка легко и с увлечением решать представленные задачи.
Особо популярными в конце XIX – начало XIX века были учебники А. П. Киселёва и И. П. Верещагина. Книга «Арифметика» А. П. Киселёва применялась практически во всех учебных заведениях: гимназиях и училищах разных возрастов и ведомств. Учебник прослужил много десятилетий, пережил несколько переизданий. «Сборник арифметических задач» И. П. Верещагина ценится в мире и до сих пор. Задачи из сборника носят исключительно практический характер и отражают быт своего времени [6]
Л. Н. Толстой был не только автором «Азбуки», но также он создал учебник для младших школьников «Арифметика». Книга содержала занимательные задачи с нестандартным решением. Задачи были интересны и доступны для учащихся. Учебник писателя высоко ценился в педагогических кругах того времени.
После Великой Октябрьской революции 1917 года произошли существенные перестройки в школьном образовании. И учебники, по которым учились советские дети, также во многом соответствовали времени.
В I половине XX века младшие школьники постигали азы математики по учебникам Е. Звягинцева «Живой счет» (1923 г.), Д. Л. Волковского «Математика» (1925 – 1929 г.г.), Н. С. Поповой «Арифметика для начальной школы» (1930-1945 г. г.),
«Живой счет» Е. Звягинцева чётко структурирован, темы поясняются понятным детям языком, каждая новая тема следует из предыдущей.
В учебниках «Математика» Д. Л. Волковского много интересных творческих задач, присутствуют задачи повышенного уровня, схемы, чертежи, рисунки к задачам, перед новой темой записана цель работы над задачами и их практическим применением.
«Арифметика Н. С. Поповой – самый популярный учебник советского периода 1930 – 1940 г. г. В данном учебнике материал чётко и последовательно изложен, достаточно практических задач с иллюстрациями и использованием элементов жизни того периода [7]
Подводя итоги теоретической части можно сказать, что история математических задач прошла долгий путь становления, совершенствования и развития. Учебники включают интересные, содержательные задачи, позволяющие развивать смекалку, сообразительность, математические навыки и формировать практические навыки для жизни определенного исторического периода.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
II История страны в математических задачах XVIII – начала XX века
2.1. Математические задачи XVIII – начала XX века (1703 – 1917 гг.)
Математические задачи всегда вызывает у меня неподдельный интерес, поэтому выбор темы моего исследования неслучаен. Продолжая исследование о старинных задачах, я хотела бы поделиться своими знаниями о возникновении задач и их изменениях в разные исторические периоды со своими сверстниками. В мае 2024 года я провела опрос учащихся начальных классов нашей школы о старинных задачах. Опрос проводился в виде анкетирования по следующим вопросам «Знакомы ли Вы со старинными задачами?», «Как Вы думаете, отличаются ли старинные задачи от современных? Если да, то чем отличаются?» По результатам анкетирования я сделала вывод, что большинство моих сверстников не знакомо со старинными задачами и, соответственно, не знает, чем они отличаются от современных. Результаты опроса представлены в таблицах и диаграммах.
Вопрос 1 Знакомы ли Вы со старинными задачами?
Диаграмма 1
Вопрос 2 Как Вы думаете, отличаются ли старинные задачи от современных?
Если да, то чем отличаются?»
Диаграмма 2
Вывод: по результатам видно, что учащиеся не владеют сведениями о старинных задачах, не знают об их содержании и отличии от современных.
Поэтому, моё исследование о старинных задачах и их составляющих является своевременным и интересным, ведь каждый человек должен знать историю своей страны, а старинные задачи являются частью истории нашего государства и дают представление о жизни наших предков. Также задачи способствуют развитию мышления, смекалки, логики и умению выполнять вычислительные навыки.
На следующем этапе исследования я работала с архивными источниками в краеведческом музее нашего города и на сайте «Культура. РФ». На сайте «Культура. РФ» представлены старинные учебники XVIII – XIX в. в. в оцифрованном виде. Из каждого учебника я выбирала задачи, записывала в «Дневник юного исследователя», решала их и к каждой задаче писала пояснение непонятного слова и его лексическое значение. В качестве материала для исследования были использованы следующие учебники XVIII – XIX в. в.
Л. Ф. Магницкий «Арифметика»
Некий купец купил колокол весом 2546 пудов. А за всякий пуд дати по 550
копеек. И восхотел ведати, колика цена за весь колокол будет?
На мельнице есть три жернова. На первом из них можно смолоти 6- четвертей
зерна, на втором – 54 четверти, а на третьем – 48 четвертей. Некто хочет смолоть 81 четверть зерна за наименьшее время на этих трёх жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько для этого на каждый жёрнов можно его насыпать?
