АКТУАЛЬНОСТЬ
Учитель – это профессия, которая известна с древнейших времен. В любое время учитель был востребован, он пользовался уважением окружающих. Учитель мог влиять на умы людей. 2023 год был объявлен Годом педагога -наставника. Профессия учителя в последние годы стала вновь привлекать людей и вызывать уважение. 2024 год был объявлен годом Семьи. И я решила соединить эти направления в своей работе. В моей семье династия учителей. Моя мама является четвертым поколением учителей в нашей семье. Нашей династии без малого 100 лет. Как то я услышала, что «человек остается на земле столько, сколько о нем помнят». Мне захотелось больше узнать о великих учителях прошлого и современности, а также изучить династию учителей в своей семье. Ведь чем больше мы знаем о своих предках, тем дольше они живут в наших сердцах.
Цель: Изучить династии учителей по России, Республике Саха(Якутия) и на примере моей семьи. Определить идут ли в профессию учитель по призванию или по традиции в семье.
Задачи:
Узнать о семьях известных педагогов в Интернете
Изучить информацию о династиях учителей в Республике Саха(Якутия)
Определить представителей династии учителей в своей семье
Изучить семейный архив
Узнать историю жизни представителей нашей династии
Провести анкетирование и сделать выводы
Гипотеза: Если в семье есть династия по профессии, то следующее поколение спрофелировано на приобретение данной профессии
Методы исследования:
Поиск в сети Интернет
Беседы с родственниками
Анкетирование учащихся
ГЛАВА IПонятие о династии и профессии учитель
Что такое династия?
В «Толковый словарь» Ожегова С. И. я нашла определение понятия династии. Династия – это1. ряд последовательно правящих монархов из одного и того же рода. 2.первн.отруженниках, передающих от поколения к поколению мастерство, трудовые традиции.
Сегодня слово династия имеет и другое, не "монархическое" значение. В современном мире "династией" принято назвать людей, происходящих из одной семьи, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам в профессии. Династия передает багаж знаний, которые позволяют приобрести многие хорошие качества.
Любая профессия требует от человека любви, упорства, настойчивости и знаний. И только передача этих знаний, обогащающих каждым поколением, создают династию.
В семье профессиональной династии постоянно обсуждаются трудовые вопросы, приходят в гости коллеги. Дети, которые воспитываются в подобной атмосфере начинают понимать и принимать правила, условия , навыки по той или иной профессии и в последствии принимают решение идти в эту профессию.
Обычно трудовой династией признаются члены одной семьи и их близкие родственники, имеющие три и более поколений – последователей семейной профессии, которые работают в одной профессиональной сфере.
Профессия учитель – древнейшая профессия
Учи́тель/учи́тельница или педагог (др.-греч. παιδαγωγός — «тот, кто ведёт (воспитывает) детей, детово́д», от παις, παιδος — «ребёнок, дитя» αγωγος — «ведущий») — одна из самых распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение следующих поколений.
Учитель – это профессия и должность в системе начального, общего и среднего общего образования, которая заключается в обучении детей и подростков с целью успешной социализации и возможностью дальнейшего обучения.1
Учитель – человек с особой миссией. Роль учителя в жизни общества трудно переоценить. Педагогика – сложная, но одна из самых социально-значимых и востребованных профессий.
В своей работе я решила объединить два понятия профессия учитель и династия и определить с чем связан выбор людей: призвание к педагогике или же дань семейной традиции.
ГЛАВА 2. Исследование семейных династий учителей
2.1. Известные педагоги России и Советского Союза
Я начала с изучения семей известных педагогов. Я рассмотрела семьи таких известных учителей как Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Семенович Выготский, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский, Виталий Александрович Сластёнин, Шалва Александрович Амонашвили.
