Юные герои Кузбасса в годы Великой Отечественной войны

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Юные герои Кузбасса в годы Великой Отечественной войны

Ульянов И.В. 1
1МБОУ "Гимназия №41" г. Кемерово им. Г.И. Красильникова
Зачиняева Л.Ю. 1
1МБОУ "Гимназия №41" г. Кемерово им. Г.И. Красильникова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

У войны не детское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть,
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть…

И. Савельева

Введение

Каждый год, 9 мая, отмечая годовщину победы советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, мы с мамой ходим на Парад. Для нашей семьи – это Великий праздник! Мой прадедушка, Федор Иванович, воевал, вернулся с ранением с войны и долгое время проработал в колхозе. Бабушка и прабабушка в военные годы были моими ровесниками, им пришлось очень рано повзрослеть, трудиться в тылу. Конечно, я не застал их живыми, но рассказы родителей о них останутся в моей памяти навсегда.

Великая Отечественная война унесла миллионы жизней. Жизни не только солдат, но и мирных людей, среди которых были дети. Свой фронт был у каждого из них, и никто не отступил, не сдался. Стоя рядом со взрослыми, они ковали Победу – ту, что одна на всех. Беда не спрашивала у ребят возраста, ведь маленьких у войны не бывает, судьба заставила стать взрослыми. Война оборвала их детство.

В этом году исполняется 80 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. За это время родились и выросли несколько поколений. Общаясь с одноклассниками, я понял, что многие ребята даже и не слышали о трудной судьбе юных героев Великой войны. И мы решили взять именно эту тему для исследовательской работы. Нам хочется рассказать о детях войны моей малой Родины - Кузбасса, перенесших все ужасы войны, испытавших на себе все тяготы военного времени, но не сломавшихся, ставших впоследствии известными и знаменитыми людьми нашей страны.

Так и родилась тема нашего исследования, в котором мы выдвинули гипотезу, о том, что знания о Великой Отечественной войне, а именно о детях - героях этой войны очень важны в воспитании патриотического духа молодежи.

Целью нашей работы является: изучить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей, углубить знания моих сверстников о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Задачи:

  1. Рассказать о жизни детей Кузбасса в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

  2. Исследовать воспоминания кузбасских детей войны: о быте в тылу, о занятиях и образе жизни мальчишек и девчонок, о детских играх и развлечениях.

  3. Развивать у сверстников чувство сопереживания, понимания тяжести жизни детей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

  4. На примере жизни детей в военное время воспитывать чувство гордости за своё Отечество; создать необходимый эмоциональный настрой, побудить детей к размышлению о долге, памяти, патриотизме.

Предмет исследования:

Условия жизни детей нашей области в военное время и вклад в дело борьбы с фашизмом.

Методы исследования:

Изучение архивных материалов по теме исследования и анализ литературы, интернет – источников по данному исследованию; обобщение сведений, полученных из разных источников; анкетирование сверстников; анализ и обобщение информации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе используются документы из личных архивов людей, которые в годы войны были детьми. Дополнены малоизвестные исторические факты о жизни людей в Кузбассе в 1941-1945гг.

Актуальность исследования:

Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы о детстве живых свидетелей того времени.

Глава 1. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны

Главным вкладом Кузбасса в победу над Германией стало обеспечение фронта всем необходимым. Первые годы войны сложились для промышленности Кузбасса непросто.

На территорию Кемеровской области эвакуировали 82 предприятия — чисто военные, угольной и химической промышленности, металлургии.(Приложение Рис.1, Рис.2). Прибывшие токарные станки оставались под открытым небом, несмотря на падающий снег. Стояла задача: за три месяца поставить заводы, научить население на них работать и начать выдавать продукцию. На базе отремонтированного оборудования было создано 33 новых завода, включая 10 оборонных. Женщины учились работать на тяжелейшем оборудовании, подростки, не достающие до станков, работали, стоя на ящиках. (Приложение Рис.3, Рис.4).