У пятерых крестьян – Ивана, Петра, Якова, Михаила и Герасима было 10
овец. Не могли они найти пастуха, что пасти их. И говорит Иван остальным «Будем, братцы, пасти сами по очереди – по столько дней, сколько каждый из нас имеет овец. По скольку дней должен каждый крестьянин быть пастухом, если известно, что у Ивана в два раза меньше овец, чем у Петра, у Якова в два раза меньше, чем у Ивана, Михаил имеет овец в два раза больше, чем Яков, Герасим – вчетверо меньше, чем Пётр?
Идёт человек в другой город и проходит в день по 40 вёрст, а другой человек
идёт ему навстречу из этого города и в день проходит по 30 вёрст. Расстояние между городами 700 вёрст. Через сколько дней путники встретятся?
Некий дворянин нанял работника на год, обещав ему дать 12 рублёв и кафтан.
Но тот, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Он же дал ему по достоинству расчёт 5 рублёв и кафтан, и знать надлежит, какой цены оный кафтан был.
В двух ящиках находится 84 фунта чаю. Если из первого переложить во
второй 14 фунтов чаю, то в обеих ящиках будет поровну чаю. Сколько фунтов чаю находится в каждом ящике?
Л. Эйлер «Универсальная арифметика»
Некто купил орехов и говорит, что цена 3 орехов столько же превосходит 4
гроша, сколько цена 4 орехов превосходит 10 грошей. Спрашивается, сколь дороги они были?
Человек купил себе лошадь за неизвестное число грошей, а продаст её за 119
грошей, причем получает на 100 грошей столько прибыли, чего вся лошадь стоила. Спрашивается, сколько он за неё дал.
Работники роют колодезь; и как работа становится труднее, чем глубже
колодезь, то по договору получают они по 10 копеек за первый фут, 30 копеек за второй фут, 50 копеек за третий, и так далее за каждый следующий фут всегда 20 копейками больше. Колодезь глубиною 21 фут. Сколько хозяин должен заплатить работникам?
За 1 аршин некоей материи заплатили 15 рублей 7 гривен; то сколько
придётся заплатить за 8 аршин 9 вершков той же материи.
В XIX веке во всех школах и гимназиях Российской Империи учились арифметике по учебнику «Сборник арифметических задач» В. А. Евтушевского
Пособие содержит около 2500 задач разной сложности. Задачи расположены постепенно по возрастающей сложности и проиллюстрированы картинками из русской жизни того времени. Также в учебник включена методика, позволяющая научить ребёнка легко и с увлечением решать представленные задачи.
Куплено 84 четверти ржи по 4 рубля четверть, рожь эта перевезена на
подводах, причём на каждую подводу клали по 5 четвертей и платили за подводу по 3 рубля. Сколько заплатили за рожь и за перевозку?
Сколько аршин сукна можно купить на 20 рублей, если аршин стоит 4
рубля?
Из 512 лотов меди отлито 64 одинаковых колокола. Сколько весу в каждом
колоколе?
Лошадь пробежала в час 12 вёрст, а локомотив проехал в час 48 вёрст. Во
сколько раз лошадь бежала тише, чем ехал локомотив? 349 человек вымостили каждый по 7 футов мостовой в длину. Сколько футов они вымостили?
Каждый год в Нижнем Новгороде проходит ярмарка с 15 июля по 1
сентября по юлианскому календарю. Сколько дней она продолжается?
И. П. Верещагин «Сборник арифметических задач»
Путешественник проехал 495 вёрст на лошадях 1393, версты по железным
дорогам и, кроме того, водою он на 132 версты более, нежели на лошадях. Сколько вёрст он проехал?
В 3 ящиках лежит чай. Если переложить 15 фунтов чаю из первого в
третий, потом 23 фунта из второго в третий, то во всех ящиках будет поровну, а именно по 100 фунтов. Сколько чаю было первоначально в каждом ящике?
Расстояние по шоссе между Казанью и Саратовом равно 639 верстам. По
этому пути расположены последовательно города: Симбирск, Сызрань и Вольск; расстояние между Вольском и Симбирском ровно 206 вёрст; расстояние от Сызрани и Вольском ровно 163 верстам и на 26 вёрст более расстояние от Вольска до Саратова. Найди расстояние от Сызрани до Симбирска.
Для учебного заведения на пошив костюмов отпущено сукна 3 цветов:
чёрного, синего и зелёного, и всего столько аршин, сколько единиц содержится в наибольшем из трёхзначных чисел. Чёрного сукна было отпущено 611 аршин, а синего на 494 аршина меньше, нежели чёрного. Определи, на сколько аршин зелёного сукна было отпущено менее, нежели чёрного и синего вместе.
