Исчезнувшая, но не забытая деревня

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исчезнувшая, но не забытая деревня

Перепелицына А.А. 1
1МОУ " Должанская ООШ" Валуйского района Белгородской области
Башкирева С.И. 1
1МОУ "Должанская ООШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Умирают деревни, умирают деревни!

Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь.

Где отыщется слово суровей и гневней,

Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!

Э.А.Асадов

I. Вступление

Нельзя любить Родину не зная истории своей деревни. Именно с малого начинается большее. Города, поселки и деревни, как люди имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают. Можем ли мы чем-то помочь, спасти свою малую родину? А если уже поздно, если исчезла с карты Земли наша малая родина? Что мы, потомки, можем сделать? Верно, мы можем помочь сохранить память о ней для следующих поколений. Если не сохранить этого сейчас, восстановить будет невозможно. А интерес к историческим корням обязательно появится у россиян, как это уже произошло в странах Европы.

Наша деревня расположено в живописном месте. Часто с моей семьёй мы ездим в лес за грибами и ягодами. И из уст мамы я слышу такие слова: «Сегодня поедем за грибами в Песчанку». Я заинтересовалась, почему называются так некоторые места в округе нашего села, и выяснить, что когда-то здесь жили люди, то есть стояла деревня. Я и до этого слышала, что многие жители этой деревни живут в нашем селе Кукуевка и селе Долгое. Здесь работают их потомки, здесь живут их семьи. А что стало с этой деревней? Что послужило причиной переселения?

Эту работу я посвящаю деревни, которой нет на современной карте Белгородской области, нет в ней и жителей.

Мне захотелось подробнее узнать об этой деревне. Для меня эта тема актуальна, так как мне интересна история своего края, место, где я родилась, где живу, где живут мои родители, где жили мои бабушки и прабабушки.

Поэтому я поставила основной целью моей исследовательской работы изучить историю исчезнувшей деревни Песчанка и её жителей.

Исходя из этого, в своей работе я поставила следующие задачи:

  • Узнать, когда появилась эта деревня и как долго она просуществовала, где была расположена деревня Песчанка, как выглядела, чем занимались жители деревни.

  • Выяснить причины исчезновения деревни.

  • Собрать и изучить архивные материалы для исследования.

  • Встретиться с жителями этой деревни.

Метод проведения исследования: изучение архивных материалов и документов; беседа с жителями этой деревни; анализ и сопоставление фактов.

Объект исследования: исчезнувшая деревня Песчанка, Валуйского района

Предмет исследования: история и географическое местоположение исчезнувшей деревни.

Чем дальше время уходит вперёд, тем меньше молодежь знает о событиях прошлого. Незнание истории малой Родины ведёт к потере невидимых нитей, связывающих поколения. Поэтому я считаю, что моя работа будет интересна многим.

II. Главная часть: « Оглянись, здесь стояла деревня».

  1. Заброшенные деревни Белгородской области

Вымирание села – одна из самых острых социально-экономических проблем в современной России. Согласно данным последней переписи, в РФ насчитывается 17 тысяч деревень, не имеющих постоянного населения.

В этой главе я вкратце хочу перечислить заброшенные деревни Белгородской области. Статистика последних десятилетий, увы, неутешительна. Так, если в 2002 году количество заброшенных или исчезнувших населенных пунктов в регионе было равно 31, то в 2010 году эта цифра возросла до 84. Вот далеко не полный список заброшенных деревень Белгородской области: Климовка (Ивнянский район), Степь (Ивнянский район), Шишки (Ивнянский район), Александровка (Старооскольский район), Песчанка (Валуйский район), Зеленый гай (Валуйский район), Нижние мельницы (Валуйский район), Новолановка (Валуйский район), Юдино (Ивнянский район), Горки (Ивнянский район).

ХХ век - век бурного развития науки, техники в СССР и России, но ХХ век - это и время социальных преобразований, глубоких потря­сений и катаклизмов. Это ярко проявилось в российской деревне на судьбах крестьян. Их объединяли в колхозы, переселяли, затопляли и разрушали как «неперспективных». Идет не только активный процесс урбанизации населения, но и утрата истории, утрата духовных традиций и материальных ценностей. Ка­ждая исчезнувшая деревня сопричастна к событиям Отечества, имеет свою малую историю и достойна памяти потомков.

2.Что послужило исчезновению малых деревень?

