Введение
Учитель…Что стоит за этим привычным словом? Учитель это и отличный психолог, учитель – это и замечательный поэт, учитель – это и великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости.
В своей работе я хотела бы рассказать о семейной династии, в которой профессия учителя передавалась из поколения в поколение. Я изучу историю нашей семейной учительской династии, узнаю, кто и когда работал, какие получил награды, звания. Мои родные достойны того, чтобы о них узнали. Они гордость не только нашей семьи, но и нашего района.
Цель:
Составить летопись «Педагогическая династия моей семьи».
Задачи:
Познакомиться с историей педагогической династии мой семьи, с их творческими достижениями для составления летописи.
Вести поисковую работу по сбору информации о своих родственниках старшего поколения.
Собрать материал для составления данных об учительской династии моей семьи.
Проанализировать полученные материалы, обобщить данные.
Доказать, что яркий пример родных может помочь в выборе профессии;
Выявить отношение учеников школы к профессии учитель, провести анкетирование.
Показать значение учительского труда, вызвать интерес к этой профессии.
Актуальность моей работы заключается в том, что семья, семейные ценности актуальны во все времена … Миллионы семей… И каждая семья особенная, непохожая на другие. У всех семей есть что-то интересное, необычное, что-то такое, о чём хотелось бы рассказать всем. Я хочу собрать и сохранить материал для составления данных об учительской династии моей семьи. В этом я вижу актуальность своей работы.
Гипотеза исследования моей работы заключается в следующем: выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остается осознанным и закономерным и на него не влияют ни низкая зарплата, ни падение престижа профессии. Я думаю, что представители учительских династий внесли огромный вклад в дело развития образования и общественную жизнь города. Яркий пример родных может помочь в выборе профессии.
Объект исследования: учительская династия.
Предмет исследования: история учительской семьи.
Проблема исследования: сколько лет учительской династии?
Методы исследования:
1. Беседы. Просмотры и изучение документов, справок, удостоверений, фотографий, личных записей.
2. Анализ собранного материала, составление хронологии.
3. Отбор материала, установление связи, обобщение.
4. Анкетирование.
Практическая ценность: Работа может быть использована в деятельности музея нашей школы, на уроках и конференциях, опубликована в средствах массовой информации. И так же, когда я стану взрослой, то смогу рассказать своим детям про наш род и династию.
Основная часть
Первое поколение учителей
Вся трудовая деятельность Антониды Ивановны, а это более 30 лет, прошла в системе образования Улаганского района .
Учитель с большой буквы, она дала отличные знания сотням благодарных учеников. Наставник с большой буквы, являясь в течении многих лет руководителем, она передала свой опыт десяткам молодым педагогам.
Ответственный руководитель, отличный учитель, человек активной жизненной позиции, оптимист по характеру, пример трудолюбия и жизнелюбия, любящая мама и бабушка – такой она останется в памяти всех, кто её знал.
Антонида Ивановна Шунекова, родилась в 1916 г. в селе Куйум, Чемальского района в семье Шунековых. В семье было двое дочерей: старшая дочь – Jинjилей и младшая Топчылай (Антонида). Мать рано умерла, поэтому девочки воспитывались у дяди. Антонида Ивановна, как она рассказывала, всегда мечтала стать учителем, ведь и в те времена профессия учителя была очень уважаемой.
В 1936 г. окончила Горно - Алтайский национальный рабфак. Свой профессиональный путь Антонида Ивановна начала учителем начальных классов в Челушманской семилетней школе в ур. Кайру, Улаганского района, с. Балыкча. Здесь она встретилась с молодым учителем истории, Кыныевым Сергеем (Кыйгыс). В 1937 г. в молодой педагогической семье родился сын Ким.
«Они ушли из школы на войну. Как мало возвратилось их обратно! Собой прикрыли мальчики страну, не думая о званиях и наградах». Эти строки можно сказать о тех мальчишках и учителях, которые ушли на фронт со школьного порога.
Когда началась война, молодой учитель Кыныев Серегей Павлович одним из первых изъявил желание записаться в ряды Красной Армии ,добровольцем за ним последовали и его ученики.
22 августа 1944 г. политрук Кыныев С.П, пал смертью храбрых в Румынии.