У крестьянина было 50 пудов масла; все это масло он продал по 30 копеек
за фунт и на все полученные деньги купил 20 аршин материи по одинаковой цене. Сколько стоит аршин этой материи?
Две лошади бегут в перегонку; одна в две минуты пробегает 1 версту, а
другая в 3 минуты 4 вер. На сколько первую лошадь обгоняет вторую в 5 минут?
Крестьянин рассчитывал продать 9 мешков овса за 114 рублей, а продал
по этой цене только 5 мешков, сколько денег получил он за эти пять мешков?
Для заведения купили 8 голов сахару по 24 коп. за фунт, и в каждой голове
было 25 пуда; ежедневно расходовали этот сахар по 15 пуда и через неделю заметили, что остальной сахар нехорош, а потому и возвратили его в лавку по той же цене, по которой купили. Сколько денег получили обратно?
2 курьера выехали в одно время из одной станции и ехали целые сутки:
один в каждые 4 часа делал 485 верст, а другой в каждые 5 часов 555 верст. Кто из них проехал больше и на сколько верст?
В одной слободе Воронежской губернии кустари изготавливают бочки,
сундуки и кухонную утварь для печки (противень, ухват, сковорода и сковородник, чугунок). Этим занято 87 человек, что составляет 20 % жителей всей слободы. Сколько всего человек проживает в данной слободе? [6]
Работая с учебниками XVIII – начала XX века, я встречала в каждой задаче старинные слова, значение которых мне было непонятно. Для пояснения точного содержания математических задач, составила словарик старинных слов.
Словарь старинных слов из учебников по арифметике XIX – начала XX в. в.
Слово |
Лексическое значение слова |
четверть |
Старинная русская мера, которая могла использоваться в разных значениях
Мера длины - примерно 18 см. |
пуд |
16 кг |
лот |
13 кг |
аршин |
70 см |
сажень |
2 метра 143 сантиметра |
фут |
30 сантиметров 5 миллиметров |
десятина |
2400 квадратных сажени |
1 мера |
26 литров |
1 фунт |
450 граммов |
1 верста |
1,07 км |
купец |
Человек, владеющий торговым предприятием и занимающийся частной торговлей. Данное сословие в Российской Империи было до 1917 года. |
дворянин |
Знатный гражданин на службе при царе, чиновник при царском дворе. От государя получали землю за службу. Были в России до 1917 года. |
крестьянин |
Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли. Самое низшее сословие среди земледельцев. |
жёрнов |
Мельничный круг для перетирания, размола зерна в муку. |
кафтан |
Старинная мужская длиннополая одежда, похожая на халат. |
юлианский календарь |
Система летосчисления, существовавшая в нашей стране до 1918 года. Советская Россия перешла на григорианский календарь. Только православная церковь в нашей стране использует юлианский календарь до сих пор. |
губерния |
Основная административно-территориальная единица в России до 1920 гг. |
уезд |
Административно-территориальная единица в России, входившая в губернию |
слобода |
Большое село, торговый или ремесленный поселок, окраина города. |
кустари |
Люди, который производили различный товар (посуду, обувь, одежду, изделия для домашнего хозяйства) у себя на дому. |
ухват |
Длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывали и ставили горшки и чугуны в русскую печь [1 – 2 – 4 - 5] |
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что задачи, которые встречаются в учебниках XVIII – начала XX века, содержат старинные слова и понятия и отражают различные стороны жизни людей, несут много полезной информации о том времени, в котором жили. По ним можно судить об истории, культуре, традициям и социальном устройстве Российской империи в данный период, примерно 1800 – 1917 гг.
2.2. Математические задачи первой половины XX века (1917 – 1950 гг.)
В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, в результате власть перешла в руки большевиков. Жизнь в стране изменилась, и обучение детей тоже было теперь другим.
Из электронной версии «Большой советской энциклопедии» я узнала, что в результате государственных постановлений в стране было введено всеобщее начальное образование, общедоступность учебных заведений в стране, совместное обучение девочек и мальчиков, школа объявлялась отделенной от церкви. Образование делилось на две ступени: первая ступень с 8 лет до 13 лет, вторая ступень с 13 лет до 17 лет. Все учебники также были обновлены, их содержание также было направлено на знакомство детей с новым государством.
На сайтах «Советское время» и «Галерея советских школьных учебников» я изучила оцифрованные версии учебников математики и выбрала для анализа несколько задач.
В 1923 году под редакцией Е. А. Звягинцева были выпущены отдельные сборники арифметических задач для сельских и городских школ. Учебники назывались «Живой счет». В пояснении автор писал, что «следует избегать однообразия в содержании материала задач для учащихся. Для повышения внутреннего интереса учащихся введены группы задач, объединенных какой-либо общей темой. Поэтому различаются учебники для сельских школ и городских».
