1. Введение
Это стало теперь легендою —
Год далёкий двадцать второй,
Уплывает интеллигенция,
Покидая советский строй.
Уезжают бердяевы, лосские,
Бесполезные для страны:
Ни историки, ни философы
Революции не нужны…
А. Городницкий, «Последний пароход», 2002 год
102 года назад, 29 сентября 1922 года, из Петрограда отплыл пароход, на борту которого были ученые, философы, литераторы с семьями. Российская интеллигенция покидала страну не ради праздного путешествия или поиска впечатлений и вдохновения. Интеллектуалы плыли в Европу под давлением большевиков, для которых пассажиры корабля стали врагами советской власти. В 1990-м возник собирательный термин «Философский пароход», которым ученый Сергей Хоружий назвал операцию по высылке оппозиционной интеллигенции. О том, как советская власть избавлялась от неугодных деятелей науки и культуры, – мы хотим рассказать в нашей работе.
Актуальность нашей работы в том, что такого в истории никогда не было – чтобы государство само выдворяло не террористов, уголовников или опасных политических противников режима, а свои лучшие умы.
Цель проекта: узнать кого и за что отправили в эмиграцию из советской России.
Объект исследования: Философский пароход
Предмет исследования: Пассажиры Философского парохода
Задачи: Изучение литературы и Интернет-ресурсов. Подготовка сообщения и презентации. Подведение итогов.
Методы и приёмы: сбор информации, работа с литературой, анализ собранной информации
2. Основная часть
2.1 Что такое Философский пароход
Философский пароход — собирательное название не менее пяти рейсов пассажирских судов, доставивших из Петрограда в Штеттин (Германия) 81 высланного из Советской России оппозиционного представителя интеллигенции, в том числе философов. (Приложение III). Высылали именно туда потому, что Германия к тому времени уже признала легитимность РСФСР и между странами были налажены дипломатические отношения. Однако, когда Советская власть обратилась к министерству иностранных дел Германии с просьбой выдать визы высылаемым, немцы ответили: "Наша страна не может быть местом, куда советская власть будет высылать своих граждан". Поэтому официально на этот запрос последовал отказ. Вместе с членами семей общее число, высланных из страны составляет, по разным данным, 228 или 272 человека. Среди высланных летом и осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей высших учебных заведений и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессоры, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.
Термин "философский пароход" ввел философ и математик Сергей Хоружий. [1] Обсуждая причины высылки интеллигенции в 1922 году, когда Гражданская война уже закончилась, С. С. Хоружий указал, что при видимом распространении свобод при НЭПе советская власть начала сосредоточивать идеологические рычаги в своих руках и вела дело к идеологической диктатуре. Операция советских властей по высылке из страны известных деятелей науки и культуры была проведена по инициативе В. И. Ленина в 1922—1923 годах в рамках борьбы с инакомыслием. Им было предложено ввести в Уголовный кодекс статью, которая бы заменяла расстрел высылкой за границу. Такой "гуманизм" был вызван рациональным желанием улучшить имидж Советской России в глазах мира, потому что расстрелы ведущих русских ученых могли бы усугубить международное положение Советского правительства. 16 августа 1922 года Иосиф Уншлихт, заместитель председателя ГПУ, руководивший арестами и допросами интеллигентов, объявил о начале операции по высылке.