Ушинский Константин Дмитриевич
Отец долго служил в Царской армии , из обедневших дворян
Мать занималась начальным образованием сына
Дочери :Вера (1855—1922), замужем за итальянским подданным Александром Львовичем Пото; на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище им. К. Д. Ушинского;
Надежда (1856—1944) — в селе Богданка, где находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинений своего отца, открыла начальную школу;
Лев Семенович Выготский
Отец купец Симха Лейбович (Семён Львович) Выготский (1869–1931) и его жена, учительница Ципа (Цецилия) Моисеевна Выготская (1874–1935) Сестры:
Хая-Анна Семёновна Выготская-Хавина (26 мая 1895 — 6 июня 1936), Зинаида Семёновн Выготская (12 (25) апреля 1898 — 4 декабря 1981), лингвист, автор русско-английских и англо-русских словарей, переводчик, Эстер Семёновна Выготская (21 октября 1899–1969), Клавдия Семёновна Выготская (1904–1975), лингвист, автор русско-французских и французско-русских словарей, Мария Семёновна Выготская (1907–1990)
Антон Семенович Макаренко
Отец: Семён Григорьевич Макаренко, рабочий-маляр вагонных железнодорожных мастерских.
Мать: Татьяна Михайловна Макаренко (в девичестве Дергачёва), дочь мелкого чиновника в Крюковском интендантстве.
Брат: Виталий (1895–1983), офицер Добровольческой армии, покинул Россию, эвакуировавшись с частями Русской армии из Крыма в ноябре 1920 года.
Жена: Галина СтахиевнаМакаренко . В 1935 году Макаренко вступил в брак с ней: она работала инспектором и приехала в колонию с проверкой.
Василий Александрович Сухомлинский
Отец: Александр Емельянович. До революции работал по найму как плотник и столяр. В советское время стал видным человеком: руководил потребительской кооперацией и колхозом, работал селькором, заведовал колхозной избой-лабораторией и трудовым обучением в семилетней школе.
Мать: Оксана Авдеевна. Была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе.
Помимо Василия, в семье росли ещё трое детей: Иван, Сергей и Мелания. Все они под влиянием отца стали сельскими учителями
Виталий Александрович Сластёнин (1930-2010)
Родился и вырос в семье колхозников Виталий Александрович Сластёнин — родоначальник педагогической династии Сластениных. Его жена — Елена Сергеевна, учитель биологии, кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник. Старшая дочь Марина — учитель иностранных языков, кандидат филологических наук, профессор Московского технологического университета. Вторая дочь — Лариса Витальевна, психолог, кандидат психологических наук, проректор по научной работе, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Зять — Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, профессор Московского университета
Вывод:
Рассмотрев известных российских и советских педагогов можно сказать, что не все они являются выходцами из педагогических семей династий. Некоторые вышли из крестьянских и рабочих семей. А некоторые педагоги стали сами родоначальниками педагогической династии в своей семье.
Можно сказать, что великими педагогами они стали по призванию.
2.2. Известные семейные династии учителей Республики Саха (Якутия)
При помощи сети Интернет я узнала о известных семейных династиях учителей в нашей республике. Я рассмотрела династии Семеновых-Колесовых, Филиповых, Яцковых-Лапаевых, Окороковых.
В Якутии живет и работает педагогическая династия, история которой началась в 1892 году
Общий стаж педагогической династии Семеновых-Колесовых насчитывает почти 800 лет
Педагогическая династия семьи Филипповых Общий педагогический стаж 633 года
Педагоги из династии Яцковых-Лапаевых работают в школах Якутии более 180 лет
Педагогическая династия Окороковых
В настоящее время в педагогической династии Окороковых насчитывается – 110 педагогов. Общий педагогический стаж более 2000 лет. Среди них 5 участников Великой Отечественной войны 1941-1945гг, 3 доктора наук, 6 кандидатов наук, 32 отличника образования РФ и РС(Я), 12 человек Почетные работники общего образования РФ, 7 человек Заслуженные работники РС(Я) системы образования, народного хозяйства, 5 меценатов школ, 25 многодетных матерей, 21 директоров школ, 16 завучей школ, 7 заведующих ДОУ,7 человек работали и работают в Управлениях образования в разных улусах республики. Члены династии являются меценатами. Ежегодно лучшим ученикам школы вручаются стипендии.
Рассмотрев династии педагогов в Республике Саха(Якутия), можно сделать вывод, что в нашей республике профессия учитель высоко ценится и является популярной. Люди гордятся своей профессией и передают любовь и преданность к профессии своим поколениям. Можно сказать, что учителями в нашей республике многие становятся из-за традиций семьи.
2.3. Изучение представителей династии учителей моей семьи
В моей семье династия учителей. Преподают в нашей семье уже 100 лет. Начинается династия с моих прапрадедушки и прапрабабушки. О более давних родственниках информации нет.