У крестьян Московской губернии в 1920 году уродилось в среднем 582
пуда с десятины. Сколько уродилось картофеля в 1921 году, если урожай увеличился на 44 пуда с десятины?
Осенью обмолотил дядя Егор хлеб и повез в город продавать. В двух
мешках у него было 12 мер овса, а в других – 8 мер ячменя. Сколько всего мер хлеба повез в город дядя Егор?
Со станции железной дороги перевозили на фабрику разные станки.
Подвод было 3 пароконных и 4 тройки. Сколько всего лошадей было в упряжке?
В 1926 году в гужевом хозяйстве страны было задействовано 600000 волов,
верблюдов на 200000 больше, чем волов. Сколько было лошадей, если известно, что всего было использовано 29200000 голов?
В торговой Никольской 3 большие улицы. Всего жителей на них 1038. На
первой – 248 жителей, на второй – на 26 человек меньше, чем на первой. Сколько человек на третьей улице?
По переписи населения в Московской губернии было 2320540 жителей: из
них неграмотных мужчин - 22 % и 36 % женщин. На сколько больше было процентов грамотных мужчин, чем грамотных женщин?
С 1919 по 1930 г. г. советские школьники первой ступени обучения изучали математику по книге Д. Л. Волковского «Математика для детей». Все основные математические понятия, все задачи были включены в несколько общих тем, как «Наш город: город Москва», «Город и деревня», «Наш край». Содержание всех задач было о реальной жизни людей в стране в городах и селах.
У крестьян Московской губернии урожай картофеля был в среднем с
десятины: в 1920 году 582 пуда, в 1921 году увеличился на 44 пуда, а в 1922 году уменьшился на 75 пудов сравнительно с 1921 годом. Каков был урожай картофеля в 1922 году?
Длина избы 3 сажени, ширина 2 сажени. Найдите площадь этой избы. А
площадь двора в 9 раз больше площади избы. Найдите площадь двора.
Урожай сена у крестьян одного уезда Московской губернии был такой: с
десятины заливных лугов 1346 кг, с десятины лесных лугов 680 кг, с десятины болотных лугов собрано 600 кг сена. Сколько собрано всего сена со всех лугов в 1922 году?
Вес отца 4 пуда 30 фунтов, а сына 38 кг. Во сколько раз отец тяжелее сына?
Убирают хлеб в рабочий день (10 часов) косой 0, 4 га, серпом 0, 15 га,
жатвенной машиной (пароконной) 4, 5 га. Какая разница в количестве убранного хлеба при каждом виде?
Учебники Н. С. Поповой «Арифметика» выходили в 1930 – 1940 годах XX века и были очень популярным пособием для обучения детей начальной школы. Математические сведения в учебниках четко и последовательно распределены, понятно объясняются,
До Октябрьской революции в Ленинграде было 210 трамвайных
путей. К пятнадцатой годовщине Октября их было уже 400 км. На сколько увеличилась за это время длина трамвайных путей?
Ленинградские заводы первую пятилетку выполнили досрочно: завод
«Красный путиловец», ныне Кировский завод, за 4 года 7 месяцев, завод «ЛОМО» за 4 года 4 месяца, Пролетарский завод за 4 года 8 месяцев, завод «Коминтерн», ныне завод имени Козицкого, за 4 года 5 месяцев. За сколько дней выполнил первую пятилетку каждый завод и на сколько раньше положенного срока?
Рабочие слушали доклад о второй пятилетке с 19 часов 30 минут до 20
часов 15 минут. Сколько времени продолжался доклад?
В прошлом году в одном колхозе выплатили за трудодень по 4 рубля
80 копеек, а в этом году – по 6 рублей 75 копеек. На сколько больше платят в этом году за трудодень?
Примерно за 4 часа в керосинке сгорает керосина на 47 копеек. Одна
семья ежедневно зажигает керосинку на 1 час 20 минут. Сколько денег тратят в месяц на керосин?
На фабрике было 225 стахановцев и 175 стахановок. Четвертую часть
всех этих рабочих премировали путевками в дома отдыха, половину – деньгами. Сколько рабочих премировали путевками, а сколько деньгами?
В царской России в школах Туркмении обучалось 7000 детей, а в
Казахстане 82 000 детей. К концу же второй пятилетки в Туркменской ССР обучалось 161000 человек, а в Казахской ССР – 929000 детей. Во сколько раз увеличилось количество обучающихся республик за время советской власти, и на сколько в одной республике обучалось больше детей, чем в другой республике? [7]
Для понимания содержания задач я также составила словарь старинных и непонятных слов, которые встречаются в задачниках 1917 – 1950 гг.