Жила была деревня….. Думаете, так сказка начинается? Вовсе нет, хотя речь в моей исследовательской работе пойдет о когда-то сказочно красивой деревне Песчанка. Деревни, как и люди: рождаются и умирают. Только страшно то, что они умирают по воли людей, так же как и рождаются. Прежде чем появиться деревне, первый житель долго присматривает себе хорошее место, ориентируется на несколько условий: чтобы и земли были хорошие, и вода близко, и дом из чего поставить можно было, и чтобы не так далеко от других населенных пунктов. В советское время стали искусственно возводить поселения. Порой они возникали на время, поэтому так же быстро и исчезали. И причина простая: человек вырубил весь лес, выловил рыбу. С такими деревнями все понятно - как говориться, попользовались и бросили, но почему исчезают очень старые деревни, в которых родилось и выросло ни одно поколение? На эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.

В 1906 году премьер-министр царского правительства Петр Аркадьевич Столыпин начал проведение аграрной реформы. В результате началось переселение безземельных и малоземельных крестьян. Старожилы настороженно принимали переселенцев, и тем приходилось осваивать новые земли. Волна переселенцев была столь велика, что у нас в районе быстро выросли десятки новых селений.

После окончания гражданской войны в стране была провозглашена Новая Экономическая Политика (НЭП). Начался рассвет единоличного хозяйства, была объявлена свобода землепользования, устанавливались щадящие налоги. Расцвет крестьянского хозяйства сопровождался появлением сельского предпринимательства, в деревнях возникали мукомольные мельницы, маслодельные заводы, крестьяне разводили скот на продажу. В этот период образование деревень продолжалось. В конце 50-х. годов началось огосударствление колхозов - перевод нерентабельных колхозов в совхозы, на государственное финансирование. Политика ликвидации малодворных сел, как правительство считало - неперспективных, продолжалась. Государство не выделяло финансовых средств и решило сэкономить на содержании малых сел. Ликвидация неперспективных сел проводилась по инициативе Советского государства и коммунистической партии, без согласования и учета мнения и интересов селян. Плановое укрупнение колхозов и перевод нерентабельных хозяйств, привело к миграции крестьян и разрушило деревню.

3. Жизнь и быт деревни

(Из истории деревни Песчанка)

До чего земля большая,

Величайшая земля,

И была б она чужая,

Чья-нибудь, а то – своя.

(А. Твардовский)

Песчанка была основана в конце 17  века и начале 18 веков. В то время при царе Петре 1 был взят курс на заселение этого пустующего края. Князь Галицын, как бывший главнокомандующий украинскими войсками, также облюбовал этот участок земли, который с согласия высшей власти присвоил себе. При заселении  использовались самые различные методы, привлекались тысячи украинцев, бежавших из разных мест от государственных тягот произвола, чиновников, сюда же ссылались люди,  провинившиеся перед властью. Таким образом,  население этого края собрано из самых различных краев.

Песчанка находится в юго-восточной части Белгородской области, в лесостепной зоне, в пределах юго-западной части Среднерусской возвышенности, вблизи государственной границей с Украиной, на расстоянии 18 км по прямой к юго-западу от города Валуйки.

Поселение расположено в живописной местности,  утопает в красоте лесов, полей. Происхождение названия Песчанка документально установить пока не удалось, однако есть версия: название села Песчанка произошла от того, что земля была там песчаная. В 1928г – это уже было отдельное коллективное хозяйство. Жители организовали колхоз и работали увлеченно, с азартом. Крестьяне, вступившие в колхоз, дали ему название «Новая жизнь». В 1930 году в Песчанке было уже 82 дома.

Организатором колхоза был Лукашов С. А. Как активного, напористого, знающего сельское хозяйство, умеющего выступать, назначили его председателем колхоза «Новая жизнь». Работая председателем, он после себя оставил только до­брые, воспоминания у сельчан.

Помнят жители еще двух братьев Лукашова Ф. М. и Лукашова М. И.. У Лукашова Ф. М. в то время была уже своя лавка, где жителям можно было купить некоторые необходимые товары. А Лукашов М. И. занимался лечением животных. Был ветеринаром самоучкой, но у него это неплохо получалось. Многим он тогда помог при лечении животных. Погиб во время во время войны под городом Смоленском. После сенокоса и уборки урожая в деревне устраивались праздники. Все собирались: и молодёжь, и старики, вместе за общий стол, который ставили в центре деревни. Традиционно всей деревней готовились самые изысканные блюда. На праздничном столе можно было увидеть студень, ароматные щи, деревенское пиво, жареную рыбку, солёные грибочки, тушёную курицу, копчёное мясо, непременно плюшки, ватрушки и пирожки. Угощенья, шутки и смех. Говорили о жизни, радовались, рассуждали. Стоило только заиграть гармошке, как всё начиналось. Игры для детей и молодёжи, хороводы, пляски гулянье до утра. Повсюду звучание задорных частушек и лирических песен. Веселились,- и всё как-то было по-простому.