В военные годы молодой учительнице пришлось испытать много трудностей, нехватки. Но Антонида Ивановна со своим сыном все невзгоды преодолела. Во время войны она работала II секретарем райкома Партии в с. Улаган. В 1950 г. Антонида Ивановна вышла замуж за Тойдонова Павла Борисовича- ветерана ветерана Великой Отечественной Войны. И у них родились двое дочерей Светлана и Нина. Антонида Ивановна работала учителем начальных классов в Балыктыюле, Саратане с 1961 г. работала заведующей Язулинской начальной школы. Умерла 1970 г.
За многолетний добросовестный труд Антонида Ивановна, награждена грамотами и медалями, «За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.», медалью «Ветеран труда». Всю свою жизнь Антонида Ивановна посвятила воспитанию детей. И была всю жизнь рада, что посвятила себя - детям! Своим ученикам передала любовь к знаниям, традициям. Она в школе давала прекрасные открытые уроки, делилась своим мастерством с другими учителями. Она была добрая и отзывчивая, но в то же время строгая и требовательная. Ее педагогический стаж – 31 год
Второе поколение учителей
Человек живет столько, сколько хранится память о нем. Среди людей, сыгравших, без преувеличения, большую роль в деле развития школьного образования, в воспитании того сочетания интеллекта, высокой моральности и культуры поведения, которую принято именовать интеллигентностью, имя, вписанное золотыми буквами в историю нашего района, Ким Сергеевич Кыныев.
Он прожил жизнь ярко, творчески, с полной самоотдачей для других людей. Имя Ким Сергеевича, для нескольких поколений улаганцев стало символом высокого служения избранному делу, верности , призванию.
Так уж заведено, жизнь человеческая обрывается, как песня. И за чертой, отделяющей жизнь земную – человеческая память, оценка людей, потомков.
Ким Сергеевич (сын Антониды Ивановны) родился 8 мая 1937 г.
В 1953 г. поступил в Горно-Алтайский педагогическое училище и окончил в 1957 г. с «отличием». С 1957 по 1960 г. служил в рядах Вооруженных сил СССР, там он был награжден нагрудным знаком «Воин –спортсмен». В 1962 г. Ким Сергеевич поступил в Бийский педагогический институт. Во время учебы он среди преподавателей и студентов пользовался уважением, так как он был одаренным, талантливым, вежливым и умным человеком. Он профессионально играл на баяне и принимал участие во всех культурных мероприятиях института В 1963 г. Ким Сергеевич вступает в брак с Куранаковой Валентиной Мефодьевной (студенткой пед институт Горно-Алтайска ). Закончив учебу в 1966 г. молодая учительская пара приезжают в с. Саратан. Здесь Ким Сергеевич работает директором школы. Занимая данную должность он внес огромный вклад в строительство новой школы .
В 1968 г. работал директором школы в с. Балыкча. Он был учителем от бога. Везде пользовался уважениям и любовью своих коллег, учеников и местных жителей.
Вместе с Валентиной Мефодьевной они воспитали 5 детей: сын Сергей, Алексей, Эдуард, Александр и дочь Алтынай. За творческий подход к работе и большие успехи в преподавательской и организаторской деятельности награжден Грамотой Министерства просвещения РСФСР. По причине серьезной болезни он рано ушел из жизни, его педагогический стаж - 20 лет.
У каждого из нас в жизни был свой Учитель, на которого хотелось быть похожим, быть таким же умным, отзывчивым и обязательно требовательным. Ведь настоящий Учитель не тот, кто только передаёт знания, а тот, кто формирует личность своего ученика. Именно его образ мы проносим через всю жизнь, как образ самого главного Учителя в жизни. Для многих главным учителем жизни является Валентина Мефодьевна Кыныева.
Кыныева Валентина Мефодьевна. (Жена Ким Сергеевич Кыныева). Родилась 27 июня 1937 г. в Онгудайском районе с. Шибе. Воспитывалась в многодетной семье. Окончив школу, Валентина поступила в Горно -Алтайский пединститут. где она познакомилась со своим будущим мужем- Кыныевым Ким Сергеевичем. Вскоре они создали семью. Валентина Мефодьевна Кыныева, учила детей немецкому и русскому языкам. Вместе с мужем они работали во многих населенных пунктах Улаганского района: с. Саратан, с.Балыкча.
Благодаря ей ученики получали не только фундаментальные знания в области языков, но и учились быть настоящими людьми, отстаивающими свою правоту, ищущими причины и смысл сложнейших событий жизни.