Словарь старинных и непонятных слов из учебников по математике первой половины XX в.
Слово |
Лексическое значение слова |
1 грош |
2 копейки |
аршин |
70 см |
фунт |
450 граммов |
пароконная подвода |
Подвода (повозка, телега грузовая), запряженная лошадьми. |
пароконная (жатвенная) машина |
Навесное приспособление для скашивания сельскохозяйственных культур (пшеница, ячмень, овес, трава), которое тянули лошади. |
трудодень |
Единица учета труда колхозников в колхозах с 1933 по 1960 годы. |
керосин |
Горючая смесь, бесцветная, прозрачная. Получали его из перегонки нефти. |
керосинка |
Бытовой нагревательный прибор для приготовления и разогревания пищи на открытом огне, работающий на керосине. |
стахановец |
Передовой рабочий, который добился наилучших результатов труда. |
гужевой транспорт |
Вид дорожного грузового и пассажирского транспорта, в котором повозки, колесные и санные, приводятся в движение животными – лошадьми, оленями, волами, верблюдами, ослами, собаками. |
Торговая Никольская |
Одна из древних торговых улиц в Москве. Место активной торговли в самом центре столицы рядом с Красной площадью [1 – 3 – 4 - 5] |
Таким образом, найденный и проанализированный материал дает представление о математических задачах в первой половине XX века с 1917 по 1950 г. г. Изменения в политической жизни страны повлияли на содержание образования в целом и, в частности, в содержании математических задач. Некоторые слова и понятия остались из царской России, а некоторые появились при новом советском строе.
2.3. История страны в математических задачах XVIII – первой половины XX века
Интерес к математике привел меня к исследованию, а исследование позволило познакомиться с историей своей страны через книги, которые на первый взгляд, имеют отношение к математике, а не к истории. Заочное путешествие по страницам истории нашей страны я смогла совершить благодаря арифметическим задачам, которые погрузили меня в прошлое, помогли узнать о важных исторических событиях, произошедших в России в XIX – первой половины XX века. Через содержание старинных задач, слова и понятия, присутствующие в задачах, их значение я смогла погрузиться в прошлое, представить его, узнать интересные исторические факты. Таким образом, знакомясь с задачами, которые были представлены в старинных учебниках, я познакомилась с историей своей страны. Каждое слово, понятие несет в себе исторический смысл, событие, которые я записала в таблице, заранее представив авторов учебников по арифметике.
Российская империя (1703 – 1917 гг.)
Л. Ф. Магницкий «Арифметика» (1703 – 1900 гг.)
Л. Эйлер «Универсальная арифметика» (1768 – 1769)
В. А. Евтушевский «Сборник арифметических задач» (1871 – 1876)
И. П. Верещагин «Сборник арифметических задач» (1884 – 1894)
Старинные слова, исторические термины и события |
Исторические события, социально-бытовое устройство страны, трудовые традиции народа |
Пуд, фунт, безмен, лот |
Старинные меры веса, которые существовали до 1918 года. Сначала ими измеряли самые ходовые товары (мука, мед, соль), а затем и все твердые и тяжелые предметы. |
Верста, аршин, сажень, фут |
Самые распространенные единицы расстояния в России. Верста была введена Петром I и вдоль основных дорог в Российской империи появились черно-белые столбики, на которых отмечалось расстояние. Аршин, как единица расстояния, появился во времена монголо-татарского ига. Сажень произошла от параметров измерения человеческого тела, поэтому была простая, маховая, косая сажень. Фут употреблялся в морском деле для измерения небольших глубин и малых расстояний. Также были отменены в 1918 году. |
Десятина |
Основная русская мера площади земли использовалась до 1927 года и была заменена на гектар. |
Четверть |
Старинная русская мера использовалась, как мера площади, объёма сыпучих тел, объёма жидких тел, массы некоторых товарови длины. Были заменены другими мерами в разные годы XVIII – XIX вв. |
1 мера |
Древнее слово появилось 700 лет назад и обозначало 15 – литровое ведро. Позже данные менялись не один раз и чаще всего использовались при измерении сыпучих и жидких продуктов. |
купец |
На Руси так называли человека, который занимался торговлей. Сначала купцы были странствующие, а затем стали селиться в больших и малых городах. |
дворяне, крестьяне |