Допрашивали ученых по заранее созданному опроснику. Известно, что у допрашиваемых выясняли о контактах с русскими эмигрантами, которые находятся в Европе, об отношении к забастовкам преподавателей вузов, и конечно же, об отношении к советской власти. На последний вопрос отвечали по-разному, но в основном давали или положительные, или нейтральные ответы. Уже в эмиграции литератор Михаил Осоргин, друг Николая Бердяева и анархист по убеждениям, прошедший через этот допрос, вспоминал, что привезли его ночью прямо на Лубянку и сразу же начали с вопроса про отношение к советской власти. Ответить отрицательно решились только два человека: левый эсер Илья Баккал и Иван Ильин, последний и вовсе назвал советскую власть «исторически неизбежным оформлением великого общественно-духовного недуга». Все допрашиваемые расписывались в том, что готовы решить свои дела в России в срок от 7 до 14 дней. Отдельно подписывали бумагу, что обязуются не возвращаться на территорию РСФСР без специального разрешения. Попытка вернуться нелегально каралась высшей мерой наказания — расстрелом. Важно, что гражданские лица, покинувшие Россию в 1920 году вместе с частями белых армий, собирали вещи хаотично. Ценности вывозили как получится — кто‑то много, кто‑то мало. Осенью 1922 года начались массовые высылки арестованных за границу. Им разрешили взять с собой только две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека. Хотя деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискации, многие смогли через дипломатические органы переправить на новую Родину свои финансы. (Приложение I)
Первый пароход с 84 пассажирами отправился из Петрограда до немецкого Штеттина 29 сентября, второй с 44 высылаемыми - 16 ноября. Кроме того, из Москвы до Риги и Берлина были отправлены 2 поезда с вынужденными эмигрантами. А зимой в немецкую столицу из Грузии прибыли 60 выселенных граждан Советской России. Высылку можно было назвать успешной. Всё прошло без происшествий, Европа приняла этот «груз» большевиков ни в чём не упрекая. В 1922 году Ленин и Троцкий получили уникальный опыт большой операции по зачистке интеллектуального ландшафта страны. Большевики сами не заметили, как в борьбе за политическую монополию они установили ещё и монополию философскую. К началу 1930-х годов никакой другой философии, кроме марксизма-ленинизма, уже не было
2.2. Причины высылки интеллигенции
Интеллигенция, в особенности научная, с первых дней Октябрьской революции тревожила Советское правительство, потому что многие ее представители стали идейными противниками большевиков, которые выступали против нововведений в системе образования и за университетскую автономию. Но интеллектуалы еще не испытывали на себе жесткого давления государственных структур. В Москве, например, существовала Вольная академия духовной культуры, которой руководил Николай Бердяев. В Петрограде действовала «Вольфила» — Вольная философская ассоциация. Это были свободные общественные организации: люди собирались, слушали доклады, дискутировали. Существовали целые клубы ученых, издавались всевозможные журналы, альманахи, работали частные издательства. Далеко не всегда эти организации были в оппозиции советской власти, напротив, в «Вольфиле» общие настроения были социалистические. Однако в какой-то момент большевикам стало понятно, что всю эту идеологическую пестроту надо сворачивать. Противостояние между интеллигенцией и властью нарастало. Ученые проводили ряд съездов, на которых критиковали решения правительства большевиков.
Подлинной причиной высылки интеллигенции являлась неуверенность руководителей советского государства в своей способности удержать власть после окончания Гражданской войны. Сменив политику военного коммунизма на НЭП и разрешив в сфере экономики рыночные отношения и частную собственность, большевистское руководство понимало, что оживление мелкобуржуазных отношений неминуемо вызовет всплеск политических требований о свободе слова, а это представляло прямую угрозу власти вплоть до смены социального строя. Поэтому партийное руководство решило вынужденное временное отступление в экономике сопроводить политикой «закручивания гаек», подавлением любых оппозиционных выступлений.
Для власти и карательного аппарата актуальной становится задача «наведения порядка», то есть обеспечения единомыслия, –– в сфере культурной и научной жизни страны. И именно в этот момент «репрессивный аппарат обрушивается на тех, кто на заре революционных преобразований имел неосторожность осуждать социальные нововведения или дискутировать с большевиками относительно путей и форм создания новой социальной общности» [3]. Замысел акции начал вызревать у лидеров большевиков еще зимой 1921-1922 г., когда они столкнулись с массовыми забастовками профессорско-преподавательского состава вузов и оживлением общественного движения.