Позднее в колхозе появились постройки для проживания и работы населения. В селе была построена школа, магазин, клуб, детский сад. Работали 2 фермы: в МТФ № 1 находились коровы, а в МТФ № 2 была конюшня, овчарня, телятник. Были также амбары для хранения зерна, и кузница, в которой работал замечательный кузнец Чертков Ф. М. В его семье было 4 сыновей и одна дочь. В селе были 2 колодца чистой воды и 2 пруда. Селение электрофицировали в 1969 году. Кроме этого были еще 2 бригады. Бригада № 1 – бригадир Бугаков С. Е. и бригада № 2 – бригадир Гришин Г. П.

В основном в бригадах работали женщины. Они пололи свеклу, заготавливали сено для скота.

С июля 1928г. с. Кукуевка в Уразовском районе являлась центром Кукуевского сельсовета. С 1943года по 1950год в Кукуевском сельсовете оставались села: Кукуевка, Долгое и хут. Песчанка. В то время на территории Кукуевского сельского совета Уразовского района Курской области действовали 4 колхоза: «Политотдел», «Заря» (с. Кукуевка), «Вольный пахарь» (с. Долгое), « Новая жизнь» (х. Песчанка). С 20 июля 1950года, на основании общего собрания колхозников, произошло объединение колхозов в один колхоз [2]. Колхозу было присвоено название колхоза имени Ворошилова. По решению общего схода граждан с 17 октября 1957года, колхоз имени Ворошилова Кукуевского Совета Уразовского района Белгородской области переименован в колхоз имени Свердлова Кукуевского сельского Совета Уразовского района Белгородской области.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963года «Об укрупнении сельских районов и городов Белгородской области колхоз имени Свердлова стал именоваться колхоз имени Свердлова Кукуевского сельсовета Валуйского района Белгородской области. А со 2 февраля 1994г. колхоз им. Свердлова реорганизован в Акционерное общество закрытого типа им. Свердлова Валуйского района Белгородской области. (АЗОТ им. Свердлова).

Первым председателем объединенных колхозов был Ломакин Р. М., а последним Пригорнев Е. В.. За слаженную, без сбоев и простоев работу всего хозяйства, отвечал, непосредственно председатель колхоза. Его верными помощниками были колхозные специалисты: экономисты, агрономы, бухгалтеры, инженеры, механик, учетчики, зоотехники, техники - строители. Большие посевные площади засевались пшеницей, свеклой, гречихой, ячменём и другими культурами. Поля обрабатывали механизаторы, комбайнеры, трактористы.

Колхоз добивался больших урожай и среди других колхозов был на высоком уровне. В 2001 году колхоз прекратил свое существование. Затем был реарганизован в ЗАО « Агро - Гермес», но он существовал не долго. Продали всю технику, коров. Тем самым многие люди остались без работы.

4. «Неперспективная деревня».

В начале шестидесятых годов в нашей стране был придуман термин, «неперспективная деревня».

Особенно чувствительным он стал для тех селений, которые попали в разряд неперспективных. В такие деревни прекратилось поступление денег на содержание и строительство школ, сельских клубов, медицинских пунктов, на развитие производства и сельского хозяйства. Иными словами в шестидесятых годах и деревня Песчанка попала в чисто «неперспективных деревень». Для неё был «перекрыт кислород».

По моему мнению - это первая и основная причина, которая впоследствии повлияла на возникновение других, более глобальных, повлекших за собой не только изменение судьбы деревни, но и полное её уничтожение.

Неперспективная, деревня медленно, порою с болью в сердце и душе, угасала. Жители разъехались по различным краям и, селам и городам, а в городе нет того простора, что был в Песчанки. Деревня хранила нравственность детей. Всё обжитое годами, где выросли несколько поколений, исчезло без­возвратно. А земля, способная кормить, полная богатств, оставлена... Кому она оставлена?

Молодые ребята поступали в техникумы, заканчивали их, а потом по распределению, уезжали в города, поближе к цивилизации. В деревню не возвращались. Шли годы. Развитие производства и сельского хозяйства в деревне «сошли на нет».