С первых дней войны приближать Победу помогали тысячи детей, у них было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу маленькие герои сутками трудились на заводах, собирали металлолом, лекарственные растения, девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака, ребята помогали раненым в госпиталях. (Приложение Рис.5).

Рядом с нами еще сейчас живут люди, которые помнят Великую Отечественную войну и могут многое рассказать о ней.

Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как всё это было…

Глава 2. Школы в Кузбассе в годы Великой Отечественной войны

Во время войны занятия в школах Кузбасса ни на день не прерывались, хотя часть учителей ушла на фронт, а десятки школьных зданий были заняты под госпитали.

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. К тому же в школах не было ни бумаги, ни чернил, а в семьях не хватало обуви, чтобы отправить детей на учёбу. Вместо тетрадей ученики писали на белых полях книг или газет, используя смесь варёной свёклы и сажи.

Из воспоминаний Любови Аркадьевны Ц., чье детство прошло в военные годы в деревне Кур-Искитим Кемеровского района (ныне это Заводский район г. Кемерово): «В мои девять лет на мне, как на старшей, было двое младших: 6 лет братику и один год сестре, огород в 15 соток и домашние животные. У нас на троих были одни старые валенки, одна телогрейка.

Школа в деревне – начальная. До конца войны в школе не было ни электричества, ни радио. Уроки проходили при керосиновых лампах: одна на столе учителя, вторая на предпоследней парте среднего ряда. Тетрадей не было вообще, писали, кто на чем мог, букварь был на троих один, а во втором, третьем и четвертом классе – на четыре человека один учебник.

С пятого класса мы учились в школе в поселке Ягуновском. Это от нашей деревни было в семи километрах. В первую и вторую смену учились местные дети, а мы из ближайших деревень – в третью. Занятия начинались в пять часов, а из дома мы уходили в три часа дня и приходили после девяти вечера. Ни зонтов, ни плащей у нас не было, иногда сидишь на уроке, а под тобой лужа от мокрой одежды, а после занятий – обратный путь домой.». (Приложение Рис.6).

Из воспоминаний Анны Александровны Л., бывшей вожатой школы № 18 г. Новокузнецка: «Здание школы было кирпичное, с печным отоплением. В войну уголь для школы ребята собирали сами. Каждый день по очереди ходили на отвал, по маленькому кусочку выбирали из породы. Приходили в школу иззябшие, с красными ручонками.

А потом доставали из сумок, а то и просто из-за пазухи тетради, сшитые ими же из бумажных желтых мешков, чернильницы с разведенной сажей и писали. Учились все хорошо, хотя учебник был один на 6-10 человек. Хорошая учеба – это тоже помощь фронту, считали ребята. А ну как узнает отец там, на фронте, что сын его получает двойки, подумает: «Что же ты, сынок, меня подводишь? Я фашистов бью, чтоб ты мог учиться, и не как-нибудь, а на пятерки и четверки…».

Глава 3. Дети на полевых работах

В наши дни мало кто знает, что учащиеся военных лет летних каникул не имели, в это время они ездили на уборку урожая и другие сельскохозяйственные работы. Дети заменили взрослых на сельхозработах, начиная с грозного лета 1941 года.

Для того чтобы представить, в каких тяжелейших условиях дети выполняли свою работу, каким трудом доставались их перевыполненные планы, обратимся к воспоминаниям Зубковой (Осокиной) Анны Федоровны, выпускницы школы №12 г. Новокузнецка: «Как только кончался учебный год, нас сразу же «мобилизовывали» на уборку урожая. По окончании шестого класса нас собрали в бригаду во главе с классным руководителем и направили на полевые работы. Мы пропалывали картофель, морковь, свеклу с восьми часов утра и до заката солнца. Правда, после обеда мы отдыхали до четырех часов дня…

В августе нашу бригаду отправили в Мыски, с деревню Безруково. Надо было жать рожь серпами, а мы не умели. Поэтому работали медленно, плохо. И кормили нас здесь плохо. Мы шелушили колоски и ели сырое зерно…». (Приложение Рис.7).