Теоретическое обоснование идеи высылки российской интеллигенции, а также и активное продвижение этой идеи принадлежит В.И. Ленину [2]. В статье «О значении воинствующего материализма», законченной 12 марта 1922 г., В.И. Ленин открыто сформулировал идею высылки представителей интеллектуальной элиты страны. Уже 19 мая он направил секретное письмо Ф.Э. Дзержинскому с изложением инструкции по подготовке к высылке «контрреволюционных» писателей и профессоров.
Основную практическую работу по подготовке к высылке возложили на ГПУ, которое уже имело некоторый опыт [2]. Так, еще в мае 1921 г. в целях выявления инакомыслящих в важнейших государственных учреждениях страны, в том числе в наркоматах и университетах, были созданы «бюро содействия» работе ВЧК. Их члены из числа партийных и советских руководителей собирали разнообразную информацию об антисоветских элементах в своих учреждениях. Кроме того, в их обязанности входило наблюдение за проведением съездов, собраний и конференций, в том числе научных.
При негласной помощи «бюро содействия» с целью формирования и уточнения списков высылаемых чекисты опрашивали руководителей наркоматов, секретарей партийных ячеек вузов, научных учреждений, партийных литераторов. (Приложение II).
В июне – июле 1922 г. в стране фактически было покончено с активной политической оппозицией (в это время состоялся суд над социалистами-революционерами, в результате которого из страны были высланы лидеры эсеров и меньшевиков). И, несмотря на то, что большой политической угрозы интеллигенция не представляла, тем не менее, решением вопроса о судьбе русских ученых занимались первые лица государства.
2 июня 1922 г. официальный печатный орган правящей партии газета «Правда» публикует статью Льва Троцкого под названием «Диктатура, где твой хлыст?», в которой уже ставится вопрос о необходимости «разобраться» с теми, кто имел свою точку зрения на происходящее в стране Советов. [1]
16 июля Ленин из подмосковных Горок, где лечился после инсульта, в письме Сталину выразил обеспокоенность проволочкой в деле высылки инакомыслящих. «Комиссия … должна представить списки, и надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно, – указывал Владимир Ильич. – Очистим Россию надолго». Предупреждал, что «делать это надо сразу... Арестовывать… без объявления мотивов–выезжайте, господа!» [1]
«Операция» против инакомыслящих представляла собой не одномоментное действие, а серию последовательных акций. Можно выделить следующие ее основные этапы: 1) аресты и административные ссылки врачей, участников 2-го Всероссийского съезда врачебных секций – 27-28 июня; 2) репрессии вузовской профессуры – 16-18 августа; 3) «профилактические» мероприятия в отношении «буржуазного» студенчества – в ночь с 31 августа на 1 сентября 1922 г. [1]
Основную репрессивную операцию провели в ночные часы 16-18 августа. Среди заключенных в тюрьмы ГПУ или оставленных под домашним арестом оказались известнейшие философы, социологи, профессора вузов, писатели, математики, инженеры, врачи. Все они были допрошены или дали ответы на заранее подготовленные вопросы об отношении к советской власти и проводимой большевиками политике. В основном, никто из арестованных против власти не выступал. Однако, будучи людьми мыслящими, они и не думали скрывать свое отношение к ней. Большинство подследственных считало, что отрыв от родной почвы для русской интеллигенции является весьма болезненным и вредным, а основная ее задача – содействие распространению в стране научных знаний и просвещения, в котором нуждаются все слои общества.
С арестованных были взяты две подписки: обязательство не возвращаться в советскую Россию и выехать за границу за свой (при наличии собственных средств) или за казенный счет. «Исключение» было сделано для врачей: согласно принятому ранее решению Политбюро ЦК РКП(б), они подлежали высылке не за границу, а во внутренние голодающие губернии для спасения гибнущего населения и борьбы с эпидемиями. И вот 31 августа в печати появляется сообщение о высылке из страны наиболее активных «контрреволюционных элементов» из среды профессоров, философов, врачей, литераторов.