Отсутствие школы с полным образованием.

Отсутствие культурных учреждений.

Отсутствие пункта первой медицинской помощи.

Отсутствие магазинов.

Отдаленность от центральных населенных пунктов.

Непроходимость дорог.

Уезжали целыми семьями. Одни разбирали, перевозили и устанавливали свои избы в других населенных пунктах, другие бросали всё, в надежде приобрести жильё где-то поближе к центру.

Медленно угаса­ла жизнь 82 дворов. Сначала закрыли школу (объединили с Должанской семилетней в 1959 году). Сельскохозяйственную бригаду «влили» в бригаду № 2 колхоза им. Свердлова, закрыли магазин. Уча­щихся в школу не подвозили, дети ходили в село Долгое пешком. Только зимой детей в школу иногда возили на лошадках.

Последним покинул Песчанку в 2000г Атаманчук М. Ф..

После того как покинул последний житель Песчанку, и стоят, как немые свидетели, столбы сараев да зияют глазницами ямы погребов и подполий, напоминающие о некогда проживавших здесь людях.

Деревни, как люди. Одним уготована длинная, спокойная, благополучная жизнь. Другие, не исчерпав свои возможности, умирают тихо, неспешно, уныло. И только неглубокие рвы, заросшие бурьяном, свидетельствуют о некогда бурлившей здесь жизни.

Сегодня в 21-м веке, места, где стояла деревня стали просто неузнаваемы. Чтобы дойти до деревни, нужно пройти непроходимые заросли кустарника, репейника и крапивы. Редко бывают здесь люди. В поминальный день после Пасхи родственники приезжают на могилки своих близких родственников. Бывшие подворья заросли крапивой, приусадебные участки - осотом, местами пошла поросль осинника, березы, сосны. Но сто­ят богатырями на бывшей усадьбе Черникова М. В. и еще некоторых домов тополя, кусты черемухи. Деревни нет. Есть память. Есть старожилы, которые часто вспо­минают свою малую Родину. Песчанка живет в сердцах сотен людей.

5. Из воспоминаний жителей села Песчанка

Я хочу рассказать о своей прабабушке Лукашовой (Бугаковой) Валентине Владимировне, которая родилась 28 апреля 1942г в х. Песчанка. В 1949 году пошла в школу. Первую ее учительницу звали Ольга Евсеевна, а учителя математики Татаринцева А. В.. После окончания 7-ми летки, пошла, работать дояркой в колхоз. Валентина Владимировна вспоминает, что деревня делилась на три части: Выгон, Яр и Ямина. Также вспоминает, как вечерами летом гуляли, жгли костры. Часто приходили парни, и они делились на две команды, и играли в футбол. Зимой катались на лыжах и санках. Валентина Владимировна помнит, что народ в д. Песчанка был очень добрый и дружный, люди друг другу помогали. Но со временем закрыли магазин, и многие семьи стали уезжать из деревни. Прабабушка в январе 1961 года вышла замуж за Лукашова Ивана Макарычева, и в этом же году они уехали в город Никитовку на Украину, где жил уже его брат с семьей. Валентина Владимировна стала работать на железной дороге, а прадедушка шофером. Прожили они там не долго, после рождения моей бабушки, прабабушка серьезно заболела. И они приехали снова жить в свою родную деревню.

Работы уже не было в селе, прадедушки пришлось уехать работать в город Валуйки Белгородской области. Лечение прабабушки не помогло, и в 1970 она стала инвалидом 1 группы. Благодаря своей матери, которая ухаживала за ней и растила свою внучку мою бабушку Лукашову (Башкиреву) Светлану Ивановну она прожила долгую жизнь, прикованную к кровати.

Она много читала, слушала по радио передачи, вязала носки, перебирала фасоль, хоть как помочь своей матери. Дочка подрастала, и нужно было идти в школу. А школа была давно уже закрыта в деревне. Пришлось переехать в село Долгое. Здесь моя бабушка Светлана Ивановна окончила Должанскую восьмилетнюю школу, затем поступила в Валуйское педагогическое училище, а затем и в Белгородский педагогический институт им. М. С. Ольминского. После учебы пришла работать в свою родную школу учителем математики. Бабушка работает и до сих пор, хотя она уже на пенсии, она выпустила уже большое количество выпускников.

После смерти своей бабушки, она до последних дней заботилась о своей матери. Просиживая днями в своей комнате, прабабушка все время вспоминала свою деревню Песчанку, где прошло ее детство.