Моя прапрабабушка Науменко Олимпиада Николаевна – учитель математики. Родилась в семье лесопромышленников. Закончила Варнавинскую гимназию (еще в царской России). По окончании этой гимназии девушки получали право преподавания в школах.В 30-е годы 20 века преподавала математику в школе г. Черкесска.
Мой прапрадедушка Науменко Емельян Матвеевич (1898 – 1972). Родился в семье офицера царской армии. Отказался от своих родственников. В подростковом возрасте работал на заводе, где потерял одну руку.
В тридцатые годы работал директором школы г. Черкесска, преподавал историю. Во время ВОВ был назначен комиссаром госпиталя г. Железноводске. Во время нападения немцем он руководил эвакуацией госпиталя в г. Семипалатинск по военно-грузинской дороге. Был награжден медалью «За освобождение Кавказа» . После освобождения Кавказа Емельяна Матвеевича направили работать в г. Кизляр по партийной линии.
Моя прабабушка Пономаренко Светлана Емельяновна(8.01.1931 – 16.12.2021), дочь Олимпиады Николаевны и Емельяна Матвеевича.
Родилась в Челябинской области. В 30-е годы с родителями переехала на Кавказ. По окончании семилетки (училась в военные годы) поступила и закончила Кизлярское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. Была замечательной спортсменкой, выступала на областных соревнованиях. Первые годы работала учителем физической культуры. Потом стала работать учителем начальных классов. Педагогический стаж моей прабабушки составляет более 45 лет. Она не только преподавала в школе, также работала директором детских садов, а на пенсии работала воспитателем.
Мой прадедушка Науменко Владимир Емельянович (25.09.1945), сын Науменко Емельяна Матвеевича, младший брат Светланы Емельяновны. Родился в г. Кизляре. Долгое время работал в г.Грозном Чеченской ДАССР преподавателем английского языка . Во время войны на Кавказе в 90-е годы, переехал в г. Краснодар. Является кандидатом исторических наук, профессором, был ведущим научным сотрудником отдела комплексных проблем изучения культуры Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Заслуженный деятель науки Республики Ингушетии, Заслуженный деятель культуры РФ
Моя бабушка Акимочкина Наталья Михайловна (20.10.1954). Родилась в г. Кизляре. Закончила Дагестанский государственный педагогический институт, музыкально-педагогический факультет. Получила специальность преподавателя музыки средних школ и педагогических училищ. Бабушка Наташа работала в г. Кизляре в музыкальной школе. В конце 80-х приехала в Оймяконский район, п. Дражный. Работала заведующей детским садом и музыкальным работником. В 90-е годы вернулась в Кизляр. С 1994 года работала в Кизлярской школе завучем центра эстетического воспитания. В 2000-х годах вернулась работать в Школу искусств. Вела культурные передачи на местном телевиденье. Педагогический стаж – 45 лет.
Моя мама Кочеткова Оксана Васильевна, дочь Натальи Михайловны. Родилась в г. Кизляре. Закончила Волгоградский Государственный Педагогический Университет, и Волгоградский Естественно-Гуманитарный Институт (училась параллельно) с красным дипломом. Получила специальность педагог-психолог. Свою трудовую деятельность начала в 1999 году в Кизлярском индустриально-педагогическом техникуме. Там она преподавала «Основы научно исследовательской деятельности», «Психологию». Также 2002-2003 гг. работала в филиале Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Преподавала «Логику». В 2004 году приехала в п. Усть-Нера, работала в Управлении образования психологом. В 2005 году перешла работать в Усть-Нерскую гимназию. В 2007 году закончила Институт повышения квалификации им.С.Донского-II, по специальности преподавание английского языка в г. Якутске. По сегодняшний день работает в Усть-Нерской гимназии учителем английского языка. Ее стаж составляет более 20 лет. Награждена знаком «Отличник системы образования РС(Я)», и «Отличник народного просвещения» Российской Академии Естествознания.
Изучив нашу историю династии учителей, можно сделать вывод, что в каждом поколении на протяжении 100 лет в нашей семьеесть педагоги разных дисциплин.
Воспитываясь в педагогической семье, нам прививается любовь и уважение к данной профессии. Что помогает определиться в выборе профессии в будущем.
