Введение
«История – свидетельница веков, факел истины,
душа памяти и наставница жизни»
М.Т.Цицерон
Слова этого эпиграфа, приведенные великим древнегреческим философом и оратором М.Т.Цицероном, безусловно актуальны на все времена.
Работа представляет собой комплексное исследование исторического, культурного и религиозного наследия армянского народа, столетиями проживающего в Крыму. Рассмотрены исторические этапы и различные аспекты жизнедеятельности армян Крыма.
Выполнен анализ и показан эффект мирного сосуществования многонационального и многоконфессионального народа Крыма, представленного 176-тью этносами! [11], [12].
Представлены: цель, задачи, методы исследований и их практическая значимость. По результатам комплекса исследований, в том числе древнейшего действующего мужского армянского монастыря 14-го века Сурб Хач, приведены выводы и даны практические рекомендации.
Актуальность исследования: Проблема мирного сосуществования 176 этносов и этнических групп в многонациональном и многоконфессиональном Крыму была и будет актуальна во все времена. Поэтому взаимопонимание, дружеские связи и взаимодействие во многих сферах жизнедеятельности разных национальностей всегда способствует поступательному развитию и взаимному обогащению их культур, в том числе и религиозных. Не будем забывать, что армяне, наряду с греками, крымскими татарами и караимами, относятся к коренным народам Крыма. Известно, что крупная армянская колония уже с 10-11 веков располагалась на Руси. Возникла она не позже 988 г. – времени принятия князем Владимиром Святославовичем христианства. Крещению сопутствовала его женитьба на царевне Анне, сестре императора Византии Василия 2-го. Отметим, что историческая наука считает, что брат и сестра имели армянские корни и по отцовской, и по материнской линиям. [13].
Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. Ведь каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа..Мы должны заботиться о сохранении народной памяти.
Цель работы:Проведение комплекса исследований культурно-исторического и религиозного наследия армянского этноса в Крыму, вклада и роли армян в его развитие, защиту и освобождение и практическое ознакомительно – обобщающее исследование древних армянских церквей, в частности армянского апостольского православного монастыря Сурб Хач.
Задачи работы: 1.Исследование эффекта мирного сосуществования многонационального и многоконфессионального народа Крыма.
2.Исследование 1000-летней истории появления армянского этноса в Крыму и отдельных этапов и причин их миграции и заселения Крымского полуострова.
3.Изучение вклада известных выдающихся армян в развитие и процветание Крыма и бессмертной роли воинов-армян в его защите и освобождении в годы Великой Отечественной Войны.
4.Исследование культурно-исторического и религиозного наследия армян Крыма, различных аспектов их жизнедеятельности в разные периоды.
5.Изучение истории создания и всех этапов 670-летнего существования древнейшего армянского монастыря Сурб Хач.
Предмет исследования: 1000-летняя жизнедеятельность армян Крыма, их культурно-историческое и религиозное наследие.
Методы исследования:Описательный и аналитический, заключающийся в обработке, обобщении, структуризации, систематизации и анализе исторической научной и научно-популярной информации.
Практическая значимость: Возможность организации и популяризации круглогодичного экскурсионно-туристического маршрута в монастырь Сурб Хач, расширения его информационно-познавательной базы, а также дополнительное привлечение паломников и туристов.
1.Историко-культурное наследие
В настоящее время интерес к памятникам истории и культуры, тревога за их судьбу уже не являются достоянием отдельных специалистов и общественных групп. Политика духовного возрождения, провозглашенная правительством не может быть полностью реализована без сохранения и возрождения историко-культурного наследия.
В исторической науке происходит процесс переосмысления оценок, опыта, уроков, преодоления односторонности; большое внимание уделяется неизученным и малоизученным проблемам. Это в полной мере относится и к государственной политике в отношении культурного наследия. Культура была и остается историческим наследием. Она включает те аспекты прошлого, которые в измененном виде продолжают жить в настоящем. Культура выступает как феномен активного социального воздействия на общественную практику, выражая сущностные интересы человечества. Культурное наследие – понятие широкое и многоплановое: сюда входит как духовная, так и материальная культура. В каждую историческую эпоху человечество критически взвешивает доставшиеся ему в наследство культурные ценности и дополняет, развивает, обогащает их в свете новых возможностей и новых задач, встающих перед обществом. Таким образом, культурное наследие не есть нечто неизменное: культура любой исторической эпохи всегда не только включает культурное наследие, но и творит его. Возникающие сегодня культурные связи и создаваемые культурные ценности, вырастая на почве определенного культурного наследия, завтра сами превратятся в составную часть культурного наследия, доставшегося новому поколению
Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре, культурное наследие народов РФ – материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию [3,10].