Хотелось бы привести выдержки из высказываний Валентины Мефодьевны, которые на всю жизнь запомнили её коллеги.
"Каждому ученику — хорошее образование! Главное в нашей работе — это школьный урок, мы должны нести знания ученикам. Мы должны хорошо учить детей и правильно их воспитывать. Только творческий учитель может воспитать творческого ученика. Нужно быть требовательным и справедливым".
Индивидуальный подход к каждому ученику, уважение к свободе мышления школьника, внеклассная работа. «Каждому ученику — хорошее образование» - было главным девизом Валентины Мефодьевны. Уйдя на пенсию, смысл жизни она видела в воспитании внуков. Когда Валентина Мефодьевна ушла на заслуженный отдых, она продолжала оставаться Учителем – Учителем с большой буквы для своих учеников. Педагогический стаж – 38 лет.
Учитель… Как сказал один мудрец: «Если бы профессии имели головы, они бы склонились перед профессией учителя». Каждый из нас вспоминает свою родную школу, своих учителей. А о чем вспоминает учитель-ветеран, за плечами которого не один десяток лет работы в школе? Тысячи звонков на урок и с урока, сотни детских судеб, за которых в ответе не только в школьных стенах, но и всю жизнь… Все понимают важность этой профессии, но далеко не каждый сможет посвятить ей свою жизнь, как это сделала Ветеран педагогического труда Светлана Павловна Купина.
Купина (Тойдонова) Светлана Павловна моя бабушка
Дочь Антониды Ивановны и Павла Борисовича – Светлана Павловна , родилась 1951 г. в с. Чодро. Мать, Антонида Ивановна – учительница, отец, Павел Борисович - участник Великой Отечественной войны. Своим собственным, жизненным примером, воспитал в юной Светлане любовь к Родине и патриотизм. Еще учась в школе, Светлана твердо знала, что станет Учителем. После школы собралась поступать, но в это время случилось большое горе умер отец- Павел Борисович, а спустя год мать- Антонида Ивановна. В школе училась несовершеннолетняя сестра Нина, поэтому Светлана должна была остаться вместе с сестрой. Она устроилась работать воспитателем в детинтернат. В 1976 г. окончила «Биолого-химический факультет» Горно-Алтайского педагогического института. «Биохим – это моя юность, – вспоминает об этом времени Светлана Павловна, – это поиски себя, это самоутверждение, это планка, к которой я стремлюсь до сих пор, наконец, это просто место, где мне всегда было тепло и уютно. Я очень любила свой факультет, гордилась его преподавателями, которые угадали, увидели во мне что-то такое, что я в те дни сама еще только смутно чувствовала, и направили, как подтвердила жизнь, по тому единственному правильному пути, оказавшемуся, к великому счастью, МОИМ».
В 1974 г. она вышла замуж за Купина Андрея Алексеевича, они вместе воспитали 4 дочерей: Аяса, Алена, Марина, Антонида.
Светлана Павловна с 1976 г. работала в Челушманской средней школе, учителем химии и биологии. Она не просто учитель, а учитель с большой буквы. Её отличает глубокое знание предметов, увлеченность своим делом, высокое педагогическое мастерство. Первым учителем и наставником в свое время была для нее ее мать, Антонида Ивановна. Ее уроки, наставления и память – путеводная звезда для Светланы Павловны. И в школе , Светлану Павловну, очень любили за ее доброту и теплое отношение к детям. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе. Светлана Павловна награждена Почетной грамотой Министерства образования РА за многолетний и добросовестный труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, Почетной грамотой Главы Улаганского муниципального района имеет медаль почтенный гражданин Улаганского района. Педагогический стаж 43 года.
Третье поколение учителей
Чалчикова (Купина) Алена Андреевна моя любимая тетя. Родилась 30 декабря 1976 г.
В 2004 г. окончила Горно-Алтайский государственный университет биолого-химический факультет и с 2006 г. работает в МБОУ «Челушманская СОШ». Начала работу учителем информатики и с 2013 г. учителем биологии и заместителем директора по воспитательной работе.
Алена Андреевна часто выступает на педсоветах, родительских собраниях, проводит воспитательные беседы и семинары для учащихся и их родителей, выступала на августовской педагогической конференции с докладом. Она добрая и отзывчивая и очень любит свою работу. В школе она проводит различные конкурсы, концерты, игры.
Алена Андреевна, всегда окружена детьми, все время проходит в подготовке к мероприятиям и репетициях.
