ВВЕДЕНИЕ
В центре внимания раздел исторической науки, изучающий историю Средневековья. Одним из важных аспектов этой эпохи является материальная культура, которая включает одежду, отражающую социальные традиции и особенности повседневной жизни. Мужской костюм эпохи викингов – это не только предмет повседневного быта, но и символ принадлежности к определенному сословию и образу жизни. Эта тема вызывает у меня интерес, поскольку я являюсь участником военно-исторического клуба «Северные волки». Мы занимаемся реконструкцией средневековых костюмов, оружия, доспехов Руси и Скандинавии, а также предметов быта и историческим фехтованием. Наш клуб активно принимает участие в городских мероприятиях, выставках и фестивалях.
Цель исследования: на основе письменных и археологических источников дать общее представление о мужском костюме Скандинавии IX-XI вв., а также воссоздать его в контексте социально-экономической и этнокультурной истории региона.
Задачи исследования:
Реконструировать мужской скандинавский костюм (по материалам погребальных памятников Бирка и Хедебю) и изготовить его на основе полученной информации.
Развить ключевые социальные и образовательные компетенции: умение анализировать, сопоставлять информацию, делать выводы и создавать собственными руками задуманные изделия.
Сформировать эстетические ценности и навыки понимания исторического наследия.
Актуальность: В современном обществе всё чаще проявляется интерес к повседневной жизни прошлых эпох. Нас интересует, каким образом мужской костюм эпохи викингов отражал особенности жизни и культуры того времени. Мужчины, как участники военных походов и колонизаций, играли ключевую роль в распространении северной культуры. Исследование их одежды помогает нам лучше понять быт, экономику и социальные реалии Средневековья.
Гипотеза: несмотря на то, что мужской скандинавский костюм давно вышел из повседневного обихода, его элементы можно обнаружить в современной моде. Одежда как часть материальной культуры продолжает влиять на общество, рассказывая нам о народах, которые её создавали.
Проведя исследование и реконструкцию мужского костюма эпохи викингов, можно прийти к выводу, что его удобство, функциональность и самобытность делают его актуальным даже сегодня. Некоторые элементы скандинавского костюма остаются практичными и вдохновляют современные дизайнерские решения.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Исследование мужского костюма эпохи викингов предполагает не только изучение одежды как элемента повседневной жизни, но и анализ её роли в социальной, экономической и культурной жизни того времени. На основе археологических находок из Бирки и Хедебю можно реконструировать ключевые элементы мужского гардероба, включая их конструкцию, материалы и декоративные особенности.
1.1. Нижняя рубаха
Нижняя рубаха, будучи базовым слоем костюма, играла роль барьера между телом и верхней одеждой, защищая её от загрязнений и увеличивая срок службы. Её покрой был максимально простым, с использованием прямых кроев ткани, что минимизировало отходы при раскрое.
Археологические находки указывают на использование льна, что обусловлено его доступностью и практичностью. Льняная ткань была прочной, гигиеничной и легко очищалась. В некоторых случаях использовалась шерсть для обеспечения дополнительного тепла. Хотя нижняя рубаха была утилитарной, в ряде находок наблюдаются декоративные элементы, такие как вышивка или плиссировка на рукавах. Это могло отражать статус владельца, поскольку простые крестьяне, скорее всего, обходились без украшений.
1.2. Верхняя одежда (Туника)
Туника, носимая поверх рубахи, была центральным элементом мужского костюма. Её длина и качество ткани зависели от социального положения владельца. Знать могла позволить себе туники из шерсти высокого качества, окрашенные дорогими красителями, такими как индиго или киноварь.
Туники изготавливались с длинными рукавами, свободными или зауженными к запястьям, что обеспечивало защиту от ветра. Часто в боковые швы вставлялись клинья, придававшие изделию форму трапеции, удобную для движения.
Подол, манжеты и горловина могли украшаться тесьмой или вышивкой, причём орнаменты часто имели символическое значение, связанное с защитой или принадлежностью к роду.