2. Многонациональный и многоконфессиональный Крым
Крым – одно из немногих мест нашей родины, чья история начинается более 2,5 тысяч лет назад. Упоминание о киммерийцах – первых жителях полуострова есть и в Библии, и у Геродота. Хотя в древности земля Крыма не раз становилась предметом даже войн между разными этносами и царствами, за годы совместной жизни народом Крыма был накоплен уникальный потенциал мирного сосуществования разных языков, религий и культур: персы и греки, римляне и скифы, аланы и готы, армяне и татары заселяли этот чудесный край. Разные цивилизации и этносы, исповедующие христианство и ислам, иудаизм и католичество, оказались нужны друг другу – сформировалось взаимовыгодное разделение труда. Росло и крепло ощущение общей судьбы, Это позволило России практически без крови включить Крым в свой состав. И в России завершилось формирование полиэтничного, поликультурного и поликонфессионального народа Крыма. И хотя в истории крымчан было немало драматических событий, они не ставят под сомнение межэтнические и межконфессиональные отношения как внутри крымского социума, так и его культурные и цивилизационные связи с Россией и всем остальным миром. Демография Крыма характеризуется конфессиональным и этническим разнообразием. Более 170 этносов мирно живут здесь и сегодня. [12, 13].
3. Армяне Крыма
Благодатный Крым за свою историю приютил многие народы. Нашли вторую родину здесь и армяне, когда в XI веке их родную Армению почти полностью разорили сначала турки-сельджуки, а потом и монголотатары. Часть жителей переселилась в Крым. Это не удивительно, их предки еще в древности пришли в Крым под началом понтийских царей. [14].
3.1. История появления армян на Крымском полуострове
Первые связи армян с Крымом известны со времен царя Тиграна Великого и Митридата Понтийского. Это II - I века до н. э. Позднее, в V-VI веках н. э. византийские императоры армянского происхождения размещали военные армянские отряды на окраинах своей империи, в том числе и в Крыму [5]. Во II в. до н.э. Царь Митридат Евпатор VI, будучи совсем мальчиком и опасаясь расправы в борьбе за власть (после трагической смерти отца), вынужден был на время покинуть Синоп - столицу Понты. Он бежал в Малую Армению, которая была старой союзницей его отца. Там он скрывался 7 лет. Армянский царь Антипатр, не имеющий собственных прямых наследников, принял Митридата под свое покровительство. Он позаботился о его воспитании и, когда Митридат достиг совершеннолетия, помог ему вернуть власть в отцовском царстве. При этом он добровольно отдал ему и свои владения. В результате малая Армения сохранила особое положение в составе понтийского царства в течение всего правления царя Митридата Евпатора. Армянские воины принимали активное участие в его походах. А когда Митридат укрепил свою власть в Боспорском царстве - на востоке Крыма и освободил западную Таврию от скифов, то неудивительно, что часть его подданных, поселилась на полуострове, в том числе армяне. Историки и учёные относят появление армян в Крыму к 8 веку и выделяют 3 основных этапа их расселения в регионе. В то время Крым находился под контролем Византийской империи, и здесь располагались некоторые армянские войска, служившие в византийской армии. В течение следующих двух столетий сюда также переселились армяне со своей родины в Армянском нагорье и из других византийских городов.[15]
3.2. Создание армянских поселений и вклад армян в развитие и процветание Крыма. Знаменитые армяне – уроженцы Крыма
По мере того, как жизнь в самой Армении становилась всё более невыносимой из-за разрушительных набегов сельджуков в XI и XII веках, многие армяне были вынуждены мигрировать, некоторые из них поселились в Крыму. Они основали новые поселения в Кафе (Феодосия), Солхате, Карасубазаре и Орабазаре (Армянске) с Кафе в центре. [1]. С XI в. поселений было так много, что предгорная часть восточного Крыма тогда называли Приморской Арменией.[2]. Кафа (Феодосия) была одним из основных городов в Крыму, где селились армяне. В 70-х годах XV в. из 70тыс. жителей в городе их проживало около 46 тыс. Несмотря на то, что вплоть до 1475 г. Кафой владели генуэзцы, армяне играли важную роль в развитии и процветании города. Законы генуэзцев позволяли армянам арендовать землю и воздвигать как бы свой город внутри города. Стабильность дала им возможность заниматься сельским хозяйством и коммерческой деятельностью. Даже когда в середине XIII века регион перешёл под контроль монголов, их экономическая жизнь не пострадала. Издавна армяне Крыма славились как хорошие торговцы, строители, ювелиры и земледельцы. Русские летописи рассказывают о крымских армянских купцах, торговавших на рынках Москвы [3]. Отметим, что именно армянскими князьями Гаврасовыми из Трапезунда управлялось средневековое местное княжество Феодоро. [6].