Её воспитанники являются победителями и призерами различных районных , республиканских и всероссийских конкурсов. Она очень много трудится, всегда в поиске чего-то нового.
Алена Андреевна награждена Почетной грамотой Министерства образования РА за многолетний и добросовестный труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, Почетной грамотой Главы Улаганского муниципального района . Педагогический стаж 20 лет.
Моя мама –Аяса Андреевна. Она работает учителем МКОУ СОШ с.Аян, учителем истории и обществознания.
В 1992 г. окончила Горно-Алтайскую национальную школу, поступила в Горно-Алтайский педагогический университет на исторический факультет. После окончания учебы, приехала работать в свою родную Челушманскую среднюю школу. Сначала работала учителем английского языка, а после учителем истории. Она воспитывала в детях любовь к родному краю, культуре, передавала любовь к знаниям и традициям.
Моя мама принимает участие в различных онлайн и офлайн семинарах, вебинарах муниципального, регионального и федерального уровня. Публикует свои материалы на интернет – сайте «Мультиурок». Награждена Почетной грамотой отдела образования МО «Улаганский район» за добросовестный труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Педагогический стаж 16 лет.
Практическая часть
Я провела мини-исследование в группе учеников нашей школы.
Цель анкетирования – выяснить, отношение восьмиклассников девятиклассников к профессии учитель.
В анкетировании приняли участие учащиеся 8-9-ых кл. - 19 учеников. Школьникам было предложено ответить на вопросы анкеты.(Приложение №2)
Проведенное анкетирование показало, что большинство учащихся относятся положительно к профессии учителя и считают её трудной, но интересной. И даже 3 человека хотят связать свою жизнь с педагогикой, стать учителями.
Заключение
Главной целью моей исследовательской работы было составить
«Педагогическая династия моей семьи». Считаю, что цель достигнута. Работая с семейным архивом, слушая рассказы родственников, я открыла для себя много нового о своих близких. Как оказалось, в моем роду 3 поколения учителей и все со своими удивительными судьбами. Исследовав педагогическую историю моей семьи, я много узнала о династии и невероятно горда, что труд преподавателя очень ценится в нашей семье. Я часто слышу воспоминания мамы и бабушки о своей работе, так как работа с детьми надолго откладывается в памяти, а у некоторых и в сердце. Каждое воспоминание вызывает на их лицах улыбку. Я горжусь тем, что в моем учительском роду было немало преподавателей с большой буквы, которых и по сегодняшний день помнят их бывшие ученики. Мне очень бы хотелось продолжить замечательную традицию – учить детей.
Я считаю, что гипотеза исследования моей работы подтвердилась:
выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остается осознанным и закономерным. Представители учительских династий вносят огромный вклад в дело развития образования и общественную жизнь города. Яркий пример родных помог мне в выборе профессии.
Общий педагогический стаж нашей учительской династии на сегодняшний день составляет 160 лет. Из поколения в поколение члены моей семьи как эстафету передавали гордое знамя учительской профессии. Они преподавали разные дисциплины, но их объединяют профессионализм, стремление к творчеству и желание отдавать сердце детям. Я преклоняюсь перед людьми, избравшими этот нелегкий труд. Я ими горжусь!!!
Список использованных источников и литературы:
Архив семьи Шунековых: фото, грамоты, награды.
Архив семьи Кыныевых: фото, грамоты, награды.
Архив семьи Купиных: фото, грамоты, награды.
Воспоминания Купиной С.П.
Воспоминания Чалчиковой А.А
Сайт Стихи.ру https://stihi.ru/2009/09/05/5914
Приложение №1
Антонида Ивановна Шунекова
Прабабушка
Светлана Павловна Купина
Бабушка
Аяса Андреевна Купина
Мама
Приложение №2
Анкета " Твое отношение к профессии учитель."
1. Ты уже выбрал себе профессию?
А) да
В) нет
С) еще сомневаюсь
2.Тебе нравится профессия учитель?
А) да
В) нет
С) не знаю
3.Считаешь ли ты, что профессии учитель интересная?
А) да
В) нет
С) не знаю
4. Считаешь ли ты, что профессии учитель тяжелая?
А) да
В) нет
С) не знаю
5.Хотел бы ты стать учителем?
А) да
В) нет
С) не знаю
Выводы и результаты анкетирования
Приложение №3