В России было шесть сословий, среди них дворяне, крестьяне. Дворяне, в основном, жили в городах, имея усадьбы в деревнях, владели земельным участками, были освобождены от уплаты налогов, могли поступать на государственную службу, и их дети учились в лучших школах России. Крестьяне были основными работниками в деревнях и селах, работали на помещиков, их дети, чаще всего, не учились. |
кустари |
Работники кустарного производства всегда были популярны в России. Они изготавливали множество небольших предметов, необходимых для жизни: посуду, одежду, обувь, украшения, орудия труда, игрушки, пищу и другие предметы. Практически все изготавливалось вручную. Кустари, как мелкие производители, были в России до 30 годов XX века. |
сукно |
Ткань, шерстяная или полушерстяная, изготавливалась на русских фабриках и в кустарных мастерских. Использовалась для шитья верхней одежды для формы гимназистов. Была отличительной одеждой для учеников гимназий. Гимназическую форму из сукна надевали в 7 лет и не снимали даже после занятий. |
кафтан |
В русских источниках кафтан упоминается с XV века. Это верхняя мужская одежда, которая запахивалась на одну сторону. Чаще всего был без воротника, но иногда по праздникам пристегивался красиво украшенный воротник. Кафтаны были разных видов: нижние, верхние, простые (ездовые, дождевые, столовые и другие), военные, мастеровые, наградные (вручались за особые заслуги). Шились из сукна, бархата, атласа. |
жёрнов |
Жернова человек использует с глубокой древности для перемалывания пшеницы, ржи и других продуктов в муку. Чаще всего жёрнов сделан из камня или из твердого дерева и используется в ручных мельницах. |
голова сахару |
В России до 1917 года в такой форме продавался сахар. Это был округлый конус в несколько килограммов (от 5 кг до 15 кг), завернутый в синюю «сахарную» бумагу. Для продажи сахарные головы разламывались на куски. С появлением рассыпного сахара сахарные головы стали исчезать из продажи. В современном мире они выпускаются как сувениры. Например, к 50-летию Октябрьской революции, к юбилеям городов. |
слобода |
Вид поселения на Руси с XI века – поселок, село, часть города. Слобода происходит от слова «свобода», так как его жители временно освобождались от налогов. В слободе обычно имелись церкви, ярмарка, промышленное производство. |
уезд |
Территориально-административная единица были в Древней Руси, Русском царстве, Российской Империи и в Советском Союзе до 1930 годов. Название произошло от слова «объезд», когда устанавливали границы на Руси. Центром уезда был уездный город. |
губерния |
На территории Российской империи губернии – высшие единицы деления территорий, появились во времена правления Петра I. Вначале их было восемь, через 200 лет - 78 губерний. Главным городом губернии был крупный российской город, как Москва, Тула, Казань, Пермь. При СССР губернии преобразовались в края, округа, области. |
юлианский календарь |
До революции 1917 года в России пользовались юлианским календарем, а после перешли на григорианский календарь. Разница в календарях в правилах прибавления високосного года. Юлианский календарь обгоняет григорианский на 1 день за каждые 128 лет, а с 1900 года по 2100 год - на 13 дней. В современном мире используется григорианский календарь, а юлианский сохранился только в православной церкви. |
Симбирск, Царицын, Вятка |
Некоторым городам нашей страны менялись названия по разным историческим и политическим изменениям государства. Названия городов отражают разные эпохи. Симбирск: с 1780 по 1924 года был Симбирском, а потом – Ульяновск. Назван в честь В. И. Ленина (Ульянова), вождя Октябрьской революции. Царицын свое исконное название носил с 1589 по 1925 гг. Затем назывался Сталинград, а позже, с 1961 года, и по сегодняшнее время – Волгоград. Вятка: до 1934 года был Вятка, о позже – Киров, в честь видного советского партийного деятеля. |
ярмарка в Нижнем Новгороде |
Нижегородская ярмарка - исторический район городе, где располагалась крупнейшая ярмарка Российской империи. Это старейшее место торговли промышленных и продуктовых товаров. Впервые появились торговые места в XVII веке за Волгой. Позже, в разные времена, строились новые павильоны и сейчас – это огромный исторический и одновременно современный комплекс, в котором проводятся выставки, фестивали, праздники, экскурсии. [1 – 2 – 4 - 5] |
Союз Советских Социалистических Республик (1922 – 1950 гг.)
Е. А. Звягинцев «Живой счет» (1917 – 1925 гг.)
Д. Д. Волковский «Математика для детей» (1926 – 1930 гг.)
Н. С. Попова «Арифметика» (1933 – 1945 гг.)