Расширение экономических возможностей привлекало в Крым больше армян. С XIV по XVIII век армяне были второй по численности этнической группой после крымских татар. [4]. Что касается Феодосии, то до 1941 года армяне составляли более 20% от общей численности населения города.
Армяне - достойный, культурный, трудолюбивый и миролюбивый народ Крыма. Ему пришлось претерпеть: волны колонизаций, выселения, возвращение, депортация, восстановление... Можно поражаться, как армянам удавалось долгое время не только существовать, но и творить, не теряя достоинства и не забывая культуры, обычаев и веры. Армяне в Крыму - одни из средневековых первопроходцев. Много сделали для культурного наследия и развития Крыма. Армянская община построила города, привнесла в ремесла и культуру Крыма свой национальный колорит.На 2024 г. в Крыму проживает 11 300 армян. Многогранно работает национальная диаспора, Крымское Армянское Общество. И сегодня армяне просто живут (ничего не требуя), восстанавливают свои святыни, строят дома, пишут книги, растят детей и рассказывают им, что Крым их родина, как и их предков [16]. Крым - родина многих известных и знаменитых армян. Здесь мы отметим некоторых выдающихся личностей, прославивших нашу Родину: Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) – великий художник – маринист, Гавриил Айвазовский (Габриэл Айвазян) – архиепископ, просветитель, Александр Спендиаров – композитор, Лазарь Серебряков – адмирал Российского флота. [16].
3.3. Воины-армяне - защитники и освободители Крыма
Не могу не сказать отдельно о том, что более чем 100 воинов-армян отличились или же погибли во время Великой Отечественной Войны в ходе освобождения Крыма в составе 255-й Таманской дважды Краснознаменной морской стрелковой бригады. Про подвиги воинов рассказывают скупые сведения из представлений на боевые награды. Среди воинов-армян отличившихся в боях за Крым: командующий артиллерией бригады подполковник Х. Казарян, командир 14-го отдельного батальона морской пехоты капитан Р. Алтунян, командиры 354-й и 92-й отдельных рот — капитан Г.Шатворов, ст. лейтенант Е. Егиазарян и другие. [16].
Надо сказать о мужестве и доблести армян в годы Великой Отечественной войны и об их участии в партизанском и подпольном движении на территории Крымского полуострова. Даже сейчас многие жители Крыма не знают о том, что в Керченско-Феодосийской десантной операции, как и в составе развернувшегося впоследствии Крымского фронта в 3-х армиях сражались 2 армянские национальные дивизии. К примеру, на Керченском полуострове героически сражалась 390-я армянская стрелковая дивизия во главе с полковником С. Закияном. Отважный комдив погиб в апреле 1942 г. и посмертно был награжден орденом Ленина. Большинство воинов дивизии вместе с командирами и военным комиссаром дивизии полковником Т. Шаиняном, покоятся в крымской земле. [15].
Также необходимо отметить, что в воздушных боях за Крымсражались 47 летчиков армян. Из них: 3 Героя Советского Союза Манукян А.Б., Оганесов В. М. и Тащиян С. А.и 1 – дважды Герой Советского Союза Степанян Н. Г. [16].
4. Старинные армянские церкви и монастыри Крыма
Армянская церковь всегда играла центральную роль в армянской общественной жизни, в 1330 г. в её юрисдикции насчитывалось 44 церкви. (рис. 1-4). [16].
В Кафе и Судаке было построено 45 армянских церквей, а также школ и караван-сараев. До нас дошли несколько памятников архитектуры: церкви Иоанна Предтечи, Св.Ованеса, Св.Григория и Св.Стефана. [5].