1.3. Штаны
Штаны викингов были узкими и плотно облегали ноги, что уменьшало вероятность зацепиться за ветки или препятствия во время передвижения по лесистой местности. Штаны изготавливались из шерсти средней толщины. Для дополнительного удобства в конструкцию могли включаться вставки из более мягкой ткани, например, льна, особенно в области паха. Они удерживались на поясе с помощью тканого или кожаного ремня. В редких случаях к поясу могли крепиться аксессуары, например, ножны или кошель.
1.4. Плащ
Плащ служил основным защитным элементом от холода и осадков. Его ношение было универсальным как для знати, так и для простолюдинов, однако материалы и декор отличались в зависимости от статуса владельца.
Для пошива плаща использовалась плотная шерсть. У знатных людей плащи могли обрамляться мехом (горностая, лисы или куницы). В редких случаях встречались шелковые плащи, что было признаком высочайшего статуса.
Плащ закреплялся с помощью фибулы на плече или в области груди. Фибулы изготавливались из бронзы, серебра или золота и нередко инкрустировались стеклом, эмалью или камнями.
1.5. Пояс и аксессуары
Пояс был не только утилитарным, но и декоративным элементом. Для простолюдинов это был кожаный ремень без украшений, тогда как у знати пояса могли быть ткаными, с серебряными или бронзовыми накладками.
К поясу крепились предметы, необходимые в повседневной жизни: ножны с ножом, кошели для монет, игольники или ключи. Это освобождало руки и обеспечивало удобный доступ к предметам первой необходимости.
1.6. Головные уборы
В холодных климатических условиях Скандинавии головные уборы были важным элементом одежды. Они защищали голову и уши от холода, а также от солнечного света летом. Среди находок встречаются шапки из шерсти, кожаные капюшоны, а у знати — головные уборы с элементами декора из металла или ткани высокого качества. Например, в Йорке были обнаружены шелковые шапки, украшенные золотыми нитями.
1.7. Украшения и драгоценности
Мужские украшения играли не только декоративную роль, но и символизировали принадлежность к определённому клану, социальному слою или роду.
Чаще всего мужчины носили фибулы, кольца, браслеты и ожерелья из стекла, янтаря или металлов. Эти украшения могли служить оберегами или отображать достижения владельца (например, статус воина.
1.8. Обувь
Кожаная обувь викингов была простой, сшитой вручную. Часто её изготавливали из одного куска кожи, который оборачивали вокруг стопы и фиксировали ремнями. Кожа обеспечивала долговечность, а низкий каблук или его отсутствие увеличивали устойчивость на различных поверхностях. В холодное время года с обувью носили шерстяные носки, обнаруженные при раскопках в Йорке.
II. ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОСТЮМА
Одним из методов изучения истории как науки является экспериментальная археология. Экспериментальная археология — это метод изучения истории посредством эксперимента, при котором воссоздаются ремесленные процессы, в результате которых получают полностью историчный объект.
Объект исследования — исследование истории мужского скандинавского костюма эпохи викингов и процесс его изготовления.
Предметы исследования — мужской скандинавский костюм эпохи викингов и процесс его изготовления.
Необходимые материалы и инструменты: выкройки, иголки, льняные нитки, домотканые лён и шерсть.
2.1. Выкройки
Выкройка нижней рубашки и туники.
Нижняя рубашка и туника, как правило, повторяли друг друга в своей основной конструкции. Выкройки были взяты из документальных источников и данных археологических раскопок Бирки и Хедебю. Прямолинейный крой обеспечивал минимальные отходы ткани, что было важно в условиях Средневековья. Особое внимание уделялось вставкам на боках для свободы движений.
2.2. Ткань и нитки
Для нижней рубашки использовался небелёный лён, а туника шилась из окрашенной шерсти. На пошив рубашки и туники потребовалось около 4 метров ткани для каждого изделия.