Старинные слова, исторические термины и события |
Исторические события, социально-бытовое устройство страны, трудовые традиции народа |
пароконная подвода |
Пароконная подвода, запряженная парой лошадей, использовалось в сельском хозяйстве, в строительстве, в пожарной части и в военных целях. |
пароконная жатвенная машина |
Пароконная машина была незаменима при сельскохозяйственных работах. Машина, запряженная парой лошадей, управлялась одним человеком. Ее еще называли жатка, жнейка. |
гужевой транспорт |
В 1920 – 30 годы XX века гужевой транспорт использовался для пассажирских перевозок по стране – 50% и для грузовых перевозок – 95%. Большие территории нашей страны и климат определял вид животных: в средней полосе – лошади и волы, в южных регионах – ослы, пони, верблюды, на севере – северные олени и ездовые собаки. Применялись животные в сельском хозяйстве, в промышленности, армии, торговле. |
керосин керосинка |
Керосин в керосинке использовался для освещения помещения. При помощи керосина освещались избы, дворцы, улицы, площади. Керосиновый домашний светильник позволял читать, писать, выполнять все домашние дела. В доме керосиновая лампа была не только важным помощником, но и украшением интерьера. |
торговая Никольская |
Историческая улица в центре Москвы всегда славилась торговыми рядами. С XIX века постепенно строились красивые помещения для торговли: Монетный двор, 8-больших магазинов на Никольских рядах. Сейчас эта улица охраняется как культурное наследие страны. |
Октябрьская революция |
В октябре 1917 года в России произошел переворот, октябрьское восстание, получившее название Великая Октябрьская социалистическая революция. Была свергнута царская власть, и установилась власть большевиков, рабочих и крестьян. |
Туркменская, Казахская советская социалистическая республика |
СССР состоял из республик 1922 год - 4 республики; 1924 год - 6 республик; 1929 год – 7 республик; 1936 год – 11 республик; 1940 год – 15 республик. В 1991 году Советский Союз как государство, распался, и все республики стали отдельными государствами. |
пятилетка |
Экономические планы для быстрого развития экономики СССР. 1 пятилетка (1928 – 1932) отличалась большим размахом промышленности, сельского хозяйства. Было построено множество заводов, фабрик, шахт, электростанции. 2 пятилетка (1933 – 1937) была отмечена значительным ростом в тяжелой промышленности и военном комплексе. 3 пятилетка (1938 – 1942) была прервана Великой Отечественной войной. 4 пятилетка (1946 – 1950) была принята после Отечественной войны и направлена на восстановление разрушенного во время войны. Всего было 13 пятилеток. 13 пятилетка (1991 – 1995) не была реализована из-за распада Советского Союза. |
неграмотные мужчина и женщины |
После Октябрьской революции было постановлено, что все граждане новой Советской республики должны быть грамотными. Все граждане от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, обязывались учиться грамоте на русском или родном языке. К концу 1930 годов грамотными были 90 % населения, а к 1950 годам неграмотных в стране практически не было. |
стахановцы |
Передовые рабочие и колхозники с 1935 года в Советском Союзе стали называться стахановцами в честь шахтера Алексея Стаханова, который за смену добыл в шахте 102 тонны угля при норме 7 тонн. Стахановское движение охватило все отрасли промышленности, транспорт, строительство, сельское хозяйство. Стахановское движение способствовало выполнению 2 и 3 пятилетки раньше намеченного срока. |
трудодень |
Это мера оценки работы колхозников. Впервые за качество и количество труда работникам колхозов стали начислять трудодни в 1930 году. Заработная плата не платилась, а выдавались зерно и другие сельхозпродукты. |
Завод «Красный путиловец» |
Один из старейших и крупнейших машиностроительных и металлургических заводов Российской империи (Петербург), СССР (Ленинград) и современной России (Санкт-Петербург). В 1934 году был переименован в Кировский завод. В 1930 – 1940 годах выпускал тракторы, паровозы, комбайны, проходные щиты для метро и боевую технику – танки и артиллерийские орудия. |
Завод ЛОМО |
Завод ведет историю с начала XX века. Производит механические и электроприборы. В 1924 году был выпущен первый советский кинопроектор, а в 1930 году – первый советский фотоаппарат «Фотокор» |
Пролетарский завод |
Ленинградский судостроительный и паровозостроительный завод. Также производил основные части судов, паровозов и железнодорожные вагоны. |
Завод «Коминтерн» |
Завод известен прежде всего тем, что первый советский телевизор был изготовлен на ленинградском заводе «Коминтерн» в 1932 году. [1 – 3 – 4 - 5] |
Анализ арифметических задач показал, что сведения в условиях задач отражают историю страны. Они содержат информацию, по которой можно судить о политическом строе страны в разные эпохи, о культуре, традициях, религии и социальном устройстве России с XVIII века до первой половины XX века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математические задачи XVIII - первой половины XX века - это заочное путешествие в историю своей страны. Наряду с интересными задачами из старинных учебников, которые развивают смекалку, сообразительность, формируют вычислительные навыки, можно понять, как жили наши предки 300, 200, 100 лет назад, как они работали, отдыхали, что ценили. Арифметические задачи передаются из поколения в поколение, сохраняя и развивая опыт народа, накопленный веками. Также я отметила, что некоторые задачи не отличаются от современных, они понятны для решения. Значит, мои сверстники в разные исторические эпохи работали на уроках с одинаковыми задачами.