В Бахчисарае до наших времен сохранилось лишь малое количество армянских памятников. В 90-х годах XIXв. архитекторы обнаружили остатки пещерной армянской церкви. Ученые считают, что здесь в средние века располагался целый монастырский комплекс.
В княжестве Феодоро на Мангупе также много подобных храмов.
Церковь Святой Рипсиме в Ялте не имеет такой давней истории, как сооружения в восточной части Крыма. Построенная в 1905-1917гг. она воплотила в себе черты, присущие в основном, традиционно - армянскому средневековому зодчеству. Это одно из красивейших зданий Ялты.
Гезлев - Евпатория - ей более 2500 лет. Армянские корни были и здесь.. В средневековом Гезлеве, располагался армянский поселок. На его месте сегодня стоят здания церкви и церковно-приходской школы.
Средневековый Судак также один из уголков Тавриды, избранный армянскими переселенцами. И здесь сохранились некоторые памятники.
История столицы Крыма - Симферополя берет свое начало в III в. до н.э., когда на этом месте был Неаполь Скифский. В XV-XVI вв. это Ак-Мечеть, резиденция калги - султана в Крыму. В 1794г. академик П.Паллас, описывая Ак-Мечеть (Симферополь) замечает на одной из улиц «армянский молитвенный дом». В путеводителе 1913 г. в Симферополе отмечалось уже наличие как минимум 2-х армянских церквей.
Но бесспорно, самым значительным и самым крупным из армянских памятников Крыма является Монастырь Сурб Хач (Святой Крест). Внешне постройка монастыря напоминает скорее крепость. Престольный Сурб Хач
Рис. 1. Церковь Св. Рипсеме в Ялте 1905г.
Рис.2. Церковь Св. Никогайоса в Евпатории 17в.
Рис.3. Церковь Святых Архангелов Гавриила и Михаила в Феодосии 15в.
Рис. 4. Пещерная церковь на Бор - Кая
служил резиденцией армянских епископов, которые в средние века имели огромное влияние на жизнь всей крымской общины. Расположенный в 3-х км южнее Старого Крыма в лесу, монастырь был не только религиозным, но и центром армянской культуры. В его стенах на протяжении многих веков развивались науки - философия, история, а также создавались удивительные шедевры армянской художественной миниатюры. После переселения армян на Дон в 1778г. Сурб Хач потерял свое прежнее значение, но он оставался Монастырем и помимо выполнения духовных функций, содержал большое хозяйство. Здесь размещались сады, пасека, мастерские и гостиница для паломников. К монастырю вела мощеная дорога. А потом пришли годы лихолетий и забвения... Новый этап начался с 1992 года, хотя уже к этому времени многие постройки монастыря были значительно разрушены. Из Армении были приглашены специалисты, имевшие необходимые знания и опыт. Были проведены восстановительные и реставрационные работы. Работы продолжаются и по сей день стараниями армянской общины. Во время церковных праздников в храме уже проводятся службы. Примерно в 3-х км от Сурб Хач находятся остатки еще одного монастыря - Сурб Стефана, Он расположен в лесной чаще. Остался от фундамент и надгробие с датой «1311г.». Предполагают, что разрушен он был землетрясением и оползнями. Считается, что оба монастыря занимали единую территорию и земли разоренного Сурб Стефана перешли к монастырю Сурб Хач. [15].
4.1. Немного из истории Армянской Церкви
Армянская апостольская церковь первыми проповедниками христианства в Армении и основателями церкви считает 2-х апостолов Варфоломея и Фаддея. Армения — первая в мире нация и страна, принявшая христианство в качестве государственной религии в 301 г. [6].
Полное название армянской церкви: Апостольская Святая Православная Церковь, а не Грегорианская, как некоторые ее называют. Поскольку основатели церкви – потомки апостолов, а не Григория-просветителя. До 455 г. все церкви в мире были едины и провели вместе 3 Вселенских собора. А уже на 4-ом соборе в 451 г. армяне не участвовали и после него Армянская Церковь отделилась в силу расхождений по вопросу толкования личности Иисуса. С армянами отделились ассирийцы, копты, эфиопы и индийская церковь. Эти 5 церквей соблюдают традиции первых христиан. Единственно, что было со временем изменено - язык литургии (с древне-греческого и ассирийского переведена на армянский язык в начале 5 в.).[7].