Чертков В. Ф. рассказал мне о себе немного. Родился в д. Песчанка 14 марта 1950года, и жил в деревне до 18 лет. Затем армия, после армии вернулся в свой колхоз, где стал работать комбайнером. Затем переехал жить в с. Долгое, где до сих пор живет. Вырастил прекрасных сыновей и дочь. Недавно с женой отметили 50-летний юбилей совместной жизни. Из своего детства помнит, как с мальчишками гонял футбол. Вспоминает, что люди были очень добрыми, и отзывчивыми помогали друг другу.

Я благодарен старожилам Песчанки, которые охотно поведали о жизни, делах колхоза, школы, о родной деревне. Это: Ситникова (Черткова) В. Ф., Трещев С. Н., Черников В. М., Рыжкина Р. И.

Низкий поклон вам, живите долго! Помните свою малую Роди­ну, рассказывайте о ней, рассказывайте о людях, их трудовых и боевых подвигах, пусть внуки и правнуки знают о своих предках. Ибо пока жива память - живет человек.

III. Заключение

Моя исследовательская работа посвящена изучению истории исчезнувшей когда-то процветающей деревне Песчанка Валуйского района и её жителям.Эти воспоминания связанные с их детством и юностью знакомых мне людей – самые тёплые и приятные воспоминания.Воочию познать места, где жила деревня Песчанка, мне не довелось, поэтому собирая материалы в ходе исследования, я в основном опирался на рассказы людей, которые там родились и жили.Моё исследование даёт представление о жизни людей деревни Песчанка.

В процессе работы, изучая архивные материалы и документы; беседуя со старожилами; анализируя и сопоставляя факты, я узнала, как начиналась жизнь деревни, историю её образования, версии происхождения названия деревни, какими прекрасными людьми были её жители, их быт и занятия, главными из которых являлись земледелие и скотоводство. Люди жили дружно, помогали друг другу и в горе и в радости, всей деревней трудились и собирались на праздники.

В ходе исследования я видела заинтересованность и блеск в глазах людей, чье детство связано с их малой родиной. Малая Родина – это святое место. Это дом, семья, родители. Это корни каждого человека, это то, без чего невозможно жить на свете. Здесь и воздух чище, и вода прозрачней, и небо голубе, и солнце ярче. С малой Родины начинается биография каждого человека.

Я никогда не была в тех местах, откуда их корни, сама же деревня Песчанка стала мне ближе и понятнее.

В ходе исследовательской работы мне удалось установить местоположение исчезнувшей деревни Песчанка, выяснить факты из истории, отыскать доказательства её существования.

Я считаю, моя работа будет иметь продолжение. Деревня Песчанка не умрёт, если будет восстановлена, хотя бы её история. Так как память о родной земле жива в сердцах людей и эту память необходимо сберечь. Города, поселки и деревни, как люди имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают.

Предполагаю, что работа в данном направлении будет продолжена, другими ребятами, так как ещё много деревень осталось только на бумаге и в памяти людей.

IV. Литература

1.АЗОТ им. Свердлова // районный архив г. Валуйки

2.Белгородоведение под редакцией В.А. Шаповалова, Белгород, 2002г.

3. Села Белгородские, Б. Осыков, Белгород ,2012

V. Приложение

Ферма д. Песчанка, 1980г

Старинный плетень.

На фото моя прабабушка Валентина Владимировна, мой прадедушка

Лукашов Иван Макарович, и житель д. Песчанка Трещёв В.

Я узнала, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка, и лесок

В поле-каждый колосок!

Речка, небо голубое-

Это все мое родное

Это Родина моя!

Все люблю на свете я!

Поставьте памятник деревне

Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках.
И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли.
И путь поёт в тоске от боли
Непротрезвевший гармонист
О непонятной "русской доле"
Под тихий плач и ветра свист.
Пусть рядом робко встанут дети,
Что в деревнях ещё растут,
Наследство их на белом свете -
Все тот же чёрный, рабский труд.
Присядут бабы на скамейку,
И всё в них будет как всегда -
И сапоги, и телогрейки,
И взгляд потухший... в никуда.
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждёт свой смертный час.
Ломали кости, рвали жилы,
Но ни протестов, ни борьбы,
Одно лишь "Господи помилуй!"
И вера в праведность судьбы.
Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.
Н. А. Мельников 1995г

Просмотров работы: 32