Моей бабушке, Ульяновой Евдокии Петровне, было 12 лет, когда началась война. Она вместе с мамой и старшей сестрой жила в деревне. «Мы росли в труде, без дела никто не сидел … Работали много, трудились в поле, в колхозе рядом со взрослыми, сеяли просо, гречиху, растили картошку, морковь, лук. Осенью весь сентябрь копали картошку на полях. У нас была норма – 10 корзин за день, это было очень трудно, дождь, снег, а копать все равно надо. Никто без разрешения с колхозного поля даже одну картофелину не мог унести. Помню, как зимними вечерами мы вязали носки, рукавицы для солдат, платочки носовые вышивали, отправляли, что могли, на фронт.». За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны бабушка награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». (Приложение Рис.8).

Из рукописи статьи «Учащиеся в борьбе с сорняками» для газеты «Советская Сибирь» директора Зареченской неполной средней школы Беловского района от 13.06.1942: «Вот только на днях они учились в школе. Хорошо учились, ну а теперь для Родины, для фронта и для себя нужно хорошо поработать на колхозных полях… Бывшие пятиклассники, работая на прополке в колхозе, выполняют норму почти в два раза, а им еще только по 12 лет…».

Глава 4. Сыновья и дочери заводов

Из-за того, что рабочих рук на производстве и в колхозах всё равно не хватало, с мая 1942 года работать на производстве разрешили подросткам старше 14 лет. Для этого Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения», который устанавливал для детей шестичасовой рабочий день. Однако ребята трудились намного больше. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи. Работали все и старшие, и младшие, работа была разной, но по-своему трудной.

Из воспоминаний Васильевой Зинаиды Николаевны: «В 1944 году мне было 15 лет. Я работала на 526-м военном заводе, в цехе ОТК (Отдел технического контроля). Проверяла магазины к пулеметам Дегтярева. Работала также в седьмом цехе на выпуске малокалиберных винтовок.

Работали с восьми часов утра до восьми вечера, а если нужно было – и дольше. В день давали по 700 граммов хлеба, а если работали сверхурочно, получали дополнительный паек – две ложки пшенной каши и кусочек селедки…». (Приложение Рис.9, Рис.10).

Трудно приходилось детям. При 12-часовой смене обедали дважды. Хлебного пайка не хватало, требовалось дополнительное питание.

Из воспоминаний Марии Ивановны Ч.: «После седьмого класса я ушла из школы работать на завод. Поэтому образование так и не получила. Сестра стала работать после шестого класса, а брат – после четвертого. Работали по двенадцать часов. Без выходных и отпусков. Тяжело было. Плачешь в уголочке цеха от голода и усталости. А начальник ОТК подходит, успокаивает…».

Глава 5. Военные годы глазами знаменитых людей - детей Кузбасса

Конечно, тяжелые годы военной поры у детей были по всей стране. Но я родился и живу в Кузбассе, а, как известно, большой патриотизм начинается с малого – любви к тому месту, где ты родился и живешь. Поэтому я и решил рассказать о юных героях моей малой Родины.

У нас в Кузбассе есть настоящие герои, те, кто в юном возрасте встретили тяжелые годы войны.

Мальчишке Алексею Леонову было шесть лет, когда началась война. «Мы жили в Сибири, в селе Листвянка Кемеровской области. Войны мы нахлебались. Голод, холод, одни валенки на двоих, в школе – пятьдесят граммов хлеба да ложечка сахара и все. Но выжили ведь! Только снег сходил – мы, ребятня лет восьми, все уходили в тайгу. По три-четыре дня там находились. У меня с тех военных времен такая уверенность, что окажись я в тайге хоть теперь, то найду чем питаться: ягоды, листики, корешки… Война научила: каждый дрозд – сто граммов мяса.». Алексей Архипович Леонов стал известным летчиком-космонавтом, первым человеком, вышедшим в открытый космос. Его именем назван кратер на Луне, а также многие улицы и школы в различных городах России. В пгт Тисуль Кемеровской области есть Детская художественная школа № 14 имени А. А. Леонова. Аэропорт в Кемерово также носит название этого известного всему миру космонавта. Алексей Архипович умер пять лет назад. (Приложение Рис.11).