Православная и католическая церковь разделились в 1054 году: их отличие состоит в календаре (православные пользуются юлианским календарем, а католики – григорианским) и способе крестного знамения (православные крестятся справа-налево, а католики слева-направо). Армянская Церковь живёт по григорианскому календарю, но в армянских диаспорах по благословению епископа могут жить и по юлианскому календарю.
Исторически церковь играла важную роль в истории Армении и армянского народа и порой возлагала на себя обязанности политического и духовного руководства. Традиционно, и в Армении, и за рубежом армяне считали Католикоса Эчмиадзина не только главой церкви, но и их избранным представителем. [7]. Согласно конституции, Армения — светское государство, конституция Армении (Статья 18.1) закрепляет «исключительную миссию Армянской Святой Апостольской Церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности»[8].
5.Монастырь Сурб Хач
Монастырь Сурб Хач Армянской Апостольской Православной Церкви был основан в первой половине 14 века. Согласно строительной надписи храм Сурб Ншан (Святого Знамения) - древнейшее из сохранившихся зданий комплекса, построен в 1358 г. иноком Ованнесом Себастаци и его братьями. Армянские рукописи 17 века сообщают о привнесении отцом Ованнесом в храм частицы святого Креста - святыни, привезённой с родины, из Армении. Со времён Средневековья сохранились: храм обители (1358 г.), притвор с башней (14 век), братский корпус (1694 г.), трапезная (18 век), а на территории монастыря – гостиница для паломников (19 век), три фонтана (18-19 века) и лестница (19 век) (рис. 5.) [14].
Рис.5 Вид на монастырь
Сам монастырь находится в очень живописном месте: он затерян в лиственном лесу. Вокруг нет жилых построек и дорог, место очень уединенное,
слышится только пение птиц и духовная музыка из храма. На территории монастыря бьют несколько источников, вода очень вкусная и чистая [9].
5.1. Об истории монастыря. Описание храма
Существует предание, что основатель монастыря Ованес Себастаци (духовный предводитель армян Крыма) увидел в небе огненный крест и решил основать в этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок 50 га у генуэзцев и начали строительство в 1358 г. монастыря. В науке существует мнение, что монастырь был построен армянами как способ сопротивления генуэзцам обращению их в католическую веру.Всякий, попавший внутрь монастыря, обратит внимание, что он больше похож на крепость: в те годы близость Крымского ханства несла дополнительную угрозу.
В древности монастырь был очень знаменит: в нем была рукописная и духовная школы. Сурб Хач не был действующим за всю историю своего существования только 2 раза: первый раз при Екатерине Великой, когда армян переселяли из Крыма в донские степи, второй раз – при советской власти: монастырь был ликвидирован, а на его месте устроен пионерский лагерь. Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился штаб немецкого командования и Советская армия бомбила монастырь. Было разрушено почти все, кроме самого храма. В 70-80-х годах 20-го века в монастыре была проведена реставрация, и в здании келейной был устроен санаторий.
В 1995 г. монастырь был возвращен в лоно Армянской Церкви. В 2008 г. состоялось официальное открытие после большой реконструкции: в монастырь было проведено электричество, подъездная дорога, назначен настоятель. Армянские кресты на входе, в которых зашифрована надпись «Сурб Хач», были привезены из Армении перед официальным открытием монастыря. МонастырьСурб Хач и сегодня является духовным центром армян Крыма.
Изначально все монахи жили в одной келейной, но с увеличением количества послушников площадь жилых помещений росла. Площадь комнат монахов была очень небольшая (2 м х 2 м), в каждой комнате находился камин. В кельях монахи только молились, а для этого не требуется много места. Самая большая келья предназначалась для настоятеля монастыря. (рис.6). [15].
В монастыре существовал глиняный водопровод, внутри монастыря находилась общая душевая. При монастыре было 2 трапезные. Все помещения в монастыре отапливались каминами, а пища готовилась в печи (рис.7).[15].
Рис. 6. Внутренний двор (келейный) Рис. 7. Трапезная с печью
Перед входом на территорию монастыря установлены армянские каменные, резные кресты – хачкары (рис.8) [15]. А вход в храм украшен изображениями армянского креста: первый из них датируется 1401 годом.