Это была акция устрашения для оставшейся в стране интеллигенции. Любой террор, будь то «красный», кровавый террор, или же психологический, внешне «бескровный» террор (психотеррор), направлен не только против выбранных жертв. Являясь акцией устрашения, всякий террор – в еще большей мере, направлен на запугивание остальных. (Приложение IV).
Оправдываясь перед международной общественностью, Лев Троцкий в интервью американской журналистке Анне-Луизе Стронг (подруге Джона Рида), опубликованном 30 августа 1922 г. в газете «Известия», пытался представить предпринятые репрессии своеобразным «гуманизмом по-большевистски»: «Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе политически ничтожны. Но они – потенциальные орудия в руках наших возможных врагов. В случае новых военных осложнений [4] все эти непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политической агентурой врага. И мы будем вынуждены расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочитаем сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность и возьмете на себя ее защиту перед общественным мнением».
2.3. Пассажиры философского парохода
В августе 1922 года был издан специальный декрет об административной высылке. В Москве, Петрограде и Харькове были опубликованы списки тех, кому следовало покинуть страну. Всего в этот перечень попало 195 человек: 67 человек по московскому списку, 51 человек — по петроградскому и 77 — по украинскому. В течение нескольких месяцев некоторые из них писали письма с просьбой разрешить им остаться. В итоге 35 деятелям разрешили не выезжать, одними из которых были Евгений Замятин и Борис Пильняк. Все лица, вошедшие в окончательные списки, должны были в указанное время прибыть в порт: Петроград или Одессу. Также можно было уехать поездами, но тогда билеты нужно было покупать за свой счет. Два таких поезда (на Ригу и Берлин) уехали из Москвы 22 сентября 1922 года. Россию покинули такие выдающиеся русские мыслители, составившие ей славу как интеллектуального центра Европы, так и всего мира. Самые известны из них были.
Николай Бердяев.Философ, писатель, несколько раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. До своей высылки из России он издал 7 книг, а после — 21. Многие из них он посвятил анализу природы коммунизма и большевизма. Несмотря на то, что в молодости Бердяев пережил серьезное увлечение марксизмом, высылки он не избежал, поскольку проявил себя прежде всего религиозным мыслителем. Главная тема Бердяева – свобода, которая имеет для него добожественное происхождение и коренится в Ничто. Христианство Бердяев понимает, прежде всего, как религию свободы, религию, впервые утверждающую роль личности в истории. Человек по Бердяеву – соработник Бога, и главная его задача – приближение Царства Божиего. Выслали его за то, что он был одной из центральных фигур движения веховцев, программный сборник которого Ленин в 1909 году охарактеризовал как «энциклопедию либерального ренегатства». В 1920 году Бердяев был допрошен лично Дзержинским по делу о так называемом Тактическом центре, к которому непосредственного отношения философ не имел. Однако на допросе он открыто высказал свое отношение к коммунистической идеологии. Бердяев критиковал коммунизм, прежде всего, с религиозных позиций, как учение, отрицающее личность. Вне России Бердяев органично влился в интеллектуальную жизнь Европы: принимал участие в международных философских конгрессах, читал лекции, публиковался в немецких и французских изданиях. По его инициативе в Париже открылась Религиозно-философская академия (РФА), с 1925 по 1940 гг. издавался религиозно-философский журнал «Путь». Бердяев надеялся, что в постсоветской России будет создан справедливый строй, и она сможет выполнить предназначенную ей миссию - стать объединительницей восточного (религиозного) и западного (гуманистического) начал истории. Во время Второй мировой войны Бердяев занял активную просоветскую позицию. О своей популярности высказывался с горечью: "Я постоянно слышу, что у меня "мировое имя"... Я очень известен в Европе и Америке, даже в Азии и Австралии, переведен на много языков… Есть только одна страна, в которой меня почти не знают, - это моя Родина...". Умер в Кламаре, под Парижем. Похоронен на городском кладбище Буа-Тардье. [4]