Из воспоминаний Юры Захарова: «Детство я провел в Анжеро-Судженске Кемеровской области. Во время войны, в первые ее годы, в четырехлетнем возрасте я не помню чувства острого голода, но чувство постоянного недоедания было. Совсем тяжело стало в 1943-1944 гг. Голодно. Если одежда еще какая-то была, то с обувью были проблемы. Очереди в магазинах за продуктами были огромными. Мы, дети, стояли в них по нескольку часов, меняя друг друга.». Юрий Александрович Захаров стал заслуженным деятелем науки РФ, член-корреспондент РАН, действительным членом МАН ВШ и Российской академии естественных наук, доктором химических наук, лауреатом премий Совета Министров РСФСР и Правительства РФ, д. х. н., профессором, Главным научным сотрудником, заведующим Лабораторией неорганических наноматериалов ИУХМ ФИЦ УУХ СО РАН. Юрий Александрович скончался в июле прошлого года. (Приложение Рис.12).

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, единственный ныне живущий космонавт из первого отряда космонавтов СССР Борис Валентинович Волынов вспоминает: «В войну мне было семь лет. Помню, что сразу исчезла еда – появились карточки. Голод я узнал не по рассказам – испытал на себе. Мы жили в шахтерском Прокопьевске. Оголодал так, что попал в диспансер, созданный специально для спасения детей-дистрофиков. С братиком собирали на помойках «черный паслен», ели жмых, ходили в тайгу за восемнадцать верст за грибами, ягодами и кедровыми шишками. Спасались природой… Ползал по ямам в поисках угля, собирал по кускам и вез домой. Мало задумывался, насколько опасно было спускаться в эти провалы, где время от времени погибали люди… Мама работала в госпитале. Мы ходили туда развлекать раненых – пели им песни, читали стихи, помогали писать письма.». В декабре прошлого года Борису Валентиновичу исполнилось 90 лет. В Прокопьевске, где он провел детство и юность, его именем названа улица и школа, а также установлен Бронзовый бюст космонавта. Новокузнецкому аэропорту (Спиченково) присвоено имя Бориса Волынова. (Приложение Рис.13).

Глава 6. Представление современных детей о сверстниках времен Великой Отечественной войны

Мы решили узнать, что знают наши сверстники о детях военного времени. Было проведено анкетирование учащихся нашего класса до и после моего выступления, опрошено 25 учеников 2016 года рождения. Анкетирование проводилось анонимно.

Вначале результаты показали плохую осведомленность ребят о фактах ВОВ, о жизни детей в период 1941-1945гг. День Победы у многих ассоциируется с салютом и парадом. Ребята слабо представляют себе образ жизни людей военного времени. Мало кто из детей знает о военном детстве своих прадедов и прабабушек.

На вопрос, знают ли они о том, какое детство было у их прадедов, отвечали, что детство у них было плохим, не было компьютеров. Мечтали об игрушках, ели конфеты и мороженое.

После моего доклада, мы увидели огромную разницу в ответах на вопросы.

Дети войны жили и живут среди нас, это наши прабабушки и прадедушки. Дети войны – это особое поколение. Война осталась в воспоминаниях этих людей с самой горькой стороны. Когда при встрече просишь что-нибудь рассказать о войне, все отвечают одинаково: «Да что там рассказывать. Жили мы плохо, голодно. Да ждали, когда наступит Победа».

Мы составили для ребят класса брошюру с воспоминаниями свидетелей Великой Отечественной войны, тех, кто был в те годы детьми. Чтобы помнили! Гордились своими земляками!