Для плаща использовались два вида шерстяной ткани разного цвета и типа переплетения нитей (основной материал и подкладка). На пошив плаща ушло 3–4 метра ткани. Нитки использовались льняные и шерстяные, что соответствовало доступным материалам того времени. Для изготовления костюма была использована домотканая ткань и нитки, предоставленные мастером Екатериной Велги (ссылка на мастерскую https://vk.com/silverkatur?).
2.3. Швы
Все швы выполнялись вручную, с использованием техник, реконструированных на основе данных из археологических находок Бирки и Хедебю. Применялись два основных вида швов:
Ш ов "назад иголкой" — обеспечивал прочность соединений, что особенно важно для костюмов, подверженных активному использованию.
К осой подшивочный шов — использовался для обработки краёв ткани, предотвращая их износ.
2.4. Украшения и фибулы
Все фибулы и декоративные элементы, использованные в реконструкции, являются репликами оригиналов, найденных на раскопках IX–XI веков.
Фибулы изготавливались из латуни и были заказаны у мастера-реконструктора Ивана Дацыкова (ссылка на мастерскую, вторая ссылка).
Украшения: бусы делались из стекла, что соответствовало находкам из Бирки, где мужчины носили ожерелья как символы статуса или амулеты. Браслеты изготовлялись из латуни, серебра. Мьёльнер -молот Тора носился на шее на кожаном ремешке и так же изготавливался из латуни или серебра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно отметить, что мужской костюм эпохи викингов сочетал в себе практичность и выразительность. Различия в используемых материалах, декоративных элементах и аксессуарах были обусловлены социальным статусом владельца и его ролью в обществе.
Путём реконструкции костюма с использованием методов экспериментальной археологии были изучены основные виды и методы изготовления деталей костюма. Это позволило более глубоко понять ремесленные традиции и повседневную жизнь скандинавских мужчин в эпоху викингов.
Гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Пер. с древнеисландского А. Корсуна; под ред. -Каменского. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1975. – 751 с.
2. Викинги. Хольгер Арбман – Спб.: ООО "Издательская группа Евразия", 2003. Перевод с англ. яз. Н. В. Ерёминой. Вступительная статья А. А. Хлевова
3. Викинги. Полная история / Зергиус Ванкукер.-Москва: издательство АСТ. 2020.
4. Викинги. Потомки Одина и Тора. Джонс Гвин / Перевод с английского З.Ю.Метлицкой. – М., ЗАО Издательство Центр-полиграф. 2010
5. Викинги. История эпохи. 793-1066. Клим Жуков – СПб,: Питер,2021- (Серия «Разветопрос»)
6. Древняя Русь и скандинавия. Избранные труды Е.А. мельникова под редакцией Г.В.Глазыриной и Т.Н.Джаксон. университет Дмитрия Пожарского. Москва 2011.
7. Сага «О Гренландцах» // Исландские саги. Ирландский эпос / Под ред. - Каменского. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1973. – С. 23–102.
8. Сага «О Ньяле» // Исландские саги. Ирландский эпос / Под ред. - Каменского. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1973. – С. 102–221.
9. И.Хэгг. Костюм Бирки. Части 1-2. Inga Hägg. Die Tracht || Greta Arwidsson (ed.), Birka II:2, Systematische Analysen der Gräberfunde. Stockholm 1986. ISBN 91-7402-169-9. Перевод: Alvitr Smiðkona, КИРиМ «Нагльфар»
Редактураперевода: ОльгаФилипенкова (ХельгаЭнгисдоттир), ОИР «Гости»
10. сайт: http://arc.novgorod.ru/boar/boar.php3?cont=tunic.txt. Перевод Браги Хольмгардсгоди. CarolynPriest-Dorman.
11. "Livet i Birka och Haithabu" _ Журнал исторической реконструкции. Специальный выпуск. Текстиль. 31.10.2016.