Питирим Сорокин.Окончил юрфак Санкт-Петербургского университета. За время учебы опубликовал около 50 работ и был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. В 1917 году редактировал эсеровскую газету "Воля народа", избирался делегатом I Всероссийского съезда крестьянских депутатов, трудился секретарем председателя Временного правительства А.Ф. Керенского. Большевистский переворот воспринял как контрреволюцию, считая, что к власти пришли "преторианцы". 2 января 1918 года впервые арестован большевистским правительством. Заявляет об отходе от политики и возвращении к "настоящему делу своей жизни" - культурному просвещению народа. Тем не менее ввязывается в "архангельскую авантюру" (попытка созыва нового Учредительного собрания для свержения власти большевиков Северного края). Попав в застенки великоустюжского ЧК, приговорен к расстрелу. От смерти спасли усилия друзей и статья Ленина "Ценные признания Питирима Сорокина", где вождь с удовлетворением оценил факт "отречения" Сорокина от политической деятельности. Причина его изгнания была за то, что он написал рецензию на книгу Н. Бухарина "Теория исторического материализма". Проживая за границей, он летом 1924 года приступил к чтению лекций в Миннесотском университете. В 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. В числе его студентов были будущие президент Джон Ф. Кеннеди, госсекретарь Дин Раск, консультанты президента У. Ростоу и А. Шлезингер. На Западе признан классиком социологии XX столетия. Питирим Сорокин был центром интеллектуальной и общественно-политической жизни Запада середины прошлого столетия. За помощью к нему обращались русские эмигранты, его советы принимали известнейшие американские политики, его учениками стали исследователи, внесшие огромный вклад в развитие мировой науки. Он мог стать одним из основателей русской социологии, а в итоге — стал у истоков американской. Умер в возрасте 79 лет после тяжёлой болезни.
Иван Ильин.В 1918 году была издана главная работа Ильина до высылки из России – «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Ильин видел смысл философии в постижении Бога и божественных проявлений в мире. Одной из самых известных книг Ильина является «Сопротивление злу силою», где он полемизирует с учением Льва Толстого. Он открыто поддерживал белое движение, выступал против реформы орфографии 1918 г., критиковал большевистскую власть. Вне России с 1923 по 1934 гг. Ильин работал в Русском научном институте в Берлине. Являясь главным идеологом белого движения (с 1927 по 1930 гг. издавал журнал «Русский колокол»), активно участвовал в общественной жизни Германии: выступал на антикоммунистических митингах, на первых порах активно поддерживал распространение фашизма в Европе, видя в нем защиту от коммунизма. В 1938 перебрался в Швейцарию, где обосновался благодаря помощи Сергея Рахманинова.
Николай Лосский.Русский религиозный мыслитель, один из основателей интуитивистской философии. Интуитивизмом Лосский называет «учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания» . Философ выделяет три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую. Важнейшим вкладом Лосского в русскую культуру считается сделанный им перевод «Критики чистого разума» Канта. С 1916 года Лосский был профессором Санкт-Петербургского университета. Однако после революции его лишили кафедры за христианское мировоззрение. После запрещения преподавательской деятельности последовала и высылка из России. До 1942 года Лосский жил в Праге. С 1942 по 1945 г. был профессором философии в Братиславе, в Чехословакии. Потом перебрался в Нью-Йорк, там он преподавал в Русской духовной академии. Умер Лосский в 1965 году, в Париже.
Сергей Трубецкой. Сын религиозного философа Евгения Николаевича Трубецкого. В 1912 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. На Первую мировую войну пытался уйти добровольцем, но не был допущен из-за проблем со здоровьем. После Февральской революции занимался антисоветской деятельностью. В 1919 году стал одним из инициаторов создания Тактического центра – объединения подпольных антибольшевистских организаций. Сергей Трубецкой был арестован в феврале 1920 года по обвинению в пособничестве контрреволюции. Верховный ревтрибунал при ВЦИК приговорил его к расстрелу, но наказание было заменено на 10 лет лишения свободы. В конце 1921 года Трубецкого освободили от отбытия наказания, а 29 сентября 1922 года выслали за границу. Сергей Трубецкой поселился в Берлине. До 1938 года работал в Русском общевоинском союзе (РОВС) – самой массовой организации русских эмигрантов, созданной П. Н. Врангелем; занимался публицистикой и переводами. Самая известная работа Сергея Трубецкого – книга мемуаров «Минувшее».