Заключение

Великая Отечественная война… Как далеко она от нас – современных мальчишек и девчонок. Наше детство – счастливое и почти беззаботное. Мы можем учиться и заниматься интересными делами, встречаться с друзьями и совершать увлекательные путешествия. Нам невозможно представить, что такое голод и непосильный труд. Но теперь мы знаем, что более 80 лет назад была война, рвались снаряды и гибли люди, а наши ровесники так и не узнали что такое детство.

Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети, которые пережили войну, прошли самое суровое испытание, которое может выпасть на долю человека. Они достойны уважения, мы должны знать их имена, чтить и помнить об их маленьких и больших подвигах.

Мы, внуки и правнуки, находясь сегодня рядом с ветеранами, тружениками тыла должны сделать все, чтобы связь поколений никогда не прервалась.

Имена многих героев известны теперь всему миру, а имена других – почти никому. Но все они достойны того, чтобы их помнили!

Гипотеза о том, что знания о Великой Отечественной войне, а именно о детях - героях этой войны очень важны в воспитании патриотического духа молодежи, оказалась верной.

Их силуэты почти не видны,

В маршах их голос совсем не приметен -

Дети Великой и страшной войны.

Может герои, но, в сущности - дети.

Список использованных источников и литературы

  1. Боголепова, Л. 3. Дети военного времени: историко-биографический справочник / Л. 3. Боголепова, Л. А. Циркина; Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2016. - 160 с.

  2. Дети войны: юные новокузнечане в годы Великой Отечественной войны: сборник / [составитель Н. А. Кирилова]. – Новокузнецк, 2005. – 60 с.

  3. Звездные дети Победы: [сборник] / авторы-составители И. Ю. Слободянюк, А. Ф. Сухановский; главный редактор А. Ф. Сухановский; предисловие С. Цивилева. - [Архангельск]: СК-Столица, 2018. – 397.

  4. Кемеровчане в годы войны 1941-1945 гг. Докум.-худож. репортаж, [Сб./ Авт.-сост.: В.К. Ткаченко; Ред.: В.А. Коньков]. — Кемерово: Сибирский родник, 1996. — 276с. ил.

  5. Победа остается молодой: Сборник документальных материалов/ Отв. ред. В.А. Сергиенко. - Кемерово, 2006. - 272 с.

  6. Шуранов Н.П. Кузбасс: все для фронта. - Кемерово: Скиф, 2005 (ОАО ИПП Кузбасс). – 245.

  7. Интернет-источники.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Эшелон с эвакуированным оборудованием в годы ВОВ, 1941.

Рисунок 2. Железнодорожный вокзал станции Кемерово принимал эвакуированное оборудование.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 3. Работа женщин и детей в тяжелые годы ВОВ.

 

Рисунок 4. Организация нового производства военного оборудования.

 

Рисунок 5. Экспонат фонда Кузбасского краеведческого музея «Варежки, отправленные кузбассовцами-труженниками тыла солдатам Красной Армии на фронт».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 6. Сельская школа в годы ВОВ, 1941-1945.

Рисунок 7. Дети в военные годы на уборке овощей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

   

Рисунок 8. Награда моей бабушки Ульяновой Евдокии Петровны.

Рисунок 9. Дети на заводах в военные годы, 1941-1945.

Рисунок 10. Все для фронта, все для Победы. Дети у станка, 1941-1945.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рисунок 11.

Алексей Архипович Леонов
(30.05.1934- 11.10.2019), лётчик-космонавт СССР, первый человек, вышедший в открытый космос (1965), дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, лауреат Государственной премии СССР.

Рисунок 12.

Юрий Александрович Захаров (30.03.1938-23.07.2024) — российский химик, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 13. Борис Валентинович Волынов,
родился 18.12.1934 — лётчик-космонавт СССР,
дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук (1980).

Просмотров работы: 75