2.4.Анкетирование учащихся Оймяконского района
Я решила узнать есть ли в нашем районе династии учителей, насколько популярна эта профессия, среди наших учащихся, согласны ли мои одногодки, что если в семье есть династия по профессии, то следует продолжать эту династию нам, подрастающему поколению. Я провела опорос в Google форме в школах Оймяконского района. В опросе приняли участие 73 человека. (см.приложение ).
На 1 вопрос «Есть ли в твоей семье родственники, работающие учителями?» только 24 % ответили «да».
На вопрос «Популярна ли в твоем населенном пункте профессия учитель?» 60% опрошенных ответили «нет»
На вопрос «Знаешь ли ты о династиях учителей в нашей республике?», только 9% ответили, что знают, и указали фамилии учителей, которые работали в нашем районе. Это Семья Остапчук, семья Морозовых
На вопрос «Надо ли следовать семейной династии по профессии?» 67% опрошенных ответили, что «нет». Однако, радует, что 33% все таки считают, что надо продолжать профессиональную династию.
Как видно из графиков профессия учителей малопопулярна в нашем районе.
Учащиеся не интересуются династиями педагогов и считают, что не надо следовать семейным династиям по профессии.
Я считаю, что в нашем районе необходимо повышать уважение и популярность профессии учитель. Проводить различные мероприятия и профориентацию для учащихся, чтобы сохранить профессиональные семейные династии.
ВЫВОДЫ
В профессию учитель можно прийти по призванию или как продолжатель педагогической династии
Если у вас в семье педагогическая династия, то детям прививается любовь и уважение к семейной профессии, понимание, что эта профессия важная.
Общение в кругу педагогов помогает определить мировоззрение и почувствовать призвание учить и воспитывать подрастающее поколение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все представители нашей династии учителей любили и любят свою профессию. Они гордятся, что стали учителями, считают это своим призванием.
Я очень горжусь своими предками, у которых можно многому научиться. Другие члены семьи имеют разные профессии, но многие из них тем или иным путем были связаны с образованием.
Для нас учитель – это всегда УЧИТЕЛЬc большой буквы. Думаю, что в скором будущем я смогу стать продолжателем нашей династии. Я постараюсь передать те знания и историю нашей семьи будущим поколениям, чтобы они знали и помнили о своих предках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фото архивы семей Науменко, Пономаренко, Акимочкиных, Кочетковых
https://ru.wikipedia.org/wiki/Макаренко,_Антон_Семёнович
https://bigenc.ru/c/slastionin-vitalii-aleksandrovich-74881c
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сластёнин,_Виталий_Александрович
https://www.kommersant.ru/doc/6239871
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сухомлинский,_Василий_Александрович
https://www.litres.ru/author/konstantin-ushinskiy/about/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ушинский,_Константин_Дмитриевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Выготский,_Лев_Семёнович
https://bigenc.ru/c/vygotskii-lev-semionovich-e906f4
https://ru.wikipedia.org/wiki/Амонашвили,_Шалва_Александрович
https://biographe.ru/uchenie/shalva-amonashvili/
https://ulus.media/2023/10/03/pedagogicheskaya-dinastiya-vinokurovyh/
https://news.myseldon.com/ru/news/index/292778603
https://minobrnauki.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3368562
П риложение 1
Ушинский К.Д. (фото 1) Выготский Л.С. (фото 2) Макаренко А.С. (фото 3)
Сластенин В.А (фото 4)
Сухомлинский В.А.(фото5)
Амонашвили Ш.А (фото 6) Династия Семеновы-Колесовых (фото 7)
Династия Филипповых(фото 8) Учительская династия Яцковых-Лапаевых (фото 9)
Учительская династия Окороковых (фото10)
Приложение 2
Ф ото архив
П рапрабабушка Науменко Олимпиада Николаевна
Прапрадедушка Науменко Емельян
Матвеевич
Прабабушка Пономаренко Светлана Емельяновна
Я с прабабушкой Светланой
Емельяновной
Прадедушка Науменко Владимир Емельянович
Бабушка Акимочкина Наталья
Михайловна
Мама Кочеткова Оксана Васильевна
Приложение 3
График 1
Г рафик 2
График 3
График 4
1http://znanierussia.ru>articles