Лев Карсавин.Он был не только религиозный философ, но и историк-медиевист. Единственный человек из всех пассажиров философского парохода, который смог вернуться в Россию. Окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета. Защитил магистерскую диссертацию «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков», и докторскую – «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии». Кроме многочисленных трудов по истории религиозных течений, Карсавин разрабатывал собственную версию философии Всеединства. В 1918 – 1922 гг. участвовал в деятельности Братства Святой Софии, был одним из учредителей издательства «Петрополис» и Богословского института. В Берлине Карсавина избрали товарищем председателя Бюро Русского академического союза в Германии. Он участвовал в создании Русского научного института и издательства «Обелиск». В 1926 году переехал в Париж, где стал участником Евразийского движения. В 1927 году Карсавина пригласили занять кафедру в Литовском университете, в Каунасе. Там он преподавал до 1940 года, потом стал профессором Вильнюсского университета. В 1949 г. Карсавина арестовали за участие в антисоветском евразийском движении и приговорили к 10 годам лишения свободы. В 1952 году он умер от туберкулеза в одном из лагерей республики Коми
3. Заключение
29 сентября 2022 года российская историография отметила 100-летие высылки интеллигенции. Событие вызывает неоднозначные оценки. Одни считают, что большевики сделали капиталистическому миру подарок, выслав талантливые кадры. Другие уверены, что оппозиционная интеллигенция только бы мешала построить государство, которое восстановилось после Первой мировой войны и победило в Великой Отечественной, а через 12 лет запустило первый в мире спутник, отправила человека в космос. Но такие знаковые не только для национальной, но и для мировой культуры мыслители, как Алексей Лосев, Валентин Асмус, Василий Зубов, Густав Шпет остались в России и сделали для отечественной науки ничуть не меньше, чем философская школа за рубежом. Я думаю, что к «философским пароходам» следует относиться как к символу расставания общества со своей интеллигенцией. В конце концов если бы из страны уехали только те, кто оказался на этих двух кораблях, образовательная традиция в России от этого никак не пострадала бы. Но счет людей, покидавших страну в эти годы, — добровольно или насильственно, — шел на миллионы. А если прибавить к ним жертв Гражданской войны, красного террора, эпидемий и голода, интеллектуальный урон, нанесенный революцией в сотни, даже в тысячи раз превосходит потери, нанесенные высылкой «философских пароходов». К их пассажирам действительно отнеслись еще «по-большевистски гуманно». Им оставили возможность дальше жить и работать. Цели и задачи, которые били поставлены в работе я выполнила.
Интернет-источники
1.Русская Семерка russian7.ru - https://russian7.ru/post/7-glavnyx-passazhirov-filosofskogo-paroxoda/
2.Журнал "Родина" - https://rg.ru/2017/08/31/kem-byli-passazhiry-filosofskogo-parohoda-vyslannye-iz-rossii-v-1922-godu.html
3.Православный журнал "Фома" - https://foma.ru/filosofskiy-parohod-kak-i-zachem-bolshevistskaya-vlast-izbavlyalas-ot-myisliteley-intelligentov.html
4.Мир Истории - https://worldofhistory.ru/pochemu-nashih-uchenyh-vysylali-iz-sssr-i-chto-oni-zabrali-s-soboy/
Приложение I
Философский пароход в цифрах
Количество кальсон, число инакомыслящих, сумма ненаписанных в СССР книг, время до апоплексического удара Ленина и другие цифры, описывающие операцию «Философский пароход»
«Философским пароходом» Сергей Хоружий назвал операцию советских властей по высылке за границу или в отдаленные регионы РСФСР деятелей науки и культуры в 1922–1923 годах. Замысел выслать неугодную интеллигенцию возник в связи с массовыми забастовками профессоров и преподавателей университетов.