Рис.8. Резные каменные кресты - хачкары, каждый имеет свое посвящение
5.2. Эмоциональные впечатления
Есть места, которые православные называют «намоленными», а мистики – «местами силы». Сурб Хач – одно из таких мест. В храме почему-то захлестывают чувства, у всех - разные. Некоторые плачут. Я не могу этого объяснить рациональными причинами. Признаюсь, что и сам я испытал это воздействие, хотя по натуре являюсь человеком скорее рассудочным. Когда мы пили кофе после долгого дня, нас охватило необычное умиротворение: не хотелось отсюда уезжать. И сейчас я вспоминаю это замечательное место с теплотой и ощущаю духовный трепет слыша негромкое молитвенное песнопение, несущее спокойствие.
Выводы
1. Мудрая национальная и религиозная политика России исторически с древних времен способствовала мирному сосуществованию многонационального и многоконфессионального народа Крыма.
2. В настоящее время в Крыму мирно сосуществуют 91,2% от всех этносов РФ (176 из 193 наций) согласно общероссийской переписи.
3. В конфессиональном пространстве Крыма сохраняется небольшая доля общин малых народов, в том числе армян, многие из которых возрождены и являются важными объектами культурно – исторического наследия.
4. Армяне входят в число коренных народов Крыма (наряду с греками, крымскими татарами и караимами).
5.Вклад известных выдающихся армян в развитие, процветание и прославление Крыма бесценен, как и роль воинов-армян в его защите и освобождении в годы Великой Отечественной Войны.
6. Армянской диаспоре Крыма удалось в полной мере сохранить самобытность, язык, культуру и веру, оберегать и развивать национальное самосознание. Армяне всегда верой и правдой служили государству, на территории которого жили. Десять веков созидания – таков итог пребывания армян в Крыму.
7.Древний мужской монастырь Сурб Хач – памятник традиционного армянского храмового зодчества. Это редчайший и самый крупный памятник армянской культуры в Крыму. Его архитектуру отличает уникальный стиль.
8. Сурб Хач – это «место силы и бодрости», духовный центр армян Крыма и место поломничества; он обладает удивительной и позитивной энергетикой.
9. Необходимо проведение работ по пробуждению и развитию у молодежи познавательного интереса к тысячелетней истории многонационального Крыма, к толерантности и мирному сосуществованию различных этносов.
10. Следует подготовить культурно исторические материалы для организации и популяризации по возможности круглогодичного (не менее 9-10 месяцев) экскурсионно-туристического маршрута в монастырь Сурб Хач (сегодня экскурсии проводятся лишь 3 месяца в году - только в курортный сезон).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Библиографическое описание книг и статей
1. Дашкевич Я. Р. Армяно-кыпчакский язык: этапы истории // Вопросы языкознания. — Наука,1983 — №1. — С. 93. Архивировано 4 апреля 2016 г.
2. Тамашев М. Знакомство и сношения России с Грузией и армянами до Петра В. / От права собственности до политики Допетровской России в отношении Грузии и Армении. Лекции профессоров Русской Высшей школы общественных наук в Париже. — М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 158.
3. Георгий Павлович Хомизури. Социальные потрясения в судьбах народов: на примере Армении.-Интеллект, 1997-422 с.-ISBN 978-5-87047-036-8.
4. П.Семенов. Карасу-базар // Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том II. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 501—502.
5. П.Семенов. Двуякорная батарея // Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том II. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 27
6. Архим. Августин (Никитин). Армянская апостольская церковь // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. III : Анфимий — Афанасий. — С. 329 – 355 - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-008-0.
7. Е. Петросян и Н.Ованнисян / Армянская апостольская святая церковь /Эчмиадзин 1996 г. — стр.68-69 (Всего страниц: 152)
8. Конституция Республики Армения. Архивировано 5 сентября 2019 г.
9.В Феодосии реконструируют средневековый армянский храм — PanARMENIAN.Net. Архивировано 5 мая 2016 г.
10. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1992 г.: Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Разд. I. Ст. 3.
Библиографическое описание электронных ресурсов
11. https://mylektsii.su/12-79863.html
12. https://dzen.ru/a/YOVIwupgsEQCknm9
13. https://mylektsii.su/12-79863.html
14. https://mirnarodov.ru/tag/mnogonatsionalnyj-krym
15. https://foto-history.livejournal.com/13129069.html
16. https://kaoluys.ru/feodosija/