В процессе работы над исследованием, я познакомилась с арифметическими задачами прошлых веков, историей их возникновения, смогла установить, что в старинных учебниках встречаются задачи, содержание которых мне понятно и задачи, в которых есть слова, значение которых непонятно. Поэтому я работала с лексическими и историческими словарями в печатной и онлайн вариантах.
После презентации исследовательской работы и распространения старинных задач я повторно провела опрос учащихся начальных классов, чтобы узнать, изменилось ли количество учащихся, заинтересованных в знакомстве со старинными задачами и их решении. Для анкетирования я использовала такие же вопросы, как и начале исследования«Знакомы ли Вы со старинными задачами?», «Как Вы думаете, отличаются ли старинные задачи от современных? Если да, то чем отличаются?». Результаты опроса представлены в таблицах и диаграммах.
Вопрос 1 Знакомы ли Вы со старинными задачами?
Диаграмма 1
Вопрос 2 Как Вы думаете, отличаются ли старинные задачи от современных?
Диаграмма 2
Вывод: по результатам видно, что учащиеся познакомились со старинными задачами, знают об их содержании и отличии от современных. Также учащиеся отметили, что некоторые задачи не отличаются от современных, что является истиной.
Теперь количество моих сверстников, заинтересовавшихся старинными задачами, возросло. Следовательно, моя работа была полезной и познавательной.
Среди перечисленных вопросов, наиболее интересным, с моей точки зрения, была работа по поиску учебников со старинными задачами и решение выбранных задач, а также работа с историческими источниками по определению старинных, непонятных слов, понятий и фраз.
Благодаря работе по данной теме, я научилась отбирать главное из общего содержания, работать с научной и энциклопедической литературой, самостоятельно осмысливать и анализировать факты и делать выводы, и что немаловажно, сумела заинтересовать своей работой одноклассников.
Обобщая проделанную работу, с достаточной определенностью следует сказать, что задачи XVIII – начала XX века отражают свою историческую эпоху
Исследовательская работа была для меня интересна и практически полезна, ведь я расширила свой словарный запас и кругозор, практиковалась в решении задач, которые на начальном этапе исследования были для меня далеки и непонятны, а на заключительно этапе – интересны и богаты по информационному содержанию. Свою работу я продолжу и попробую составить задачи, отражающие нашу современную жизнь.
Выполняя данное исследование, работая над «Дневником юного исследователя», проводя презентацию старинных задач и решая их, я поняла, что исторические события и понятия, старинные слова, которые упоминаются в задачах каждого исторического периода, дают представление об истории нашей страны, способствует осознанию исторических процессов, показывают исторические события на примере условия задачи, тем самым облегчают восприятие истории для обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
[1] Гордиенко А. М. Россия: история, культура, искусство, – Москва: Наше слово, 2008
[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва. Просвещение. 2007
[3] Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка в 4 т.: Москва, 2000.
[4] Энциклопедия. Всемирная история в 14 т. - Москва: ОЛМА, 2007
[5]Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/3249696, (дата обращения: 2.06 – 20.09. 2024).
[6] Русская классическая школа. [Электронный ресурс]. URL: https://russianclassicalschool.ru/bibl/matematika/elektronnayabiblioteka.html?ysclid=m447mhj1u4421562455 (дата обращения: 2.06 – 5.11. 2024).
[7] Школьные учебники СССР [Электронный ресурс]. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/, (дата обращения: 2.06 – 5.11. 2024).
https://www.rosimperija.info/post/3365
https://histrf.ru/read/articles/etapy-razvitiia-sovietskogho-soiuza
https://www.culture.ru/materials/253594/k-doske-sudari
https://плюс.библиохроника.рф
https://www.nkj.ru/archive/articles/25602
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учебники XVIII – середины XX века
Л. Ф. Магницкий «Арифметика» (1703 – 1900 гг.) |
Л. Эйлер «Универсальная арифметика» (1768 – 1769) |
В. А. Евтушевский «Сборник арифметических задач» (1871 – 1876) |
И. П. Верещагин «Сборник арифметических задач» (1884 – 1894) |
Е. А. Звягинцев «Живой счет» (1917 – 1925 гг.) |
Д. Д. Волковский «Математика для детей» (1926 – 1930 гг.) |
Н. С. Попова «Арифметика» (1933 – 1945 гг.) |
И. М. Богданов «Сборник арифметических задач (1936 – 1940 гг.) |