20–40
«…уволить 20–40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно», — просил Владимир Ленин в письме 21 февраля 1922 года Каменеву и Сталину, имея в виду профессоров Московского высшего технического училища, которые протестовали против вмешательства властей в учебный процесс.
6
Шесть дней оставалось до апоплексического удара Ленина, когда 19 мая 1922 года он писал письмо Дзержинскому: «Тов. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее...». Срок высылки за границу или в определенные местности РСФСР «лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям», не мог превышать трех лет (согласно декрету ВЦИК «Об административной высылке» от 10 августа 1922 года).
3
Три списка инакомыслящих, подлежащих высылке, были составлены в Государственном политическом управлении летом 1922 года: московский (67 человек), петроградский (51 человек), украинский (77 человек).
195
Всего 195 человек — врачей, профессоров, педагогов, экономистов, агрономов, кооператоров, литераторов, юристов, инженеров, политических и религиозных деятелей, а также студентов — были в первых списках 1922 года на выдворение.
35
Столько человек были вычеркнуты из списков после удовлетворения различных ходатайств.
Две засады было оставлено для поиска «антисоветского студенчества» в ходе операции с 31 августа на 1 сентября — всего в эту ночь из 33 намеченных было арестовано 15 учащихся.
2
Два поезда (Москва — Рига и Москва — Берлин) увезли 23 сентября 1922 года инакомыслящих.
Пароход «Обер-бургомистр Хакен»
30
29 сентября 1922 года из Петрограда отбыл пароход «Обербургомистр Хакен», на котором уплывали в город Штеттин около 30 профессоров университетов и философов из Москвы, Казани и других городов. Среди них — Николай Бердяев, Сергей Трубецкой, Александр Кизеветтер и другие.
10
Около 10 человек пришли проводить пароход «Обербургомистр Хакен». «На пароход нас не допустили. Мы стояли на набережной. Когда пароход отчаливал, уезжающие уже невидимо сидели в каютах. Проститься не удалось», — вспоминал Юрий Анненков.
17
16 ноября 1922 года отплыл из Петрограда в Штеттин пароход «Пруссия» с 17 высланными и членами их семей. Среди них были философы Николай Лосский, Лев Карсавин, Иван Лапшин, первый директор Пушкинского Дома Нестор Котляревский и другие.
60
3 декабря 1922 года из Грузии были депортированы в Берлин еще 60 человек.
1
По одному летнему и зимнему пальто, по одному костюму и одной шляпе разрешалось взять отъезжающим.
2
Два комплекта белья, по две рубашки (ночные и дневные), по две пары кальсон, чулок и обуви можно было положить в чемодан. Деньги и имущество брать с собой запрещалось.
3
Трое из высланных впоследствии вернулись в СССР: Долмат Лутохин (вернулся в 1927 году, работал старшим научным сотрудником ЦНИИ бумажной промышленности), Алексей Пешехонов (вернулся в 1927 году, работал экономическим консультантом в странах Балтии) и Александр Угримов (вернулся в 1948 году, работал агрономом на опытных станциях).
Писатель Н.Бердяев в доме Жуковских-Герцык. Фотография неизвестного автора. 1915 г.
Всего 21 профессиональный философ был выслан в 20-х годах в числе прочей интеллигенции, среди них: Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Михаил Осоргин, Питирим Сорокин, Сергей Трубецкой и другие.
21
21 книга Николая Бердяева была издана после его высылки из России. В России до высылки были изданы семь его книг.
29
29 лет использовалось судно «Пруссия», переименованное затем в «Крильон» Советским Союзом, пока в 1975 году не стало гостиницей «Морская I».
81
Спустя 81 год — 15 ноября 2003 года — на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге петербургским философским обществом установлен памятный знак с надписью «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки».
Приложение II
Приложение III
Приложение IV